Закрыть itemscope itemtype="" > Скорбные годы владыки Досифея 24.07.2019 726 Время на чтение 21 минут Могила архиепископа Саратовского и Петровского Досифея (Протопопова; 1866-1942) - на старом Воскресенском кладбище, в двух шагах от весьма почитаемой саратовцами могилы епископа Вениамина (Милова). Те, кто ищет молитвенного предстательства владыки Вениамина, подходят, как правило, и к владыке Досифею: молятся об упокоении его души, просят его молитв о нас. А что мы знаем об этом человеке, о его крестном пути? На годы его управления Саратовской епархией пришлось проведение Поместного Собора 1917-1918 годов, становление новой системы высшего церковного, епархиального и приходского управлений, первые гонения на Церковь, аресты и расстрелы священников, принудительное изъятие церковных ценностей и инспирирование властями «обновленческого» раскола, сворачивание регулярной работы органов епархиального управления, разгром канцелярии, действовавшей при епископе. За стойкость в вере, твердость убеждений, проявленные в послереволюционное пятилетие, саратовский архипастырь претерпел немало: позднее, после переломного 1922 года, его ждали тюрьма, ссылка, скитания, нищета. В последний период своей жизни (1927-1942) он был лишен кафедры, лишен статуса правящего архиерея, но оставался на свободе и имел духовный авторитет среди верующих. Думается, это был не самый трудный период его жизни. Самым трудным представляется время, когда с каждым днем и месяцем у владыки Досифея оставалось все меньше и меньше возможностей распоряжаться той властью, которой наделила его Церковь, во благо верующих, ради распространения и укрепления веры Христовой. Это годы с 1917-го по 1927-й. Уроженец Смоленской земли, он прибыл в Саратовскую епархию на постоянное жительство и служение лишь в 42 года в связи с назначением викарным епископом Вольским. Следующие восемь лет он спокойно служил Церкви и народу на Саратовской земле, помогая в управлении епархией трем правящим архиереям - преосвященным Гермогену (Долганёву), Алексию (Дородницыну), Палладию (Добронравову).

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/25/skor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 24.03.1878, с. Голубцовка Саранского у. Пензенской губ.- 25.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе . Окончил Нижегородскую ДС, затем КазДА со степенью канд. богословия (1902). В 1899 г. под влиянием ректора академии Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) принял монашество. В том же году был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во иерея. В 1902 г. назначен преподавателем основного, нравственного и догматического богословия в Калужскую ДС, 20 нояб. переведен преподавателем богословия и противомусульм. полемики в Александровскую Ардонскую ДС, в янв. следующего года назначение было отменено и В. перевели преподавателем гомилетики в Волынскую ДС, с дек. 1903 г. он являлся инспектором семинарии, с 1905 г.- ректором с возведением в сан архимандрита, с 1903 г.- соборным иеромонахом почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . В. покровительствовал «Патриотическому кружку», открытому в Волынской ДС в 1907 г. 27 нояб. 1909 г. назначен ректором Самарской ДС, 11 марта 1914 г. переведен на ту же должность в Пермскую ДС. Во время служения на Волыни и в Самаре В. активно печатался в местных епархиальных ведомостях, ряд его публикаций вышел отдельными оттисками (в «Волынских ЕВ» в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.). С 6 окт. 1914 г. являлся настоятелем батуринского Николаевского мон-ря Черниговской епархии, в июле 1916 г. освобожден от должности и направлен в распоряжение Харьковского архиеп. Антония (Храповицкого). С 1917 г. В. служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарем епархиального совета, настоятелем собора в г. Аулие-Ата (совр. Тараз). В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 нояб. состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, вскоре был хиротонисан. 8 февр. следующего года в управление В. были переданы Сызранский и Городищенский уезды Пензенской епархии. 4 марта 1924 г. архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал, т. к. к июлю того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил его на Ульяновскую кафедру (ср. сообщение обновленческого «Ульяновского церковно-общественного листка». 1 за июль 1924).

http://pravenc.ru/text/158778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Саратовской епархии, учреждено 5 дек. 1849 г., названо по г. Вольску (также Волгск или Волжск) Саратовской губ. В. в. было создано для помощи Саратовскому архиерею в управлении обширной епархией (в 1843 в Саратовской епархии действовало 750 церквей). Немаловажную роль в создании вик-ства сыграла близость Вольска к Иргизу , к-рый, хотя и утратил к кон. 40-х гг. значение центра старообрядцев-поповцев, продолжал влиять на состояние старообрядчества в России. Кроме того, с нач. XIX в. Вольск был одним из центров единоверия , в городе был построен единоверческий собор в честь Рождества Христова (закрыт в 1930, вскоре уничтожен). 2 апр. 1850 г. в С.-Петербурге во епископа Вольского был хиротонисан архим. Антоний (Шокотов) . В мае он прибыл в Вольск, посетил иргизские мон-ри и, убедившись в значительном влиянии старообрядчества в Саратовском крае, энергично приступил к проповеди среди старообрядцев. Однако, после того как в 1850 г. саратовское Заволжье отошло Самарской губ., Святейший Синод признал нецелесообразным существование В. в., и 12 дек. того же года оно было упразднено, 19 дек. еп. Антоний переведен на Старорусское вик-ство Новгородской епархии. В. в. было возобновлено в 1898 г.: 8 марта во епископа Вольского был хиротонисан архим. Никон (Софийский) , 24 апр. он прибыл в Вольск, в июле того же года был переведен в Таврическую епархию. С 14 янв. 1901 по 21 марта 1903 г. В. в. возглавлял Гермоген (Долганов), развернувший широкую миссионерскую деятельность, к к-рой привлекал и мирян. Архиерей организовал внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывал программы для воскресных школ. В сент. 1901 г. в Вольске открылось епархиальное жен. уч-ще. В 1902 г. началось строительство нового здания для Вольского ДУ (создано в 1847). В последующее время В. в. возглавляли Палладий (Добронравов ; 6 дек. 1903 - 28 нояб. 1908), Досифей (Протопопов ; 8 янв. 1909 - 25 авг. 1917), Иннокентий (Кременский; 5 сент. 1917 - 27 дек. 1917).

http://pravenc.ru/text/155204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 10.01.1861, ст-ца Нагавская 2-го Донского окр. земли Войска Донского - июль 1945, Загреб), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви. Из казачьей семьи, отец служил псаломщиком. После окончания Нагавского ДУ и Донской ДС в Новочеркасске поступил в 1882 г. в КДА, к-рую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. В 1887 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Донского епархиального жен. уч-ща (1889), смотритель Усть-Медведицкого ДУ (1894). В 1902 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. С 1906 г. смотритель Владикавказского ДУ, в конце года - ректор Саратовской ДС. 21 авг. 1909 г. пострижен в монашество с именем Ермоген и возведен в сан архимандрита. 9 мая 1910 г. хиротонисан в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, назначен викарием Донской и Новочеркасской епархии. В окт. 1911 г. Е. возглавлял церемонию перезахоронения праха Донского и Новочеркасского архиеп. Иоанна (Доброзракова) и останков исторических героев Дона в усыпальнице в нижней Покровской ц. войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. В мае 1914 г. участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ермогена в новую раку в Успенском соборе Московского Кремля, в нояб. 1916 г.- в торжественном открытии Высших жен. богословско-педагогических курсов в Москве. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. Вместе с Донским и Новочеркасским архиеп. Митрофаном (Симашкевичем) в телеграмме обер-прокурору Синода выразил «совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага». 1 мая 1917 г. Е. выступил на революционном митинге в Новочеркасске, приветствуя «воцарение в России свободы». 13 февр. 1918 г., после занятия войсками Красной Армии Новочеркасска, Е. был арестован вместе с архиеп. Митрофаном, но вскоре освобожден. Когда Донская обл. была занята войсками ген. П. Н. Краснова, поддержал Белое движение. Совершал поездки на фронт, где проводил беседы с войсковыми частями, рассылал пастырские воззвания с призывами бороться за поруганную большевиками веру. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, вошел в состав епископского совещания Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), организованного на территории, занятой войсками ген. А. И. Деникина. Возглавлял отдел учебных заведений ВВЦУ ЮВР. В окт. 1919 г. в связи с запрещением ВВЦУ ЮВР архиеп. Агапита (Вишневского) в священнослужении за учиненный на Украине раскол Е. был назначен на его место епископом Екатеринославским и Мариупольским. В епархию, видимо, не выехал, т. к. Екатеринослав в это время был занят отрядами Н. Махно, а потом - Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/190199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Прмч. Матфей (Померанцев). Фреска. 2015 г. Худож. Н. Пискунова (ц. равноап. кн. Владимира при бывшем Московском Епархиальном доме) Прмч. Матфей (Померанцев). Фреска. 2015 г. Худож. Н. Пискунова (ц. равноап. кн. Владимира при бывшем Московском Епархиальном доме) (Померанцев Михаил Владимирович, 1881, с. Толмачёво Брянского у. Орловской губ.- 27 авг. 1918, Пермская губ.), прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи священника. В 1896 г. по окончании 2-го Орловского ДУ был принят в Орловскую ДС, в к-рой проучился до 1902 г. В том же году поступил в КДА. В 1906 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. 3 окт. того же года назначен преподавателем Орловской ДС. С 10 февр. 1908 г. преподаватель Орловского жен. епархиального уч-ща, 19 июня того же года переведен на должность помощника смотрителя Камышинского ДУ в Саратовской губ. 3 сент. 1911 г. назначен преподавателем Олонецкой ДС. В дек. того же года принял в Киеве монашеский постриг с именем Матфей, был рукоположен во иерея и стал заведующим церковноприходскими школами при Киево-Печерской лавре. 20 марта 1914 г. назначен помощником смотрителя Осташковского ДУ в Тверской губ. С 28 окт. 1916 г. смотритель Осташковского ДУ. 8 февр. 1917 г. стал ректором Пермской ДС с возведением в сан архимандрита. Летом 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . от монашествующих. Был одним из наиболее активных участников Собора, поддерживал восстановление Патриаршества, выступал за укрепление церковной иерархии, призывал к осторожности во введении в епархиальное и приходское управление выборного начала. Участвовал в работе над проектами соборных постановлений о духовных учебных заведениях, о мон-рях и монашествующих, о приходском уставе, о поводах к расторжению церковного брака. Особенно заметной была деятельность М.

http://pravenc.ru/text/2562654.html

Михаил (Постников Михаил Степанович), еп. Ивановиский и Шуйский Родился 30 сентября 1878 года. В 1900 году окончил Воронежскую духовную семинарию, затем прослушал два курса Томского университета по медицинскому факультету и перешел в Ярославский (Демидовский) лицей, каковой окончил в 1904 году с присвоением степени кандидата прав. В 1911 году окончил Московский университет по историко­филологическому факультету с присвоением ученой степени магистра исторических наук. Полное образование закончил за границей. Вдов. Пострижен в рясофор. До 1920 года служил в системе Министерств, а затем Наркомата Народного Просвещения. С 1920 года священник Казанской церкви с.Усмани, Воронежской епархии. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и назначен уполномоченным ВЦУ по Воронежской епархии в сане протоиерея. 13 окт.1922 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Вольского, вик.Саратовской епархии. С декабря 1924 года – временно управляющий Псковской епархией. С 20 февраля 1925 года – правящий Велико-Устюжской епархией. 10 марта 1925 года назначен правящим епископом Уральской епархии с присоединением к последней Вольского викариатства. 14 мая 1927 года возведен в сан архиепископа в честь 5-летнего юбилея обновленчества. В 1928 году – архп.Касимовский, вик.Рязанской епархии. В 1929 году – архиепископ Рязанский. В 1930 году формально уволен за штат. С 27 нояб.1931 года – архп.Калининский. 26 дек.того же года уволен на покой. В 1942 году – юрисконсульт Московского Епархиального Управления. В октябре 1943 года он обратился к Святейшему Патриарху Сергию с покаянной докладной запиской, на которой была положена резолюция следующего содержания; К сожалению, докладная записка просителя не обнаруживает достаточной серьезности в понимании просителем своего канонического проступка, а потому и покаяние просителя недостаточно. Он уходит от обновленцев лишь только потому, что многие из них оказываются небезупречными в своем поведении. Но Апостол советует смотреть больше за собой и не судить чужого раба: он пред своим Господом стоит или падает. Восстанет же, силен бо Господь восставити его (Гим.14,4). Основной грех обновленчества не в том, что не все его представители оказались безупречными в жизни, а в том, что обновленчество, как корпорация или, выражаясь языком канонов, как самочинное сборище, откололось от святой Церкви «и иный алтарь водрузило ” (св.Ап.Прав.31). И не только водрузило алтарь для себя, но и всячески воевало против св.Церкви, стараясь отторгнуть за собой церковных овец. Это – грех , который не омывается, по учению святых отцов, даже мученической кровью. Между тем проситель (допустим, по некоторому неразумению) пребывал в этом сборище чуть ли не двадцать лет, находясь с обновленцами в евхаристическом общении.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

протоиерей Василий Жмакин Состояние Пензенской епархии Пензенская епархия, в которой суждено было закончить свою многотрудную, истинно подвижническую жизнь святителю Иннокентию, принадлежала к числу самых обширных. В состав ее входили, кроме Пензенской и Саратовской, и части Самарской и Симбирской губерний. Пензенская епархия была открыта в 1799 году и стала местом служения поочередно трех епископов. Их имена: Гаий (1799–1808), Моисей (1808–1811) и Афанасий (1811–1819) 159 . Пензенскую епархию нельзя было назвать благоустроенной. Прежде всего она отличалась бедностью. Бедность пензенских церквей и духовенства была поразительна. Не говоря о других духовных учреждениях, даже самый центр епархиального управления – архиерейский дом – бросался в глаза своей неприглядностью. В письмах святителя Иннокентия она подробно описана. При этом нужно всегда помнить, что святитель был человеком с самыми скромными требованиями, отличался невзыскательностью в самой крайней степени, и если и он, тем не менее, высказывал жалобы на свое дурное положение, то, значит, на то были очень серьезные причины. «Пензенская моя квартира,– отмечал он в одном из писем в Петербург,– походит на шалаш. Но страннику и того довольно. Консистория хочет из шалаша сделать дом и имеет для этого деньги. Вот уже и опасность: как бы постоялый двор не превратился в постоянный дом, в любимое жилище. Господи, укрепи в любви ко всем! А глядя на развалины, трудно было удержаться от осуждения и жалоб». «Меня послали,– писал святитель в другом письме, тоже адресованном в Петербург,– в шалаш или в дом, похожий на худой трактир: у дверей нет ни ключей, ни запоров, у шкафов, которые по большой части поломаны, также нет ни одного ключа. Обои в покоях где оборваны, где испачканы, закопчены. Полы так плохи, что когда пойдешь на один конец залы, на другом поднимаются, скрипят. Стекла закопчены и составлены из малых и битых клочков, а крыльцо... но это вещь не для жилья. Третий этаж с полами и потолками провалился от дождей, вода протекала во второй этаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Серафим (Александров Димитрий Александрович), митр.·б. Казанский и Свияжский Родился 19 октября 1867 года в Саратовской епархии. Окончил Саратовскую духовную семинарию. С сентября 1889 года – помощник Саратовского Епархиального миссионера. В 1890 году рукоположен во диакона. В 1891 году посвящен во священника. В 1894 году – Самарский епархиальный миссионер. В марте 1909 года перешел на епархиальную службу в Полоцкую епархию, где определен священником Витебской Рынково-Воскресенской Церкви. В том же месяце назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории. С 1910 года – противо-раскольнический миссионер Оренбургской епархии. 14 дек.1914 года хиротонисан во епископа Кустанайского, вик. Оренбургской епархии. По рукописным данным, хиротонию совершали: епископ Мефодий Оренбургский с епископом вик. Дионисием в г.Оренбурге. С 24 марта 1916 года – епископ Челябинский. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве, на котором был секретарем Соборного епископского совещания. С 19 марта 1918 года – епископ Полоцкий и Витебский по сентябрь 1918 г. С сентября 1918 года управлял Тверской епархией. С 1919 г. – епископ Тверской и Кашинский (правящий). С 1920 года – член Священного Синода. В 1922 году возведен в сан архиепископа. 24 марта 1924 года возведен в сан митрополита. С 18 мая 1927 года – постоянный член врем. Патриаршего Священного Синода. С 15 июня 1928 года – митрополит Саратовский. 1932–1933 гг. – участник зимней сессии. С II августа 1933 года – митрополит Казанский и Свияжский. 26 декабря 1934 года награжден правом предношения креста за богослужением. 15 ноября 1936 года уволен на покой. Скончался в 1938 году. Митрополит Серафим принадлежал к числу тех архиереев, которые в сентябре 1923 года еще верили в возможность соединения с обновленцами. По благословению Патриарха Тихона он, вместе с архиепископами Иларионом (Троицким) и Тихоном (Оболенским) сделали последнюю попытку достигнуть примирения и вели переговоры с обновленческим митрополитом Евдокимом, а в конце сентября 1923 года архп. Серафим на собрании двадцати семи епископов в Донском монастыре делал доклад о результатах переговоров. Результаты оказались неутешительными, – митр. Евдоким требовал отказа Патриарха Тихона от управления, – и епископы большинством голосов (при закрытой баллотировке) провалили проект соединения с обновленцами. При этом, во время прений, епископ Амвросий (Полянский), с неодобрением отметил, что докладчик называл вождя обновленцев Евдокима – Высокопреосвященнейшим Митрополитом. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих Евдоким не митрополит, а бывший архиепископ”, – подчеркнул он.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин выступил на заседании областного актива Саратов, 6 февраля 2004 г. 31 января в здании Правительства Саратовской области состоялось заседание областного актива. На нем по обыкновению подводились итоги минувшего, 2003 года, намечались планы на год 2004, определялись приоритетные направления развития области. Основным выступлением на заседании актива стал доклад губернатора области Дмитрия Аяцкова. Состоялось также выступление приглашенного по инициативе областных властей для участия в активе епископа Саратовского и Вольского Лонгина, сообщает Служба внешних церковных связей Саратовского епархиального управления. Епископ Лонгин отметил, что впервые имеет возможность встретиться с областным активом, представленным настолько широко, чтобы обратиться к нему со словом приветствия, высказать свои предложения и пожелания в отношении сотрудничества Церкви и власти на благо губернии, на благо народа. " Последние годы в России, - сказал он, - характерны теми изменениями, которые мы можем наблюдать в отношении общества к Православию. Приходит реальное осознание того, что у государства и Церкви одна история, одно настоящее, одно будущее. Это можно наблюдать в масштабах всей нашей страны. Но очень радует меня то, что и на уровне нашей области я могу видеть со стороны властей подобное движение навстречу Церкви " . Как положительный опыт епископ оценил свои совместные с губернатором поездки по районам области. Это была возможность одновременно познакомиться с положением дел в различных уголках епархии, рассмотреть существующие проблемные вопросы, определить возможное взаимодействие по ним между правительством области и Саратовским епархиальным управлением. Событием во взаимоотношениях епархии и администрации области он назвал учреждение организации " Духовное возрождение " , имеющей своей целью помощь Церкви в строительстве и восстановлении храмов, сохранении культурного наследия Православия, возрождении православной духовности. Членами Попечительского Совета организации были даны совершенно конкретные и очень обнадеживающие обещания, касающиеся как возвращения епархии принадлежавших ей ранее объектов недвижимости, так и финансирования нуждающихся в реставрационных работах объектов.

http://pravoslavie.ru/8877.html

К Богу и Церкви люди идут разными путями. Кто-то прямо, решительно быстро (что, впрочем, не избавляет от искушений, настигающих подчас уже в церковной ограде). А кто-то долго, спотыкаясь, падая, плутая, да еще такими лесами и болотами… Но раз выпало человеку поплутать, помучиться, подышать болотными испарениями, значит, необходим ему такой опыт для дальнейшей христианской жизни. Человек, который согласился рассказать нам о своем необычном жизненном пути, работает в одном из подразделений Епархиального управления. Должность у него техническая, но зависит от его работы многое. Он постоянный прихожанин православного храма и очень рад, что работает именно в епархии. Словом, человек сделал свой выбор. А то, что осталось у него за спиной, через что ему пришлось однажды пройти — не скрывает, но и не афиширует лишний раз. И для публикации предпочитает анонимность. Дадим ему имя Иван. — Иван, как Вас занесло в секту, именуемую «Религия Богемы» (эта секта возникла в начале 90-х на территории Саратовской области.— Ред. )? — Да вот так и занесло… В 94-м году мне было шестнадцать лет, и никого рядом не оказалось, кто бы мог что-то объяснить, подсказать, что я не в том вовсе направлении ищу… А у них, у «Богемы», все очень романтично выглядело, в такой блестящей обертке преподносилось: тут тебе и звезды, и инопланетяне, и снежные люди, и домовые с русалками, и всяческие иные измерения… — Только это Вас и влекло или Вы все-таки веру искали? — Веру искал. И там, в общине, что бы нам ни рассказывали, у меня на первом месте всегда Бог был. Я Его хотел найти. — …И провели в «Богеме» восемь лет, с шестнадцати до двадцати четырех. Лучшие годы, как говорится. Все это время жили в сектантском поселении, в Хвалынском районе? — Нет, там я прожил полтора года. Сначала просто ходил на собрания, которые проходили в Балакове — как раз там я учился. Потом, когда богемцы жили в Черемшанах, приезжал на выходные, занимался хозяйственными работами, участвовал в собраниях. А потом уже они землю в Хвалынском районе получили и начали там строиться…

http://pravoslavie.ru/67477.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010