1296 П. С-ч высказывает своё суждение о слове проф. Н.А. Сергиевского на основании дошедших до него слухов. В слове Сергиевского „о значении веры в человечестве“ нельзя найти ничего такого, чтобы могло давать повод заподозрить автора в склонности к мыслям „суемудренным“ и не согласным с Православием. Основная мысль слова та, что вера христианская, не угнетая или не стесняя ни одной из законных человеческих привязанностей, открыла всем им обширнейшее поприще и бесконечный горизонт, как бесконечна сама. „Всё, что справедливого, честного, прекрасного, доброго, достойного уважения и похвалы, всё, что во все времена было такого в человечестве, вера христианская освещает, запечатлевает плотью ещё высшего совершенства и божественности и представляет человечеству, как предмет чествования и подражания“. В этих общих мыслях проповедника Аскоченский усмотрел неправославие, вероятно потому, что сильно был задет в статье: объяснение по вопросу о православии и современности, помещённой в 1 Православного Обозрения. В этой статье неизвестный автор доказывает, что Домашняя Беседа, издаваемая Аскоченским, своими узкими ригористическими понятиями о православии, своей враждой против всякого прогресса только вредит православию, представляя его в ложном свете, как начало враждебное всякому прогрессу, тем более, что светлый, высокий идеал его далеко ещё не выяснен вполне. 1300 Евгений Сахаров-Платонов, ректор Московской академии 1853–1857; с 1857 г. епископ Дмитровский; с 1858 г. еп. Симбирский; в 1874 г. уволен на покой. Ск. 1888. 1302 В последнее время появился целый ряд учебников по общей истории, из которых некоторые заслуживают самого серьёзного внимания; таковы, например, учебники г. Иванова и проф. Виноградова. Было бы в высшей степени желательно, если бы и семинарии поскорее отделались от традиционного учебника Иловайского, неудовлетворительность которого многократно доказывалась и теперь едва ли требует нового доказательства. 1304 Проф. Виппер весьма убедительно доказывает неудобство постановки древней истории в начале систематического курса истории и советует начинать его с истории германцев и славян, на которой легче отметить первоначальный строй и эволюцию общества. Несмотря на это, мы всё же намечаем древнюю историю в начале курса: первый год изучения истории – в 1-м классе семинарии или в среднем классе гимназии – мы считаем погибшим и потому лучше согласны на „погибель“ древнего мира, чем славян и германцев, изучение истории которых, благодаря постановке древней истории в начале курса, отодвигается на один год дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выдержанный в такой строгой школе долговременным опытом действования на поприще учёном и учебно-воспитательном, архимандрит Сергий хорошо приготовленным оказался и к занятию высшего поста в воспитавшей его академии, – ректорского. 14 сентября 1857 года ректор академии архимандрит Евгений (Сахаров-Платонов), скончавшийся в 1888 году в сане епископа Симбирского, был назначен на кафедру епископа Дмитровского, викария Мо- —247— сковской митрополии. Вследствие сего митрополит Филарет от 1 октября того же 1857 года писал Обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому следующее: «Назначением архимандрита Евгения в епископа Дмитровского открылась вакансия ректора и профессора богословских наук в Московской духовной академии. Занять оную способным усматривается инспектор той же академии архимандрит Сергий, который продолжает учёную службу при оной 12 лет и 11 месяцев. Если он удостоен будет занять сию вакансию: то открывающуюся вакансию инспектора академии занять способным усматривается той же академии экстраординарный профессор архимандрит Порфирий 335 , продолжающий учёную службу при оной 336 6 лет и 9 месяцев. С достаточными способностями и образованием оба соединяют нравственное достоинство, по которому могут руководствовать подведомых и наставлением и примером. Препровождая при сем послужные обоих списки, покорнейше прошу предложить сие на благоусмотрение Св. Синода» 337 . Это представление было, конечно, уважено, и архимандрит Сергий назначен ректором академии 4 октября 1857 года, при чём ему, за время ректорства его, по прежним обычаям, вверено было преемственно управление Московскими монастырями, сначала (с 8 апреля 1858 года) Высокопетровским, а потом (с 8 августа 1859 года) – Заиконоспасским. Кроме того, по должности ректора, архимандрит Сергий сделался ещё председателем редакционного комитета по изданию Творений Св. Отцев в русском переводе с Прибавлениями духовного содержания. Немало было, по-прежнему, также особых трудов и поручений при этом. Большая часть их возлагаема была на него митрополитом Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одним из наиболее ярких доказательств «изначальности» религии является ее всеобщность. Ученые всех стран и времен, наблюдавшие и изучавшие жизнь разнообразных народов, пришли (и до сих пор приходят) в своих исследованиях к тому поразительному результату, что нет и никогда не было на всем земном шаре ни одного народа, ни одного племени, которое не имело бы веры в Высочайшее Существо. Изменялись и изменяются в разные времена и у разных народов только понятия религиозные и формы религии, но та внутренняя сила, которая производила общее верование в Божество, строила храмы, побуждала к молитвам и жертвоприношениям, всегда была жива и никогда, не умирала. Платон, Аристотель, Цицерон, Плутарх, Сенека и другие мудрецы древности знали уже факт всеобщности религии. «Между людьми», говорит, напр., Цицерон (106–43 г. до Рожд. Христ.): «нет ни одного народа, столь дикого и грубого, который не сознавал бы, что он должен иметь Божество». – «Посмотрите на лицо земли», говорит Плутарх (46–120 г. по Р. Хр.): «вы найдете города без укреплений, без наук, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах: но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в Божество». – «Всем врождено понятие о Божестве», говорил Сенека: «поэтому никогда ни один народ не находился в таком состоянии беззакония и безнравственности, чтобы не признавал никакого Божества». – Со времени упомянутых великих мужей древности прошло много веков, открыто много новых стран и народов, по слова их и до настоящего времени остаются во всей силе: естествоиспытатели, антропологи, психологи, филологи и другие современные беспристрастные ученые самых различных направлений сходятся в том убеждении, что, – не говоря уже о культурных народах, – даже у самых грубых дикарей существуют религиозные представления, – хотя у этих последних иногда и трудно бывает установить определенную религиозную систему. 2 – В пользу идеи всеобщности религии говорит и тот неоспоримый факт, что в самых древних исторических письменных памятниках (напр., в египетских) явно заметно присутствие религиозных представлений и религиозного культа, а равно и в древних доисторических памятниках, открытых при раскопках (напр., погребальный склеп в Ориньякской пещере, во Франции, у подошвы Пиренейских гор). – Но если факт всеобщности религии можно считать установленным, то, очевидно, религия не есть случайное, внешнее явление, но явление внутреннее, неискоренимое, присущее самой духовной природе человека, т. е. «изначальное». 3

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

На открытом круглом лбу Лечицкого, уходящем в белый посев седины, даже и морщина не вскатывалась, – но какая обременённость была в глазах, и в тоне, и в сути: – Не они только. Всё равно, при этих обстоятельствах невозможно командовать. Когда у меня под рукой будут арестовывать начальников и офицеров – а я не могу этого остановить. А все начальники тем более подорваны нравственно и могут не справиться с неповиновением. И во всех частях бушуют или вот забушуют комитеты. А при штабе армии разврат идёт ещё быстрей, чем в корпусах. У нас пока ничего, а вон, генерал Рогоза передал, что ждёт – не арестуют ли его в самом штабе. Но главное: Ставка выпустила из рук всякое управление. Читать их беспросветные информирующие телеграммы – вы не представляете, одно отчаяние. И правительство – дезорганизовано и бессильно. Под кем же служить? Нет… нет… – Платон Алексеевич вздохнул над безрадостным столом. – Кто требует исполнения долга неуклонно – тот готовься из армии уходить. Вот так так!… Сражение потеряно только тогда, когда главный начальник… Метил Воротынцев шагнуть под сильную руку, в боевой ряд, – а ряда не оказалось. Если лучший командующий армией отказывается от борьбы… Обстановку он видел несмягчённо, но вывод был чересчур беспощаден. – Но, ваше высокопревосходительство! Но если и вы… То – кто же тогда? Только вот теперь она и объяснилась, та печаль до пустоты, которая поразила Воротынцева при начале: – А много мог сделать наш генерал Сахаров в решающий день отречения? Побрюзжал – и уступил. Ловко подгадали с переворотом: старых офицеров мало даже в гвардии, а в армии почти не осталось. У молодых – совсем иной дух. И вот разрушается всё, на чём армия стояла. Армия – погибает. И руководить событиями – уже нельзя. Смотрел неподвижно. А стал он сух лицом и пробелён – как бы до святости. В нём как будто очищалось не полководческое его, а наследственное священское. Но вот с этим, с этим – Воротынцев никак не хотел смириться! Если отказаться руководить событиями – то как быть офицером? Зачем?!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Мировая и Отечественная война, война русского народа и союзных ему народов с поработителями вызвала размежевание в эмиграции. Решительное большинство ее исполнилось патриотических настроений. Русские в Америке, союзной СССР (большинство из них входило в митрополичий округ, который после смерти митрополита Платона (Рождественского; +l934) возглавлялся митрополитом Феофилом (Пашковским)) сочувствовали победам Красной Армии. Экзарх Московской Патриархии в Америке митрополит Вениамин (Федченков) выступал на многочисленных митингах, добивался скорейшего открытия второго фронта, организовывал сбор пожертвований в пользу Красной Армии. О победе русского оружия втайне молился в оккупированном немцами Париже митрополит Евлогий. Своим близким он говорил тогда: «Сейчас мы переживаем вторую Отечественную войну, тот же всенародный подвиг спасения Родины». Так поступали и многие другие священнослужители Западноевропейского Экзархата. Русские патриоты участвовали во французском Сопротивлении. Многие из них были казнены фашистами. Мученическую кончину в концентрационном лагере приняли священники Димитрий Клепинин (+l944) и монахиня Мария (Кузьмина-Караваева; +1945); казнены были В.А.Оболенская, Б.Вильде, А.Левицкий. В Сопротивлении участвовали также архимандрит Афанасий (Сахаров), протоиерей Андрей Сергеенко, В.Н.Лосский, А.Блум (ныне митрополит Сурожский Антоний), И.А.Кривошеий, Н.А.Полторацкий. Часть эмигрантов, однако, с нападением гитлеровской Германии на Советский Союз связывала надежду на крушение большевизма. Эти надежды выразились в некоторых официальных заявлениях и проповедях карловацких иерархов и клириков. Митрополит Анастасий, находясь в стране, где развернулась ожесточенная борьба с оккупантами, воздерживался от заявлений в поддержку Германии. Но в пасхальном послании 1942 года он, касаясь положения русского народа на занятых немцами территориях, писал: «Настал день, ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть русского народа повсюду давно уже запела: «Христос воскресе».

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

иер. Варлаам, о. А.Западалов, о. Н.Либин, о. Т.Налимов, о. В.Прозоров, 5 членов приходского совета Сергиев[ского] собора. Других сведений пока нет 57 . О.о. Н.В.Чеп[урин] и М.В.Митр[оцкий] целы. Везде производились обыски. У Либина с 1 ч. до 4 час., у Налимова и Прозорова недолго; у Виноградова тщательно искали (за зеркалами, в самоварах...). У Л.Д.Акс[енова] был, как будто, сам следователь, сказавший, у Управдома, что “хочет посмотреть, как он живет”, обращение было деликатное, обыск был только в спальне, забрали переписку. Жаль его очень. Могут выслать. 6/19 февраля Есть сведения о новых арестах: о. М.Яворский, М.Тихомиров, Вл. Лозинский, о. арх[имандрит] Досифей, арх[имандрит] Макарий (лаврский) и арх[имандрит] Макарий (афонский), о. Трифилий (Киевское подворь), иером. И.Егоров (Творожк[овское] подв[орье]), прот. Филоненко, арх[имандрит] Николай Муравьев, о. Вертоградский, о. Александр Сахаров 58 и много еще мирян. Все они содержатся в ДПЗ на Шпалерной. Вчера принесли сведения, что освобожден отец Т.Налимов и еще несколько священников. По их сообщению, сидят они по трое (еврей, коммунист и священник...), следователь Шибов (хороший), допрашивают о том: 1) не был ли на собраниях в Кирпичном (вероятно за богослужениями у о. Либина), 2) не служил ли по домам, 3) не бывал ли у о. Прозорова, и 4) не бывал ли у еп. Мануила. Отсюда можно заключить, что инициатива арестов исходит от “живоцерковников”, которым: 1) нужно покончить с “мануиловщиной” и 2) оградить свои материальные интересы, нарушаемые служением по домам. По вопросу о причислении к храму, я просил Нину А. Никитину побывать у источника слухов об этом – о. Н. Платонова. Тот сообщил, что слух исходит от него, но не от власти, хотя нет ничего невозможного, что она может сделать это. Поэтому лучше причислиться, но – к “тихоновским” церквам – бесполезно: “пусть” Н[иколай] К[ириллович] как-нибудь пересилит себя и зарегистрируется в Петроградском епархиальном управлении… Вследствие такого “авторитетного” разъяснения, я был у о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Синоде приняв во внимание, что в учебнике средней истории П. С-ча отдел о Византийской истории, имеющий особенную важность при изучении всеобщей истории в семинариях, представлен с большею полнотой, чем в других учебниках, рекомендовал труд П. С-ча в учебное пособие для преподавателей духовных семинарий. В отзыве об учебнике П. С-ча было сказано: „К числу наибольших заслуг автора следует отнести то, что он посвятил больше, чем это обыкновенно делается, внимание истории Византии, рассматривая её не как придаток только к истории западных государств, но как отдел истории вполне самостоятельный и имеющий большое значение для христианского и мусульманского Востока, и также и для самого Запада, Изложив обстоятельно причины разрыва между Западом и Востоком, автор рассматривает за тем Византию как государство, воспитывавшее под сенью православия и высокой своей цивилизации славянские племена. При изложении крестовых походов автор точно также становится на более высокую и верную точку зрения, рассматривая это явление как одну лишь часть борьбы христианства с магометанством и сопоставляя с ним борьбу Византии и России с Турками и Монголами“. П. С-ч хотел напечатать свою историю средних веков, но по недостатку средств не мог выполнить своего намерения. Учёные труды П. С-ча рано обратили на него внимание русского учёного мира. Уже в 1847 году Императорское Общество истории и древностей российских за услуги, оказанные отечественной истории и истории русской Церкви, избрало его в действительные члены. В 1850 году Петербургское Археологическое Общество избрало П. С-ча, вместе с A. В. Горским, в члены корреспонденты. Как к знатоку церковной истории и археологии обращались к нему с вопросами и учёными поручениями видные представители исторической науки: Сахаров, Бодянский, Погодин, Срезневский, Уваров, Герц и другие. П. С-ч никогда не отказывался принимать участие в трудах учёных и охотно делился своими познаниями 41 . Сохранившиеся письма русских учёных к П. С-чу показывают, с каким глубоким уважением относились представители светского образования к скромному представителю духовного образования в то время, когда наша духовная школа мало пользовалась известностью и вниманием в образованном русском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Видимо, древний греко-римский мир, при всей своей показной цивилизации и могуществе, быстро приближался к полному разрушению. Длинный путь, языческих заблуждений был пройден и нигде и ни в чем человек не нашел удовлетворения своему религиозному инстинкту. Всеобщая жажда искупления и спасения. Ожидание Божественной помощи. – Крайнее падение религии и нравственности, которое переживало древнее человечество, могло разрешиться или полным разочарованием в жизни, полным отчаянием, – или надеждою на лучшие времена, на прекращение бедствий духовных и физических, от которых погибало человечество. Некоторые остановились на первом выводе и, задыхаясь от духовной пустоты и жажды, искали исхода в безумных оргиях или в самоубийстве, которое стало обычным способом избавиться от зол жизни. Но большинство пошло по другому пути: оно нашло выход из безотрадного состояния в вере в Избавителя человечества, Который уврачует все духовные язвы людей. Великий мыслитель древности, греческий философ Платон в некоторых мыслях своих приближавшийся к христианству, писал: «Не быть на земле порядку, разве только Бог , сокрывшись под образом человека разъяснит нам и наши отношения к Нему, и наши взаимные обязанности друг к другу». Под влиянием переживаемых бедствий, в человечестве перед пришествием Христа оживают древние предания о лучшем будущем, о восстановлении того золотого века, который человечество пережило на заре своей истории. Предания эти сохранились у многих народов: египтян, индийцев, персов, китайцев, древних германцев, древних обитателей Америки, скандинавских народов и пр. У греков эти ожидания нашли свое выражение в мифе о Прометее. Прометей был наказан Зевсом за похищение небесного огня; он был прикован к Кавказской скале, где коршун беспрерывно терзал его печень. Среди страданий Прометей выражает надежду, что некогда кончится его тяжелая доля, и сам предвидит будущего избавителя в Геркулесе. Но это избавление должно совершиться только через искупительное страдание. «Не ожидай, смертный, конца твоего страдания», предсказывает Прометею Гермес: «пока не явится искупителем твоего мучения бог, готовый умереть и сойти ради тебя в неведомое царство ада».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Окончив курс академической части в числе первых магистров, иеромонах Сергий имел полное право на занятие должности при самой академии, тем более, что курсовое сочинение его получило редкую для тех времён отметку со стороны строгого ценителя всякого рода литературных произведений митрополита Филарета при разрешении этого сочинения к напечатанию на счёт академических сумм. Именно митрополит Филарет от 5 июня на представлении академического Правления о напечатании сочинения о. Сергия написал: «Согласен. И с удовольствием нахожу сочинение довольно обработанным и не требующим особенных указаний к исправлению» 37 . В то время за выходом со службы академической в епархиальное ведомство бакалавра по кафедре греческого языка в высшем отделении и библейской истории П.К. Славолюбова академическая конференция предназначила было о. Сергия на эту кафедру 38 , о чём с согласия его высокопреосвященства митрополита Московского Филарета и представила 1-го августа означенного 1844 года исправляющему должность Обер-Прокурора Св. Синода. Но затем вскоре положение дела изменилось. Инспектор академии архимандрит Евгений (Сахаров-Платонов) 39 , занимавший кафедру чтения Св. Писания, по слабости здоровья пожелал перейти на означенную кафедру П.К. Славолюбова, как представлявшую собой «предметы менее трудные», нежели его предмет – Свящ. Писание. Конференция согласилась с этим и представила теперь митрополиту на утверждение такие предположения: предоставив о. инспектору академии кафедру греческого языка в высшем отделении и Библейской истории, кафедру Свящ. Писания поручить бакалавру деятельного (т. е. нравственного и пастырского) богословия иеромонаху Иоанну (Соколову) 40 , а на кафедру последнего переместить иеромонаха Сергия. На журнале о сём правления академии митрополит Филарет от 26 сентября дал такую резолюцию: «Во внимание к поддержанию здоровья о. Инспектора согласен» 41 . Таким образом о. Сергий, можно сказать, прямо по окончании академического курса поступил на кафедру нравственного и пастырского богословия, которую и занимал (будучи утверждён в звании бакалавра по этой кафедре от 30 октября того же 1844 года) с тех пор в продолжение целых 13-ти лет до октября 1857 года, когда с назначением на должность ректора академии по исконному обычаю должен был взять на себя преподавание догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

An Account of the Life and Writings of S. Irenaeus, Bishop of Lyons and Martyr. L., 1841; Евгений (Сахаров-Платонов), иером. Св. Ириней, еп. Лионский//ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 385-413; Скворцов К. Философское учение Иринея Лионского//ТКДА. 1867. 11. С. 185-209; [Паховский П. Ф.] Сочинение Св. Иринея Против ересей//Кишиневские ЕВ. 1870. 8. С. 489-505; 12. С. 61-634; 20. С. 567-584; 24. С. 742-754; Ziegler H. Irenäus, der Bischof von Lyon. B., 1871; Гусев Д. В. Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями II в.//ПС. 1874. Ч. 2. 7. С. 181-235; Ч. 3. 9. С. 3-55; Ropes C. J. Irenaeus of Lyon//Bibliotheca Sacra. Andover (Mass.), 1877. Vol. 34. Apr. P. 284-334; Никольский А. И. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом//ХЧ. 1880. Ч. 1. 3/4. С. 254-310; 1881. Ч. 1. 1/2. С. 53-102; 3/4. С. 232-252; 5/6. С. 509-538; Loofs F. Die Handschriften der lateinischen Übersetzung des Irenaeus und ihre Kapitelteilung//Kirchengeschichtliche Studien. Lpz., 1888. S. 1-93; Курганов Ф. А. Свидетельствовал ли св. Ириней, епископ Лионский, о приматстве и непогрешимом учительстве римской церкви, в частности - ее первосвященника? Каз., 1893; Harnack A. Die Pfaff " schen Irenäus " Fragmente als Fälschungen Pfaffs nachgewiesen. Lpz., 1900. (TU; 20. H. 3); Т. Ириней св., еп. Лионский//ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 1018-1022; Орлов А. П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского: Ист.-догматич. исслед. Серг. П., 1908. С. 55-78; он же. Христология Илария Пиктавийского в связи с обзором христологических учений II-IV вв. Серг. П., 1909. С. 1-25; Jordan H. Die Alter und die Herkunft der lateinischen Überzetzung des Hauptwerkes des Irenaeus. Lpz., 1908; Wieten L. T. Irenaeus " geschrift: «Ten bewijze der apostolische prediking». Utrecht, 1909; Киановский В. П., свящ. Эсхатология св. Иринея Лионского в связи с современными ему эсхатологическими воззрениями (хилиазм и гностицизм)//ВиР. 1912. 15. С. 289-308; 16. С. 431-453 (отд. отт.: Х., 1912); Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010