молодых мусульман на стадионе в Касабланке (Марокко), во время которой отметил, что христиан и мусульман объединяют вера в Единого Бога и общечеловеческие ценности. Летом того же года папа приветствовал закладку 1-й мечети в Риме. Особую роль в межрелиг. отношениях играли миротворческая деятельность папы и его участие в разрешении военных конфликтов в ряде стран с преимущественно мусульм. населением (в т. ч. в Ираке). В 2001 г., во время юбилейного паломничества «по стопам ап. Павла», И. П. побывал в Сирии, где 6 мая посетил мечеть Омейядов в Дамаске. Визиты И. П. в страны Юж. Азии и Дальн. Востока сопровождались встречами с духовными лидерами ряда направлений индуизма и буддизма. После посещения Ватикана в 1980 г. дружеские отношения сложились между И. П. и далай-ламой XIV, который впоследствии посещал папу еще неск. раз, несмотря на критику нек-рыми буддистами высказываний папы о буддизме как об «атеистической религии», чьи методы медитации и аскезы неприемлемы для христ. традиции (Переступить порог надежды. 1995. С. 117-123). Всемирные дни молитв о мире в Ассизи, в к-рых принимали участие главы и представители христ. конфессий и различных религий мира,- символ миротворческих целей проводимого И. П. межрелиг. диалога. 25 янв. 1986 г. И. П. офиц. объявил об инициативе проведения этого мероприятия членам Римской курии, многие из которых выразили папе недовольство данной идеей. Ввиду этого папа поручил председателю папской комиссии по справедливости и миру кард. Роже Эчегараю составить программу Всемирного дня молитвы т. о., чтобы избежать возможных обвинений в религ. синкретизме. 27 окт. того же года участники Всемирного дня молитвы собрались в базилике Санта-Мария дельи Анджели в Ассизи, где вместе с И. П. выступили с краткими заявлениями о необходимости мира во всем мире, после чего представители каждой христ. конфессии и религии совершили молитву о мире в соответствии со своими религ. традициями в отдельных помещениях. Всемирные дни молитв в Ассизи также созывались папой 9-10 янв.

http://pravenc.ru/text/471418.html

Миниатюристы Флоренции и Сиены довольно рано усвоили открытия художников-монументалистов - Джотто, Каваллини, братьев Лоренцетти. В старых рукописных центрах, Болонье и Падуе, следование традициям мешало усвоению нового искусства, там очень долго (до середины, а то и до 2-й трети XIV в.) мастера продолжали ориентироваться на визант. образцы. Важнейшая роль меценатов, космополитизм Анжуйского двора Неаполя и миланского двора Висконти, быстрое усвоение нового привели к расцвету рукописного искусства в Неаполе и Милане в кон. XIV в. Во Флоренции XIV в. важная роль в сложении стиля книжной миниатюры принадлежала искусству Джотто. Его нововведения усвоил мастер Пачино да Буонагвидо, автор иллюстраций Антифонария из Монтепульчано (Museo comunale. Cor. D, 1320-1330 гг.) и Миссала (Laurent. Edili 107, 1-я пол. XIV в.). Стиль Бернардо Дадди, ученика Джотто, оказал влияние на следующее поколение художников. Самая необычная из созданных ими рукописей - экономический трактат Доменико Ленци «Il Biadaiolo» (Laurent. Tempi 31355). В нем зафиксировано изменение цен на пшеницу во Флоренции с 1320 по 1335 г. и имеется серия иллюстраций, изображающих коммерческую жизнь Флоренции, с видами городов, напоминающих те, что можно видеть на фресках Палаццо-Комунале в Сиене. Во 2-й пол. XIV в. самая известная флорентийская школа иллюстраторов находилась при мон-ре Санта-Мария-дельи-Анджели. Во главе ее стоял Дон Симоне Камальдолезе, выходец из Сиены, а в 1-й четв. XV в.- Лоренцо Монако. В произведениях мастеров этой школы чувствуется влияние Андреа Орканьи и его братьев, а также Бернардо Дадди. Основной продукцией школы были градуалы и антифонарии для главных церквей и мон-рей. Вергилий, Эней и комментатор Сервий. Миниатюра фронтисписа «Трудов Вергилия». 1340 г. Худож. Симоне Мартини (Ambros. Б/н) Вергилий, Эней и комментатор Сервий. Миниатюра фронтисписа «Трудов Вергилия». 1340 г. Худож. Симоне Мартини (Ambros. Б/н) Книжная иллюстрация Сиены в XIV в. испытала влияние Симоне Мартини и братьев Лоренцетти.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

В базиликах Сан-Лоренцо (1421-1459) и Санто-Спирито (проект 1436, начата в 1446), спроектированных Б. и законченных после его смерти, в центральной части Палаццо Питти (начато в 1440) была впервые в итал. зодчестве творчески осмыслена и оригинально истолкована античная ордерная система. В базиликах Б. разделил нефы колоннами, несущими аркады, и расчленил пилястрами стены, стройность вертикальных элементов ордера усилена помещенными над капителями отрезками антаблемента. Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти, 1424-1445) рядом с ц. Сантиссима-Аннунциата - ансамбль, необычный с т. зр. типологии и композиции средневек. архитектуры. Сложный комплекс, объединивший жилые, хозяйственные и культовые помещения, строится вокруг центрального двора. Б. украсил фасад галереей, широкие арки к-рой опираются на тонкие колонны, связал здание с площадью, придал его монументальному облику легкость и открытость. Композиционный замысел, ясно отражающий общественное назначение сооружения, простота форм и четкость пропорций напоминают зодчество античной Греции. Б. приписывается также создание камерного дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420-1442) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) ц. Санта-Мария дельи Анджели (начата ок. 1434). Б. много работал и как строитель укреплений (гл. обр. в Пизе). Ист.: Vita di Filippo Brunelleschi: preceduta da la novella del grasso/Ed. critica di D. de Robertis. Mil., 1976; Filippo Brunelleschi, 1377-1446: la naissance de l " architecture moderne/Biogr. de A. Manetti et de G. Vasari. P., 19802, 19853; Vita di Filippo Brunelle-schi/A. Manetti; A cura di C. Perrone. R., 1992. Лит.: Fabriczy C., von. Filippo Brunelleschi, sein Leben und seine Werke. Stuttg., 1892; Штегман К., фон, Геймюллер Г., фон. Архитектура Ренессанса в Тоскане. М., 1936. Вып. 1: Ф. ди Сер Брунеллеско; Argan G. С. Brunelleschi. Mil., 1955; Luporini E. Brunelleschi: forma e ragione. Mil., 1964; Filippo Brunelleschi: l " uomo e l " artista: mostra documentaria/Cat. a cura di P. Benigni. Fi-renze, 1977; Ragghianti C. L. Filippo Brunelleschi, un uomo, un universo. Firenze, 1977; Брунеллески и Микелоццо// Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве: Архитектура, скульптура, живопись, трактаты. М., 1979. С. 35-72; Filippo Brunelleschi: la sua opera e il suo tempo. Firenze, 1980. 2 vol.; Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция: творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991; Savelli D. La Rotonda del Brunelleschi: storia e documenti. Firenze, 1992; Saalman H.

http://pravenc.ru/text/153479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНЕТТИ [Итал. Manetti] Джанноццо (5.06.1396, Флоренция - 27.10.1459, Неаполь), итал. гуманист, христ. писатель, флорентийский политический деятель. Происходил из богатого купеческого рода; в детстве помогал отцу, Бернардо Манетти, вести финансовые документы. К научным занятиям М. обратился, достигнув почти 25-летнего возраста. В соседнем с его домом мон-ре августинских регулярных каноников Санто-Спирито М. посещал кружок любителей учености под рук. Эванджелисты да Пизы, который преподавал логику и философию. Богословие, и в частности творения блж. Августина, М. изучал под рук. Джироламо да Наполи. Также М. учился в мон-ре камальдулов Санта-Мария-дельи-Анджели у мон. Амброджо Траверсари. Одним из товарищей М. по учебе был Томмазо Парентучелли (впосл. папа Римский Николай V (1447-1455)). После избрания на Папский престол Николай V назначил М. своим секретарем; в 1455 г. М. написал биографию понтифика (De vita ac gestis Nicolai Quinti). В браке с Алессандрой Тебальдуччи у М. было 7 детей. С 1429 г. М. избирался на ряд адм. должностей во Флоренции, в т. ч. в Совет 12 добрых мужей (консультативный совет при Синьории) и викарием (наместником) в городах флорентийского контадо: в Вальдиньеволе, в Пистое (1446-1447; там он написал историю этого города), в обл. Муджелло. По словам биографа М., Веспасиано да Бистиччи, он приобрел популярность умением выступать посредником в конфликтах между соперничавшими городскими партиями и между враждовавшими друг с другом итал. правителями, а также благодаря ораторскому искусству: М. обладал хорошей памятью, способностью к импровизации, владел лат., греч. и евр. языками; речи произносил на латыни. Несмотря на частые разъезды, М. находил время для лит. занятий: в 1440 г. в Пеше он работал над жизнеописаниями Сократа и Сенеки. В 1436 г. написал речь, посвященную завершению строительства кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (Oratio de Secularibus et Pontificalibus Pompis in Consecratione Basilicae Florentinae).

http://pravenc.ru/text/2561828.html

В 1599 г. Л. из Б. и 11 членов ордена капуцинов были направлены в Австрию и Богемию для противостояния Реформации и проведения католич. реформы. Усилиями Л. из Б. была открыта миссия капуцинов в Праге (действовала при поддержке архиеп. Збинека Берки из Дубе (1593-1606)), основаны конвенты капуцинов в Зальцбурге, Вене и Граце. Он активно проповедовал (обязательными были 3 проповеди в неделю), оказывал помощь больным и нищим, участвовал в полемике с лютеранами. Нашел поддержку среди нем. католич. князей; вместе с герц. Максимилианом I Баварским он стал инициатором создания в Свящ. Римской империи Католической лиги (окончательно оформилась в 1609), противостоявшей союзу протестант. правителей (с 1608 Евангелическая уния). По распоряжению папы Климента VIII капуцины духовно окормляли солдат в армии имп. Рудольфа II (1576-1612), воевавшего с турками-османами. Л. из Б. сопровождал войско императора в качестве главного капеллана. 9-14 окт. 1601 г. армия христиан, воодушевленных его проповедью и личным примером (Л. из Б. находился впереди войска, восседая на лошади лишь с распятием в руке), смогла отбить у турок г. Секешфехервар (Венгрия) (захвачен в 1543; окончательно освобожден из-под власти турок в 1688). В 1602 г. Л. из Б. вернулся в Италию; неск. раз выступал посредником в переговорах между итал. государями. Возглавляемый им орден капуцинов (ок. 9 тыс. монахов в 34 провинциях в Италии, во Франции, в Бельгии, Швейцарии и Испании) стал одним из главных оплотов Контрреформации; особое внимание Л. из Б. уделял обучению миссионеров, способных, находясь на территориях с преобладающим протестант. населением, заботиться о сохранении и последующем распространении католич. веры. В 1604 г. Л. из Б. ненадолго вернулся в Бриндизи, где на деньги, собранные при баварском дворе, начал строительство мон-ря Санта-Мария-дельи-Анджели на месте отчего дома. В 1606 г. по просьбе имп. Рудольфа II папа Римский Павел V вновь отправил Л. из Б. в Прагу, где тот пребывал до 1609 г. На этот период приходится его полемика с лютеранином Поликарпом Лейзером Старшим, придворным проповедником курфюрста Саксонии Кристиана II. Лютеранин дважды обращался с проповедями к жителям Праги, критикуя католич. догматы и популяризируя протестант. положения о спасении. После начала публичного диспута Лейзер Старший опубликовал в Дрездене 2 проповеди против Л. из Б. Ответом Л. из Б. стал «Очерк лютеранства» (Lutheranismi Hypotyposis, 1607-1610).

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Идея «наследования» Церковью искупительных заслуг Христа и святых, выдвинутая Гуго Сен-Шерским, была развита Александром Гэльским , к-рый впервые употребил термин «thesaurus» применительно к накопляемым Церковью сверхдолжным заслугам (meritam ecclesiasticae unitatis), связав с ними предоставление И. ( Alex. Hal. Sum. th. IV 23). Учение о сокровищнице Церкви, из которой проистекают И., рассматривается у Альберта Великого ( Albert. Magn. In Sent. IV 20. 16), Бонавентуры ( Bonav. In Sent. IV 20. 1. 2) и др. Решающий вклад в его формирование приписывается Фоме Аквинскому ( Thom. Aquin. Sum. th. Suppl. 25. 1-2; Idem. Sum. contr. gent. IV 72. 6, 54. 9; Idem. In Sent. IV 20. 1. 3), провозгласившему, что святые, совершая искупительные действия, стремились, чтобы их дела послужили не только им самим, но и всей Церкви ( Thom. Aquin. Quaest. quodlibet. II 8. 2), и что совершение искупительных действий за др. человека из любви к нему имеет большую ценность, нежели совершение их для собственного спасения ( Thom. Aquin. Sum. contr. gent. II 158. 7; Idem. In Sent. IV 20. 1. 4. и др.). К кон. XIII в. Генрих Гентский определял И. как отпущение или ослабление временного наказания (remissio sive relaxatio poenae temporalis) за раскаянные грехи, подаваемое законным прелатом из сокровищницы сверхдолжных заслуг Церкви (ex thesauro Ecclesiae de supererogatione - Henricus Gandavensis. Quodlibeta theologica. 15. 14. P., 1518. Leuven, 1961r. T. 1). Папа Римский Климент VI буллой «Unigenitus Dei Filius» от 27 янв. 1343 г. официально утвердил учение о бесконечных заслугах Христа, Богоматери и святых, образующих сокровище Церкви, доверенное ап. Петру и его преемникам - Римским папам, «чтобы оно подавалось подлинно раскаявшимся и исповедующимся для отпущения временного наказания за грехи либо частично, либо полностью» (Христ. вероуч. С. 443-444). Часовня Порциункола в нефе выстроенной над ней базилики Санта-Мария дельи Анджели (1569-1679) в Ассизи Часовня Порциункола в нефе выстроенной над ней базилики Санта-Мария дельи Анджели (1569-1679) в Ассизи Догматическое формулирование Ферраро-Флорентийским Собором учения о чистилище (1439) оказало влияние на дальнейшее развитие практики И.

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

Католич. святые Клара Ассизская и Франциск Ассизский. Миниатюра из Жития Клары Ассизской (Thennenbach. 4. Fol. 2r). Ок. 1490 г. К. А. род. в знатной семье; ее родители - Фавароне ди Оффредуччо и Ортолана. Во время восстания в Ассизи против власти имп. Фридриха II Штауфена, а также против находившегося в городе нем. гарнизона (1198) союзники императора из городской знати, в т. ч. семья К. А., были вынуждены бежать в соседний г. Перуджу. Они смогли вернуться в Ассизи лишь после мирного соглашения, заключенного в 1203 г. К. А. с ранней юности вела скромный и благочестивый образ жизни: часто отказывалась от пищи и посылала ее бедным, жертвовала деньги нуждающимся, оказывала денежную помощь восстанавливавшим ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (см. Порциункула ). Тогда же девушка узнала историю своего соотечественника молодого торговца Франциска, к-рый ок. 1206 г. оставил мирские дела, чтобы в окрестностях Ассизи вести жизнь в бедности и покаянии. Одним из первых учеников св. Франциска Ассизского был Руфин, кузен К. А. Близкая подруга святой Бона ди Гуэльфуччо впосл. свидетельствовала на канонизационном процессе, что они вместе втайне от родственников ходили беседовать со св. Франциском Ассизским и он увещевал их последовать примеру Христа. Родители К. А. противились ее монашескому обращению и намеревались устроить ее брак с Раньери ди Бернардо, представителем знатного рода. Позднее Раньери ди Бернардо выступил на канонизационном процессе как свидетель и подтвердил, что К. А. настойчиво отвергала все уговоры выйти замуж и была твердой в намерении посвятить себя монашеской жизни. К. А. продала свое имущество (вероятно, речь идет об имуществе, находившемся в ее распоряжении, т. е. о приданом) и ночью в Вербное воскресенье 1211 (или 1212) г. оставила отчий дом и отправилась к ц. Санта-Мария-дельи-Анджели, где жили св. Франциск Ассизский и его соратники. Здесь во время службы К. А. облачилась в грубую одежду, ей остригли волосы, а затем св. Франциск Ассизский проводил К. А. в бенедиктинское аббатство Сан-Паоло-делле-Аббадессе близ Ассизи. Разгневанные родственники К. А. прибыли вооруженными в монастырь, намереваясь силой увести девушку. Тем не менее она осталась в обители, хотя вскоре (возможно, из-за давления со стороны членов семьи) отправилась в женский монастырь Сант-Анджело-ди-Панцо у подножия горы Субазио. Спустя несколько дней к ней присоединилась ее 16-летняя сестра Агнесса; К. А. помогла ей укрыться от преследования родственников.

http://pravenc.ru/text/1841249.html

Выступление хора Московского Свято-Данилова монастыря в Риме прошло с огромным успехом Москва, 7 декабря 2007 г. С огромным успехом в римской католической базилике Санта-Мария-дельи-Анджели в четверг вечером прошел концерт Праздничного мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря, который прошел в рамках художественного фестиваля «Россия-Италия. Сквозь века», передает Патриархия.ru. Перед концертом к слушателям обратился находящийся в Риме с архипастырским визитом председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл. Приветствуя гостей концерта, среди которых были кардиналы и епископы Римско-Католической Церкви, представители городских властей, общественности и дипломаты, митрополит Кирилл отметил, что причиной любого разделения становится отсутствие любви — именно поэтому произошли и происходят разделения среди христиан. Для достижения единства необходимо осознание принадлежности к единому наследию древней неразделенной Церкви и готовность исповедовать непреходящее значение нравственных ценностей, провозглашенных Евангелием. Нужно иметь любовь в сердце и быть способными понимать друг друга. Способствовать этому может в том числе и искусство, воздействующее на человеческое сердце. «Надеюсь, что сегодняшний концерт станет шагом на этом пути», — отметил владыка. На концерте были исполнены произведения духовной музыки и русские народные песни. Публика, среди которой были кардиналы Римской курии, католические епископы, представители дипломатического корпуса и россияне, проживающие в Италии, неоднократно прерывала выступление хора и солистов Варвары Котовой и народного артиста России Владимира Маторина бурными аплодисментами. «Для нас этот концерт — исключительно важное событие. Впервые под сводами нашей древней базилики звучит православная музыка, которая не может не волновать. И еще очень важно, что мы готовили этот замечательный концерт вместе с нашими братьями из строящегося в Риме русского православного храма Святой великомученицы Екатерины. Будем надеяться, что наши усилия будут способствовать достижению единства между католиками и православными», — заявил РИА «Новости» настоятель базилики Санта-Мария-дельи-Анджели епископ Ренцо Джулиано (Renzo Giuliano).

http://pravoslavie.ru/25138.html

Хор Московского Свято-Данилова монастыря с успехом выступил в Риме 7 декабря 2007 г. 12:03 С огромным успехом в римской католической базилике Санта-Мария-дельи-Анджели в четверг вечером прошел концерт Праздничного мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря, который прошел в рамках художественного фестиваля «Россия-Италия. Сквозь века». Перед концертом к слушателям обратился находящийся в Риме с архипастырским визитом председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Приветствуя гостей концерта, среди которых были кардиналы и епископы Римско-Католической Церкви, представители городских властей, общественности и дипломаты, митрополит Кирилл отметил, что причиной любого разделения становится отсутствие любви — именно поэтому произошли и происходят разделения среди христиан. Для достижения единства необходимо осознание принадлежности к единому наследию древней неразделенной Церкви и готовность исповедовать непреходящее значение нравственных ценностей, провозглашенных Евангелием. Нужно иметь любовь в сердце и быть способными понимать друг друга. Способствовать этому может в том числе и искусство, воздействующее на человеческое сердце. «Надеюсь, что сегодняшний концерт станет шагом на этом пути», — отметил владыка. На концерте были исполнены произведения духовной музыки и русские народные песни. Публика, среди которой были кардиналы Римской курии, католические епископы, представители дипломатического корпуса и россияне, проживающие в Италии, неоднократно прерывала выступление хора и солистов Варвары Котовой и народного артиста России Владимира Маторина бурными аплодисментами. «Для нас этот концерт — исключительно важное событие. Впервые под сводами нашей древней базилики звучит православная музыка, которая не может не волновать. И еще очень важно, что мы готовили этот замечательный концерт вместе с нашими братьями из строящегося в Риме русского православного храма Святой великомученицы Екатерины. Будем надеяться, что наши усилия будут способствовать достижению единства между католиками и православными», — заявил РИА «Новости» настоятель базилики Санта-Мария-дельи-Анджели епископ Ренцо Джулиано (Renzo Giuliano). Фестиваль «Россия-Италия. Сквозь века» продлится в Риме до 10 декабря. В его рамках будут показаны фильмы российских режиссеров Владимира Хотиненко и Сергея Мирошниченко, а также состоится вручение международной литературной премии «Россия-Италия. Сквозь века». Фестиваль, проводящийся дирекцией международных программ Российского фонда культуры при содействии посольства РФ в Италии, включен в программу официальных мероприятий Протокола российско-итальянской смешанной комиссии по сотрудничеству в области культуры и образования, который министры иностранных дел двух стран подписали в итальянском городе Бари в марте 2007 года. РИА «Новости» / Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/334688.htm...

Джузеппе Анджели. Илия и огненная колесница (фрагмент). 1740-55      Однажды попросили меня провести урок в нашей приходской воскресной школе. Ну, урок и урок, чего ж… Дело вроде знакомое, не впервой. Одно только меня смущало – тема. Дело в том, что для старшей группы батюшка составил тематическую программу на каждое занятие. И неуклонно следовал ей весь год. В тот раз нужно было ему куда-то срочно уехать по делам. Вот меня и попросили его подменить. Посмотрел я программу, а там, в одной из тем урока написано примерно следующее: «Пророк Илия и преподобный Серафим Саровский – святые одной Церкви». Видимо, был у батюшки заготовлен интересный рассказ как раз к нынешним, рядышком стоящим в календаре праздникам двух великих угодников Божьих. Только я-то ведь его не знал, рассказа этого, батюшкиного. А свой вариант – ну никак не складывался, хоть тресни. Святые, они, хотя и называются этим общим словом — «святые», а все равно у каждого свой характер, свой темперамент, свои особенности поведения. И вот никак у меня не получалось объединить жития пророка Илии и преподобного Серафима в общий контекст урока. Слишком уж в разные исторические эпохи они жили, слишком разительные отличия виделись мне в их личном подвиге и праведности. Думал, думал, да так ничего и не придумал. Решил, пойду на урок, а там уж – что Бог на душу положит, то и скажу. И вот, на занятии доходит дело до этой «неудобной» темы. Помолчал я немного, помолился про себя обоим святым, да и выдал: — Ребята, вы все хорошо знаете историю пророка Илии. И историю преподобного Серафима тоже знаете. Пророк Илия жил почти за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. Он любил Бога так сильно, что ради Его почитания в своем народе собственноручно перерезал четыреста пятьдесят языческих жрецов. Преподобный Серафим жил почти через две тысячи лет после пришествия Иисуса Христа. Он так любил Бога, что когда на него в лесу напали разбойники, он отдал им свой топор и сказал: «Делайте, что задумали». Оба этих святых очень высоко почитаются нашей Церковью, их иконы расположены на стенах наших храмов по соседству, как и дни их памяти в нашем церковном календаре.

http://pravoslavie.ru/105528.html

   001   002     003    004    005