Ин кондак, глас 3 Великая скорбным людем радость в бедах обретаешися, чудотворче Иоанне:/всякия бо страсти молящим тя врачуеши,/исполняя их прошения./Темже и ныне моли Господа,/да спасет ны в милости Своей. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Иоанне,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь преподобному Герману Соловецкому, глас 8 Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/Христу тесным жития путем последовал еси,/и в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/в нем многа лета постнически пожил еси,/идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси./С нимиже моли Христа Бога о нас,/любовию чтущих святую память твою. Ин тропарь, древний, глас тойже Украсився, премудре, постническим житием,/спостник был еси и сожитель в морстем отоце/преподобным отцем Зосиме и Савватию,/сподвизався в молитвах, в трудех и в пощениих,/преподобне отче Германе,/но яко имея дерзновение к Богу,/моли избавити нас от враг и спасти души наша. Кондак, глас 4 Вышних желая,/вся долу влекущая возненавидел еси/и, отечество свое оставль,/в поморие пустынное отшел еси,/таже в морский остров удалився,/в нем многа лета Господеви поработал еси./Темже, память твою празднующе,/любовию вопием ти:/радуйся, Германе Богомудре, отче наш. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Германе,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь праведной Ангелине, Сербской, глас 8 В тебе мати известно спасеся, еже по образу,/приимши бо крест, последовала еси Христу/и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней./Темже и со ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой. Кондак, глас тойже Вышняго живота желающи сподобитися,/нижнюю пищу тщательно оставила еси,/и богатство твое росточила еси нищим,/и Небесное богатство прияла еси,/и по смерти нас освящаеши,/и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источавши./Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/радуйся, мати прехвальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Досифеева-Троицкая Дружининская-Зосимо-Савватиевская Владимирская Духов-Нижегородский Владимирская Духов-Алатырский Пензенская Духов-Троицкий-Скопинский Новгородская Дедовская-Троицкая Евфимиев-Благовещен.-Плотинский Олонецкая Егломская Калужская Екатерининский-Верховятский Олонецкая Жерновский-Никитский Новгородская Живоносного-Источника Новгородская Жукова-Богород.-Успенская-Салдовская Владимирская Загорицкая С.-Петербургская Задне-Никифоровская-Спасская-Вашеозерская Зачатейский-Георгиевский С.-Петербургская Зачатейский в Торгу Калужская Златоустовская-Ройская Вологодская Знаменский-Богород.-Красногорский Московская Знаменский-Городецкий-Красногривский Вологодская Знаменский-Капшин Зоринская Новгородская Зосимо-Савватиевская-Оханская Тверская Ивановская-Покровская Ивановский-Нижегородский Калужская Ивановский-Тверской Новгородская Иванский на Малышевой Горе Новгородская Изосимина-Успенская-Сестринская Нижегородская Илоезерская-Иродионова-Озадская Новгородская Ильинская-Машеозерская Вологодская Ильинская-Плесская Ильинский-Трубчевский Нижегородская Ильинский-Вяземский Симбирская Ильинский-Козловский Рязанская Ильинский-Новосильский Вологодская Ильинский-Богоявлен.-Саранский Новгородская Ильинский-Воскресен.-Устюженский Олонецкая Ильинский-Завеличский Вятская Ильинский-Запсковский Рязанская Ильинский-Мокрый Нижегородская Ильинский-Свирский Костромская Ильинский-Успен.-Тюменский Иннокентиев-Спасо-Преображен. -Комельский Новгородская Иоанно-Богослов.-Костельников Олонецкая Иоанно-Предтечева-Суджанская Казанская Нижегородская Казанская-Богород.-Костромская Псковская Казанская-Рябинина Ярославская Казанский-Коротоякский Орловская Казанский-Ядринский Владимирская Казанский-Тамбовский Казанский-Богород.-Лысковский Тверская Казанский-Богород.-Шатрищегорский Тверская Казанско-Богород.-Жадовская-Пичерская Пермская Кандалашский-Богород.-Рождеств.-Кокуев Симбирская Каменский-Успенский Нижегородская Капитоновская-Княгинина-Ржаницына Тверская Карповский-Троицкий-Соловецкий С.-Петербургская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Разум неуклонно вперив от утробы матерни к Богу, и горняя выну мудрствуя и взыскуя, дольних же всецело отвергаяся, богомудре Зосимо, поревновал еси житию Преподобнаго Савватия, и во отоце пусте, идеже сей богоугодне соверши подвиги своя, вселился еси, да с ним наследуеши жительство горняго Иерусалима. Темже во обоих восхваляюще пустынножития рачительство, зовем вам: Радуйтеся, любве ради Христовы, любовь в себе к миру поправшии; Радуйтеся, всякую греховную сладость века сего презревшии. Радуйтеся, подобницы Аврааму не точию верою и упованием, но и добровольным от рода своего и дома отеческаго преселением; Радуйтеся, пустыни всекрасная и благозлачная насаждения. Радуйтеся, безмолвия тщаливейшии рачителие; Радуйтеся, трудных подвигов пустынных искреннии любителие. Радуйтеся, в дебрех и горах паче, неже в селех мира, изволившии приметатися; Радуйтеся, в пустынях непроходимых, едини во трудех и соблюдении заповедей Господних возлюбившии подвизатися. Радуйтеся, яко злато, искусившиися в горниле пустыннаго озлобления; Радуйтеся, доблественне претерпевшии от бесов же и от людей многая искушения. Радуйтеся, пророку Божию Илии и крестителю Господню Иоанну нравом пустыннолюбия подражателие; Радуйтеся, доблем Герману единомысленнии сподвижницы любобезмолвнии купножителие. Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе. Кондак 3 Силы небесныя, в служение посылаемыя хотящым наследовати спасение, дивно послужиша вам, о двоице боголюбивая. Егда бо насельницы мирстии, стужающе безмолвию твоему, отче Савватие, жити хотяху во острове близ тебе с женами и чады, ангели грозным прещением и наказанием жены рыбаревы воспятиша сих от начинания богопротивнаго: тебе же, отче Зосимо, во озимении пребывавшему кроме брашна, ангельским служением преподашася потребная ко препитанию. Сего ради Богу, спасающему угодники Своя, поим: Аллилуиа. Икос 3 Имуще оток морский во обителище себе, никимже населяемый, и в нем пребывающе, аки в раи богозданнем, вне мятежей и волнений житейских, и кроме суетных попечений, благочестно и богоугодно подвизастеся, о богоблаженнии, во дни и нощи поучающеся в законе Господни, и на всякий час умом несмущен­ым и сердцем чистым возносяще усердныя к Богу молитвы и моления. Сего ради радостию вопием вам:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

На другой день приехал Эйхманс: это печальное недоразумение, Ногтёв будет снят (перевёден и повышен). Похороны убитых. Хор поёт над соловецкой глушью: Вы жертвою пали в борьбе роковой… (Не последний ли раз ещё разрешена эта протяженная мелодия по свежепогибшим?) Взвалили большой валунный камень на их могилу и высекли на нём имена убитых. Нельзя сказать, чтобы пресса скрыла это событие. В «Правде» была заметка петитом: заключённые напали на конвой, и шесть человек убито. Честная газета “Роте фане” описала бунт на Соловках. Среди эсеров Савватьевского скита был Юрий Подбельский. Он собрал медицинские документы о соловецком расстреле — для опубликования когда-нибудь. Но через год при обыске на Свердловской пересылке у него обнаружили в чемодане двойное дно и выгребли тайник. Так спотыкается русская История… Но режим-то отстояли! И целый год никто не заговаривал об его изменении. Целый 1924 год, да. А к концу его снова поползли упорные слухи, что в декабре опять собираются вводить новый режим. Дракон уже проголодался, он хотел новых жертв. И вот три скита социалистов — Савватьевский, Троицкий и Муксалмский, разбросанные даже по разным островам, сумели конспиративно договориться, и в один и тот же день все партийные фракции всех трёх скитов подали заявления с ультиматумом Москве и администрации Соловков: или до конца навигации всех их отсюда вывезти, или оставить прежний режим. Срок ультиматума — две недели, иначе все скиты объявят голодовку. Такое единство заставляло себя выслушать. Такого ультиматума мимо ушей не пропустишь. За день до срока ультиматума приехал Эйхманс в каждый скит и объявил: Москва отказала. И в назначенный день во всех трёх скитах (уже теряющих теперь и связь) началась голодовка (не сухая, воду пили). В Савватии голодало около двухсот человек. Больных освободили от голодовки сами. Врач из своих арестантов каждый день обходил голодающих. Коллективную голодовку всегда трудней держать, чем единоличную: ведь она равняется по самым слабым, а не по самым сильным. Имеет смысл голодать только с безотказной решимостью и так, чтоб каждый хорошо знал остальных лично и был в них уверен. При разных партийных фракциях, при нескольких стах человек неизбежны разногласия, моральные терзания из-за других. После пятнадцати суток в Савватии пришлось провести тайное (носили урну по комнатам) голосование: держаться дальше или снимать голодовку?

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Радуйся, яко преподобным Зосиме и Савватию сподвижник и сотаинник был еси; радуйся, яко с ними в пристанище безстрастия достигл еси. Радуйся, яко злато в горниле искушенный; радуйся, светом Трисиянным озаренный. Радуйся, яко с небесе на вся ны милостивно призираеши; радуйся, яко вся прошения наша во благо исполняеши. Радуйся, отче наш Германе, преподобных Зосимы и Савватия сподвижниче. Кондак 6 Проповедник всем глагол ангельских был еси, преблаженне отче, егда, по совершении с преподобным Савватием воскреснаго нощнаго молитвословия изшед из храмины, внезапу услышал еси глас жены плачущия и, узрев ю, вопросил еси о причине плача. Она же рече: «Два юноши светли жестоко биша мя и рекоша ми: бежите отсюду, ибо не для вас место сие, яко зде иноков множество прославит Господа». Ты же, слышав сие, умиленне Богу возгласил еси: Аллилуиа. Икос 6 Возсия свет велий от обители Соловецстей, осияваяй всю страну нашу, ибо лучами добродетелей твоих просвещаеши не токмо притекающих к цельбоносным мощем твоим, но и издалече верою призывающих тя. Озари убо светом Евангелия омраченная грехом сердца наша и укрепи нас во благочестии, да вси радостно взываем ти: Радуйся, пустыни красное прозябение; радуйся, постников предивное украшение. Радуйся, яко в бодреннем трезвении пребывал еси; радуйся, яко мзду трудов твоих на небеси восприял еси. Радуйся, ангелов собеседниче; радуйся, Царствия Христова наследниче. Радуйся, яко благодать от Бога обрел еси; радуйся, яко иерею благоговейному образ твой во сне списати повелел еси. Радуйся, безмездный недугов целителю; радуйся, благодатный бесов прогонителю. Радуйся, яко с преподобными Зосимою и Савватием ревностно трудился еси; радуйся, яко с ними наставник добр монахом явился еси. Радуйся, отче наш Германе, преподобных Зосимы и Савватия сподвижниче. Кондак 7 Хотя всем человеком спастися и в разум истины приити, Человеколюбец Господь указа ти место удобно спасения, идеже ты многими поты и скорбьми, злострадании и лишении неленостне Богу работал еси, выну вопия Ему: Аллилуиа. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Поняв из этих слов, что нет возможности отвратить от христианства Евстафия, сатрап приказал заключить его в темницу и тайно отсечь ему голову, чтобы христиане не могли воздать почестей его телу, и затем, по отсечении, велел бросить его за городом на съедение птицам и зверям. Когда воины приступили в темнице к исполнению приговора властелина, то Евстафий попросил их дать ему несколько времени для молитвы и в таких словах выразил свое предсмертное моление к Господу: «Господи Боже Вседержителю, Который хочешь всем человекам спастися, с верою надеющимся на Пресвятое имя Твое; Ты, который услышал молитву прежде бывших мучеников, убиенных мечами иудеев, и тех, которые ради имени Твоего ввержены были во время страшного холода в озеро и умерли в исповедании Твоем, и сожженных огнем, и за исповедание имени Твоего растерзанных и съеденных зверями, наследовавших обещанные Тобою вечные блага! Удостой и меня, Господи, быть участником их небесной радости, удостоивший меня ради Святого имени Твоего в последнее время быть также мучеником и исповедником! Ты знаешь, Владыко Господи Боже мой Иисусе Христе, что Всесвятейшему Твоему имени не предпочел я ни отца, ни мать, ни братьев, ни семейство, ни родных и близких; Тебя только одного Господа моего возлюбил я всем сердцем и всею душою моею и ради имени Твоего полагаю голову мою. Владыко мой! Прошу еще и молю Твою благость, чтобы тело мое не осталось здесь; не попусти, чтобы оно съедено было псами и птицами, но повели, чтобы оно было предано земле в Мцхете, где Ты открылся мне, где я принял Святое Крещение!» сперва уединенно подвизался на реке Выге, у часовни. Здесь нашел его блаженный Савватий, искавший безмолвного места. Герман указал Савватию на Соловецкий остров как на место самое безмолвное. В 1429 году он и Савватий переплыли Белое море на ладье, построили келлию под Секирной горой и жили здесь отшельниками шесть лет. По кончине Савватия Герман нашел другого ревнителя безмолвной жизни и вместе с блаженным Зосимою (в 1436 г.) опять поселился на суровом острове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С этой точки зрения, можно посмотреть и на кровавые события 19 декабря 1923 г., когда группы ВОХРовцев под командованием соловецкого начальника А. П. Ногтева появились в Савватьеве, очевидно, желая свести счеты с «политиками». Ограниченные введением комендантского часа, а, следовательно, столкнувшиеся с ущемлением личной свободы, заключенные ответили неповиновением, продиктованным не совсем понятными им принципами, которое было жестоко потоплено в крови. В драматических сценах, описанных Рубинштейном, предстают напряжение, боль и тревога людей, переживших этот момент. Среди других, почти в ареоле святости, выделяется фигура старосты скита Бориса Богданова, который, понимая всю серьезность момента, физически препятствовал социал-демократам выходить во двор и, тем самым, многих спас от неминуемой смерти. Поражают до глубины души, также, и страницы, посвященные дням, последовавшим за трагедией, начиная со сцены прощания с погибшими товарищами во время похорон, и заканчивая смелыми выступлениями политзаключенных и той решительностью, с которой им удалось поведать всему миру о случившемся в Савватьеве. Событие вызвало мощную волну возмущения, стало поводом, для Международного комитета по делам политических заключенных, составить том документов и писем со свидетельствами о зверствах советских властей по отношению к заключенным 98 . Впоследствии, однако, активность политических заключенных пошла на спад, что способствовало дальнейшему укреплению советского режима. Беспрецедентной голодовкой, которую Рубинштейн описывает с невероятной силой, осужденные в 1924 г. выдвигали требования по улучшению условий содержания в заключении, и она косвенно повлияла на решение ОГПУ рассеять «политиков» по разным местам заключения. В воспоминаниях Рубинштейна можно ощутить то полубессознательное состояние, в котором пребывали узники во время своего переезда на материк в июне 1925 г. Грубое поведение конвоя, кажется, нисколько не способствовало осознанию политзаключенными происходящего. Это осознание пришло лишь в момент прибытия на материк, когда уже любая возможность активного сопротивления была упущена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Савватиевском скиту с самого начала была устроена довольно большая библиотека, которая – с разрешения соловецкой администрации – получала русские и иностранные журналы, газеты и книги. В скиту существовал даже, своего рода, университет с регулярными занятиями и штатом преподавателей из среды его обитателей. Пользовавшиеся большой популярностью среди политических и партийных, старосты скита, Богданов (видный социал-демократ, весной 1925 года уехавший с Соловков), Самохвалов (член Центрального комитета партии социалистов-революционеров), эсер Крюков, меньшевик Мимулов, анархисты Школьников и Чарин, часто читали лекции по общественным, научным и политическим вопросам. Читателю предоставляется судить, что сделал бы Ногтев с «каэрами», если бы последним вздумалось проповедовать в лагере свои идеи! К услугам политических и партийных всегда были свои доктора; им разрешалось выписывать из центра лекарства и инструменты. В Савватиевском скиту довольно часто заключались между его обитателями браки, строго запрещенные в остальном лагере. Бывшие социалисты имели право жить на Соловках с женами и детьми. Им разрешалось писать и получать неограниченное число писем, посылки на их имя никогда не задерживались. У политических и партийных, никогда не отбирали денег и вещей, в том числе и кожаных, на которые в лагере почему-то устраиваются целые облавы. Скиты, ими занятые, снабжаются в достаточном количестве дровами и керосином для освещения. Справедливость требует сказать, что, добиваясь своего исключительного положения на Соловках, политические и партийные отстаивали свои требования с решительностью, доходившей до самопожертвования. Так, когда зимой 1923 года группа бывших социалистов каталась на лыжах и коньках, близ Савватьевского скита, и пела антисоветские песни, которые не умолкли, несмотря на категорический приказ стражи, взвод чекистов открыл по группе стрельбу. Было убито восемь человек, в том числе три женщины. Некоторое время спустя, за упорное отстаивание своих прав снова было расстреляно несколько человек политических и партийных, и, в том числе, опять женщины (кажется, члены социал-революционной партии Котовская и Бауэр, как мне рассказывали в лагере).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово о сътворении жития началник соловецскых Зосимы и Саватия Слово о создании жития основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия Вдомо да будет о сих началникох соловецскых, како житие их начало приат написанию. Азъ, многогршный и неключимый ни в коемъ же дле блаз и грубый разумом священноинок Досифей, 286 ученикъ блаженаго Зосимы, пребых у него и до скончаниа его, скутах и погребох честное и трудолюбное тло святаго, и елика очима видх и слышах от честных его устъ, сие и предах писанию. По преставлении же государя своего преподобнаго игумена Зосимы пребых у его спутника у старца Германа в клии. Б же той Герман пришедый прежде со преподобным Саватием. И повда ми вся яже о преподобнмь – бывшее житие и отчасти чюдес. Но азъ, грубый смыслом, недоумвах сие удобрити, но толико памети ради написах, да не в забытии будет такова праведнаго мужа житие. Потом же начах въпрашати старца Германа о блаженм Зосим: како прииде с ним на остров и како при живот преподобнаго чюдодйствоваша святыя его молитвы и кая суть до нашего пришествие къ старцу съдяшеся чюдеса. Сиа вся написах памети ради и сим ползовахся. Б же той Герман от простых человекъ, не учився Божественному Писанию, но тако просто повдааше святых житиа и чюдеса. Азъ же, неразумный, како слышах, тако и написах, не украшая писаниа словесы, понеже груб сый и невжда, но точию памяти ради писах. Братиа же – овии любяще писанная мною, а иныи глумящеся о написанных и въ смх сиа полагааху. Прииде же нкий священноинок именем Иосиф з Бела-езера тамошних манастырей и пребысть у нас время немало въ обители Соловецской. И той испроси почести житиа святых, и удержав в клии у себя много время. И пакы отиде въсвоями, и житие святых, написаное Германом, с собою увезе. Мы же остахом бес паметий о житии началником, понеже Герман преставися. 287 По времени же послан бых игуменом и братиею на службу в Великий Новоград. И приидох къ архиепископу Генадию 288 благословитися от него. И благослови мя, и начат въпрашати многими словесы о вдании места, и о устрои манастыря, и о началникхмста того и манастыря, како и от кого зачатся. Азъ же, елико помня, вся подробну повдах архиепископу. Онъ же рече: «Напиши ми, брате, о житии и о чюдесх началников манастыря вашего вся сиа, еже ми еси повдал». Азъ же отвещах: «Господи архиепископе, человекъ есмь груб естеством, на сие дло не доволенъ, како добр изложити». Архиепископъ же рече: «Елико Богъ вразумит тя, напиши. Вру бо имам к началником манастыря вашего, понеже Саватие, началник вашь, старець ми был, 289 азъ у него в послушании бых немало время и вм достойна житием старца, велика и свята. Нын же благословляю тя: иди и напиши». И так, понужен бых от архиепископа, приах благословение, испросихся у него писати в манастыр и к нему привести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как похвально такое чувство усердия, основанное на другом, не менее похвальном чувстве благодарности к сим великим заступникам: ибо даже, и не читая летописи, по одному давнему устному преданию, от отца к сыну, весь наш Север еще памятует, что он обязан своим образованием и даже населением обители Соловецкой. Тогда только, пустынные места сии, как бы забытые людьми в полуночи, просияли миру, когда безвестные отшельники, Савватий и Герман, и за ними Зосима, вздумали там уединиться, и тайною своею молитвою оплодотворили пустыню, по весьма правильному изречению церковных песнопений, во славу отшельников: «слез твоих теченьми, пустыни неплодное возделал еси, и еже из глубины воздыханьми, во сто трудов оплодотворил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим». Так действенна и доселе эта молитва, и может ли быть, чтобы стекающиеся из северных пределов, в обитель Соловецкую, не приносили с собою, хотя несколько просвещения духовного в свои семейства? Не лишнее быть может, для равнодушных к священной старине, напомнить еще, что Лавра Соловецкая, как она называлась в те дни, отразила, в грустную годину Самозванцев, неоднократные нападения Шведов и через то удержала весь Север Руси в повиновении законному Царю, точно также, как и Лавра Сергиева, в сердце нашего отечества, была единственным, его оплотом. Сперва население и просвещение всего Севера, потом защита его от врагов, и доселе постоянное возбуждение в нем чувства веры, – еще ли сего недовольно? Подобно как Соловецкая обитель, на своем морском отоке, служит местом соединения для северных пределов России: так в средней ее полосе Лавра Сергиева. Не только все окрестные места, но из дальних притекают бесчисленные поклонники к великому заступнику своей родины, Преподобному Сергию. Они вместе с тем обретают в его гостеприимной обители и ежедневную трапезу для нищих, и больницу для болящих, и богадельню для увечных, и училище для сирот. Чего еще более требовать от дома молитвы? Так ли гостеприимны мирские общественные заведения?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010