В ходе приведения обновленческим синодом церковных границ в соответствие с гражданским административно-территориальным делением обновленческие приходы Мензелинского и Челнинского кантонов в нач. июня 1924 г. перешли в ведение Казанского ЕУ. Центром раскола стало Челнинское кантонное церковное управление, поставившее перед Казанью вопрос об учреждении при Николаевском соборе с. Набережные Челны (ныне город) кафедры «самостоятельного епископа». Однако ни в 1924 г., ни позднее обновленцам не удалось возобновить викарную кафедру на территории бывш. М. в. Арх.: Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д. П-18284; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 1. Л. 15; Д. 209. Л. 3-8 об.; Д. 218. Л. 132-134 об., 158, 236-237, 326-335; Д. 272. Л. 164-164 об., 165; Д. 273. Л. 3-4 об.; НАРТ. Ф. Р-1172. Оп. 3. Д. 1113. Л. 10, 11-12, 59, 63; ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 54. Л. 39-39 об., 42 об.- 43, 58, 59, 65-67, 92, 96-99; Д. 266. Л. 47. Ист.: Постановления Уфимского Епарх. Собрания августовской сессии 1918 г. Уфа, 1918. С. 1, 2, 21-22, 94; Краткие сведения о епископах правосл. Церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода//ВССПРЦ. 1926. 12/13. С. 8; Акты свт. Тихона. С. 319, 933, 976, 977. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 385, Т. 4. С. 55-56; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 39, 143; он же. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 294, 304-305, 401, 408; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 195; «Обновленческий раскол». С. 785-786; Губонин. Ист. иерархии. С. 289-290, 688, 698, 881; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 338-339; Зимина Н. П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (нояб. 1922 г.- авг. 1923 г.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История, история РПЦ. 2007. Вып. 3(24). С. 79-117; она же. Полуобновленчество в РПЦ в сер. 1920-х гг.: К вопросу об оценке церк. политики еп. Елабужского Иринея (Шульмина) и еп. Сарапульского Алексия (Кузнецова)//Там же. 2013. 3(52). С. 17-39; она же. Нижнетагильская автокефалия (канонич. основания, тактика, ист. значение)//Гос-во, общество, церковь в истории России ХХ в.: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБИМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ярославской епархии, существовало в 1919-1929 гг., названо по г. Любим. Предложение об учреждении самостоятельной «уездной епископии» для Любимского и Даниловского уездов Ярославский губ. с кафедрой в Геннадиевом в честь Преображения Господня мужском монастыре высказал в 1906 г. Ярославский архиеп. Иаков (Пятницкий ; впосл. митрополит). Л. в. было образовано постановлением Синода от 24 окт. 1919 г. (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 34). Первым Любимским архиереем, согласно указу патриарха свт. Тихона от 4 февр. 1920 г., стал еп. Амвросий (Казанский), бывш. настоятель Улейминского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . Поскольку в 1919 г. Геннадиев мон-рь был закрыт, викарии проживали при любимском Богоявленском соборе, где находилась их кафедра. После закрытия Преображенской ц. при любимском тюремном замке ее имущество (престол, антиминс, жертвенник, церковные сосуды, иконостас, колокола и др.) по просьбе прихожан было передано в Богоявленский собор, где 25 июля 1921 г. еп. Амвросий освятил придел в честь Преображения Господня. Между сент. 1921 и июлем 1922 г. архиерей был переведен на Воткинское викариатство Сарапульской епархии (в лит-ре встречаются ошибочные сведения о том, что еп. Амвросий в 1920-1922 занимал Кременецкую кафедру (см. ст. Кременецкое викариатство )). Еп. Кирилл (Соколов) вскоре после назначения викарием (между маем и 28 июня 1922), но до прибытия к месту служения направил из Ярославля послание любимскому духовенству и мирянам, в к-ром извещал, что заместитель находившегося под арестом патриарха Тихона Ярославский митр. исп. Агафангел (Преображенский) «признал полезным для дела епархиального управления» поручить ему «полусамостоятельное управление» викариатством. 28 июня 1922 г. митр. Агафангел был арестован, 14 июля еп. Кирилл объявил об автокефальном (т. е. независимом от обновленческого Высшего церковного управления (см. также Обновленчество )) статусе викариатства для «ограждения его от неправославных влияний и от вторжений в него инакомыслящих». В 1922 г. (по др. данным, в 1923) архиерей был арестован и выслан за пределы Ярославской епархии.

http://pravenc.ru/text/2561036.html

4064 Назначен вскоре после освобождения из заключения по состоянию здоровья (признан инвалидом). Архиепископ с даты назначения. 4065 Вторая дата – уволен за штат. «Архиепископ» с 02(15)05.1927 (награжден в связи с пятилетием обновленчества). 4069 «Архиепископ». Ранее был на покое. Вторая дата – увольнение за штат. Арестован и осужден, расстрелян в кон. 1937 или в нач. 1938 г. 4074 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 03.02.1899. Уволен на покой с назначением членом Московской синодальной конторы. 4075 Вторая дата – определение на покой. Через 5 лет вновь определен на кафедру (см. Тобольская). Причиной удаления было столкновение с Григорием Распутиным, которого епископ Гермоген предал проклятию. На покое пребывал в Свято- Успенском Жировицком монастыре, а с 1915 г. – в Николо-Угрешском монастыре под Москвой. 4076 Вторая дата – определение на покой с управлением Белевским Спасо-Преображенским монастырем Тульской епархии. Поводом были грязные обвинения, вероятно, «сфабрикованные» в целях компрометации архиерея. Далее см. Сарапульская. 4084 Архиепископ. Вторая дата – увольнение на покой (?). Тогда же арестован и отправлен в ссылку, где и скончался 01(14)05.1939 (место неизвестно). 4085 Фактически епархией не управлял. Архиепископ. Вторая дата – дата ареста в Саратове. Приговорен к 7 годам заключения. Расстрелян 02(15)09.1937. 4086 Вторая дата – последняя известная дата, дата приговора к расстрелу вскоре после ареста. Казнен в октябре 1937 г. 4102 В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, в 1923 г. «восстановлен» в сане «архиепископа» обновленческим ВЦС (сан снят Собором епископов еще в 1918 г. за неподчинение административному распоряжению Св. Синода). Получил от обновленцев назначение в Саратов, а затем – в Пензу. 4104 По ВССПРЦ. 1925. 2. С. 4, назначен на Саратовскую кафедру 13(26)03.1925; по ВССПРЦ. 1925. 4. С. 6 перемещен из Саратова 25.07(07.08)1925; по ММЛ РПИ, перемещен 28.03(10.04)1925. 4116 Епископ, бывший Нижегородской слободы, викарий Уфимской епархии. Был арестован и выслан за пределы Башкирии. «Принял на себя управление ... Саткинским викариатством». (Зимина Н.П. Викарии Уфимской епархии 1920-х гг. [рукопись]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„При помощи Божией, благодаря беседам и школе, раскол заметно слабеет, а фанатичные вожаки, видя своё бессилие защищать своё лжеучение, сочли за лучшее убраться в другие места“. О таком ослаблении раскола в данной местности также свидетельствуют и другие, лица официальные. „Служа в единоверческом приходе, я всегда старался разъяснять как ранее обратившимся, так и вновь обращающимся значение единоверия, что оно только тогда спасительно, когда будет в полном единении духа с православной Церковью, и отрадно для меня то явление, что прихожане мои не чуждаются храмов православных, но посещают с одинаковым благоговением“... За ревностную и плодотворную пастырскую деятельность священник в 1895 г. был награждён набедренником 74 . К этому протестующему голосу единоверческого священника против огульного печатного обвинения единоверия в Сарапульском викариатстве, голосу, вылившемуся „от туги сердца“, добавлять нечего. Дело говорит само за себя, и официальные данные подтверждают это. Понятно, что брошенное тяжёлое обвинение против Сарапульских единоверцев произвело удручающее впечатление не на одного только означенного священника, но и на других иереев и понимающих дело мирян. Видимо, не только по вопросу о деятельности единоверческого духовенства, но и по вопросу о самом единоверии существует какое-то крупное недоразумение. В видах прекращения этого недоразумения и разъяснения истинного смысла единоверия, его значения и законности, а также и взгляда на него высшей церковной власти, мы и сочли необходимым предложить публичную о нём беседу. Главными вопросами на этой беседе были: вопрос о допущении обрядового разнообразия в одной местной церкви и вопрос об отношении единоверия к постановлениям собора 1667 года, а отсюда и вопрос о безусловной якобы необходимости для разрешения употребления отменённых на нём обрядов в созыве нового, соответствующего собора. Рядом соборных правил древней Церкви мы показали, что такой необходимости нет, так-как и древняя Церковь разрешала употребление того, что прежде было отборами запрещено, под угрозой даже клятвы, без новых соборов (См. в „Собрании“ наших сочинений, т. 1, ст. „Старообрядство и раскол“). Дай Бог, чтобы недоразумение скорее прекратилось, чтобы на единоверие перестали смотреть, как на мост из православия в раскол, что высказывают иногда и в других местах люди неразумные! Да помогут этому и сами единоверцы своим искренним отношением к православной Церкви, живой с нею связью и духовным единением!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вместе с тем, при таком обязательном изучении Закона Божия, дети сектантов должны аттестоваться соответственными баллами, как в течение года, так и на экзаменах, причём балл по Закону Божию должен выставляться также и в их аттестатах и увольнительных свидетельствах. К секте Кронштадтских Ивановцев. В ноябрьской книжке «Мис. Обозр.» сообщалось о новой секте «ивановцев», обоготворяющих о. Иоанна Кронштадтского . О. Иоанн, узнав о безумстве Максима, пожелал лично его видеть и когда тот явился, досточтимый пастырь спросил его: «как ты меня называешь?» Максим сказал: «за самого Господа Иисуса Христа!» На это о. Иоанн строго сказал Максиму: «ты безумствуешь: я такой же в беззакониях зачатый, во грехах рождённый и окаянный пред Богом человек, как и все.» Максим с пафосом фанатика на это возопил: «во истину ты – Сын Божий.» Побеседовав ещё и убедившись, что Максим – тупой неразвитой фанатик, на которого не подействуют слова убеждения, о. Иоанн принял меры к тому, чтобы сектант выпровожен был из Кронштадта административным порядком, дабы фанатик не соблазнял своим безумным лжеучением других простецов. 185 Автор желал бы сохранить за сектантами название «немоляи», как они называются в Сарапульском викариатстве. Но, одно дело простонародное название и другое – научное, литературное. Последнее не должно разнообразиться, чтоб не перепутать одних сектантов с другими и не мыслить под различными названиями одну секту. Для «немоляев» же в литературе утвердилось название «Немоляков»; его и должно дфржатьсн (см. Деяния 3 Миссион. съезда в Казани. Стр. 182 новое изд.). Редак. 189 Кн. 7 гл. XXIII стр. 144–145 рус. пер. Карнеева ч. II. СПб. 1848. Ср. Бл. Августина: «О граде Божием» кн. 22, гл. XXV–XXVIII стр. 414–420. рус. пер. т. VI Киев 1887 г. 190 Конечно, в известной мере экзегетический элемент может быть нужен и пригоден в каждом методе апологетического исследования, но более всего он необходим, прежде всего он нужен, вне всякого сомнения, в историко-сравнительном методе. 194 Особенно полно и обстоятельно это мнение развил Евсевий Панфил (См.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В царствование Александра III появилось много новых викариев. Еще в предшествовавшее царствование, в 1865 году, признано было возможным открывать викариатства всюду, где найдутся на содержание их местные средства. К началу века их было только 3. Викария состоят в полном послушании своих епархиальных преосвященных, только немногие имеют относительную самостоятельность, где, вследствие обширности епархии, нет возможности викарию постоянно сноситься с епархиальным архиереем. Таковы викарии: люблинский в холмско-варшавской епархии, великоустюжский в вологодской, сарапульский в вятской. При этих викариях существуют духовные правления, устроенные по образцу консисторий, но с правом решать только менее важные дела. Глава VIII. Конец столети я Статистические сведения о российской Церкви к концу XIX столетия. – Первенствующий член синода, митрополит Антоний Вадковский . – 31 декабря 1900 года. – Неизменное в церковной жизни среди ее постоянных перемен. К концу столетия российская Церковь состояла из более чем 80.000.000 душ православных христиан обоего пола. Ежегодно рождается православных русских до 5.000.000, умирает до 3.000.000, браков бывает до 800.000, разводов до 300, присоединений до 15.000. Этою обширною паствой Божией управляло около 45.000 пастырей-священноиереев, в том числе свыше 2.000 протоиереев. Служит до 15.000 диаконов и до 44.000 псаломщиков. Свыше 23.000 причтов обеспечены жалованьем с расходом до 8.000.000 рублей. Церквей было до 48.000 и до 19.000 часовен и молитвенных домов. В этом числе собственно приходских церквей до 37.000, свыше 4.000 приписных, свыше 2.000 кладбищенских, до 2.000 домовых, до 2.000 монастырских, свыше 700 соборных и до 300 единоверческих. Около 53.000 лиц искали спасения вне мира в 800 обителях. Монастырей мужских до 500, в том числе 68 архиерейских домов, являющихся также иноческими обителями; женских монастырей было до 300. Монашествующих в мужских монастырях свыше 8.000, в женских свыше 9.000; послушников до 7.000, послушниц до 29.000.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А. Наговицын. 8 марта 1922 г. на заседании комиссии было решено поместить в газ. «Ижевская правда» объявление с предложением всем церковным советам в 3-дневный срок представить в комиссию описи церковного имущества храмов Ижевска, после чего назначить день изъятия ценностей. 22 марта на заседании президиума Вотского обкома РКП(б) Наговицын доложил, что «по г. Ижевску изъятие уже произведено и, можно сказать, без всяких осложнений и каких-либо конфликтов. Также уже приступлено и в уездах, и осложнений никаких пока не встречается, и вряд ли в Вотобласти таковые будут» (ЦДНИ Удмуртской Респ. Ф. 16. Оп. 1. Д. 150. Л. 1). В письме Наговицына в Вотский обком РКП(б) от 6 июня 1922 г. сообщается, что «эксцессов по изъятию церковных ценностей по Вотобласти не было… Всего изъято серебра 38 пудов 28 фунтов 54 золотника… Золота по городу Ижевску 3 золотника и драгоценных камней 7 штук» (Там же. Д. 104. Л. 146). Кампания не везде прошла гладко; в частности, в с. Чепца Дебёсского у. священник был обвинен в укрывательстве церковных ценностей и предан суду реввоентрибунала. Одновременно с изъятием ценностей власти организовали внутри Церкви обновленческий раскол (см. Обновленчество ), который проявил себя в Удмуртии уже в 1922 г., причем здесь он приобрел еще и национальный характер, т. к. к обновленцам чаще присоединялись близкие к удмуртам священнослужители и миряне-удмурты, «староцерковниками» же являлись по преимуществу русские. 27 нояб. 1922 г. по ходатайству уполномоченного обновленческого Высшего церковного управления прот. К. Травина и др. членов ижевской группы «Живая церковь» облисполком постановил передать Александро-Невский собор в Ижевске группе «Живая церковь». 8 нояб. 1925 г. в статусе собора Сарапульским еп. Алексием был утвержден ижевский храм во имя арх. Михаила. Против обновленцев выступил еп. Стефан. В крае в 1924 г. распространялось антиобновленческое «Воззвание к пастве» Сарапульского еп. Алексия, пользовавшегося большим авторитетом в Вотской обл. (после ареста еп.

http://pravenc.ru/text/293820.html

По окончании курса в местной семинарии в 1851 году, 8 ноября 1852 поступил в С. Петербургское земледельческое училище, где и окончил курс в 1855 году. 29 октября сего года рукоположен во священника. Овдовев, в 1857 поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где и окончил курс в 1861 со степенью кандидата. 14 ноября сего года пострижен в монашество и назначен учителем Виленского духовного училища. 1862–65 состоял преподавателем Литовской духовной семинарии и вместе с тем помощником инспектора. Затем 9 октября 1865г. назначен инспектором Минской духовной семинарии и 20 июля 1881 – ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Св.-Троицкого монастыря. 15 мая 1885 хиротонисан во епископа Брестского. 17 ноября 1891 назначен епископом Сарапульским, а 15 мая 1893 г, – Чебоксарским, викарием Казанской кафедры; в мае 1897 – епископом Туркестанским, но, через месяц, уволен был по болезни на покой. 23 Ныне состоит епископом Балахненским, викарием в Нижнем Новгороде. Ковенское викариатство со времени учреждения его 19 июня 1843 года по 1890 занимали следующие лица: 1) Платон Городецкий , в мире Николай Иванович , сын священника Тверской губернии. По окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии в 1827 со степенью магистра, с 25 сентября 1829 состоял бакалавром академии. 17 мая 1830 пострижен в монашество. 5 октября 1831 назначен инспектором той же академии; 20 декабря 1837 – ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Костромского Богоявленского монастыря; 28 апреля 1839 – настоятелем Виленского Свято-Духовского монастыря. 8 сентября 1843 хиротонисан в Виленском кафедральном соборе во епископа Ковенского. 6 ноября 1848 назначен епископом Рижским; 27 июня 1849 – управляющим Псковской епархией; 11 марта 1850 – епископом вновь учрежденной самостоятельной Рижской епархии, с возведением 21 апреля того же года в сан архиепископа. 1867 марта 9 назначен архиепископом Донским; 1877 апреля 25 – Херсонским; 4 февраля 1882 – митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Алфёров (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых) ИАКОВ Иванович Архипов (1888-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Яковлевич Бойков (1896-1943), свящ., сщмч. (пам. 6 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Лебедев Александр Александрович; 1884-1938), схиархим., прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской) ИГНАТИЙ (Бирюков Иван Адрианович; 1865-1932), архим., преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период

http://pravenc.ru/rubrics/121814_16.html

В 1895 назначен ректором Казанской Духовной Академии. В 1897 7 сент. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский). В 1899 г. I марта с открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. В храме души Преосвященного Антония заключалась тайна того чарующего обаяния личности, которое «пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи». Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой «внушения». На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв.Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. Б Петербургской Академии он был душой кружка студентов – проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония Вадковского . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010