Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682) 23 янв. 1508 г. митр. Симон (постриженик Троицкого мон-ря и его настоятель в 1490-1495) возглавил хиротонию Д. во епископа Сарского и Подонского. Сразу за сообщением о поставлении Д. в летописях говорится о кончине в марте «на Москве» Суздальского еп. Нифонта , к-рый мог участвовать в этой хиротонии. Д. был на Соборе 1509 г., разбиравшем конфликт прп. Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиеп. Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифова Волоколамского мон-ря под покровительство вел. князя. Соборный суд вынес решение в пользу прп. Иосифа. С уверенностью можно говорить о присутствии Д. на отпевании митр. Симона, скончавшегося в 1511 г. и погребенного в Успенском соборе в Кремле. 3 авг. того же года Д. участвовал в хиротонии архим. Симонова мон-ря Варлаама в митрополита Московского. Пребывая в Москве, Д., несомненно, участвовал также в хиротонии др. иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 г. собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, Д., печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву). Д., несомненно, в числе др. архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. св. Алексия в благодарность за совершавшиеся в нояб. 1518 - июне 1519 г. в Чудовом мон-ре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года Д. возглавил торжественную встречу за городом «на поле» доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери . Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и свт. Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар. 29 нояб. 1515 г. вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи Д. освятил ц. Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную ц. Успения Пресв. Богородицы на Крутицах. 8 сент. 1516 г. Д. участвовал в освящении митр. Варлаамом и собором архиереев храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кремле, в 1521 г.- храма в честь Вознесения в московском Вознесенском мон-ре. 3 сент. 1532 г. Д. в числе др. иерархов сослужил митр. Даниилу при освящении Вознесения Господня церкви в Коломенском - подмосковной великокняжеской резиденции. Сохранились сведения о хозяйственной деятельности архиерея. 1 авг. 1518 г. происходило межевание земель, принадлежавших Крутицкой епархии и Саввину Сторожевскому мон-рю. Д., очевидно, первоначально обращался для решения данного вопроса к митр. Варлааму, а последний - к дмитровскому кн. Юрию (Георгию) Иоанновичу (Саввин Сторожевский мон-рь в док-тах XVI в.: Из собр. ЦГАДА. М., 1992. С. 10-11. 4; см. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Вып. 9. С. 428. 23).

http://pravenc.ru/text/180333.html

Изменение границ губерний по указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. заставило Синод вновь пересмотреть епархиальную структуру. В 1798 г. Синод предложил передать все храмы Калужской губ. в ведение Калужского и Боровского викария Московской епархии с изменением титула митрополита на «Московский и Коломенский». Император с этим не согласился, и в соответствии с его указом от 5 окт. 1798 г. храмы Калужской губ. вошли в состав Д. в. Общее число подведомственных Дмитровскому епископу церквей составило 772 (83 в Дмитровском у., 689 в Калужской губ.). Однако это решение было неэффективным, и в следующем году была образована самостоятельная Калужская епархия (см. Калужская и Боровская епархия ), 1-м архиереем которой 16 окт. 1799 г. был назначен Серапион (Александровский). На Дмитровскую кафедру 25 дек. 1799 г. в Троице-Сергиевой лавре был хиротонисан Серафим (Глаголевский) , бывш. ректор МДА и архим. Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . Его резиденцией стал Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Под упр. еп. Серафима состояли храмы Дмитрова, Звенигорода, Клина, Волоколамска, Рузы, Можайска и Вереи с уездами, всего 436 храмов. 4 апр. 1800 г. в его ведение поступили также 101 церковь и 3 монастыря Серпуховского духовного правления упраздненной Коломенской епархии . 29 янв. 1804 г. еп. Серафим был переведен на Вятскую кафедру, 7 февр. того же года в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге во епископа Дмитровского был хиротонисан бывший ректор МДА Августин (Виноградский) . Его резиденцией было определено Московское подворье Саввина Сторожевского монастыря. К обязанностям викария добавилось поручение митрополита при возникновении священнических вакансий и претензий на них «неученых церковников» оповещать МДА и Троицкую ДС, предлагая занять место кому-либо из учеников. Еп. Августину было также поручено «смотрение над академиею, чтобы все, особливо учителя и проповедники, должности свои проходили рачительно и исправно». С 13 июня 1811 по 19 февр. 1818 г. архиерей управлял Московской епархией. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» Августин был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией, с 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. 19 янв. 1819 г. во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Высокопетровского мон-ря Лаврентий (Бакшевский). Инструкцией архиеп. Августина еп. Лаврентию поручалось управление церквами и мон-рями, состоявшими в ведомстве Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Рузского и Волоколамского духовных правлений.

http://pravenc.ru/text/178617.html

Прп. Иосиф пытался защитить своих пострижеников, действуя через покровителей в великокняжеской думе. Д. и Нил (Полев) были оправданы, по-видимому, на Соборе 1509 г., где сторонники прп. Иосифа одержали победу над архиеп. Серапионом, к-рый был лишен кафедры. Об этом свидетельствует письмо Нила (Полева) Герману (Подольному): «Отець наш игоумен Иосиф, такоже и мы вси, его оученици и постриженици, благословлени и прощени от святых правил, потом же и от всего Собора Роуския митрополия такоже благословени и прощени... Како святые правила не благословили и отлоучили архиепископа Серапиона, а отца нашего Иосифа и всех нас разрешили и простили» (РГБ. Вол. 661. Л. 128 об.- 129 об.). Это послание Нила близко к письму прп. Иосифа великокняжескому казначею И. И. Третьякову-Ховрину, что дает основание относить их составление к одному времени. Поскольку в послании Нила упоминается пост, можно предположить, что тексты были написаны во время Великого поста 1510/11 г. ( Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//ДРИ. 1974. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 2. С. 160). В письме Нил называет Д. «старцем». Д. переписывался с митр. Даниилом, о чем свидетельствует ответ митрополита иноку, написанный в окт. 1528 г. в Москве (письма Д. Даниилу неизв.). Из послания митр. Даниила следует, что в это время Д. был насельником Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Отсюда он писал первоиерарху, «яко многа гонениа, и скорби, и напасти, и беды приидоша» на него, и просил совета о том, «како пребывати» (АИ. Т. 1. 293. С. 534). Через какое-то время Д. покинул Саввин Сторожевский мон-рь и вернулся в Волоколамскую обитель. Известен монастырский акт с его именем: в 1534/35 г. Д. упомянут в числе 3 старцев, от имени к-рых составлен документ, в грамоте на купленную Волоколамским монастырем у детей боярских В. М., Г. М. и Ф. М. Ржевских их вотчину - с. Никольское и дер. Мелехово «с пашенною землею, и с луги, и с лесом, и з болоты, и со всеми угодьи» в Сестринском стане Рузского у. (АФЗХ. Ч. 2. 142. С. 139). Благодаря грамоте выясняется, что Д. в монастырском соборе в период настоятельства игум. Нифонта (Кормилицына ; 1522-1543) занимал место выше, чем казначей Тихон (Ленков) и келарь Иларион.

http://pravenc.ru/text/178380.html

Большая часть сохранившихся списков Жития И., преимущественно XVIII-XIX вв., относится к пространной редакции, созданной, по-видимому, в сер. XVII в. Списки данной редакции делятся на неск. групп и подгрупп. В пространной редакции содержится риторическое вступление или послесловие; повествование дополнено ссылками на Свящ. Писание и сочинения отцов Церкви и церковных писателей о том, что и в миру человек может достичь спасения. Наличие в тексте ряда дополнительных деталей, касающихся родственных отношений И., говорит о том, что и эта редакция была создана при участии Осорьиных. По наблюдениям Руди, к краткой редакции Жития И. восходит текст из сборника кон. XVII в. ТФГАТО. Собр. ркп. 262. Л. 467-489, включающий описание 6 чудес. Данный текст, по мнению исследовательницы, представляет собой сводную редакцию Жития И., в основе к-рой лежит краткая редакция, расширенная и переработанная с использованием пространной редакции. Биография Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. 1998 г. Иконописец И. В. Сухов (собор Благовещенского мон-ря, Муром) Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. 1998 г. Иконописец И. В. Сухов (собор Благовещенского мон-ря, Муром) И. происходила из старинного рода владимирских детей боярских Недюревых, известных на службе в Москве с кон. XV в. (АСЭИ. Т. 3. С. 141-142. 104, 105), была дочерью владимирского ключника дворового сына боярского Иустина Васильевича Недюрева († между 1542 и 1551/52) и Стефаниды Григорьевны († после 1547?), в девичестве Лукиной, родом «от града Мурома». Дядя И.- Иван Васильевич Недюрев († после 1556) был влиятельным приказным деятелем в начале правления царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича Грозного. В 1547 г. Иван Недюрев был царским приставом в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре ; с этой обителью его род поддерживал тесные отношения (Саввин Сторожевский мон-рь в документах XVI в.: Из собраний ЦГАДА. М., 1992. 14. С. 22). Очевидно, до 1550 г. И. В. Недюрев вышел в отставку, его имя и имя отца И. не встречается в Тысячной книге 1550 г. и в Дворовой тетради нач. 50-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Активно шло монастырское строительство, обновлялись старые мон-ри, в т. ч. Николо-Угрешский (полностью перестроен в XIX в.). Саввин Сторожевский мон-рь Звенигорода был обнесен каменными стенами с башнями (1650-1654); внутри воздвигли величественную звонницу с трапезными палатами (1652-1654), которая своей живописной композицией из 4 шатров напоминает Успенскую звонницу с Филаретовой пристройкой в Московском Кремле (1624), а также царский дворец и царицыны палаты (1651-1652). Важным событием эпохи стало основание патриархом Никоном Новоиерусалимского Воскресенского монастыря на р. Истре (1656). Программный ансамбль (из-за опалы патриарха строился с перерывами в 3 этапа: в 1658-1666, 1679-1685 и 1690-1697) копирует сакральную топографию Св. земли и архитектуру храма Гроба Господня в Иерусалиме. Стилистически более ранние постройки ансамбля выдержаны в духе узорочья, а более поздние - в формах нарышкинского стиля. Грандиозный Воскресенский собор (1658-1685) соединяет в себе шатровую ротонду храма Гроба Господня (высота ок. 60 м) над кувуклией (первоначальный каменный шатер рухнул в 1723 и был заменен деревянным в сер. XVIII в.) и многоглавое здание (длина более 100 м) с крещатым купольным ядром, асимметрично поставленной с южной стороны 7-ярусной колокольней (высота 60 м) и подземной ц. равноапостольных Константина и Елены на востоке. В этом самом крупном в России сооружении своего времени впервые появилась тема храма-ротонды, а также воплотились передовые достижения архитектуры и декоративного искусства: идея соединения центрического и продольного зданий, ордерный декор, крупные окна европ. образца, изразцовые украшения фасадов и проч. ( Некрасов. 1937; Баталов А. Л., Вятчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации Иерусалимского образца в рус. архитектуре XVI-XVII вв.//Архит. наследство. 1988. Вып. 36. С. 22-42). Целостный образ ансамбля с живописной планировкой и причудливым силуэтом шатровых башен восходит к иконографии Московского Кремля, перестроенного в тот же период. В Гефсиманском саду, рядом с мон-рем, были выстроены: скит патриарха Никона, соединяющий в живописной композиции храм и жилые покои, и шатровая Елеонская часовня (не сохр.). В то же время велись работы в древнем Иосифовом Волоколамском мон-ре: были возведены стены и шатровые башни (1677-1688 гг. по проекту 1645 г., мастер Иван Неверов) и надвратная ц. Петра и Павла (1679, зодчий Трофим Игнатьев) с ложным пятиглавием на горке кокошников.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Богородицы мужская лавра ). Еще до офиц. закрепления за этими мон-рями статуса Л. они часто назывались таковыми в народной среде и в нек-рых исторических документах. По мнению Е. Е. Голубинского , официальное значение названию «лавра» в Российском гос-ве было усвоено по крайней мере с кон. XVII в. ( Голубинский. 1892. С. 122). Вплоть до XVIII в. не было четких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных рус. монастырей присваивали себе этот титул и именовались Л. даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI-XVII вв. назывался Великой Л.), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. имп. Екатерины II Алексеевны и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г.- трех первостепенных мон-рей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также ее историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные рус. мон-ри назывались Л., с др.- нек-рые существующие Л. не всегда удовлетворяли перечисленным критериям. Наряду с древними Л., сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России,- Киево-Печерской и Троице-Сергиевой - существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причем своим возвышением эти Л. во многом были обязаны политической воле императоров. Почаевская лавра Почаевская лавра Киево-Печерский мон-рь, один из первых по времени основания монастырей в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

В ряду непевч. обязанностей П. п. было сопровождение царей и патриархов в поездках («походах», «объездах»), совершавшихся чаще всего по древним святыням российских городов и мон-рей, в дворцовые села. В 1654 и 1655 гг. патриарх Никон предпринимал «походы» в свое «дворцовое село» Владыкино, Троице-Сергиев мон-рь, Калязин, Вязьму, Клин, Тверь и иные города и села. Особенно часто наведывался Никон в «новоустроенные» им мон-ри: напр., в 1657 г.- в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . Повсюду за ним следовали его певчие дьяки и подьяки (Там же. 36. Л. 343 об.; 38. Л. 145, 583; 43. Л. 231). В янв. 1668 г., когда пребывавшие в России «вселенские» патриархи решили посетить Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Звенигороде, в числе сопровождавших их лиц были посланы 2-я станица патриарших певчих дьяков, подьякон, «большая» и «меньшая» станицы подьяков; в апр. те же певцы патриаршего хора были со «вселенскими» патриархами в Троице-Сергиевом мон-ре (ДАИ. Т. 5. С. 120, 126). Деятельность П. п., к-рую нельзя отнести к их прямым профессиональным обязанностям, можно подразделить на связанную и не связанную с певч. искусством. К первой прежде всего следует отнести обучение молодых певцов, к-рое поручалось, как правило, самым опытным, знающим все тонкости пения и имеющим педагогические способности дьякам или даже подьякам. В течение ряда лет при патриаршем хоре был учителем пения дьяк 1-й станицы того же хора Богдан Иванов. В марте 1647 г. «за его многую работу, что он учил подьяков петь» патриарх пожаловал ему 2 р.; 2 июля 1651 г. были даны деньги на улучшение учебного процесса методами, вполне традиционными для той эпохи: Богдану Иванову поручалось купить «плеть учить робят» (МИАС. Т. 1. Стб. 968; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 28. Л. 467). С 1658/59 г. «малых» подьяков обучал отставленный за год до этого подьяк 1-й станицы Савва Семёнов. Ему был учинен оклад 5,5 р. и 1 р. «за корм». По-видимому, Савва хорошо зарекомендовал себя: с 1666/67 г. его оклад был увеличен до 10 р.; с этим окладом он и упоминается в документах до 1669 г. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 47. Л. 21, 319; 51. Л. 18, 334; 60. Л. 70 и др.). С распространением партесного пения для молодых певцов в штат хора зачислялись специальные педагоги. Так, в 1695 г. в патриарший хор был принят «учитель, что учит малых подьяков пению» - Тихон Семёнов Устюжанин. Ему устанавливался оклад, равный окладу дьяков 1-й станицы,- 12 р.; в штате он записан 1-м, перед дьяками (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 160. Л. 109; 165. Л. 9 об. и др.).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Сестры служили в бесплатных учреждениях обители: больнице, амбулатории, аптеке, приюте для сирот, воскресной школе, б-ке, столовой для бедных, доме для чахоточных женщин на Донской ул. В обители больные получали и духовную помощь: соборование, беседы, молитвы, ежедневные службы о болящих в ц. святых Марфы и Марии. С осени 1913 г. сестры оказывали медицинскую помощь обитателям ночлежных домов Хитрова рынка, бездомные дети препровождались в приюты. Одновременно с созданием Марфо-Мариинской обители в Москве под рук. Е. Ф. в Сергиевском посаде в 1910-1911 гг. было построено и открыто Мариинское убежище (приют) для престарелых сестер милосердия Красного Креста, которые вслед. потери трудоспособности или по возрасту нуждались в уходе. В убежище был устроен домовый храм во имя равноап. Марии Магдалины, настоятелем к-рого Е. Ф. назначила свящ. Павла Флоренского (см.: Андроник (Трубачев), игум. Таинство священства в судьбе отца Павла Флоренского//Ныне и присно: Русский журнал для чтения. 2006. 3-4). В убежище была учреждена амбулатория им. вел. кн. Сергея Александровича, к-рая обслуживала малоимущее население Сергиевского посада. Во время войны 1914-1918 гг. убежище принимало раненых воинов на лечение, несмотря на свой возраст, за ними ухаживали престарелые сестры милосердия. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. Нач. ХХ в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (ГМЗ " Павловск " ) Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. Нач. ХХ в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (ГМЗ " Павловск " ) Е. Ф. спала на деревянной кровати без матраца, с жесткой подушкой 2-3 часа в сутки, в полночь молилась в церкви, посещала больных в лазарете. Время, свободное от благотворительных трудов, Е. Ф. посвящала паломническим поездкам. Она неоднократно посещала Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, Оптину пуст., Саввин Сторожевский мон-рь, Тихонову пуст., Соловецкий, Саровский, Новоиерусалимский мон-ри, Сергиев скит, Зосимову пуст., обители, расположенные возле С.-Петербурга, а также другие древние мон-ри.

http://pravenc.ru/text/189843.html

1140. СаввинСторожевский – Рождество – Богородицкий, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), Московской губ., Звенигородского у., в 1½ вер. к зап. от Звенигорода, на горе Стороже левого берега р. Москвы, при впадении в нее рч. Разварни. Основан во второй половине ст., около 1380 г., по просьбе и иждивением кн. Звенигородского Юрия Дмитриевича духовником его и учеником св. Сергия Радонежского преп. Саввою, преставившимся в 1407 г. 3 декабря, в каковой день чтится его память. Мощи преподобного, обретенные в 1652 г., открыто почивают у южных врат в соборе Рождества Богородицы, современном постройкою времени основания. С. Смирнов , “Истор. опис. Саввино-Сторожев. монастыря», Москва, 1846 г. (с ссылками на исторические источники); изд. 2-ое, испр. и дополн. 1860 г.; Кн. Н. С. Голицын, “Саввин-Сторож. м-рь», брош. в 15 стр. из Журн. “Странник», 1879 г., 11; “Саввино-Сторож. м-рь близ Звенигор.», Москва, 1887 г., с видами; “Ист. Росс. Иер.», II, 548; VI, 2; Ратшин, 218; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 109; “Опис. монаст.», 1817 г., 94; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 131; Проценко, “М-ри в России», 44; “Словарь ист. о свят.», 235; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ. 1787 г.», 194; “Церковно-ист. месяцеслов св. Тр.-Сергиевой лавры», 21; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1847 г., 8 (освящ. новой сени над мощами); 1877 г., 25 (устр. госпит. на 12 ранен.) “Оренб. губ. в.», 1852 г., 29 (Жалов. грам. 1662 г. на Уфим. рыбн. ловли); “Москов. губ. в.», 1847 г., 18–26 (Смирнов, “Ист. опис. м-ря»); 1858 г., 34–35 (К–н, “Савинско-Сторожев. м.»), 48–52 (дополнение к предыдущему опис.); “Пут. по св. мест. Русск.», I, 171; “Ист. стат. опис. Смолен. епар.», 343 (село Рупосово); Ключевский, “Жит. свят.», 248, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 198; V, 59; VII, 447 (житие преп. Саввы); “Воспом. о посещ. свят. Москов. Госуд. Наслед.», 1838 г., 31; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 84, 208 (преп. Савва); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 166, 8; “Архив ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

30-х гг. XV в.//Там же. Т. 22. С. 188-193; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XV-XVI вв. М., 1996 (по указ.); Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.); он же. Датировка похода князя Юрия Дмитриевича в «Татарскую землю» и некоторые аспекты московско-тверских отношений в кон. XIV в.//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 82-93; Фетищев С. А. Моск. Русь после Дмитрия Донского, 1389-1395. М., 2003 (по указ.). В. Д. Назаров Иконография Прп. Савва Сторожевский и вел. кн. Георгий Димитриевич молятся об устроении мон-ря. Икона. Нач. XXI в. Мастер Л. Н. Шеховцова (Саввин Сторожевский мон-рь) Прп. Савва Сторожевский и вел. кн. Георгий Димитриевич молятся об устроении мон-ря. Икона. Нач. XXI в. Мастер Л. Н. Шеховцова (Саввин Сторожевский мон-рь) «Портрет» Г. Д. имеется в нижнем регистре росписи зап. стены Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (создана на основе иконографической программы 1564-1565): князь-средовек с шапкой кудрявых волос и бородой, разделенной на волнистые пряди, в платье и шубе, руки раскрыты ладонями перед грудью; вверху в медальоне - образ небесного покровителя, вмч. Георгия. В миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. воспроизведен значительный ряд сюжетов с участием Г. Д. (напр., история его притязаний на великокняжеский престол в 1425 и посещения Галича свт. Фотием: РНБ. F. IV. 232. Л. 1-9), где Г. Д. представлен тоже в виде средовека, но без определенной портретной характеристики, в традиц. княжеских одеждах. К числу ранних принадлежит и его изображение в одной из иллюстраций лицевого рукописного Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 288 об.). Фигура Г. Д. в рост включена в нек-рые композиции генеалогического древа российских вел. князей, царей и императоров, напр. в роспись 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (со скипетром в левой руке), парадных сеней ГИМ (выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова). Погрудное изображение (в доспехах, плаще и шапке, с короткой седой бородой) встречается на гравюрах и литографиях нач. XIX в. (Пантеон рос. государей. М., 1807). В стенопись кон. XIX в. (на основе росписей сер. XVII в.) собора Рождества Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря включены 2 сюжета: Г. Д. (средовек) просит прп. Савву устроить мон-рь; прп. Савва благословляет Г. Д. на победу над Волжской Булгарией. 1-й сюжет воспроизведен на иконе нач. XXI в. иконописца Л. Н. Шеховцовой над ракой преподобного, где он вместе с князем представлен в молении на фоне обители.

http://pravenc.ru/text/164461.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010