123. К истории «Повесть о новгородском Ропате» – младшая фольклорная (Погодинская или «Фарлукова») редакция сюжета//Славяноведение. 2019. 2. С. 89–93. 124. Первоначальное государственное освоение Русского Севера и Северного Зауралья в памятнике позднего (недостоверного) летописания//Российская история. 2019. 6. С. 161–179 ( в соавторстве с А. В. Чернецовым). 125. «Шибла слава… к Торнову»: об одном орфографическом аргументе в пользу ранней датировки пространной редакции «Задонщины»//Славяноведение. 2019. 4. С. 10–14. 126. Орбельская триодь//Православная энциклопедия. Т. 53. М., 2019. С. 89–91 ( в соавторстве с М. М. Р.). 127. Острожницкие листки//Там же. С. 471. 128. Параскева (Петка), прп., отшельница//Православная энциклопедия. Т. 54. М., 2019. С. 579–585 ( в соавторстве с К. Ивановой, Е. Миневой, М. Ант он). 129. К вопросу о датировке «Венского октоиха» («Кодекс Ганкенштейна»)//Славянское и балканское языкознание. Вып. 20. Палеославистика-3. М., 2020. С. 284–305. 130. К истории «двухсполовинного» южнославянского влияния – культурные связи восточных и южных славян в конце XV – середине XVI в. и их региональные особенности//Десятые Римские Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы конференции. М., 2020. С. 127–132. 131. Нове о Светом архиепископу српском векова Српске православне цркве. I. Belgrade, 2020. С. 259–269 ( в соавторстве с С. 132. Римский сюжет в русской позднесредневековой легенде: Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде//Новгородский исторический сборник. Великий Новгород, 2020. С. 261–277. 133. Погодинская Псалтирь//Православная энциклопедия. Т. 57. М., 2020. С. 21–22. 134. Попов Г. А.//Там же. С. 461–464. 135. Попов А. Н.//Там же. С. 457–460 ( в соавторстве с А. П. Пятновым). 136. Порфирий (Успенский), еп.//Там же. С. 539–551. 137. Прокопий, прп., Сазавский//Православная энциклопедия. Т. 58. М., 2020. С. 321–325 ( в соавторстве с М. М. Р.). 138. «Пчела»//Православная энциклопедия. Т. 59. М., 2020. С. 86–89 ( в соавторстве с Е. А. Кузьминовой).

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

В булле своей на имя Вратислава II от 1080 года он требует от князя употребить все усилия, чтобы прекратить безумие и устранить славянский язык в делах веры 500 . При этом случае Григорий позволил себе объяснить и причину своего несогласия на разрешение славянского богослужения: причина эта заключается, конечно, в умышленном и противном истинному христианству мнении, что распространение Св. Писания среди простого класса может повести к его унижению и к разным заблуждениям, что сам всемогущий Бог заблагорассудил оставить некоторые места Писания сокрытыми. Но и многоречивая булла с грозным своим приказанием не переменила понятий Вратислава: Сазавский монастырь продолжал свое дело до самого 1097 года, когда наследника Вратиславова, Бржетислава II, опять подчинило своему влиянию духовенство латинское. Таким образом, славянство и в чешской церкви одинаково является проводником ереси и заблуждений и в этом смысле преследуется с тою же яростью и постоянством поборниками латинизма; значит, и тут, вблизи к епархии Мефодиевой, в стране соседней с местами самоличной проповеди и служения св. Кирилла и Мефодия, учение их точно так же признается противным обычаям римским. Латинское целибатство восходит началом своим весьма к отдаленной старине. Вспомним, что уже папа Николай I в своих ответах болгарскому князю 501 сильно порицал женитьбу духовенства и убеждал оказывать предпочтение неженатым священникам; на Западе в эту пору отсутствие брака вошло уже в силу закона, так что грозные повеления Григория VII в XI столетии касались только частных злоупотреблений закона. А что находим мы не только в XI, но и в XII веках в священстве славянском, во всех странах, где или впервые утверждено христианство славянскими проповедниками, или куда не замедлило проникнуть установленное ими славянское богослужение? И в Польше, и в Чехии – в самых отдаленных краях мира славянского на Западе, почти с первых дней христианства подчиненных патриархату Римскому, – обычай брака духовных является общим, узаконенным и спокойно продолжающим свое существование, невзирая на строгие преследования в областях мира романского и германского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос об этом представляет настолько подробное, беспристрастное и отчетливое исследование в отечественной литературе, что нам смело можно ограничиться только указанием на него 492 . Со своей стороны мы считаем вполне достаточным обратить внимание единственно на те моменты, в которых выступает голос представителя западной церкви с тем же тоном и смыслом, какой раскрыт нами в обзоре судьбы учения Кирилла и Мефодия в Моравии и установленной ими службы в Далмации и какой служит новым подтверждением добытых нами выводов и решительным опровержением насильственных уверений современного католичества. Два особенно резких момента выдаются в истории церкви Чешской. Один из них отчасти нам известен и касается распоряжения папы Иоанна XIII об учреждении в Праге епископства и монастыря в конце X века; другой относится к монастырю Сазавскому и к славянским порядкам в нем, заведенным основателем его, св. Прокопием. Выражение буллы римской в первом случае свидетельствует ясно о присутствии, с одной стороны, славянской литургии в чешской стране, о непосредственной связи этой литургии, по замечанию самого папы, с церковными обрядами Болгарии и Руси и о враждебном его взгляде на нее как на секту, на ересь; с другой, строгим требованием Uoahha XIII от князя чешского – поручить епископское звание человеку, который бы в совершенстве знал латинский язык и был бы способен вспахать новую почву в душах язычников и посеять на ней семена благой деятельности 493 , – говорит о боязни папы, чтобы не расширилась еще больше секта эта, и о непременном желании заменить ее латинством. Еще виднее взгляд римского двора и вообще латинства на славянский обряд в переворотах с недолговечным монастырем Сазавским. Сведения о воспитании и христианском образовании виновника устройства этого монастыря, св. Прокопия, не оставляют и тени сомнения, что он был ревностным последователем учения св. Кирилла, книги которого и служили для него главнейшим материалом и источником религиозного просвещения 494 . Ни один католик не в состоянии отвергнуть и того, что введенное Прокопием богослужение было славянское.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недовольный поведением монахов патрон мог отобрать свои дарения , мог выгнать монахов из построенной им обители. Так, в середине XI в. чешский князь Спитигнев изгнал из Чехии аббатису монастыря св. Георгия на Пражском граде . Дважды (в 1055 и 1097) изгонялись монахи из Сазавского монастыря . В середине — 2-й половине XII в. патроны, изгнав монахов, поселили в «своих» обителях представителей новых орденов — премонстрантов и цистерцианцев. Так поступали не только светские, но и духовные лица . Наиболее полно черты, характерные для права патроната, прослеживаются во взаимоотношениях патронов с основанными ими церквами. Не только в описываемое время, но и позднее назначение священника в основанную им церковь принадлежало к главным правам патрона. Он же мог и устранить из церкви неугодное ему лицо . И в Польше, и в Чехии применялось «jus spolii» по отношению к имуществу умерших священников . К XII в., как указывалось выше, повсеместно утвердился обычай выделять десятину для определенного храма. Однако распоряжение десятиной находилось в руках собственника, выделявшего священнику лишь ту ее часть, какую он считал нужным. В источниках еще и в конце XIII в. упоминаются священники, готовые отправлять свои обязанности за любую плату . Но важно отметить, что в источниках XII — раннего XIII в. церкви вместе с десятинами выступают как объекты сделок разного рода . Так, храмы с приписанными к ним деревнями и десятинами неоднократно фигурируют в составе пожалований монастырям как от правителей, так и от светских феодалов. При передаче использовались формулы: «Villam... cum ecclesia et decimis... cum ecclesia ibi et omnibus proventibus» (поселение... с храмом и десятинами... с храмом и всеми урожаями). Из них следует, что церковь выступает здесь как одна из составных частей принадлежащего патрону земельного владения. Сохранились свидетельства, что при таком характере отношений патрон, не довольствуясь присвоением церковных доходов, отбирал и заупокойные вклады в храм . Хронисты раннего средневековья не только не порицали, но и ставили в заслугу правителям попечение обо всех церковных делах. Так, польский хронист Галл Аноним восхвалял Болеслава Храброго (своего рода польский идеал монарха) за его «усердие» «в заботах о богослужении, о построении церквей, об учреждении епископств и пожаловании бенефициев» , а чешский хронист Козьма Пражский ставил в заслугу князю Спитигневу, что он «натощак приводил в порядок церковные дела, а после обеда вершил светский суд» . Желая улучшить положение дел в Церкви, папская курия обращалась за содействием к светской власти. В 1146 г. папа Евгений III одобрял борьбу чешского князя Владислава с невоздержанностью клириков «non solum de capella tua, verum de tota terra tua» (не только твоей капеллы, но и всей твоей земли) .

http://sedmitza.ru/lib/text/442907/

Вот оно: Святый Прокопий – из Славянского рода, Недалеко от Чешского брода: Ту весь Бог добре расплодил, В коей святой родился. Всякий посмеет заверить, Той веси имя Хотун. В ней жил старый кмет, Имел он себе много лет. Жена его была дворянка. Прокопий от детства своего Хранил себя весьма честно: По Боге Творце жил, А мирскую суету пренебрегал Видя то родители, Какого имели сыночка, Положили между собою совет: Отослать его в Велеград, К учителю славному, Чтобы учил его всякому чтению. Там было славно учение, Цвело на языке Славянском 463 . Соединяя древние и верные известия, должны мы представить жизнь преподобного Прокопия в таком виде: Прокопий еще в доме родителей учился славянской грамоте, и следовательно, родители его держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии святым Мефодием, Моравским апостолом. Для усовершения познаний они отправили его в Велеград, где тогда процветали науки, преподаваемые на отечественном славянском языке. Окончив учение, он посвящен был в священника и усердно учил вверенных ему правилам православного учения. Потом удалился в пустыню, где проводил жизнь по примеру восточных пустынников. Герцог Ульрих, гоняясь на охоте за зверьми, неожиданно нашел отшельника в глухом лесу, в пещере. В беседе с герцогом отшельник просил доброго государя построить храм святого Предтечи. И просьба его была исполнена 464 . Так основалась на реке Сазаве пустынная обитель. Так как Ульрих стал владетельным герцогом с 1012 года, то и основание обители Сазавской последовало не прежде этого года. По летописям русским, равноапостольный Владимир был в дружбе с герцогом Андреем и даже, как говорят некоторые летописи, хотел выдать за него дочь свою 465 . Понятно после того, что герцог, которого любил равноапостольный Владимир, не мог не обрадоваться желаниям блаженного Прокопия, решившегося основать православную славянскую обитель. С пособиями герцога и стараниями преподобного Прокопия обитель Сазавская цвела. В ней совершалось Богослужение, в ней исповедовали веру точно в том виде, в каком предлагали славянские просветители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Житие Вячеслава Чешского Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Турилова После падения в начале X в. Великоморавской державы под ударами кочевников-венгров одним из преемников кирилло-мефодиевских традиций (не прерванных целиком даже с изгнанием в 885 г. из страны учеников славянских апостолов) стало небольшое Чешское княжество, правитель которого Боривой (Борживой), по преданию, ок. 874 г. был крещен архиепископом Мефодием. В стране наряду с латинской существовала славянская письменность на основе глаголического алфавита и богослужение на славянском языке. С Пражским княжеством ряд исследователей связывает возникновение одного из древнейших памятников славянской письменности – Киевских глаголических листков X–XI вв.; почти единодушно мнение о чешском происхождении Пражских глаголических листков XI–XII вв. Возникший в 1033 г. неподалеку от Праги Сазавский монастырь на протяжении 60 с лишним лет был значительным центром славянской письменности и межславянских культурных связей. Начало чешской литературы связано с драматическими событиями в жизни недавно христианизированного общества. В 921 г., после смерти своего сына Братислава, вдова Боривоя, Людмила, пала жертвой борьбы за власть: она была задушена по приказу своей невестки Драгомиры, стремившейся единовластно править во время малолетства своих сыновей. Позднее (в 928 или 935г.) старший внук и воспитанник Людмилы, Вячеслав (установивший церковное почитание своей бабки), был убит своим братом Болеславом и его боярами, недовольными пассивной внешней политикой князя и влиянием на него духовенства. Вскоре после смерти Вячеслав был канонизирован по инициативе виновника его гибели, принесшего церковное покаяние. За короткое время культ новых мучеников получил общегосударственное значение. На протяжении X–XIII вв. в их честь было создано большое число житийных и гимнографических произведений на славянском и латинском языках. Одним из наиболее ранних, возникших в 930-х гг., является издаваемое «Убиение Вячеслава», созданное, по всей видимости, в кругах духовенства, близких к князю Болеславу: в отличие от других памятников святовацлавского цикла его роль в убийстве брата здесь достаточно принижена, он выступает преимущественно как орудие злых советников. Вячеслав в «Убиении» изображен кротким и мудрым правителем, образцом христианина, не противящегося злу насилием; о внешнеполитических неудачах князя нет и упоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папская Булла не осталась однако же без действия. Не удалось расправиться с главою славянской партии, оставались его ученики. Не желавшие подчиниться папскому решению, они подверглись сильному гонению, и, наконец, главные из них, между которыми особенно выдавались Болгарин Клемент и Мораванин Горазд, которого Мефодий прочил себе в приемником, должны были удалиться из Моравии. Они нашли себе радушный прием в Болгарии и много содействовали развитию славянской письменности которая достигла блестящего развития при одном из приемников Бориса, Симеоне, а через 100 лет по смерти Мефодия, с крещением Руси, перешла и на нашу страну. Таким образом, дело славянских первоучителей особенно успешно не в тех странах где они посвятили большую и труднейшую часть своей деятельности. В то время когда на Юге и Востоке славянская письменность распространялась все более и более, на западе она подвергалась гонению. Моравия пала под ударами Мадьяр, а Чехия все сильнее и сильнее подчинялась католическому влиянию. Папы постоянно и упорно запрещали славянское богослужение и отвечали резким отказом на все просьбы о его восстановлении, как например Григорий VII на просьбу чешского короля Вратислава. Самая память Кирилла и Мефодия подверглась порицаниям и позору. В XII веке Силитский собор торжественно провозгласил Мефодия еретиком. И тем не менее, не смотря на все усилия католического духовенства, славянское богослужение очень долго еще держалось в различных монастырях Чехии, Венгрии и Польши. Только в XII веке, с закрытием Сазавского монастыря, замолкли звуки родной молитвы в чешских церквах. С этого времени окатоличевание идет быстрыми шагами. Один из чешских историков XIV века, Далимил, в своей чешской хронике, писанной стихами, говоря о крещении Боривоя, выражается о Мефодии такими словами:Теп arcibiscup Rusin biese, Msus wuslowanskysluziese т.е. – «Этот архиеписком был Русский, свою обедню он служил по-славянски» 13 Следовательно, для Славянина того времени славянское богослужение казалось таким необычным исключением на западе, что человек служивший по славянски не мог, по его мнению, быть никем иным, как русским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

    PL 158: Ансельм Кентерберийский     Скан Patrologia Latina 158     PL 159: Ансельм Кентерберийский; Эадмер, монах из Кентербери; Филипп I (король Франции); Гуго (аббат Клюни); Вальрам (епископ Наумбургский); Гильберт (епископ Лимерикский); Гислеберт Криспин (аббат Вестминстера)     Скан Patrologia Latina 159     PL 160: Сигеберт из Жамблу; польская хроника Галла Анонима; Беренгоз (аббат Трирский); Иоанн Марсикан (епископ Тускульский); Одо (епископ Камбре); Вальтерий (епископ Шалонский); Родульф Тортарий     Скан Patrologia Latina 160     PL 161: Иво (епископ Шартрский)     Скан Patrologia Latina 161     PL 162: Иво (епископ Шартрский); Ламберт (епископ Аррасский); Франциск Камен; Гало (епископ Парижский); Анселл, кантор св. Гробницы; Реймбальд, препозит Льежский; Иоанн (монах); Пётр Хрисолан (архиепископ Миланский); Роберт из Арбрисселло; Пётр (епископ Пуатье); Гоффрид (аббат Вандомский); Схер (аббат Шомузе); Иоанн Диакон; Ансельм Лаонский; Рихард (архиепископ Нарбоннский)     Скан Patrologia Latina 162     PL 163: Пасхалий II (папа римский); Геласий II (папа римский); Лаврентий Веронский, диакон в Пизе; анонимные «Деяния епископов Меца»; Плацид из Нонантолы; Пётр де Хонестис (аббат); Григорий, римский пресвитер; Теобальд Эстампский; Тегер (епископ Мецский); Гуго из Флёри; анонимная «История французских королей из монастыря Сен-Дени»; Гуго Анжерский; Гийом (епископ Шалонский); Каликст II (папа римский); Радульф (архиепископ Реймсский); Конон (епископ Палестринский); Эрнульф (епископ Рочестерский); Арнальд (аббат Сансский); Понтий (аббат св. Руфа); Иоанн Констанцский     Скан Patrologia Latina 163     PL 164: Бруно Астийский, аббат Монте-Кассино     Скан Patrologia Latina 164     PL 165: Бруно Астийский, аббат Монте-Кассино; Одо из Асти (монах-бенедиктинец)     Скан Patrologia Latina 165     PL 166: Козьма Пражский; его продолжатели: Вышеградский каноник, Сазавский монах, Пражские каноники; Альберик Аахенский; Франко, аббат Аффлигия; Гуго из Рибмона; Понтий (аббат Клюни); Пётр Леонский (легат); Григорий (легат); Иоанн Михиэльский; Гвалтерий Теруанский; Гальберт из Брюгге; анонимные «Древние ритмы»; Бальдерик Дольский; Гонорий II (папа римский); Вивиан из Премонтре; Гауссельм, аббат св. Виктора в Марселе; Аббауд (аббат); Бруно (епископ Страсбургский); Фридерик (архиепископ Кёльнский); Рихард (аббат Фрателльский); Стефан (аббат цистерцианцев); Иоанн (монах); Дрого (епископ Асти); Гуго (епископ Гренобльский)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Митрополит Дорофей известен своей экуменической и миротворческой деятельностью. В январе 1973 г. он был единогласно избран на двухлетний срок председателем Экуменического Совета Церквей Чехословацкой Республики. 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского (+883), святой княгини Людмилы (920), мученика князя Вацлава (Вячеслава) (+929) и святого Прокопия Сазавского (1053). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Боривоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе Святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Тайн под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался. Святая Людмила была женой князя Боривоя и вместе с ним приняла около 874 г. крещение от святого Мефодия. Боривой недолго жил после крещения, и великий труд по утверждению православного учения в Чехии пал на княгиню Людмилу. Вместе со своим мужем и после его кончины она строила храмы, заботилась о священниках, поддерживала всех труждающихся и обремененных. Когда умер ее сын, законным наследником престола стал ее внук Вацлав, за воспитанием которого Людмила усердно следила. Но мать Вацлава Драгомира, предполагая, что Людмила оказывает влияние на Вацлава и на правительство страны не в ее пользу, с помощью двух бояр задушила ее в замке Тетине. Святую Людмилу как первую славянскую мученицу почитают все православные славяне (16 сентября ст. ст.). В Римско-Католической Церкви ее память чтят только чехи.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Конфликты с франкским духовенством обострились после прихода к власти племянника Ростислава – Святополка, при котором в Моравии возобладало немецкое влияние. Латинско-немецкое духовенство препятствовало распространению славянского языка как языка церкви. Мефодия заточили в швабский монастырь Райхенау и судили, но он оправдался. Тем временем папа Иоанн VIII запретил моравским немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобождён. Правда, тот же папа в итоге запретил богослужение на славянском языке, разрешив только проповедь. В 874 г. Мефодий был восстановлен в правах архиепископа, продолжал богослужение на славянском языке и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. В 879 г. немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Мефодий отбыл в Рим, блестяще оправдался от всех обвинений и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке. Мефодий продолжил переводческую деятельность. В 80-х годах IX в. он вместе с учениками перевел на славянский язык Ветхий Завет . В 885 г. Мефодий скончался, после чего славянская письменность в Моравии была запрещена, а его ученики во главе с епископом Гораздом были вынуждены бежать в Болгарию и Хорватию. Славянская азбука, созданная братьями, получила распространение в Болгарии, а впоследствии в Хорватии, Сербии и Древнерусском государстве. Созданная в Моравии епархия прекратила свое существование вместе с государственным образованием, павшим под натиском венгров. С Моравской миссией связывали в XII в. крещение и мифического сербо-хорватского государя Светопелека («Летопись попа Дуклянина»). 8. Распространение славянской письменности Из Великой Моравии славянская письменность и христианство распространяются в Чехию и Южную Польшу. В конце X в. в Праге была создана Legenda Christiani, согласно которой верховный князь чехов Борживой был обращен Мефодием в христианство при дворе великоморавского князя Святополка. В Чехии был заложен храм в честь Климента, папы Римского, созданы жития первых славянских святых Людмилы и Вацлава, а Сазавский монастырь сохранял традиции славянского богослужения до XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010