ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Завершение визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Санкт-Петербургскую епархию и на остров Валаам 10.07.2002 Вечером 9 июля 2002 года Святейший Патриарх Алексий на теплоходе " Кронштадт " отбыл на остров Валаам. Губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев проводил высокого гостя до крепости Орешек. В начале рейса Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен о путешествующих, испросив благословение Божие на предстоящее паломничество. Обратившись к молившимся за богослужением паломникам, Его Святейшество напомнил, что на Руси издавна было принято совершать путешествия ко святым местам, дабы приобщением к святыне укрепиться духовно и с новыми силами возвратиться к своим трудам на благо Отечества, Христовой Церкви и ближних. Святейший Патриарх отметил, что поездки Предстоятеля Русской Православной Церкви в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на праздник в день памяти основателей обители преподобных Сергия и Германа стали уже традиционными. " После десятилетий разорения и опустошения монастырь вновь возрождается, и с каждым посещением мы видим, что его храмы и скиты постепенно обретают прежнее благолепие " , - сказал Его Святейшество. Отвечая на вопросы журналистов по завершении богослужения, Первосвятитель выразил надежду, что деятельность недавно созданного Попечительского совета по возрождению Валаамского монастыря будет содействовать ускорению этого процесса. Ранним утром теплоход " Кронштадт " подошел к Валаамскому архипелагу. Название острова Валаам имеет финские корни, его можно перевести как " Высокая земля " или " Земля света " . Точно не известно, когда на эти острова в поисках уединения и молитвенного сосредоточения впервые прибыли христианские подвижники. Однако можно утверждать, что уже вскоре после принятия Русью христианства на одном из этих скалистых островов поселились " пришельцы из восточных земель " (скорее всего, из Греции) - иноки Сергий и Герман, ставшие основателями монашеской обители на Валааме. Обретение их честных мощей состоялось в XII веке, а через некоторое время для спасения от вражеских набегов они были сокрыты в толще каменной горы, на которой стоит Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

http://zavet.ru/news/0207/n10.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Заседание Священного Синода на Валааме Синод принял заявление о ситуации в Черногории, почислил на покой митрополита Никона (Васина), избрал иеромонаха Силуана (Никитина) епископом Петергофским и принял ряд других решений 09.07.2019 1949 Время на чтение 5 минут Сегодня в храме святого равноапостольного великого князя Владимира во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии. Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Сочинский и Туапсинский Герман. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Священного Синода со вступительным словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья! Сердечно приветствую вас в ставропигиальном Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Валаам - это святое место, отмеченное подвигами многих поколений иноков, это наш русский Афон, только в отличие от теплого Афона он омывается водами студеного Ладожского озера. Это создавало особые условия для подвижнической жизни, и, посещая Валаам, мы видим, как сила человеческого духа, лишенного всякой физической, политической, экономической силы, сотворила великое чудо. Несколько подвижников основали эту святую обитель, история который была очень непростой, но тем не менее мы видим, как руками людей, движимых глубокой верой и преданностью Господу, были созданы эти величественные храмы, и Валаам стал действительно русским северным Афоном.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/09/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отец Мефодий услышал меня» Моя благодарность России и нашему Президенту 16.01.2024 870 Фото: Предоставлены автором Мы уже сообщали, что ветеран боевых действий, серб Ратко Самац, выдачи которого требовали власти Боснии и Герцеговины, получил недавно гражданство России . Сегодня мы публикуем материал его супруги члена Союза писателей России Елены Кибиревой. На Валаам я ехала (плыла пароходом и мыслями) с надеждой. Кажется, и не собиралась… Просто приехала с Урала – помолиться Матрёнушке-Босоножке в её часовенке возле церкви подворья Зеленецкого мужского монастыря в Санкт-Петербурге и попросить помощи у местночтимого молитвенника Матвея Татомира, что погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Они и направили меня на остров Божий Валаам. «Обязательно посмотрите фильм о приснопамятном батюшке Мефодии, его здесь особо почитают…». Эти слова прозвучали из уст родных людей как призыв, и за день до поездки, несмотря на то, что меня мучили сильные боли в ногах, и я страшилась немощи, моя поездка была оплачена и все сомнения развеяны. За несколько часов нашлось всё необходимое: чемодан, теплая одежда и подарки для монастыря. Как будто я давно собиралась именно на этот остров, стоящий на семи ветрах. Фильм об отце Мефодии накануне паломничества я, конечно, посмотрела в первую очередь. Поразили меня в этом фильме слова Святейшего Патриарха о том, что архимандрит Мефодий, устроитель монастыря, ещё при земной жизни сподобился святости. И особенно в сердце легли слова о том, что приехал монах Мефодий на Валаам с далеких Балкан, из Македонии. Мы всегда страждем помощи Божией, испрашивая молитв у святых, стоящих у Его Престола, и ищем на земле молитвенников-старцев, не надеясь на свои слабые молитвы. «Кто поймёт мои чаяния? – вопрошала и я, отправляясь в чудное паломничество. – Несомненно, балканский молитвенник…». Как только пароходик причалил к сказочным берегам, ещё не успев даже зайти в главный храм, я поспешила на игуменское кладбище, как будто главным для меня было в эту минуту – припасть молитвенно к могильному кресту отца Мефодия. Я не знала батюшку при его земной жизни, но душа моя рвалась к нему, как будто он давно ждал меня и был самым родным человеком. У меня и сейчас, когда я снова наполнила себя воспоминаниями о встрече с отцом Мефодием, захолонуло сердце теплой любовью, и звучат в нём слова: «От Меня это было…». А в тот день я тихонько склонила голову у подножия креста и изложила свою горькую кручину: «Батюшка, ты сам родом с Балкан и понимаешь чаяния изгнанных с родины сербов. Помоги получить гражданство сербскому офицеру, воевавшему за сербские православные земли, гонимому, преследуемому, инвалиду, изрешечённому натовскими пулями. Как волка гонят, пули вслед летят. Россия этим пулям – щит и бронь, здесь знают, кто враг, а кто герой. Укрой его, спаси и защити. Все документы с просьбой о Российском гражданстве уже в кабинете у Президента. Вымоли, отче…».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/16/ot...

Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в подмосковном Серпухове. Первоначально он поступил в Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии, но, желая полного уединения и безмолвия, вскоре удалился на Валаам под руководство многоопытного игумена Назария, принял монашеский постриг и подвизался в пустыни. Предположительно, он прибыл на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни на Валааме преподобного Германа напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно богоносному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания и творений святых отцов. Игумен Назарий ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Так благодатный строй саровского подвижничества, в котором возрастал святой Герман, сделал его удивительно близким к преподобному Серафиму. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди Евангелия язычникам Северной Америки, в частности – Аляски. В ее состав вошел и святой Герман. К 1807 году по разным причинам из членов миссии отец Герман остался один, но посеянное евангельское семя уже давало обильный плод. Преподобный стал руководителем многочисленной общины новопросвещенных христиан, «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька» – так он выражался о своих пастырских трудах (18; стр. 197). Его хотели посвятить в священники, возвести в архимандриты, но смиренный инок отказывался и до конца своих дней пребыл простым монахом. Миссионерство отца Германа отличалось большой духовностью подлинного мистика, горящего апостольской ревностью. Его тайные подвиги и келейные молитвы оставались неведомыми миру, но народ ясно видел свет богоугодной жизни миссионера, которая была полным самоотречением ради Христа и Божьего народа. Божественная благодать, наполнявшая его душу, преображала сердца всех с ним соприкасавшихся. Молитва его стала чудотворной, а слова производили неизгладимое впечатление. Будучи учеником одного из советников при первом издании знаменитого «Добротолюбия» – игумена Назария, он с этой книгой прибыл в Америку, по ней жил и учил. Всем своим видом отец Герман живо напоминал древних отшельников. Это был дивный преподобный старец. Он блаженно почил о Господе на 81-м году своей многотрудной жизни 13 декабря 1837 года, оставив свои святые мощи, подобно драгоценному кладу, в американской земле. Уже в 1867 году было составлено его житие и описание чудес. 27 июля/9 августа празднуется день общецерковного прославления подвижника как всея Америки чудотворца. Преподобный Герман – первый канонизированный американский святой. На месте его подвигов устроен монастырь – Новый Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

сост. П.В. Пономарёв Схиигумен Иоанн Схиигумен Иоанн (в миру Йван Алексеев) родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. В Валаамский монастырь поступил в 1901 году. Проходил послушания в скиту преподобного Германа Валаамского, на подворье в Санкт-Петербурге. В 1910 году пострижен в монашество с именем Иакинф. В 1921 году назначен настоятелем Трифоно-Печенгской обители. После возвращения на Валаам в 1933 году он принял великую схиму с именем Иоанн и стал пустынником Иоанно- Предтеченского скита. После советско-финской войны Карелия вошла в состав СССР, и иноки, во избежание атеистических расправ, были вынуждены покинуть Валаам. На территории Финляндии они основали монастырь Новый Валаам. Схиигумен Иоанн нес послушание духовника нововалаамской братии и принимал на исповедь паломников, а также имел большую переписку с людьми, которых духовно окормлял. Учась мудрости на духовном опыте святых отцов, постоянно проверяя себя обращением к Священному Писанию , старец передавал другим крупицы драгоценного знания. В наставлениях своих, как и в жизни, отец Иоанн держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты. По благословению отца Иоанна в 1956 году в Финляндии был издан сборник его писем под названием «Письма валаамского старца». «В духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постепенность, – писал батюшка духовным детям. – Отчасти стала уже замечать неполезное для тебя: светские книги, политика и без нужды ходить по людям. Да, все это вредит для внимательного. Твой способ борьбы со страстями правильный. Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись, только не одними своими силами, а с Божией помощию, однако больше обрати внимание на главную страсть, которая больше тебя борет. Знай еще, что наш должен быть труд, а успех зависит от благодати...» Схиигумен Иоанн преставился 6 июня 1958 года и погребен на кладбище Нового Валаама в Финляндии. ...Все наши предосторожности без благодати Божией рассыпаются вдребезги, ибо не в нашей власти состоит устоять в добродетели... стремиться к добродетели и понуждать себя надо крепко, это состоит в нашей свободной воле. (10; стр. 142)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский иеромонах Савватий (Севостьянов)«Пути Святой Горы. От Афона до Валаама»     Афонский иеромонах Савватий (Севостьянов)«Пути Святой Горы. От Афона до Валаама»   В выставочном зале Сестрорецка – курортного города на побережье Финского залива, вблизи Санкт-Петербурга – до 21 ноября 2016 года будет открыта выставка фоторабот иеромонаха Валаамского монастыря  Савватия (Севостьянова)  «Пути Святой Горы. От Афона до Валаама». В экспозиции более ста пятидесяти фотографий. Выставка организована по благословению епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Она приурочена к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон и посвящена памяти многих поколений иноков братских обителей. Иеромонах Савватий, в миру Сергей Севостьянов, увлекался фотографией с детства, но выбрал для себя другое поприще: закончил географический факультет МГУ. С фотокамерой Сергей объездил полстраны. Любовь к фотографии, как говорит сам иеромонах, и подтолкнула его к Богу. В 1995 году в одной из поездок на его пути встретился известный старец, и беседа со святым человеком заставила Сергея изменить свою жизнь. А фотография из увлечения стала его монашеским послушанием. На Валаам Сергей не готовился – собирался в Соловецкий монастырь, где его ждали. Неожиданно старец, к которому он пришел за благословением, произнес: «Валаам». Мог ли знать будущий инок, что сто пятьдесят лет назад Валаамский монастырь был одним из первых мест в России, где по достоинству оценили фотоискусство, и одна из первых фотомастерских в России появилась именно здесь? Все снимки отца Савватия сделаны форматными камерами на огромных штативах,  многие аппараты он собрал из разных деталей, найденных в подвалах монастыря, а снимает на серебряных пластинах, как это делали сто-сто пятьдесят лет назад. Фотографии, в основном, монохромные. Именно такие, считает монах, создают особую атмосферу, заставляют сосредоточиться на изображении. Сегодня эти снимки можно встретить в музеях России и Франции, хранятся они и в Международном музее фотографии города Рочестера в США.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2421

Преподобный Назарий Валаамский (1735–1809) Преподобный Назарий начинал свое служение в Саровской пустыни. Слава о нем, как об одном из великих светильников Сарова, разливаясь всюду, дошла и до преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Петербургского. Святитель, желая восстановить на пустынном Валааме «селение святых и тем принести Спасителю мира Иисусу Христу благоугодную жертву», искал мужа, способного «утвердити иночествующих в спасительной жизни», чтобы определить его строителем в Валаамский монастырь. Узнав о старце Назарии, он и вызывал его тогда в Санкт-Петербург. Сначала настоятель пустыни и сам местный преосвященный Феофил, стараясь удержать у себя знаменитого отшельника, представили о нем высокопреосвященному митрополиту письмо, как о человеке малоумном и неопытном в духовной жизни; когда митрополит, проникая в тайну смирения Назариева, ответил, что «у меня много своих умников, пришлите мне вашего дурака», тогда невольно отпустили отца Назария из Сарова, – и он был определен строителем на Валаам. Это было в 1782 году. В печальном состоянии была в то время Валаамская обитель. Она состояла за штатом и не имела никаких средств к содержанию; здания ветшали и разрушались; братство составляли все люди престарелые: некому было исправлять чреду священнослужения, некому было состоять в клире. В Валаамском монастыре введен был старцем Назарием общежительный устав Саровской пустыни; на основании этого устава, под руководством опытного наставника, братья начали преуспевать здесь во всех трех родах подвижничества: в общежитии, жизни скитской и отшельничестве. Тогда подвизались на горах Валаама знаменитые впоследствии ученики отца Назария: игумен Иннокентий, игумен Варлаам, духовник иеросхимонах Евфимий, монах Герман и другие. Тогда с удивлением стали смотреть на Валаам приходившие афонцы и, по его внутреннему устройству, предпочитали его даже монастырям Афонской горы. В несколько лет своего управления старец Назарий упрочил внешнее и внутреннее благосостояние Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проезд: на машине: до острова можно добраться из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе. Не доезжая примерно около 20 км до Приозерска на 106 км шоссе необходимо повернуть направо по указателю в направлении «Совхоз первомайский», через 0,5 км в пос. Плодовое на развилке - налево, затем прямо до пос. Заостро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на машине: до острова можно добраться из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе. Не доезжая примерно около 20 км до Приозерска на 106 км шоссе необходимо повернуть направо по указателю в направлении «Совхоз первомайский», через 0,5 км в пос. Плодовое на развилке - налево, затем прямо до пос. Заостровье, проехав пос. Заостровье, на Т-образном перекрестке - направо (грунтовая дорога), через 4 км - развилка, поворот по указателю - «Бухта Владимирская 1 км», через 1 км у автобусной остановки поворот налево к причалу (60 м). своим ходом: сесть на электричку с Финляндского вокзала в направлении Приозерск-Кузнечное и доехать до станции Громово. От остановки «Громово» до бухты «Владимирская» едёт автобус. Автобус ходит дважды в день, утром в 9.55 (прибытие в бухту «Владимирская» в 11.00) и вечером в 16.25 (прибытие в бухту «Владимирская» в 17.30 - 17.45). От причала до острова в период навигации ходит монастырский катер. Катер не имеет четко установленного расписания своего следования, потому о времени его отхода лучше узнать заранее, через Паломническую службу. Путь на катере до острова, в зависимости от погоды, занимает не более часа. Следует также помнить, что если у вас нет разрешения на посадку на катер, выданного в Паломнической службе, либо благословения настоятеля, капитан катера вправе не взять вас на борт. В штормовую погоду катеру может быть запрещено выходить из бухты. Ответственность за подобные задержки, возникшие не по вине капитана катера, монастырь и Паломническая служба не несет. В зимнее время, когда Ладога оказывается скованной льдом, от берега до острова можно добраться пешим путем по льду (около 5 км), по многочисленным протоптанным в снегу тропинкам. В период навигации на остров Коневец также осуществляются регулярные туристические и паломнические рейсы из Санкт-Петербурга, Приозерска и с острова Валаам на круизных теплоходах.

http://sobory.ru/article/?object=00111

В Важбахтская или на Важбахе Пятницкая пустынь Мужская, в 1764 году упразднённая. Находилась до 1788 года в Вологодской, а потом в Новгородской Епархии в Кирилловском уезде при озере пустынном, расстоянием от Кирилова к северу в 54, от Новгорода в 676 вёрстах. Строений от неё осталась ныне одна церковь деревянная во имя св. мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы. Валаамский Спасопреображенский монастырь Санкт-Петербургской Епархии 3 класса мужской находится на одном из северо-западных островов Ладожского озера, издревле неизвестно почему именуемом Валаамом, от коего и монастырь получил своё название. Он построен там, на высокой утёсистой горе, коей вершина составляет обширную площадь; окружён овощными огородами, лугами, пажитями и рощами, а внизу имеет под собой пролив, из озера сквозь весь остров продолжающийся. От Санкт-Петербурга отстоит он к северу в 200 вёрстах, от Новгорода в 250, от Сердоболя в 40, а от ближайшего северо-западного берега матёрой земли в 30. Основателями этой обители вообще почитаются некие два инока, Сергей и Герман; но когда они основали её, о том мнения весьма различны. Ибо 1) Преосвященнейший Платон, Митрополит Московский, в Церковной своей Истории, изданной в Москве в 1805 году, том, I, стр. 57, относит начало монастыря сего даже к временам Владимира Великого в десятый век по Рождеству Христову. Но на чём сие свидетельство основано, неизвестно. 2) В летописце по Софийскому списку, изданном в Санкт-Петербурге в 1795 году, часть I, стр. 165 сказано, что «лета 6671/1163 обретены быша мощи и пренесены Преподобных Отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских Чудотворцев при Архиепископе Новгородском Иоанне». А на основании сего свидетельства сочинён находящейся в Софийской Новгородской библиотеке между рукописями и Синаксарь на перенесение мощей сих, в коем, между прочим, сказано, что Архиепископ Иоанн повелел написать и икону Преподобных сих. Но и сие свидетельство весьма сомнительно, потому что до 14 века ни Карельский берег, близ коего лежит остров Валаам, ни Ладожское озеро не принадлежало ещё к Российскому владению, и границей России от Швеции была только река Нева, от устья её до острова Орешка или нынешнего Шлиссельбурга. А в 1348 году уже при заключении мира между Российским Великим Князем и Шведским Королём Магнусом II уступлена была России в первый раз часть Карелии от Сестербека с некоторыми к северу прилежащими местами, как свидетельствуют Шведские Историки, Локцен и Далин 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Нас помирит только вера» Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий Источник: Сегодня.ИА В паломнической поездке на Валаам наш путь пролегал через Санкт-Петербург, и мы смогли пообщаться с духовным пастырем этих мест — митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, который любезно пригласил нас к себе, благословил наш путь и согласился ответить на несколько непростых вопросов о вере и прощении, о любви к Украине и особой питерской ауре, на которую не повлиял конфликт между нашими странами. — Владыка Варсонофий, каким был ваш путь к Богу, к служению, к постригу? — Будучи школьником, я посещал святые места — Киево-Печерскую лавру, Пюхтицкий монастырь в Эстонии, Троице-Сергиеву лавру, мне всегда нравилось служение священников, когда посещал приходские храмы. Меня тянуло к алтарю Господню. И после службы в армии у меня не было ни малейшего сомнения, что мой путь — это служение Богу. А родители, как люди глубоко верующие, были этому только рады. — Вы даже защитили кандидатскую диссертацию по истории Афона. Случались ли на Афоне с вами необъяснимые события, духовные озарения? — В советское время поездки за границу были явлением редким, а для обычного верующего человека, живущего в стране с атеистической идеологией, — исключительным. Мой научный руководитель предложил мне написать кандидатскую диссертацию по истории Афона с возможностью там побывать и на месте изучить необходимые материалы. Однако туда я так и не смог поехать, а кандидатскую написал на основании наших источников. Спустя годы, будучи уже в священном сане, милостью Божией я побывал на Святой горе, и теперь каждый год часть отпуска стараюсь проводить именно там, в атмосфере непрестанной молитвы и аскезы. Для монаха важно в условиях мирской суеты подпитываться, словно от генератора, благодатной энергией общения с Богом. Это место ценю за стихию молитвы. Там все расписание — послушания, отдых — как Небо на земле, подчинено молитве. Поражают ночные богослужения. В первые годы я старался детально знакомиться с каждым монастырем, изучал его историю, богослужебную практику, внутренний устав. Любовь и братское отношение меня там очень радуют. Что касается чудес, одним из них на Афоне для меня является встреча со старцем Паисием Святогорцем, который, как известно, прославлен греческой церковью в лике святых. Он был прозорливым. Много интересного мне рассказал, но о подробностях говорить не буду, это личное.

http://pravoslavie.ru/88854.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010