Но наблюдая, как подолгу стоят гости под сводами равеннских церквей, словно под чарами, понимаешь, что в мире мозаики действуют другие законы. Из плена её не так-то просто вырваться, от неё не отделаться беглым взглядом. Мерцание камней, волшебство орнамента, схематичность черт — в мозаике есть что-то от сказки, в которую ребёнок погружается с головой, забывая обо всём. Неподвижное, навек застывшее очарование… А может, и туристы в Равенне особенные. Город лежит в стороне от массовых маршрутов, и те, кто приезжает сюда, как правило, знают, чего ищут. Несомненно, нам, восприемникам греческой религиозной традиции, Равенна роднее, чем великолепные итальянские города Ренессанса и барокко. «Чего мы только не видели: чуть не все итальянские горы, два моря, десятки музеев, сотни церквей. Всех дороже мне Равенна…» — так, в заключение своего итальянского путешествия, Александр Блок пишет матери. Мало кто из писавших о Равенне удержится и не помянет его чудесные строки: Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик. И догорает позолота В стенах прохладных базилик… Блок и его современники находили Равенну тихим, бедным городком, будничная жизнь которого протекала мимо всех его забытых богатств. Сегодня город изменился, где-то на его окраинах гудят невидимые промышленные предприятия. Но дух покоя, достоинства, неторопливости всё тот же — он оказался неподвластным нашествию иммигрантов и туристов. Стоит сказать, что Равенна особенно гордится связью с именем Данте. В своё время она дала приют изгнанному из Флоренции поэту. Здесь Данте и был погребён, и хотя раскаявшаяся родина на протяжении столетий употребила немало усилий, чтобы прах поэта вернулся во Флоренцию, Равенна своё право отстояла. Церковь святого Виталия Многие открывают для себя город, начиная с Сан-Витале — самого, наверное, праздничного, роскошного памятника в Равенне. Современница константинопольской святой Софии, церковь освящена в честь святого мученика Виталия, отца мучеников Гервасия и Протасия. Сан-Витале — зримое эхо золотого века Константинополя, и если древнейшие мозаики столицы пострадали от иконоборцев, а затем от турок, то убранство равеннского храма, освящённого в 547 году, дошло до нас во всём великолепии.

http://pravoslavie.ru/76383.html

Императрица Феодора со свитой. Мозаика базилики Сан-Витале. VI век      Архитектурное решение Сан-Витале напоминает «малую Софию» — храм Сергия и Вакха в Константинополе. Щедрое цветение мозаичной палитры здесь доведено до немыслимого максимума — стены апсиды напоминают роскошь и тонкость узора восточного ковра. Взгляд немедленно приковывает центральная фигура молодого Спасителя, из-под ног Его текут четыре реки Эдема. Другими мастерами выполнены сцены из жизни Моисея, Авраама, Авеля, Агнец Апокалипсиса, символы четырёх евангелистов… Связь сюжетов — плод довольно зрелой богословской мысли (везде — продуманные намёки на жертвенный путь Спасителя и ветхозаветные аллюзии на литургическую тему). Но нашлось здесь место и дельфинам, цаплям, черепахам — всякое дыхание да хвалит Господа . Вскоре замечаешь и старых знакомых: хрестоматийные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры в окружении воинов, священнослужителей и придворных. Это — напоминание потомкам о триумфе василевса, вернувшего Италию под патронат Византии. Императорская чета изображена в виде дарителей — в дар храму приносят драгоценную утварь (примечательно, что сам храм был построен и украшен не за счёт Юстиниана, а на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария). Тяжёлые роскошные одеяния правителей усыпаны каменьями — жемчуг, сапфиры, рубины, изумруды… Павел Муратов в своей замечательной книге «Образы Италии» предположил, что искусство мозаики во многом вдохновлялось эстетикой драгоценного камня — страсть к камням была всеобщей и в античном мире, и особенно в Византии. «Какой великолепный замысел был в таком убранстве церквей мозаиками, равными в своём разноцветном блеске драгоценным камням! Тогдашние люди, воспитанные на тонком и изощрённом понимании их красоты, умели, конечно, ещё больше нас наслаждаться красотой равеннских мозаик». Мавзолей Византийские мастера возвели искусство мозаики на беспримерную высоту. Они первыми поняли, что сила мозаики — в статике, в символической краткости изображений. Но у византийской мозаики есть старшая сестра. Древнейшие в Равенне шедевры выполнены мастерами Западной империи, из них самые ранние — мозаики мавзолея Галлы Плацидии — относятся к середине V века, тому удивительному периоду, когда христианское искусство лишь искало формы выражения, и, наследуя во многом изобразительным приёмам античности, наполняло их новым, евангельским содержанием. У убранства мавзолея Галлы больше общего с раннехристианскими мозаиками Рима, чем с поистине восточной роскошью стоящей рядом, в двадцати метрах, юстиниановой церкви Сан-Витале.

http://pravoslavie.ru/76383.html

в храме г. Аргаризина (вероятно, на горе Гаризим в Самарии - Euseb. Praep. evang. IX 17). В экзегезе древней Церкви Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне В экзегезе древней Церкви истолкование образа М. имело важное значение в полемике как с иудеями в свете понимания его священства, так и с гностиками относительно понимания его личности. Уже Тертуллиан относит М. к библейским патриархам ( Tertull. Adv. Iud. 3). В литургико-каноническом памятнике IV в. «Апостольские постановления» М. упоминается как один из ветхозаветных праведников, к-рые жили еще «до закона по природе» (наряду с праведными Иовом, Енохом и Еносом), чей образ служит наглядным примером отказа от необходимости соблюдения обрядовых постановлений закона для обращенных из язычников (Const. Ap. VI 12). М.- один из праведников, посредством к-рых Бог призывал древних евреев, живших после потопа, к покаянию (Ibid. II 55). Свт. Иоанн Златоуст, истолковывая Рим 2. 10, отмечает, что М. был одним из примеров т. н. эллинов (по терминологии ап. Павла), т. е. существовавших еще в древние времена «людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, исполняли все относящееся к благочестию» ( Ioan. Chrysost. In Rom 5. 3). Согласно свидетельству блж. Иеронима, Ориген вслед за Дидимом Александрийским считал М. ангелом. Кроме того, отдельные толкователи отмечали, что М. имел божественную природу и в его лице Аарону явился Св. Дух ( Hieron. Ep. 73 1-2). По мнению блж. Иеронима, подобные заблуждения уничтожают истинность исторического события, представленного в кн. Бытие (Ibid. 73 5). Основываясь на авторитетных высказываниях церковных авторов, он называет М. хананеянином, при этом его не смущает загадочное священство М., стоявшее вне обрядовых установлений евр. закона. В качестве примера существования такого почитания истинного Бога в ВЗ он приводит прав. Иова, который также совершал жертвоприношения, не будучи священником (Иов 1.

http://pravenc.ru/text/2562922.html

Явление Св. Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Явление Св. Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. . На 80 ересей Панарий, или Ковчег. LV и др.//Творения. Ч. 2 и др.). В согласии с учением ап. Павла святые отцы в своих комментариях к Посланию к Римлянам понимают веру А. как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе (Рим 4. 22-25). В богослужении Господь Иисус Христос, как потомок А. по плоти, сопоставляется с христианами как потомками А. по вере: «                            » (Тропарь 7-й песни канона в Неделю св. отец//Минея (СТ). Декабрь. Л. 132). оправдание (необрезанного) А. верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христ. веры над обрядовым законом Моисея ( Ириней Лионский, св. Против ересей. II 190; Кирилл Александрийский, св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия//Творения. Т. 4. С. 116; ср.: Августин, блж. О Граде Божием. XVI 23; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Послание к Римлянам. Гл. 4. Беседа 8. С. 155 след; Толкование на Послание к Галатам. Гл. 3. С. 95-121. М., 1842). В назидательной проповеди вера А., его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания ( Иустин Мученик, св. Апология. I 46. 3; 63. 17; Климент Александрийский. Строматы. I 32. 2; Hippolytus. Commentarium in Danielem. II 37, 5). Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался нек-рыми толкователями в обрезании А. ( Кирилл Александрийский, св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия//Творения. Т. 4. С. 138-139; Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. II 11. 79). В явлении А. трех странников (Быт 18) многие видели тайну откровения всей Святой Троицы в ВЗ ( Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. I 5. 33; De Spiritu Sancto II; Athanasius Alexandrinus. De Trinitate. 3); «Видите ли... Авраам встречает трех, а поклоняется единому?.. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедовал Единого Бога в трех Лицах» ( Augustin.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕРНЫЙ Св. блгв. Юстиниан I, имп. визант., со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Фрагмент Св. блгв. Юстиниан I, имп. визант., со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Фрагмент [один из вариантов перевода греч. εσεβς, лат. pius; переводятся также как «благочестивый»]. 1. Эпитет, использовавшийся в славословиях в честь рим. и визант. императоров и указывавший на строгое следование государя офиц. морально-религ. установлениям (первоначально рим. языческой религии, затем - христианства). В РПЦ иногда употреблялся по отношению к архиереям как синоним слов «правоверный», «православный» ( Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1893. Т. 1. Кол. 92). 2. Титул, употреблявшийся в богослужении Русской Православной Церкви по отношению к членам имп. фамилии (по отношению к императору (царю) и его супруге употреблялся титул «Благочестивейший (ая)» - см. ст. Царский и императорский титул ). 3. Именование лика (чина) святых из императоров, царей, князей. Церковное учение о царе как помазаннике Божием, хранителе Православия и покровителе Церкви, основывается на почитании Бога Вседержителя - Царя и Повелителя мира - и царском служении Господа Иисуса Христа (см. ст. Царь ). Ветхозаветные прав. цари Израиля во главе с царем Давидом и прав. Мелхиседек , царь Салимский, являются одновременно и прообразами Господа Иисуса Христа, и первыми древнейшими царями, почитаемыми в Церкви. Обязанности, возлагавшиеся на израильского царя, были прообразом служения царя в христ. гос-ве. Ветхозаветный царь избирался Самим Богом из народа Божия, он не должен был помышлять о возвращении народа в Египет (т. е. к язычеству), умножать свое богатство и жен (Втор 17. 15-17); «и пусть [список закона] будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17. 19).

http://pravenc.ru/text/149259.html

Почитание христ. царей (цариц) сложилось в правосл. Церкви в эпоху Вселенских Соборов, гл. обр. в К-польском Патриархате, историческая судьба к-рого была тесно связана с Византийской империей. В церковном почитании визант. государей «находит выражение теократический идеал царского служения» ( Федотов Г. П. С. 90). Сам статус правосл. императора, «поставленного от Бога епископа внешних дел Церкви» (выражение св. Константина I Великого - Euseb. Vita Const. IV 24), при условии нееретичества и праведности лица, занимавшего этот пост, свидетельствовал о «благоверии» государя. В этом была причина народного почтения к императору, оформившегося в особый вид церковного почитания с усвоением императору именования Б. Однако особое положение вовсе не означало непременной святости государя. Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Св. князья Глеб, Владимир, Борис и кнг. Ольга. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Никифор Савин (Музей-квартира П. Д. Корина) Первоначальная история Болгарской и Чешской Церквей также тесно связана с деяниями царей и князей, среди к-рых в лике Б. прославлены: мч. Воин , кн. болг. († ок. 830, пам. 28 марта); равноап. кн. Борис-Михаил , креститель Болгарии († 907, пам. 2 мая); Петр , царь болг. († 967, пам. 30 янв.); мц. Людмила , кнг. чеш. († 927, пам. 16 сент.); Вячеслав (Вацлав) , кн. чеш. († 936, пам. 28 сент.). Тесные династические узы связывают святых Б. князей, деспотов, царей и королей Сербии, многие из к-рых почитаются в др. ликах, напр.: мч. Иоанн-Владимир († 1016, пам. 22 мая); супруги прп. Симеон Мироточивый (в миру жупан Стефан Неманя; † ок. 1199, пам. 13 февр.) и прп. Анастасия (в миру Анна; ок. 1200, пам. серб. 22 июня); монах Симон (в миру кор. Стефан Первовенчанный, сын Стефана Немани; † 1224, пам. серб. 24 сент.), король Владислав (сын Стефана Первовенчанного; † 1239, пам. 24 сент.), прп. Давид (в миру Димитрий, племянник Стефана Первовенчанного; XIII в., пам. серб. 24 сент.) и др.

http://pravenc.ru/text/149259.html

Художественный образ Пресвятой Троицы В художественных исканиях богословски адекватного образа Троицы восточная и западная традиции стремительно сближались, создавая единое христианское художественное поле, над которым не властны межконфессиональные распри и разделения. 8 июня, 2014 В художественных исканиях богословски адекватного образа Троицы восточная и западная традиции стремительно сближались, создавая единое христианское художественное поле, над которым не властны межконфессиональные распри и разделения. Тайна Пресвятой Троицы при всей ее грандиозности и непостижимости, как ни странно – очень благодатный материал для искусства. Она существует в нескольких иконографических версиях, каждая из которых имеет  разные варианты  и отражает конкретные особенности духовного видения той или иной эпохи, конфессиональной и даже национальной традиции. Наиболее известная иконография под названием «Троица Ветхозаветная», обретшая мировую известность через икону Андрея Рублева, выросла из сюжета «Гостеприимство Авраама». Его ранние  образцы встречаются уже в катакомбе на Via Latina (IV век),  в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре (V век) и византийского храма Сан Витале в Равенне (VI век).  Конечно, изображая трех мужей, посетивших Авраама и Сару, живописцы не стремились к созданию образа Троицы, соответствующего церковной догматике,  они только иллюстрировали текст книги Бытия. Поэтому огромное место в их работах  занимают сюжетные  подробности: пейзаж, архитектура, действия Авраама и Сары. В базилике Санта Мария Маджоре  в двухъярусной композиции показаны не только трапеза трех мужей в доме Авраама, но и то, как Авраам почтительно встречает путников; а развевающиеся драпировки свидетельствуют о стремительности его движения и горячем желании принять гостей в своем доме.  В мозаике храма Сан Витале в Равенне трапеза показана в одном пространственном поле со сценой Жертвоприношения Авраама.  Заметим также, что фигуры трех мужей не выделяются особо в композиции, только нимбы над головами напоминают об их «особом статусе».  Основное внимание все же уделяется людям, попавшим в столь интересную ситуацию. В мозаике храма Санта Мария Маджоре Авраам изображен три раза: он бежит навстречу путникам, дает распоряжения жене ( в то время, как она уже выпекает хлеб) и прислуживает гостям.

http://pravmir.ru/obraz-presvyatoy-troit...

Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Согласно свт. Кириллу Александрийскому, пылающий в огне кустарник указывает на таинство Христа, в Котором «человечеству стало доступно Божество». К. Н. прообразует вселение Бога в храм Девы, чтобы стать «доступным для нас, как стал доступен и огонь тернию». Также свт. Кирилл переносит образ К. Н. на личность христианина: подобно пламени огня, верующих «освящает Христос чрез Святого Духа и пребывает чрез Него (ср.: Рим 8. 15)» ( Суг. Alex. Glaph. in Exod. 1. 8). В то же время не сгорающая в огне К. Н. может символизировать бесчувственность Израиля, которому, как дикому кустарнику, был дан закон, но его свет оказался бесполезным ( Idem. De adorat. 2). Схожая интерпретация, противопоставляющая шипы кустарника и его пламя как символы грехов Израиля и Слова Божия, встречается у Исидора Севильского ( Isid. Hisp. Quaest. in Exod. 7. 1; ср.: Caes. Arel. Serm. 96. 1). В толковании Иоанна Кассиана Римлянина К. Н. становится символом тела подвижника, которое не должно возбуждаться, т. е. сгорать от огня естественных потребностей ( Ioan. Cassian. Collat. XII 11). Весьма редкое толкование приводится у свт. Василия Великого, по мнению которого явленное в К. Н. двойное действие огня - как дающего свет и при этом не сжигающего - таинственно указывает на посмертное воздаяние, когда «естество огня будет разделено и свет предоставлен в наслаждение праведным, а мучительность жжения назначена наказываемым» ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 6. 5). Неопалимая Купина в мон-ре вмц. Екатерины на Синае Неопалимая Купина в мон-ре вмц. Екатерины на Синае Подробную интерпретацию К. Н. приводит во 2-й ч. «Жизни Моисея» свт. Григорий Нисский. Он предлагает ее мариологическое истолкование: в образе К. Н. мы приобщаемся «таинству, явленному в Деве, от Которой в рождении воссиявший человеческой жизни свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемою, так что и по рождении не увял стебель девства».

http://pravenc.ru/text/2462265.html

Гостеприимство Авраама. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Гостеприимство Авраама. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Путь к ведению истинного Бога связан с диалектикой Откровения в истории человечества. Открывающий Себя в истории Бог взаимодействует с теми, кто способны к принятию Откровения, и в ту меру, в какую они способны его принять. Путь к Спасению для человечества оказывается путем разделений и избраний. При этом Бог не пользуется людьми как бездушными и безвольными орудиями: Бог сообразовывается с духовно-нравственным ростом избираемых Им людей, их свободой и готовностью к принятию Бога. Причина избрания одних и отвержения др. уясняется с позиций Божественной педагогики и в перспективе осуществления Божественного замысла. Бог избирает Авраама Еврея, чьим предком был Евер, один из потомков Сима. Он открывает Себя ему, вступает с ним в общение, отделяет его от родственной среды, испытывает его преданность, заключает с ним завет-союз, дает обетование славного и многочисленного потомства. Данное Богом вместе с благословением новое имя его внуку Иакову (Израиль - Быт 32. 27-28) становится именем народа. Бог избирает Израиль, спасает его из егип. плена, вступает с ним в завет-союз и дарует ему Закон через Моисея . Именно Моисею Бог открывает Свое имя. Вся история Израиля - это история отпадений от Бога, история неверности и покаяния, наказаний и милосердия Божия, спасающего верных. Бог ведет Свой народ ко времени прихода Спасителя. Во Христе исполняется смысл и цель существования Израиля, дается полнота Откровения, в свете к-рого объясняется все то, что было открыто ранее Израилю, ибо «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17). Нет разрыва между Израилем и Церковью: Бог всегда оставлял Себе в Израиле «остаток». Этим остатком ко времени прихода Спасителя явилось «малое стадо» (Лк 12. 32), Его ученики и апостолы, составившие Церковь Христову - Новый Израиль. Именно первохрист. община и оказывается в подлинном смысле Израилем, унаследовавшим ветхозаветные обетования и Откровение, а также усвоившим новизну и полноту благодати и истины, данной Христом.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Гостеприимство Авраама. Мозаика в ц. Сан-Витале в Равенне. 532–547 гг. Гостеприимство Авраама. Мозаика в ц. Сан-Витале в Равенне. 532–547 гг. На карте из Мадабы Ботна и М.- 2 места, между ними изображено дерево. В VII в. в М. был мон-рь, существовавший и после араб. завоевания ( Adamn. De locis sanctis II 11. 6). При крестоносцах церковь была посвящена Св. Троице ( Mader. 1957. Bd. 1. S. 95-121). Т. о., в ряде источников - от сочинений Иосифа Флавия, нек-рых раввинов и до заметок христ. паломников VII в.- сообщалось, что со времен Второго храма на месте под одним из названий (Элонеэ-Мамре, Ботна, Теревинф или Бейт-Иланим) существовала почитаемая священная постройка, в центре к-рой рос священный дуб. На Мадабской карте дерево находится за пределами к.-л. постройки. Рус. игум. Даниил (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.) также описывал мамврийский дуб и упоминал под ним площадку, вымощенную белым мрамором. В 1884 г. патриархи Иерусалимский Никодим и К-польский Иоаким III посетили это место и благословили построить здесь храм. Совр. паломники почитают старое дерево, расположенное в 3 км на северо-запад от Махпелы (см. в ст.: Святой Троицы монастырь в Хевроне ). Исследование М. был впервые проведено в 1926-1928 гг. А. Э. Мадером в рамках работ католич. немецкого Об-ва Гёрреса (Görres-Gesellschaft). Раскопки были возобновлены в 1983-1990 гг. и позднее под рук. И. Магена и под эгидой Израильского мин-ва древностей и музеев. Прямоугольная в плане постройка (49,3×65,1 м) возведена на каменистой поверхности, к-рая имела естественный уклон в юго-зап. направлении. Фундамент находится на высоте ок. 1 м над уровнем моря. Были использованы камни 3 основных размеров: камни основания достигали 0,5 м в высоту, следующие ряды были выложены еще более крупными квадрами - 0,9 и 1,13 м соответственно. В визант. период в вост. части обширной постройки была возведена церковь, которая использовалась еще при крестоносцах. В юго-вост. части здания обнаружен колодец, внутри к-рого сохранились следы арки (вероятно, более поздняя конструкция), подпорная стенка, а также канал с остатками свинцовой трубы. Пол основной прямоугольной постройки был облицован каменными мелкими и разноразмерными квадрами, но данная облицовка, обнаруженная in situ, появилась уже в периоды ранневизант. или средневек. перестроек, когда рим. квадры, располагавшиеся примерно на 1,5 м выше, были сняты для каких-то иных строительных целей (Мадер датировал сохранившуюся облицовку полов периодом разделенных Царств или хасмонейским временем).

http://pravenc.ru/text/2561796.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010