Активное развитие монастыря В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства, преосвященного Гермогена, приехавшего в Сердобск для освящения собора Архангела Михаила и пожелавшего увидеть строящуюся за городом часовню (в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Разрешение на её строительство в 1904 г. получил некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин). Владыка осмотрел часовню внутри и снаружи, а после посетил хижину, где испил со старцами чаю, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил и тогда же высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где и у него самого была бы келья для отдыха. С той поры пустынь активно благоустраивалась. Горячее участие в этом деле принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов (старейший клирик Саратовской епархии, в течение 11 лет был благочинным церквей Сердобского уезда). Совсем скоро в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящён деревянный не отапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской. Вслед возведён каменный тёплый храм (с домом архиерея и несколькими флигелями). В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был. Осенью 1908 г. епископ совершил освящение монастырского храма. (Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон.) Третий храм – пещерная церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца – создавался на деньги самого отца Андрея, который был состоятельным человеком и вкладывал собственные средства в строительство монастыря. Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель, которая располагалась в невероятно живописном месте: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу река Сердоба…

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Алек...

Итак, все эти данные говорят о том, что Богородицкий монастырь к тому времени пришёл в упадок, в сущности, имел только наименование монастыря, превратившись в самую обыкновенную «рыбную контору» при монастыре Высокопетровском. К тому же братия этого монастыря, пользуясь своей отдалённостью от начальства, вступила в конфликт с саратовским духовенством и, соответственно, с Астраханским митрополитом. В результате царь Пётр счёл доводы владыки обоснованными, и 9 марта 1704 года дан был по челобитью митрополита Сампсона указ: приписному Саратовскому Богородицкому монастырю не быть, а церкви, которая в том монастыре, быть приходскою. Монахов выслать к Москве в Петровский Высокий монастырь. Митрополиту послать в Саратовский монастырь кого пригоже, и при монахах Петровского монастыря, которые в том Саратовском монастыре, кельи и житницы, и погреба и амбары, и всякое церковное строение и заводы описать и владеть. Но Высокопетровский монастырь, оставшись недовольным таким решением, снова задействовал «административный ресурс», прибегнув к помощи царского дяди – Льва Кирилловича Нарышкина (Нарышкины с давних пор покровительствовали этому монастырю), и дело приняло несколько иной оборот. Поскольку отменить царский указ было невозможно, то нашли «стрелочника» – обвинили подьячего в том, что он якобы исправил бывшее в черновой слово «оценить» на слово «владеть». Подьячего наказали, но в результате Астраханский митрополит получил только на правах приходской бывшую в монастыре деревянную Казанскую церковь , а вот рыбные ловли, амбары, юрты 378 , всякие оброчные статьи и земли остались во владении Высокопетровского монастыря: «...а владеть и всякие сборы собирать, вам по прежнему... И для того из Петровского монастыря (присылать) слуг и подьячих и жить им в том монастыре в кельях где пристойно и те кельи, амбары и лавки отгородить особь статьею от той же Божией церкви, а монахов для сборов отнюдь не присылать» 379 . Таким образом, почти через 100 лет от основания Саратовский Богородицкий монастырь прекратил своё существование. Но после этого события традиция монашеского делания в Саратове не исчезла, она продолжала жить и развиваться. Чтобы проследить эту преемственность, необходимо выяснить, что произошло с саратовской братией после приписки Богородицкого монастыря к Высокопетровскому, а для этого, в свою очередь, нужно выяснить историю возникновения Саратовского Четырёхсвятского (впоследствии Спасо-Преображенского) монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Депутатов Алексей Михайлович; род. 22 янв. 1977, с. Туголес Шатурского р-на Московской обл.), митрополит Саратовский и Вольский, глава Саратовской митрополии . Из семьи священника. С 1984 по 1994 г. обучался в средней школе г. Шатуры. В 1993 г. окончил Шатурскую детскую музыкальную школу. С 1994 по 1996 г. обучался в Рязанском ДУ. В 1996 году поступил на третий курс Самарской ДС. По окончании семинарии в 1998 году направлен в распоряжение рязанского архиерея и рекомендован на поступление в СПб ДА. 22 нояб. 1998 г. был поставлен во чтеца ректором Санкт-Петербургской ДА и ДС еп. Тихвинским Константином (Горяновым) в храме св. ап. Иоанна Богослова Санкт-Петербургской ДА. В том же году поступил в СПбДА. В июне 2002 г. защитил дипломную работу по теме: " Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви в свете Священного Писания Нового Завета " . В авг. 2002 г. назначен преподавателем предмета «Библейская история» Рязанского ДУ. 27 окт. 2002 г. в храме св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова Рязанского ДУ митр. Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым) пострижен в мантию с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия, еп. Скопинского. 31 окт. 2002 г. митр. Симоном рукоположен во диакона. 4 нояб. того же года рукоположен во иерея в Никольском храме г. Скопина Рязанской обл. 23 июля 2003 г. архиеп. Рязанским и Касимовским Павлом (Пономаревым) назначен проректором по воспитательной работе Рязанского ДУ. С сент. 2003 г. назначен преподавателем предметов «Пастырское богословие», «Гомилетика» и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». С 2004 по 2007 гг. являлся слушателем аспирантуры Московской ДА при Отделе Внешних Церковных Связей Русской Православной Церкви. 15 марта 2005 г. назначен благочинным храмов семинарии с оставлением в должности проректора по воспитательной работе Рязанской ДС. Решением Свящ. Синода от 6 окт. 2005 г. назначен наместником вновь открывшегося Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани. В 2007 году возведён в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/1972293.html

Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский (Бровкович Александр Иванович) Родился 20 ноября 1826 года в семье священника Могилевской епархии. Первоначально учился в Могилевском духовном училище, затем в Могилевской духовной семинарии и состоял певчим архиерейского хора. В 1842 году, как один из лучших воспитанников духовной семинарии, вызван в образцовую Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1850 года пострижен в монашество; 26 сентября рукоположен во иеродиакона; 30 июня 1851 года – во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром духовной семинарии. 8 декабря 1852 года получил звание магистра. С 25 апреля 1856 года – ректор Рижской духовной семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита. С 1 декабря 1857 года (по другим источникам, с 1858 года) – ректор Саратовской духовной семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1864 году вызван на чреду служения в Санкт-Петербург. С 5 ноября 1865 – ректор Полоцкой духовной семинарии. С 29 июля 1868 года – ректор Казанской духовной академии. 10 октября 1869 года Святейшим Синодом ему присуждена ученая степень доктора богословия. 4 июля 1871 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской лавре преосвященные Исидор (Никольский , † 1892), митрополит Новгородский; Никандр (Покровский, † 1893), епископ Тульский; и Павел (Лебедев , † 1892), епископ Кишиневский. 25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру. С 12 декабря 1883 года – епископ Херсонский и Одесский. 20 марта 1886 года возведен в сан архиепископа; в сентябре избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. В 1887 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Скончался 27 декабря 1890 года. Погребен в Одесском кафедральном соборе. Святитель Никанор – мужественный воин Христов, до последних дней своих твердо стоявший на страже веры и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слева направо: епископ Соликамский Феофан, епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин), епископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Петропавловский Мефодий (Красноперов), епископ Глазовский Павел (Поспелов). 26 февраля 1917; Набережная Камы, г. Пермь. Фото Александра Иванова. Ил.: Сщмч. Феофан Ильменский (Соликамский), икона//Фома. - – декабрь 2021. – С.28-31. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Феофан родился 20 сентября 1867 года в селе Окатная Маза Саратовской губернии в семье псаломщика, Петра Степановича Ильменского и в крещении был наречен Сергием. В 1882 году Сергей окончил Саратовское духовное училище, в 1888-м — Саратовскую духовную семинарию, в 1892 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 10 сентября 1892 года Сергей Петрович был назначен в Саратовское епархиальное женское училище преподавателем педагогики. В училище среди учениц он встретил свою будущую супругу, и 11 сентября 1894 года они обвенчались. 7 октября епископ Саратовский Николай (Налимов) рукоположил его во священника к Александро-Невскому кафедральному собору города Саратова. 28 октября 1895 года у отца Сергия и его супруги родилась дочь, которую они назвали Марией, но вскоре он овдовел и уже в дальнейшем сам воспитывал дочь до ее совершеннолетия. 1 сентября 1907 года епископ Саратовский Гермоген (Долганев) назначил отца Сергия настоятелем церкви святой равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц и преподавателем педагогики в институте. 15 мая 1909 года епископ Гермоген назначил его благочинным домовых церквей города Саратова. 14 мая 1911 года отец Сергий был возведен в сан протоиерея и 1 сентября того же года назначен главным редактором «Саратовского духовного вестника». 14 августа 1914 года в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря отец Сергий был пострижен в монашество с именем Феофан и 14 сентября возведен в сан архимандрита.. В 1916 году он был назначен ректором Пермской духовной семинарии. 26 февраля 1917 года архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-224...

«Обращение» касалось не только богослужебных, но и хозяйственных тонкостей (правильного и осмысленного размещения икон, внимания к внутреннему убранству, ремонта и строительства); также в нем затрагивались вопросы нравственного уровня духовенства и внешнего вида священника. Ситуация в епархии была сложной, и новый архиерей различными способами старался разъяснить священникам на местах о недопустимости искажений и сокращений богослужебного чина, о необходимости следовать Требнику при совершении таинств, о правильной организации церковного пения, о важности проповеднической работы, о том, как правильно приобретать и развешивать иконы, вести хозяйство храма, приступать к ремонту и строительству, и о многом другом, чем священникам приходилось заниматься на приходах. Даже несмотря на то что к архиерею постепенно приехали многие из его духовных чад и стали нести службу в храмах Саратовской епархии, архиепископ Гурий в связи с ухудшением здоровья подал прошение о переводе в другое место службы, которое поддержал Патриарх Алексий. Черниговская кафедра Владыка Гурий принял Черниговскую епархию в августе 1954 года и пробыл на Черниговской кафедре немногим более года. В одном из писем к Патриарху Алексию архиепископ Гурий благодарит его за это назначение, потому что в Чернигове он «нашел для своей души спокойствие». В Черниговской области было 360 действующих храмов и два женских монастыря. Население и духовенство очень тепло приняли архиепископа Гурия. По сложившейся в Александро-Невском братстве традиции воскресными вечерами в Спасо-Преображенском кафедральном соборе архипастырь проводил с верующими беседы, в которых «учил свою паству сердечной молитве, стремился раскрыть перед ними красоту и глубину церковных служб, показать на ярких примерах из жизни благодатные плоды молитв» 13 . Черниговцы любили эти непринужденные беседы. Однако и здесь один из главных вопросов был в нехватке кадров. В докладе Патриарху Алексию архиепископ Гурий дал качественную оценку черниговскому духовенству: «Духовенство в Черниговской епархии такое же, как и в других епархиях.

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

В 19 в. расширяются и число паломников, и их социальный состав. Так, ко святым местам ходили: «села Павлова житель» Кир Бронников (Путешествие к святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 гг. села Павлова жителем Киром Бронниковым. М., 1824), саратовский иеромонах Паисий (Записки Саратовского Спасо–Преображенского иеромонаха Паисия, путешествовавшего в Иерусалим, на Синай и Афонскую гору в 1841 г./Чт. в Об–ве любителей духов, просвещения. 1887. Кн. 8); одесский церковный публицист Александр Алексеевич Уманец (1808–1877) [Уманец А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле. В 2–х ч. СПб., 1850], давший одно из первых обзорных описаний собрания рукописей библиотеки монастыря Св. Екатерины на Синае; профессор–арабист Петербургского университета Осип Юлиан Иванович Сенковский (1800–1858) [ Сенковский О.И. Отрывки из путешествия по Египту, Нубии и Верхней Эфиопии (1820–1821 гг.)/Сенковский О.И. Собр. соч. Т. 1. СПб., 1852]; Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) (см.: Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам в 1830 году. СПб., 1832; репр.: М., 2007); неоднократно уже упомянутый Преосвященный Порфирий [ Порфирий ( Успенский), архим. Синайский полуостров/ЖМНП. 1848. Ч. 60; он же. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. СПб., 1856; он же. Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь в 1850 году. СПб., 1856; он же. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году. СПб., 1856 (некоторые материалы по данному вопросу Преосвященный Порфирий включил также в свои мемуары – «Книгу бытия моего»); см. также: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского /Под ред. П.В. Безобразова. Т. 1–2. СПб., 1910 Дмитриевский А.А. Епископ Порфирий как инициатор и организатор первой духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского востока (к 100–летию со дня рождения)/Сообщ. Имп. Палестин. Об–ва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лонгин, митрополит Симбирский и Новоспасский (Корчагин Владимир Сергеевич) Дата рождения: 31 июля 1961 г. Дата хиротонии: 19 августа 2003 г. Дата пострига: 21 июля 1986 г. День ангела: 29 октября Страна: Россия Биография: Родился 31 июля 1961 г. в г. Сухуми Абхазской АССР в семье служащих. В 1977 г. поступил, в 1982 г. окончил полный курс вечернего отделения филологического факультета Абхазского государственного университета. Одновременно в 1979-81 гг. работал экскурсоводом, в 1981-83 гг. — преподавателем русского языка и литературы в средней школе. В 1983-85 гг. служил в рядах Советской армии. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию . В мае 1986 г. принят в братию Троице-Сергиевой лавры . 21 июля 1986 г. пострижен в монашество, 29 августа 1986 г. рукоположен во иеродиакона, 7 июня 1988 г. — во иеромонаха. В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию и был принят в Московскую духовную академию. В октябре того же года направлен на учебу в Софийскую духовную академию им. св. Климента Охридского (с 1990 г. академия была восстановлена в прежнем статусе богословского факультета Софийского государственного университета). В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русском храме свт. Николая в Софии. В 1992 г., завершив учебу, вернулся в Троице-Сергиеву лавру, исполнял послушание помощника эконома. 15 декабря 1992 г. назначен настоятелем подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве. В мае 1994 г. возведен в сан игумена. 15 апреля 2000 г. возведен в сан архимандрита. 19 августа 2003 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Саратовского и Вольского. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 132 ) назначен главой новообразованной Саратовской митрополии . 8 октября 2011 г.  возведен  в сан митрополита. Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. ( журнал 55 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова. Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 49 ) назначен Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии , с освобождением от управления Саратовской епархией . Образование:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244962...

Закрыть Тихое слово святителя Гурия 29.04.2014 340 Время на чтение 7 минут …Если даже поверхностно взглянуть на историю Саратова, можно увидеть, как много замечательных людей родилось и выросло здесь. Об одном таком человеке и пойдет сегодня речь в очередной статье нашего постоянного автора. Канун Вербного воскресенья. Пригород Пекина. Весна 1857 года. Небольшая светло убранная комната. На полках и на столе книги — Библия, Катехизис, Требник, Служебник, Часослов… От стола к окну неспешно направляется человек, держа в руках Новый Завет и диктуя по-китайски Евангелие от Матфея. Китаец по имени Лун едва успевает за переводом, и его перо вычерчивает один иероглиф за другим. Так после долгих лет самоотреченной работы создаются уникальные переводы богословских, богослужебных, учебных книг, так впервые в истории человечества появляется Евангелие на китайском языке. Кто же он, переводчик, решившийся взяться за столь сложное, неподъемное, казалось бы, дело? Это архимандрит Гурий (впоследствии архиепископ Таврический), глава Пекинской Духовной миссии, величайший знаток китайской культуры, истинный поборник просвещения, талантливый дипломат-миролюбец, глубокий писатель, владеющий исконным староотеческим русским словом, подвижник православной веры, отдавший всю свою жизнь без остатка служению Добру и Свету. Родился владыка Гурий (Григорий Платонович Карпов) в Саратове в 1815 году, в семье священника. Его отец служил в Свято-Троицком соборе, еще «Старом», как любят иногда сказать наши краеведы. Он умер в 1841 году, будучи настоятелем храма. Дед Григория Платоновича, Иоанн, с 1774 года и до последнего своего часа нес службу священника здесь же и был почитаем прихожанами за мудрость и неравнодушие. Поколенная преемственность не могла не сказаться, конечно, на выборе пути будущего церковного подвижника: в 1836 году он оканчивает Саратовскую духовную семинарию и становится послушником саратовского Спасо-Преображенского монастыря. «Прилежный», «ясно мыслящий», «с замечательной памятью», «прозорливый», «добрый» — вот самые часто встречающиеся отзывы о молодом человеке его наставников и сокурсников. В интересной статье Романа Олечко о святителе Гурии «Ересей и расколов в земле Таврической добрый победитель» (информационно-аналитическое издание «Одна Родина») есть такая вот характерная цитата из воспоминаний товарищей Григория по семинарии: «…имея нравственность отличную и характер смиренный… он занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета… любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением…».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Делегация Управления делами Московской Патриархии посетила Саратовскую епархию 23 ноября 2010 г. 16:25 С 20 по 22 ноября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегация Управления делами Московской Патриархии посетила Саратовскую епархию . 20 ноября ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Исидор (Тупикин) и специалист контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов) сослужили епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину в Свято-Троицком соборе города Саратова за всенощным бдением, а 21 ноября — за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вольска — второй кафедре Саратовской епархии. В Саратове прошли встречи с епископом Лонгином, секретарем епархиального управления игуменом Евфимием (Митрюковым), руководителями епархиальных отделов, вице-губернатором — первым заместителем председателя правительства Саратовской области А.Г. Бабичевым. В ходе посещения саратовской земли делегация Управления делами Московской Патриархии побывала в Покровской православной классической гимназии, где встретилась с директором, духовником и преподавателями этого учебного заведения, в епархиальном учебном центре во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, где познакомилась с программой обучения регентов и сестер милосердия, а также изучила опыт работы православного детского оздоровительного лагеря «Солнечный». В зале церковных собраний Покровского храма города Саратова состоялась встреча с профессорско-преподавательским составом и студентами Саратовской духовной семинарии. Сотрудники Управления делами Московской Патриархии, в частности, ответили на вопросы о развитии системы духовного образования, подготовке семинаристов к миссионерскому служению и пастырской деятельности. Кроме того, делегация Управления делами Московской Патриархии посетила Никольский мужской и Алексиевский женский монастыри Саратова, храм в честь Покрова Божией Матери, церковь во имя святителя Луки, архиепископа Крымского, расположенную на территории 3-й городской клинической больницы, комплекс недавно переданных епархии зданий бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. В Саратовском государственном университете в сопровождении епископа Саратовского и Вольского Лонгина и ректора университета Л.Ю. Коссовича гости епархии осмотрели строящийся на территории университетского городка храм во имя святых Царственных страстотерпцев. В состав делегации Управления делами Московской Патриархии вошли ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Исидор (Тупикин), специалисты контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов) и П.С. Рябчевский. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1325988.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010