Любое право, в том числе и внегосударственное, обычное или церковное, заключается в регламентации поведения людей, их действий, основываясь на санкциях по отношению к нарушителям установленного правопорядка. Задачей права является регулирование взаимоотношений между людьми, живущими в обществе, путем установления равно обязательных для всех правил поведения. Оно предусматривает также в случае необходимости принятие мер для принуждения к тому, чтобы правилам подчинялись все. Предусмотренные законодателем санкции для восстановления попранного правопорядка делают его неуязвимым для нарушителей. Труднейшим для философии права является вопрос о разграничении морали и права, в том случае, конечно, если существование права не ставить в обязательную зависимость от существования и функционирования государства. Мудрая притча Спасителя о работниках в винограднике на живом примере помогает безошибочно различать мораль и право. Работнику, пришедшему около 11-го часа, хозяин дома заплатил столько же, сколько и тем, кто «перенес тягость дня и зной.» Проработавшие целый день остались недовольны и стали роптать на хозяина, а он ответил одному из них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20:1-15). Справедливость была соблюдена по отношению ко всем работникам, никто из них не получил меньше условленной платы - динария, но по отношению к пришедшим около 11 часов хозяин проявил любовь, которая относится к области нравственности. Завистливый же работник пытался, не имея на то основания, из щедрости хозяина сделать правовую норму и упрекал его за то, что тот не обнаружил равной щедрости ко всем работникам. От морали право отличается прежде всего своим по преимуществу общественным характером, в то время как мораль, не лишенная общественного содержания, носит все-таки в основном личностный характер. Право, согласно древней аксиоме, существует везде, где есть общество: «ubi societas, ibi jus est.» Еще одно важное отличие права от морали заключается в том, что в его компетенцию входят главным образом внешние действия, поступки людей, а не их внутренние мотивы, и наконец, правовым нормам свойствен обязательный и даже принудительный характер, обеспечиваемый применением санкций к нарушителям этих норм.

http://sedmitza.ru/lib/text/432341/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОХУЛЬСТВО [богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры. В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «...кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]...» (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа. В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого , не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil. Magn. In Isaiam proph. I 31).

http://pravenc.ru/text/149597.html

Мне было приятно бывать в их доме. Но вот он развелся с женою, запил. Квартира постепенно стала приходить в негодность: на обоях появились надписи, телефонные номера, имена; на кухне – немытая посуда, пол не подметен. Вскоре мне пришлось уехать из того города, а когда я через полгода навестил своего бывшего соседа, то застал у него дома полный развал. По мере того, как духовно и нравственно разваливался человек, разваливался и его микромир – квартира, в которой он жил. Экология Проблемы экологические – это прежде всего проблемы неблагополучия души человека. Только грешный человек может позволить себе сбрасывать в реки отходы. И штрафными санкциями тут не откупишься. Только прекращение этого греха даст возможность природе восстановиться. Недавно после длительного отсутствия я приехал в свое родное Орехово-Зуево и услышал «радостную» весть: остановились заводы-монстры «Карболит» и «Респиратор». «Так чему же вы радуетесь?» – спрашиваю людей. Отвечают: «Ты что, отец Олег, в Клязьме такая рыба появилась, что и представить нельзя». Все греховное утекло, река очистилась. Люди стали спокойно плавать в той самой реке, к которой совсем недавно было страшно подходить – она была сточной канавой. В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, сказано, что за уничтожение земли будут вовсе не штрафные санкции, а будет великий гнев Божий: И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю ( Откр.11:18 ). Вот для чего придет Господь Бог: погубить губивших землю! Тех, которые бездумно срезали и переворачивали плодородный слой земли, губили пашни, отравляли реки, озера, моря, загрязняли воздух, оставляли за собой выжженные пустыни. Предупредите этих людей, ибо даже с мертвых будет спрашиваться. Не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел ( Втор.21:23 ). Если Господь создал этот мир, то он вправе требовать от нас ответа за все, что мы на этой земле сделали.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Многие из очевидцев происшедшего уверовали во Христа. Другие спешат сообщить о нём религиозным властям. Но даже такое поразительное и необычное знамение не убедило тех, кто упорствовал в неверии. «Собрали тогда первосвященники и фарисеи совещание и говорили: что нам делать, потому что этот Человек много творит знамений (11:45 – 47). Обсуждение в синедрионе было посвящено знамениям. Первосвященники и фарисеи не сомневались, что Иисус способен творить чудеса. Их опасения были связаны с тем, что все (кроме них) уверуют в Иисуса, а это приведёт к мессианскому восстанию, которое вызовет ответные санкции римлян: «Если оставим Его так, все уверуют в Него, и придут римляне и уничтожат у нас и храм и народ» (11:48). Вера в Иисуса Христа, по их мнению, ставит под вопрос дальнейшее существование Иудейского культа 157 . Отметая всяческие колебания, председательствовавший в синедрионе первосвященник Каиафа заявляет, что смерть одного человека предпочтительней, чем гибель всего народа: «Один же из них, Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: Вы не знаете ничего, и не разумеете, что лучше для вас, чтобы один человек умер за народ, а не весь народ погиб. Это он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, пророчествовал, что предстояло Иисусу умереть за народ» (11:49 – 52). В древности первосвященник был непосредственным носителем Божиих откровений, которые сообщались ему через урим и тумим ( Исх 28:30 ; Числ 27:21 ). Слова Каиафы звучат как благоразумный совет. Но для евангелиста Иоанна это прежде всего принцип замещения целого народа одним человеком, лежащий в основе новозаветного учения об искуплении. Однако смерть Иисуса принесёт спасение не только иудейскому народу: «...предстояло Иисусу умереть не за народ только, но для того, чтобы и рассеянных детей Божиих собрать воедино» (11:52). Язычники станут детьми Божиими. Смерть Христа необходима для того, чтобы собрать единое стадо вокруг одного Пастыря. «С этого дня они приняли решение убить Его» (11:53). Зная о происшедшем, Иисус ушёл «в страну близ пустыни, в город называемый Ефраим, и там остался с учениками» (11:54). Приближалась Пасха, и паломники начали собираться в Иерусалим. В связи с этим синедрион даёт указание сообщить сведения о местопребывании Иисуса, чтобы можно было захватить Его и казнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Но сила веры и молитвы вменяется в обязанность всякому христианину. Ко всем обращено слово Спасителя: «имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по •словам его, будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» (Мр. 11:23—24). Молитвенное дерзновение веры связано с полнотой смирения, ибо не ради теургического эксперимента или «знамения» по воле Божией двигнется в море гора, и не всех умерших мальчиков, жалея скорбных родителей, воскрешал молитвой своей преп. Сергий, а только одного. Теургическая энергия разлита во всей церковной атмосфере, но собирают ее молнии, находят в себе силу и дерзновение совершать теургические акты только богоизбранные сосуды, очистившиеся подвигом… Теургия таинств тесно связана с богослужебным обрядом и вообще с культом, составляющим как бы ее плоть. В богослужебном чине также нет места личному творчеству как таковому, здесь властвует сверхличная сила священнодействия. Подобно тому как трагическая маска своей ритуальной личиной закрывает индивидуальное лицо актера, а котурн изменяет его фигуру, так и в богослужебном обряде священными одеждами, установленными возглашениями и действиями, как бы устраняется индивидуальность священнослужителя, и действует не лицо, но сан. Равным образом и те молитвенные песнопения, в которых некогда отпечатлелась живая индивидуальность их составителей, живут в культе как безликие или сверхликие воздыхания, звучат настолько иератично, что почти сверхчеловечно. И, однако же, мы знаем, что литургическое творчество подлежит историческому развитию, причем индивидуальное вдохновение вливается в его сверхиндивидуальное русло, будучи принимаемо неким актом церковной санкции. Мы часто знаем по именам отдельных песнословцев, художников и зодчих, приносивших сюда свои творческие дары, но иератическое значение эти дары получали лишь после того, как в огне молитвы сплавлялись с общим массивом религиозного культа, утеривая свое индивидуальное лицо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Объяснение подобного подхода аналогично с вышеприведенным осмыслением допущения смертной казни: в предоставлении человеку свободы воли и выбора. Если рабство следствие неприятия Бога и поклонения иным божествам и идолам, то представители соседних народов сделали свой выбор рабства безотносительно их реального статуса в обществе. И тем не менее, положение раба не считается уничижительным, и ветхозаветные законы обязывают относиться к ним как к свободным. Если римское право, например, императивно требует возвращения беглых рабов их хозяевам и за невыполнение этого требования усматривает строгие санкции 24 , то в библейском праве провозглашается: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас (пусть он живет) на месте, которое он изберет в какомнибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» ( Втор. 23:1516 ). Одно из важнейших требований, предъявляемых в Библии, это человеческое отношение к рабу: «Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего» ( Лев. 25:43 ); «Не обижай раба» ( Сир. 7:23 ); «Разумного раба да любит душа твоя, не откажи ему в свободе» ( Сир. 7:24 ); «Если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом» ( Сир. 33:32 ). Это требование переходит и в Новый Завет: «Рабы, повинуйтесь господам своим[...] в простоте сердца вашего, как Христу, [...] как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам» ( Еф. 6:56 ). И сразу же за этим следует обращение к господам: «И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость» ( Еф. 6:9 ). Тем самым «человеческое отношение» приводится в соответствие с отношением Бога к «рабам Божьим». Как уже было отмечено, Бог в Своих деяниях не выходит за рамки норм, предъявляемых Им человеку, и более того, демонстрирует им образец поведения. «Раб Божий» эквивалентен свободному еще и потому, что господство Свое Бог реализует именно так: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» ( Матф.11:30 ). Новый Завет вообще подчеркивает важность достоинства, с которым следует всем людям нести свое бремя, в том числе рабу («Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу». Здесь, по законам еврейской метрики, дважды повторяется одна и та же мысль о победной награде Мессии. «Невинно страждущий раб по конечным результатам деятельности сравнивается с могущественными властелинами, или как показывает дальнейшее выражение, со всемирными завоевателями царств. При этом уму читателей пророчеств Исаии, особ. 35–46 гл., должен был предноситься, конечно, Кир персидский» (И. Григорьев – 232). Нельзя не сопоставить с этим и конца предшествующей 52 гл., где также говорилось о молчаливо-благоговейном изумлении царей пред величием дела Мессии (15 ст.). Самый этот образ сравнительного сопоставления с земными царями и их царствами дает мысль и о торжествующем Мессии, как тоже царе, стоящем во главе особого духовного царства, т. е. церкви Христовой, которая по идее должна бы быть осуществлением «царства Божия на земле». Существует, впрочем, и другой, филологически даже более точный перевод фразы: Я дам Ему многих в удел и сильных будет делить, как добычу. 75 . В такой передаче мысль о царственном величии и превосходстве Мессии пред земными владыками выступает еще яснее: цари управляют обыкновенными простыми людьми, а Мессия будет владычествовать над самими царями. «За то, что предал душу Свою на смерть... понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» Здесь еще раз, при санкции Божественного авторитета, раскрывается сущность искупительной жертвы, послужившей причиной вышеуказанной награды. Он «предал, или как перевел епископ Петр – «пролил» душу Свою на смерть», видя в этом намек на крестную казнь. «Это метафорическое выражение взято с животных, которые, будучи закалаемы для принесения в жертву, вместе с кровью проливали и душу, заключающуюся в крови ( Быт.9:4 ; Лев.17:11 ). Спаситель также говорит о Себе, что Он пришел дать душу Свою за выкуп многих» ( Ин.10:11, 18 – еп. Петр). Последнее выражение и за преступников сделался ходатаем особенно ясно оттеняет смысл умилостивительной жертвы невинного страдальца за греховное человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому они и пребывали главным образом «в служении слова». Но есть одно обстоятельство, которое, по-видимому, не согласуется с исключительным привилегированным положением особого пастырского сословия в то время, подрывая исключительное значение апостолов и пресвитеров. Это дорогое для протестантов обстоятельство, на которое они любят ссылаться, есть повествование Деяний Апостольских о том, что «рассеявшиеся (от гонения) ходили и благовествовали слово» (ο μν ον διασπαρντες διλϑον, εαγγελιζμενοι τν λγον), а некоторые совершали и таинство крещения. 32 При этом не говорится, чтобы эти лица получили особое поставление от Бога или санкцию от апостолов. Следовательно, как будто все могли исполнять пастырское служение независимо от санкции апостолов, а протестанты заключают, что и в наследие апостольского служения вступила вся христианская община, а не особое сословие пресвитеров-пастырей. Но во-первых то, что делали рассеявшиеся, было только благовестие и крещение и притом не после апостолов, а при жизни их. А как благовестие или просвещение неверующих всегда предоставлялось и предоставляется всем и непосвященным, имеющим желание и возможность заниматься этим делом; так и крещение, подобно благовестию, как исключительный момент христианской жизни, дозволяется иногда совершать и не священнику. Сами 12 апостолов и 70 учеников Христовых еще в начале общественной деятельности Спасителя, когда у них еще не укрепились христианские понятия и Дух Святой не сошел на них, по поручению Спасителя обходили иудейские города и благовествовали, проповедуя Евангелие о наступившем царстве Христовом. Что касается других пастырских функций, каковы например управление христианской общиной, совершение евхаристии, низведение Св. Духа и т. д., то «рассеявшиеся» не совершали их. Об одной, например, из этих функций прямо говорится, что они не могли совершать ее. «Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие (от Филиппа диакона), послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 7:14–17 ; ср. 18–20). 33

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Само существование права является убедительной демонстрацией всеобщего стихийного признания свободы воли, даже если она отрицается теоретически: ведь применение юридических санкций абсурдно или, по меньшей мере, аморально, если исходить из теории тотального детерминизма. Задачей права является регулирование взаимоотношений между наделенными свободой волей людьми путем установления равно обязательных для всех, на кого распространяются те или иные нормы права, правил поведения. Право предусматривает также в случае необходимости принятие мер для принуждения к тому, чтобы правилам подчинялись все, к кому они имеют отношение. «Предусматриваемые законодателем санкции для восстановления попранного правопорядка, – говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», – делают закон надежной скрепой общества до тех пор, пока, как это многократно случалось в истории, не опрокидывалась вся система действующего права. Впрочем, без права никакое человеческое общество существовать не может, а потому на месте разрушенного правопорядка всегда возникает новая законодательная система» (IV. 2). Для философии права представляет известную трудность вопрос о разграничении морали и права, в том случае, конечно, если существование права не ставить в обязательную зависимость от существования и функционирования государства. Мудрая притча Спасителя о работниках в винограднике на живом примере помогает безошибочно различать мораль и право. Работнику, пришедшему около 11-го часа, хозяин дома заплатил столько же, сколько и тем, кто «перенес тягость дня и зной». Проработавшие целый день остались недовольны и стали роптать на хозяина, а он ответил одному из них: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же , что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» ( Мф 20:1–15 ). Справедливость была соблюдена по отношению ко всем работникам, никто из них не получил меньше условленной платы – динария, но по отношению к пришедшим около 11-ти часов хозяин проявил любовь и щедрость, которая относится к области нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, в одном из творений, посвященных изложению заповедей Господних и христианского учения, ссылаясь на приведенные слова апостола Павла, прямо и определенно пишет: христианам «не следует заключать брачных союзов с язычниками» 263 , и тем более с лицами неверующими, ибо что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ) 264 . Церковный писатель II века Тертуллиан также писал, что христианам не дозволено вступать в брак с неверующими и с язычниками: «Христиане, женящиеся на женах идолопоклонницах, не могут быть изъяты от обвинения в блуде» 265 . Также святой Киприан смешанные браки христиан с неверными считал блудным осквернением, в подтверждение чего и приводит слова Апостола: прилепляяйся сквернодейце едино тело есть (с блудницею) ( 1Кор.6:16 ). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор.6:15 ). Не преклоняйтесь, – пишет Апостол, – под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ) Пример премудрого царя Соломона показывает, к чему приводят смешанные браки с неверными: и развратили (языческие) жены его сердце его и склонили сердце его к иным богам ( 3Цар.11:3–4 ). А сколько примеров видим в наше время, когда христианин или христианка, вступив в брак с лицом неверующим, попадает под его влияние и отпадает от веры 266 . Браки мужа верующего с женой неверующей или жены верующей с мужем неверующим – это браки, как правило, невенчанные, безблагодатные, не имеющие над собою покрова и молитв Церкви. По поводу таких браков святой Амвросий Медиоланский писал: «Когда самое супружество должно быть освящаемо священническим покровом и благословением, то как можно назвать супружеством то, где нет согласия веры?» 267 В русской Кормчей 268 говорится, что такие невенчанные браки незаконны, более того, беззаконны и ничего не значат 269 . Тертуллиан , излагая взгляд Древней Церкви на христианский и гражданский браки, пишет, что у христиан даже и супружества, тайно заключенные, т.е. не объявленные предварительно в Церкви (не получившие благословения и санкции Церкви), подвергаются опасности быть сочтенными прелюбодеянием и блудом и нимало не ускользают от обвинения прикрытием законно заключенного (гражданского) брака 270 . (Так мало имел цены законный гражданский брак в глазах Церкви того времени!)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010