Подпишитесь на наш Телеграм Схиархимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) Одному из самых ярких, радостных и при этом укорененных в Предании церковных писателей XX века схиархимандриту Софронию (Сахарову) исполняется 115 лет. Предлагаем вам обзор самых главных его сочинений. Подборка, впрочем, субъективна и представляет лишь небольшую часть наследия отца Софрония. «Подвиг богопознания. Письма с Афона» Истина, конечно, рождается не во всяком споре, а в беседе внимательных, может быть, даже любящих друг друга собеседников, заинтересованных в истине. Богословие отца Софрония родилось в полемической (впрочем, просто дружеской — в дружбе бывает всякое) переписке с англичанином Дэвидом (Димитрием) Бальфуром, вначале перешедшим в католицизм, потом ставшим священником Московского патриархата, затем оказавшимся вне Церкви и веры и вновь вернувшимся ко Христу. Духовная жизнь, в общем, покидала Бальфура, но что оставалось неизменным — это дружба отца Софрония и возможность поговорить с ним о самом существенном. Они переписывались с 1932 по 1948 год, и в этой переписке отец Софроний проговорил самые главные темы своего богословия: богооставленность как необходимый этап духовного рота, богоподобие человека как цель христианской жизни, бессмысленность христианской веры без аскезы. Трех вещей я не понимаю: 1) адогматической веры; 2) бесцерковного христианства; 3) безаскетического христианства. И сии три: Церковь, догмат и аскетика (то есть христианский подвиг) — для меня единая жизнь. Мне кажется неправильным претендовать на то, чтобы в Церкви все было «по-нашему». Когда ты говоришь о тесноте конфессиональных рамок, я понимаю тебя. И я тысячи раз переживал и переживаю стеснения, но их терплю, потому что от Церкви я имею и положительные дары. Аскетика (то есть духовный подвиг и упражнения) неотъемлема не только от всех известных историй религий, но и вообще от всякой человеческой культуры. В основе всякой аскетики по необходимости лежит та или иная идеология (догмат). Всякая религия — язычество, иудейство, магометанство, пантеизм, христианство — имеет свою аскетическую культуру, отличную от других, и это различие обусловлено различием догматических представлений. «Преподобный Силуан Афонский»

http://blog.predanie.ru/article/pyat-gla...

Примечания: 1 В настоящее время для паломников на Святой Горе предоставляются автобусы, и даже частные такси, чтобы доехать почти до всех главных обителей; есть возможность ехать верхом «на мулашках (осёл) в наиболее труднодоступных горних районах. 2 Имеются к виду сопротивление и споры о включении в состав Конституции Евросоюза упоминания о христианской вере и культуре коренных пародов Европы. 3 Ввиду оскудения благодати из-за догматических и канонических нарушений в католичестве и протестантстве. 4 По мысли о.Ефрема, здесь видно, что Матерь Божия научает нас слышать и слушаться Её Божественного Сына. 5 В греческом языке повелительное наклонение настоящего времени употребляется тогда, когда глагол обозначает продолжительное или повторяющееся действие. См. Учебник греческого языка Нового Завета, Москва, 1994. С.133. 6 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. 7 т.е. по-другому начинает ощущать Божественную благодать 8 старец Иосиф преставился в 2009 году 9 Схиархимандрит Софроний (Сахаров), (22 сентября 1896 – 11 июля 1993) – известнейший богослов, духовник и старец ХХ века, сотаинник и ученик преподобного Силуана Афонского. Начал свою монашескую жизнь на Афоне, окончил в основанном им самим монастыре святого Предтечи в Англии. Творения архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всём мире через них обретают православную веру. Особую известность получила книга «Старец Силуан», которая была переведена учениками архим. Софрония на разные европейские языки. Среди других наиболее важных трудов о. Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». 10 Во 2-й половине ХХ века и в начале нынешнего 11 Старец – духовник, обладающий особым опытом духовной жизни и даром духовного руководства. В греческих монастырях это может быть и игумен, и опытный старый монах, не особенно обременённый административными послушаниями. 12 Таким образом, путь к устной молитве, по учению старцев, лежит через устную молитву 13 В основном открытые столкновения имели место в XIX веке из-за большого роста численности русский монахов на Святой Горе

http://pravmir.ru/besedy-arximandrita-ef...

Я не могу ответить соразмерно той любви, что вы мне оказали, молитвами и слезами вашими. Я видела монахов и мирян, проходящих передо мной. ...Благодарю за бдения, за Божественные Литургии, которые совершали люди и молились коленопреклоненно. Я ощущала их молитвы, дающие душе моей великое подкрепление. Я не забуду этого всю жизнь. Благодать Святого Духа да покроет вас, да сохранит вас. У меня нет слов благодарить Бога, святых, Старца, сестер, духовных братьев. Мне нужно день и ночь, закрывшись в своей келье, без конца тянуть четки». Блаженная Макрина благодарила не только за помощь в болезни, но и за саму боль. «Это было для меня великим уроком. И боль – это очень важная вещь, она поставляет человека близ обожения. В душу приходит духовное состояние, непостижимое умом человеческим, это говорит сердце, это первознание 58 . Боль принесла мне великую пользу, это я ясно почувствовала в своей душе. Были великие трудности, страшные боли, но и великое благословение». Перед возвращением в Грецию, герондисса Макрина со своими спутниками посетила блаженного старца архимандрита Софрония Сахарова (1896–1993) в Ставропигиальном монастыре Честного Предтечи в Эссексе в Англии. Герондисса так рассказывала об этом сестрам по возвращении в монастырь: «Нас приняли, как принимают игуменов или владык. Монашечки одели свои покрывальца 59 и пели молитвы. Было очень трогательно! Настоящие русские. Вышел старец, который в те годы никогда уже не выходил, и принял нас с большой любовью. Отец Софроний взял под руку с одной стороны нашего старца, а с другой стороны – меня. Все это останется для меня незабываемым». Архимандрит Софроний много раз беседовал с герондиссой Макриной и впоследствии поделился впечатлениями о ней с близкими людьми: «Это титан духа». Блаженная кончина Когда прошло семь лет после операции, старица Макрина начала говорить, что приблизилось время ее исхода. На одном из синаксисов 60 она сообщила, что видела почившую к тому времени блаженную герондиссу Таксиархию, которая приблизилась, чтобы взять ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

2 Lipovetsky G. L’Ere du vide, Essais sur l’individualisme contemporain. Paris, Gallimard, 1983. P. 169. 12 АрхимандритСофроний (Сахаров; 1896–1993) — основатель ставропигиального Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря (Эссекс, Великобритания). Издатель и комментатор творений преподобного Силуана Афонского, автор книг “Видеть Бога как Он есть”, “О молитве”, а также богословских и аскетических статей и писем, опубликованных в сборниках: Рождение в Царство непоколебимое. М., 2000; Подвиг богопознания. М., 2002. — Пер. 20 Ср.Лосский В. Н.Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 87–101; deLubac H. Surnaturel. Paris, 1991. 25 Gr—goire Palamas. Fascicule 10//Philocalie. Bellefontaine, 1990.P. 306. СвятительГригорийцитирует “ВопросоответыкФалласию” преподобногоМаксимаИсповедника (Maxime le Confesseur.Questions … Thalassios 16//PG 90, 644D). 27 По ходу развития сюжета “Расторжения брака” выясняется, однако, что весь ад со своими неизмеримыми пространствами — меньше райской пылинки. — Ред. 32 Синодальный перевод: Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. — Ред. 35 Здесь используются работы митрополита Иоанна Зизиуласа: Zizioulas J. Preserving God’s Creation. Three Lectures on Theology and Ecology//King’s Theological Review. 1989. Vol. XII, no 1 et 2; 1990. Vol. XIII, no 1. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/duhovnost-i-krasota/

По прошествии полугода борьбы с ними брат Симеон изнемог: он почувствовал полную оставленность, его душу охватила адская тоска. Спустя час молодому послушнику явился Господь Иисус. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру Благодати, которая обычно дается совершенным. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Постриженный в 1896 г. в мантию, отец Силуан по-прежнему несет монастырские послушания, в глубине сердца обучаясь «умному трезвению» — борьбе с помыслами; несет подвиг отсечения своей воли и предания себя на волю Божию. Спит он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе проходит пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся. С этого момента преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но только еще через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. С ростом благодатных посещений менялся характер молитвы Преподобного. В ней начинает преобладать молитва за мир, «за всего Адама, как за самого себя». Из этой молитвы рождается его свидетельство о нерушимой связи каждого человека со своим ближним: «Брат наш есть наша жизнь», и его убежденность в том, что любовь к ближнему — условие познания Бога: «Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает». Постриженный в схиму в 1911 г. преподобный Силуан несет послушание монастырского эконома. Тогда же он пишет свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; +1993). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием.

http://patriarchia.ru/db/text/40816.html

Преподобный Паисий (Величковский). См. о нем: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6782.htm Старец Паисий (Эзнепидис; 1924-1994) - один из наиболее известных старцев Святой Горы Афон. На русский язык переведены практически все его сочинения. Скит святой Анны (греч. Σκτη Αγας ννας), находящийся в подчинении Великой лавры, расположен на западной стороне Афонской горы достаточно высоко над уровнем моря. Главной святыней скита является нетленная стопа праведной Анны - матери Пресвятой Богородицы. Новый скит (греч. Να Σκτη), находящийся в ведении монастыря святого Павла, расположен на пути из этого монастыря в скит святой Анны. Старец Анфим - известный афонский подвижник, подвизавшийся в скиту святой Анны. См. о нем кн.: Харалампий Бусьяс . Старец Анфим из скита святой Анны. Минск, 2005. Архимандрит Софроний (Сахаров; 1896-1993) - известный подвижник, богослов, ученик преподобного Силуана Афонского, автор книги «Старец Силуан». Святитель Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961) - святой исповедник православной веры. См. о нем: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6701.htm См.: Ин. 12: 12-13. См.: Мк. 7: 6, См.: Ин. 8: 31-36; 14: 15; 14: 21; 15: 7-8. http://www.pravoslavie.ru/guest/38968.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В 1950-е годы «парижская школа» была частично перенесена в Америку, куда из Франции переехали, один за другим, протоиереи Георгий Флоровский , Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф . Все трое последовательно занимали пост декана Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, которая благодаря их руководству превратилась в ведущий центр православного богословия на Североамериканском континенте. К «парижской школе» примыкает, хотя и существенно выходит за ее рамки, архимандрит Софроний (Сахаров ; 1896–1993), автор книги «Старец Силуан», посвященной выдающемуся афонскому подвижнику XX века преподобному Силуану Афонскому . Архимандрит Софроний много лет прожил на Афоне, где был учеником и келейником преподобного Силуана, затем переехал в Париж, а в 1960-х годах обосновался в Англии: там он создал монастырь во имя святого Иоанна Предтечи. Основной темой богословия архимандрита Софрония является учение о Боге как персональном (личном) бытии и о богообщении как встрече между личным Богом и человеком-личностью. Только Сам Бог персонален в полном смысле слова, а человек есть персона в той мере, в какой он является образом и подобием личного Бога. Благодаря исполнению заповедей Христовых, молитве за мир и любви к врагам человек может реализовать в себе персональный потенциал вплоть до уподобления Богу: «Бог есть любовь; и человек-персона одарен способностью воспринять от Бога пламя сей любви. Бог есть Свет, в котором нет никакой тьмы, и мы призваны стать светом в Божественной вечности. Богу все совершенно открыто, все ведомо Ему до конца; и человек-ипостась, включенный в акт Божеского Бытия, через Бога и в Боге становится носителем всеведения... Человек – тварная ипостась; однако в своем внутреннем существе как образ Абсолютного Бога и он есть некий всемирный центр, великий и дивный в своем конечном завершении через Сына, собезначального Отцу». В произведениях архимандрита Софрония отражена традиция, восходящая к духовному опыту преподобного Симеона Нового Богослова и исихастов XIV века. Одной из составляющих этого опыта является созерцание Божественного света. В книге «О молитве» архимандрит Софроний рассказывает о своем собственном опыте созерцания: «Не раз мне было дано созерцать Божественный свет. Нежно объятый им, я бывал полон неземной любовью. В некоторых случаях мир терял свою материальность и становился невидимым». Вслед за Григорием Паламой архимандрит Софроний утверждает, что Божественный свет, созерцаемый подвижниками, есть Сам Бог в Его откровении человеческому духу:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как индуист отправил англичанина к православным Эта история рассказана монахом Никоном из Нового Скита (Святая гора Афон). Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Великобритании в графстве Эссекс. Фото: silouan-hram.ru Несколько лет назад я приютил в своей келье человека, который жил рядом с православным монастырем в честь святого Иоанна Предтечи в Эссексе близ Лондона, известного благодаря своему основателю и настоятелю (прп. Софронию (Сахарову; 1896–1993) – Ред .). Через дорогу от монастыря жил англичанин. Разочаровавшись в своей церкви, он в поисках подлинного, глубокого духовного опыта уехал в Калькутту (Индия). Там он четыре года проучился в колледже на индуистском факультете… Закончив учебу, англичанин захотел поблагодарить директора школы: – Спасибо! Я многому здесь научился. Никогда бы не поверил, что ваша религия обладает такой духовной глубиной… Монах Никон из Нового Скита (Святая гора Афон) Директор школы спросил его: – Вы довольны? Вы нашли то, что искали? И мужчина признался: – Сказать по правде, нет. Все еще хочу чего-то большего, у меня внутренняя неудовлетворенность. И директор индуистского колледжа ответил ему: – Если хотите большей глубины, идите к православным. Но не к католикам – они несерьезные. И это ему посоветовал представитель другой религии! Мужчина возвратился в Англию и впервые сказал себе: «Пойду-ка в монастырь и посмотрю». И он пошел в монастырь Иоанна Предтечи, находящийся прямо перед его домом. Ему надо было приехать в Индию, чтобы оттуда его отправили обратно, в монастырь рядом с его домом… – Столько лет мы жили друг от друга через дорогу. Он видел, как люди входят и выходят из нашей обители, – вспоминал с улыбкой настоятель монастыря. – Ему никогда не приходило в голову перейти улицу… Ему надо было приехать в Калькутту, чтобы оттуда его отправили обратно, в наш монастырь… Он был так потрясен! – Я нашел, что искал, – рассказывал мужчина, – только сначала не знал, где искать. В монастыре рядом с домом… Мужчина был так счастлив, рассказывая эту историю. Тогда он был еще оглашенным, а теперь ждет, когда над ним совершат Таинство Крещения.

http://pravoslavie.ru/144104.html

41 Лк.10:29–37 . 42 Муэдзин (араб.— муаззин) — человек, призывающий на молитву. 43 Йом-Киппур (ивр.— День Искупления», на русский язык обычно переводится как Судный День) — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. 44 Подносить руки к лицу.— Примеч. ред. 45 Джадидизм (с араб.— обновленчество) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских). 46 Быт 11 . 47 Софроний (Сахаров) , архим. (1896–1993) — богослов, духовник и старец, ученик преподобного Силуана Афонского . 48 Мазхаб — школа шариатского права в исламе, в широком смысле — путь, по которому следует мусульманин. В результате развития исламского права в рамках ахли сунна вальджама’а (суннизма) оформилось 4 правовых школы (мазхаба): ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Ханболитский мазхаб — эпоним Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на Коране, сунне (при тщательном отборе хадисов), высказывании сподвижников, суждении по аналогии с тем, что уже имеется в откровении, предпочтении противоположного предыдущему, но более целесообразного в данной ситуации решения, едином мнении богословов, традиционно распространенном мнении. В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдается наиболее убедительному или мнению большинства. Большинство современных мусульман — последователи именно этого правого толка. 49 Сунна (с араб.— путь, дорога) — в исламском законодательстве под сунной имеют в виду высказывания и действия пророка Мухаммеда, т. е. жизненный путь пророка с того момента, как он стал пророком. 50 Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1787) — основатель ваххабизма, официальной идеологии в Саудовской Аравии. 51 Кааба (от араб.— куб) — мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба. 52 Мюриды (муриды) (араб.) — последователи суфизма, беспрекословно подчинявшиеся духовному руководителю (шейху, имаму). Мюриды приняли активное участие в движении горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817–1864 гг.

http://azbyka.ru/islam-pravoslavnyj-vzgl...

Помощью на этом пути может стать реликвия, свидетельствующая о Боговоплощении. «Честные дары волхвов являются для нашей Церкви драгоценнейшей святыней и источником благодати», — говорит игумен обители св. Павла архимандрит Парфений (Мурелатос). Справка: Афонский монастырь святого Павла Обитель святого Павла расположена в юго-западной части Афонского полуострова, у западного подножия горы Афон, в полутора километрах от побережья, на высоте около 150 метров над уровнем моря. Монастырь был основан преподобным Павлом Ксиропотамским в конце IX века и был посвящен Божией Матери. В XIV веке монастырь на время пришёл в запустение. Его возрождение началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима (Радони) и Антония (Пагаси). Также правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи оказывали монастырю большую материальную помощь. Дочь Георгия Бранковича царица Мара много благодетельствовала и покровительствовала монастырю в тяжелые годы, последовавшие за падением Константинополя. Она передала обители Дары волхвов, принесённые в дар Богомладенцу Иисусу Христу: золото, ладан и смирну. Как повествует предание, принцесса Мария намеревалась сама внести эту святыню в обитель, но ей свыше было строго запрещено нарушать афонское правило. На месте передачи реликвии с тех пор стоит памятник в виде небольшой часовни. А у обретенной святыни впоследствии было совершено множество чудес и исцелений. К середине XVIII века монастырь населяют иноки греческого происхождения. В XIX и ХХ веках из монастыря св. Павла произошли известные иерархи Элладской Православной Церкви, а также многие афонские подвижники благочестия. В течение пяти лет послушание духовника обители св. Павла нес архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) — известный во всем православном мире духоносный старец и автор книги о преподобном Силуане Афонском. Это уникальный в современной истории Афона случай, когда духовником греческого монастыря был русский монах. С 4 декабря 1974 года и по сей день настоятелем обители св. Павла является игумен Парфений (Мурелатос), пришедший в монастырь в 1954 году. Отец Парфений широко известен как опытный духовник многих монахов, клириков и мирян.

http://pravoslavie.ru/66788.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010