Дирхам, отчеканенный в Алматы. 684 г. Дирхам, отчеканенный в Алматы. 684 г. С VI-VIII вв. на юге и в центральной части совр. К. наблюдается рост городов, связанных с гос. объединениями и, как правило, с международной торговлей. В их культуре заметную роль играли местные, согдийские, тюркские, позднее араб. и др. элементы. Среди городов - Тараз, Исфиджаб (позднее Сайрам), Усбаникет, Отрар, Шавгар (г. Туркестан), Сауран, Сыгнак, Кулан, Каялык, Талгар. Число больших и малых городов на территории К. (в основном на юге) к XI-XII вв., по ряду оценок, приближалось к 200. В VIII-X вв. на юге К. утвердился ислам суннитского толка, хотя часть населения еще долго сохраняла верность вытесняемым религиям (зороастризму, буддизму, христианству); попытки исламизации кочевников в это время и позднее зачастую были неудачными. В 1-й пол. X в. в Семиречье из Вост. Туркестана вторглось тюркское племя ягма. Под его ударами распался Карлукский каганат, на базе к-рого возникло гос-во Караханидов. В кон. X - 1-й пол. XI в. Караханиды подчинили себе Кашгарию, Семиречье, Мавераннахр. Ханы жаловали вассалам икт с правом сбора в свою пользу налога с определенных территорий. Значительного уровня развития достигла культура: здесь творили Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари и другие выдающиеся мыслители и поэты. Во 2-й пол. XI в. в условиях усобиц между группами караханидской знати начались войны с сельджуками, захватившими Мавераннахр. Распад державы Караханидов завершился вторжением в Семиречье в 30-х гг. XII в. каракитаев, к-рые создали в Центр. Азии свое гос-во. В сер. XII в. от ослабевшей державы каракитаев откололся Хорезм. Раскопки усадьбы на городище Жайык. XIII–XIV вв. Раскопки усадьбы на городище Жайык. XIII–XIV вв. В 1219-1221 гг. территория К. была завоевана монголами и поделена между сыновьями Чингисхана; войны сопровождались разрушением мн. городов. Городская культура в Семиречье прекратила существование в кон. XIII-XIV в., на юге, переживая периоды расцвета и упадка, сохранялась до XVIII в. В XIII-XIV вв. крупные центры городской культуры сформировались в Прииртышье, Центр. К., на р. Урал (Сарайчик, городище Жайык и др.). В период монг. господства К. входил в Золотую Орду, а после ее ослабления и распада - в новые гос. образования (Белая Орда, Синяя Орда, Моголистан и др.). В кон. XIV - нач. XV в. на территории К. сформировались Ногайская Орда и Узбекское ханство. Ногайская Орда занимала территорию между реками Яик (Урал) и Волга, а Узбекское ханство - земли от Аральского м. до р. Урал на западе, территории по Тоболу на севере и по Иртышу на востоке. В этническом отношении эти образования объединяли тюркоязычные племена, еще не превратившиеся в единую народность. Население Узбекского ханства собирательно именовалось «узбеки-казахи» (в рус. источниках - «киргизы»).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Екатерина 2013/12/27, 19:58:03 Прошу Великомученника Георгия о защите Юрия от врагов и злого суда и помощи в победе над плохими обстоятельствами.Огради Юрия своим щитом и порази врагов его души и тела победоносным мечом! Выведи из заключения на своём коне.Молись об Юрии Господу нашему,умоли милости для него,прощения и спасения души и тела! Аминь 2013/12/26, 12:25:35 Святой великомученник Георгий, моли Бога о моей семье! Победи всех врагов семьи, видимых и не видимых! Защити от всякого зла! Марина 2013/12/12, 20:22:45 Святой Великомучениче Георгий Победоносец.Прошу Твоих молитв к Господу Богу нашему .Прошу не денег не богатства Прошу здоровья для сына своего рБ Георгия Умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа простить рБ Георгию все его согрешения ,избавить его от пристрастия к вину наркотикам и табаку .Исцелить его больную головушку. Просветить его ум и наставить на путь правильный Примирить и соединить супругов в разлуке находящихся рБ Георгия и Ксению.Да не моя воля будет а Господа Бога .Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь. Галина 2013/12/11, 02:25:05 Георгий Победоносец помолись за РБЕлена помоги решить наши проблемы городи от зла и злых людей.Аминь. 2013/12/03, 08:08:19 Святой Георгий Победоносец защити миром и крепостью Русь Киевскую Татиана 2013/11/26, 16:38:19 Святой Георгий Победоносец!Очень прошу,помоги!Уже почти две недели болеет наша козочка,стоит желудок,ничего не ест.Несколько дней назад вроде стало легче и опять плохо.Так жалко её.Чем мы её только не заливали,ничего не помогает.Святой Георгий,пожалуйста,помоги ей!!Аминь! Людмила 2013/11/23, 08:09:40 Святый Георгий Победоносец! Прошу Умоли Господа нашего Иисуса Христа,простить мои грехи и проявить Милость к доченьке моей Марии,дать ей здоровья и счастья,уврачевать ее душевные и телесные раны моими грехами нанесенные. Упроси Господа о милости к младенцу Марии. Прошу тебя моли Бога о нас! 2013/11/20, 14:40:36 Святой Великомученик Георгий, Моли Бога победить нам болезнь внученьки Оли и вылечиться от нее по молитвам Господа.Помоги молитвами перед Господам о моей дочери Татьяне исцеилением болезни .Прости ннас грешных Аминь

http://isihazm.ru/?id=634&c_pid=11

Ладь косы и серпы к Петрову дню; 30. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Полупетр. В этот день, собираясь на покос, провожают весну. «Мученик Устин (воспоминемый Церковью 1 июня, Устинов день) – между маем и июнем тын!» – говорили крестьяне. В этот день народное поверье запрещало городьбу городить: «На Устина не городи тына!» Старики сулили пожар тому домохозяину, который ослушается их совета. В этот же день судили по солнечному восходу об урожае, для чего выходили до зорьки в поле и приглядывались к солнечным лучам: взойдет солнышко на чистом небе – быть доброму наливу ржи. А бродят тучи по небу в это утро – бабам на радость: лен-конопель уродится на диво! От Устина – два дня до Митрофанова дня (4 июня). «В канун Митрофана – не ложись спать рано!» В навечерие этого дня оценивали перспективы вызревания хлебов. Деревенский опыт советовал под Митрофана «заглядывать, откуда ветер дует». Во многих местностях Владимирской, Ярославской, Тверской, Тульской и др. соседних губ. существовала старинная примета об этом. «Тянет ветер с полуден – яровому хороший рост!» – говорили там. «Дует с гнилого угла (северо-запада) – жди ненастья!» Ветер «с восхода» (восточный) – к поветрию (повальным болезням). «Сиверок (северо-восточный ветер) ржи дождями заливает!» В старину даже существовал обычай «молить ветер под Митрофана». Старухи сходились для этого за околицей ввечеру, после заката солнечного, и, по данному старейшей из них знаку, принимались выкликать по ветру, размахивая при этом руками, следующее заклинание: «Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем со гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц из неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть-помаху на православный народ! Ты подуй-ка, из семерых братьев старшой, теплом теплым, ты полей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле – на луга дожди теплые, к поре да ко времячку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству християнскому – мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному, над семерыми братьями набольшему-старшому, на славу!» Это заклинание, по словам сведущих людей, имело непреодолимую силу над ветрами и заставляло их помогать крестьянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПЛОЩАНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж. в Севском уезде, на берегу озера Площанского. Основана в XVI веке старцем Прокопием. В ней четыре церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, с двумя приделами: Николая Чудотворца и Мальтинской Божией Матери; в этом храме погребены: строитель Иоасаф, ученик основателя Прокопия, и строитель же Иоиль, ученик Иоасафов, коих память за благочестивую жизнь уважается и доныне. 2) Теплая, Сошествия Св. Духа, с приделами: Феодоровской Божией Матери и Иоанна Крестителя, построенная г.г. Веревкиными в конце XVIII века. 3) Покрова Богородицы. 4) Всех Святых, над вратами. ВВЕДЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Орле, на левом берегу реки Орлика; основан в 1616 или 1617 г., после опустошений и разорений, причиненных городу Орлу литовцами и крымскими татарами. Здесь соборная церковь Введения Божией Матери, с. двумя приделами – Афанасия и Кирилла, и Мирона Чудотворца. – В 1843 году, мая 31, монастырь этот сгорел в случившийся в Орле пожар: две церкви, колокольня и все кельи сделались жертвою пламени. ТРОИЦКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Севске; основан в 1684 году. В нем каменная Соб. церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом Благовещения Богородицы. ЗНАМЕНСКИЙ, женский, заштатный, в уездном городи Ельце; существует с древних лет и в 1764 году был упразднен; но в 1822 году, по указу императора Александра I, восстановлен с тем, чтобы пользоваться ему содержащем из процентов на сумму, внесенную в Сохранную Казну купцом Шапошниковым. – Здесь церковь Знамения Пресвятой Богородицы. РОЖДЕСТВЕНСКИХ, женский, заштатный, в уездном городе Болхове; основан в XVI веке и, после разорения в 1613 г. от поляков, возобновлен царем Михаилом Феодоровичем. Здесь две каменные церкви, из коих соборная во имя Рождества Богородицы. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: УСПЕНСКИЙ, муж. бывший в 3 классе, близ губернского города Орла, с соб. церковью Успения Богородицы. О времени основания и уничтожения его неизвестно. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. бывший в 3 классе, в уездном городе Брянске. Начало основания этой обители относится к отдаленной древности: ибо известно, что в XIII веке она уже существовала. При царе Михаиле Феодоровиче монастырь этот был приведен в цветущее положение; а патриархом Никоном возведен на степень Ставропигиального. Когда упразднена эта древняя обитель, сведений нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После святого князя остался один сын Ростислав. В 1178 г. новгородцы в одной гробнице со святым Владимиром положили тело умершего у них князя Мстислава Ростиславича Храброго. В 1439 г. архиепископ Новгородский Евфимий позолотил, сделал надписи и положил покровы на гробницы св. Владимира и его благочестивой матери; тогда же он установил праздновать их память в 4–й день октября. В 1654 г. митрополит Новгородский Макарий перенес их мощи из Корсунской паперти в самую церковь Святой Софии и положил их в новой раке на правой стороне, у полуденных дверей. Мощи св. князя Владимира Ярославича почивают открыто. Собор Казанских святителей Последними словами Господа Иисуса Христа святым апостолам было повеление идти просвещать народы, «сидящия во тьме и сени смертней» (Пс. 106, 10). Укрепляемые благодатью Святого Духа последователи Спасителя взяли на себя Его благое иго и во все века смело шли в самые отдаленные уголки земли. Невзирая ни на какие трудности и опасности, они несли свет Истины, «просвещающий всякого человека» (Ин. 1, 9). Русские православные пастыри, горевшие любовью ко Христу, видели, что Казань и Казанский край имеют громадное значение в деле дальнейшего просвещения всех народов Востока (Сибири). Перед взятием Казани русскими был построен город–плацдарм Свияжск, место основания которого указал явившийся преподобный Сергий Радонежский. После учреждения Казанской епархии в татарскую столицу был назначен первый архипастырь — святитель Гурий, уроженец городи Радонежа — родины преподобного Сергия. Восемь лет святительских трудов — это постоянный подвиг проповеди слова Божия неверным, строительство монастырей, храмов и собственная внимательная духовная жизнь. Подорванное в юности здоровье совсем покинуло святителя за два года до кончины. Перед смертью свт. Гурий принял великую схиму от св. Варсонофия и мирно почил 5 декабря 1563 г. На Казанскую кафедру вступил его достойный преемник — ревнитель Православия свт. Герман. Святой Варсонофий (в миру Иоанн), когда ему было еще 17 лет, попал в плен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Наковальня – слово Божие, а 12 кузнецов – 12 апостолов на четыре страны слово Божие по всей вселенной (проповедуют) и во второе Христово пришествие поставятся престолы, тогда и они сядут на 12 престолах судяще обоюнадесят коленома израилевыма. В. Живый мертваго бияше, а мертвый же вопияше. О. Живый есть звонарь, а мертвый же колокол. В. Что есть: стоит мост, а на мосту столб, а на столбе цвет во весь свет. О. Мост есть год, а столб великий пост, а цвет Христово воскресение, и празднуют вси людие. В. Что есть стоит бел щит, а на нем сидит сокол и прилетела сова и отогнала сокола? О. Белый щит – свет сей, а на нем сидит сокол, то есть правда, а прилетела злая сова, то есть кривда, и отгнала правду, а лжа кривда осталася. В. Что есть еже в Писании речеся: егда опустеет земля, и царь изнеможет, и сильнии его разыдутся, того ради разрушатся камени и городи и источники иссякнут, и ветри не возвеют, и пути великие опустеют, и престанут жерновы мелющия, и море великое умертвится, и многолиственная древа падут и опустеют плодовитая, и рабы и рабыни от глада изнемогут, тогда царица изыдет от престола своего, аки твердо заклепанная голубица излетает от гнезда своего. О. Земля опустеет, человек умирает, царь изнеможет ум человеческий, славнии разыдутся помыслы человечьи, разрушатся камени и города кости человечьи, источницы иссякнут слезы из очей не пойдут, ветри не возвеют дыхание, пути велиции опустеют гортань, престанут жерновы мелущие зубы, море великое умертвится утроба, многолиственная древа падут язык, опустеют плодовитая уста; рабы и рабыни от глада изнемогут руце и нозе, царица изыдет душа из человека». Число вопросов в разных списках Беседы не одинаково; не одинаковы и сами вопросы. Чем позднее списки, тем больше в них разных вставок и прибавлений; в некоторых из них есть чисто русские вставки. Таковы, например, вопросы: «Которого апостола послал Бог в российскую землю? О. Андрея Первозванного. В. Которая икона явися человеку в земных недрах? О. Во граде Казане явися пресвятые Богородица образ, воина некоего девице, именем Матрене, ея же из земных недр иземши принесоша во град».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

— Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится. И повелел Авгарь всем входящим в город и исходящим из него поклоняться божественному образу Христову; он издал закон, повелевавший непременно воздавать таковую честь Господню изображению; это благочестное повеление Авгаря, огражденное законом, соблюдалось в течение многих лет: как во дни жизни его и его сына, по нем княжествовавшего в Эдессе, так и при его внуке. Затем, при одном из правнуков Авгаря, приявших княжение в Эдессе, возобновилось в городе древнее языческое нечестие: этот князь, развратившись, отступил от Христа и уклонился в идолопоклонство. Увидев на городских вратах образ Спасителя, почитаемый всеми входящими и исходящими, князь, как враг Христа, вознегодовал; он захотел сбросить со стены божественное изображение, поставив на его место идола. Узнав об этом, по особому извещению от Господа, епископ Эдессы пришел ночью с клириками к вратам городи и, поднявшись по лестнице, поставил пред святым образом Христовым зажженную  лампаду с деревянным маслом; потом епископ заложил святой образ глиняною доскою, а затем кирпичами и покрыл заделанное таким образом место мелом и сравнял со стеною, — так ему было повелено божественным явлением. Когда нерукотворенный образ Христов стал невидим, нечестивый князь оставил свое намерение. И, по многом времени, в памяти людей уничтожилось воспоминание о святом образе, забыто было и место его заграждения; никто не знал о нем до дня его чудесного явления после очень многих лет, совершившегося следующим образом. Во дни благочестивого царя Иустиниана царь персидский Хозрой с большим войском подошел к Эдессе, окружил его и начал упорную и продолжительную осаду. Когда же граждане, находясь в изнеможении от недоумения и великого страха, со слезами молились Богу, в одну ночь епископу Эдессы Евлавию явилась некая пресветлая, блистающая великою славою, невеста; показывая перстом на городские ворота и место в стене, она сказала: — Вверху этих врат сокрыт божественный нерукотворенный образ Спаса Христа; хорошо сделаешь, когда вынешь его из заграждения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Доехав верхом до дворца Елены, император сходит с коня; навстречу ему выходит из парадных дверей заведующий дворцом и склоняет перед ним колени (если это не воскресный день). Веститоры выносят большой крест и ставят его справа от императора. Император входит в мутаторий дворца и облачается в парадный царский орнат, а именно: надевает парадную обувь, белый с золотыми клавами дивитисий и порфирную хламиду. В этом костюме император садится в экипаж и едет дальше, предшествуемый крестом и " персикиями " . С собой в колесницу император сажает первого патриция или того, к кому питает расположение, и тот, войдя в колесницу, целует руку императора. Остальные сановники идут впереди колесницы. По обеим сторонам царского выезда идут два комита схол, держась за ручки дверец. В городских воротах их сменяют два комита доместиков. Поезд направляется к Форуму Константина. Здесь император выходит из экипажа и принимает приветствие от префекта города и сената. Первый член сената и префект подносят ему золотую корону. Ответив на приветствие, император опять садится в экипаж, и шествие тем же порядком направляется через площадь Августейон в храм св. Софии. От Форума Константина до дворца два военные чина, бывшие консулы, держат ручки дверец. Вступив в нарфик храма, император в мутаторий снимает корону и передает ее препозиту; затем вместе с ним направляется в алтарь, чтобы возложить корону на престол и, помолившись, опять взять ее оттуда. И здесь, как в церкви Иоанна в Евдоме, император делает приношение на храм, которое может быть дано в виде монеты. Сойдя с солеи, император останавливается на некоторое время перед алтарной преградой, затем проходит в паратиклин и слушает чтение Евангелия (а если хочет, то и причащается Святых Даров). Перед выходом императора из храма патриарх возлагает на него корону, а император дает дары членам клира и затем удаляется во дворец. За " царскими вратами " дворца императора встречают все сенаторы. Сюда же являются и те комиты схол, которые охраняли городи дворец во время церемонии и на ней не присутствовали. Они падают ниц перед императором (если это не воскресенье) и целуют его ноги, на что император отвечает ласковым приветствием. После этого сенаторы и префект подносят ему " питтакий " в три тысячи литров золота. Император принимает его и тотчас возвращается назад. Затем он входит во внутренние покои в сопровождении сановников.

http://sedmitza.ru/text/1202735.html

Духа-Троици дожидали, – Хмельницкого в вичи не видали;  Петра иПавла дожидали, – Хмельницкого в вичи не видали; Ильи Пророка дожидали, – Хмельницкого в вичи не видали. Тогди-ж то козаки стали у ради, Як малии дити. «Хвалився нам гетьмам Хмельницкий, Батю Зинов Богдану Чигиринський, У городи Суботови На Спаса Преображение ярмолок закликати....» Тогди-ж то козакип добре дбали, До города Суботова прибували, Хмельницкого стричали, Штихи у суходил стромляли, Штихи из себе скыдалн, Хмельницкому низький поклон послали: «Пане гетьмане Хмельницкий, Батю Зилов наш Чигиринський! На-що ты нас потребуешь?» Тогди-ж то Хмельницкий стиха словами провляе: «Эй козаки, дити, друзии Прошу я вас, добре дбайте: Соби гетмана наставляйте, Чи нема между вами которого козака старинного, Отамана куринного? Вже-ж я час од часу хорию, Миждо вами гетьмановати не здолию; То велю я вам междо собою козака на гетьманство обирати, Буде междо вами гетьмановати, Вам козацьки порядки давати». Тогди-то козаки стиха словами промовляли: «Пане гетьмане Хмельницкий, Батю Зинов наш Чигиринський!  Не можем ми сами миждо собою козаками гетьмана обирати, А желаем од вашой милости послихати». Оттогди-ж-то Хмельницкий стиха словами промовляе; «Эй козаки, дитп, друзи! Прошу я вас, добре дбайте; Есть у мене Иван Луговский. Которий у мене дванадцять лит за джуру пробував, Вси мои козацки звичаи познав; Буде междо вами Козаками гетьмановати. Буде вам козацьки порядки давати!» Тогди-то козаки стиха словами промовляли: «Пане гетьмане Хмельницкий, Батю Зинов наш Чигиринський! Не хочем ми Ивана Луговського: Иван Луговський близько ляхив, мостивих панив живе; Буде з ляхами, мостивими панами, накладати; Буде нас козакив за не-вищо мати». Тогди-то Хмельницкий стиха, словами промовляе: «Эй козакив, дити, друзи! Коли ви не хочете Ивана Луговського, Есть у мене Павел Тетеренко». – Не хочем ми Павла Тетеренка. – «Дак скажите, говорит, кого ви желаете». – Ми, кажуть, жолаем Евраха Хмельниченка. – «Ще-ж, каже, мойму Евраху Хмельнпченьку

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Да под тою ж пустошью озеро Юрьево, под Юрьевскою горою, в длину в пол третье версты (т. е. 2 1/3, принимая тогдашнюю версту в 1,000 сажен, составится теперешних 5 верст), поперег 2 версты; а рыба в нем ловитца мелкая. А ныне на той пустоши устроен монастырь вновь, а в монастыре церковь Живоначальные Троицы, да другая церковь Пречистые Богородицы Введение, да у той же церкви придел великих чудотворцов Зосимы и Савватия, обе деревянные, клетцки. А в церквах образы и сосуды церковные, и ризы и книги и всякое церковное строение матери царя Михаила, Государыни великие старицы, иноки Марфы Ивановны и иных вкладчиков. А в монастыре же 4 келье брацких, в них живут священник, да старцев двадцать четыре человека, а строит тот монастырь Соловецкаго монастыря постриженник, старец Демьян со 134 (1626) году. А с тое пустоши в Государеву казну оброк платят в Великом Нове городи Водлозерскаго погоста крестьяне, с ыными пустовыми деньгами вместе, с выти по осмнадцети алтын, по полу пяте денги, которые пустовые выти пашутца из оброку. А жилые деревни к тому монастырю не подошли. А от того монастыря жилье – деревни верст с шездесят и больши» 23 . В этом описании не упоминается только ограда, но в нем означено число братства, число сравнительно очень значительное, особенно если принять во внимание такой короткий срок времени существования монастыря. Но обратимся к «житию...» «Потом же в некое время старцу Дамияну стоящу на обычной молитве в келлии своей и виде столп от земли до небес, яко же медь белая, у столпа же того висят ключия, а по нем идут много братии и, ины по сему столпу восходят по ключию до небес, и небеса им отверзаются и свет велий объя их, и паки затворяются; а овии восходят по столпу до небес, и овии иноцы до половины столпа и паки падают на землю и воставше от земли восходят паки на столп и по нем идут». «И посем братиям собравшимся и оскудению бысть хлебу велику в монастыре и всякой потребы взяти негде: от мирских людей удалено и, непроходим путь летним временем и злонужный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007