Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Саратов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - православный храм при Саратовском государственном университете. Является архиерейским подворьем. Содержание История [ править править код ] При строительстве Императорского Николаевского Саратовского университета в IV корпусе была устроена часовня во имя святителя и чудотворца Николая, Небесного покровителя Императора Николая II, указом которого был создан Саратовский университет, носивший его имя. В настоящее время в помещении бывшей часовни, упраздненной в 1918 году после декрета большевистского правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви, размещается ректорат Саратовского государственного медицинского университета. В начале 2000-х годов ряд сотрудников СГУ создали инициативную группу, целью которой было восстановление домового храма при старейшем ВУЗе Саратова. В 2004 году начинание получило поддержку ректора СГУ, профессора Л. Ю. Коссовича, а Епископ Саратовский и Вольский Лонгин благословил создание общины. Храм, под который было выделено одно из помещений VI корпуса СГУ, ранее занимавшееся оружейным магазином, было решено посвятить строителям и благотворителям университета — святому Царю-страстотерпцу Николаю и его семье. 17 июля 2004 года, в день престольного праздника, в помещении будущего храма был совершен молебен на начало доброго дела, а 31 августа 2004 года секретарь Саратовского епархиального управления протоиерей Василий Антипов в сослужении священника Кирилла Краснощекова совершил чин положения антиминса. 1 сентября 2004 года, в первый день нового учебного года, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, совершил в домовом храме при СГУ первую Божественную Литургию. Через несколько лет стало ясно, что приспособленное помещение в VI корпусе СГУ не может вместить всех желающих, и было принято решение о строительстве полноценного храма с духовно-просветительским центром. 19 декабря 2009 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин основания храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_cвятых_ра...

Архив Пн В Саратове учреждено региональное отделение Всемирного русского народного собора 6 июня 2023 г. 14:53 6 июня 2023 года в Саратовском епархиальном управлении состоялось учредительное собрание регионального отделения Международной общественной организации «Всемирный русский народный собор» . В заседании приняли участие митрополит Саратовский и Вольский Игнатий , епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей , епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий , и.о. секретаря Саратовского епархиального управления иерей Александр Чеботарев, и.о. секретаря Покровского епархиального управления иеромонах Серафим (Баранов), ректор Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Сергий Штурбабин, губернатор Саратовской области Р.В. Бусаргин, вице-губернатор — руководитель аппарата губернатора Саратовской области И.И. Пивоваров, председатель Саратовской областной Думы М.А. Исаев, министр внутренней политики и общественных отношений Саратовской области Н.В. Трошина, декан философского факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского М.О. Орлов. Р.В. Бусаргин обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором отметил, что открытие регионального отделения Всемирного русского народного собора — одной из главных патриотических организаций страны — это почетная задача.  «Уважаемый владыка Игнатий! Примите мою особую благодарность за реализацию таких масштабных просветительских проектов, как Пименовские чтения, Дни славянской письменности и культуры. Своей деятельностью Вы помогаете гражданам всех поколений осмыслить прошлое, правильно оценить реальность, проникнуться общими целями. А сегодня главная из этих целей — победить зло. Убежден, что создание в Саратове регионального отделения станет важным шагом для развития межрегиональных гуманитарных связей, поможет еще большему укреплению сотрудничества власти и Церкви. Знаю, что у Вас накоплен огромный опыт по таким актуальным темам, как образование, культура, межнациональные отношения, и многим другим. Спасибо за все, что Вы делаете для жителей области и за помощь региональной власти», — сказал глава региона. 

http://patriarchia.ru/db/text/6034010.ht...

В Саратове состоялась конференция " Неопятидесятнические секты в России» Саратов, 13 мая 2005 г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Саратове состоялась международная конференция " Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма " , сообщает пресс-служба Саратовской епархии .   Это первая религиоведческая конференция, внимание которой целиком и полностью было посвящено научному анализу актуальной проблемы современного мира: разрушительному воздействию неопятидесятнических культов на душевное и физическое здоровье людей. Она проводилась Саратовской епархией совместно с философским факультетом СГУ и областным правительством. В работе конференции принимали участие исследователи неопятидесятнических сект из Швеции, Германии, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новосибирска и других городов России. В числе участников – профессор Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского в Москве, и пастор Томас Гандоу, полномочный представитель Берлинско-Бранденбургской Лютеранской Церкви, вице-президент " Диалог-центра " . Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовского Епархиального управления, протоиерей Димитрий Полохов В работе конференции приняли участие представители разных религиозных конфессий. По мнению епископа Саратовского и Вольского Лонгина, это неслучайно. В своем приветственном слове он подчеркнул, что деятельность сект наносит несомненный вред каждому, кто с ними соприкасается, человеческой личности, и через это вносит разрушение в современное российское общество. Однако сегодня государство оставило своих граждан фактически беззащитными перед этой опасностью. К сожалению, до сих пор оно не сформировало для себя четкой политики в отношении тоталитарных сект и псевдорелигиозных образований. По мнению епископа, одна из задач конференции – привлечь внимание государственных структур, органов юстиции и правопорядка к этой проблеме, и, следовательно, помочь в выработке единого подхода к ней во всем обществе.

http://pravoslavie.ru/13442.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Пристанное - его пристань 22.01.2018 677 Время на чтение 10 минут Судьба священника саратовского села Пристанное Николая Алексеевского решилась 23 октября 1937 года на заседании судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области. Его жене сказали, что отец Николай осужден на десять лет без права переписки. Десять лет Вера Васильевна ждала мужа, обивала пороги инстанций в надежде узнать о нем хоть какую-то информацию, обращалась к властям с просьбой о пересмотре дела, но все это не дало результата. Дело в том, что через шесть дней после вынесения приговора отца Николая расстреляли. Лишь спустя двадцать лет семья узнала, что священник погиб по ложному доносу и приговор был вынесен на основании сфабрикованных свидетельских показаний. Благодаря архивным документам, фотографиям из семейных альбомов и рассказам его потомков: правнучки по линии сына Михаила - Ларисы Сергеевны Алексеевской - и внуку по линии дочери - Вячеславу Анатольевичу Толмачёву - мы можем восстановить историю жизни и трагической гибели этого замечательного пастыря, память о котором в селе хранят и по сей день. А еще они имели пианино... Николай Михайлович Алексеевский родился 21 марта 1879 года в семье псаломщика Покровской церкви села Курнаевка Новоузенского уезда Самарской губернии Михаила Матвеевича и его супруги Марии Ивановны. Спустя девять лет - в 1888 году - родилась его сестра Евгения, а затем - сестры Капитолина, Зоя и Лидия. В то время Самарская губерния находилась на левом берегу Волги, а Саратовская - на правом. Поскольку территориально Саратов располагался намного ближе к месту жительства семьи Алексеевских, Николай, по окончании в 1893 году Камышинского духовного училища, обучался в Саратовской духовной семинарии. В 1899 году он окончил семинарский курс и резолюцией епископа Саратовского и Царицынского Иоанна (Кратирова) был определен на должность псаломщика к Троицкой церкви города Камышина. Вступив на поприще служения Церкви Христовой, этот молодой человек сочетал труды на клиросе с преподавательской деятельностью: с 23 февраля 1900 года состоял учителем пения в церковно­приходской школе. Вскоре Николай Алексеевский сочетался браком с Верой Васильевной Семеновой - дочерью священника Донской епархии Василия Николаевича Семенова. Жена была младше супруга на четыре с половиной года, родилась в селе Малая Знаменка Воронежской губернии и была воспитанницей Донского епархиального женского училища, которое окончила в 1900 году.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/22/p...

В Нижнем Новгороде прошел XIV Рождественский хоровой собор 12 января 2020 г. 19:51 11 января 2020 года в кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского, расположенном в Канавинском районе Нижнего Новгорода, прошел Рождественский хоровой собор. Его возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . По благословению главы Нижегородской митрополии мероприятие было организовано отделом культуры Нижегородской епархии совместно с министерством культуры Нижегородской области и департаментом культуры администрации Нижнего Новгорода. Гостями певческого праздника стали викарии Нижегородской епархии епископы Балахнинский Илия и Дальнеконстантиновский Филарет , секретарь епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, руководитель епархиального отдела культуры протоиерей Михаил Сторонкин, благочинные округов епархии, депутат городской Думы Нижнего Новгорода Сергей Горин, начальник Главного управления МЧС РФ по Нижегородской области генерал-майор внутренней службы Валерий Синьков, директор департамента культуры администрации Нижнего Новгорода Роман Беагон, многочисленные любители духовной музыки и хорового пения. Рождественский хоровой собор прошел уже в 14-й раз. Участие в нем приняли детские и молодежные вокальные коллективы — около 315 человек. Нижегородскую землю представляли хор регентского отделения Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) (регент — Татьяна Кострова), муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» (дирижер — Иван Стольников), семейный хор «Поющий родник» (дирижер — Анна Соловьева), хор Арзамасской православной гимназии (регент — Юлия Марчус), образцовый концертный старший хор Детской музыкально-хоровой школы «Жаворонок» (дирижер — Светлана Чеснокова), хор «Радость моя» Дивеевской монастырской православной школы (регент — инокиня Палладия (Болдина)). Специальными гостями мероприятия стали: архиерейский мужской хор Саратовской митрополии (регент — Александр Занорин), Барнаульский академический хор имени А.Б. Тарнецкого (художественный руководитель — Рафаэль Голямов), хор «Возрождение» Центра творческого развития «Радость» города Москвы (художественный руководитель и главный дирижер — Татьяна Жданова).

http://patriarchia.ru/db/text/5562375.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пусть сердце стремится к Господу! 04.06.2015 539 Время на чтение 25 минут Мы предоставляем аудитории нашего журнала уникальную возможность прочитать впервые опубликованные письма священномученика архиепископа Тверского и Кашинского Фаддея (Успенского), которые были направлены в Саратов из Твери в конце 20-х - середине 30х годов и адресованы прихожанке Духосошественского храма. Подлинники этих писем сейчас хранятся в Саратовском епархиальном архиве, а копия одного из них экспонируется в Музее истории Саратовской митрополии. О владыке Фаддее Святейший патриарх Тихон называл священномученика Фаддея (Успенского) «светочем Церкви», «чудом нашего времени». Он говорил: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей - святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное». По свидетельству знавших владыку, в его образе паства видела молитвенника и подвижника, подобного древним русским святым. Священномученик Фаддей, в миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в семье священника Нижегородской епархии. Выпускник местных духовных училища и семинарии, он окончил в 1896 году Московскую Духовную Академию. 15 августа 1897 года был пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. Преподавал в различных учебных заведениях. В 1901 году защитил диссертацию на тему «Единство книги пророка Исаии», в которой отмечал богословское единство всей книги святого пророка, прослеживал целостность ее стиля и системы образов. За эту работу ему была присвоена степень магистра богословия. В 1908 году он был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, второго викария Волынской епархии. Арестован в ноябре 1921 года Волынской ГубЧК и выслан из Украины . В 1922 году состоялось назначение епископа Фаддея на Астраханскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. Вскоре он был вторично арестован и отбывал ссылку в Зырянской автономной области. Архиепископом Иосифом (Петровых; †1937) имя архиепископа Астраханского Фаддея (Успенского) было названо вторым в распоряжении, которым он назначал себе заместителей по управлению Церковью, когда 8 декабря 1926 года после ареста митрополита Сергия (Страгородского; †1944) сам вступил в должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Архиепископ Иосиф вскоре уже сам был выслан из Москвы в Моденский Никольский монастырь. Первый из названных в этом распоряжении архиепископ Корнилий (Соболев; †1933) был в ссылке и не мог выполнить возложенное на него поручение. Поэтому в середине декабря 1926 года архиепископ Фаддей выехал поездом из Астрахани в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

10 сентября в 12 часов на Воскресенском кладбище Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершит панихиду по убиенным и претерпевшим гонения от безбожных властей. Во время богослужения будет читаться синодик с именами пострадавших за веру на саратовской земле. Член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Валерий Теплов рассказывает о тех, кто вошел в этот список, и о том, в чем безбожная власть обвиняла этих людей — Работа по сбору сведений о саратовских подвижниках благочестия была начата в свое время Архиепископом Пименом (Хмелевским; † 1993). В 1991 году из Министерства безопасности Российской Федерации были переданы Саратовскому епархиальному управлению 19 списков на репрессированных мирян и духовенство Русской Православной Церкви. Эти списки были частично опубликованы в официальном печатном органе «Саратовские епархиальные ведомости» и послужили основой для вышедшей в 2000 году книги «Саратовские подвижники», содержащей жизнеописания выдающихся деятелей Русской Церк­ви, связанных с саратовским краем. В 2004 го­ду по благословению Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, была образована Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратов­ской епархии, которая тщательно собирает и рассматривает документальные материалы для прославления подвижников веры и благочестия, живших на саратовской земле, в том числе, подверг­шихся гонениям за веру в двадцатом веке. На сегодняшний день в синодик с именами пострадавших за веру на саратовской земле нами внесены более тысячи имен — 1029 человек. В их числе 34 архиерея, 33 инока (из них 25 в священном сане), 32 протоиерея, 223 священника, 3 игумении, 176 инокинь, 27 диаконов (в том числе 4 протодиакона), 42 псаломщика, 322 мирянина, 137 мирянок. Формулировки обвинений стандартны: «за участие в антисоветской группировке церковников», «антисоветская агитация среди верующих», «клевета на колхозный строй», «участие в контрреволюционной группировке церковников», «за сбор средств на восстановление церкви», «за требования возвращения церкви верующим», «активная церковница... за организацию культов и обрядов». Священники были судимы «как служитель культа», «за распространение религиозных обрядов», «за агитацию против закрытия церквей», «за распространение религиозных убеждений». При этом нужно учитывать, что «антисоветская агитация» — это зачастую лишь высказанный протест против закрытия храма, а «контрреволюционная деятельность» наскоро создавалась протоколами лжесвидетелей… В некоторых делах прямо указывается на то, что тот или иной человек был осужден «за религиозные убеждения».

http://pravoslavie.ru/48559.html

Архив Пн В Вологде освящен Воскресенский кафедральный собор 5 октября 2020 г. 12:04 4 октября 2020 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, в Вологде состоялось освящение Воскресенского кафедрального собора. Чин великого освящения и Божественную литургию совершили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Саратовский и Вольский Игнатий , епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий . Архиереям сослужили настоятель Воскресенского собора протоиерей Алексей Ольховников, секретарь епархиального управления Вологодской епархии иерей Роман Попов, руководители отделов Вологодской епархии в священном сане, благочинные городских округов Вологды, клирики Украинской Православной Церкви, Вологодской, Череповецкой и Саратовской епархий. Были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов. В алтаре митрополит Антоний прочитал молитву о мире на Украине. После сугубой ектении глава Вологодской митрополии вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. На торжественном богослужении присутствовали председатель Попечительского совета по восстановлению Воскресенского кафедрального собора, губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, депутат Государственной Думы ФС РФ Е.Б. Шулепов, члены правительства Вологодской области и администрации города Вологды, попечители и другие почетные гости, многочисленные жители областной столицы. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под управлением Ларисы Балоновой. Проповедь перед причастием произнес благочинный Северо-Западного вологодского округа протоиерей Андрей Смирнов. По окончании Литургии митрополит Савва приветствовал митрополита Антония и преподнес Его Высокопреосвященству архиерейских жезл. Управляющий делами Украинской Православной Церкви обратился к присутствующим с архипастырским словом.

http://patriarchia.ru/db/text/5700606.ht...

В Саратовской епархии учрежден музей «Дом саратовских архиереев XX века имени архиепископа Пимена (Хмелевского)» 14 января 2023 г. 16:27 Указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия в Саратове учрежден музей «Дом саратовских архиереев XX века имени архиепископа Пимена (Хмелевского)», управлявшего Саратовской епархией в 1965-1993 гг. В годы правления владыки Пимена Саратовское епархиальное управление находилось по адресу: ул. Первомайская, дом 27, в небольшом одноэтажном домике с полуподвалом. На верхнем этаже размещались покои епископа и часть епархиальных служебных помещений, а основные помещения управления находились в полуподвале (бухгалтерия, кабинет архиерея, секретарская, хозчасть). В этот дом к владыке Пимену приезжали такие видные деятели культуры, как Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и другие. В доме на Первомайской в разные годы проживали епископ Вениамин (Милов), митрополит Вениамин (Федченков), епископ Нектарий (Коробов), архиепископ Александр (Тимофеев). В 2023 году будут отмечаться две памятные даты, связанные с личностью архиепископа Пимена: 100 лет со дня его рождения и 30 лет со дня кончины. Архиепископ Пимен (Хмелевской) родился в 1923 году в Смоленске. Отец работал юрисконсультом. Его мать Мария Евгеньевна Львова происходила из старинного дворянского рода. Во время Великой Отечественной войны родители умерли от голода, а сам будущий владыка уехал в Белоруссию. 5 октября 1943 года указом митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) был направлен на послушание в Жировицкий мужской монастырь. 16 февраля 1944 года пострижен в монашество с именем Пимен. 27 октября 1944 года рукоположен в сан иеродиакона. 20 мая 1949 года возведён в сан иеромонаха. В 1949 году окончил Минскую духовную семинарию и был направлен в Московскую духовную академию . Весной 1953 года окончил МДА со степенью кандидата богословия. В 1955 году решением Священного Синода командирован на Святую Землю для работы в Русской духовной миссии в Иерусалиме , а в 1956 году назначен ее начальником. 27 марта 1956 года возведен в сан архимандрита. Служение проходило в тяжелых экономических условиях на фоне многочисленных политических конфликтов, арабо-израильских столкновений и связанных с ними попыток самовольного захвата зданий миссии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Турине состоялся семинар " Идеалы и ценности современной молодежи " Турин, 28 февраля 2005 г. В городе Турине – университетском центре Италии – состоялось международное обсуждение проблем молодежи, ценностей и идеалов молодых в современном обществе: европейском и российском. Организаторы семинара ставили своей задачей обмен опытом работы с молодежной аудиторией, сообщает пресс-служба Саратовской епархии . Профессор Туринского университета А. Пома представил доклад " Роль университетского образования в духовном пространстве Европы " ; иеромонах Амвросий, настоятель храма во имя св. Максима, епископа Туринского (Московский Патриархат), размышлял о современном состоянии духовной культуры в Западной Европе. Сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Саратовского епархиального управления Михаил Орлов выступил с сообщением " Духовный поиск российской молодежи " . Организаторами конференции стали культурная ассоциация " Русский мир " , университет Турина, Саратовское епархиальное управление Русской Православной Церкви, Саратовское региональное отделение партии " Единая Россия " , философский факультет СГУ. Свое приветствие участникам международной дискуссии направил епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Владыка пожелал им успешной и плодотворной работы: " Надеюсь, что интерес наших современников на Западе к вере и духовности – это не дань скоропреходящей моде, но насущная потребность человеческих душ, стремящихся обрести подлинный смысл бытия. Окружающее общество оказывает на нас колоссальное воздействие, даже если сами мы того не осознаем. Особенно это влияние заметно в настоящее время, когда столь велика сила средств массовой информации, в частности, телевидения. Хотим мы этого или нет, но каждый день в наш дом приходит современный мир со своими законами, стандартами, со своей модой, со своим пониманием хорошего и плохого, и чаще всего это понимание не основано на христианских принципах. От того, способны ли мы в этом мире сохранить христианство как таковое, христианство как верность Христу, уверен, зависит будущее человеческой цивилизации. "

http://pravoslavie.ru/12821.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010