438 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский и Уфимский (1768–1842). Автор нескольких печатных «Слов». Список рукописных произведений Августина составлен Н. Калинниковым («Странник». – 1866. – 6). 439 После 30-летней службы в Св. Синоде Я. Гиновский составил сборник «Оглавление законам Греко-Российской Церкви» в пяти частях: 1) о законоположении церковном и о церковных законах или правилах; 2) о церквах, монастырях, церковных вещах, церковной и монастырской собственности; 3) о Св. Синоде, Архиереях и епархиях, делах духовенства и монашества; 4) о местах и заведениях духовного ведомства (училищах, типографиях, богадельнях) и 5) о управлении судебной части. Первые две книги вышли в 1827 и 1828 гг. Однако неясное расчленение канонических и догматических понятий, смешение законоположений с распоряжениями, спутанность систематизации и неточность редакции вызвали резкий отзыв о книге со стороны святителя Филарета (Дроздова) , после чего издание было остановлено. 440 Куницын Александр Петрович (1783–1841) – выдающийся русский юрист. Служил в Комиссии для составления законов, преобразованной во II отделение Собственной Ее Величества Канцелярии. В 1835 г. под его руководством составлен «Сборник», в который вошли: а) все постановления по церковным делам от верховной власти и от Св. Синода изданные, б) определения Св. Синода по частным делам, коих сила распространена на подобные случаи, или которые приняты примером в решении других частных дел, в) решения Св. Синода по вопросам духовных и светских властей о случаях недоуменных, которые не определены ни каноническими правилами, ни отечественными узаконениями, и г) указы Св. Синода епархиальным начальствам, излагающие способы приложения общих государственных законов к делам духовного ведомства. Однако «Сборник» остался в рукописи. 441 Завьялов Алексей Александрович (1861 – 1907) – писатель. Выпускник С.-Петербургской дух. академии (1885). Состоял прокурором и управляющим канцелярией Московской синодальной конторы. Главные его труды: «Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II» (СПб., 1900, магистр. дисс.); «К вопросу о браке и брачном разводе» (СПб., 1892); «О присяге» (СПб., 1901); «Римские катакомбы» (СПб., 1903) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1840 г. киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779–1857/8) начал работы по обновление фресок церкви Успения XI в. в Киево-Печерской лавре. К сожалению, история реставрации ансамбля фресок XI в. в Софии Киевской свидетельствует о несовершенстве методов той эпохи. Реставрация иконостаса кафедральной церкви Успения в московском Кремле была более успешной: Николай Иванович Подключников (1813–1877) разработал новые технические средства реставрации икон 2477 . К cep. XIX в. появляются обобщающие исследования, которые ставят вопросы стилей и художественных школ в русской иконописи. Одним из первых был профессор Московского университета Иван Михайлович Снегирев (1793–1869) 2478 , знаток церковной истории и топографии Москвы 2479 , искусства и археологии Византии и Древней Руси 2480 . Вместе с архитектором и археологом Алексеем Алексеевичем Мартыновым (1818–1903) Снегирев опубликовал сборник планов и рисунков памятников русской архитектуры, в том числе документов, найденных в церковных архивах 2481 . Для изучения икон многое сделал Иван Петрович Сахаров (1807–1863) 2482 . Эти исследователи попытались решить сложные проблемы хронологической классификации икон, выявления характерных черт стиля иконописи различных периодов, идентифицировать региональные школы. Задача трудная, в особенности потому, что многие иконы были покрыты позднейшими записями и составить представление о стиле первоначальной живописи едва ли было возможно. Важную работу проделал Дмитрий Александрович Ровинский (1824–1895) 2483 , юрист по образованию и коллекционер. Он написал серьезный труд, в котором собрал множество точных сведений об иконах, коллекциях и иконописцах, выявив свыше 600 имен мастеров 2484 . Коллекционеры. Одной из самых старых частных коллекций было собрание Павла Федоровича Коробанова (1767–1851), включавшее иконы, сосуды и другие предметы церковного и частного быта вв. 2485 Многие коллекционеры икон и средневековых рукописей принадлежали к сословию сановников, вельмож, аристократов. Среди них – канцлер граф Николай Петрович Румянцев (1754–1826), его коллекцию рукописей, в которой были редкие Евангелия с миниатюрами вв., описал известный филолог и палеограф Александр Христофорович Востоков (1781–1864) 2486 . Президент Академии художеств граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744–1817) вошел в историю русской культуры в связи с находкой рукописи «Слова о полку Игореве». Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882) в течение многих лет, с 1837 no 1874 г., был председателем Российского общества истории и древностей и одним из основателей Археологической комиссии. Известными коллекционерами и исследователями были граф Дмитрий Николаевич Шереметев (1803–1871), граф Федор Андреевич Толстой (1758–1849) и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Ковровский, свт. Ключевые слова: XX в., Владимир, МДА, Москва, Новомученик, Радонеж, Русь, Святитель, Соловки, Коми (Вычегодская Пермь), Карелия, Кемерово, Мариинские лагеря, Мордовия, Сибирь, Омск, Ярославль Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Афанасий Ковровский, свт. - житие Родился будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) 2 июля (ст. ст.) 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Родители Сергия, Григорий и Матрона, жили во Владимире. Отец, уроженец Суздаля, был надворным советником, мать происходила из крестьян. Их доброта и благочестие стали благодатной почвой, на которой взрастали духовные дарования их единственного сына. Нареченный в честь печальника земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, будущий владыка глубоко воспринял беззаветную любовь к Церкви и Отечеству, которая так отличала Преподобного. Детские и юношеские годы Сергия Сахарова прошли в древнем и святом граде Владимире-на-Клязьме. Трудности и испытания в жизни Сергия начались с малолетства, став той жизненной средой, в которой он духовно мужал. Отца мальчик лишился в раннем возрасте, но в матери своей нашел все, что нужно было для достойного вхождения в жизнь. Она желала видеть его в монашеском, чине, и за это Сергий был признат[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2005.] Столбик Царских врат (фрагмент). Синицына Е. (выпускница Иконописной школы 2005 г.). Сергиев Посад. 2005 г. Иконостас храма прп. Сергия Николо - Волосовского женского монастыря Владимирской епархии. Файл 4355.jpg:   Размер: 427x1200, 0.51 MPix, 99 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (248) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1293

Также через дорогу была каменная двухэтажная гостиница для приезжающих богомольцев. Тут же был странноприимный ночлежный дом и деревянная двухэтажная монастырская больница, которой заведывал доктор Рудин и монахиня Елизавета Иевлева. Тут же был большой дровяной сарай, каретник и другие помещения. В полверсте от монастыря на поле были две риги с крытой ладонью 153 и три больших сарая, где хранилась мякина, солома и другие принадлежности. Вблизи находились дома для священнослужителей: 1. протоиерей Николай Розин, помер в г. Мологе в крайней бедности; 2. протоиерей Димитрий Сахаров, умер в г. Тутаеве, где много лет служил в церкви Покрова Божией Матери; 3. дьякон Димитрий Михайлович Преображенский, умер в Питере у сына; 4. псаломщик Никольский Александр В. Где умер? Не знаю. Тут же стояли дома, где жили вдовы да дети умерших церковнослужителей: жена священника о. Иоанна Торопова с грудой детей, жена псаломщика Константина Ив. Смирнова с охапкой детей – и все мал мала меньше. Тут же стояли два дома: в одном жили старые девы, дочери дьякона Константина Морева, а в другом какие-то родственники протоиерея Константина Студитского. Это были последние насельники и слуги обители святителей Христовых Афанасия и Кирилла и иконы Тихвинской Богоматери. ОПТИНА ПУСТЫНЬ На кладбище города Мологи, за алтарем церкви Всех Святых, с правой стороны находился скромный памятник из черного мрамора, на котором с одной стороны такая надпись: «Под сим камнем погребено тело Московского купца Ивана Григорьевича Путилова. Жития его было 57 лет; скончался в 1809 году. Января 2 дня», а с другой стороны написаны имена его детей, воздвигнувших памятник: «Путиловы дети: Моисей, игумен Оптиной пустыни. Исаия, игумен Саровской пустыни. Антоний, игумен Малоярославецкого Никольского монастыря». Старцы и подвижники Оптиной пустыни. Первым насельником Оптиной пустыни в 1625 году был игумен Сергий. В 1630 году там была деревянная церковь , 6 келий и 12 человек братий. И управлял ею иеромонах Феодор. В 1795 году митрополит Платон назначил в Оптину строителем иеромонаха Иосифа, а через год вместо его был назначен отец Авраамий. До этого он жил в Пешношском монастыре и занимал должность огородника. Отец Авраамий был болезненный и смиренный. Он пробовал отказаться от управления обителью, но старцы Самуил Голтувенский и Иоанн Пешношский сказали, что это зов Божий, и отец Авраамий отправился в Оптину. Обитель он принял в очень бедном состоянии, даже «не было полотенец руки обтереть служащему». Братии было три престарелых монаха. Отец Авраамий очень много сделал для блага обители и помер в 1817 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Если у Вас еще календари есть, пожалуйста мне одну пришлите через Анюту, 2, которых Вы мне давали, посылаю Нюри [в] Карши, у них нет календари, и очень просит, но где взять. Прошу, не оставьте без внимания [в] своих молитвах грешную неключимую рабу Вашу м. В[арвару]. 4/5 57 Д. 23. Л. 109–109 об. Подлинник. Автограф. 158 Речь идет о К. И. Гришановой (в монашестве Сусанна), которая была арестована и проходила по одному следственному делу с епископом Афанасием. 159 Предположительно, что автор датирует по старому стилю, так как письмо написано после дня памяти протоиерея Владимира Богданова – 10 ноября 1931 г. 161 На окраине Загорска (ныне г. Сергиев Посад), возле железной дороги на Александров, был расположен поселок под названием Козья горка (Владыка Афанасий в письмах называл это при­бежище «Козие царство»). Там поселились несколько женщин, главным образом из числа духов­ных чад о. Владимира Богданова – монахиня Серафима (Ольга Илиодоровна Сахарнова), Ли­дия Дмитриевна Гаврилова, инокиня Серафима (Софья Ивановна Федорова), Анна Никитична Крылова и др. В их дом иногда во время своих приездов в Загорск заходил епископ Афанасий (Сахаров) . 162 Датировано по дню праздника преподобного Никона Радонежского, накануне которого написано письмо. 163 Платон (Кульбуш Павел Петрович; 1869–1919), священномученик, епископ. В 1917 г. рукопо­ложен во епископа Ревельского, викария Рижской епархии. 166 Вероятно, имеется в виду Софья Ивановна Федорова (инокиня Серафима), которая сопрово­ждала о. Владимира Богданова во всех его скитаниях. 170 Сергия (Голубцова Наталья Александровна; 1896–1977), монахиня, сестра архиепископа Сер­гия (Голубцова). В 1948 г. была арестована, выслана в Сибирь. В 1954 г. вернулась, проживала в Загорске, была келейницей у наместника Лавры архимандрита Пимена (Извекова). 176 Вероятно, м. Варвара имеет в виду себя: Анц – русифицированный вариант имени Ханс (крат­кая форма имени Иоганн). 177 Карпов Георгий Григорьевич (1898–1967), генерал-майор КГБ СССР, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР с сентября 1943 по март 1960 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

При этом владыка Афанасий подчеркивает, что потаенный характер их жизни не означает разделения Церкви. В поисках критериев для определения дальнейшего пути (вслед за А.Л. Бегловым можно выделить две крайности – «легализацию» и формирование «катакомбной субкультуры») еп. Афанасий выше всего ставит сохранение единства: Когда было обновленчество, когда был «григорьевский» раскол, я со всею решительностью говорил: «В обновленческие и “григорианские” храмы ходить нельзя, ибо они отделились от законного чиноначалия церковного». Может быть, некоторые из современных священнослужителей грешнее обновленцев, но они ни ереси не проповедуют, ни раскола не создают. И потому у нас нет законных оснований резко отделяться от них 54 . Апеллируя к канонам 55 и прежде всего к Евангелию, владыка Афанасий учит различать между церковью и ее «тёмным двойником» ( С.И. Фудель ): «И я думаю: учение их, когда они учат доброму, надо слушать, благословение их, которое они преподают именем Божиим, надо принимать. А по делам их неправым не надо поступать. Будите убо мудри, яко змии, и цели, яко голуби» 56 . Письмо еп. Афанасия дает понять, что «непоминающее» духовенство исчезло или исчезает, и членам катакомбной церкви остается выбор между постепенной маргинализацией и участием в богослужении легальной церкви: Все то, что в деятельности Патриарха и Патриархии смущает и соблазняет ревностных ревнителей, – все это остается на совести Патриарха, и он за это даст отчет Господу. А из-за смущающего и соблазняющего, что иногда может быть не совсем таким, каким нам кажется, – только из-за этого лишать себя благодати Святых Таинств – страшно 57 . Понимая трагическое положение людей, совесть которых смущается от соприкосновения с неправдой внутри церковных стен, еп. Афанасий не осуждает и «изоляционистов»: «Не дерзаю я сказать: “Не ходите в Церковь ”, хотя и не осуждаю тех, которые не ходят в храмы» 58 . Однако главный призыв его в 50-е годы: по мере сил служить церкви, и – здесь слышится намек на своего рода «затвор» – прежде всего молиться о ней: «Не отделяться, – а будем усерднее молить Господа о том, чтобы Он умудрил и помог Патриарху Алексию и всем у кормила церковного сущим право правити слово Истины и чтобы нас всех Господь наставил так поступать, чтобы совестью не кривить, против единства церковного не погрешать и соблазнов церковных не умножать» 59 . Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Я был очень рад, когда меня навестила Татьяна Григорьевна, и посетовал на тех, кто проезжал мимо меня и не заехал ко мне. Я по милости Божией чувствую себя более или менее удовлетворительно. Благодарю Бога, что каких–либо острых болей не испытываю. Только очень быстро утомляюсь и много времени провожу в горизонтальном положении. Для моих лет это не удивительно. Ведь мне уже на 73–й год десятый день идет!.. Но духом я бодр, за что бесконечно благодарен Господу. Понемногу занимаюсь русской агиологией и церковным уставом. Только… Кому все это нужно будет, кого это будет интересовать?… Но продолжаю, потому что мне самому все это очень дорого, мне самому все очень интересно… Еще раз всех горячо и сердечно приветствую. О всех молитвенно памятую, на всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. Богомолец Ваш, епископ Афанасий 24 июля 1959 года Письмо 157 Л. И. Синицкой 7 февраля 1960 г., пос. Петушки, Владимирская обл. Свят[ителя] Григория Богосл[ова] Милость Божия буди с Вами, родная моя Людмила Ивановна! Сердечно приветствую Вас и всех сущих с Вами с дорогим именинником. Вы удивитесь, так как у нас не принято поздравлять с именинником, когда именинник скончался. Но я думаю, что это не совсем правильно!… Ведь поздравляем же мы своих близких с именинником и в том случае, когда сам именинник отсутствует, когда он находится в другом месте, вдали от нас. А у Бога нет мертвых, все бо Тому живи суть 335 . И наши усопшие ближе к нам, чем здравствующие наши друзья и сродники, живущие, напр[имер], в другом городе. Поэтому–то я и приветствую Вас еще раз с сегодняшним дорогим именинником. Дай Бог Царство Небесное незабвенному отцу Григорию, а Вам всем, мои родные, желаю здравия и спасения и многих, многих лет жизни на радость и утешение друг другу. От всего сердца приношу Вам глубокую благодарность за Вашу добрую память, за Ваши заботы. Гостинец Ваш и книгу и деньги давно получил. Спаси Вас, Господи. Простите немощного и ленивого старика, что долго не извещал Вас. Немного приболел, с неделю провалялся в постели, где–то подхватил грипп. Теперь, слава Богу, оправился.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Затем мне надо бы платяную щетку иметь. Попробуй побывать в Зачатьевском монастыре, поговори там с игуменией о нашей матушке 9 . А как здоровье Владимира Григорьевича Наркевича? Да, заберите у о. Германа 10 распоротые черные облачения. Может быть, когда-нибудь сделаю. Где-то теперь Агриппина Мухина 11 , которая вышивала, и матушка Аврамия 12 , которая шила мне облачения? А что, к страстной-то его они мне не сделают? Впрочем, это я так, совсем невсерьез болтаю. Знаю, не до моих облачений им теперь. В субботу постарайся получить свидание. Проси личное, напирая на то, что я уже осужденный. Но если не дадут свидания, – не огорчайся очень. Крепко целую тебя, моя дорогая. Всем, всем кланяюсь и благословляю. Любящий Е[пископ] Афанасий Нельзя ли в субботу принести жаренной на сковороде картошки. Я ее разогрею. Жарил и сам я, да много возни, сковорода у нас небольшая. Письмо 7 Матроне Андреевне Сахаровой Не ранее 5 марта 1923 г. Москва, Таганская тюрьма Милая и дорогая моя мамочка! Ну что же, ты уезжаешь сегодня во Владимир? Господь да благословит тебя. Поезжай с Богом. Всем православным там передай мой сердечный привет и благословение и просьбу – оставаться православными, нимало не колеблясь. Если заколебались священники – им большая опасность грозит, их запугали. Конечно, по-настоящему, они не должны бы ничего бояться. Но что же поделаешь, если струсили. А мирян, за то, что не станут ходить в те церкви, где поминают ВЦУ, – чем будут пугать? Поэтому усердно прошу всех православных отнюдь не ходить в те церкви, где поминается ВЦУ. Лучше совсем остаться без службы церковной, чем участвовать в кощунстве вместе с отступниками. Теперь о личных делах. Если придется ехать в Зыр[янскую] область, хорошо бы иметь при себе, или чтобы о. Дамаскин привез, это лучше, примус и пару кастрюлей и пару же сковородок. Как-нибудь об этом подумайте. Затем надо будет прислать мой бумажный черный подрясник, и, пожалуй, понадобится драповая ряса. Если придется жить в Усть-Сысольске, где живут митр[ополит] Кирилл, архим[андрит] Неофит и др., я думаю, к ним изредка будут приезжать разные оказии, с которыми можно будет и кое-какие вещи переправлять. Надо будет только завести с ними сношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Благодать Божия подается в Церкви и освящение совершается не священниками и не зависит от их личных достоинств, а только чрез священников. И через недостойных архиереев или иереев совершаются Таинства. Господь посылает ангела Своего, который за недостойных священнослужителей невидимо совершает службу Божественную и подает благодатное освящение с верою приступающим. Не дерзаю я сказать: «Не ходите в церковь », – хотя и не осуждаю тех, которые не ходят в храмы. Когда было обновленчество, когда был григорьевский 251 раскол, я со всею решительностью говорил: «В обновленческие и григорианские храмы ходить нельзя, ибо они отделились от законного чиноначалия церковного». Может быть, некоторые из современных священнослужителей грешнее обновленцев, но они ни ереси не проповедуют, ни раскола не создают. И потому у нас нет законных оснований резко отделяться от них. И я думаю: учение их, когда они учат доброму, надо слушать, благословение их, которое они преподают именем Божиим, надо принимать. А по делам их неправым не надо поступать. Будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие 252 . Не лишайте себя утешения молиться в храме Божием. Молитва домашняя не может заменить молитву церковную. Одна благочестивая старица писала мне: «Я хожу в храм, но что не нужно слушать, то не слушаю». Это она писала в середине 30–х годов, разумея незаконное возношение имени митрополита Сергия во всех случаях рядом с именем единственного законного первоиерарха митр[ополита] Петра. Верю, что Господь не осудит нашу ревность, если она даже и не по разуму. Молю Бога, чтобы меня и братию мою, единомысленную мне, Он Сам наставил и умудрил так, чтобы нам против единства церковного не погрешить, совестию не покривить и соблазнов не умножить. А об иерархии нашей и о всех у кормила церковного сущих усердно молю Господа, да умудрит их право править слово Истины 253 . 1955 г. Епископ Афанасий Письмо 126 Архимандриту Сергию (Голубцову) 27 (?) июня 1955 г., Тутаев Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец архимандрит Сергий!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Андреева (урожденная Фроловская) Наталья Николаевна (1887–1970), жена протоиерея Феодора Андреева. В 1921– 1922 – училась в Богословском институте. Принимала активное участие в церковно-общественной жизни. В сентябре 1930 – арестована по делу «Всесоюзной к.-р. монархической организации церковников ИПЦ». Приговорена к 3 годам ссылки. Вернулась в Ленинград в сер. 1950-х. Андреевский Иван Михайлович (1894–1976), писатель, историк Церкви. Учился в университете в Париже и в Психоневрологическом институте. В 1921 – окончил историко-филологический факультет университета в Санкт-Петербурге. Активный участник «иосифлянского движения». Весной 1928 – арестован как организатор религиозно-философских кружков среди молодежи. Приговорен к 3 годам концлагеря. Отправлен на Соловки. После отбытия срока проживал в Новгороде, работал психиатром. В 1942 – находился на оккупированной территории. При наступлении Красной Армии уехал в Германию. С 1950 – поселился в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, преподавал в духовной семинарии. Андрей (князь Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872– 1937), архиепископ. В 1895 – принял монашеский постриг и рукоположение в священнический сан, был назначен учителем в Духовную семинарию в Казани. В 1897 – инспектор Александровской миссионерской семинарии. В 1899 – возведен в сан архимандрита и назначен наблюдателем казанских миссионерских курсов. 4 октября 1907 – хиротонисан в епископский сан. В 1911 – назначен епископом Сухумским. В 1913 – переведен на Уфимскую кафедру. После 1917 – постоянно в ссылках и тюрьмах. Совершил много тайных архиерейских хиротоний. В 1922 и 1926 – ненадолго возвращался на свою кафедру. 4 сентября 1937 – расстрелян в Рыбинске. Арсений (Корди Борис Григорьевич; 1907–1937), архимандрит. С 1926 – в тайном скиту на Кавказе. Принял монашество. В 1929 – арестован вместе с группой монахов по делу «Черноморского филиала ИПЦ». Приговорен к 5 годам концлагеря. В 1935 – приехал в Казахстан, где познакомился с митрополитом Иосифом, возведен в сан архимандрита. 26 октября 1937 – арестован по обвинению в участии в антисоветской организации церковников. 16 ноября 1937 – по приговору тройки УНКВД Алма-Атинской области расстрелян в Алма-Ате.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010