2. Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889–1918гг.). Канд. дис. СПб.: СПбДА, 2008. 389 с. Словари и справочные издания 1. Весь Петроград на 1916 год. СПбДА, 1916. 2. Наука и научные работники СССР. Л.: Изд-во Академии Наук, 1934. Ч. 5. 723 с. 3. Памятная книжка Петроградской духовной академиина1914/15 учебный год. Пг., б/г. 59 с. 4. Саитов В.И. Петербургский некрополь. СПб., 1913. Т. 4. (С-Ф). 747 с. 5. Энциклопедия земли Вятской: В 10 т. Киров, 1996. Т. 6: Знатные люди. 538 с. 6. Энциклопедический словарь: В 82 т. Доп. 1–4 т./Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Под. ред. И.Е. Андреевского и Др. СПб., 1895. Т. 27. 480 с. 7. Юбилейная памятная книжка 43 курса Императорской СПбДА 1886–1911 гг. СПб., 1914. 94 с., 82. Литература 1. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Пг., 1915. 351 с. 2. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с. 3. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб.: Изд-во Алетейя, 2002. 273 с. 4. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. Учебное пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 192 с. 5. Миртов Д.П. Двадцатипятилетие учёной и учебной деятельности проф. В.С. Серебреникова . СПб., 1912. 9 с. 6. Сто лет Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1996. 296 с. 7. Петряев Е.Д. Люди, рукописи, книги. Киров, 1970. 288 с.: ил. 8. Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последнее 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. 232 с. 9. Щекинов И. Двадцатипятилетний юбилей учёной и учебной деятельности проф. Санкт-Петербургской духовной академии В.С. Серебреникова . Вятка, 1912. 29 с. 10. Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Изд-во Правда, 1990. 699 с. Приложение Работая в области экспериментальной психологии, проф. В.С. Серебреников опубликовал в научных журналах ряд учёных работ, по преимуществу общего и методологического характера. В этих работах он доказывает и разъясняет необходимость экспериментально-лабораторной разработки психологии, проводит детальный анализ важнейших достижений, показывая, как нужно разрабатывать полученные экспериментальным путём данные, чтобы они не были мёртвым капиталом, а вели к расширению и углублению научно-психологического знания 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

профессор Иван Иванович Соколов (11.12.1865–03.05.1939) Византология История России Каноническое право Литургика Общая церковная история Патрология профессор Иван Иванович Соколов Историк Церкви и канонического права, византолог, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии Биография Детство, юношество, студенчество Родился в селе Новая Алексеевка Саратовской губернии 11 декабря 1865 года, в семье священника. Первое образование он получил ещё в детстве. Как сын верующих родителей, он воспитывался в вере и благочестии. В 1880 году Иван окончил духовное училище в Саратове, после чего продолжил обучение в Саратовской духовной семинарии, а по её окончании, в 1886 году, поступил в Казанскую духовную академию на казённый счёт. Учился он хорошо. В 1890 году, по завершении обучения, удостоился степени кандидата богословия, и как один из лучших выпускников академии был оставлен при ней (при кафедре общей церковной истории) на один год, профессорским стипендиатом. В сентября 1891 года И. Соколов был определен на работу в Саратовскую духовную семинарию, на должность преподавателя философии. В июле 1894 года Иван Иванович удостоился степени магистра богословия (в 1896 году его магистерская работа была отмечена премией митрополита Макария). Преподавательская деятельность В период с 1894 по 1903 год И. Соколов трудился в Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем греческого языка. При этом с 1895 года он возглавлял отдел в издании «Византийский современник», где опубликовал около семисот работ, и тогда же начал сотрудничать с журналом «Странник». В период с 1897 по 1904 год Иван Иванович руководил отделом в «Церковных ведомостях», а с 1904 возглавлял один из отделов журнала «Церковный вестник». Кроме того он создал несколько десятков статей для Православной Богословской энциклопедии по истории Византии. В октябре 1903 года Иван Иванович удостоился звания доцента Санкт-петербургской духовной академии, по кафедре Греко-Восточной Церкви. В начале двадцатого века И. Соколов проходил стажировку в Константинополе, работая под покровительством Патриарха Иоакима III. Плодом его научной деятельности стала докторская диссертация, которую он защитил в 1904 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/

После ухода поэта в доме постоянно жила его супруга Мария Степановна Волошина. Она прожила 89 лет. Мария Степановна родилась 12 октября 1887 года в Санкт–Петербурге на Боровой улице в семье слесаря С. Я. Заболоцкого и его жены П. А. Заболоцкой; все ее детство прошло в районе Обводного канала. Родители матери жили в Режице (Резекне). Бабушка со стороны матери — Анастасия Григорьевна Антонюк, староверка, раскольница, всегда молилась. В 1893 году Мария вместе с братом и матерью впервые приезжают в Режицу. Они жили у бабушки в доме на горе, вблизи развалин дивного замка. Весь день с ребятишками они проводили на реке Речица. 8 июня 1895 года в Режице умер от чахотки отец, С. Я. Заболоцкий, ему было 34 года, он был поляк. Перед смертью он причастился. Отпевал его ксендз Конвалевский. Его похоронили на Режицком кладбище 10–го июня. В конце июля 1895 года Мария ездила с дедом и матерью в имение под Дикабургом (Даугавпилсом), где мать арендовала фруктовый сад. Как-то в ноябре, когда с обозом яблок ездили в Режицу и по дороге спасались от волков, Мария чуть не замерзла, вывалившись из возка на снег. Весной и летом 1896 года снова жили в Режице. Жили Заболоцкие очень бедно. Мать Параскева работала прачкой, ходила к людям стирать. От непосильного труда (приходилось стирать в холодных квартирах, дышать мыльными испарениями) мать заболела чахоткой. Она стала физически угасать. Маленькая Маруся, видя страдание матери, жалела ее и сильно переживала. Зимой 1898 года она попыталась отравиться, чтобы облегчить жизнь больной матери, изнурявшей себя работой. Об этом случае было написано в столичной газете, и все были потрясены необыкновенной человечностью ребенка. Многие пожелали помочь Марии. Особое усердие в этом проявила знаменитая актриса В. Ф. Комиссаржевская. Мария Степановна впервые увидела своего будущего мужа Максимилиана Александровича, когда ей было пятнадцать лет. Это было в Крыму, в Биюк–Ламбате. Она получила медицинское образование. В Санкт–Петербурге прослушала специальные курсы по оспопрививанию, получив звание оспопрививательницы, а потом получила удостоверение акушерки первого разряда.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

Санкт-Петербургская чулочно-трикотажная фабрика (и прачечная военно-учебных заведений) на Петербургской стороне (ул. Большая Спасская) с 1866 г. принадлежала немецкому предпринимателю Фридриху-Вильгельму Керстену (позднее производством управляло АО «В. П. Керстен»). Здесь выпускались чулки, перчатки, налокотники, фуфайки, пиджаки, рубашки, шаровары, кофты, юбки, безрукавки, платья. К началу ХХ в. фабрика стала крупнейшим трикотажным предприятием в России. Около 3/4 продукции в 1900-х гг. производилось по заказам русской армии и флота. Фабрика также поставляла технический трикотаж крупным предприятиям резиновой промышленности. Перед Первой мировой войной фабрика занимала 40% трикотажного рынка России, на ней трудилось более 50% от общего числа работников отрасли. Ситценабивная фабрика купцов В. Я. и Н. Я. Леонтьевых (с 1891 г. — торговый дом «Леонтьевы Н. и В., братья») располагалась по Ждановской улице на Петербургской (Петроградской) стороне. В 1907 г. при фабрике была открыта первая Колтовская фабрично-заводская школа, где обучались дети рабочих и служащих. Фабрика, основанная в 1800 г. Якимом Федоровичем Готтом, в начале ХХ в. принадлежала Товариществу на паях И. Готт. Она располагалась по Петровскому проспекту на Петербургской (Петроградской) стороне и производила канаты, снасти, веревки, лини (корабельные и рыболовные), смоленую паклю (конопать) и проч. На фабрике к 1917 г. работали около 200 человек и еще до 1 тыс. человек трудились на принадлежавших Товариществу прядильнях во Ржеве Тверской губернии. «Общество Санкт-Петербургских железопрокатного и проволочного заводов» (1884 г.). К 1913 г. объединение было переименовано в «Санкт-Петербургские железопрокатный и проволочный заводы Донецко-Юрьевского металлургического общества» (Петербургская/Петроградская сторона; ул. Малая Зеленина, д. 6–7). Бывший гражданин США, купец 1-й гильдии Вильям Хопер Ропс в 1845 г. открыл при Петербургском порте контору по продаже пеньки, керосина, бумаги и тканей, а также завод по производству смазочных масел от торгового дома «В. Ропс и Кº». В 1894 г. дело отца продолжил его младший сын, купец 2-й гильдии (с 1895 г. — 1-й гильдии), гражданин США Эрнест Васильевич Ропс, содержавший на Петровском острове в Петербурге нефтеперегонный завод. В 1896 г. на базе предприятия было учреждено акционерное общество «Ропс В. и К° в Петербурге» с численность рабочих — 250 человек. Завод производил различного назначения хозяйственные масла, керосин, астралин, вазелин и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Павел Иванович Савваитов (15.02.1815–12.07.1895) История России История Русской Православной Церкви Толкование Священного Писания Павел Иванович Савваитов Известный русский археолог, историк и археограф. Биография Родился 15 февраля 1815 года в Вологде в семье священника Вологодского кафедрального собора. Воспитанник Вологодской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (1837). В обоих учебных заведениях был лучшим учеником; из академии был выпущен со степенью магистра богословия, присужденной за сочинение «О древней иудейской синагоге». Назначен в Вологодскую семинарию профессором философии. В 1842 году, по рекомендации М. П. Погодина, был переведён в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, на кафедру патристики и герменевтики; с 1853 года преподавал статистику русского раскола; двенадцать лет исполнял должность библиотекаря семинарии. Одновременно преподавал русский язык и словесность в Павловском кадетском корпусе, в Коммерческом училище и Школе гвардейских подпрапорщиков, с 1862 по 1864 год был наставником-наблюдателем по русской литературе в 1-м Павловском военном училище. В 1868 году П. И. Савваитов вышел в отставку. Многочисленные статьи его, посвящённые преимущественно объяснениям старины и русских древностей, и характеристике замечательных русских людей, печатались в «Москвитянине», «Русском архиве», «Русской старине», «Записках Императорского Русского археологического общества» и многих других изданиях. Под его наблюдением было положено начало изданию «Великих Миней-Четьих», собранных митрополитом Макарием, и новгородских писцовых книг, воспроизведён светопечатью харатейный список Новгородской летописи и приготовлен к изданию старейший из памятников новгородских летописей — «Временник, еже есть нарицается летописание князей земли русския». Умер Павел Иванович Савваитов 12 июля 1895 года; похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Труды Наиболее ценный труд Савваитова — «Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора», извлечённое из рукописей архива московской Оружейной палаты, с объяснительным указателем и 12 таблицами рисунков (1-е изд. 1865, 2-е 1896). Издание «Путешествия новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII ст., с предисловием и примечаниями» (Санкт-Петербург, 1872) отличается большой полнотой. Важное значение имеют также его труды: «Объяснение книг Св. Писания», «Грамматика зырянского языка» и «Зыряно-русский словарь» (Санкт-Петербург, 1850), за которые Савваитов удостоен Демидовской премии, и несколько описаний монастырей Вологодской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

1) «Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в библиотеку Санкт–Петербургской Духовной академии преосвященным Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским)»//Христианское Чтение. 1887. Т. II. 7–8. С. 137–160. Затем 2) и 3) этюды «Несколько страниц из церковной истории Эфиопии». «I. К вопросу о соединении абиссин с Православной Церковью». (Речь, читанная на годичном акте Академии 16 февраля 1888 г.)//Христианское Чтение. 1888. Т. I. 3–4. С. 450–469. «II. Богословские споры в Эфиопской церкви». 1888. Т. II. 7–8. С. 30–62; 11—12. С. 775–832. В отдельных оттисках оба этюда вместе с указанным общим заглавием (111 стр.); первый также в брошюре: «Годичный акт в Санкт–Петербург–ской Духовной академии в 1888 г. (16 февраля). СПб., 1888». С. 33–52. 4) «Описание четвертой эфиопской рукописи библиотеки Санкт–Петербургской Духовной академии (Cod. Aethiop. Sablerianus Membra-nac. 4)» [Акад. библ. II/39]. СПб., 1900 (40 стр.; извлечено из «Протоколов [=Журналов] Совета Академии» за 1895/1896 г.). 5) «Часослов Эфиопской церкви. Издал и перевел на основании нескольких рукописей Б. Тураев. СПб., 1897. (Библиографическая заметка)»//Христианское Чтение. 1898. Т. I. 2. С. 189–198. в) Сирийской церкви и ее литературы касаются: Описание сирско–каршунской рукописи — монофизитского служебника 3702 библ. митр. Исид.). В «Алфавитном указателе книг и рукописей, поступивших в библиотеку Санкт–Петербургской Духовной академии в 1893 г.». СПб., 1894. С. 95–99. Описание сирской рукописи, пожертвованной в библиотеку Академии К. В. Харламповичем. (Акад. библ. БIII/1)//Христианское Чтение. 1900. Т. I. 4. С. 676–679. «Из истории церкви Сиро–Персидской». Глава I. Супурган. Значение этого имени//Христианское Чтение. 1899. Т. I. 1. С. 95–112 (отд. отт.=С. 1–18). Экскурс А. Sephakan-Waspurakan. (Из исторической географии Армении). 1899.1. 1. С. 112–121 (=С. 18–27). Экскурс Б. Древнейшие митрополии в церкви Персидской. 1899. Т. I. 2. С. 323-,. 349 (=С. 28–54). Экскурс В. Смутное время в истории Сиро–Персидской церкви. 1899. Т. I. 3. С. 535–547 (=С. 55–67). Глава II. Список ι католикосов Селевкие–ктисифонских. 1899. Т. I. 4. С. 789–804; 5. С. 1004–1031; 6. С. 1182–1204 (=С. 67–134). Экскурс Г. Что знает о начале христианства в Персии история? 1900. Т. I. 1. С. 65–99; 3. С. 428–439 (=С. 137–171,100–111). Πρεργον. Из эпохи споров о Пасхе в конце II в. 3. С. 439–454 (=С. 111–126). Экскурс Д. Календарь 1 персов. 1901. Т. I. 3. С. 439–462; 4. С. 499–515 (=С. 127–167).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

б) К истории Эфиопии и эфиопской церковной письменности относится прежде всего: 1) «Описание двух эфиопских рукописей, пожертвованных в библиотеку Санкт-Петербургской Духовной академии преосвященным Анатолием, епископом Балтским (ныне Острогожским)»//Христианское Чтение. 1887. Т. II. 7–8. С. 137–160. Затем 2) и 3) этюды «Несколько страниц из церковной истории Эфиопии». «I. К вопросу о соединении абиссин с Православной Церковью». (Речь, читанная на годичном акте Академии 16 февраля 1888 г.)//Христианское Чтение. 1888. Т. I. 3–4. С. 450–469. «II. Богословские споры в Эфиопской церкви». 1888. Т. II. 7–8. С. 30–62; 11–12. С. 775–832. В отдельных оттисках оба этюда вместе с указанным общим заглавием (111 стр.); первый также в брошюре: «Годичный акт в Санкт-Петербург-ской Духовной академии в 1888 г. (16 февраля). СПб., 1888». С. 33–52. 505 4) «Описание четвертой эфиопской рукописи библиотеки Санкт-Петербургской Духовной академии (Cod. Aethiop. Sablerianus Membranac. 4)» [Акад. библ. II/39]. СПб., 1900 (40 стр.; извлечено из «Протоколов [­ Журналов] Совета Академии» за 1895/1896 г.). 5) «Часослов Эфиопской церкви. Издал и перевел на основании нескольких рукописей Б. Тураев . СПб., 1897. (Библиографическая заметка)»//Христианское Чтение. 1898. Т. I. 2. С. 189–198. в) Сирийской церкви и ее литературы касаются: Описание сирско-каршунской рукописи – монофизитского служебника 3702 библ. митр. Исид.). В «Алфавитном указателе книг и рукописей, поступивших в библиотеку Санкт-Петербургской Духовной академии в 1893 г.». СПб., 1894. С. 95–99. Описание сирской рукописи, пожертвованной в библиотеку Академии К. В. Харламповичем . (Акад. библ. БIII/1)//Христианское Чтение. 1900. Т. I. 4. С. 676–679. «Из истории церкви Сиро-Персидской». Глава I. Супурган. Значение этого имени//Христианское Чтение. 1899. Т. I. 1. С. 95–112 (отд. отт. ­­ С. 1–18). Экскурс А. SephakanWaspurakan. (Из исторической географии Армении). 1899.1. 1. С. 112–121 (С. 18–27). Экскурс Б. Древнейшие митрополии в церкви Персидской. 1899. Т. I. 2. С. 323-,. 349 (С. 28–54). Экскурс В. Смутное время в истории Сиро-Персидской церкви. 1899. Т. I. 3. С. 535–547 (С. 55–67). Глава II. Список ι католикосов Селевкие-ктисифонских. 1899. Т. I. 4. С. 789–804; 5. С. 1004–1031; 6. С. 1182–1204 (С. 67–134). Экскурс Г. Что знает о начале христианства в Персии история? 1900. Т. I. 1. С. 65–99; 3. С. 428–439 (С. 137–171,100–111). Πρεργον. Из эпохи споров о Пасхе в конце II в. 3. С. 439–454 (С. 111–126). Экскурс Д. Календарь 1 персов. 1901. Т. I. 3. С. 439–462; 4. С. 499–515 (С. 127–167).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Автор целого ряда литературных произведений. Долгое время готовил серию под названием “Мой дневник”, в виде отдельных брошюр, но название пришлось по цензурным соображениям упрятать внутрь. На обложку были вынесены нейтральные названия: “Сугробы”, “Посевы”, “Жатва”, “Заморозки”, “Проша”, “Метели” и т. п. Автор художественно-публицистических произведений: роман “Кружным путём”, утопия “Через полвека”, политическая фантазия “Диктатор”. Шарапов написал большое количество работ по вопросам хозяйственной жизни и финансов. Наиболее важная из них – “Бумажный рубль” (1893) – в 1895 году была издана книгой, выдержав при жизни автора несколько изданий. Отдельными книгами были изданы при жизни автора и другие его работы: “По русским хозяйствам” (1881), “Будущность крестьянского хозяйства” (1882); “Франция и славянство” (1894); “Пособие молодым хозяевам при устройстве их хозяйств на новых началах” (1895); “Как ликвидировать золотую валюту” (1899); “Мирные речи и другие статьи Сергея Шарапова” (1900); “Две записки Сергея Шарапова о русских финансах, поданные в феврале 1900 года новому Государственному контролеру П.Л. Лобко” (1901; издано в Берлине). В 1900-1906 гг. в Петербурге было издано 9-томное собрание сочинений Сергея Федоровича Шарапова. Скончался скоропостижно в Санкт-Петербурге 26 июня (9 июля) 1911 года». «Сергея Федоровича как убеждённого славянофила и русского патриота отличал широкий диапазон интересов, выходивших далеко за пределы таких тем, как хозяйство, финансы, деньги. Большинство славянофилов занимались метафизическим осмыслением проблем бытия, русской цивилизации, духовно-религиозной жизни, культуры. Шарапов был в первую очередь практиком-экономистом, занимался прикладными вопросами, но при этом смотрел на вещи гораздо шире. Вот краткий перечень наиболее крупных вопросов, которые он поднимал в своих работах и публичных выступлениях: О существующей денежной системе России. Критический взгляд; Борьба против золотого рубля и денежной реформы С.Ю. Витте; Модель денежной системы для русской цивилизации. Теория «абсолютных» денег. Проект перехода к бумажному рублю;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/02/ne...

Николай Петрович Аксаков (29.06.1848–18.04.1909) Каноническое право Священное Писание Нового Завета Философия Николай Петрович Аксаков Русский богослов, философ, историк и исследователь церковного права. Поэт и публицист, литературный критик. Славянофил. Биография Родился в селе Юдинки, Алексинского уезда, Тульской губернии в потомственной дворянской семье Аксаковых. Получил домашнее образование, затем учился в университетах Германии и Франции. В 1868 году, получив в Гиссенском университете степень доктора философии за диссертацию на немецком языке «Идея Божества», вернулся в Россию. До 1895 года жил в Москве и состоял председателем уездной земской управы в Тульской губернии. Служил в Государственном контроле, возглавлявшемся Т. И. Филипповым; в 1895 году был командирован в Департамент железнодорожной отчётности, в связи с чем переехал в Санкт-Петербург. После оставления службы в Госконтроле он в 1904 году был назначен председателем Комиссии по ревизии городской думской отчётности. В историю русской общественной и церковной жизни Н. П. Аксаков вошёл как убеждённый сторонник церковных реформ. В 1906 году Аксаков стал членом образованного при Святейшем Синоде Особого присутствия для подготовки Церковного Собора, который должен был рассмотреть вопрос о преобразованиях в церкви. В 1906-1907 годах он выступал в «Церковном вестнике» и «Церковном голосе» со статьями о возможных преобразованиях в Церкви: «К церковному Собору», «Канон и свобода», «Патриаршество и каноны», «Об избрании епископов в древней христианской Церкви», «Что говорят каноны о составе Собора», «Возможны ли в Церкви решающие и совещательные голоса», «Основы церковного суда».  Аксаков защищал разделял славянофильскую идею об особом пути России, историю которой мыслил в единении со всеми славянами, объединенными в одно государство. Статьи Н. П. Аксакова печатались в «Беседе», «Русской мысли» и других периодических изданиях. Последние годы его жизни были отмечены особой общественной и творческой активностью. Известность приобрёл его ответ на книгу Н. А. Морозова о происхождении Апокалипсиса — брошюра «Беспредельность невежества и Апокалипсис» (1908), в которой он выступил против «революционной» трактовки и поверхностной критики Апокалипсиса. Умер Николай Петрович Аксаков 18 апреля 1909 года от воспаления лёгких. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Три почти полных экземпляра книг второй половины XVI в. были обнаружены в пергаменном переплете большого тома – собрания сочинений Аристотеля в лионском издании 1590 г. Особый интерес представляет одна из них – это снабженный превосходными иллюстрациями – гравюрами на дереве – «Малый катехизис” Мартина Лютера. Родоначальник немецкой Реформации принадлежал к числу наиболее часто издававшихся авторов XVI столетия. Количество изданий его «Малого катехизиса» практически неисчислимо, но сохранились они, именно в силу популярности и широкого употребления в лютеранской среде, весьма плохо. В издании, обнаруженном в переплетах, помимо гравюр, поясняющих каждое положение христианской молитвы и заповедей, имеются ноты к сочиненным Мартином Лютером духовным песнопениям. До 1970-х гг. в собрании Санкт-Петербургского университета не было ни одного издания Катехизиса Лютера XVI в. В других отечественных и зарубежных библиотеках они также встречаются довольно редко и представляют ценный источник для изучения истории немецкой Реформации. Другая книга, извлеченная из этого же переплета – это лютеранский полемический трактат, направленный против всех инаковерующих – католиков («папистов»), кальвинистов и анабаптистов. Он был напечатан в Урселе издателем Николаем Генрихом. Конец последнего листа с датой выхода книги в свет оказался утраченным. 917 Со временем всё сильнее стала ощущаться потребность издания таких книг на русском языке, поскольку шел неизбежный процесс ассимиляции. В 1895 году в С.-Петербурге увидело свет издание под названием: «Краткий Катехизис д-ра Мартина Лютера, объясненный в вопросах и ответах К. Каспари, евангелическо-лютеранским проповедником в Мюнхене» (Спб. 1895). 918 Эта книга пользовалась большим спросом; в 1908 году появилось уже ее 3-е издание (Спб. 1908) (285стр). Что касается других вероучительных лютеранских книг, то русскоязычные читатели по-прежнему не имели к ним широкого доступа. Правда, можно было ознакомиться с некоторыми богословскими вопросами, которые в них рассматривались, но лишь через призму критического анализа – в изложении православных богословов. Таков, например, труд Н. Терентьева «Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства» (Казань, 1910). Некоторые авторы уделяли внимание какой-либо одной символической книге; таково, например, сочинение профессора Киевской Духовной Академии М.О. Ястребова «Учение Аугсбургского исповедания и его Апологии о первородном грехе» (Киев, 1877).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010