Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Вознесения Господня и Успенская ц. (1991–1994 гг.) в Вознесенском мон-ре. Фотография. 2002 г. Собор в честь Вознесения Господня и Успенская ц. (1991–1994 гг.) в Вознесенском мон-ре. Фотография. 2002 г. (Хустская и Виноградовская епархия), в с. Чумалёве Тячевского р-на Закарпатской обл. Основание В. м. связывают с неск. преданиями. Согласно одному из них, в 90-х гг. XIX в. на месте буд. мон-ря, на склоне горы Осеряк, в землянке подвизался юродивый Георгий Кароль, предсказавший появление обители. После кончины в 1937 г. он был погребен в с. Чумалёве. В. м. был основан в 1925 г. по благословению архиеп. Пражского и всей Чехословакии Савватия (Врабеца) (К-польский Патриархат) трудами М. Рыбарь († 1978), ее братьев мон. Илариона († 1969) и Василия, а также настоятеля Покровского храма в с. Копашневе свящ. Георгия Кениза († 1938) и настоятеля храма в с. Тернове прот. Иоанна Бабича († 1981). Первоначально В. м. подчинялся архиепископу Пражскому и всей Чехословакии, в 1946 г. вошел в новообразованную Мукачевскую епархию РПЦ, в 1994 г.- в новообразованную Хустскую епархию УПЦ. Первой настоятельницей В. м. стала (с 1938 в сане игумении) Мария (Рыбарь), с 1968 г. обителью управляла игум. Евгения (Фарковец). В нач. 2005 г. в В. м. жили ок. 60 насельниц, настоятельница - игум. Феодосия (Поп). В 1926 г. в В. м. была построена небольшая деревянная Вознесенская ц., на месте к-рой стараниями игум. Евгении в 1975-1977 гг. возведен деревянный храм с тем же посвящением, в 1991-1994 гг.- кирпичный Вознесенский собор. В обители также действует домовый храм в честь Успения Пресв. Богородицы, построены часовня во имя Илии прор., колокольня, 5 корпусов. В мон-ре хранится ковчежец с мощами прп. Алексия (Кабалюка) , почитаются написанные на Афоне иконы «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»), «Скоропослушница» (1897). К В. м. приписаны скиты: ап. Иоанна Богослова, арх. Михаила и Успения Божией Матери. Арх.: Архив ЦНЦ. Лит.: Фарковец М. , прот. , Ефрем (Молнар), игум. Вознесенский жен. мон-рь Мукачевской епархии//ЖМП. 1977. 11. С. 16-21. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/155112.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Священник и насельницы мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Копашнове. Фотография. 70-е гг. XX в. Священник и насельницы мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Копашнове. Фотография. 70-е гг. XX в. (Хустской и Виноградовской епархии УПЦ), в с. Копашнове (Копашневе) Хустского р-на Закарпатской обл., Украина). Основан в 1936 г. как женский скит настоятелем храма в с. Копашневе свящ. Георгием Кенизом по благословению архиеп. Пражского и всей Чехословакии Савватия (Врабеца) . Возглавила общину мон. Магдалина (Шелемба), насельницами стали монахини Матрона (Лев), Мелания (Попадинец). Первоначально были построены келейный корпус, часовня, а в 1952 г.- каменная ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В 1948 г. мон. Магдалина оставила настоятельскую должность, обитель возглавила мон. Евгения (Фарковец). 17 июля 1952 г. военным трибуналом погранвойск Закарпатского окр. мон. Магдалина (Шелемба) была осуждена на 10 лет исправительных лагерей, в 1955 г. освобождена, в 1992 г. реабилитирована. В нач. 60-х гг. XX в. скит был закрыт, храм обращен в приходский, другие постройки переданы на баланс местного сельсовета. Мон. Евгения с сестрами (ок. 20 чел.) перешла в Вознесения Господня женский монастырь в с. Чумалеве и в 1968 г. возглавила его (с 1969 в сане игумении); несколько сестер поселились в с. Липча (см. Рождества Пресвятой Богородицы монастырь ). Первоначально скит подчинялся архиепископу Пражскому и всей Чехословакии К-польского Патриархата, в 1946 г. вошел в новообразованную Мукачевскую и Ужгородскую епархию РПЦ. 1 сент. 1992 г. возрожден как монастырь, входит в состав Хустской епархии УПЦ. На его территории находятся храм во имя ап. Иоанна Богослова, 2 келейных корпуса с домовой ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, часовня во имя Всех русских святых, хозяйственные постройки, ограда. В обители служили почитаемые пастыри архим. Спиридон (Фарковец), архим. Стратоник (Легач; с 2004). К авг. 2009 г. в И. Б. м. проживало ок. 20 насельниц, настоятельница - игум. Любовь (Криванич). Лит.: Пагиря В. В. Moh-pi Закарпаття. Мукачево, 1994. С. 76-77; Дятлов В. Мон-ри Украинской Правосл. Церкви: Справ.-путев. К., 1997. С. 54; Гавриил (Кризина), игум. Правосл. Церковь в Закарпатье (век XX). К., 1999. С. 77, 121; Далинець Ю. Правосл. мoh-pi Хустського району, ХХ ст. Ужгород, 2004. С. 84-84, 102, 111; Хланта I. В., Мельник С. Ю. Konaшhibcьkuй Cb.-Ioahho-Бorocлobcьkuй жih. монастир. Ужгород, 2008. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/471585.html

Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Известные тогда политические условия -погром Православия в России, не позволили тогда ставить вопрос о переходе в подчинение Русской Церкви и съезд решил остаться в сербской юрисдикции, ибо Сербская Церковь наиболее близка Русской, ее тогдашнее руководство - выпускники российских духовных школ, в Сербии также располагалася центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам - на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции руководителем типографии Почаевской лавры. Он основал монастырь св. Иова Почаевского на Пряшевщине, пригласил туда старцев с Валаамского монастыря, начал издавать газету " Православная Карпатская Русь " , ставшую потом официальным изданием Русской Зарубежной Церкви " Православная Русь " . Также Подкарпатской Руси помогала знаменитая Битольская духовная семинария в Сербии, в частность такие ее выдающиеся представители, как архиепископ Иоанн Максимович и знаменитый сербский богослов Иустин Попович, который некоторое время миссионерствовал на Пряшевщине. Подкарпатская Русь приняла у себя около 11 тыс. русских белых эмигрантов. Естественно, возрождение Православия вызвало недовольство его противников и ими был инспирирован раскол. Его организатором выступил Константинопольский патриархат, который после внутрицерковного переворота, организованного откровенно антихристианскими политическими силами в начале 1920-х годов, стали называть не иначе как " троянским конем православного мира " . Иерархи, пришедшие к власти в этом патриархате в результате этого переворота - Мелетий (Метаксакис) и его последователи, сторонники реформации и экуменизма, прославившиеся поддержкой советских " обновленцев " и жестокими гонениями на Валаамских монахов, не признававших катастрофических для Церкви нововведений, в противовес Сербской Церкви назначает на Карпатскую Русь епископа Савватия (Врабеца).

http://pravoslavie.ru/put/sv/archimalexi...

Реально же православие в Чехии было восстановлено в ΧΙΧ–ХХ вв. трудами русской иерархии, русских и сербских священнослужителей. Отправной точкой является 1870 год, когда к православию митрополитом Исидором были присоединены первые двенадцать чехов, а в Праге создан православный храм свт. Николая. Перед Первой мировой войной в Подкарпатской Руси активизируется движение русинов, направленное на воссоединение с православием и соединение с Россией. После Первой мировой войны создается православная Мукачевская епархия под руководством епископа, принадлежавшего к Сербской Церкви. Именно Сербская Церковь сыграла ключевую роль в создании Православной Чешской Церкви, поскольку Сербский Патриарх Димитрий в 1921 г. посвятил первого чешского православного епископа — Горазда (Павлика), будущего священномученика . И надобно отметить сомнительную роль Константинополя в событиях, связанных с образованием Чешской Православной Церкви: Патриарх Мелетий (Метаксакис), известный как проводник нового стиля и сторонник русских обновленцев, в 1923 г. посвящает архимандрита Савватия (Врабеца) в параллельные епископы Чехии и дарует ему автономию. Естественно, это породило т. н. «савватиевский» раскол, немало затруднивший чешскую церковную жизнь. Таков акт автономии, на который любит ссылаться Константинопольский Патриарх и его сторонники! Реальная же каноническая Православная Церковь под омофором владыки Горазда принадлежала Сербской Православной Церкви. К сожалению, она подверглась разгрому после убийства рейхскомиссара Богемии Г. Гейдриха и беззаконной расправы с владыкой Гораздом. Основная заслуга в ее воссоздании принадлежит Русской Православной Церкви и лично Святейшему Патриарху Алексию Ι, которому удалось достигнуть воссоединения русских приходов в Чехословакии с Матерью-Церковью и включить их в Чехословацкий Экзархат, который стал основой возрожденной Православной Чешской Церкви . Сербская Православная Церковь, не имевшая сил для восстановления православия в Чехословакии, совершенно добровольно отпустила Чехословацкую Православную Церковь в юрисдикцию Московского Патриархата решением своего Священного Архиерейского Собора от 15 (2) мая 1948 г. В связи с этим Экзарший Совет на своем заседании, состоявшемся 2 октября 1951 г., принял определение Священного Синода Православной Церкви в Чехословакии от 1 октября 1951 г. по вопросу осуществления автокефалии. Государственное управление по церковным делам своим решением от 19 октября 1951 г. сообщило, что чехословацкое правительство не возражает против того, чтобы Православная Церковь в Чехословакии была объявлена автокефальной.

http://bogoslov.ru/article/2584819

11 окт. 1938 г. чехословацким правительством в соответствии с предоставленным региону автономным статусом было утверждено 1-е автономное правительство Подкарпатской Руси, состоявшее из коалиции карпаторусинских автономистов во главе с А. И. Броди, сторонников «украинского направления» во главе с А. И. Волошиным (по их инициативе параллельно стало использоваться также название этого региона Карпатская Украина). 26 окт. Волошин стал новым главой правительства Карпатской Украины. К тому времени в Закарпатье имелось неск. приходов, 12 клириков были в юрисдикции архиеп. Пражского и всей Чехословакии (К-польский Патриархат) Савватия (Врабеца). В кон. окт. 1938 г. архиеп. Савватий прибыл в Закарпатье. 23 нояб. того же года его принял Волошин, они обсуждали положение правосл. Церкви в Карпатской Украине. В тот же день члены синодального комитета, который был создан для управления священниками-савватиевцами, подали прошение правительству Карпатской Украины о признании К-польской юрисдикции во главе с Савватием и утверждении нового временного устава епархии, к-рая получила самоназвание Карпатская Украинская Православная Церковь. К прошению прилагался текст временного устава. Согласно уставу, планировалось реорганизовать Церковь в Украинскую правосл. митрополию на основании томоса К-польского патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) от 6 марта 1923 г. Митрополия должна была сохранить каноническое единство с К-полем и стать частью Чешскословацкой архиепископии, поддерживая связь через митрополита. Создавалось митрополичье управление. Языком ведения документации был украинский. Основателями Украинской правосл. митрополии выступали церковные общины сел Копашнево, Дубовое, Волоское, Н. Колочава, Горб, Королёво и мон-ри в Чумалёве, Дубровке, Дубовом. Митрополитом был провозглашен архиеп. Савватий (Врабец). Но правительство Карпатской Украины не признало этот устав, опасаясь возможного обострения противостояния между сторонниками еп. Владимира (Раича) и последователями архиеп. Савватия. В связи с тем что 2 нояб.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

В кон. авг. 1922 г. в свет вышел «Чехословацкий катехизис», написанный свящ. К. Фарским и проф. Ф. Калоусом. 13 сент. 1922 г. он был одобрен Советом Западно-Чешского диоцеза и принят в качестве офиц. вероучительного документа. 3 окт. того же года аналогичное решение принял и Совет Восточно-Чешского диоцеза. Содержание катехизиса не соответствовало правосл. вероучению, в нем отсутствовало исповедание веры в Св. Троицу и во Христа как Сына Божия. Иисус Христос именовался «самым великим пророком» в ряду с др. «славными пророками человечества» - Моисеем, Сократом, Мухаммадом, Зороастром, Буддой, Конфуцием, а также «чехословацкими национальными пророками» Кириллом и Мефодием, Я. Гусом, Я. А. Коменским. 12 окт. 1922 г. еп. Досифей (Васич) опубликовал в ж. «За правдой» заявление о том, что «Чехословацкий катехизис» не соответствует «всем... христианским исповеданиям». 16 окт. Совет Моравско-Силезского диоцеза Чехословацкой Церкви поддержал мнение еп. Досифея и осудил катехизис. В кон. окт. того же года еп. Досифей после встречи и беседы с К. Фарским заявил, что его миссия в ЧСР окончена, и покинул страну. 13 февр. 1923 г. Свящ. Синод СПЦ принял решение об отказе от совершения епископских хиротоний над К. Фарским и Р. Паржиком и о прекращении переговоров со священноначалием Чехословацкой Церкви. С июля 1922 по янв. 1923 г. Г., находясь с миссией в США, открыл 7 новых приходов Чехословацкой Церкви среди чеш. и словацких эмигрантов. Г. ознакомился с катехизисом в США и направил письма в адрес Совета и собрания Моравско-Силезского диоцеза с осуждением его содержания. В ЧСР Г. вернулся в кон. янв. 1923 г. 2 марта 1923 г. К-польский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) и Свящ. Синод К-польской Церкви издали томос «О создании Православной Архиепископии в Чехословацкой Республике». 4 марта Патриарх Мелетий в сослужении 6 митрополитов рукоположил во епископа архим. Савватия (Врабеца), и в тот же день он был возведен в сан Архиепископа Пражского и всей Чехословакии. Тем самым было положено начало спору между К-польским Патриархатом и СПЦ за право канонической юрисдикции на территории ЧСР. В течение 1923 г. гос. органы ЧСР оказывали покровительство архиеп. Савватию.

http://pravenc.ru/text/166169.html

После захвата Крыма Красной Армией в нояб. 1920 г. В. вместе с частями Русской Армии и беженцами эмигрировал в Стамбул, где занимался организацией помощи рус. эмигрантам, посещал лагеря на о-ве Лемнос и в Галлиполи, принимал участие в работе Русского совета при ген. Врангеле. По предложению и при активном участии В. в нояб. 1920 г. было создано Высшее церковное управление, в задачу к-рого входила организация деятельности рус. духовенства в Югославии, Турции и Греции. После переговоров митр. Антония (Храповицкого) и В. с представителями К-польского Патриархата 2 дек. 1920 г. была учреждена эпитропия, или Временное высшее церковное управление за границей в юрисдикции К-польского Патриархата. В кон. 20-х - нач. 1921 г. В. жил в Болгарии, окормлял рус. эмигрантские приходы и кадетские военно-образовательные учреждения, возглавлял комиссию «по организации церковной жизни русского зарубежья», итогом работы к-рой стало проведение в Стамбуле «епархиального съезда», подготовившего созыв Русского всезарубежного Собора. После перемещения в февр. 1921 г. ВВЦУ из Стамбула в г. Сремски-Карловци (Югославия) В. активно участвовал в подготовке Карловацкого Собора , открывшегося 21 нояб. 1921 г. и образовавшего Всезаграничное ВЦУ. В. отказался подписать принятую от имени Собора резолюцию о необходимости восстановления в России монархии в лице Дома Романовых. В мае 1922 г., после издания Патриархом св. Тихоном указа об упразднении Всезаграничного ВЦУ, В. оказался единственным епископом в его составе, принявшим указ к исполнению. После выхода из состава ВЦУ он удалился в серб. мон-рь Петковица в честь мц. Параскевы близ г. Шабац, где собрал насельников из числа рус. эмигрантов. 3 июня 1923 г. решением зарубежного Архиерейского Синода В. был освобожден от обязанностей управляющего военным и морским духовенством. В авг. 1923 г. по приглашению Пражского архиеп. Савватия (Врабеца) (К-польский Патриархат) В. в качестве викарного епископа принял окормление рус. приходов в Карпатской Руси, занимался миссионерской деятельностью среди греко-католиков , его стараниями был обращен в Православие 21 униатский приход. Из-за разногласий по вопросу юрисдикции над карпаторосскими приходами 8 мая 1924 г. В. был выслан из Чехословакии и вновь поселился в мон-ре Петковица, где посвятил себя монашескому деланию и лит. работе. Осенью того же года митр. Антоний (Храповицкий) назначил В. на должность законоучителя и духовника рус. Донского кадетского корпуса, располагавшегося в г. Билеча. Летом 1925 г. по приглашению архиеп. Евлогия (Георгиевского) В. приехал в Париж, исполнял обязанности инспектора и преподавателя в Православном богословском ин-те прп . Сергия Радонежского . В 1926 г., после неудачной попытки вернуться в Россию, В. получил от митр. Антония назначение на должность начальника богословско-пастырских курсов, настоятеля рус. прихода в г. Бела-Црква (Югославия) и законоучителя рус. кадетского корпуса.

http://pravenc.ru/text/150325.html

Реальное же возрождение православной веры в Чехии началось в конце 19 столетия благодаря миссионерским усилиям Русской Православной Церкви. Именно тогда в Православие принимаются Санкт-Петербургским митрополитом Исидором первые этнические чехи, создается первый православный храм в Праге (в здании переданной бывшей бенедиктинской церкви), и еще несколько строится в других чешских городах. Первая Мировая война и революционные события в России прервали связь чешских православных христиан с Русской Церковью. Желая не просто именоваться православными, но иметь живую связь с каноническим Православием, а впоследствии и собственную Поместную Церковь, чехословацкая (фактически – пражская) православная община 8 марта 1920 г. обратилась к предстоятелю Сербской Православной Церкви митрополиту Димитрию с просьбой оказать содействие в становлении самостоятельной Православной Церкви в Чехословакии. Почему обратились именно к Сербской Церкви? Очевидно потому, что ее юрисдикция в пределах не-балканской части бывшей Австро-Венгрии, имевшая многовековую историю, рассматривалась как наличный и сам собою разумеющийся канонический факт. Параллельно чехословацкая православная община искала постоянного священника для духовного руководства. Выбор пал на клирика Русской Православной Церкви архимандрита Савватия (Врабеца), по национальности чеха, который прибыл в Прагу в октябре 1921 года. Между тем, в марте 1921 г. в Прагу прибыл епископ Нишский Досифей (Васич) в качестве официального представителя Сербской Православной Церкви в Чехословакии, который 14 июня того же года принял чехословацкую православную общину в состав Сербской Православной Церкви. Сохранилось два письма (от 3 и 22 сентября) епископу Досифею от чехословацкой православной общины, в которых последняя недвусмысленно признает свою принадлежность к Сербской Церкви. Епископ Досифей назначил окормлять пражскую общину священника Алексия Ванека. Что касается архимандрита Савватия, то он вошел в общение с той же пражской православной общиной, на момент его прибытия уже входившей в юрисдикцию Сербской Церкви. Таким образом, очень важно отметить, что свою деятельность в Чехословакии архимандрит Савватий начал в канонических пределах Сербской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/2811177

Горазда в США. В авг. 1922 г. он посетил Подкарпатскую Русь и рукоположил в священный сан неск. местных жителей, а главой Епархиального совета Карпаторосской епархии назначил игум. Алексия (Кабалюка). После издания в кон. авг. 1922 г. т. н. Чехословацкого катехизиса, отступившего от правосл. вероучения, и его одобрения советами Западночешской и Восточночешской епархий ЧСЦ, Д. приехал в Прагу и 12 окт. того же года опубликовал в ж. «За правдой» заявление о несоответствии катехизиса «всем вообще христианским исповеданиям». 16 окт. совет Моравско-Силезской епархии поддержал Д. и осудил катехизис. В кон. окт. Д. встретился с одним из авторов катехизиса, К. Фарским, но не смог убедить его отказаться от своих взглядов. В результате Д. заявил, что его миссия в ЧСР окончена, и вскоре покинул республику. 13 февр. 1923 г. на основании его доклада Синод СПЦ принял решение о прекращении переговоров с руководством ЧСЦ. После поддержки со стороны МИД ЧСР стремления части правосл. чеш. верующих перейти в юрисдикцию К-польского Патриархата и хиротонии 4 марта 1923 г. в К-поле во архиепископа Пражского и всей Чехословакии Савватия (Врабеца) гос. органы ЧСР стали препятствовать продолжению миссионерской деятельности СПЦ в республике. Д. смог приехать в Подкарпатскую Русь лишь в июне 1924 г., он проживал в Николаевском мон-ре в Изе и посетил неск. приходов. В июле того же года Д. по поручению Синода СПЦ прибыл в Прагу для участия в переговорах между еп. Гораздом и архиеп. Савватием. Переговоры не принесли результатов. В авг. 1924 г. Д. приехал в Подкарпатскую Русь и 2 окт. в Хусте провел собрание правосл. духовенства, на к-ром было принято решение о создании духовной консистории. Помощниками Д. в Подкарпатской Руси были игум. Алексий (Кабалюк) и А. Ю. Геровский (см. ст. Геровские ). Из-за резких античеш. высказываний последнего власти ЧСР заподозрили Д. в поощрении античеш. пропаганды, а глава МИД ЧСР Э. Бенеш заявил, что серб. представитель должен как можно быстрее завершить свою деятельность в ЧСР.

http://pravenc.ru/text/180315.html

Разделяй и властвуй — Можно ли сказать, что Константинополь всегда надеялся включить в свою юрисдикцию и православную паству Украины? — В период гражданской войны правительство Петлюры действительно предпринимало попытки создать на Украине свою автокефальную Украинскую Церковь и обращалось за поддержкой в Константинопольский Патриархат. Этот вопрос обсуждался Константинопольским Синодом, были приняты различные пункты соглашения и выработаны документы, на каких условиях это будет возможно осуществить. Но наступил 1920-й год, большая часть Украины была занята Красной армией, а ее западная часть — Польшей. И Фанар, учитывая это, ограничился общими обещаниями. Скоро армия Петлюры была разгромлена, и Украина вошла в состав СССР. В советский период, естественно, такие вопросы не поднимались. — Есть ли в истории Фанара примеры, когда он стремился подчинить себе паству и других Поместных Церквей? Когда и почему это происходило? — Эта политика началась, как я уже сказал, после окончания Первой мировой войны в рамках нового курса Патриарха Мелетия. В частности, в Северной Америке до 1917 года часть греческих общин входила в русскую епархию, как и другие общины православных народов на территории США. После начала в России гонений на Церковь из греческих православных общин, которые находились в США, была создана епархия Элладской Православной Церкви. Но достаточно быстро Константинопольский Патриархат отобрал у Элладской Церкви эти приходы и перевел их под свою юрисдикцию. В итоге все греческие общины на территории США вошли в юрисдикцию Константинополя. Аналогичная попытка захвата чужих приходов произошла и на территории Чехословакии, где большая часть приходов находилась в юрисдикции Сербской Православной Церкви. Константинопольский Патриархат даже назначил там своего экзарха — архиепископа Пражского Савватия (Врабеца). Между ним и будущим священномучеником епископом Гораздом (Павликом), который возглавлял Чешскую епархию в юрисдикции Сербской Православной Церкви, возник  острый конфликт, который развивался и на территории Словакии, а также Закарпатской Украины, входившей тогда в состав Чехословакии. Там тоже шла борьба между представителями константинопольской и сербской юрисдикций, в которой Фанар потерпел поражение. Подобные действия он безуспешно предпринял и в отношении православных приходов в Венгрии в 1924 году, в основном находившихся в юрисдикции Сербской и Румынской Церквей.

http://e-vestnik.ru/history/dvulikiy_yan...

  001     002    003