Лежал он у гроба святого с третьего часа ночи до шести утра. Один же из братии, имея к нему сострадание, пришел в гробницу навестить больного. Дети же его сидели над ним. И сказал им инок: «Оставьте его и пойдите отдохните, не следует вам сидеть здесь». Сам же остался с больным и попытался завязать с ним разговор. Но тот только глаза приоткрыл и посмотрел по сторонам. Инок же показал ему на гроб преподобного, но тот только мычал в ответ, и речь его была непонятна. И ушел инок в келию, а его оставил одного. Немного спустя пришел он снова к гробнице. И, подойдя к двери, произнес молитву; больной же, сидевший внутри, ответил ему радостным голосом: «Аминь». Инок же поспешил войти – и увидел, что Никон сидит в ногах у гроба святого, в добром уме и полном здравии. И стал он расспрашивать Никона, как тот получил исцеление. Больной же ответил: «Чудотворец Зосима меня исцелил». И спросил его инок: как и каким образом? Он же рассказал: «Пришло множество бесов, и учинили страшный шум в том месте, где я лежал. И стали поднимать стену гробницы, желая меня отсюда похитить. И кричали страшными голосами. Другие же тащили меня, поддевая крючьями. И каждый хотел поглотить меня, скрежеща зубами. И услышал я голос из гроба преподобного, подзывавшего меня к себе; и сказал мне: „Приблизься ко мне и не страшись их угроз!” Я же ответил: „Не могу, господин мой, приподняться!” А он сказал: „Опирайся руками и ногами – и Бог поможет тебе”. И я с трудом встал и приполз ко гробу святого. Он же обнял меня, и посадил здесь, и сказал: „Бог помиловал тебя – за то, что ты к нам обратился; впредь не бойся их угроз и больше их не увидишь”». Пересказал Никон иноку и бесовские речи: «Когда отнял меня у них преподобный, тогда стали они винить того беса, который меня мучил и от которого избавил меня Господь по молитвам чудотворца Зосимы. „Зачем, – говорили они, – окаянный, пустил ты его сюда к противнику нашему? Разве не знаешь, сколько зла нам творит! Почему не поразил его там, и тогда не ушел бы из рук наших? Ведь был он отдан отцу нашему сатане!” Он же отвечал им: „Уж измучил я его изрядно, но не знаю, как он ускользнул от меня!”»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он же пришел на остров по совету своих соседей; и начали они строить себе дома, чтобы было где жить, и стали по озерам рыбу ловить. Преподобный же Савватий не знал об их приходе на остров, так же как и друг его Герман. Случилось же, в один воскресный день, когда рассветало, а святой пел заутреню, – когда он вышел покадить у Честного Креста, который водрузил вблизи своей келии для поклонов, услышал он возглас и громкий вопль, взывающий с мольбою. Удивился он и пришел в ужас от того вопля, и позвал Германа из келии, и сказал: «Что это? Как будто слышу вопль человеческий?» Тот же ответил: «Откуда бы мог слышаться этот голос, если здесь никто не живет, кроме нас?» И, осенив себя крестным знамением, пошли они в келию, удивляясь и говоря: «Что это было? Откуда мог быть этот крик?» И, помолившись, закончили утреню. И снова услышали возглас, еще более громкий. Тогда Герман получил от святого благословение и пошел на тот крик. Придя, нашел он женщину, лежащую и плачущую навзрыд. И спросил ее Герман о причине ее плача: «Жена, что случилось с тобой? Отчего ты плачешь и кричишь?» Она же, с многими восклицаниями, стала рассказывать ему следующее: «Господине отче! Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два грозных юноши со светлыми лицами и стали бить меня прутьями, говоря: „Уходите скорее с этого острова, ибо не дóлжно вам жить здесь! Но благоволил Бог устроить это место для жизни иноков! Вы же уходите скорее отсюда, да не погибнете здесь злою смертью ! Отныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множество монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет!” И сказав так, невидимыми стали». Герман же, услышав это, оставил ее и скорее возвратился к старцу Савватию и рассказал ему обо всем по порядку, о чем услышал. И так они узнали, что по воле Божией пребудет на том острове благодать. И с той поры никто из мирян не смел дерзнуть приблизиться к тому острову, чтобы жить там. Преподобный же, услышав от Германа (о случившемся), встав, прослезился – и с сокрушенным сердцем воздали они общую хвалу и многое благодарение Господу и Пречистой Его Матери. И жили они на том острове в непрестанных трудах и злостраданиях многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они же сказали: «Ни о чем не рассуждая, отче, иди к святителю». Блаженный же сказал: «Воля Господня да будет!» И, устремив взор к иконе Господней, молвил: «О Владыко Христе, Царю, милостив будь ко мне грешному, ибо на Тебя, Создатель, возложил упование мое от юности моей!» И сказав это, умолк. И начал готовиться к путешествию. Взял с собою некоторых из братии, чтобы идти в Новгород, и так отправились в путь. Был же путь святого благополучным – по морю, по озерам и по рекам. И в скором времени оказался он в преславном Великом Новгороде. И сообщили о нем архиепископу. И пришел преподобный Зосима к архиепископу. Святитель же благословил его и повелел сесть, и начал расспрашивать обстоятельно о Божественном Писании, и об исследованности острова, и об устроении монастыря. Блаженный же рассказал ему все о себе и о своем приходе на то место. Было же известно о нем архиепископу еще до прихода преподобного, и понял он по виду его и по уму и по образу мыслей, что это воистину «человек Божий». И рукоположил его, почтив саном священства, и совершил поставление игуменом Спасского Соловецкого монастыря. И дал его пришедшей с ним братии и сказал им: «Отныне этот отец – ваш игумен. Имейте его во образ Христов – со всяческим послушанием и повиновением!» И дал игумену Зосиме на устроение монастыря золота и серебра, церковные сосуды и ризы, и все, что необходимо в дорогу, и, благословив, отпустил их с миром. Многие же бояре города того дали в монастырь блаженного немало всякого добра, и сосудов и одежд церковных, серебра и жита. И другие давали обещания помогать его монастырю, ибо пронесся о нем слух, благодаря добродетельной его жизни, и имя его в той стране стало известно. Ведь говорит Господь: «Славящих Меня прославлю» – и «волю боящихся Его творит». Преподобный же помолился в соборной церкви Святой Софии и в прочих святых церквах, готовясь в путь; и ушел в свой монастырь, неся немало (пожертвований) для устроения церкви и нужд монастыря, – и, с Божией помощью, благополучно достиг своей обители. Старец же Герман и вся братия вышли встречать преподобного к пристани под монастырем. Он же, приветствовав их целованием во Христе, благословил всех – и вошли они в церковь святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Дьякон же сотворил ектенью за правоверных князей и за архиепископа и за всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая фраза была такою: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вторая, вот: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». И третья: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». Эти слова проникают в глубину сердца Павла Павловича и пленяют его волю в Христово послушание, – владыка Николай рассказывает с таким благоговением и решительностью, что мне становиться сладостно и тихо на сердце; хочется невольно подняться и сесть рядом за круглый столик, чтобы ловить поблизости сладкие и чудные звуки, вылетающие из уст милого и доброго дедушки, но страх нарушить красивую ночную идиллию, внезапно открывшуюся мне после непродолжительного сна, поборол во мне это желание; затаив дыхание, я продолжаю слушать увлекательный рассказ владыки, уткнувшись носом в одеяло, пахнущее ароматом ладана и хозяйственного мыла. Глава 9. Павел Павлович – И вот Павел Павлович, – продолжает свой рассказ владыка, – приезжает в своё имение и, получивши по разделу от отца своего часть имения, по которому причиталось ему 300 дворовых крепостных крестьян, всех отпускает на свободу и распродаёт свою часть имения. Деньги, вырученные с продажи, посылает на строения церквей, монастырей, на широкую помощь бедным, сиротам, вдовам и несчастным и, совершенно оставшись неимущим, с котомкою на плечах и с палкою в руках идёт, как простолюдин, пешком по святым местам: сначала в Соловецкий монастырь к преподобным Зосиме и Савватию, затем на Валаам и другие северные монастыри и святыни. Затем приходит в Почаевскую лавру и, наконец, в Киево-Печёрскую лавру, в которой и решает свою дальнейшую судьбу, подобно святому Серафиму, Саровскому чудотворцу. Из уст преподобного Досифея преподобный Серафим Саровский , как волю Божию, услышал: «Иди в Саровскую пустынь, там Господь приимет от тебя плоды». Полагаю, в таком роде нечто слышит и Павел Павлович и прямо из Киева направляется в город Таганрог и там нанимается на самую трудную и тяжёлую работу: грузчиком на морской пристани.

http://azbyka.ru/fiction/dobryj-dedushka...

Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский 2 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, — настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (— Имя Христово есть мистическая Церковь! —), воцерковляет их”[ 1 ] . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие вÎдения и, значит, — явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (— то есть Духа Святого —) и одухотворению всей твари”[ 2 ] . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” (Еккл 4:9—12). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита”[ 3 ]. Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира — Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских;  преподобных  Ефрема  и Аркадия  Новоторжских;  Трифона  и Прокопия Вятских;  Иоанна и Лонгина Яренгских,  Вассиана и Иону Пертоминских,  Авксентия и Онуфрия Вологодских,  Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Тот же, взглянув на него и увидев, как он изменился в лице, догадался, (что произошло с ним что-то необыкновенное), ибо был он мудр и опытен (благодаря) многолетним монашеским трудам и праведной жизни. И спросил его: «Что случилось, любезный? Что-нибудь приключилось с тобой или, может быть, какой-нибудь образ или видение возмутили твое сердце и душу?» И Зосима подробно рассказал ему обо всем: как увидел он тот неизреченный свет и предивную церковь . Герман же воспламенился духом и сказал: «Дерзай, любимый, ибо тебя Бог благоволил (избрать) для места этого! О том же и я тебе скажу: о том чуде, о котором и прежде рассказывал тебе, случившемся (здесь) при блаженном Савватии. Ангелы Божии прогнали с этого места рыбака, а жену его наказали прутьями. „Уходите, – сказали, – скорее отсюда, а не то умрете злою смертью ; место это на острове унаследуют иноки!” И вот спустя небольшое время ангельское пророчество должно исполниться. Ведь и сам Владыка Христос сказал: „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”. Ибо, как в древности показал Бог образ скинии Моисею в пустыне, так и тебе явил здесь предивное это видение; значит, тобой Он хочет место это устроить». Сказанное Германом укрепило блаженного Зосиму на подвиг и исполнило его дерзновения. И устремился он на подвиг, телесный и духовный: телесный – в созидании монастыря непрестанном, духовный же – в вооружении на невидимых врагов постом и молитвой. И укреплялся он от Германа, а более всего – от Бога, дающего помощь рабам своим победить супостатов. И помолились они вместе, говоря следующее: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Слово Безначального Отца, сказавший праведному Аврааму: „Выйди из земли твоей и из дома отца твоего и поселись в земле, которую Я укажу тебе, – и там скажу тебе, что подобает творить», – так и произошло. Ты изведший Иакова от Лавана – с женами и детьми и со многими животными – и давший ему обрести благодать прежде Исава, и сделавший его одним из народов в Египте! Праведного Иосифа Ты поставил царем над страстями и князем над всем Египтом и пшеницедателем для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яко исчезает дым, да исчезнут», – и вся вражия сила внезапно исчезла. Святой же, воздев руки к небу, произнес: «Боже вечный, Царь безначальный, Создатель всего мира, молю Тебя, раб Твой: Ты Царь царей и Владыка владык! Ты освободитель душ и избавитель верующих в Тебя! Ты упование труждающихся, наставник рабов и всех, надеющихся на Тебя! Ты утешение плачущих! Ты творец всех созданий и любитель всякого добра! Ты владыка и создатель всех! Ты радость и веселие святых, и жизнь вечная, и свет незаходящий! Ты источник святости и сияние славы Бога и Отца прежде всех веков! Ты спаситель мира и изобилие Святого Духа! Ты сидишь одесную Бога Отца, властвуя над живыми и мертвыми в бесконечные веки! Ты же, Господи, Пресвятой Царь, услышь меня в этот час, недостойного, молящегося Твоей благости! Не отврати лица Твоего от меня, ибо скорблю; избавь меня из уст пагубного змия, разверзающего пасть пожрать меня и живым свести во ад, и спаси от всякого коварства человекоубийцы-дьявола! Да, сохраняемый и наставляемый ополчением святых Твоих ангелов, достигну единства веры и разумения Единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И тотчас, после сих слов, вся вражия сила исчезла без следа. И с тех пор приобрел преподобный Зосима власть над нечистыми духами, и не могли они к нему никак приблизиться: ни в виде призраков, ни другими смутительными видениями своих соблазнов. И так пребывал святой безмятежно, молясь все дни и ночи, воссылая молитвы свои ко Господу. Спустя малое время обнаружился недостаток в пище; и об этом он немного поколебался в помыслах, но потом возложил упование на Господа Бога, повторяя про себя псаломское изречение: «Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя напитает во веки». И в скором времени, когда он молился в своей келии, пришли к нему два мужа, светлые образом, тянувшие за собой саночки, полные хлебов, муки и масла. Сотворили они молитву – и, получив, по обычаю, у преподобного благословение, сказали ему: «Возьми, господине отче, у нас хлебы, муку и масло и положи у себя, а мы идем на промысел в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриаршее служение в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского 21 августа 2012 г. 20:10 21 августа 2012 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе  Соловецкого ставропигиального монастыря . За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Иннокентия (Ветрова)  во епископа Мариинского и Юргинского. Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Хиротония архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского»

http://patriarchia.ru/db/text/2420735.ht...

Подписали: управляющий Соловецким монастырем архимандрит Мелхиседек; наместник иеромонах Матфей. В заседании Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета 8 января 1860 года архимандрит Сергий доложил, что «рассмотренная им рукопись «Акафист преподобным и богоносным отцам нашим Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам» в исправленном виде не представляет ничего противного Уставу духовной цензуры и может быть одобрена к напечатанию, предварительно же как сочинение, относящееся к церковному служению, акафист должен быть представлен на рассмотрение Святейшего Правительствующего Синода (при сем возвращается и прежний акафист чудотворцам Соловецким, бывший в цензуре в 1858 году)». 15 января 1860 года Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет доносил Святейшему Синоду, что акафист свв. прпп. Зосиме и Савватию мог бы быть напечатан. Святейший Синод 20 января/1 февраля 1860 года постановил: означенную рукопись препроводить к преосвященному архиепископу Таврическому Елпидифору с тем, чтобы о достоинстве оной он представил Святейшему Синоду свое заключение, что и было исполнено 6 февраля 1860 года за 463. Преосвященный Елпидифор 25 февраля 1860 года доносил Святейшему Синоду, что рассмотренная им рукопись акафиста преподобным Зосиме и Савватию «по составу и строю своему согласна с духом вероучения христианского и песнопений церковных и потому может быть дозволена к напечатанию». Синод 21 марта/11 апреля определил: «Согласно с мнением Преосвященного архиепископа Таврического и Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета рукопись под заглавием «Акафист преподобным и богоносным отцам нашим Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам, разрешить к напечатанию " ». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету послан 18 апреля 1860 года за 1570. В акафисте преподобным Зосиме и Савватию были сделаны некоторые исправления. Так, во 2-м икосе 3-е воззвание «Радуитеся, подобницы Аврааму, образом от рода и отечества преселения» исправлено на «Радуитеся, подобницы Аврааму не точию верою и упованием, но и добровольным от рода своего и дома отеческаго преселением».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010