Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Пострижение Саввы Сербского и его отец царь Стефан   Пострижение Саввы Сербского и его отец царь Стефан на Афоне     О пострижении царевича, в Русском монастыре святого великомученика Пантелеймона, вскоре узнала вся Гора  Афон . В скором времени Прот, т. е. начальник всея Горы Афон­ския, призвал к себе царевича, юнаго монаха Савву, и сказал ему:   «Чадо мое Савво, тебе жить в Русском монастыре опасно; потому что монастырь мал и беден: когда узнают, что царский сын в нем постригся, - случится может, что прийдут разбой­ники, и тебя убьют, и монастырь разграбят, поэтому я тебе жить в нем не позволяю и не благословляю, а перейди в Вато-ед монастырь, и там живи».   Прискорбно показалось молодо­му монаху разлучаться с своею материю, русскою обителию, породившею его монашеством, разлучиться и с своим при­родным славянским языком, и идти в чужой, греческий мона­стырь.   Но, хотя и с неудовольствием, противиться великому старцу Проту не стал; хотя и со слезами, но перешел в Ватопедский монастырь. А это Прот сделал потому, что хотел обо­гатить свой греческий монастырь. Чрез несколько времени, родитель прислал много злата и сребра, и он выстроил в Ватопеде корпус, более ста келий, и три церкви, и весь монас­тырь отстроил и обогатил. И доныне в Ватопеде называются Сербские корпуса.   Потом еще Савва к родителям написал уве­щательное письмо о суете мира. Тогда родитель Саввы, царь Стефан, послушав благих советов сына своего, вознамерился оставить земное свое царство и идти в монастырь к сыну сво­ему; но супруге своей сего не объявил, потому что она не со­гласна была его отпустить.   Он же к сыну своему Савве написал письмо, и обещался к нему приехать совсем на жительство, и назначил тому время. Потом сказал своей жене, якобы хощет повидаться с сыном своим, монахом Саввою, и царство свое препоручив на время другому своему сыну Стефану, сам от­правился в путь, в Святую Гору Афонскую.   В то время монаха Савву, царевича, послал игумен в Константинополь по монас­тырскому делу. Царевич просил игумена, чтобы, когда приедет без него в монастырь родитель его, царь Сербский, - скоро его в братство не принимали, а искусили его - не принес ли он в монастырь царской важности. И говорил:

http://isihazm.ru/?id=1673

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Симеон Мироточивый   Симеон Мироточивый       Житие Симеона Мироточивого   Симеон Мироточивый, это и есть родитель Саввы Сербского, царь Стефан, память 26 февраля. Панигер в монастыре Хиландар. Вторая часть жизнеописания прп. Саввы является житием его отца прп. Симеона. Читать все житие Саввы Сербского на портале Святой Афон   (Житие публикуется впервые)   Став монахом Савва к родителям написал уве щательное письмо о суете мира. Тогда родитель Саввы, царь Стефан, послушав благих советов сына своего, вознамерился оставить земное свое царство и идти в монастырь к сыну сво ему; но супруге своей сего не объявил, потому что она не со гласна была его отпустить.   Он же к сыну своему Савве написал письмо, и обещался к нему приехать совсем на жительство, и назначил тому время. Потом сказал своей жене, якобы хощет повидаться с сыном своим, монахом Саввою, и царство свое препоручив на время другому своему сыну Стефану, сам от правился в путь, в Святую Гору Афонскую.   В то время монаха Савву, царевича, послал игумен в Константинополь по монас тырскому делу. Царевич просил игумена, чтобы, когда приедет без него в монастырь родитель его, царь Сербский, - скоро его в братство не принимали, а искусили его - не принес ли он в монастырь царской важности. И говорил:     «Скажите ему таю ты царь, да уже и стар; послушания монастырскаго понести не можешь. А у нас новоначальным послушание такое: пасти му лов. Ежели согласится, то приимите его, и пошлите его пасти мулов». Игумен Савве сказал: «Нет, чадо; выше сил искушать царя не надобно».   Царевич же сказал игумену: «Отче, сотвори так, как я говорю»; а сам отправился в Константинополь. В ско ром времени приехал Сербский царь Стефан, родитель Саввы, в Афонскую Гору, в Ватопед.     Встретили его с честию и славою; ввели прежде в церковь, а потом на гостинице упокоили его, как дорогаго гостя и ктитора. Когда царь спросил о возлюб ленном своем сыне Савве: ему сказали, что послан в Константинополь за послушание. Царь, погостивши три дня, пришел к игумену, упал ему в ноги, объявил намерение поступить в мо нашество, и просил принять его во святую обитель, в число послушников.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=53...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Ужасное следствие преслушания Ужасное следствие преслушания В Афонском скиту святой Анны, в одной из прибрежных калив, лет 90 назад подвизались пять монахов: старец-иеромонах и духовник, другой иеромонах, два монаха и послушник.Их жизнь была крайне подвижнической; они во всем следовали священному монашескому преда­нию. Они старались во всем повиноваться воле Гос­подней и жить, как и все скитские отцы, в согласии с уставом и чином святых отцов.Послушник стал монахом и получил имя Савва. Он много лет провел в послушании. Духовник умер, и согласно чину старцем стал второй иеромонах, и с помощью Божией они продолжали свое шествие по пути духовной жизни.Младший в братстве монах, Савва, будучи доб­рым и простым, весьма преуспел в послушании и в духовной жизни. Но ненавидящий все доброе дья­вол позавидовал его успеху и принялся сеять в го­лове брата свои плевелы. Поначалу он вложил в его сердце желание отправиться в паломничество на вершину Афона, ибо он слышал от прочих мона­хов: «Я был на вершине Горы и там очень красиво. Тебе бы тоже нужно там побывать. Одно дело, ког­да я тебе рассказываю, а другое дело самому уви­деть…» Эти слова убедили брата Савву в том, что он тоже должен пойти и посмотреть, как выглядит Гора со своей вершины. А он полагал, так ему пред­ставлял сатана, что там наверху живет некий по­чтенный святой старец, которому все поклоняют­ся, так как слышал, как монахи говорят: «Пойдем поклонимся старцу-Афону».Об этих своих помыслах он рассказал своему старцу и попросил его разрешить ему исполнить свое благое, как ему казалось, намерение.Однако старец держался противоположного мне­ния. Он говорил, что ему еще не время идти на вер­шину Горы, да к тому же это не принесет ровно ни­какой душевной пользы. Поэтому он отказался дать Савве свое разрешение.Монах Савва под давлением лукавых сатанинс­ких помыслов не мог успокоиться. Он решил ослу­шаться и отправиться на вершину старца-Афона по своей воле. И вот, приняв в одиночку такое реше­ние, однажды он тайком улизнул из своей подвиж­нической каливы, пошел на Кераси и поселился в келлии Всех Святых.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=179...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Статистика Максим Грек, прп. Максим Грек (греч. Μξιμος ο Γραικς; в миру — Михаил Триволис; греч. Μιχαλ Τριβλης;. 1470, Арта, Греция — 21 января 1556, Троицкий монастырь, Сергиев Посад) — русский публицист, автор и переводчик. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных, память совершается 21 января и 21 июня (по юлианскому календарю). Ранние годы Максим Грек был послан в Италию, чтобы изучить древние языки, священнослужение и философские работы. Здесь, он познакомился с некоторыми видными фигурами эпохи Возрождения: Олдусом Манутиусом и Константином Ласкарисом, который стал его преподавателем. Максим Грек был под влиянием проповеди доминиканского священника Иеронима Савонаролы. После возвращения в 1507 году из Италии принял монашество в Ватопедском монастыре на Афоне. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью. Миссия в Москве Первой большой работой Максима Грека в России был перевод Псалтыри вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжал переводить и позже создал княжскую библиотеку и исправил книги для богослужения. Борьба Наблюдая «дефекты» и несправедливость русской жизни, которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти, привлекая различных людей с подобными представлениями, как Ивана Берсень-Беклемишева, Вассиана Патрикеева и других. Относительно вопроса монашеских состояний, которые уже разделили все русское духовенство на два антагонистических лагеря, Максим Грек стал на сторону Нила Сорского и его старцев. Это сделало его одним из худших врагов иосифлян, которые поддерживали право монастырей иметь землю. Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни русского духовенства, эксплуатацию крестьян и систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян.

http://lib.cerkov.ru/authors/1087

Ночью командующий Эжен Богарне как наяву увидел старца, который попросил его не трогать храм и мощи, пообещав возвращение на родину целым и невредимым. С утра Богарне посетил Рождественский собор, долго смотрел на лик святого, поклонился мощам и приказал опечатать храм и приставить охрану. В самом конце 14 века князь Юрий, сын Дмитрия Донского, крещеный преподобным Сергием Радонежским и окормлявшийся в Троицкой Лавре с самого рождения, попросил   духовника братства, священноинока Савву, уйти с ним в Звенигород. Князь мечтал основать в своих землях обитель, не уступающую той, что взрастила его самого, и даже подобрал для будущего монастыря   место – живописную гору Сторожу. Планам благочестивого князя суждено было сбыться. Очень скоро пришедший в Звенигород отец Савва собственноручно поставил на горе деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. А вскоре, после успешного похода на булгар, предпринятого по благословению игумена новой обители, князь выделил монастырю много золота, деревень, а также свободу от дани и пошлин для проживающих на монастырских землях крестьян. Тогда же на месте деревянной церкви был воздвигнут большой белокаменный собор. Подчинив жизнь братии строгому общежительному уставу, игумен Савва удалился в находящуюся неподалеку пещеру, где проводил время в молитве, посте и трудах. А в третий день декабря 1407 года отошел ко Господу. С тех пор прошло ровно 600 лет. Многое пришлось пережить обители. Первыми событиями, отмечающимися и по сей день, стали канонизация преподобного Саввы Сторожевского   в 1547 году и обретение его нетленных мощей в 1652. Позже – два чудесных явления святого, сильно повлиявших на ход истории обители. Первое произошло, когда царь Алексей Михайлович охотился в звенигородских лесах и вдруг оказался один на один с медведем. Уже мысленно попрощавшись с жизнью, Государь увидел монаха, явление которого заставило медведя уйти. Старец представился Саввой и исчез. Спасенный царь тщетно искал монаха среди братии, но, лишь увидев образ Преподобного на иконе, понял, кто именно спас его от смерти. Немудрено, что сразу после этого события Алексей Михайлович взял монастырь под свое попечение.

http://pravmir.ru/torzhestva-v-obiteli-p...

Памятник святому Александру Невскому открыт в Белграде 20 ноября 2021 г. 11:23 18 ноября 2021 года в столице Сербии был открыт памятник благоверному великому князю Александру Невскому. В этот день Божественную литургию в храме святого Александра Невского г. Белграда возглавил Святейший Патриарх Сербский Порфирий в сослужении наместника  Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария , настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева, сербского и русского духовенства. По окончании Литургии состоялся крестный ход к месту установки памятника, где мемориал был освящен. В церемонии приняли участие губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, мэр Белграда Зоран Радойичич, заместитель председателя Государственной Думы РФ А.М. Бабаков, посол России в Сербии А.А. Боцан-Харченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, представители органов власти и общественности Белграда. Отдать дань уважения герою российской истории — особо почитаемому в России и Сербии святому — пришли многие жители и гости Белграда. Одним из гостей стал отец президента республики Анджелко Вучич. «Благодаря нашей общей православной вере сегодня мы имеем честь присутствовать на открытии памятника святому Александру Невскому, который рожден в России, но любим и в Сербии. Наш народ видел в великом князе своего святого Савву, воина, монаха. Александр Невский сказал нам, что правда не в силе, а в Боге. Да будет благословенно единство всех православных народов его молитвами», — сказал Предстоятель Сербской Православной Церкви . «Будем стремиться следовать примеру святого в моменты, когда над нашими народами сгущаются тучи», — подчеркнул епископ Кронштадтский Назарий, отметив, что молитвы благоверного великого князя и всех святых как никогда нужны в это трудное время. Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов выразил благодарность Сербии за братскую любовь и поддержку России. «На долю святых Александра Невского и Саввы Сербского выпало тяжелое время, но они победили и сохранили православную веру. Мы вместе, а раз вместе, победим», — сказал он.

http://patriarchia.ru/db/text/5863863.ht...

Памятник святому Александру Невскому открыт в Белграде Белград, 22 ноября 2021 г.      18 ноября 2021 года в столице Сербии был открыт памятник благоверному великому князю Александру Невскому, сообщает Патриархия.ru . В этот день Божественную литургию в храме святого Александра Невского г. Белграда возглавил Святейший Патриарх Сербский Порфирий в сослужении наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева, сербского и русского духовенства.      По окончании Литургии состоялся крестный ход к месту установки памятника, где мемориал был освящен. В церемонии приняли участие губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, мэр Белграда Зоран Радойичич, заместитель председателя Государственной Думы РФ А.М. Бабаков, посол России в Сербии А.А. Боцан-Харченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, представители органов власти и общественности Белграда. Отдать дань уважения герою российской истории — особо почитаемому в России и Сербии святому — пришли многие жители и гости Белграда. Одним из гостей стал отец президента республики Анджелко Вучич.      «Благодаря нашей общей православной вере сегодня мы имеем честь присутствовать на открытии памятника святому Александру Невскому, который рожден в России, но любим и в Сербии. Наш народ видел в великом князе своего святого Савву, воина, монаха. Александр Невский сказал нам, что правда не в силе, а в Боге. Да будет благословенно единство всех православных народов его молитвами», — сказал Предстоятель Сербской Православной Церкви.      «Будем стремиться следовать примеру святого в моменты, когда над нашими народами сгущаются тучи», — подчеркнул епископ Кронштадтский Назарий, отметив, что молитвы благоверного великого князя и всех святых как никогда нужны в это трудное время. Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов выразил благодарность Сербии за братскую любовь и поддержку России. «На долю святых Александра Невского и Саввы Сербского выпало тяжелое время, но они победили и сохранили православную веру. Мы вместе, а раз вместе, победим», — сказал он.

http://pravoslavie.ru/143017.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Пресвятая моя Богородица, и место это грязное, и сам я грязный             Старец Паисий Святогорец     Старец Паисий        Пресвятая моя Богородица, и место это грязное, и сам я грязный   Старец Паисий Святогорец  рассказывал:   «Прошлым Великим пос­том мне явилась Пресвятая Богородица. Она была облачена в белое. Она сказала, что в мире произойдёт много всяких событий, поэтому мне надо позаботить­ся о том, чтобы сделать кое-что...»   Пресвятая Богородица явилась Старцу возле северо-восточного угла его каливы. Увидев Божию Матерь, Старец смиренно произнёс:   «Пресвятая моя Богородица, и место это грязное, и сам я грязный».   Однако после того явления он благоговел даже перед местом, на котором стояли ноги Пречистой Богоматери. Он хотел посадить на этом месте цветы, чтобы туда никто не наступал.   В Часослове под 21 февраля он так, чтобы никто не понял, с сокращениями, сде­лал запись об этом чудесном событии:     То есть:   «Пресвятая Богородица! В десять тридцать перед полуночью, Вся в белом, в сияющих одеждах...»     Потом Паисий Святогорец  рассказал:      Когда мы видим святые иконы, наше сердце должно преизливаться от любви к Богу и святым, и нам следует падать пред ними, поклоняться им и лобызать их со многим благоговением. Если бы вы видели одного благоговеиного старенького монаха из монастыря Филофеи — отца Савву: со скольким же благоговением, с каким умилением и любовью он прикладывался к иконе Пресвятои Богородицы " Сладкое Лобзание " ! На этои иконе Божиеи Матери образовался даже бугорок, потому что отцы лобызали ее в одно и тоже место...   Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=1923

  В апреле 1923 года решением Коллегии Губисполкома была ликвидирована Оптинская сельхозартель, а в праздник Преображения Господня в шесть часов утра начальник козельской милиции с помощниками закрыли Казанский храм и опечатали здание колокольни. Братия в Оптиной была предупреждена об этом заранее и сразу после полуночи 6/19 августа была отслужена последняя Божественная литургия.   К 1924 году монастырь фактически был уничтожен, а последние насельники стали переселяться в Козельск, но и тут их не оставляли в покое Их стали выселять и из города в уезды, но монахи не все подчинились этому приказу, некоторая часть монахов и послушников, около пятидесяти человек, остались в городе. Братия в священном сане служили в храмах города и ближайших окрестностях. Монахи и монахини из Шамордино и других обителей продолжали нести свое послушание: пели на клиросе, прислуживали в церквях. Многие, чтобы как-то существовать, подрабатывали различными ремеслами. Местные жители помогали монашествующим чем могли. Иеромонахи, служившие на приходах, оказывали помощь бедным собратьям, монахиням и даже нуждающимся местным жителям, отдавая половину своего дохода.   Гонения на верующих при советской власти по своей сути не отличались от гонений на христиан в Римской империи III–IV веков, а по масштабу намного превосходили римские. Советская власть также являлась властью богоборческою, но формально осудить человека за веру было нельзя, да и в Уголовном кодексе такой статьи не было. Чтобы сохранить видимость законности, для успешной борьбы с Церковью власть использовала те же древнеримские приемы – обвинения в антигосударственной деятельности, только у нас это называлось «контрреволюционная агитация» по статье 58-й УК РСФСР. Согласиться с обвинением в антигосударственной деятельности христианину значило лжесвидетельствовать на Церковь. «Путая небесное с земным, нельзя прямо или косвенно оговорить Церковь Христову в контрреволюции, потому что это значит признать, что Она есть институт политический и все, кто ходит в Церковь... достойны преследования» Многие верующие на допросах вели себя мужественно, не лгали на следствии, потому что не чувствовали за собой никакой вины, и подчинялись законам новой власти в том, что касалось их внешней жизни. Когда оптинского монаха Савву (Суслова) обвинили в антисоветской агитации, он ответил: «Всякая власть от Бога... Я везде говорил, что есть Бог и нужно верить Богу. Бог есть наша будущая жизнь – против советской власти я не выступал, а держусь крепко за божественные убеждения»

http://bogoslov.ru/event/6020574

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010