Помимо двух рассмотренных центров монашеской жизни, на Востоке, начиная с IV века, повсеместно возникают новые обители. Они берут за образец либо один из уже известных примеров организации жизни, либо пытаются создавать на их основе свои правила. Многие обители стремились идти по стопам прославленного родоначальника монашества преподобного Антония, совмещая и общежительный, и отшельнический образ жизни. За это также восхваляется и святитель Василий Великий своим другом и сподвижником святителем Григорием Богословом: «Василий превосходнейшим образом соединил и слил оба сии рода жизни. Построил скиты и монастыри не вдали от общин и общежитий… чтобы и любомудрие не было необщительным, и деятельность не была нелюбомудренною» . Позже такой совмещенный образ монашества распространился на Востоке, в частности в Палестине, где преподобный Савва Освященный создал свой монастырь, получивший наименование лавры преподобного Саввы. Эта лавра, что в переводе означает монашеская улица, представляла собой поселение со многими отдельными кельями, где братия обычно в одиночестве проводили всю неделю, и только на воскресную службу собиралась в центральный храм. После богослужения бывала общая трапеза, и насельники могли пообщаться, поделиться опытом и решить недоумения в совете со старшими. Его устав, введенный в монастыре в 524 году, также послужил образцом для многих последующих обителей. А правила относительно богослужения являлись настолько авторитетными, что по ним стали служить на всем православном Востоке. Богослужебный устав, получив название Иерусалимский, распространился и далеко на север, в славянские земли. И даже у нас, на Руси, после принятия первоначального чинопоследования, взятого из константинопольского Студийского монастыря преподобным Феодосием Печерским, в Средние века распространился Иерусалимский устав святого Саввы. Надо сказать, что лавра Саввы Освященного – одна из немногих обителей, монашеская жизнь в которой не прекращается до сегодняшнего дня. И сейчас там подвизается 14 человек братии, один из которых – русский послушник Роман . Такой жизнеспособностью устав отличается в связи с тем, что умеренная строгость в нем гармонично согласуется с главной его особенностью – любовью. Та же черта характера самого преподобного Саввы причинила ему много скорбей от своих же учеников. Он даже на некоторое время был вынужден оставить монастырь, но потом его умолили вернуться. Впрочем, такие происшествия часто случаются с истинно подвизающимися. Похожее было и в жизни близкого нам святого – преподобного Сергия Радонежского. Он тоже оставлял монастырь по зависти некоторых из братии. Но созданная им Троицкая лавра, как и лавра преподобного Саввы, стала родоначальницей множества великих обителей и воспитательницей прославленных учеников. У преподобного Саввы подвизались преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, а у преподобного Сергия – преподобные Андрей Рублев, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и множество других.

http://pravoslavie.ru/31528.html

Когда появилась ересь монофелитская, то из среды палестинских иноков опять вышли мужественные поборники православия, во главе которых был сам патриарх Иерусалимский, св. Софроний. В среде сих иноков подвизался и один из сильных обличителей иконоборчества, св. Иоанн Дамаскин , инок обители св. Саввы Освященного. Падение Византийской империи тяжело отозвалось и на пустыне св. Града. С начала VII в. в Палестину вторгаются сперва персы, а затем арабы-мусульмане. От непрестанных грабежей и насилий, христиане бегут в разные стороны, и иноки вынуждены оставить пустынные монастыри; запустели тогда и знаменитая лавра пр. Саввы и соседственная с нею обитель пр. Феодосия-киновиарха. Лавра пр. Саввы Освященного . Несмотря на это запустение св. обителей, иночество в пустыне св. Града не угасло совершенно. Из оставшихся до нашего времени обителей самая знаменитая – лавра пр. Саввы Освященнаго. Она прославлена святостию жизни ее основателя и бесчисленных его учеников; много тяжелых испытаний перенесла она и много кровавых жертв принесла она за имя Христово от изуверства врагов сего имени, но Господь сохранил ее, и жизнь иноков ее и ныне отличается строгостью, служа живым напоминанием того, каковы были подвиги первых здешних пустынножителей. Подвиги пр. Саввы Освященного. Основатель лавры, преп. Савва, был родом из Каппадокии и происходил от знаменитых родителей. На восьмом году своей жизни он ушел в монастырь и уже с этой поры прославился благочестием; на 18 году он прибыл в Иерусалим и много лет провел в строгих подвигах в разных местах пустыни св. Града, состоя под руководством отцов и наставников сей пустыни, преподобных Феоктиста и великого аввы Евфимия. Возрастая постоянно в добродетели и возвышая дух свой от земного к небесному, он приобрел великую любовь всех славных благочестием пустынников, а в особенности великого аввы Евфимия, который брал его с собою в пустыню для провождения в ней сорокадневного поста. По смерти великого Евфимия, преп. Савва пробыл в безмолвии четыре года около Иордана и, наконец, пришел в эту самую пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно в это время пост начинает напоминать привычный нам аскетический пост, связанный с воздержанием от определенных видов пищи. Впервые практика такого рода постов появилась во 2-м веке у еретиков монтанистов. Православные полемизировали с ней, приводя аргументы о ее недопустимости. Одним из аргументов была ссылка на слова Христа о том, что не тем оскверняется человек, что входит в уста, но тем, что выходит из уст. Вторым – ссылка на апостола, который говорит, что пище не приближает нас к Богу и не удаляет нас от Бога. Прошло три века, появилось монашество и отношение к посту у православных изменилось. Именно в монашеской среде стало принятоо порстоянно поститься на определенные виды пищи. Мясо у египетских подвижников не употреблялось вообще, молоко иногда допускалось, вино дозволялось, но многие принципиально пили только воду (чая не было). Обычная пища состояла, видимо, из хлеба с солью, а некоторые подвижники отказывали себе и в хлебе и питались годами сырыми овощами. Монашеская практика существенно повлияла на восприятие поста в Церкви. Лавра Саввы Освященного и современность В 484 году в Иудейской пустыне был основан монастырь, известный как Лавра Саввы Освященного. Сначала была построена пещерная церковь, потом вокруг прп.Саввы стали селиться ученики и к концу жизни прп.Саввы в Лавре жило 5 тысяч монахов. Современный нам устав поста сложился на основе принятого в VI веке Иерусалимского устава в Лавре прп.Саввы Освященного. На Руси он закрепился в 17 веке. В наши дни ситуация с постом сложная. Кто-то не видит в нем смысла, кто-то воспринимает как диету, кто-то изнуряет себя, пытаясь изо всех сил поститься по Уставу, кто-то советуется со священником и чувствует себя виноватым, если съел что-то не то. Надеемся, что приведенные нами сведения из истории помогут вам открыть в посте новые смыслы и, возможно, пересмотреть что-то в вашем способе поститься. Рекомендуем: Постное и пост Небольшая статья священномученика Илариона Троицкого полностью переворачивает наши привычные представления о посте в Церкви. Он рассматривает историческое развитие представлений о посте и говорит, что со временем в Церкви понятие поста было заменено понятием постного. Мы использовали в нашей статье сведения, которые он приводит, но, конечно, лучше прочитать статью целиком

http://predanie.ru/velikijpost/post-pere...

Неподалёку от Вифлеема находится монастырь святого Феодосия Великого. Он родился в V веке в благочестивой семье в Каппадокии. Стремясь к уединению, пришёл в Палестину и поселился в пещере, где, по преданию, ночевали волхвы, когда шли поклониться рождённому Спасителю. Тридцать лет прожил здесь святой в посте и молитве. Вокруг него стали собираться другие иноки, а когда пещера уже не могла вместить подвижников, преподобный Феодосий неподалёку, на месте, где указал ему Господь, основал первый общежительный монастырь. Семьсот насельников насчитывала лавра преподобного Феодосия, главным призванием которого было служение людям. Он устроил в обители больницу, странноприимные заведения, помогая беднякам и немощным. В лавре находили приют люди разных стран, поэтому богослужение велось на трёх языках: греческом, армянском и грузинском. В 529 году в возрасте 105 лет Феодосий Великий скончался и был похоронен в той же пещере, где долгие годы подвизался. Рядом - гробницы святого Иоанна Мосха и святых жён: Евлогии, матери преподобного Феодосия; Феодотии, матери святых Космы и Дамиана; и Софии, матери святого Саввы Освященного. В этой же пещере была похоронена преподобная Евфросиния, мощи которой сейчас находятся в Полоцке. В нашем представлении лавра - это большой и богатый монастырь. В нашей традиции это действительно так. В Украине только трём крупнейшим обителям присвоен титул «лавра». Само слово «лавра» означает «маленькое поселение с радиально расположенними улочками». Существует три древнейших способа монашеского жизнеустройства. Первые монахи (от греческого «монахос» - уединённый) были отшельниками. Этот вид подвига, будь то в пустыне, в лесу, в пещере, - под силу далеко не каждому. Поэтому вскоре появляются киновии (общежития) - обители, где иноки живут общиной, управляемые строгим уставом и не менее строгим наставником - игуменом. Настоятелей лавр избирали сами насельники, а утверждал их избрание Иерусалимский патриарх. Лавра - промежуточное состояние между отшельничеством и киновией. Каждый из лавриотов жил в отдельной уединённой келье-пещере, пусть даже порой и в близком соседстве с другими. Часто, взобравшись в свою келью (как правило, по верёвочной лестнице, которая тут же убиралась), подвижник оказывался в неприступной изоляции от окружающих. И поистине - наедине с Богом. Лишь по субботам и воскресеньям лаврские насельники собирались для общей молитвы в храме. Самая многочисленная обитель пустыни Святого Града - лавра преподобного Саввы Освященного.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Темные века (IX-XI вв.) . Лавра прп. Саввы Освященного. Вид с юго-запада. Основана ок. 480 г., XIX–XX вв. Переход ближневост. православных на араб. язык усугубил их изоляцию от Византии и поставил перед христ. книжниками задачу перевода богослужебных текстов и всего корпуса христ. лит. наследия. Этот процесс начался в кон. VIII в. и особенно интенсивен был в IX в. в таких мон-рях И. п., как лавра прп. Саввы и лавра прп. Харитона, а также Екатерины вмц. монастырь на Синае . Среди переписчиков самых ранних датированных арабоязычных мелькитских рукописей известны Стефан из Рамлы, монах лавры прп. Харитона (877), и Антоний/Давид Багдадский из лавры прп. Саввы (885/6). Наряду с переводами создавались оригинальные апологетические и полемические произведения. Первым известным христ. автором, начавшим писать по-арабски, был Феодор Абу Курра (кон. VIII - нач. IX в.), монах лавры прп. Саввы (впосл. епископ Харранский). Арабоязычные христ. тексты призваны были сформировать идентичность палестинских правосл. христиан. В этих апологетических и агиографических сочинениях центральным органом управления мелькитской общины выступал Патриарший престол ИПЦ, высок был авторитет монашества И. п., в первую очередь мон-ря прп. Саввы. Прослеживается даже соперничество этих центров, напр. за обладание мощами почитаемых новомучеников. Впосл. информация о мон-рях И. п. становится все более скудной. Известны неск. груз. рукописей X-XI вв. из лавры прп. Харитона. Александрийский патриарх Илия (964-1000) до возведения на престол был игуменом того же мон-ря. Сохранились 2 рукописи сер. XI в., переписанные в мон-ре прп. Герасима Иорданского. Известны печати Сотериха, еп. Иорданского, кон. XI в., пребывавшего в мон-ре св. Иоанна Предтечи; ряд печатей мон-рей прп. Саввы XI в. и прп. Евфимия X-XI вв. Оживление связей ИПЦ с Византией с сер. X в. стимулировало приток на Св. землю паломников; некоторые из них оставались в мон-рях И. п. Паломническая лит-ра позволяет сделать выводы о сохранении организационных связей между мон-рями. Так, мон-рь прп. Евфимия и, возможно, др. обители выполняли вспомогательные функции при лавре прп. Саввы, куда ссылали провинившихся или отправляли молодых иноков, готовившихся к монашескому пути. В 1009 г. в ходе антихристианских гонений фатимидского халифа аль-Хакима и кампании разрушения палестинских святынь был разорен монастырь прп. Евфимия. К кон. XI в. мон-ри И. п. пребывали в глубоком упадке.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

14. Мон-ри прор. Илии (Хирбат- Мугайфир), близ Иерихона. Известны 2 мон-ря с этим посвящением, находившиеся рядом: 1-й основан в V в. учеником прп. Евфимия, 2-й - в сер. VI в. мон. Антонием. Жизнь насельников 2-го мон-ря подробно описана Иоанном Мосхом. 15. Кафизмы мон-рь . Существовал в V-VIII вв. на месте, где, по преданию, Пресв. Богородица отдыхала на пути из Иерусалима в Вифлеем. Рядом находится ныне действующий Илии Пророка мон-рь (Дайр-Мар-Ильяс), основанный, вероятно, в XII в. 16. Лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба; Великая лавра). Основана ок. 485 или 490 г. По оценкам археологов, в VI в. здесь жили до 150 монахов. Все постройки монастыря реконструированы в XIX-XX вв. 17. Лавра Иеремии (Хирбат-эз-Зараник). Основана в 531 г. учеником прп. Саввы Иеремией. Небольшой комплекс из 15 келий. Был заброшен в VII в. 18. Мон-рь Иоанна Схолария (на горе Эль-Мунтар), киновиный. Основан в сер. V в. имп. Евдокией как ее замок или резиденция в пустыне. После ее смерти (469) преобразован в мон-рь; принадлежал монофизитам до кон. 70-х гг. V в. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; Idem. Vita Sabae. S. 127). На рубеже V и VI вв. здесь подвизалась группа монахов-несториан (в Житии прп. Саввы говорится о 2 монахах). После долгого общения с ними прп. Савва убедил несториан в истинности правосл. вероучения. Ок. 509 г. прп. Савва сформировал для мон-ря общину во главе со своим учеником Иоанном, который в прошлом служил в армии в отряде схолариев. Иоанн был игуменом мон-ря до 545 г. Мон-рь заброшен, вероятно, в VII в. 19. Мон-рь Спилеон (Пещерный; Бир-эль-Каттар), киновийный. Основан ок. 508 г. прп. Саввой. В VI в. здесь жили ок. 20 монахов. 20. Мон-рь Кастеллион (Хирбат-эль-Мирд), киновийный. Основан ок. 492 г. прп. Саввой на руинах крепости Ирода Великого. Комплекс был обнесен стеной (30×40 м), община включала не более 15 монахов ( Milik. 1961). 21. Мон-рь Занна (западнее лавры прп. Саввы), киновийный. Основан в 511 г. прп. Саввой ( Corbo. Il Cenobio di Zaunos. 1958). 22. Лавра Гептастом (греч. Επτστομος; Семиустная; Хирбат-Джинджас; в 4 км к северо-западу от лавры прп. Саввы). Основана в 510 г. мон. Иаковом из лавры прп. Саввы близ цистерны под названием Гептастом. В лавре подвизались не более 20 монахов; археологи открыли фрагменты 15 келий. Территория была обнесена хорошо сохранившейся каменной стеной. Кельи делились на юж. и сев. группы; при каждой находилась цистерна для воды. Центральный комплекс состоял из церкви и дополнительных построек, образовавших 2 внутренних двора ( Hirschfeld. 1992. P. 29-30).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Лавра прп. Саввы Освященного. Основана ок. 480 г. Лавра прп. Саввы Освященного. Основана ок. 480 г. Рус. паломник 1560 г. Василий Позняков сообщает также о возрождении мон-ря св. Иоанна Предтечи у Иордана. Однако возвращение туда монахов, видимо, было кратковременным. Посольство Трифона Коробейникова , раздававшее в 1593 г. рус. милостыню палестинским обителям и оставившее подробный их перечень, не упоминало об этом мон-ре. Лавра прп. Саввы столкнулась с серьезными трудностями ввиду уменьшения поддержки с Балкан и растущего давления бедуинов, требовавших от монахов выплаты дани. С 50-х гг. XVI в. монахи лавры пытались найти себе нового покровителя в лице России. В Москву неоднократно приезжали посольства савваитов; государи жаловали мон-рю щедрую милостыню. Социально-экономический кризис Османского гос-ва кон. XVI в., временное прекращение паломничества и усиление бедуинского натиска привели к упадку общины савваитов. Из-за Смуты в России в нач. XVII в. прекратилась рус. милостыня мон-рю. Оставив в лавре неск. старцев, основная часть монахов была вынуждена переселиться в мон-рь арх. Михаила. Хотя монахи вернулись в лавру и ок. 1612 г. даже возвели там новую башню, строительство окончательно подорвало финансы мон-ря. Возведение башни нек-рые авторы расценивали как отражение конфликта в среде савваитов между сербами и греками и попытку сербов получить часть мон-ря. Вскоре после 1636 г. сербы оставили свои палестинские обители. Иерусалимский патриарх Феофан погасил серб. долги и вернул оба мон-ря под прямой контроль ИПЦ. В сер. XVII в., при патриархе Паисии, 10-15 монахов возвратились в лавру прп. Саввы. Возможно, в 60-х или 70-х гг. XVII в. лавра снова была оставлена, но в 1688 г. и в нач. XVIII в. патриарх Досифей II в неск. этапов восстановил ее. Мон-рь стал пристанищем престарелых монахов и местом ссылки провинившихся. Паломники нач. XVIII в. писали о 5-15 насельниках монастыря, авторы 2-й пол. XVIII в.- о 20-30 чел. Все припасы в монастырь доставлялись из Иерусалима, монахи жили фактически на осадном положении в окружении бедуинов. После начала Греческого восстания 1821 г. Святогробское братство, разоренное османскими поборами, было не в состоянии откупаться от бедуинов, из-за конфликтов лавры с окрестными племенами еще в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. иноки неоднократно собирались уйти в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Монастырь в Варихе или Карпавариха — ныне Бени-Наим, к югу от Хеврона. Все эти иноческие обители были расположены в пустыне по течению реки Иордана, неподалеку от него. Нынешняя Лавра преп. Саввы Освященного. — Что касается наименования обители его Лаврою, то значение его представляется в следующем виде. Лавра — с греческого — часть города, переулок — собственно ряд келлий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков в городе, обнесенный оградой или стеной. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в своей келлии, собираясь вместе для Богослужения в первый и последний день недели, а в остальные дни сохраняя строгое безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях. С глубокой древности название Лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям. Впервые появилось оно в Египте и затем в Палестине. В настоящее время имя Лавры употребляется у нас исключительно в смысле почетного названия. Списатель жития преп. Саввы, монах Кирилл, описывавший жизнь Саввы со слов его учеников, прибавляет к сему: «Посему даже и доныне находится вода посреди Лавры: она доставляет великое утешение отцам, и ни зимою не умножается, ни летом не умаляется, хотя почти все ее черпают». Саллюстий — патриарх Иерусалимский с 486–494 г. Т. е. Иуда Искариотский. 4 Кн. Царств гл. 5, ст. 20–27. Получив обманом два таланта серебра и две перемены одежды за исцеление Неемана прор. Елисеем от проказы, Гиезий сам был наказан за корыстолюбие проказою и удален от пророка. Отсюда он и получил наименование «Освященного», т. е., по нынешнему словоупотреблению, иеромонаха: ибо в те времена монахи и игумены вообще в редких случаях принимали священство. Анастасий I Дикор или Фракиец, Византийский император, царствовал с 491–518 г. Это — единственный остров на Мёртвом море, недалеко к западу от устья Иордана. Исаврия — небольшая гористая область на юге Малой Азии. Иерихон — город на западном берегу Иордана, недалеко от Иерусалима. Кастеллий — нынешний Хирбет Мирд, в расстоянии около 3 1/2 верст от Лавры Саввы Освященного

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Так, лавра св. Саввы Освященного занимала зону длиной ок. 2 км; ее кельи включали жилое помещение, двор, цистерну для сбора дождя, иногда - отдельную молельню; нек-рые кельи рассчитаны на 2-3 монахов. В лавре св. Герасима в долине Иордана, где в эпоху расцвета (V-VI вв.) жило до 100 иноков, открыты десятки келий (отдельно стоящих или вырубленных в скале), широко разбросанных на местности, и центральная общежительная группа зданий. Из киновий хорошо сохранился мон-рь св. Мартирия (Хирбет-эль-Мурасас) (сер. V в.) на пути между Иерихоном и Иерусалимом. Его стена (78 ´ 68 м) охватывала церковь, 2 часовни, кладбище, кухню, трапезную, кладовые, жилища, подземную систему для сбора воды и даже (что необычно) маленькую баню; полы украшала мозаика. Снаружи оставались часовня, стойла и жилище для паломников (мат-лы см.: Ancient Churches Revealed/Ed. J. Tsafrir. Jerusalem, 1993). Лавра св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне Лавра св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне В Иордании в 1996 г. были завершены длительные раскопки мон-ря св. Лота (Дейр-Айн-Абата, V-VII вв., окончательно покинут в IX в.). Его главная базилика включала естественную пещеру, где, по представлениям византийцев, укрывался Лот с дочерьми по разрушении Содома; с юга от базилики находился бассейн для воды, с севера - общая трапезная с очагом, крытое кладбище и общежитие для паломников; масса отдельных келий располагалась выше по склонам. В храме открыты 5 мозаичных полов с греч. надписями и датами 605 и 691 гг., в 3 надписях на камнях упомянут св. Лот. В 80-90-х гг. XX в. открыты многочисленные остатки визант. мон-рей Ближ. Востока, напр. уникальный мон-рь IV - кон. VI в. в Талль-Бие, в верхнем течении Евфрата (район древней Эдессы). Он обладал развитой планировкой: здания из сырцовых кирпичей группировались вокруг атриума и ряда внутренних дворов; общая трапезная имела сложный план. Полы 3 помещений украшали дорогие мозаики с надписями: в надписи 509 г. в помещении при входе перечисляется клир церкви; в алтаре пол 595 г. покрывала мозаика с плетеным орнаментом, птицами, цветами, чашей и крестом; в погребальном зале изображен олень под огромной пальмой.

http://pravenc.ru/text/372678.html

«Где были, где находились те ангелы? И кто из нас мог бы там пребывать? Жития их мы находим в книгах. Но если бы ты видел, какие у них были келии, всякий, вместе со мною, усомнился бы в возможности так жить. А кто увидел их жилища, стоял бы и удивлялся, потому что пещеры указывают на понесённые ими труды, как презирали они плоть и жили с Богом, как распяли мир и отбросили всё мирское», - писал иеромонах Парфений, посетивший лавру преподобного Саввы Освященного в 1586 году. Температура в Иудейской пустыне летом достигает +45-50°C. Три или четыре раза в году в лавре и в прилегающей к ней местности бывает дождь. Дождевую воду, которая стекает в резервуары, находящиеся внутри лавры, монахи используют для подсобных работ. Снабжение питьевой водой монастыря устроено Промыслом Божиим. В основании скалы, на которую опирается лавра святого Саввы Освященного, бьёт непрерывно ключом источник чистой воды. Эту святыню чудесным образом даровал Христос монастырю по молитве преподобного Саввы. Источник является единственным в пустыне и утоляет жажду как отцов-савваитов, так и многочисленных паломников. Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии. В семь лет он ушёл в монастырь, чтобы изучать Священное Писание, а в семнадцать принял монашеский постриг и вскоре прославился многими чудесами. Молитвами и трудами святого Саввы в Иудейской пустыне возник не просто монастырь, а целое поселение, растянувшееся на несколько километров вдоль Кедронского ущелья. В этой общине при жизни преподобного Саввы жило около пяти тысяч монахов. Для сравнения: вдвое меньше подвизается сейчас во всех монастырях Святой Горы Афон. Для окормления такого количества иноков Иерусалимский патриарх рукоположил Савву против его воли в сан пресвитера - неслыханное исключение для монаха. Так к имени святого Саввы навсегда прикрепилось - «Освященный». В 524 году в лавре преподобного Саввы был введён написанный им монастырский устав, получивший название «Иерусалимский». Позднее он был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему православному Востоку. Благодаря преподобному мы сейчас имеем всенощное бдение. Именно святой Савва объединил в две большие группы службы суточного круга, совершаемые по большим праздникам, - бдение и Литургию. Это было сделано для совместной молитвы братии, собиравшейся на праздники из отдалённых скитов лавры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010