У концерт Московського Синодального хору хору капели 12 грудня 2016 р. 15:28 11 декабря 2016 года в римской базилике Святой Марии, ангелов и мучеников (Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири) прошел совместный концерт Московского Синодального хора под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова и хора Папской Сикстинской капеллы под управлением монсеньора Массимо Паломбеллы. Концерт был посвящен 80-летию Папы Римского Франциска , отмечаемому 17 декабря, и приурочен к престольному празднику русского храма во имя святой великомученицы Екатерины в Риме. Концерт прошел в рамках фестиваля российского искусства «Россия — Италия. Сквозь века» (Рим, 9-14 декабря 2016 г.) и был подготовлен в рамках деятельности Совместной рабочей группы по культурному сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Святым Престолом при поддержке Фонда святителя Григория Богослова и Банка «Интеза». Перед началом концерта председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох огласил приветствие Папы Франциска. Затем с приветствием от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к слушателям обратился руководитель Управления по зарубежным учреждениям , управляющий приходами Московского Патриархата в Италии епископ Богородский Антоний . В исполнении хора Сикстинской капеллы прозвучали григорианский хорал «Gaudete in Domino» и сочинения Джованни Баттиста да Палестрины «Ave Maria», «Canite tuba» и «Hodie Christus natus est». Синодальный хор исполнил произведения С.В. Рахманинова и митрополита Волоколамского Илариона . В заключение оба хора вместе исполнили «Тебе Бога хвалим» Д.С. Бортнянского и «Tu es Petrus» Дж. Б. Палестрины. По окончании концерта со словом выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митропоит Волоколамский Иларион, который отметил важность сотрудничества в области культуры для развития православно-католических отношений, получивших новый импульс благодаря исторической встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване в феврале 2016 года. Со словами приветствия выступили также посол Российской Федерации при Святом Престоле А.А. Авдеев, генеральный продюсер фестиваля «Россия — Италия. Сквозь века», заслуженный деятель искусств России Татьяна Шумова и настоятель базилики Святой Марии ангелов и мучеников монсеньор Франко Кутроне. В заключение концерта почетные знаки Московского Синодального хора были вручены кардиналу Курту Коху, сотруднику Папского совета по содействию христианскому единству священнику Иакинфу Дестивелю и всем тем, кто оказывает поддержку хору в его артистической деятельности. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4711851...

Вообще, в XVII в. глобальной перестройке подверглась не только церковь св. Агнессы, но и вся площадь Навона. Перестроили два уже существующих фонтана, построили в центре площади третий, самый большой фонтан Четырех рек со скульптурами языческих речных богов (как ни странно, его заказчиком был Папа Иннокентий X – как это сочеталось с христианством?). Интересно, что все три фонтана снабжаются водой работающим до сих пор античным (!) акведуком, от которого до 2007 года «питался» также и знаменитый фонтан Треви, а также фонтан Баркачча на площади Испании. По заказу этого же Папы был построен дворец рода Памфили. Этому роду с конца 15 века принадлежало несколько зданий на площади. Вот на их месте Папа и начал строить дворец, который впоследствии подарил своей любовнице. Любоваться красивейшим зданием можно только снаружи, т.к. владельцем дворца с 1964 года является посольство Бразилии и посетителей туда не пускают. Можно только послушать, какие там есть внутренние дворы и «шикарно оформленные 23 зала». Огромное впечатление осталось от посещения самой необычной церкви Рима на площади Республики - Базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, посвящённой Богородице, ангелам и мученикам. Эта церковь кажется очень древней, т.к. она встроена в остатки терм (бань) Диоклетиана, ее фасад как будто вырастает из античных руин. Построена она была Микеланджело в 16 веке, который гениально вписал церковь в развалины, сохранив основные помещения терм, максимально использовав пространство, чтобы продемонстрировать их грандиозность. Храм, располагающийся на части бань, это всего лишь одна сороковая часть их гигантского размера. Термы на самом деле строил император Максимиан, соправитель Диоклетиана по его поручению. Бани получились колоссальные, самые грандиозные в Риме. Они прославили в веках имя Диоклетиана. В термах одновременно помещалось до трех тысяч посетителей. Площадь банного комплекса занимала более 13 гектаров, и сейчас, проходя по улицам в этих окрестностях можно встретить их величественные руины, которые не успели растащить на строительство домов и храмов. Термы строили рабы и первые христианские мученики, добывая песок и мрамор на карьерах. В базилике захоронены их останки. По преданию, однажды сицилийскому монаху было видение ангелов на руинах терм. После чего здесь стали строить базилику в честь ангелов и мучеников.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/27/...

Это относится как к наиболее значимым фигурам - Фердинандо Фуге с его колоссальным Странноприимным домом в Неаполе (1751-1829) и Луиджи Ванвителли, автору перестройки созданной Микеланджело ц. Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме (1748-1765, фасад снесен в 1911), так и к малоизвестным мастерам, напр. братьям Джулио и Джузеппе Кампорезе, построившим церкви Сан-Никола-ди-Бари в Сорианонель-Чимино близ Витербо (1782-1791) и Сантиссима-Тринита в Дженцано-ди-Рома к юго-востоку от Рима (после 1780-1808). Первым произведением сложившегося неоклассицизма в Риме стали Музеи Ватикана. По инициативе Джованни Баттисты Висконти, преемника Винкельмана на посту главного инспектора по древностям, под них был реконструирован бывший дворец папы Иннокентия VIII (между 1484 и 1492, ныне музей Пио-Клементино, Ватикан). Работы велись в 1771-1793 гг. (Алессандро Дори, с 1772 Микеланджело Симонетти, с 1775 также Пьетро Кампорезе), были созданы залы Греческого креста, Муз и Круглый, 8-угольный двор и др. Ученик Ванвителли Джузеппе Пьермарини стал основоположником неоклассицизма в принадлежавшем Австрии Милане, построив театр «Ла-Скала» (1776-1778) и королевский дворец (1773-1778); он возвел фасад ц. Санти-Джервазио-э-Протазио в Парабиаго (1780) к северо-западу от Милана. Др. ученик Ванвителли, Симоне Кантони, перестроил десятки сельских церквей к северу от Милана (в т. ч. в швейцар. кантоне Тичино); его главное произведение - ц. Санти-Джервазио-э-Протазио в Горгондзоле (1806-1820), отличающаяся замысловатым объемно-пространственным построением. Интерьер базилики Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. 1825–1854 гг. Интерьер базилики Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. 1825–1854 гг. После завоевания И. имп. Наполеоном было положено начало реконструкции крупнейших городов, в т. ч. Милана и Рима. При непосредственном участии франц. мастеров в стилистике неоклассицизма перестраивались исторически сложившиеся пространства, менявшие свое назначение и характер (площадь перед замком Сфорца в Милане и Пьяццадель-Пополо в Риме).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Третьим было рассмотрено письменное обвинение Артемия, предъявленное бывшим Троицким игуменом Ионою, 120 будто бы Артемий отнесся отрицательно к крестному знамению и говорил: «нет деи в том ничего; преже деи сего на челе своем знамение клали, а нынеча своим произволением большие на себе кресты кладут, да и на соборе деи о том крестном знамении слово было, да не доспели ничего». 121 Артемий отверг это обвинение, признав, что говорил Ионе только о соборе, а хулы на крестное знамение не произносил. В этом, конечно, вины еще не было, так как этими словами выражался лишь факт возбуждения на Стоглавом соборе вопроса о крестном знамении. Должно быть, тогда же Артемий и высказал свое мнение Ионе, а последний не преминул присоединить и эти слова к материалу секретного дознания, производившегося в Троицком монастыре об игумене. Решительное отрицание Артемием первой части обвинения дает повод думать, полагает свящ. Садковский, 122 что Иона по незнанию или заведомо оклеветал Артемия, говоря, что он отрицал значение крестного знамения («нет деи в том ничего»). Собор тем не менее, выходя из мысли, что верна вторая половина обвинения, решил верить и первой части. Чем руководствовался собор при этом, сказать трудно, и потому нельзя считать это обвинение доказанным. Четвертым обвинителем был келарь Троицкой обители Адриан Ангелов, который «с очей на очи» показал следующее: «Говорил Артемей в Корнильеве монастыре, у Корнильевскаго игумена в келье у Лаврентья, 123 что деи петь панихиды и обедни за умерших, в том деи пособи нет, тем деи они муки не избудут». 124 Артемий объяснил, что, по его мнению, заупокойные молитвы недействительны только тогда, когда они возносятся за людей, живших «растленным житием» и грабивших людей: «Бог тех приношенья не приемлет, нет деи тем ничего, тем деи муки не избыти». Собор точно так же, как и в предыдущем случае, дал полную веру словам Адриана: «и то Артемей говорил Адреяну негораздо и в том Артемей виноват, верить Адреяну». Самое же объяснение Артемия на соборе было признано также «негораздым»: своими словами Артемий «отсекал надежду» на спасение у грешников, как некогда Арий, «еретик иже от Понта»: «не подобает, рече, приносити приношенья за умерших и прочеа написано в правилех Епифания Кипрьскаго, глава 75».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—445— христианства подверглась крайнему порицанию с их стороны. За храмами они не признавали мест особенного присутствия Божия, а собирались тайно „по всех местех“. Пр. Иосиф говорит, что, „жидовствующие“ много сквернения и поругания соделали на божественные церкви“, а по словам арх. Геннадия „Денис поп, тот в Архангеле служил, да на литургии, деи, за престолом плясал“. Мало того, · еретики убедили великого князя сломать даже старые „извечные“ церкви, перенести в другое место „монастыри“, вынести кости мёртвых и всё под тем предлогом, что на этом месте нужно было разбить сад! И там, где прежде стоял престол и жертвенник, – „собаки на те места ходят и всякий скот“, так как эти места не огорожены 1263 . С иконами и крестами они поступали ещё хуже 1264 . Почитание св. мощей, сосудов и прочих священных предметов отрицалось; посты также не признавались ими. Священники еретики, наевшись мяса в великий пост, совершали литургию, как, например, это делал диакон —446— Макар, который, „в великое говенье мясо ел“ 1265 . К богослужению еретики относились с крайним пренебрежением, что видно уже из приведённого поступка попа Дениса, а также из того, что попы еретики, напившись и наевшись, совершали литургию 1266 . На евхаристию смотрели, как на простой хлеб и вино 1267 . Пр. Иосиф рассказывает, что поп Наум просфоры ел с рыбой, а Самсонко в это время вырезывал из них кресты и бросал их на пол коту, и кот ел, а один священник из еретиков, отслужив однажды обедню, взял с собой потир с св. дарами и вылил то, что было в нём, в топившуюся печь 1268 . Из допроса арх. Геннадия, сделанного известному игумену Немчинова монастыря – Захару, видно, что воззрения еретиков на иерархию были стригольнические. На вопросы Геннадия, почему он сам, Захар, три года не причащался и запрещал это делать своим монахам, последний отвечал: „а у кого, деи, ся причащати? Попы, деи, по мзде ставлены... а митрополит, деи, и владыки на мзде же ставлены... коли, деи, в Царьград ходил есть митрополит ставитися и он, деи, патриарху деньги давал, а ныне, деи, он боярам посулы дает тайно; ино, деи, у кого причащатися?“ „И аз познал, что стригольник“, заключает Геннадий 1269 . Замечается в „жидовствующих“ крайняя ненависть к монашеству 1270 . Наконец, еретики хотя и допускали второе пришествие Христа, воскресение мёртвых,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А пишете к нам, что те ставленники к вам приходят со отцы своими духовными, и те их отцы духовные вам сказывают хто ж про своего сына духовного, что от юности ведает житие его и к коей церкви ставится».... После оказывалось, что многие ставленники ставились без местъ, или по своему нравственному состоянию и общественному положению не могли проходить священной должности. Поэтому архиеп. Пимен делает такое распоряжение. «А кто от тех (ставленников), ведая свое недостоинство, дрезнет на таковое великое дело, за плохо себе ставя, и тот отец его духовный, ведал которую вещь, возбраняющую ему священство, да о нем чести ради покроет, и когда та его вещь обличится, и тот ставленник, как сам лишен будет своего священства, також и отец его духовный лишен ж будет своего священства. И вы бы, соборные священники, того отца духовного, которого ж ставленника преж сами истязовали о поставляемого достоинстве, да и того самого хотящего во священство со испытством же всяческим духовным по божественным и священны(м) правилом истязали его по выщеписанному о всякой чистоте достоинства его, блюли бы естя о том свои души, и своего сану, посем и истязания о том будущаго в день великого суда». Стоглав, изд. Субботина, 422–423. 373 Соборная грамота в Соловецкий монастырь о заточении Артемия. А. Э. I, 239, стр. 253. «Да на соборе же, пред царем и вел. князем и перед нами, Артемий сказывал сам на себя: коли деи меня к Троице в игумены нарекли и велели меня свидетельствовать и яз деи того отцу духовному сказывал свои блудные грехи, и он де мне говорил: то деи переступи; и отец духовной, став с ним с очей на очи, говорил: яз деи тебя испрашивал о убийственых и о блудных делех, и ты деи мне не сказал; и Артемий говорил: иной деи тут поп стоя молыл: то деи переступи, то деи ненужно; а имени ему не упомню, тогды было седмь свидетелей. И за то его недостоинство, что он сам на себя сказывал и на отца духовного солгал, на соборе священство с него сняли и отлучили его по священным, правилом». Ср. Г. С. Вилинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Католич. святые Клара Ассизская и Франциск Ассизский. Миниатюра из Жития Клары Ассизской (Thennenbach. 4. Fol. 2r). Ок. 1490 г. К. А. род. в знатной семье; ее родители - Фавароне ди Оффредуччо и Ортолана. Во время восстания в Ассизи против власти имп. Фридриха II Штауфена, а также против находившегося в городе нем. гарнизона (1198) союзники императора из городской знати, в т. ч. семья К. А., были вынуждены бежать в соседний г. Перуджу. Они смогли вернуться в Ассизи лишь после мирного соглашения, заключенного в 1203 г. К. А. с ранней юности вела скромный и благочестивый образ жизни: часто отказывалась от пищи и посылала ее бедным, жертвовала деньги нуждающимся, оказывала денежную помощь восстанавливавшим ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (см. Порциункула ). Тогда же девушка узнала историю своего соотечественника молодого торговца Франциска, к-рый ок. 1206 г. оставил мирские дела, чтобы в окрестностях Ассизи вести жизнь в бедности и покаянии. Одним из первых учеников св. Франциска Ассизского был Руфин, кузен К. А. Близкая подруга святой Бона ди Гуэльфуччо впосл. свидетельствовала на канонизационном процессе, что они вместе втайне от родственников ходили беседовать со св. Франциском Ассизским и он увещевал их последовать примеру Христа. Родители К. А. противились ее монашескому обращению и намеревались устроить ее брак с Раньери ди Бернардо, представителем знатного рода. Позднее Раньери ди Бернардо выступил на канонизационном процессе как свидетель и подтвердил, что К. А. настойчиво отвергала все уговоры выйти замуж и была твердой в намерении посвятить себя монашеской жизни. К. А. продала свое имущество (вероятно, речь идет об имуществе, находившемся в ее распоряжении, т. е. о приданом) и ночью в Вербное воскресенье 1211 (или 1212) г. оставила отчий дом и отправилась к ц. Санта-Мария-дельи-Анджели, где жили св. Франциск Ассизский и его соратники. Здесь во время службы К. А. облачилась в грубую одежду, ей остригли волосы, а затем св. Франциск Ассизский проводил К. А. в бенедиктинское аббатство Сан-Паоло-делле-Аббадессе близ Ассизи. Разгневанные родственники К. А. прибыли вооруженными в монастырь, намереваясь силой увести девушку. Тем не менее она осталась в обители, хотя вскоре (возможно, из-за давления со стороны членов семьи) отправилась в женский монастырь Сант-Анджело-ди-Панцо у подножия горы Субазио. Спустя несколько дней к ней присоединилась ее 16-летняя сестра Агнесса; К. А. помогла ей укрыться от преследования родственников.

http://pravenc.ru/text/Франциска ...

Идея «наследования» Церковью искупительных заслуг Христа и святых, выдвинутая Гуго Сен-Шерским, была развита Александром Гэльским , к-рый впервые употребил термин «thesaurus» применительно к накопляемым Церковью сверхдолжным заслугам (meritam ecclesiasticae unitatis), связав с ними предоставление И. ( Alex. Hal. Sum. th. IV 23). Учение о сокровищнице Церкви, из которой проистекают И., рассматривается у Альберта Великого ( Albert. Magn. In Sent. IV 20. 16), Бонавентуры ( Bonav. In Sent. IV 20. 1. 2) и др. Решающий вклад в его формирование приписывается Фоме Аквинскому ( Thom. Aquin. Sum. th. Suppl. 25. 1-2; Idem. Sum. contr. gent. IV 72. 6, 54. 9; Idem. In Sent. IV 20. 1. 3), провозгласившему, что святые, совершая искупительные действия, стремились, чтобы их дела послужили не только им самим, но и всей Церкви ( Thom. Aquin. Quaest. quodlibet. II 8. 2), и что совершение искупительных действий за др. человека из любви к нему имеет большую ценность, нежели совершение их для собственного спасения ( Thom. Aquin. Sum. contr. gent. II 158. 7; Idem. In Sent. IV 20. 1. 4. и др.). К кон. XIII в. Генрих Гентский определял И. как отпущение или ослабление временного наказания (remissio sive relaxatio poenae temporalis) за раскаянные грехи, подаваемое законным прелатом из сокровищницы сверхдолжных заслуг Церкви (ex thesauro Ecclesiae de supererogatione - Henricus Gandavensis. Quodlibeta theologica. 15. 14. P., 1518. Leuven, 1961r. T. 1). Папа Римский Климент VI буллой «Unigenitus Dei Filius» от 27 янв. 1343 г. официально утвердил учение о бесконечных заслугах Христа, Богоматери и святых, образующих сокровище Церкви, доверенное ап. Петру и его преемникам - Римским папам, «чтобы оно подавалось подлинно раскаявшимся и исповедующимся для отпущения временного наказания за грехи либо частично, либо полностью» (Христ. вероуч. С. 443-444). Часовня Порциункола в нефе выстроенной над ней базилики Санта-Мария дельи Анджели (1569-1679) в Ассизи Часовня Порциункола в нефе выстроенной над ней базилики Санта-Мария дельи Анджели (1569-1679) в Ассизи Догматическое формулирование Ферраро-Флорентийским Собором учения о чистилище (1439) оказало влияние на дальнейшее развитие практики И.

http://pravenc.ru/text/389591.html

Собор Санта-Мария-дель-Фьори во Флоренции. 1296–1436 гг. Собор Санта-Мария-дель-Фьори во Флоренции. 1296–1436 гг. Зал капитула мон-ря Санта-Кроче (капелла Пацци) во Флоренции (ок. 1429-1442; 1442/45 - ок. 1478) возводился в течение 40 лет с перерывами, и его внешний облик не соответствует замыслу Брунеллески. В плане капелла представляет собой вытянутый поперек прямоугольник, ее центральный квадрат перекрыт куполом, аналогичным куполу Старой сакристии, 2 примыкающие к квадрату прямоугольные части - широкими и короткими цилиндрическими сводами, квадратная апсида - куполом на парусах. Вход в капеллу предваряет вестибюль, перекрытый цилиндрическим сводом с куполком посредине. Вероятно, Брунеллески предполагал, что иерархия пространств будет отражена в иерархии внешних объемов, к-рые подчинились бы доминирующему центральному куполу. В интерьере плоский ордер членит поверхности стен, контрастно отделяя нижнюю, несущую зону от верхней части, где господствуют полуциркульные очертания арок и ребристый купол. В проекте центрической ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (1434-1437) сказались впечатления Брунеллески от его пребывания в Риме. Храм должен был быть 8-угольным с 8 обширными равновеликими капеллами, соединенными друг с другом переходами, и квадратным вестибюлем. Это был 1-й храм эпохи Ренессанса, чья структура соответствует античным постройкам наподобие т. н. храма Минервы Медики в Риме. Аналогичное, напоминающее о рим. постройках решение предложил Микелоццо ди Бартоломео в 1444 г. для хора церкви мон-ря Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, к-рый предполагалось пристроить к уже существовавшей базилике (1444-1453, 1460-1477, перестроен). По первоначальному и затем оставленному замыслу круглый хор с 7 большими полуциркульными нишами должен был иметь внутреннее кольцо опор как, напр., в ц. Санта-Костанца в Риме ( Roselli. 1971; Ferrara, Quinterio. 1984; Brown. 1989). Церковь Сан-Франческо в Римини. Ок. 1450–1468 г. Церковь Сан-Франческо в Римини. Ок. 1450–1468 г. Альберти, первым из мастеров Ренессанса начавший деятельность в качестве архитектора с изучения древностей Рима, последовательно воплощал в своих храмах результаты филологических и археологических изысканий.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Значительно больший размах получает строительство готических храмов во Флоренции. Церковь Санта-Мария-Новелла (ок. 1246 - ок. 1360) была начата по инициативе членов доминиканского ордена и должна была быть просторной и иметь хорошую акустику. Не будучи монастырской, она не нуждалась в обширном хоре, поэтому он пропорционально меньше, но устроен аналогично хору в Фоссанове - выраженный короткий трансепт, квадратная главная апсида с 4 капеллами, фланкирующими ее попарно. Каменные своды в центральном нефе были одновременно и данью новой, идущей из Франции, моде, и средством улучшить акустические свойства церковного пространства. Церковь Санта-Мария-Новелла просторна, каждой квадратной травее центрального нефа соответствует широкая, но неглубокая травея бокового нефа, что еще раз подчеркивает главенство центрального, не столько возвышенного, сколько спокойного и ясно обозримого, пространства - эффект, отличный от того, к-рый в храмах аббатств в Фоссанове, Касамари, Сан-Гальгано с их значительно более узкими травеями центрального нефа и соответственно более частым расположением главных опор. Высота аркады почти равна высоте клеристория, отчего линия перекрытий кажется ниже. Нервюры и архивольты арок, пилоны и приставленные к ним, сильно вытянутые полуколонны с растительными капителями, близко напоминающими коринфские, выделены темным pietra serena на фоне светлой штукатурки стены. Интерьер ц. Санта-Мария-Новелла представляет собой компромисс между новой франц. конструкцией и итал. чувством пространства с его размеренным, классицизирующим характером. Церковь Санта-Мария-Новелла стала прототипом ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме (1280 - сер. XIII в., фасад завершен в 1453), также принадлежащей доминиканскому ордену. В строительстве последней предположительно участвовали те же мастера, что возводили ц. Санта-Мария-Новелла (Ibid. Р. 82). Довольно близким по времени и композиционным принципам (однако в архитектурном отношении менее совершенным) храмом является готическая ц. Санта-Тринита во Флоренции (предположительно Никола Пизано или Нери ди Фьораванти, 1258 - ок. 1405; фасад - 1593-1594, Бернардо Буонталенти). Др. флорентийские храмы, в к-рых продолжились эксперименты, начатые в Санта-Мария-Новелла,- ц. Санта-Кроче и собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010