Первым архиереем Н. и Д. е. стал митр. Екатеринославский Гавриил (Банулеску-Бодони), живший в полтавском в честь Воздвижения Креста Господня монастыре . 21 дек. 1797 г. архиерей получил титул: «митрополит Новороссийский и Днепровский», Полтава перешла из Екатеринославской епархии в Черниговскую. 31 дек. Синод издал указ о пребывании митр. Гавриила в Новомиргороде в «казенном доме, прежде принадлежавшем генералу Теккелию» ( Беднов. 1908. Вып. 4. С. 275) (перемещения епархиальных учреждений из Полтавы в Новомиргород добивались как митр. Гавриил, так и губернатор Новороссийской губ.). 25 янв. 1798 г. митр. Гавриил переехал из Полтавы в Новомиргород вместе с консисторией и со штатом кафедрального собора. На средства властей в центре Новомиргорода, в особняке «усмирителя» Запорожской Сечи генерал-аншефа П. А. Текели, был устроен архиерейский дом. Консистория в Новомиргороде начала работу в марте 1798 г., 15 марта 1798 г. в бывш. доме вице-губернатора Вознесенского наместничества начались занятия в епархиальной Новороссийской семинарии. Статус кафедрального получил Николаевский храм бывш. Новомиргородской крепости, построенный в 1772 г. на месте храма бывш. Новомиргородского гусарского полка, существовавшего с 1752 г. В 1799 г. митр. Гавриил занял Киевскую кафедру. С 1 окт. 1799 г. Н. и Д. е. управлял еп. Афанасий (Иванов; с 1801 архиепископ). Он завершил устроение семинарии, ректором к-рой стал прот. Иоанн Башинский. В епархии с 1792 г. существовала Новогригорьевская Бизюкова муж. пуст. (см. Бизюков Пропасной во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужской монастырь ), статус загородного архиерейского дома получил ставший в 1791 г. заштатным Самарский Пустынный во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . Самарский Пустынный мон-рь обеспечивал епархиальные учреждения продовольственными запасами. Кроме того, на содержание Новомиргородского архиерейского дома Синод указом от 21 дек. 1797 г. выделил Бирзолов хутор близ Новомиргорода, а также Несторовскую мельницу и прилегающие к ней рыбные ловли на р. Южный Буг близ с. Константиновка Ольвиопольского у.

http://pravenc.ru/text/2577857.html

Свято-Троицкий кафедральный собор (Энгельс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Покровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Энгельсе Саратовской области. Содержание История [ править править код ] Каменная Свято-Троицкая церковь в Покровской слободе Саратовской губернии была заложена в 1816 году. Строительство закончилось к началу 1825 года. В мае того же года церковь была освящена по указу Пензенской духовной консистории архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря Арсением. Церковь была построена тщанием прихожан. Колокольни у церкви первоначально не имелось, престол был один – в честь Живоначальной Троицы. В 1850 году церковь была перестроена и стала трехпрестольной. Правый престол освящен во имя святой великомученицы Екатерины, левый – в честь Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были возведены каменные колокольня и ограда. С 1853 года причт, на который первоначально никаких средств не отпускалось, начал получать жалование от казны. 1 января 1851 года заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский, в который входила Покровская слобода, и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном – переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской. В 1859 г. было открыто мужское училище, где учили детей письму и арифметике, в 1891 г. – женская школа грамоты, затем – церковно-приходская школа. Ктитор храма, покровский купец Николай Алексеевич Ухин (1836 – 1914), передал приходу один из своих домов, в котором была устроена женская второклассная школа. В 1904 году при ней была открыта домовая церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Серафима Саровского, приписанная к Свято-Троицкому храму. Н. А. Ухин в знак признания его заслуг перед Церковью был удостоен чести быть погребенным в ограде храма. В годы Советской власти: В 1921 году в Свято-Троицкой церкви состоялась диаконская, а год спустя – иерейская хиротония преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), определенного на служение в этот храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Феофил, епископ Самарский и Ставропольский (Надеждин Федор Иванович) Родился в семье дьячка Пушкарской слободы города Данкова Рязанской губернии. Образование получил в Рязанской духовной семинарии в 1824–1829 годах. 15 августа 1829 года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1830 году уволился из академии по болезни. В 1831 году вновь принят в академию. 19 ноября 1831 года принял монашество. 29 ноября 1831 года рукоположен во иеродиакона. 29 июля 1833 года рукоположен во иеромонаха. 6 октября 1833 года, по окончании академии со степенью магистра, назначен инспектором и учителем Волынской духовной семинарии. С 16 января 1834 года по 11 ноября 1835 года исполнял обязанности смотрителя Острожских духовных училищ. В 1838 году определён соборным иеромонахом Александро-Невской лавры. 19 февраля 1840 года возведён в сан архимандрита. В 1841 году назначен ректором Полтавской духовной семинарии. 3 апреля 1850 года перемещён ректором Курской духовной семинарии и назначен настоятелем Рыльского Николаевского монастыря, в конце того же года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В 1851 году определён ректором Нижегородской духовной семинарии и настоятелем Нижегородского Благовещенского монастыря. На всех местах служения был членом консистории и цензором проповедей. Феофил принимал близкое и сердечное участие в нравственном и материальном состоянии вверенных ему духовно-учебных заведений. 13 января 1857 года хиротонисан во епископа Самарского и Ставропольского. С 4 октября 1858 года ему поручалось временное управление Симбирской епархией. С 15 октября 1863 года ему поручалось временное управление Саратовской епархией. В Самаре епископ Феофил построил три церкви и учредил духовное училище. Скончался 31 декабря 1865 года. Труды: Опыт соглашения некоторых мест Евангелия, в которых евангелисты по-видимому противоречат друг другу (магистерское сочинение). Слово в день Святой Пасхи; Слово в день Преполовения; Слово в день освящения храма; Слово заложение храма;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чагринский. Покровский Александров-Чагринский монастырь. Чагринский скит Чубовского монастыря Существующие храмы монастыря: Утраченные храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Чагринский Покровский монастырь — женский православный монастырь Самарской и Ставропольской епархии, действовавший в конце XIX — начале XX века в Николаевском уезде Самарской губернии. Был широко известен как место служения священника Александра Юнгерова, впоследствии причисленного к лику святых. Известный как чудотворец, своими проповедями он привлекал в монастырь тысячи паломников со всей России.  Первым храмом обители стала деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная при основании общины в 1869 году. В 1871 году к ней с правой стороны был пристроен придел, освящённый епископом Гурием 6 июня 1875 года во имя Николая Чудотворца. Храмовые праздники отмечались 1 октября в главном престоле и 9 мая в приделе. В 1901 году на средства монастыря и пожертвованные протоиереем Александром Юнгеровым 16 тысяч рублей началось строительство нового храма — трёхпрестольной деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство было окончено в 1907 году, и 3 июня был освящён главный престол. На следующий день, 4 июня, был освящён правый придел во имя святителя Николая Чудотворца, и 8 мая 1909 года во имя Казанской иконы Божией Матери был освящён левый придел. При храме имелась деревянная же колокольня. Храмовые праздники отмечались 1 октября в главном престоле, 9 мая в правом приделе и 8 июля в левом. В 1890 году была построена и 27 ноября освящена деревянная тёплая церковь во имя святого Архангела Михаила. Престольный праздник отмечался в ней 8 ноября. После установления советской власти монастырь был закрыт, все его постройки были конфискованы, а позднее разрушены. В 1922 году дома самарского монастырского подворья были муниципализированы и переданы под жилые помещения. 15 августа 1928 года по распоряжению Самарского окружного исполкома с Чагринской религиозной общиной был расторгнут договор на пользование церковными зданиями, которые отошли в ведение Чапаевского райисполкома. 

http://sobory.ru/article/?object=51955

Александровка, урочище. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1857 и 1860. В 1898 реконструирована. Год утраты:Не установлен. Архитектор: Т.С. Хилинский (реконструкция 1898) Адрес: Россия, Саратовская область, Ершовский район, урочище Александровка (8 км к западу от с. Дмитриевка) Координаты: 51.618056, 47.875833 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Александровка – ныне не существующее село в Ершовском районе. Русская владельческая деревня (сельцо) Александровка, также Голицино (Голицыно, Голицено, Голицинка), была основана в 1812 году на границе Николаевского и Новоузенского уездов. В 1857 году в Казённой Маянге был куплен разобранный старый молитвенный дом. Из этих стройматериалов в том же году тщанием прихожан в Александровке начали строить православную церковь. Окрашенный и крытый тёсом холодный деревянный храм имел колокольню и один престол во имя Рождества Христова, освящённый 10 (22) декабря 1860 года священником Иоанном Левитским. Причт состоял из настоятеля, проживавшего в общественном доме, и причетника, которому полагалась квартира. В селе в это время насчитывалось 89 дворов, 244 мужчины и 255 женщин, неподалёку проходил Балаковский тракт. До отмены крепостного права крестьяне принадлежали помещикам Рылеевым, которые в селе не проживали. После реформы 1861 года александровские крестьяне вышли на волю на четвертной дарственный надел от помещиков Дарьи Николаевны Банковской и Петра Александровича Рылеева и получили 443 десятины 1929 саженей удобной земли, 32 десятины 525 саженей неудобной земли и 2 десятины 471 сажень леса6. Административно село входило в Каменно-Сарминскую волость Николаевского уезда Самарской губернии. После образования в 1868 году деревни Новая Александровка той же волости село начали также называть Старой Александровкой.

http://sobory.ru/article/?object=52730

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Михайлович Сушков (1876, Верный (ныне Алматы) - 1921, Лепсинский у. Семиреченской обл. (ныне на территории Алакольского р-на Алматинской обл., Казахстан)), сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Окончил церковноприходскую школу. С 1893 г. служил псаломщиком в верненском кафедральном Софийском соборе. С 1896 г. проходил послушание иподиакона при Архиерейском доме в Верном. В 1899 г. призван на военную службу, был псаломщиком Николаевской военной ц. в г. Копал (ныне с. Капал) Семиреченской обл. После демобилизации в 1901 г. продолжал службу в том же храме как штатный псаломщик. В 1906 г. переведен в Николаевский храм в г. Коканд. С 1907 г. вновь служил псаломщиком в копальской Николаевской ц., затем переведен в Николаевский собор г. Лепсинска (ныне с. Лепси). В сент. 1916 г. рукоположен во иерея, был назначен настоятелем Михайловского храма с. Осиновка Лепсинского у. Во время гражданской войны заботился о вдове и детях убитого большевиками свящ. сщмч. Георгия Степанюка († 1918). В 1921 г. М. был схвачен красноармейцами, увезен в горы и там убит после жестоких издевательств. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. Лит.: Святые Талдыкорганские мученики//Никольский Благовест. Алма-Ата, 2010. 24(534). С. 3-4. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2563556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Андреевич Кравец (1885, г. Николаевск Самарской губ. (ныне г. Пугачёв Саратовской обл.) - 2.11.1937, Тартаульское отделение Карагандинского ИТЛ (Карлаг)), сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), протодиак. В 1907 г. окончил фельдшерскую школу. До 1914 г. работал продавцом у купца-мануфактурщика в Николаевске. В 1914-1918 гг., во время первой мировой войны, служил фельдшером на фронте. С 1918 г. проходил службу в рядах Красной армии. В 1921 г., еще находясь в армии, рукоположен в Саратове во диакона. После демобилизации направлен на служение в Николаевск. В 1923 г. арестован в Николаевске на 2 недели за «принадлежность к церковной общине Тихоновской ориентации» и за активную борьбу с обновленчеством. В 20-х гг. XX в. еще дважды был арестован в Саратове (2-й раз - в 1926 по обвинению в антисоветской агитации, но не был осужден). В 1930 г. Саратовским митр. Серафимом (Александровым) назначен на должность псаломщика в Петропавловскую ц. Саратова. Предположительно в это время митр. Серафим возвел П. в сан протодиакона, однако документально это не подтверждено. В авг. 1933 г. вслед за митр. Серафимом перешел в Казанскую епархию и был определен к Богоявленской ц. в Казани. 5 марта 1935 г. арестован в Казани по обвинению в том, что «систематически вел антисоветскую, антисемитскую агитацию, распространял провокационные, пораженческие слухи, через своего сына проводил дезорганизаторскую деятельность среди учащихся и внедрял сочувственные настроения к терактам над членами советского правительства». Постановлением особого совещания при НКВД СССР от 13 сент. 1935 г. приговорен к 3 годам ИТЛ и направлен в Карлаг. 19 сент. 1937 г. П. арестован в Карлаге на основании того, что он «входил в группу бывших священников, что и Никольский, распространял слухи, что их направили в «Тартаул» специально для гибели заключенных». Проходил по делу со свящ. сщмч. Леонидом Никольским, 8 священнослужителями и мирянином. Виновным себя не признал, но не отрицал факта исполнения молитв собственного сочинения перед верующими. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 31 окт. 1937 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение через 2 дня.

http://pravenc.ru/text/2580174.html

Берёзово. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Русское село Берёзовый Яр, современное Берёзово, было основано в 1706 году государственными крестьянами. В середине XVIII века в Берёзово переселились удельные крестьяне, образовав новую часть села. В разных источниках также встречаются альтернативные названия Берёзовая Лука, Берёзовый Гай и Никольское (по престолу церкви). Первая часовня в деревне была построена в 1777–1778 годах бродячим священником Дмитрием Васильевым без согласия Астраханской епархии. В часовне Васильев затем установил алтарь и служил в ней как в настоящей церкви. Первую полноценную церковь с колокольней в Берёзовом Яре возвели тщанием прихожан6 в 1784–1786 годах. Здание её было деревянным и имело один престол во имя Николая Чудотворца, который в 1789 году освятил протоиерей Георгий Осипов из Саратова. В 1826 году здание храма было тщанием прихожан перестроено. В 1859 году в Берёзове насчитывалось 250 дворов, 1218 мужчин и 1380 женщин. Село входило в 1-й стан Николаевского уезда, через него пролегал почтовый тракт из Николаевска в Вольск, работали церковь и почтовая станция. В 1880 году вместо обветшавшей старой церкви началось строительство новой. Возводили её иждивением прихожан шесть лет, новое здание было деревянным, с колокольней и отоплением, на 1880 человек. Строилось оно из привозимого из Балакова леса без гвоздей, с применением системы пазов и деревянных шпонок. При церкви была также построена сторожка, прихрамовую территорию обнесли оградой. Главный престол во имя Николая Чудотворца освятили 2 (14) октября 1890 года, придел во имя Покрова Божией Матери – 28 июля (9 августа) 1891 года. В причт храма входили священник, диакон и псаломщик, проживавшие в общественных деревянных домах с надворными службами. В храме имелась довольно большая библиотека, церковно-приходское попечительство существовало с 1883 года. В 1885 году в Берёзове открылось смешанное двухклассное министерское училище. Помимо православия в селе также был распространён раскол. Крупнейшей была община беспоповцев (более 400 человек), также имелись общины беглопоповцев (около ста человек) и раскольников австрийского толка (более 200 человек). Последняя была зарегистрирована Самарским Губернским Правлением 17 (30) июля 1907 года. После этого был возведён белокриницкий храм во имя Николая Чудотворца, 31 октября (13 ноября) 1910 года по завершении строительства колокольни были торжественно установлены шесть колоколов и крест.

http://sobory.ru/article/?object=52768

В день памяти великомученицы Варвары Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Владимирова) во епископа Балашовского 17 декабря 2011 г. 18:01 17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары и мученицы Иулиании, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Владимирова) во епископа Балашовского и Ртищевского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ; архиепископ Самарский и Сызранский Сергий ; архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Дмитровский Александр ; епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Пахомий (Брусков) , избранный и нареченный во епископа Покровского и Николаевского; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; игумен Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; игумен Исидор (Тупикин) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Саратовской митрополии и г. Москвы. На богослужении присутствовали: председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ; префект Центрального административного округа г. Москвы С.Л. Байдаков; а также министр-председатель Комитета общественных связей и межнациональной политики Саратовской области С.К. Авезниязов; депутат Государственной Думы ФС РФ от Саратовской области И.В. Архипов; глава Балашовского муниципального района Саратовской области Е.Ю. Щербакова; глава администрации Балашовского муниципального района Саратовской области С.В. Гнусарев; делегация духовенства и мирян Саратовской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1839854.ht...

Верхнеусинское. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1905 - 1915. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Красноярский край, Ермаковский район, село Верхнеусинское. Координаты: 52.242779, 93.021585 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Верхне-Усинский Николаевский приход открылся в 1884 году. Образовался он самостоятельно из поселенцев из разных мест России и Сибири. Историческое происхождение прихода таково: основателями села В.-Усинского считаются раскольники, бежавшие преимущественно от воинской повинности из Самарской, Томской и других губерний и разные бродяги Сибири, бежавшие с каторжных работ. Через несколько времени стали являться к ним православные переселенцы, которые и образовали православный приход. Первоначально немало приходилось православным терпеть притеснения и гонения из-за религии со стороны раскольников, которые под предводительством своего вожака Ивана Афанасьевича не желающих перейти в раскол убивали. Село В.-Усинское находится на реке Ус и со всех сторон окружено громаднейшими горами, которые тянутся на несколько сот верст. Местность здоровая, лесистая. Село В.-Усинское от Епархиального города находится в 600, от уездного в 300, от пароходной пристани в 300 и от почтового отделения " Григорьевки " в 180 вер. Волостное Правление и больница находятся в селе В.-Усинском же. Приход состоит из села, дер. Нижне-Усинской и поселков Гогуль и Моховского. Деревня Н.-Усинская образовалась одновременно с В.-Усинским и состоит вся почти из раскольников. Поселки Гогуль и Моховский образовались недавно, приблизительно лет 15-20 тому назад. Жителями их являются инородцы Абаканской управы и русские поселенцы. От села эти поселки находятся - первый в 35 в., а второй в 80. Деревня Н.-Усинская находится в 2-х вер. от села.

http://sobory.ru/article/?object=58126

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010