Через 10 лет, в " Книге для писания главной и дополнительных описей Спасо-Преображенского монастыря " , выданной из Саратовской Духовной Консистории 21.12.1862 года, о Крестовоздвиженской церкви " на монастырском подворье, что в Саратове " сведения 1853 года практически повторились, можно лишь добавить, что никакого большого креста по описи в церкви не значилось, а отмечен лишь " По правую сторону иконы, находящейся на горнем месте, запрестольный крест Распятия Господня в серебряной ризе " , да вверху Тайной вечери – " маломерный крест с предстоящими лицами " Укажем ещё на сохранившийся рукописный план города Саратова краеведа А.Н. Минха, датированный им 1853-м годом, и хранящийся ныне в областном краеведческом музее. Таким образом, дата перестройки деревянной церкви в каменную, освящённую во имя Воздвижения святого Креста (Крестовоздвиженская, Крестовая), определяется 1838 годом. Упоминаемые различными источниками 1860-е годы, возможно, отразили ещё какую-то перестройку или капитальный ремонт церкви с её переосвящением во имя Страстей Господних. Исторически церковь всё время находилась на одном дворовом месте подворья Спасо-Преображенского монастыря (Архиерейского подворья), ныне – улица Октябрьская, 41. Отчасти это подтверждается сообщением местной газеты в 1888 году: " Епископ Павел собирается построить в Саратове храм во имя кн. Владимира (в память 900-летия крещения на Руси). За 25 лет в Саратове выстроена лишь Маминская (Владимирская – В.Д.) и перестроены Покровская на Горах, Красный Крест и Киновия (выделено мной – В.Д.) " Здание Киновии, расположенное в доме 41, а также здания по адресам: г. Саратов, ул. Октябрьская, 43 и 45 являются объектами культурного наследия регионального значения, территориально расположены рядом, но не являются единым комплексом. Исторически первые два домовладения относились к подворью Спасо-Преображенского мужского монастыря (архиерейскому подворью), причём первое дворовое место имело имущественные права просто по давности лет, а второе место было благоприобретённым во второй половине XIX-ro века у соседнего домовладельца, купца О. Карзанова. Третье из указанных мест, городская усадьба по ул. Октябрьская, 45, являлось собственностью общественной организации – Благотворительного Союза при Саратовском Православном Братстве Святого Креста (открытого 15-го ноября 1868 года). Как Учебно-Заработный дом данное учреждение находилось в ведомстве Министерства Народного Просвещения России, а дворовое место со всеми постройками было приобретено у того же купца Карзанова на деньги Благотворительного Союза.

http://religare.ru/2_88958_1_21.html

Мать Володи Екатерина Васильевна часто совершала паломничества. Неоднократно она бывала в Киево-Печерской лавре, куда брала с собой и сына. Во время одной из таких поездок лаврский старец предсказал отроку его жизненный путь, позднее, когда Владимир пришел в возраст совершеннолетия, этот же старец благословил его на подвиг юродства. Киевский монах дал Владимиру послушание. Чтобы юноша лучше узнал духовную жизнь разных сословий и научился служить Богу и людям, старец велел Владимиру в один воскресный день бывать в светском обществе, в следующее же воскресенье, переодевшись в невзрачную одежду, трудиться в саратовском Спасо-Преображенском мужском монастыре. Владимир так и поступал: в одно воскресенье ходил на концерты духовых оркестров, дававшиеся на деревянной эстраде городского сада " Липки " (12), в следующий воскресный день в одежде галаха (13) работал трудником в монастыре. 26 августа 1906 г. Владимир Парфенов поступил в саратовский Спасо-Преображенский мужской монастырь и был определен на послушание портного в Свято-Алексиевский скит (с 1911 г. Николо-Тихоновский). Трудолюбие и смирение молодого послушника покорили сердца многих насельников скита и Спасо-Преображенского монастыря. Во время скитских послушаний молодой послушник подбадривал себя и окружающих народной мудростью: " Господь терпел и нам велел " , " Глаза стращают, а руки делают " . Часто, взявшись рукой за горб на спине, говорил: " Живи всяк своим добром да своим горбом " . Спустя некоторое время Саратовский епископ сщмч. Гермоген (14), являвшийся настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, совершил постриг Владимира Парфенова в мантию и нарек его Николаем в честь свт. Николая. Впоследствии, будучи уже иеромонахом, старец Николай рассказывал будущему епископу Саратовскому и Балашовскому Вениамину (Милову): " Во время моего пострига от вручаемого мне креста отделился голубь и влетел в мои уста. Целый год после того чувствовал я в сердце своем великую сладость " (15). Новопостриженный инок состоял под духовным окормлением епископа Гермогена и старца Адриана (о нем почти ничего не известно). Со временем к монаху Николаю стали приезжать паломники - одни ради спасения души, другие ради любопытства. И те и другие открывали в нем молитвенника и духовного печальника о самых сокровенных сердечных чаяниях. В душах беседоваших с монахом Николаем даже после краткого общения воцарялся мир - дар Духа Божия. Известным стал и его дар прозорливости, из-за которого недоброжелатели даже называли его " горбатым колдуном " .

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

23 окт. 2014 г. назначен главой новообразованной Вологодской митрополии с титулом " Вологодский и Кирилловский " и временно управляющим Великоустюжской епархией. С того же дня также временно управлял Череповецкой епархией вплоть до хиротонии и прибытия в неё избранного архиерея. 4 нояб. 2014 г. в Успенском соборе Московского Кремля возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 25 дек. этого же года назначен ректором возрожденной Вологодской ДС. Решением Синода от 15 окт. 2018 г. назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». 26 февр. 2019 г. назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февр. 2019 г. по 3 сентября 2020 г. являлся настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Синода от 26 дек. 2019 г. освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. временно управлял Великоустюжской епархией. 25 авг. 2020 г. назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии, с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Решением Синода от 20 нояб. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова, освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды. 29 дек. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Лит.: Наречение и хиротония архим. Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского//ЖМП. 2011. 10. С. 22-24. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1972293.html

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 94 ) определен титул «Вологодский и Кирилловский» (в связи с образованием Великоустюжской епархии ); назначен главой Вологодской митрополии и временным управляющим Великоустюжской епархией. 4 ноября 2014 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. ( журнал 135 ) назначен ректором новообразованной Вологодской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 15 октября 2018 г. ( журнал 96 ) назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 5 ) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февраля 2019 г. по 3 сентября 2020 г.  — настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. ( журнал 169 ) освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. — временно управлял Великоустюжской епархией; с 16 марта по 24 августа 2023 г. — Покровской епархией . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 49 ) назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии , с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (журнал 52). Решением Священного Синода от 20 ноября 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова ( журнал 89 ), освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды (журнал 90). Решением Священного Синода от 29 декабря 2020 г. ( журнал 120 ) утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Образование:

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198745...

Постановлением Саратовской Областной Думы от 17 ноября 1994 года 7-59 Духосошественская церковь признана памятником истории и культуры регионального значения. В 1995 году левый и правый приделы были заново освящены иерейским чином. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 1115 от 16 марта 2001 года в связи с аварийным состоянием кафедрального Свято-Троицкого собора статус кафедрального был придан Духосошественскому собору. В крипте под главным алтарем собора погребен приснопамятный архиепископ Саратовский и Вольский Александр (2003). 2 июня 2003 года Постановлением администрации города Саратова 455-1 приходу Духосошественского собора был предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 0,7934 га, занимаемый собором. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2004 года комплекс зданий Духосошественского собора был признан находящимся в собственности Саратовской епархии. В 2007 году в храме проводились ремонтно-реставрационные работы: демонтаж старой штукатурки здания храма; демонтаж центрального купола собора; фасадные работы: штукатурка, шпаклевка, покраска храма; произведены монтаж и установка центрального купола, креста и яблока храма; заменена часть кровли и стропильной части; произведен монтаж оконных переплетов; осуществлен капитальный ремонт крестильного помещения. Реставрационные работы в соборе продолжились в 2008 году: произведен косметический ремонт главного центрального алтаря, алтарей Знаменского и Никольского приделов. Приписана: часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (СИЗО У подножия Соколовой горы, недалеко от моста через Волгу, стоит пятиглавая церковь во имя Сошествия Святого Духа. С горы храм смотрится как дивный уголок прошлого. Этой церкви почти полтора века. С зарождением промышленности и ростом товарооборота по Волге к сороковым годам девятнадцатого века Саратов стал крупным городом. Он рос не только в южном и юго-западном направлении, постепенно застраивались свободные участки за Глебучевым оврагом, образовывая Большую Горную и Соколовую улицы с переулками. С переводом в 1822 году мужского Спасо-Преображенского монастыря за город, к Лысой горе, его церковь стала приходской для жителей Затона и новостроек. Ныне на месте снесенной в 30-е годы церкви возвышается здание института усовершенствования учителей (ул. Большая Горная, 1). К концу первой половины между Горной и Соколовой улицами появился молитвенный дом. В 1844 году на месте этого дома на пожертвования была построена деревянная церковь во имя Сошествия Святого Духа.

http://sobory.ru/article/?object=02697

Здесь была деревянная церковь, которая при постройке каменной продана в село Озерки, и деревянная монастырская часовня, в которой помещен был большой деревянный крест, пред которым совершались панихиды» . Саратовские краеведы XIX-ro века считали, что «От этой часовни одна из Саратовских улиц получила название Часовенной. В настоящее время на месте этой часовни стоит церковь во имя страстей Господних (Киновия), построенная в 1860 году» . Ещё одна цитата: «За крепостным валом у Московской заставы, говорит предание, выбивался из-под почвы ключ весьма прозрачной холодной воды. Над ним, как обыкновенно требует того известная черта благочестия русского народа, поставлена была часовня, перестроенная впоследствии в небольшую каменную церковь, известную теперь под названием Киновия. В ней находится замечательная по своей древности святыня — Животворящий крест очень больших размеров, с изображением распятия И. Христа. В народе живет предание, что этот крест принесен в новый Саратов из старого назад тому лет 250, и что он за Волгою обретен в каком-то пустынном месте, близ речки Саратовки...» . Согласно «Главной описи церковного имущества при подворье Спасо-Преображенского монастыря» за 1853 год там уже существовала каменная однопрестольная теплая Крестовоздвиженская церковь с четырьмя окнами в железных решетках и двумя входами. Под церковью был подвал с деревянным входом. Размерами церковь была действительно небольшой: 5 сажень и 5 четвертей с тремя вершками на 4 сажени с одной четвертью аршина. Высота составляла (с куполом) 2 сажени с аршином. Алтарь и купол «раскрашены живописью». Рядом с алтарём находилась ризница. Колокольни у церкви не было. Колокола были подвешены «на особо устроенных столбах». Освящение церкви проходило 14-го декабря 1838 года по благословению епископа Саратовского и Царицынского Иакова (Вечеркова) иеромонахом Палладием . Через десять лет, в «Книге для писания главной и дополнительных описей Спасо-Преображенского монастыря», о Крестовоздвиженской церкви «на монастырском подворье, что в Саратове» сведения 1853 года практически повторились, можно лишь добавить, что никакого большого креста по описи в церкви не значилось, а отмечен лишь «По правую сторону иконы, находящейся на горнем месте, запрестольный крест Распятия Господня в серебряной ризе», да вверху Тайной вечери — «маломерный крест с предстоящими лицами» .

http://sobory.ru/article/?object=24054

И в наше время эти слова подтверждаются. Приход Спасо-Преображенского монастыря молод в буквальном смысле. Люди среднего возраста и молодежь приезжают сюда не только на службы, но для того, чтобы помочь немногочисленной братии в трудах по благоустройству. Вечернее богослужение довольно продолжительное, около трех часов, поэтому, помолившись на службе, можно пойти потрудиться на послушании и затем снова вернуться в храм. Цельность и простота монашеского образа жизни таинственным образом влечет людей,- так начинается новая история саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Преображение Господне Праздник Преображения Господня, расположившийся в календаре посреди Успенского поста, как яркий маяк указывает христианам направление к Богу, к возможно большему («якоже можаху», см. тропарь праздника) сближению человека с Господом. Воссоединение твари со своим Творцом, созданного и любимого Богом человека со своим Создателем, во всей полноте совершилось в Боговоплощении. Иисус Христос преобразившись на Фаворской горе, накануне Своих страданий, смерти и Воскресения, приоткрыл ближайшим ученикам тайну будущего века, ту цель, ради которой «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Цель эта - скиния (совместное пребывание) Бога с человеками, Небесный Иерусалим, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (см. Апок. 21). Этот праздник имеет много богословских смыслов, но едва ли не самый главный из них - это наше личностное участие в Преображении, открывшаяся для нас возможность обОжение нашей человеческой природы. Что мы видим во Христе, и чуть позднее еще ближе для нас раскроется в Успении Пресвятой Богородицы, сможем ли мы, имея ту же человеческую природу, увидеть свет Преображения как залог всеобщего Воскресения? Фаворский свет сияет нам в этот праздник с особой силой, проникая как свет далекого маяка сквозь толщу греховного тумана. Церковь в праздник Преображения призывает в своем богослужении идти на этот свет: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения» (см. кондак службы Преображения).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Саратовские краеведы XIX-ro века считали, что " От этой часовни одна из Саратовских улиц получила название Часовенной. В настоящее время на месте этой часовни стоит церковь во имя страстей Господних (Киновия), построенная в 1860 году " Ещё одна цитата: " За крепостным валом у Московской заставы, говорит предание, выбивался из-под почвы ключ весьма прозрачной холодной воды. Над ним, как обыкновенно требует того известная черта благочестия русскаго народа, поставлена была часовня, перестроенная впоследствии (в 1827 г.) в небольшую каменную церковь, известную теперь под названием Киновия. В ней находится замечательная по своей древности святыня – Животворящий крест (выделено в тексте – В.Д.), очень больших размеров, с изображением распятия И. Христа. В народе живет предание, что этот крест принесен в новый Саратов из старого назад тому лет 250, и что он за Волгою обретен в каком-то пустынном месте, близ речки Саратовки... " В этой информации, данной " Саратовскими Епархиальными Ведомостями " , указанный год перестройки церкви основан лишь на преданиях. Согласно " Главной описи церковного имущества при подворье Спасо-Преображенского монастыря " за 1853 год там уже существовала каменная однопрестольная теплая Крестовоздвиженская церковь с четырьмя окнами в железных решетках и двумя входами. Под церковью был подвал с деревянным входом. Размерами церковь была действительно небольшой: 5 сажень и 5 четвертей с тремя вершками на 4 сажени с одной четвертью аршина. Высота составляла (с куполом) 2 сажени с аршином. Алтарь и купол " раскрашены живописью " . Рядом с алтарём находилась ризница. Колокольни у церкви не было. Колокола были подвешены " на особо устроенных столбах " . Освящение церкви проходило 14-го декабря 1838 года по благословению епископа Саратовского и Царицынского Иакова (Вечеркова) иеромонахом Через 10 лет, в " Книге для писания главной и дополнительных описей Спасо-Преображенского монастыря " , выданной из Саратовской Духовной Консистории 21.12.1862 года, о Крестовоздвиженской церкви " на монастырском подворье, что в Саратове " сведения 1853 года практически повторились, можно лишь добавить, что никакого большого креста по описи в церкви не значилось, а отмечен лишь " По правую сторону иконы, находящейся на горнем месте, запрестольный крест Распятия Господня в серебряной ризе " , да вверху Тайной вечери – " маломерный крест с предстоящими лицами "

http://religare.ru/2_88958.html

Укажем ещё на сохранившийся рукописный план города Саратова краеведа А.Н. Минха, датированный им 1853-м годом, и хранящийся ныне в областном краеведческом музее. Таким образом, дата перестройки деревянной церкви в каменную, освящённую во имя Воздвижения святого Креста (Крестовоздвиженская, Крестовая), определяется 1838 годом. Упоминаемые различными источниками 1860-е годы, возможно, отразили ещё какую-то перестройку или капитальный ремонт церкви с её переосвящением во имя Страстей Господних. Исторически церковь всё время находилась на одном дворовом месте подворья Спасо-Преображенского монастыря (Архиерейского подворья), ныне – улица Октябрьская, 41. Отчасти это подтверждается сообщением местной газеты в 1888 году: " Епископ Павел собирается построить в Саратове храм во имя кн. Владимира (в память 900-летия крещения на Руси). За 25 лет в Саратове выстроена лишь Маминская (Владимирская – В.Д.) и перестроены Покровская на Горах, Красный Крест и Киновия (выделено мной – В.Д.) " Здание Киновии, расположенное в доме 41, а также здания по адресам: г. Саратов, ул. Октябрьская, 43 и 45 являются объектами культурного наследия регионального значения, территориально расположены рядом, но не являются единым комплексом. Исторически первые два домовладения относились к подворью Спасо-Преображенского мужского монастыря (архиерейскому подворью), причём первое дворовое место имело имущественные права просто по давности лет, а второе место было благоприобретённым во второй половине XIX-ro века у соседнего домовладельца, купца О. Карзанова. Третье из указанных мест, городская усадьба по ул. Октябрьская, 45, являлось собственностью общественной организации – Благотворительного Союза при Саратовском Православном Братстве Святого Креста (открытого 15-го ноября 1868 года). Как Учебно-Заработный дом данное учреждение находилось в ведомстве Министерства Народного Просвещения России, а дворовое место со всеми постройками было приобретено у того же купца Карзанова на деньги Благотворительного Союза.

http://religare.ru/2_88958.html

Ревностным сторонником Единоверия стал " Иргизский строитель " , настоятель Верхнее-Спасо-Преображенского монастыря Сергий Юршев. В пределах Астраханской епархии, куда до образования в 1799 году Саратовской епархии, входила значительная часть приходов Саратовской губернии, Единоверие вводил епископ Никифор Феотоки. Преосвященный Никифор, прибывший в Астраханскую епархию в 1786 году в момент наивысшей славы Сергия, написал окружное послание, в котором призывал раскольников соединиться с Церковью. Автор множества сочинений по физике и математике Владыка Никифор привнес в богословие столь неопровержимую логическую ясность, что многие читатели окружного послания были навсегда убеждены силой его аргументов. Послание Никифора было прочитано на созванном Сергием соборе всех иргизских монастырей. Собор составил особый документ, так называемые " Вопросы " к ревнителю единоверия. Когда в 1790 году Преосвященный Никифор не поленился приехать в Саратовскую губернию и не побоялся встретиться с ревнителями древнего благочестия, Сергий с уставщиком своего скита Прохором явились к нему и подали заготовленную бумагу. В ответ на это Никифор Феотоки написал специальное сочинение " Ответы на вопросы иргизских раскольников и рассуждение о святом мире " , оказавшееся не менее убедительным, чем окружное послание. Преосвященный Никифор оказался для Сергия тем авторитетом, который убедил его присоединиться к единоверию. Помощником Сергия в этом стал главный иргизский попечитель Вольский именитый гражданин Василий Алексеевич Злобин. Будучи человеком самых широких убеждений, Злобин искренне желал видеть приверженцев старых обрядов членами единой православной российской Церкви. Однако это стремление встретило неожиданное препятствие в лице жены Злобина Пелагии. Московский митрополит Макарий Булгаков пишет, что настроенная фанатично Пелагия Злобина, услышав разговор своего супруга с Сергием, решила во что бы то не стало не допустить соединения старообрядцев с господствующей Церковью. Когда Сергий отправился в 1791 году в Петербург для законного присоединения Иргиза, Пелагия Злобина расставила по всем дорогам своих караульных, чтобы они по пути схватили и умертвили его.

http://sobory.ru/article/?object=17716

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010