Памятник святому Александру Невскому открыт в Белграде 20 ноября 2021 г. 11:23 18 ноября 2021 года в столице Сербии был открыт памятник благоверному великому князю Александру Невскому. В этот день Божественную литургию в храме святого Александра Невского г. Белграда возглавил Святейший Патриарх Сербский Порфирий в сослужении наместника  Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария , настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева, сербского и русского духовенства. По окончании Литургии состоялся крестный ход к месту установки памятника, где мемориал был освящен. В церемонии приняли участие губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, мэр Белграда Зоран Радойичич, заместитель председателя Государственной Думы РФ А.М. Бабаков, посол России в Сербии А.А. Боцан-Харченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, представители органов власти и общественности Белграда. Отдать дань уважения герою российской истории — особо почитаемому в России и Сербии святому — пришли многие жители и гости Белграда. Одним из гостей стал отец президента республики Анджелко Вучич. «Благодаря нашей общей православной вере сегодня мы имеем честь присутствовать на открытии памятника святому Александру Невскому, который рожден в России, но любим и в Сербии. Наш народ видел в великом князе своего святого Савву, воина, монаха. Александр Невский сказал нам, что правда не в силе, а в Боге. Да будет благословенно единство всех православных народов его молитвами», — сказал Предстоятель Сербской Православной Церкви . «Будем стремиться следовать примеру святого в моменты, когда над нашими народами сгущаются тучи», — подчеркнул епископ Кронштадтский Назарий, отметив, что молитвы благоверного великого князя и всех святых как никогда нужны в это трудное время. Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов выразил благодарность Сербии за братскую любовь и поддержку России. «На долю святых Александра Невского и Саввы Сербского выпало тяжелое время, но они победили и сохранили православную веру. Мы вместе, а раз вместе, победим», — сказал он.

http://patriarchia.ru/db/text/5863863.ht...

Во второй половине XVIII века Успенский монастырь постепенно беднеет и приходит в упадок. Так, указом Иркутской консистории от 10 августа 1772 года повелевалось передать монастырские деньги, в количестве ста пятидесяти рублей, на украшение церквей Нерчинска. Новый архиерей епископ Михаил, прибывший в Иркутск в марте 1772 года, принял решение и вовсе упразднить монастырь. Он запросил Нерчинского закащика протопопа Павла Гробова “можно ль состоящую в Нерчинском Успенском монастыре церковь сделать приходскою, и ежели можно, то отколе та церковь и содержанию своему требы получать, и чем причт довольствоваться будет, и есть ли к тому монастырю способных жительских домов, если есть, то в каких деревнях и сколько, и в каких приходах?” И вскоре, 3 августа 1773 года, последовал указ преосвященного Михаила об упразднении монастыря. В Нерчинске указ был получен 13 сентября. Игумена Исайю, иеромонаха Ианнуария и монаха Савву отправили в Киренский монастырь. “Ризницу и утварь церковную, разных святых в окладах и ризах серебряных образов, самую лучшую ризницу, одно евангелие большое с оправою серебряною, два напрестольные креста — один серебряный, а другой золотой и гробницу напрестольную, серебряные св.образа с окладами, венцами и ризами серебряными, кои не в иконостасах, а также товарные вещи, прутовое серебро, венцы и кресты небольшие серебряные ему, игумену, забрав, привесть в архиерейскую ризницу. Остальное имущество: одно евангелие и один крест, св. сосуды, ризницу отдать на смотрение закащику Гробову с роспискою, а оставшихся диакона, дьячка и пономаря определить к праздным местам тебе закащику по усмотрению, церкви замкнуть и запечатать и поставить караул”. Два года спустя крестьяне селения Монастырского, деревень Закаменной, Матусовой и Кирочинской просили преосвященного Михаила открыть приход и дать им священника, которого они обязались содержать пахотной землей, ругою и сенокосом. Указом Иркутской духовной консистории от 14 мая 1775 года такой приход был учрежден. Помимо упомянутых деревень в него вошли еще деревни Пешкова, Саватеева и Шивки. В Пешковой было 19 дворов, в Саватеевой — 10, в Шивках — 4 двора, в Монастырской — 11 дворов, в Закаменной — 11, в Матусовой — 9 и в Кирочинской 22 двора. Первым настоятелем прихода был определен Иосиф Титов. 14 декабря 1781 года из Иркутска пришел указ о “разобрании в Нерчинском Успенском монастыре каменных стен и келий и о продаже годного кирпича охочим людям, вырученную же сумму, записав, употребить на церковное строение”.

http://sobory.ru/article/?object=22925

По исполнении же стихиры святого, слава и ныне, богородичен 3 гласа и по исполнении говорит иерей: „Паки прилежно Господу помолимся”, мы же „Господи помилуй” один раз. Иерей же: „Еще о преподобных отцах наших игуменах (как записаны в диптихе от преподобного и богоносного отца нашего Саввы до последнего), мы же „Господи помилуй” трижды; иерей: „Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию и преподобного и богоносного отца нашего Савву со всеми святыми помянувше...” Мы же: „Тебе Господи”. Иерей же сию молитву: „Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое...” Мы: „Господи помилуй” 50 раз. Затем иерей: „Еще молимся об оставлении грехов раба Божия... монаха и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой душе христиан притесняемых...” (θλιβομενων). Мы: „Господи помилуй” 50 раз. Затем поминает иерей и читает поименно живых и умерших христолюбцев, которые по уставу имеются в диптихе, и после этого возглас: „Услыши ны Боже, Спасителю наш..., Мир всем..., Главы наша...” И нам преклоншим колена иерей молится велегласно и читает: „Владыко многомилостиве, Господи...” (На всех молитвах поминается имя святого Саввы).    Что касается уставов константинопольского происхождения, то они не указывают совершать вечернюю литию и на великие праздники, и даже на храмовые.    Равным образом, обряд вечернего входа из повседневного стал принадлежностью только праздничного богослужения, вызвав тем самым деление вечерни на два вида: великую (со входом) и вседневную (без входа).    Когда сложился новый вид вечерни — монастырско-приходский, это остается неизвестным за отсутствием литургических памятников с этим чинопоследованием от X века и раньше его. Из беседы аввы Нила с Иоанном Мосхом и Софронием можно заключить, что он уже формировался в их время (VII в.). Ко времени Никона Черногорца (XI в.) он так прочно сложился и настолько стал известным во всей Восточной церкви, что Никон, имея под руками различные списки существовавших в его время на Востоке, как общеизвестных, монастырских уставов: Иерусалимского, Студийского, Святогорского, мог разграничить в своем тактиконе вечерню с входом, как праздничную, и без входа, как вседневную (по терминологии Никона — „вседневное кадило”).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Через несколько дней после нападения Германии на Югославию епископ Мукачевско-Пряшевский Владимир был 11 апреля 1941 г. интернирован в Мукачево, затем перевезен под Будапешт, а в дальнейшем выслан на родину в Сербию, и православные приходы остались без архипастырского окормления. В ответ на их ходатайства архиепископ Серафим письмом от 16 сентября 1941 г. известил настоятеля монастыря прп. Иова о том, что принимает в свои руки, до окончательного урегулирования после окончания войны, управление словацкими общинами. Члены братства оказывали активное содействие этому переходу. В частности, 10 сентября Духовный собор направил игумена Савву на благочинническое собрание с поручением выступить там в пользу перехода общин в подчинение Владыки . В октябре 1941 г. архиепископ Серафим приезжал в Братиславу и рукоположил там в сан иеродиакона монаха Сергия (Ромберга) и во иеромонаха о. Виталия (Устинова), который с того времени обслуживал по воскресеньям и большим праздникам население трех сел: Медвежье, Порубка и Корневцы. В 1942 г. о. Виталий воодушевил крестьян на постройку в селе Медвежьем нового большого деревянного храма вместо обветшавшего старого (этот храм был освящен в начале 1944 . 22 октября 1941 г. Владыка Серафим провел с православным духовенством в Братиславе конференцию о церковном положении в стране, а 23 октября посетил органы власти Словакии, которые благожелательно отнеслись к подчинению словацких православных приходов Берлинскому архиепископу. 3 ноября 1941 г. епископ Сергий (Королев) согласился с включением евлогианского Крестовоздвиженского прихода в Братиславе в Германскую епархию на основе договоренности от 3 ноября 1939 г., с сохранением юрисдикционного отношения общины к митрополиту Евлогию . 28 ноября 1941 г. архиепископ Серафим обратился в Рейхсминистерство церковных дел с ходатайством о включении словацких православных приходов в Германскую епархию, сообщив, что в этой стране действует 13 православных приходов Мукачевско-Пряшевской епархии, три богослужебных пункта, один монастырь и евлогианский приход в Братиславе – всего 18 церквей и 12 священников, из них четыре иеромонаха. 9 декабря министерство ответило Владыке, что еще 22 сентября уведомило о состоявшемся включении Рейхсминистерство иностранных дел. 12 декабря о своем согласии сообщило ведомство шефа полиции безопасности и СД, а 5 января 1942 г. – Германский .

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Говорил отец Парфений: «Некоторые монахи читают научную литературу, чтобы уметь говорить со светскими образованными людьми на их языке. Они не понимают, что ученые ищут у монахов не того, что знают лучше их, а того, чего не имеют сами,– духовности». Сказал отец Парфений: «Монах, занимающийся наукой, занимается чужим делом: он перестает быть монахом, а ученым не становится. Делание монаха – творить в безмолвии Иисусову молитву». Сказал отец Парфений: «Сколько книг написали люди и забыли о Книге книг – Святом Евангелии!». Говорил отец Парфений: «Теперь ученых много, а монахов мало». Отец Парфений сказал: «Монах должен подражать улитке: сидеть, как в раковине, в своей келии и молчать, а не переходить с места на место». Отец Парфений сказал: «Разговоры о блудных грехах даже в целях назидания неполезны. Они растравляют раны души и ведут человека к падению. Грех блуда особенно опасен тем, что душа человека имеет тайную привязанность к нему; эта страсть может быть незаметной, как тлеющий уголек под пеплом». Сказал схиигумен Савва (Остапенко) [см. Примечание 14]: «Духовный отец дан для спасения, а не для дружбы». Сказал отец Савва: «У тебя стол ломится от непрочитанных книг, а ты еще ищешь новых». Схиигумена Савву спросил один монах: «Бывают случаи, когда я поневоле говорю неправду. Ко мне приходят люди с пустыми разговорами, и я передаю, что меня нет дома». Отец ответил: «А ты скажи: “Я дома, но не могу принять вас”». Однажды отец Савва, сделав вид, что рассердился на духовное чадо, сказал ему: «Паршивая овца все стадо портит». Тот опустился на колени и просил прощения. Авва слегка ударил его по лицу. Тот попросил: «Ударьте еще, чтобы бес убежал». Отец сказал: «Что, я должен исполнять твою волю?». После этого удара на душе у духовного чада стало необычайно легко. Схиигумен Савва любил Грузию. Одно время он приезжал сюда каждый год. Он задался целью найти ту пещеру около Коман, где много лет сокрывалась от византийских иконоборцев глава Иоанна Предтечи. Это место было забыто, в Сухуми не знали о нем, казалось, что оно уже потеряно. Но отец Савва стал расспрашивать жителей близлежащих к Команам селений, не слышали ли они когда-нибудь об этой святыне? Наконец нашелся один старый грек, который сказал, что он помнит, как во времена его детства народ посещал некоторое место в горах и сам бывал там. Он соглашался послужить проводником и указать пещеру. Так в 60-х годах было вновь обнаружено место, где когда-то была сокрыта глава Крестителя Господня Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Приходит Игнат вечером и смеется. Я спрашиваю: «Ты чего смеешься?» А он рассказал, как его отец обличил, что он не передал носки. И еще два раза было. Прошу мысленно у отца: «Батюшка, дай мне брюки, мои уже износились». И отец с кем-нибудь присылает. Дорогого батюшку, отца Савву, я впервые увидела в 1974 году. Отец взял меня в чада и сразу же благословил на Богородичное правило и дал большие монашеские четки. Его духовная дочь, с которой я приехала, говорит мне: «Ну, будешь монашкой». Она уже знала, что отец зря ничего не дает, а я еще ничего не понимала, да и монаха-то впервые увидела. Вскоре мы переехали жить в Печоры, я устроилась на работу в больницу, работа мне очень нравилась. Но вот у меня появилось желание пойти в монастырь. В это время отец болел, я через келейницу спрашиваю у него благословения уйти в монастырь. Батюшка отвечает, что надо положить жребий и написать на одной бумажке «больница», а на другой «монастырь». Я так и сделала. Помолившись, беру жребий, а там написано: «больница». Велико было мое огорчение, но отец сказал: «Больница – это второй монастырь, а ты молись Матери Божией Игумении – Она все управит». Это благословение я постаралась исполнить. Через некоторое время отец дал мне акафист Иисусу Воскресшему, где припев в икосе: «Христос воскресе из мертвых…». После смерти отца я поехала в Ригу, там встречаю сестер, его чад, которых он благословил ехать в Иерусалим. Они мне говорят: «Пиши и ты прошение». Я колебалась, но все-таки отслужила молебен и положила жребий и, помолившись, вытянула: «Есть Божие благословение». Пишу сразу же прошение и отсылаю, потом еду на неделю в пустыньку, хожу на послушание, а затем еду домой, в Печоры. Приезжаю утром, а в четыре часа дня приходит телеграмма – вызов в Патриархию насчет отъезда в Иерусалим… Через год я уже, по милости Божией и по молитвам отца, так скоро (ведь другие ждали вызова по два-три года) попала в Иерусалим. И теперь мне ясно, почему отец тогда дал акафист Воскресению: ему все было открыто, только всему и на все свое время. Именно здесь, у Гроба Господня, ежедневно, неумолкающе поется: «Христос воскресе…»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

«Благодаря нашей общей православной вере сегодня мы имеем честь присутствовать на открытии памятника святому Александру Невскому, который рожден в России, но любим и в Сербии. Наш народ видел в великом князе своего святого Савву, воина, монаха. Александр Невский сказал нам, что правда не в силе, а в Боге. Да будет благословенно единство всех православных народов его молитвами», — сказал Предстоятель Сербской Православной Церкви . «Будем стремиться следовать примеру святого в моменты, когда над нашими народами сгущаются тучи», — подчеркнул епископ Кронштадтский Назарий, отметив, что молитвы благоверного великого князя и всех святых как никогда нужны в это трудное время. Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов выразил благодарность Сербии за братскую любовь и поддержку России. «На долю святых Александра Невского и Саввы Сербского выпало тяжелое время, но они победили и сохранили православную веру. Мы вместе, а раз вместе, победим», — сказал он. Мэр Белграда Зоран Радойичич назвал открытие бюста еще одним свидетельством братства и дружбы двух стран. Бюст святого Александра Невского стал подарком Санкт-Петербурга Белграду в год 800-летия со дня рождения великого князя. Он был отправлен в Сербию 22 сентября. Два таких же монумента, изготовленных фондом «Аллея российской славы», установлены в притворе Александро-Невского храма Лавры в Санкт-Петербурге и в Никольском скиту монастыря в Ленинградской области. Автор памятников — член Союза художников России Анатолий Дементьев. Белградский памятник самый массивный из трех. Его высота с постаментом более трех метров, вес — 4,5 тонны. Надпись на постаменте выполнена сусальным золотом на сербской кириллице. Инициатор установки памятника — Русско-сербский культурно-информационный центр «Орлы». Куратором от правительства Санкт-Петербурга стал комитет по внешним связям. Помощь оказали предприниматель М. Сердюков, депутат Государственной Думы С. Миронов, представители общественных организаций обеих стран, духовно-просветительский центр преподобного Серафима Вырицкого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5864073...

Приблизившись к концу жизненного пути, святой Савва погрузился в состояние углубленного созерцания и покаяния. Перед самой кончиной он уединился на три дня в келье. Выйдя из затвора, он дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, воскликнув: «Господи, Господи, Господи, Господи!» Одна из присутствовавших при этом монахинь видела, как его душа вознеслась на небеса на золотом облаке при звуках райского пения (это случилось 25 марта 1948 г.). Когда в 1957 году открыли могилу преподобного Саввы, вокруг нее распространилось чудесное благоухание, наполнившее все кругом, вплоть до окраин города. При этом в монастыре и всех церквях острова звонили в колокола. Тогда у его гроба произошли многочисленные чудеса и с тех пор не прекращались. Местные жители и паломники, приходящие в монастырь издалека за благословением святого, по сей день получают его благодатную помощь. Простой, смиренный и скорый на послушание, подвижник и молитвенник, сравнимый с древними отцами, святой Савва являет собой образ настоящего монаха на все времена. В одной из своих немногочисленных записей он дал такое определение: «Монах – это тот, кто страждет и оплакивает собственные грехи, не замечая чужих, который не осуждает и не гневается, но сносит терпеливо, с радостью любую обиду и презрительное отношение, чтобы сподобиться близости к Богу, Небесному Судье и Отцу всех». Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 6 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии Олег 7 апреля 2018, 08:09 Преподобне Отче наш Савво, моли Бога о нас! Святой Савва, прошу тебя - помолись за нас грешных! Помолись за мою супругу Елену, чтобы её оставили напасти душевные, которыми она страдает! Помоги нашей семье обрести счастье! Помолись за меня грешного р.Б. Олега и сына нашего мл. Савву! С Праздником Благовещения и с Днем Св. Прп. Саввы Нового! 07.04.18 Наталия 12 сентября 2016, 07:33

http://pravoslavie.ru/52746.html

Преподобный Савва принял Иоанна и поручил ему монастырскому эконому для трудов и работ монастырских, и приставил его экономом к строителям странноприимницы – варить пищу, носить воду, подавать камни и т. п. А через два года сделан был начальником странноприимницы и послужил братьям со смирением, кротостью и любовью. Проходя же и иные затем послушания, во всем поступал, как искренний раб Божий, и через шесть лет по поступлении в лавру сделан был экономом. После сего хотел преп. Савва сделать его пресвитером, как достойного и совершенного монаха. И так, взявши с собой Иоанна, пошёл в Иерусалим к патриарху Илии (494–517 гг.) и просил его рукоположить Иоанна. Иоанн же, видя, что не может таить своего сана, попросил патриарха наедине выслушать его и, заклявши никому не открывать, что услышит, сказал: «Святейший отец! Я был епископом города Колонии, но поскольку умножились грехи мои, оставил епископию и бежал; теперь же, как крепкий телом, служу братьям, чтобы их молитвы помогали немощной душе моей». Патриарх ужаснулся и, призвав Савву, сказал ему: «Иоанн открыл мне некоторые сокровенные свои дела, из-за которых не может быть пресвитером; пусть он ныне безмолствует, и пусть никто не беспокоит его». Преп. Савва весьма огорчился, думая, что ошибся в Иоанне; он провёл целую неделю в молитве и услышал голос: «Епископ не может быть опять пресвитером». Иоанн остальное время жизни своей провёл в келейном безмолвии и скончался ста четырёх лет, в 558 году. † Преподобного Саввы Звенигородского «Добрым растением пустыни явился ты, преподобный, в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и, по его наставлению, устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Потому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светлому светильнику. Савво, отче наш! Моли спастись душам нашим» 25 . Так поёт Церковь преп. Савве! В молодых летах расставшись с миром, блаженный Савва пришёл в пустыню к дивному Сергию и здесь принял монашество. Под руководством великого наставника обучался он послушанию, смирению, чистоте мыслей и тела, строгому посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010