Обратимся теперь к чисто историческим данным о монастыре и к его святыням и достопамятностям. В XVI веке Саввин Сторожевский монастырь приобретает особенно большую известность: на богомолье туда стали приходить самодержцы, князья, бояре и щедро обогащали его вкладами. В это время в монастыре было уже много братий, и в числе их находились мужи жизни отличной, так что с некоторыми из них имели духовную переписку митрополиты московские, и сами от них получали письма. Иоанн Васильевич Грозный приезжал в Саввин монастырь вместе с супругой своей Анастасией Романовной, в сентябре 1548 г., и видел там до восьмидесяти братий, и по одиннадцати клирошан на каждом клиросе. По смерти Иоанна, воцарился кроткий и набожный сын его Феодор. Он в 1592 г., великим постом, ездил на богомолье в обитель Саввы Сторожевского. ΧVΙΙ век был веком славы монастыря Сторожевского, особенно со второй половины его. Но в начале этого века, в смутные времена самозванцев, обитель преподобного Саввы много потерпела от насилия и хищничества иноплеменников, которые не щадили обители и оставили в ней страшные следы разорения. При царе Михаиле Феодоровиче обитель преподобного Саввы начала снова процветать. Государь часто ездил туда на богомолье и проводил там по несколько дней, жалуя обитель грамотами и богатыми вкладами. Но в истории монастыря Саввина наиболее замечательно царствование царя Алексия Михайловича, который во всей обители оставил следы своего к ней усердия. Первое посещение им сей обители относится к первому году его царствования, и с тех пор он посещал её почти ежегодно. В январе 1652 г. царь поехал уже туда, вызванный радостным известием об обретении нетленных мощей преподобного Саввы. Нет точных известий о случае к открытию мощей преподобного. В монастыре, однако ж, сохранилось предание, что явление преподобного Саввы самому царю Алексию Михайловичу было первым поводом к обретению мощей преподобного. Это рассказывается так: царь Алексий Михайлович, в своё декабрьское путешествие в монастырь пред открытием мощей, ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя, и он остался один, медведь внезапно выбежал из лесу и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его появлением зверь убежал от царя. Вопрошенный об имени, старец ответствовал, что его зовут Саввой, и что он один из иноков монастыря Сторожевского. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошёл к монастырю. Скоро пришёл в обитель и сам царь Алексий Михайлович и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь ещё неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам он, велел отслужить молебен и свидетельствовать гроб его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом выставки И. И. Глазунова «Своды, образы и лики» 10 сентября 2023 года 10 сентября 2023 года, по окончании  Божественной литургии  в  Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил выставку Народного художника России Ивана Глазунова «Своды, образы и лики» в  расположенном на территории обители Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее. Выставка, приуроченная к 625-летию монастыря, размещена в палатах царицы Марии Ильиничны Милославской. В экспозиции — живопись Ивана Ильича Глазунова, сына Народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова (1930-2017), а также уникальные предметы русской старины из личного собрания художника. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали наместник монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) и глава Одинцовского городского округа Московской области Р.А. Иванов. У входа в музей Святейшего Владыку встречали И.И. Глазунов и директор Звенигородского музея-заповедника Е.Ю. Кожевникова. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел экспозицию и побеседовал с художником. В завершение И.И. Глазунов и Е.Ю. Кожевникова преподнесли в дар Его Святейшеству памятные подарки. В 2023 г. исполняется 625 лет со времени основания одной из самых почитаемых русских обителей — Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в конце XIV в. преподобным Саввой — учеником великого духовного собирателя Руси аввы Сергия Радонежского. Выставка «Своды, образы, лики» — это творческое приношение основателю обители — преподобному Савве Сторожевскому, сделанное нашим современником художником И.И. Глазуновым. Выставка размещается под сводами старинных Царицыных палат Звенигородского музея, построенных по благочестивой воле царя Алексея Михайловича, желавшего вместе со всем своим монаршим семейством находиться рядом с любимым святым — «великим чудотворцем Саввой». Палаты — это архитектурный памятник царского богомолья, памятник путешествия к святыням. Поэтому основной темой выставки стало размышление о богомолье к звенигородскому чудотворцу, которое в различные исторические эпохи совершали князья, цари и простолюдины. Одновременно это и размышление об историческом пути Руси-России. Авторский взгляд художника устремлен не только в прошлое — на образы паломников и лики святых, но и в будущее.

http://foto.patriarchia.ru/news/poseshch...

Многие выходцы из Сергиевой обители стали видными деятелями современной церковной жизни. Совершение богослужений в храмах Лавры является образцовым для сотен русских монастырей и тысяч приходов. Школы иконописания и церковного пения, находящиеся в обители, – одни из самых авторитетных в Русской Церкви. Многовековая история Лавры и сейчас неотделима от истории России. Сегодня по-прежнему верны слова, некогда сказанные отцом Павлом (Флоренским): «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному». Саввино-Сторожевский монастырь Саввино-Сторожевский монастырь принадлежит к числу иноческих обителей, основанных учениками святого Сергия, игумена Радонежского. Происхождение и жизнь основателя, преподобного Саввы, до поступления в Троицкий монастырь малоизвестны. Ещё в юности он пришёл к преподобному Сергию, принял постриг и стал одним из ближайших учеников святого. В 1380 году он стал первым игуменом монастыря при речке Дубенке, основанного по просьбе Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия в благодарность Богу за победу на Куликовом поле. Но через некоторое время ему пришлось оставить Дубенскую обитель и вернуться на прежнее место, где он начинал монашеские подвиги. В 1392 году, перед кончиной, преподобный Сергий оставил в Троицком монастыре своим преемником Никона, который вскоре принял затвор и на время отошёл от игуменства. На пустующее место игумена братия единодушно выбрала Савву. Троицкий монастырь, прославленный трудами Сергия Радонежского, был любимым местом молитвы звенигородского князя Юрия Дмитриевича, брата великого князя Василия. Он часто беседовал с игуменом Саввой, которого считал своим духовником. Желая устроить в своём уделе иноческую обитель, князь обратился с этой просьбой к преподобному Савве. Савве понравилось место недалеко от Звенигорода, на горе под названием Сторожа, возвышавшейся над Москвой-рекой при впадении в неё речек Разводни и Сторожи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много слез пролили братия Сторожевского монастыря, лишившись своего «кормника и учителя». Весть о блаженной кончине прп. Саввы быстро распространилась по окрестностям и привлекла в обитель множество благоговейных почитателей его из иночествующих и мирян. На погребение собрались князья, бояре и жители звенигородские. Скорбь была всеобщая; все шли на погребение, как бы на погребение своего отца. Многие приносили своих недужных ко гробу преподобного. Тело прп. Саввы было предано в земле в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, при нем построенной, на правой стороне. Нетленные мощи угодника Божия были открыты спустя почти два столетия с половиной после его кончины, в царствование благочестивейшего Алексия Михайловича, в 1652 году. Обретение святых и нетленных мощей прп. Саввы было вызвано многочисленными дивными исцелениями и чудотворениями, совершившимися при гробе и по его молитвенному предстательству. Ближайшим поводом к обретению мощей прп. Саввы, по существующем в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому царю Алексию. Алексий Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его явлением зверь бежал от царя. Спрошенный об имени, старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Вернувшись в обитель, Алексий Михайлович спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит отвечал царю, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это он сам, велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей прп. Саввы к торжественному открытию.

http://patriarchia.ru/db/text/171375.htm...

Архив Пн Казначейский корпус Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря передан обители в безвозмездное пользование 29 августа 2023 г. 13:24 Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области Саввино-Сторожевскому ставропигиальному мужскому монастырю передан в безвозмездное пользование выявленный объект культурного значения «Казначейский корпус». Казначейский корпус, находящийся на заднем дворе обители с северо-восточной стороны, был построен в середине XVII века и предназначался для лиц приказной администрации, сопровождавших царя Алексея Михайловича в богомольных походах. Здесь также располагались дьяки и подъячие, занимавшиеся ведением обширного монастырского хозяйства. Корпус назывался казенной палатой.  В XIX веке двухэтажный перестроенный казначейский корпус использовался Звенигородским духовным училищем, в этом здании находились помещения для начальников и наставников училища. В период пребывания в стенах монастыря военного санатория в послевоенное время в этом корпусе размещали представителей генералитета.  Звенигородским музеем-заповедником корпус использовался в качестве фондохранилища. Саввино-Сторожевский ставропигиальный монастырь расположен в городе Звенигороде Московской области, основан в конце XIV beka преподобным Саввой, Звенигородским чудотворцем, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского.  Царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус лавры. В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, После революции монастырь был закрыт. Возрожден в 1995 г.  Саввино-Сторожевский монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6054629.ht...

Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына святых Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Вначале была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ее расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, где проводил время в молитве. В XV-XVII вв. Саввино-Сторожевский монастырь выполнял роль западного форпоста Московского княжества. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией и получил лаврский статус, а по уставу был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. Монастырское предание объясняет особое усердие второго царя из династии Романовых к этой обители чудесным заступничеством звенигородского чудотворца — спасением самодержца на охоте от лап лютого медведя. В царствование этого же государя случилось и обретение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского — 19 января (1 февраля н. ст.) 1652 г. В 1917 г. настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918 г. отряд продкомиссара Константина Макарова реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной Звенигородского мятежа. Участники мятежа убили Макарова и еще двух коммунистов, но подошедший вскоре вооруженный отряд из Дедовска подавил восстание. В середине 1919 г. монастырь был закрыт. В 1941 г. во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой благовестник (его изображение до сих пор украшает герб Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале нынешнего века его заменил другой, столь же массивный). В 1986 г. сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

http://patriarchia.ru/db/text/5325397.ht...

Новости В Санкт-Петербург доставят икону с частицей мощей Саввы Сторожевского 24.04.2007 16:32 Москва, 24 апреля. Во вторник в рамках празднования 600-летия преставления небесного покровителя династии Романовых - преподобного Саввы Сторожевского - из Москвы в Санкт-Петербург будет доставлена чтимая икона святого с частицей его мощей. Как сообщили РИА Новости в оргкомитете юбилейных торжеств, местом встречи иконы в Санкт-Петербурге в 19.25 мск станет Московский вокзал. С вокзала святыню крестным ходом перенесут в собор Феодоровской иконы Божией Матери, где она будет находится до следующего дня. Таким образом организаторы акции хотят «поддержать возрождение храма, построенного в 1913 году - в год 300-летия воцарения Дома Романовых - и являющегося одним из важных национальных духовных символов Санкт-Петербурга и всей России». Днем 25 апреля икону преподобного Саввы торжественно перенесут в Александро-Невскую лавру и установят в Свято-Троицком соборе. Там святыня будет доступна для поклонения верующих до 2 мая. Затем чтимый образ через Москву вернется на место своего постоянного пребывания в Саввино-Сторожевском монастыре, основанном преподобным Саввой под Звенигородом. Акция осуществляется по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Савва Сторожевский, ближайший ученик преподобного Сергия Радонежского, стал одним из самых любимых на Руси святых. Представителями Романовых он почитался как небесный покровитель, «молитвенник за царей Богоизбранных». А основанная им обитель на протяжении столетий являлась «собственным государевым богомольем». «Известно особое заступничество преподобного Саввы Сторожевского о Петре I и его отце - царе Алексее Михайловиче», - отметили организаторы юбилейных торжеств. Приносимая в Санкт-Петербург икона преподобного Саввы датируется серединой XVII века. Известно, что в 1812 году она находилась на московском подворье Саввино-Сторожевского монастыря на Тверской улице и чудом уцелела во время пожара, охватившего Москву. После закрытия подворья в 1919 году образ хранили в храме Воскресенья Словущего на Успенском Вражке. В Саввино-Сторожевский монастырь святыня была перенесена одновременно с возвращением в обитель мощей преподобного Саввы - в 1998 году. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Великая княгиня никогда не смогла бы учить людей этикету семейной жизни, если бы не сумела достойно выстроить свое бытие. Абсолютные ценности-святыни жили в ее сердце нерасторжимо от образа Великого князя. Такой уровень отношений означал прорыв горизонта общечеловеческого и выход к вышемирным ценностным истокам. 5.1. В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря Великий князь и его августейшая супруга, давая свой человеческий ответ Богу, более всего реагировали на почитание их усадебной Ильинской церкви. Осознавая, что церковь есть, по слову св. Феофана Затворника , «вместилище сосудов благодати», а также понимая, что церковь — это мир Таинств, через посредство которых происходит Бого— и человекообщение, они пристально вглядывались в образы посылаемых им духовных почитателей. В первый же год совместной жизни великокняжеской четы они посетили находящийся поблизости Саввино-Сторожевский монастырь, куда самого Сергея Александровича привезли, когда ему было 4 года. Монастырь всегда занимал особое место в жизни русских государей, в строении монаршей семьи. Высокопреосвященный Леонид, архиепископ Ярославский, вспоминает об одном из посещений Саввино-Сторожевского монастыря Великой княжной Марией Александровной и Великим князем Сергеем Александровичем. «Мы остановились в роще у самой лестницы, ведущей к пещере. Резко запели малые здешние колокола. Внизу Великого князя братия встретила с крестом и святой водою. Я ввел в пещеру князя и княжну, рассказал им, что сюда преподобный удалялся на молитву, что здесь молились их родители, помолился с ними и дал им по иконе „Преподобный в пещере». Отсюда взошли в церковь, где я прочитал перед храмовою иконою молитву преп. Саввы. Строгость византийского рисунка и изящность отделанного иконостаса из орехового розового дерева очень им понравилась… Я спросил Великую княжну, как нравится ей здешняя местность. Она… сказала: «Здесь лучше Ильинского»» . Неудивительно, что первое же посещение святой обители Великой княгиней стало для нее событием огромной важности, ибо в центр духовной жизни этого монастыря были поставлены смыслообразующие основы бытия, выраженные, в частности, в высоких образцах древнерусской богослужебной практики. И если Саввино-Сторожевскому монастырю суждено было стать многовековой резиденцией и ядром царского паломничества, единственной обителью, где были построены и царевы, и царицыны палаты, то дело здесь не в самом обычае гостеприимства, свято соблюдавшемся в монастырях нашими предками, и не просто в уникальности уголка природы, где расположен монастырь. Государи тем охотнее посещали Саввино-Сторожевский монастырь, чем очевиднее становилось внутреннее единство обители в верности основным ценностям, Отечеству и престолу, незримо укрепляемое преподобным Саввой и его святым учителем преподобным Сергием Радонежским.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

«Моя задача была разбудить внимание. Я построил всю книгу на гипотезах. Как историк я рассматриваю все варианты и предлагаю читателю выбор. Но при этом первый выбор делаю сам», – рассказал К. Ковалев. Вся информация о св. Савве, которая существует на сегодняшний день, учтена в книге, заявил ее автор. Принявший участие в презентации игумен Стефан (Гулинов) из Саввино-Сторожевского монастыря положительно отозвался о труде К. Ковалева: «Такую книгу давно ждали. Она дает благодатную почву для изучения личности преп. Саввы Сторожевского, о котором известно мало». По его мнению, книга имеет миссионерское значение. Знакомясь с преподобным Саввой через призму истории, «человек видит нашу Россию государством духовным, в котором люди, подобные Савве Сторожевскому, оказывали серьезное влияние на людей светских, на государственных деятелей. Таким образом, читатель понимает, что история России – это история веры ее народа: насколько он был близок или далек от Бога». В заключение презентации генеральный директор фонда " Гордость Отечества " Валентин Приходько сообщил, что правление возглавляемого им фонда совместно с правлением клуба Героев Советского Союза и Российской Федерации приняло решение о том, чтобы представить Константина Ковалева к высшей российской общественной награде «Гордость России» за вклад в развитие культуры, «приближение образов духовных деяний наших великих людей к народу, отчего они становятся более понятными». Ирина Стовбыра Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 1398 г. Описание: История Монастырь был основан в 1398 г. преподобным Саввой, Звенигородским чудотворцем, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича. В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV в. до начала XVII в., второй — с середины XVII в. до XIX в. Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и кельи при нем. Площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась. Строились новые кельи, монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны. Около 1405 г. был сооружен белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Савва скончался 3 декабря 1406 г. Причислен к лику святых на Московском Соборе 1547 г. В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. Монастырь начал возрождаться при первом государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче. В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя прп. Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения. В стенах обители находился т.н. больничный монастырь с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундамент которой сохранился. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные постройки.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4195412...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010