Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой Самонаписавшаяся, установлено в XIX веке. В 1863 году игумен молдавского (позднее румынского) скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Николаев,был найден в Яссах. С ним был заключен договор, чтобы он во время работы усердно постился и не доверял исполнение заказа никому другому. Когда иконописец принялся за работу, по благоговению и старческой немощи более уповая на помощь Божией Матери, чем на собственные силы, работа сначала шла успешно. Но когда были написаны одежды и он приступил к написанию Божественных ликов, работа остановилась: иконописец никак не мог написать лики хорошо. Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Матери Божией о помощи. Георгий так и поступил: он стал сугубо поститься и молиться.Однажды он провел весь день в молитве, а на следующее утро пошел в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы. Благоговейный трепет объял иконописца, и он не смел прикоснуться кистью к ликам, изображенным на иконе с полным совершенством. Известие о происшедшем чуде распространилось по городу, и множество народа стало приходить к чудесной иконе, так что инокам с трудом удалось перенести ее в свой дом. Иноки сообщили о случившемся Преосвященному Каллинику Миклеску, исполнявшему должность митрополита. Он освидетельствовал икону и признал совершившееся чудом. Было совершено водоосвящение и только тогда допустили народ к чудотворной иконе, от которой стали совершаться исцеления больных. Поклониться святой иконе Божией Матери приходили не только православные христиане, но и люди других исповеданий, в том числе и евреи. Так, одна еврейская женщина, которой грозила смерть, получив благодатную помощь от святой иконы, приняла святое Крещение со всем семейством. По дороге на Афон от святой иконы Самонаписавшейся также совершались чудеса. В г. Галаце один художник, узнав об иконе, высказал неверие в ее чудотворную силу. Когда он подошел к иконе, то увидел лик Божией Матери переменившимся и столь грозным, что пришел в ужас и раскаялся. Когда иноки вернулись в свой скит, то застали одного из братии тяжело болящим: он едва подавал признаки жизни и не мог даже говорить. Его поднесли к принесенной чудотворной иконе, а в келию он вернулся уже сам. Также происходили и другие исцеления больных и бесноватых.

http://pravicon.com/info-598

Икона Самонаписавшаяся (Продромитисса, Ясская, Молдавская Афонская) - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Самонаписавшаяся (Продромитисса, Ясская, Молдавская Афонская) - обсуждение в форуме Эта страничка относится к разделу Икона Пресвятой Богородицы Самонаписавшаяся (Продромитисса, Ясская, Молдавская Афонская) В форуме уже открыты темы, связанные с этой иконой. Вы можете присоединиться к уже начатому обсуждению: самонаписавшаяся (2013-11-27) . Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-289] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Самонаписавшаяся (Продромитисса, Ясская, Молдавская Афонская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-289-forum

Икона, находящаяся в Молдаванском скиту, на Афоне [Самонаписавшаяся, Продромитисса, Ясская, Молдавская Афонская, Молдавская Румынская] Она написана чудесным образом. Однажды игумен сего монастыря, будучи в Молдавии, пожелал найти благочестивого живописца, чтобы заказать ему икону Пресвятой Богородицы для обители. Такой живописец был найден. Это был престарелый человек. Игумен просил его писать икону только натощак и писать ему одному, без посторонней помощи. Живописец начал писать, но никак не мог изобразить самого лика Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Старец сильно скорбел по сему случаю. Скорбели вместе с ним и иноки, ждавшие, когда будет написана икона. Они посоветовали старцу обратиться за помощью к Пресвятой Богородице. Живописец постился и молился, и вот однажды, после утренней молитвы, приходит он в свою рабочую и, к удивлению и радости, видит, что лики Богоматери и Спасителя изобразились сами собой. Живописец возблагодарил Царицу Небесную. Слух о чуде быстро разнёсся по городу, и народ во множестве стал собираться для поклонения св. образу. Вскоре эта икона начала ознаменовывать себя чудесами. Икона, именуемая Нерушимой Стеной Эта икона сделана из мозаики на стене под сводом над горним местом главного алтаря в Киево-Софийском соборе. Богородица изображена на золотом мозаичном фоне во весь рост, без Богомладенца, стоящей на четырёхугольном золотом камне с воздетыми руками. Названа икона Нерушимой Стеной, потому что в продолжение восьми веков осталась неповреждённой. Вот как описывал эту икону известный путешественник Муравьёв: «Рост Её (Богородицы) исполинский, как и все Её дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Её защите. Небесного цвета Её хитон, червлёный пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слёз. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Её головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, во знамение Её покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь незаходимого Света, была для нас зарею незаходимого Солнца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Изд., лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 481; Т. 2. С. 43; Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου Ε. Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων. Αθναι, 1996. Σ. 166, 494. А. Ю. Никифорова Иконография А. изображается как старец-преподобный с длинной бородой. Представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 399) - с воздетыми в молении руками (орант); на миниатюре Минология (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 59, нач. XI в.); во фресках мон-ря Неа-Мони на Хиосе, сер. XI в.; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.,- в рост; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 100, XV в.) - в рост, в правой руке держит крест, левая сложена в жесте приятия благодати. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. 66). Иконогр.: Kaster K. S.//LCI. Bd. 5. Sp. 298; MenolBas. Torino, 1907. Tav. 399; Wehofer T. M. Untersuchungen zum Lied des Romanos auf die Wiederkunft des Herrn//SAWW. 1907. Bd. 5. 154. S. 11-15; Тренев Д. К. , Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология XI в. 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. IV, 13; Менолог. С. 275, 356; Евсеева. Афонская книга. С. 277. 123; Ерминия ДФ. С. 173. Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская

http://pravenc.ru/text/62824.html

574-575 575-576 576-577 577-579 ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская 579-587 587-595 ПАРАСКЕВА [Венеранда, Венера, Венерия, Венерина], (II в.), прмц. Римская (Сицилийская) (пам. 26 июля) 595-597 ПАРАСКЕВА (Макарова Параскева Кузьминична; 1878-1938), послушница, прмц. (пам. 22 февр. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 597-598 ПАРАСКЕВА мц. Римская (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики ПАРАСКЕВА Степановна Кочнева (1890-1939), мирянка, мц. (пам. 26 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА Ивановна Фёдорова (1882 - 1938), мц. пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 598-599 ПАРАСКЕВА (Матиешина Параскева Федоровна; 1890 (по др. данным, 1888) - 1953), мон., преподобноисп. (пам. 22 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА (XVI в.), прав., Пиринемская, Пинежская (пам. в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице) 600-602 ПАРАСКЕВА (в миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807 - 1915), Дивеевская, более известна как Паша Саровская, блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых) 602-605 ПАРАСТАС наименование панихиды, принятое в западнорус. (украинских и белорусских) изданиях Требников и Псалтирей, включая униатские ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса 605-610 ПАРЕМИЯ [притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения 610-611 611-612 ПАРЕХИ исторический муж. мон-рь (VI/IX-XVI вв.) Анчийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 612-613 ПАРИЖСКАЯ ПСАЛТИРЬ одна из самых знаменитых рукописей в истории визант. искусства; получила свое название по месту хранения в Национальной библиотеке Франции в Париже (Paris. gr. 139)

http://pravenc.ru/vol/liv.html

(Михаила Г.) Румынский язык и культура в Юго-Вост. Европе. Бухарест, 2001. С. 403-408; Милин Ж. O српском Никодиму и о рукописном преписаном 1404-1405 у манастиру Водица, в pyмyhckoj Нови Сад, 2002; Cantacuzino Gh. I. Mnstirea Tismana. Bucur., 2004; Muntean V. Bizanul i românii: Cercetare comparativ privind organizarea mnstirilor. Iai, 2005; idem. Sf. Nicodim de la Tismana - noi conturri//Altarul Banatului. Ser. nou. Timioara, 2006. An. 17(56). N 7/9. P. 7-10; Р. Пут светог Никодима. Београд, 2007; Tomoniu N. N. Sfântul Nicodim de la Tismana: Noi cercetri privind biografia primului arhimandrit al sfintei mnstiri Tismana. Craiova; Bârda, 2010; Negr u E. Cultul suveranului sud-est european i cazul rii Româneti: O perspectiv artistic. Iai, 2011. P. 123-130; Brusanowski P. Dreptul ctitoricesc//Monahismul ortodox românesc/Ed. M. Pcurariu, N. Edroiu. Bucur., 2014. Vol. 1: Istoria monahismului românesc de la începuturi pân în prezent. P. 543-572; Simion V. Arta prelucrrii metalelor preioase în România. Orfevrria de cult//Ibid. 2016. Vol. 2: Contribuii ale monahismului ortodox românesc la nivel naional i international. P. 919-945; Fahl S., Fahl D. Isaija Sladkaja Besda - der Übersetzer des Corpus Areopagiticum?//ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 199-219. М. Антон Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2565606.html

поезия»//Литературна мисъл. София. 1976. 7. С. 35-54; Краева Б. Рилският книжовник мон. Спиридон//Старобългарска лит-ра. 1978. Кн. 3. С. 119; Мавродинова Л. Земенската църква. София, 1980. С. 14; Грозданов Ц. Портрети на светителите од Makeдohuja од IX-XVIII в. Ckonje, 1983. С. 161-163; Райков Б., Кодов Х., Христова Б. Славянски ръкописи в рилския ман-р. София, 1986; С. Свети Срби. Kparyjebaц, 1989. С. 22-24; Поп-Атанасов Г. Непознат препис од службата на Joakuм Осоговски со Климентовиот канон за Eфmuмuj Велики//Спектар. Ckonje, 1990. Бр. 16. С. 5-31; Jakuмobcka М. Одразот на култот на св. Joakuм Осоговски во писмената и културна mpaдuцuja во Makeдohuja//Спектар. 1993. Бр. 21/22. С. 38; она же. Св. Joakuм Осоговски. Ckonje, 1997; Поповска-Коробар В. Претстава на северномакедонски пустиножители//Културен живот. Ckonje, 1994. 1. С. 36; она же. Лесновски ман-р св. Архангел Михаил и св. Гаврил Лесновски. Ckonje, 2000. С. 37, 79; Б. Старо Нагоричино. Београд, 1993. С. 25-27; Гергова Е. Пространното житие на св. Йоаким Осоговски - структурно-типологични наблюдения//Старобългарска лит-ра. 1994. Кн. 28/29. С. 78-85; она же. Химнографските произведения за западнобълг. анахорети като белег за култа към тях//Свети места на Балканите. Благоевград, 1996. С. 31-37; Узунова Е. Историята на един новонамерен ръкопис: Хилендарският препис на житието на Йоаким Осоговски-Сарандапорски от 1789 г.//Старобългаристика. 1996. 2. С. 3-42; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 148, 189, 385, 405; Muxajлobcku J. Десет века св. Joakuм Осоговски. Куманово, 2005; Ucmopuja на бълг. средновек. лит-ра/Съст.: А. Милтенова. София, 2008 (по указ.). А. А. Турилов, Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/468939.html

112 На втором Соборе председательствовали: Иоанн Кантакузен, Иоанн Палеолог и Патриарх Иоанн Калека, присутствовало много Епископов, Августе того же года (1341). Он подписант, Патриархом Калекой, шестью Митрополитами и несколькими Епископами. Определении Собора состоят в следующем: 1. «принимаем преданное древними (отцами), что. Бог есть действующий, Божеству принадлежит действие, ни одно из трех Лиц не есть действие». 2. «Принимаем также, что неимеющее силы или действия не есть что–нибудь и не может себя полагать и приводить в движение. А то, что имеет (что–нибудь) сколько–нибудь отлично от того, что имеется.» (Dionys. Pelav. opus de Theol. dogmat. T. I, pag. 95, 96. histor. Bysant. Cantacuz. Vol. I, pag. 556, 557. Annot. ad hist. Cantacuz. Graetser. Vol. hist. III, pag. 503. Biblioth. Graec. Fabric. Vol. X, ed. 1721. Hamburg, pag. 454. Petr. Lambec. commentar, manuscript, de Bibl. Vindobon. Vol. VI, ed. 1780, pag. 66, 67. στορ. Μελετ. τομ. 3, S. 212.) 113 На третьем соборе председательствовали с начала Императрица Анна и Иоанн Палеолог, а потом Иоанн Кантакузен, было много Митрополитов, Сенаторов и народа. Определения Собора подписали: одинадцать Митрополитов и тридцать Епископов. В конце их подписался Иерусалимский Патриарх Лазарь. (Hist. Cantacuz. Vol. II, pag. 604–614. Vol III, ed. Rom 1832 , pag. 20–27. Annot. Boivin, ad hist. Cantacuz. Vo. hist. III, pag. 507, 508. hist. Greg. Vol. II, pag. 568–785. Annot Boivin, ad hist. Gregor. Vol. hist.II, pag. 1289, 1290. Церковн. Истор. Кедрин. III часть лист 94, 95. Claud. Fleur, hist. Eccl. Tom. XXIII, pag. 537, 538, 604, 605. Petr. Lambec. commentar· de. Bibl. Vindobon. Vol. VI. ed. 1780, pag. 62.) 114 Житие и писания Молдавск. старца Паисия Величков: Москва 1847 года стр. 176. ορ. κκλ. Μελετ. τομ. 3, S. 212, – На соборе четвертом председательствовали: Императоры Иоан Кантакузен и Иоанн Палеолог и Патриарх Каллист; присутствовали: двадцать два Епископа и множество народа благородного сословия (Hist. Gregor. Vol. II, pag.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

и александрийского патриарха Космы 1703 г., – обе из синайских рукописей, о) выписки из печатной греческ. книги: « Το μαχαρ. κα σοφοτ. πατραρχου Νεκταρου πρς τς προσκομιθεσας θσεις παρ τν ν εροσολμοις φρατρων δι Πτρου..., ρ) подлинная сербская записка о посещении печским патриархом Арсением Черноевичем Синайской горы с 2-мя греческими приписками на обороте (стр. 371–508). μ) Перечень хрисовулов молдавск. и валашских господарей, русских царей, а также турецких актов и затем французских официальных бумаг времени оккупации Египта французами (стр. 509–515), с маленькой заметкой к географии Космы Индикоплевста (на стр. 516). ν) Надписи путешественников на книгах Синайской, вновь открытой библиотеки и в Джувании (стр. 517–525). ξ) Епископы Синайской горы, посвященные александрийскими патриархами (стр. 525). о) Перечень и содержание актов и царских грамот, хранящихся в синайском Джуванийском подворье и в Синайском монастыре в хронологическом порядке (стр. 526–539). π) «Перечень монахов Синайской обители» (стр. 539–542). р) Выписки из разных сочинений о Синайском монастыре (стр. 543–546). σ) Официальные сведения о греческом монастыре в Киеве и о принятии болгар в киевскую духовную семинарию (стр. 547–558). τ) Отмеченная выше грам. Иеремии патриарха Константинопольского на 5-ти листах подлинной рукописи XVI в. (стр. 560–568). υ) Выписки из географии (кн. III) Птоломея, а потом из сочинений: Епифания, Евсевия, Плиния, Бетарта и Нибура (стр. 569–574). φ) Снимки с печатей молдавских господарей Александра Доброго и Петра Рареша. χ) Путь от Каира до Хеврона через Синайский монастырь (стр.579–581). ψ) Синайские бедуины, – черновая (стр. 583–589). ω) Часть черновой из истории Синая (стр. 591–647). αα) Из Абутига. Церкви Абутиг-епархии, – статистические таблицы на 7-ми листах, составленные самими архиереями (стр. 653–661). ββ) Мезении (стр. 667–668). γγ) Путь Ассирийский или торговый путь Аравийский (второй). δδ) Выписки из разных сочинений (стр. 687–698). εε) Отрывок из черновой истории Синая (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

6) Дееписания в архиве Афоно-Кастамонитского монастыря занимают 23 листа (стр. 261–305), на которых изложено следующее: α) Греческое повествование о монастыре (стр. 261–288). β) Краткое содержание 7-ми славянских актов (стр. 289–293) и 2 акта для истории Кастамонита (стр. 297–299). γ) Помощь России Кастамониту, по Муравьеву, ч. I, стр. 142 и 147. 2-я книга ( ΙΙΙΑ12а), состоящая из 745 листов (или 996 + 483 страницы + 5 листов), заключает в себе акты монастырей: Пандократора, Кутлумуша, Ставроникиты, Григориата, Дионисиата, св. Павла, Ксиропотама, Ксенофа и Дохиара. Акты первого монастыря занимают 24 листа (или стр. 2–48), на которых помещены: α) 9 греческих актов (135–1538 гг.), из которых некоторые даны византийскими императорами: Иоанном и Мануилом Палеологами, а также константинопольскими патриархами: Антонием (XIV в.), – 3 и Иеремией (1538 г.), с выписками из Turcograeciae Крузия и Orient. Christ. Лекиена. β) Помощь России Пандократору, по Муравьеву, ч. I, стр. 140, 164–165; ч. II, стр. 36, 41 и 45. 2) Архив монастыря Алипиева, соединенного с монастырем Кутлумушским занимает 42 листа, на которых помещены: α) 22 акта 1332–1641 гг., и выписка из Гаммера Hist. de l " emp Ottom. I; из этих актов на греческом языке царя Андроника Палеолога и константинопольских патриархов: Каллиста I, Нила (1387 г.), Антония (1395 г.), Иосифа(1428 г.). Все остальные акты на славянском языке: от сербского деспота Иоанна Углеши 1, валашск, господарей: Иоанна Бессараба 1, Иоанна Влада 1, Александра 1, Матфея Бессараба, и молдавск. Гавриила Могилы 1. β) Помощь России Кутлумушу, по Муравьеву, ч. I, стр. 140, 147; ч. II, стр. 91, 95–96 (стр. 121–122). γ) Выписки из Кутлумушской актовой книги (стр. 126–137). 3) Акты монастыря Ставроникиты занимают 18 листов (стр. 143–178), на которых помещено следующее: α) 8 греческих актов 1533–1819 гг. β) Помощь России Ставроникитскому монастырю, по Муравьеву, ч. I, стр. 140; ч. II, стр. 218, и одна греческая выписка из монастырского диптиха о поминании русских благотворителей: Третьяковых ( Τρικιακφ) и др., 1814 г. γ) «Мои заметки в бытность мою в Ставрониките с 19 по 22-е мая 1846 года» (стр. 177–178).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004