Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда оставался в городе. Служил литургии и другие уставные службы, часто по священническому чину, молебны, панихиды; постоянно проповедовал, беседовал с каждым, кто к нему обращался, ободрял, утешал, напутствовал умирающих. Часто выступал с патриотическими посланиями. За патриотическую деятельность в дни блокады вместе с группой ленинградского духовенства 11 ноября 1943 г. награжден медалью «За оборону Ленинграда». После кончины Святейшего Патриарха Сергия, 15 мая 1944 г., Священным Синодом назначен Местоблюстителем Патриаршего престола. 2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 4 февраля в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. В послевоенные годы при Патриархе Алексии восстанавливались разрушенные войной храмы, возобновлялось церковное издательское дело, открывались духовные школы, восстанавливались связи с православными соотечественниками в рассеянии. В июле 1947 г. по просьбе Патриарха Алексия в Патриарший Богоявленский собор были переданы из музейного хранения мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в том же году по благословению Святейшего Патриарха перенесенные в Вильнюс. В 1947 г. торжественно отмечалось 800-летие Москвы. В ознаменование этой даты, также по просьбе Патриарха Алексия, из Успенского собора Кремля в Богоявленский собор были перенесены мощи свт. Московского Алексия. В последующее десятилетие по просьбам Патриарха и правящих архиереев в православные храмы из запасников музеев в отдельных случаях возвращались святые мощи, чудотворные иконы и другие святыни. При Патриархе Алексии началось восстановление монашеской жизни. Его трудами Церкви была передана Троице-Сергиева лавра. В пасхальные дни 1946 г., после 25-летнего перерыва, в ней возобновились богослужения, братии монастыря были переданы мощи прп. Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Алексий уделял большое внимание делу издания церковных книг. При нем вышли в свет два издания Библии и отдельно Новый Завет на русском языке и ряд богослужебных книг (Типикон, Требник, Служебник, Минея, Октоих, Часослов и др.), стали выходить ежемесячные церковные журналы — «Журнал Московской Патриархии», журналы зарубежных экзархатов, сборник «Богословские труды».

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

В выступлении Главы государства также отмечалось, что к выборам Патриарха Русская Православная Церковь подошла сильной, восстановившей свою целостность и каноническое единство. «Огромная заслуга в этом принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и митрополиту Лавру, и, конечно, всем вам — всему православному духовенству, — подчеркнул Д.А. Медведев. — Подписание в мае 2007 года в Москве Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью положило конец трагическому разделению русского народа и придало одновременно решающий импульс консолидации русского мира, еще крепче связало наших соотечественников по всей земле». Президент России также обратился со словами приветствия к Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, поблагодарив их за неустанную заботу о сохранении традиций и духовных сокровищ Православия. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул: «В основе всех наших достижений и побед, представлений об уверенном развитии государства в будущем лежит нравственная сила российской нации, вера в идеалы добра, любви и справедливости. Источником этой силы на протяжении многих веков является Русская Православная Церковь. Без всякого сомнения, так будет и впредь». В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл от лица епископата, клира, мирян Русской Православной Церкви, от лица членов Поместного Собора сердечно поблагодарил  Главу государства за внимание, которое государственная власть России проявила к событиям церковной жизни, совершившимся в последние дни. «Сердечно благодарю Вас за слова, которые Вы сейчас произнесли. Как в капле воды отражается солнце, так в ваших словах отображен весь наш опыт церковно-государственных отношений, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. — Это сложный путь. Его истоки — в Византии. Когда лучшие умы Церкви и лучшие умы государства работали над формированием модели церковно-государственных отношений, они использовали для  ее описания замечательное слово “симфония”. Это понятие предполагает гармоничное сочетание интересов, распределение ответственности, и очертания симфонии запечатлены в каноническом предании Православной Церкви».

http://foto.patriarchia.ru/church/pomest...

Определением Священного Синода от 29 июля 1986 г. назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением управления Таллинской епархией, одновременно уволен с должности управляющего делами Патриархии, позднее освобожден от должности председателя Учебного комитета. В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Ленинградским совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, стали возвращаться Церкви святыни, храмы и монастыри, в частности были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 3 мая 1990 г. почил о Господе Патриарх Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 г. колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Через несколько дней после интронизации, 14 июня, Патриарх отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление св. прав. Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где погребен угодник Божий. Возвращение Церкви к широкому общественному служению — во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Одно за другим следовали значительные события: обретение мощей преподобного Серафима Саровского, обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского и возвращение их в Белгород, обретение мощей Святейшего Патриарха Тихона и торжественное перенесение их в Большой собор Донского монастыря, обретение в Троице-Сергиевой лавре мощей святителя Московского Филарета и преподобного Максима Грека, обретение нетленных мощей преподобного Александра Свирского. За годы своего служения Патриарх Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

На годы служения Святейшего Патриарха Алексия выпал огромный труд по умиротворению церковных расколов. В 1946 г. окончательно исчезло обновленчество. Под омофор Святейшего Патриарха вернулись многие из тех, кто отделился от Московской Патриархии после опубликования «Декларации» 1927 г. В частности, епископ Афанасий (Сахаров), имевший особенно высокий авторитет среди оставшихся в живых «непоминающих», т.е. архиереев и священников, не возносивших за богослужением имени заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Особое значение имело упорядочение внутрицерковной жизни на территориях, присоединенных к СССР в 1939-1940 гг., а также на оккупированных немецкими войсками территориях в Прибалтике, Молдавии, Западной Украине, Западной Белоруссии. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в мае-июне 1971 г., была отмечена воистину подвижническая деятельность Патриарха Алексия, приведшая к выдающемуся событию в жизни Церкви — возвращению в Православие греко-католиков Галиции и Закарпатья и прекращению Брест-Литовской и Ужгородской уний. 4 апреля 1946 г. по предложению Патриарха Алексия Священным Синодом был учрежден Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС). Председателем ОВЦС стал митрополит Николай (Ярушевич), 21 июня 1960 г. на этот пост был назначен архимандрит Никодим (Ротов), вскоре хиротонисанный во епископа Подольского. Много потрудился Патриарх Алексий для единства вселенского Православия. Он совершил ряд паломнических поездок на Святую Землю, в Египет и в страны Ближнего Востока, посетил братские Православные Церкви. В годы Первосвятительского служения Патриарха Алексия было положено начало контактам с Римско-Католической Церковью. Установились активные связи и с древними нехалкидонскими Церквами Востока, а также с протестантским миром. Русская Православная Церковь даровала 23 ноября 1951 г. автокефалию Православной Церкви в Чехословакии, 23 ноября 1956 г. автономию Китайской Православной Церкви, 10 апреля 1970 г. автономию Японской Православной Церкви. 5 мая 1957 г. Патриархом Алексием были восстановлены молитвенно-канонические отношения Русской Церкви с Финляндской Православной Церковью, нарушенные последней в 1922 г.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

«Особо хочу приветствовать педагогический состав и учеников школы Афониада, расположившейся в пустующих корпусах скита, — сказал далее Предстоятель Русской Православной  Церкви. — Желаю учащимся укрепляться в вере и разуме, под мудрым руководством монахов познавать красоту Православия, в том числе на примере этого благолепного собора». Отметив значение школы, Святейший Патриарх, в частности, упомянул, что русские монахи могли бы учить  в ней греческий язык, который является основным языком общения на Афоне. Его Святейшество преподнес обители на молитвенную память икону Пресвятой Богородицы «Касперовская». Далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проследовал в архондарик, где состоялась его беседа с братией скита. Андреевский скит на Святой Горе Афон расположен неподалеку от Кареи, административного центра Афона. Другое название скита — Серай, то есть «дворец». До XV века на его месте располагался монастырь святого Антония, упоминаемый еще в первом Уставе Святой Горы. После разорения обители пиратами ее сменила келья, из братии которой вышли два Патриарха Константинопольских: святитель Афанасий III (†1614) и Серафим II (†1768). Святой Патриарх Афанасий жил в Серае на покое, скончался он, находясь в паломническом путешествии к святыням России. Мощи его почивают Благовещенском кафедральном соборе Харькова. В 1841 году келья была приобретена русскими монахами Виссарионом и Варсонофием и в дальнейшем преобразована в общежительный скит. Обитель пользовалась покровительством российской царской семьи. К началу XX века численность братии достигала 800 человек. В связи с событиями, связанными с движением имяславцев, и революцией в России наметился кризис, приведший к запустению скита. Значительный ущерб скитскому комплексу был нанесен пожаром 16 августа 1958 года. Последний монах из старой русской братии Сампсон скончался в 1971 году. После этого двадцать лет скит стоял пустым, подвергаясь разорению; его знаменитая коллекция икон пропала. Возрождение скита началось в 1992 году. Ныне на его территории располагается «Афониада» — среднее учебное заведение для мальчиков.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Среди особых причин, побудивших его посетить Анкару, Святейший Патриарх Кирилл назвал высокий уровень отношений, который сегодня складывается у Российской Федерации и других стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата, с Турецкой Республикой. Он выразил удовлетворение результатами переговоров с представителями государственной власти этой страны. «Мы наметили определенный план совместной деятельности, в частности, связанной с увеличением количества паломников из России, а может быть и из других стран, таких, как Украина, Беларусь, которые могли бы посещать Турцию не только для того, чтобы отдыхать или заниматься коммерцией, но и для того, чтобы посещать святые места», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси и отметил, что только Святая Земля может сравниться по количеству святых мест с Турцией. Он также подчеркнул, что очень важно обеспечить условия для паломнических поездок, которые могли бы сопровождаться в том числе и совершением богослужений. «Это нечто новое для Турецкой Республики, но это необходимое условие для того, чтобы реально развивалось паломничество, а потенциал такого паломничества просто огромен», — подчеркнул Святейший Владыка. Он также сообщил, что в ходе визита широко обсуждалась тема пастырского окормления русских и русскоязычных людей, проживающих в Турции. «В одном только районе — Анталии — на постоянной основе живут более 15 тысяч человек. Есть и другие места, где компактно проживают россияне, русские люди, русскоязычные люди, и возникает очень серьезные вопросы, связанные с духовной жизнью этих людей, — отметил Предстоятель. – Большинство из них православные, они нуждаются в том, чтобы иметь храмы, места молитвы, чтобы у них были священники. Мы имели соответствующие совместные размышления на эту тему со Святейшим Патриархом Варфоломеем, и нам удалось договориться о принципах взаимодействия для того, чтобы духовно поддерживать этих людей». «Сегодня я также получил очень важное свидетельство и от правительства Турции о готовности откликаться на наши просьбы обеспечивать духовные нужды православных людей, которые сегодня живут в Турции и которые появятся в недалеком будущем», — сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. Он также отметил, что выразил озабоченность ситуацией, которая имеет место в связи с закрытием богословской школы на острове Халки. «Я сказал, что следует поддерживать религиозные права меньшинств во всех странах, и выразил надежду на то, что наши мусульманские собратья будут содействовать реализации прав религиозных меньшинств», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

«Мы знаем о ваших усилиях в Сирии и очень ценим вашу работу в этом регионе», — обратился Святейший Патриарх Кирилл к президенту Международного Комитета Красного Креста. Помимо оказания гуманитарной помощи пострадавшим людям в Сирии, в Русской Церкви считают важным участие в восстановлении страны, в том числе реставрации храмов и монастырей, также отметил Его Святейшество. К примеру, уже собраны и направлены средства на восстановление женского монастыря святой Феклы в Маалюле. Кроме того, Церковь оказывает помощь пострадавшим от военных действий на Юго-Востоке Украины. «Когда в этом регионе вспыхнул очень острый гражданский конфликт и, к сожалению, с обеих сторон стало употребляться оружие, когда появились жертвы и несчастные люди, мы, конечно, стали заниматься оказанием помощи всем, кто пострадал в этом конфликте», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В частности, были организованы сбор средств и доставка гуманитарных грузов пострадавшим от военных действий, в первую очередь беженцам. Собранные средства направляются на покупку жилья, одежды и обуви, продуктов, на оплату лечения и приобретение лекарств. В оказании помощи активно участвует молодежь из объединения «Православные добровольцы». Кроме того, совместно с евангелистской Ассоциацией Билли Грэма Отделом внешних церковных связей был реализован масштабный проект помощи пострадавшим в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины, которые получили приют на территории Российской Федерации. Активная помощь пострадавшим оказывается и со стороны Украинской Православной Церкви. Приоритетным направлением социальной деятельности Русской Православной Церкви является поддержка находящихся в кризисной ситуации беременных женщин и матерей с детьми. По всей стране создаются «Дома для мамы» и открываются гуманитарные центры, в которых могут найти помощь женщины, отказавшиеся от аборта и сохранившие жизнь своего ребенка. Среди других важных направлений служения Церкви в социальной сфере — реабилитация наркозависимых и помощь бездомным людям, отмечалось в ходе встречи.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Он преподнес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу памятные дары от братии обители — епитрахиль, омофор и поручи. «Для меня является особым благословением Божиим, что я посещаю Святую Гору в Пасхальные дни, — сказал в свою очередь Его Святейшество. — Радость праздника для меня усугубляется прикосновением к древним христианским святыням, который хранит в себе Афон, к размеренному монашескому житию, так отличающегося от нынешнего городского темпа жизни. С благоговением посещаю этот скит, посвященный святому апостолу Андрею Первозванному и преподобному Антонию Великому, этот величественный храм, созданный как приношение русского благочестия Святой Горе». Обратившись к истории скита, Святейший Патриарх отметил: «Над укреплением монашеской жизни здесь успели потрудиться русские святогорцы — игумен Виссарион и иеромонах Варсонофий, приобретшие келью Ватопедского монастыря, известный русский духовный писатель А.Н. Муравьев, добившийся для бывшей кельи статуса скита, архимандрит Феодорит, при котором был заложен Андреевский собор, монах Иннокентий (Сибиряков), пожертвовавший все свое состояние на его строительство. Как и вся Святая Гора, эта обитель переживала периоды расцвета и упадка. Не обошли ее стороной и стихийные бедствия. Одним из самых тяжелых периодов для скита стала вторая половина XX века. Так случилось, что в силу политических обстоятельств того времени не было возможности для пополнения братии обители, и когда скончался последний инок, некому было прийти на его место». Русская Православная Церковь не осталась равнодушной к бедственному положению русских святогорцев, активно выступая за поддержку монашеской жизни в Андреевском скиту, напомнил Святейший Владыка. «Моему предшественнику блаженнопочившему  Святейшему Патриарху Алексию II  доставило большое огорчение видеть запустение этого места. Я же с удовлетворением отмечаю возрождение обители. Возобновлено богослужение, постепенно здания приводятся в порядок, скит постепенно обживается, наполняется братией, в составе которой есть выходцы из стран канонической ответственности Русской Православной Церкви», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, выразив надежду, что число насельников скита будет умножаться.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл упомянул о том, что с благодарностью вспоминает беседу с Королем Иордании Абдаллой II,  состоявшуюся  в 2012 году незадолго до трагических событий, которые впоследствии разразились в Сирии и Ираке. «Я вспоминаю Ваш рассказ о межрелигиозных отношениях на территории Иордании, о мирном сосуществовании там религий, — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Я имел радость все это лично видеть. В вашей стране и православные, и мусульмане чувствуют себя дома и на равных правах, перед ними открыты равные возможности». Его Святейшество также затронул стоящую ныне в повестке дня тему восстановления пострадавших от вооруженного противостояния Сирии и Ирака, проинформировав собеседника, что Русская Православная Церковь вместе с православными общественными организациями России оказывала во время военных действий и оказывает сейчас значительную гуманитарную помощь сирийскому народу. «Поскольку в России у православных очень добрые отношения с мусульманами, с иудеями, мы предложили, чтобы на нынешнем этапе эта помощь осуществлялась совместно, чтобы и православные, и мусульмане, и иудеи, и представители других конфессий могли участвовать в этих акциях, которые изначально осуществляла только одна Русская Церковь. И можно увидеть, что это расширяет возможности оказания помощи и пробуждает у людей больше доверия к организуемым акциям», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. Святейший Владыка выразил надежду, что начатый прошедшим в Сочи Конгрессом сирийского национального диалога процесс реализуется в конкретные решения. «Молимся за то, чтобы процесс был успешным, но и понимаем, что еще не все закончено в плане борьбы с терроризмом в Сирии, в Ираке. Есть события, которые вызывают тревогу, например, неожиданные обстрелы, в том числе попытки обстреливать религиозные сооружения. Глубоко убеждены, что самый тяжелый этап конфронтации позади; сейчас предстоит большая работа по мирному урегулированию ситуации в Сирии и Ираке», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, поблагодарив монарха за его позицию по затронутым вопросам.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

«Сегодня у нас достаточно интенсивные отношения по церковной линии, — констатировал Святейший Владыка. — Во-первых, мы поддерживаем связи с протестантскими и Католической церквами на территории вашей страны. Также налажены контакты с высшими учебными заведениями Швейцарии, в частности, с богословским факультетом Фрибургского университета и с Экуменическим институтом Боссэ под Женевой». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо остановился на исторических связях между двумя странами: «Первое, что приходит в голову, — это, конечно, наш генералиссимус Суворов, который освобождал Швейцарию от наполеоновской агрессии. Ему поставлен памятник на перевале Сен-Готард, и мы очень благодарны швейцарцам за то, что они хранят память об этом выдающемся человеке. Поэтому мы можем говорить об особых, сердечных отношениях, которые испытывают русские люди к Швейцарии». Как отметил Его Святейшество, в наши дни поддержанию российско-швейцарских отношений способствует, в частности, развитие туризма, и немалое число людей из России посещает достопримечательности этой страны, знакомится с природой, проводит время в горах. В беседе с председателем Совета кантонов Швейцарской Конфедерации Предстоятель Русской Православной Церкви упомянул о том, что Россия является современным демократическим и светским государством, при этом в ней сохраняются и поддерживаются традиционные христианские ценности. «Мы глубоко убеждены в том, что демократическое устройство государства необязательно должно сопровождаться тотальной секуляризацией и вытеснением христианских, религиозных ценностей из жизни общества», — подчеркнул Святейший Патриарх. Его Святейшество выразил тревогу в связи с процессами, которые сегодня происходят в западных странах, когда религиозные, традиционные ценности вытесняются из общественной жизни и объявляются несовместимыми с демократическим и секулярным устройством общества. «Россия тоже является светским государством, но у нас в парламенте есть межфракционная группа депутатов, которые занимаются защитой христианских ценностей в нашей стране, — рассказал Патриарх. — Это не только дело Церкви: в нем участвуют и парламентарии, и наша общественность. У нас сложились хорошие отношения с парламентом, ведется диалог с парламентскими партиями. Церковь не поддерживает ни одну из них — ни правых, ни левых, ни центристов, но с каждой из присутствующих в парламенте партий у нас существует диалог, и мы ценим эту возможность обмениваться мнениями и вносить свой вклад в развитие, в том числе, и демократического устройства нашей страны. Но самое главное — сохранение тех нравственных ценностей, без которых жизнь человека подвергается большой опасности».

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010