Конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» Явление прп. Саввы Сторожевского принцу Евгению Богарнэ 11 декабря в Москве в здании президиума Российской академии наук в рамках юбилейных торжеств, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского (память 3/16 декабря), прошла церковно-научная конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире». В конференции приняли участие священнослужители и ученые из России, Франции и Сербии, так что она с полным правом могла именоваться международной. Открыл работу первого пленарного заседания конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который обратился к участникам форума с напутственным словом. Приветствия в адрес участников конференции направили представители многих органов государственной власти. Доклады, прозвучавшие на двух пленарных заседаниях, затрагивали широкий круг тем, связанных с личностью преподобного Саввы и историей основанного им монастыря. Часть сообщений была посвящена другому святому, чтимому всем православным миром и соименному великому русскому подвижнику, – святителю Савве Сербскому. О роли святителя в истории Сербии рассказал посланец Сербской Православной Церкви иеромонах Петр (Драгойлович). Он напомнил, что святитель Савва остался в памяти своего народа не только как основатель Поместной Сербской Церкви, молитвенник и просветитель, но и как государственный деятель и талантливый дипломат. Благодаря ему в раздираемой политическими противостояниями Сербии была утверждена крепкая государственная власть, а также заложены основы подлинного народовластия. В основанном святым Саввой Жичском монастыре по инициативе святителя проводились церковно-народные соборы, на которых обсуждались наиболее важные вопросы церковной и государственной жизни. Истории русско-сербских церковных связей посвятил свое выступление насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков). Он подчеркнул, что духовное единство русских и сербов имеет многовековую историю.

http://pravoslavie.ru/1107.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Аскетическая «школа» Сергия и другие подвижники XIV и XV веков Св. Сергий Радонежский — истинный зиждитель русского иночества. Его влияние не только вызвало возрождение киновии в русских монастырях, оно стало основанием и корнем великого древа монашества XIV и XV вв.: почти все ветви этого древа питаются от духа Сергиевой обители. Еще восемь монастырей с общежительным уставом обязаны ему своим основанием . Восемь основателей монастырей, которые сами явились великими созидателями иночества в XIV и XV вв., были учениками св. Сергия. Трое из них — св. Павел († 1429), Сергий († 1412) и Сильвестр († 1379) — подвизались в Заволжье, в Обнорской волости Вологодской земли; они основали там три обители. Св. Павел Обнорский известен своим особенно строгим житием, еще до основания монастыря он три года прожил в дупле дерева. Скончался он в возрасте 112 лет. Есть свидетельства о том, что в его монастыре процветало старчество . Четвертый ученик, св. Авраамий Галичский († после 1375 г.) основал четыре монастыря в окрестностях Галича (Костромская губерния) . Еще один монастырь в Костромской земле был основан Никитой, тоже учеником Сергия. Основателем обители был и Иаков (Железноборский, † 1442), также ученик Сергия . В Московской земле два монастыря были основаны учениками Сергия: один — Мефодием († 1392), другой — Саввой Сторожевским . Другую группу составляют подвижники, которые не принадлежали к братии Троице-Сергиева монастыря, но находились в тесном духовном общении с преподобным Сергием, его «собеседники», то есть те, кто часто приходил к нему и следовал его советам. Среди них надо упомянуть Стефана Махрищского († 1406), монаха Киево-Печерского монастыря, который около 1355 г. пришел к Сергию. Он основал две обители. Св. Димитрий из города Переяславля († 1392), прозванный Прилуцким, основал два общежительных монастыря к северу от Волги. Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385), основав монастырь в Нижнем Новгороде, установил связь между этим городом и школой Сергия. Св. Стефан, епископ Пермский († 1396), самый знаменитый русский миссионер, подъявший великий христианский труд — просвещение языческих финских племен, воздвиг четыре обители в новообращенной земле .

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Историческое описание монастыря по документам и преданиям со времени его основания по настоящее время Да призрит на место сие и снабдит е от враг ненаветно. Слова препод. Саввы «Яко же небесный рай, благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е» Так инок Маркелл, по прозванью Безбородый, восхваляет то место, которое обрёл и возлюбил преподобный Савва. И действительно, местоположение Саввина Сторожевского монастыря необычайно красиво. С горы, на которой монастырь построен, открывается превосходный вид на Москву-реку, на город Звенигород и на окрестные сёла. Гора сторожевская, весной и летом, усыпана множеством благоухающих растений. Она, как уже сказано выше, и самому преподобному Савве показалась «небесным раем, насажденным благовонными цветами». Знаменитый наш историограф, Н.М. Карамзин , посетив Саввин монастырь, в своих письмах, между прочим, говорит: «Нигде не видел я такого богатства растений: цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести. Липы и дубы прекрасны. Дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды“. Монастырь Сторожевский основан преподобным Саввой Сторожевским, чудотворцем Звенигородским, в конце XIV века, в 1398 – 1399 году. Таким образом, в 1898 году монастырю исполнилось 500 лет со времени его основания. Саввин Сторожевский монастырь находится в пятидесяти верстах от Москвы, к Западу, и в версте с половиной от города Звенигорода. Стоит он на левом берегу Москвы-реки и речки Разварни. Название «Сторожевского» современно основанию монастыря, и усвоено ему от горы «Сторожи», на которой он построен. Во времена литовских набегов, для наблюдения за движением неприятелей, на этой горе стояла воинская стража. Литовцы, обыкновенно, проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду от прямой Смоленской дороги. Литовские войска в XIV и XV веках ходили к Москве не по прямой Смоленской дороге потому, что по неустроенности дорог того времени, часто проложенных через густые леса, легко можно было сбиться с пути. Неприятели, не знавшие хорошо местности, избирали верный путь к Москве по течению Москвы-реки, которая от Можайска идёт к Звенигороду, и отселе к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Скачать epub pdf (К 570-летию со дня преставления) Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее чтимых учеников и сподвижников Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Его строгая жизнь, мудрость и великое смирение вызывали глубокое почтение и любовь Преподобного Сергия и братии Троице-Сергиева монастыря. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Саввой, хранит память о его подвигах, равно как и храм «Успения на Городке» в Звенигороде свидетельствует о его благословении, данном родной земле. И по своей кончине Преподобный не престает молиться за свою паству, являя на протяжении веков заступничество, помощь и содействие христианам, призывающим его святое имя. Русская Церковь благодарственно воспевает преподобному Савве: «Добрым растением пустыни явился ты, Преподобный, в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и, по его наставлению, устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Поэтому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светильнику. Савво, отче наш! моли спастися душам нашим» 1 . Преподобный Савва родился в первой половине XIV в. В ранней юности ушел он от мира к Преподобному Сергию Радонежскому. Под руководством великого наставника духовно возрастал он в совершенном послушании, воздержании и бдении, был прост, но мудростью превосходил многих. Прежде всех входил он в церковь и позднее других выходил из нее со страхом Божиим, на молитве во время Божественной службы не мог удержаться от слез, взыскуя о нищете души своей и трепеща перед строгостью суда Божия. – Так возрастал он в жизни духовной 2 . По преставлении Преподобного Сергия преемник его – преподобный Никон, возлюбив уединение, оставил управление монастырем и затворился в своей келлии. «Братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву на Великую Лавру» 3 . Здесь он «добре носяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему» 4 . Древнее предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Новости Конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» состоялась в Москве 11.12.2007 20:22 Москва, 11 декабря, Благовест-инфо. Международная церковно-научная конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» состоялась 11 декабря в Президентском зале Российской академии наук (РАН). Форум, который проходил в рамках церковно-общественных юбилейных торжеств в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского, открыл Патриарх Алексий II. В конференции приняли участие церковные и светские историки из России и Сербии, насельники Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде во главе с наместником обители, архимандритом Саввой (Фатеевым). Организаторами конференции являются Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь и Институт славяноведения РАН. В своем вступительном слове Алексий II говорил о значении духовного подвига и наследия преп. Саввы Сторожевского для русской духовности и российской государственности. «Имя преп. Саввы, как и имя его великого духовного учителя преп. Сергия Радонежского, стало одним из символов возрождения великого государства российского», -- сказал Патриарх. Говоря о «неразрывной духовной связи между нашими далекими предками и православными христианами XXI века», предстоятель Русской Церкви определил задачу последних так: «поддерживать этот источник мудрости и святости в чистоте». По словам выступавшего, «память преп. Саввы стала для каждого православного христианина призывом к духовному совершенствованию». Отрадным фактом Алексий II считает участие в конференции представителей Сербии: в этой стране одним из самых почитаемых святых является святитель Савва Сербский. Патриарх Алексий II призвал «проследить параллели в жизни этих великих славянских святых и в жизни наших братских народов». С приветствиями к участникам конференции обратились вице-президент РАН Михаил Некипелов, председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко, который  пообещал содействовать возвращению Саввино-Сторожевскому монастырю помещений монастырского подворья в центре Москвы. И. Елеференко также выразил надежду, что в Москве будет построен храм в честь преп. Саввы Сторожевского. Было зачитано приветственное послание председателя Комитета Госдумы по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергея Попова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пресс-конференция, посвященная 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, пройдет в РИА «Новости» 14 августа 2007 г. 20:16 В этом году вся Россия отмечает 600-летие со дня кончины преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца, основателя одной из главных российских святынь — Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря. 15 августа в РИА «Новости» состоится пресс-конференция, посвященная 600-летию преставления одного из наиболее почитаемых русских святых — преподобного Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Эта дата определена в качестве главного церковного юбилейного события 2007 года. Торжества, посвященные этой знаменательной дате, проходят под девизом «Забрало Москве, утверждение Царствию, всем грешным прибежище». В пресс-конференции примут участие: архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , первый заместитель Председателя Правительства Московской области И.О. Пархоменко, наместник Саввино-Сторожевского монастыря игумен Савва и председатель Оргкомитет юбилейных торжеств игумен Савва, глава города Звенигорода Л.О. Ставицкий, члены Попечительского Совета монастыря. Попечительский совет монастыря по проведению юбилейных торжеств возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Председатель Государственной думы РФ Б.В. Грызлов . По словам Святейшего Патриарха Алексия, эти торжества призваны послужить «укреплению единства российского общества и обретению исторической памяти нашего народа». Центральным событием торжеств станет Патриаршее богослужение 23 августа 2007 года, в день второго обретения мощей Святого. Оно будет совершено на Соборной площади Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в 1398 году преподобным Саввой. Накануне, 22 августа Святейший Патриарх Алексий освятит памятник Преподобному возле входа в обитель. Юбилейные мероприятия, посвященные памяти Преподобного, проходят буквально по всей России. Чтимая икона с частицей мощей преподобного Саввы в течение двух недель пребывала в Санкт-Петербурге. Выставки, посвященные преподобному, прошли в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Крестным ходом в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме была доставлена писанная в Москве икона святого Саввы Сторожевского, небесного покровителя Дом Романовых. Среди предстоящих торжеств необходимо выделить организацию выставки древнерусского искусства, посвященную преподобному Савве Сторожевскому, проведение совместно с Российской Академией Наук международной конференции о роли в истории России преподобного Саввы Сторожевского и его обители, а также Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Святые заступники России».

http://patriarchia.ru/db/text/281152.htm...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил выставку И.И. Глазунова «Своды, образы и лики», приуроченную к 625-летию Саввино-Сторожевского монастыря 10 сентября 2023 г. 16:25 10 сентября 2023 года, по окончании Божественной литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил выставку Народного художника России Ивана Глазунова «Своды, образы и лики» в  расположенном на территории обители Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее. Выставка, приуроченная к 625-летию монастыря, размещена в палатах царицы Марии Ильиничны Милославской. В экспозиции — живопись Ивана Ильича Глазунова, сына Народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова (1930-2017), а также уникальные предметы русской старины из личного собрания художника. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали наместник монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) и глава Одинцовского городского округа Московской области Р.А. Иванов. У входа в музей Святейшего Владыку встречали И.И. Глазунов и директор Звенигородского музея-заповедника Е.Ю. Кожевникова. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел экспозицию и побеседовал с художником. В завершение И.И. Глазунов и Е.Ю. Кожевникова преподнесли в дар Его Святейшеству памятные подарки. В 2023 г. исполняется 625 лет со времени основания одной из самых почитаемых русских обителей — Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в конце XIV в. преподобным Саввой — учеником великого духовного собирателя Руси аввы Сергия Радонежского. Выставка «Своды, образы, лики» — это творческое приношение основателю обители — преподобному Савве Сторожевскому, сделанное нашим современником художником И.И. Глазуновым. Выставка размещается под сводами старинных Царицыных палат Звенигородского музея, построенных по благочестивой воле царя Алексея Михайловича, желавшего вместе со всем своим монаршим семейством находиться рядом с любимым святым — «великим чудотворцем Саввой». Палаты — это архитектурный памятник царского богомолья, памятник путешествия к святыням. Поэтому основной темой выставки стало размышление о богомолье к звенигородскому чудотворцу, которое в различные исторические эпохи совершали князья, цари и простолюдины. Одновременно это и размышление об историческом пути Руси-России. Авторский взгляд художника устремлен не только в прошлое — на образы паломников и лики святых, но и в будущее.

http://patriarchia.ru/db/text/6058073.ht...

Саввино-Сторожевский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Саввино-Сторожевский монастырь  — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV beka, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области. Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась. Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода). В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

http://azbyka.ru/palomnik/Саввино-Сторож...

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Мф. 26: 26).      Этот рассказ о чудесной помощи причастия поведала мне верующая женщина, сама непосредственно принимавшая участие в спасении младенца. «У моей младшей сестры была очень тяжелая первая беременность, которая закончилась тем, что на восьмом месяце начались роды и ребенка еле спасли. Он родился весом 1 кг 600 г, и его положили в инкубатор. Дело происходило в конце прошлого века, хороших условий для недоношенных тогда не было. Всюду царил произвол, и в роддомах тоже. За каждый день пребывания малыша в роддоме требовали большие деньги, которых у моей сестры просто не было. Ребенок родился очень слабым, с проблемами. Мы вознамерились пригласить священника, чтобы окрестить ребенка тут же, в роддоме, но врачи не пускали. Еле-еле мы смогли уговорить дежурного врача пропустить батюшку в отделение. Он окрестил младенца, которого назвали Саввой в честь преподобного Саввы Сторожевского. Но ребенок угасал. Он не набирал вес, был очень слабым, почти ни на что не реагировал. Врачи отводили глаза, когда мы спрашивали их о состоянии ребенка. Было понятно: они не надеялись, что он выживет. Врачи отводили глаза, когда мы спрашивали их о состоянии ребенка Мы хотели привести священника, причастить младенца и положиться на волю Божию. Но об этом не могло идти и речи – даже уговорить окрестить младенца нам стоило немалого труда. Тогда я, веря в животворящую силу причащения, решилась на отчаянный шаг: завернув ребенка в платок (он был очень мал), я выкрала его и понесла в церковь. Шла литургия. Прихожане, знающие меня, стали расспрашивать, чей это ребенок. Я им все рассказала, и вскоре вся церковь молилась за младенца. Новорожденный причастился святых Христовых Тайн, и я благополучно вернулась в роддом. Там не заметили отсутствия малыша, так как в те годы вообще очень плохо смотрели за новорожденными. На следующий день кожа у ребенка стала принимать нормальный цвет, тогда как раньше была синеватой, малыш стал набирать вес и оживать на глазах.

http://pravoslavie.ru/141956.html

Ночью командующий Эжен Богарне как наяву увидел старца, который попросил его не трогать храм и мощи, пообещав возвращение на родину целым и невредимым. С утра Богарне посетил Рождественский собор, долго смотрел на лик святого, поклонился мощам и приказал опечатать храм и приставить охрану. В самом конце 14 века князь Юрий, сын Дмитрия Донского, крещеный преподобным Сергием Радонежским и окормлявшийся в Троицкой Лавре с самого рождения, попросил   духовника братства, священноинока Савву, уйти с ним в Звенигород. Князь мечтал основать в своих землях обитель, не уступающую той, что взрастила его самого, и даже подобрал для будущего монастыря   место – живописную гору Сторожу. Планам благочестивого князя суждено было сбыться. Очень скоро пришедший в Звенигород отец Савва собственноручно поставил на горе деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. А вскоре, после успешного похода на булгар, предпринятого по благословению игумена новой обители, князь выделил монастырю много золота, деревень, а также свободу от дани и пошлин для проживающих на монастырских землях крестьян. Тогда же на месте деревянной церкви был воздвигнут большой белокаменный собор. Подчинив жизнь братии строгому общежительному уставу, игумен Савва удалился в находящуюся неподалеку пещеру, где проводил время в молитве, посте и трудах. А в третий день декабря 1407 года отошел ко Господу. С тех пор прошло ровно 600 лет. Многое пришлось пережить обители. Первыми событиями, отмечающимися и по сей день, стали канонизация преподобного Саввы Сторожевского   в 1547 году и обретение его нетленных мощей в 1652. Позже – два чудесных явления святого, сильно повлиявших на ход истории обители. Первое произошло, когда царь Алексей Михайлович охотился в звенигородских лесах и вдруг оказался один на один с медведем. Уже мысленно попрощавшись с жизнью, Государь увидел монаха, явление которого заставило медведя уйти. Старец представился Саввой и исчез. Спасенный царь тщетно искал монаха среди братии, но, лишь увидев образ Преподобного на иконе, понял, кто именно спас его от смерти. Немудрено, что сразу после этого события Алексей Михайлович взял монастырь под свое попечение.

http://pravmir.ru/torzhestva-v-obiteli-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010