Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫПЕЦКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Псковской и Порховской епархии Псковской митрополии) находится рядом с дер. Крипецкое Псковского р-на и Псковской обл. XV-XVII вв. Основан прп. Саввой Крыпецким во 2-й пол. XV в. в урочище Крыпцы, в болотистой местности у небольшого озера. Житие прп. Саввы, написанное в 50-х гг. XVI в. псковским свящ. Василием (насельником К. м. иером. Варлаамом) на основе монастырских преданий, известно в нескольких редакциях XVI-XVII вв. Крыпецкий во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь. Фотография. 2009 г. Крыпецкий во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь. Фотография. 2009 г. Насельник псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря прп. Савва ушел на р. Толбу (Толву) в 25 верстах от Пскова, в общежительный Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь , где стал учеником прп. Евфросина (Елеазара) Псковского . Стремясь к отшельнической жизни, основал собственную пустынь - будущий К. м., в 15 верстах от Елеазаровой пуст. Через неск. лет собралась братия и был создан общежительный мон-рь с деревянной ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Игуменом обители стал Кассиан, ученик прп. Саввы, по смирению отказавшегося от настоятельства. Покровителем К. м. при жизни прп. Саввы являлся княживший в Пскове кн. Я. В. Оболенский (1473-1477, 1482-1487). Дорога (гать), проложенная им по болотистой местности к монастырю, получила название «Ярославова моста» (по преданию, отраженному в Житии, это был знак благодарности Оболенского за исцеление прп. Саввой болящей жены). В 1487 г. псковское вече выдало К. м. грамоту на земельные владения. Прп. Савва был погребен у Иоанно-Богословской ц. В апр. 1547 г., при игум. Феоктисте, во время строительства одноименной каменной церкви были обретены, переложены в новую раку и оставлены под спудом мощи святого. Частицы от истлевшего дубового гроба раздали верующим в благословение и во исцеление от недугов.

http://pravenc.ru/text/2462089.html

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Савва Крыпецкий, прп. - житие Преподобный Савва Крыпецкий (память 28 августа по старому стилю) На родине Великой Княгини Ольги, в псковской земле, расположился монастырь Иоанна Богослова. В этом 1997 году , 28 августа 10 сентября но новому стилю празднуется 502-летняя годовщина основателя и небесного покровителя этого монастыря - преподобного Саввы Крыпецкого. Обитель эта в течение многих веков была духовным оплотом северо-западных пределов великого христианского государства. К сожалению, в 1995 г. 500-летний юбилей богоизбранного молитвенника и чудотворца Саввы Крыпецкого остался без внимания. Основатель Крыпецкой обители, Преподобный Савва около половины 15 века пришел в Россию из чужих стран. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли, другие же, что от горы Афонской. Сперва он пребывал близ Пскова в братстве Снетогорского, но скоро оттуда перешел в пустыню к Преподобному Евфросину, а потом желая еще строжайшего уединения, испросив у него благосло вения, удалился на 15 верст от обители святого Евфросина, в Крыпецкое урочище, где обитали лишь медведи и другие хищные звери. Там поселился он один при небольшом озерке, среди обширных болот, поросших мелким сосновым лесом. Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. Утвердившись на пустынном холме, преподобный Савва соорудил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова, св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Через несколько лет собралось рядом уже небольшое число сподвижников. Упросили они его основать монастырь, но игуменство на себя отче принять отказался, а как некое послушание препоручил сие одному из благочистнвых чад - Кассиану. Слава о дерзновенном предстателе Господнем росла все больше н больше, за помощью и советом к нему заспешили не только простые люди, но и сильные мира сего. Правивший в то время в уделе князь Ярослав Васильевич посещал преподобного не только в великие престольные, но и все воскресные праздники, а для удобства проезда проложил дорогу через болото - деревянный, на тысячу четыреста сажен мост.

http://pravicon.com/info-3300

Пуплий Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Радонежских святых собор (6/19 июля) Рафаил , архангел (8/21 ноября) Родион (Иродион), ап. от 70-ти, еп. Патрасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля; 10/23 ноября) Роман Кесарийский , Антиохийский, диакон, мч. (18 ноября/1 декабря) Роман Киржачский , прп. (29 июля/11 августа) Роман Олегович , Рязанский, блгв. князь, мч. (19 июля/1 августа) Роман Сладкопевец , Константинопольский, диакон, творец канонов (1/14 октября) Роман Угличский , блгв. князь (3/16 февраля; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Ромил Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Ростово-Ярославских святых собор (23 мая/5 июня) Руф Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Руф Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 апреля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ру ф , ап. от 70-ти, еп. Фивский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Рязанских святых собор (10/23 июня) Савва Вишерский , Новгородский, прп. (1/14 октября) Савва Крыпецкий , Псковский, прп. (28 августа/10 сентября) Савва Московский , прп. (13/26 июня) Савва Освященный , Муталаскский, игумен, прп. (5/18 декабря) Савва Охридский , равноап., исповедник (27 июля/9 августа) Савва Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Савва Сторожевский , Звенигородский, прп., игумен (3/16 декабря; 19 января/1 февраля) Савва Стратилат , Римский, мч. (24 апреля/7 мая) Савва I Сербский , архиеп. (12/25 января; 30 августа/12 сентября [Серб.]) Савва II Сербский , архиеп. (8/21 февраля) Савватий Антиохийский , мч. (19 сентября/2 октября) Савватий Соловецкий , прп. (8/21 августа; 27 сентября/10 октября) Савел Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Савин Ермопольский (Египетский), мч. (13/26 и 16/29 марта) Садок Персидский , еп., сщмч. (20 февраля/5 марта; 19 октября/1 ноября) Самон Едесский , мч., исповедник ( 15/28 ноября) Сампсон Странноприимец , прп. (27 июня/10 июля) Самуил , пророк, судия Израильский (20 августа/2 сентября) Саторнин Критский , мч. (23 декабря/5 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь Спасо-Елеазаров монастырь возник в 25 верстах к северу от Пскова, на берегу реки Толвы, где первым поселился отшельник очень строгой монашеской жизни - преподобный Евфросин (1386-1481). К нему присоединились его сподвижники: преподобный Серапион († 1481) и три брата - Игнатий, Харалампий и Памфил († ок. кон. XV - нач. XVI в.). Один из новгородских священников, посланный владыкой ознакомиться с новой обителью, так отозвался о мере их подвижничества: «Это железный с железными» . Другой весьма известный псковский святой - преподобный Савва Крыпецкий († 1495), по-видимому выходец из Сербии; монашеский постриг он принял на Афоне. В Россию Савва прибыл около середины XV века и поселился близ Пскова, в Снетогорском монастыре, а затем - в Спасо-Елеазаровой обители. Но вскоре он ушел далее, за 15 верст, в урочище Крыпцы, где и построил отшельническую хижину. Как обычно, к нему потянулись ученики. Так среди непроходимых болот возникло еще одно монашеское поселение - Крыпецкий монастырь во имя святого Иоанна Богослова. Преподобный Савва любил проповедовать среди мирян, у которых он пользовался глубоким уважением за чистоту жизни и особую силу молитвы. Известно, что он, отслужив молебен по просьбе псковского князя, исцелил его жену. В благодарность за это князь построил для обители длинную, более двух верст, бревенчатую дорогу-«гать» через болото, в сторону Пскова. Поначалу все постройки в этих монастырях были деревянными, но позднее, около середины XVI века, в них воздвигли каменные соборы, частью сохранившиеся и доныне (все они представляют собой значительные памятники древнего псковского зодчества и, как можно надеяться, в будущем будут восстановлены). Снетогорский монастырь Прекрасное представление о характере подобных сравнительно небольших обителей дает существующий и сейчас (как приходской храм) Христорождественский собор Мальского монастыря (нач. XVI в.). Монастырь был основан преподобным Онуфрием († 1492) неподалеку от Изборска, одного из древнейших русских поселений, в 30 километрах от Пскова; по преданию, святые мощи преподобного, и поныне находящиеся в бывшей Мальской обители «под спудом», должны явиться миру «в последние времена». Согласно древней легенде, соседнее изборское, хорошо укрепленное, поселение возникло еще при князе-варяге Труворе. По легенде, здесь же он и похоронен: «могила Трувора» отмечена огромным каменным крестом, воздвигнутым, вероятно, в XV-XVI столетиях на живописнейшем холме над Городищенским озером.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Преподобный отец пришел в псковские края после трагического падения Константинополя в 1453 году и захвата Византийской империи турками. Краткое время он подвизался на Снетпой горе в Богородичном монастыре, позднее – в Елеазаровской пустыни. Стремясь к большему уединению он, по благословению игумена Ефросина, ушел в местечко Крыпцы, где начал жить в посте и молитве. Постепенно к нему стали стекаться ученики. В пустыни был построен храм во имя Апостола Иоанна Богослова и образован монастырь, где преподобный учредил афонский устав. Позднее, один из приделов Крыпецкой обители был освящен в честь святителя Саввы Сербского . В житии крыпецкого подвижника мы находим немало Свидетельств того, что в жизни своей он следовал святителю Савве. Будущий крыпецкий подвижник рано удалился от суетного мира и подвизался на Афоне, в монастыре Хиландар, который был основан бывшим сербским королевичем Ростко, ставшим впоследствии святителем Саввой. Так же, как и первому великому сербскому подвижнику, ему пришлось покинуть Святую Гору и много странствовать; так же, как и великий Савва, после трудов затворничества, постнического и молитвенного очищения своей души, прп. Савва Крыпецкий стал не только наставником монашествующих, но и помощником простым людям. Особенно в житии отмечена связь прп. Саввы Крыпецкого с псковским князем Ярославом – через исцеление его жены святой не только получил материальное покровительство князя, но главное – стал духовным наставником правителя народа, повторив путь своего небесного покровителя – святителя Саввы, который был духовником сербского короля Стефана. Несомненно, прп. Савва Крыпецкий почитал и другого сербского святого, подвиг которого осиял сербскую землю незадолго до его рождения – святого князя Лазаря – о нем говорится в нашей книге. Князь Лазарь явил особый, мужественный и самоотверженный, дух сербского народа. Мученический подвиг дружины князя на Косовом поле стал, как и в древние времена гонений на христианство , свидетельством того, что Царствие Небесное дороже Царства земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда и кем был основан монастырь Пскова, неизвестно. Он так же страдал от интервентов, как и Спасо-Мирожский. Тевтонцы в 1299 г. убили (сожгли) игумена Иоасафа, 17 монахов и многих нищих и детей. Шведский король Густав-Адольф в 1615 г. устроил здесь свою резиденцию. Позднее и фашистские оккупанты разместили в обители штаб. Здесь подвизались преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий. Здесь, готовясь к смерти, постригались в монахи псковские князья и здесь – в соборе Рождества Богородицы – многие из них были похоронены. К 1804 г. в обители осталось всего 9 престарелых иноков, монастырь Пскова был упразднён и стал резиденцией псковских епископов взамен сгоревшей. Изящную колокольню Снетогорского монастыря с Вознесенской церковью внизу называли «Вознесением-под-колоколы» или «Снетогорским столпом»; она мало уступала по высоте колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. В 1930-е гг. её обвили петлёй, и несколько барж двинулись по реке, натягивая канаты… Современное состояние Монастырь Пскова возобновлён в 1994 г. как женский. В нём более 70 сестёр. Службы проходят в храме свт. Николая (1519). Отремонтированы келейные корпуса. Главная архитектурная ценность монастыря – собор Рождества Богородицы, построенный по образцу византийских в 1312 г. согласно завету князя Довмонта, на месте разрушенного тевтонскими рыцарями. В нём сохранились вдохновенные фрески работы псковских мастеров (1313). Паломников принимают. Проезд. От ж/д вокзала автобусом до конечной. Адрес: 180006, г. Псков, Овсееще, Снетная гора, 1. Тел.: (8122) 75-01-25 , 75 -01-88. Время работы: Богослужения. В будни 6 ч утреннее правило, полунощница, Часы, Литургия. В Вс литургия в 8 ч. Вечернее богослужение в 17. Подробнее... Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь [ править править код ] Находится в 22 км северо-восточнее Пскова в глухом месте, окружённом болотами. «Крыпецкий» произошло от «крыпы» – местного названия рыболовной лодки. В тихом месте поселился в 1455 г. Савва, постриженник Афона и ученик преподобного Евфросина Псковского. Со временем он основал здесь общежительный монастырь. Псковский князь Ярослав утвердил за монастырём землю, а после того как Савва исцелил его жену, построил через болота мост к монастырю в 1400 сажен. Скончался преподобный в 1487 г., а в 1547 г. его мощи были обретены нетленными, и от них сразу начались исцеления. Память преподобного празднуется 28 августа (10 сентября).

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца Память 28 августа Преподобный отец наш Савва родился, получил воспитание и принял иночество в чужих странах. Неизвестно, из какой он был страны 5286 , известно только, что родился он не в русской земле, а, как иностранец, пришел в город Псков, в монастырь Пресвятой Богородицы, называемый Снятогорским 5287 . Принятый игуменом, он доблестно подвизался в иноческих подвигах и за свою добродетельную жизнь заслужил у всех похвалу и славу. Но не желая славы от людей, он перешел на реку Толву в монастырь великого Евфросина 5288 . Преподобный Евфросин принял его и поручил ему исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного времени, испросив благословение у великого Евфросина, он ушел в пустыню, находившуюся на расстоянии 15 поприщ от Евфросинова монастыря, к озеру, называемому Крыпец, и поселился тут на совершенно безлюдном месте. Немало искушений от бесов вынес здесь преподобный Савва. Вскоре он построил на месте своих подвигов церковь во имя святого Иоанна Богослова, устроил келлии и основал монастырь, после чего к нему собралось немалое число братии. Слава о его добродетельной жизни быстро распространилась повсюду, и о нем узнал Псковский князь Ярослав Васильевич 5289 . Князь питал к преподобному великое уважение. Он делал большие пожертвования на устроение монастыря, подарил земли 5290 и озера на пропитание братии и часто сам посещал монастырь, чтобы принять благословение у преподобного. В одно время он пришел в монастырь с княгинею, своею супругою. Преподобный Савва с великим почетом встретил его, но княгине войти в монастырь не разрешил, а благословил ее за воротами монастыря и там подал ей исцеление, так как она была больна. Преподобный Савва прожил много лет, и в 1495 году 30 августа 5291 отошел ко Господу. Мощи его были обретены в 1554 году вследствие явления преподобного священноиноку устроенного им монастыря Исаии и до сего дня подают многие исцеления с верою приходящим к ним во славу Христа Бога, Которому да будет слава ныне, всегда и вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. Утвердившись на пустынном холме, преподобный Савва соорудил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова, св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 10 сентября. ПРАВМИР. Православные празднуют память преподобного Саввы Крыпецкого. Основатель Крыпецкой обители, Преподобный Савва около половины 15 века пришел в Россию из чужих стран. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли, другие же, что от горы Афонской. Сперва он пребывал близ Пскова в братстве Снетогорского, но скоро оттуда перешел в пустыню к Преподобному Евфросину, а потом желая еще строжайшего уединения, испросив у него благословения, удалился на 15 верст от обители святого Евфросина, в Крыпецкое урочище, где обитали лишь медведи и другие хищные звери. Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. Утвердившись на пустынном холме, преподобный Савва соорудил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова, св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Через несколько лет собралось рядом уже небольшое число сподвижников. Упросили они его основать монастырь. Правивший в то время в уделе князь Ярослав Васильевич посещал преподобного не только в великие престольные, но и все воскресные праздники, а для удобства проезда проложил дорогу через болото — деревянный, на тысячу четыреста сажен мост. Однажды увидел прозрением Савва, что высокий гость везет к нему свою больную супругу. Тогда прозорливый старец выслал ему навстречу ученика своего с такими словами: «Грешный старец Савва говорит тебе, князь, не входи с княгиней в монастырь, ибо по преданию Святых Отец не дозволено женщинам входить в обитель иноческую. Если же не послушаешь меня, то супруга твоя не получит исцеления» . Князь не нарушил традиций иноческих и спешно испросил прощение в нарушении заповеди, которой не знал. Старец же, выйдя из стен за ворота, отслужил с братией молебен и, окропив водой, освободил недужную от болезни. Были сотворены при жизни преподобного и многие другие чудеса.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Другой сын Федора Сабура Михаил отдал свою дочь за князя Ярослава Васильевича Оболенского, который был наместником в Пскове. Известна история из жизни семьи, которая побудила иконописцев изобразить его супругу из рода Сабуровых на иконе, носящей название «Евфросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий с Житием Саввы Крыпецкого». Одно из клейм этой иконы рассказывает о том, как псковский святой Савва Крыпецкий исцелил внучку Федора Сабура. Вот как это описывается в Житии преподобного Саввы: «Благоверный князь псковский Ярослав Васильевич, нареченный в святом крещении Севастиан, имел великую веру ко святому Иоанну Богослову и к преподобному отцу Савве пустынножителю. Давал многую милостыню на сооружение монастыря, и братию радушно угощал, и каждую неделю приезжал из города молиться за всенощным бдением... Однажды в обитель святого Саввы пришел упомянутый князь Ярослав с княгинею своей, очень болящей, чтобы приняла княгиня благословение от старца и чтобы помолился о ней старец Богу... Князь Ярослав захотел войти в монастырь святого со своей княгиней. Святой старец послал навстречу князю некоего своего ученика... со словами: «Грешный Савва сказал: князь, не входи в монастырь с княгиней своей. У нас здесь, господин, обычай по преданию святых отцов - жены да не входят в обитель иноческую. Если заповедь преступишь отеческую, то будешь преступник закона, а княгиня твоя ни исцеления от Бога от болезни своей не получит, ни благословения принять не сподобится». Князь, услышав это от ученика, пришел в обитель к святому и пал ему в ноги: «Отче святый, прости мне, грешному, мое согрешение, потому что не ведал я заповеди этой и едва не дерзнул на такой грех». Посему отец наш Савва благословил князя, простил его и, наставляя, вышел с игуменом и братией за монастырские ворота и пошел к княгине. Так княгиня сподобилась благословения. После молебна Святой оградил ее Животворящим Крестом и святою водою окропил. И тогда княгиня с великим смирением пала в ноги святому, прося прощения и исцеления от болезни своей... И так старец, по молитве поучая ее, простил и произнес: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа и молитвами святого славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, будь здрава от болезни своей...» И с того времени исцелилась княгиня от болезни своей, по молитвам святого Саввы... А потом благодарный князь повелел устроить мост по дороге через большое болото до обители святого, мост же тот по сей день зовется Ярославов» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/17/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010