В сентябре германцы остановлены в ходе Виленского сражения, Ставка овладевает положением и прекращает отход войск. Германское командование трезво оценивает свои силы и переходит к позиционным боям. Великое отступление завершилось: оно стоило Русской армии огромных потерь. «Всех убиенных помяни, Россия,//егда приидеши во царствие Твое», - напишет поэт Иван Савин. А вот что напишет, подводя печальные итоги отступления, историк Антон Керсновский: «В обескровленных рядах русской армии в середине сентября считалось только 870 000 бойцов - в полтора раза меньше мирного состава. Весна и лето 1915 года обошлись нам в 2 500 000 человек. Было потеряно и 2 600 орудий: 900 - в полевых боях, 1700 - в крепостях Новогеоргиевске и Ковно. Утрачены были Польша, Литва и Курляндия, потеряна вся стратегическая железнодорожная сеть. Ответственность за катастрофу ложится прежде всего на Ставку. Упорство - стратегия «Ни шагу назад!» - имело результатом отступление не на «шаг», а на целых 500 верст и с разгромом всей вооруженной силы». Потом будет медленное восстановление русской силы, победный Брусиловский прорыв, новый план Босфорского десанта (его отменит уже Февральская революция), почти гарантированная победа, о которой красочно напишет Черчилль. Но мне хочется остановиться на другом: этом трагическом и прекрасном до жути моменте, когда в августе (как это будет потом, в 1991 году) кончится одна эпоха, и начнется другая. Великое отступление завершит старую империю, а возглавивший истекающую кровью армию император вступит с ней, с солдатами: живыми и мертвыми, с праведниками, мучениками и страстотерпцами, иконами и колоколенками, с наследником, царицей и царевнами, - он вступит на Крестный путь России, по отношению к которому все эти немцы мелки, ненужны и лишни... Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Сделать еще меньше России в Европе. Сегодня вся эта политика тотально дискредитирована объективной реальностью на энергетическом рынке. И европейский подход к энергетике под неумолимым давлением реальности начинает меняться в том направлении, о котором говорит Путин. Венгрия подписала долгосрочный контракт с «Газпромом», который обеспечил ей газ по цене в несколько раз ниже, чем на бирже. Этот газ будет поставляться Венгрии в обход Украины, чтобы он гарантированно не испарился из прохудившейся трубы, не был разворован и не взорвался в дороге. «Истории успеха» СПГ-терминалов в сегодняшней Европе больше никто не рассказывает. «Зеленая энергетика» тоже вышла из моды. Все мысли о том, как сбить цену на трубопроводный газ, который и без того самый дешевый. Про стоимость энергетических альтернатив даже не говорят. Вернулись в строй виды энергии, ранее спесиво сброшенные с «корабля современности» как энергетические пережитки. Германия с энтузиазмом пытается перекупить у Китая уголь, причем российский. В Эстонии возрождается уже неоднократно похороненная энергетика горючих сланцев. Наконец, и атомная энергетика разом перестала считаться экологически вредной. Ядерное топливо теперь, наоборот, рекламируется европейцам как самое экологически чистое. Если, конечно, оно не взрывается. Собственные атомные программы разрабатывают сейчас и Польша, и Эстония. Внедрять передовую энергетику им, само собой, будут не русские, а американцы, но важен принцип. Чернобыль и Фукусиму больше всуе не поминают, «Росатом» не считается исчадием зла только за то, что строит по всему миру АЭС. Литва на этом празднике мирного атома стоит в сторонке и горько плачет. Литовская ситуация — идеальный тип того энергетического тупика, в который попала Европа. Вильнюс разменял на имиджевые фантики то, что сегодня признано по-настоящему ценным: стабильные гарантированные поставки энергии по фиксированной цене, собственные источники дешевой энергии. Все это у Литвы было в виде Игналинской АЭС, а теперь вместо этого биотопливо, «ветряки», СПГ-терминал, запредельные цены на отопление, останавливающиеся заводы и ветер в головах литовских политиков с планами выйти из энергокольца БРЭЛЛ. В будущем Европа сможет развивать свою энергетику только по тому пути, на который указал Путин.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/15/energe...

Главную роль в объединении русской православной диаспоры в межвоенные годы играла, безусловно, Русская Православная Церковь Заграницей, к которой принадлежала подавляющая часть эмигрировавших после революции в России священнослужителей и мирян. Возглавлявшаяся до 1936 г. одним из авторитетнейших и старейших по хиротонии русских иерархов – митрополитом Антонием (Храповицким) – Русская Зарубежная Церковь обладала значительным авторитетом у международного христианского сообщества, играла важную роль в определении общей церковной ситуации на Юго-Востоке Европы. Паства РПЦЗ была разбросана по всему миру. На первом Всезаграничном Соборе Русской Православной Церкви, проведенном в Сремских Карловцах в конце 1921 г., русские православные приходы мира были поделены на «округа» (Северная Америка, Япония, Китай, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Германия, Франция, Италия, Сербия, Болгария, Турция, Дальний Восток), «районы» (Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Англия, Швейцария, Чехия, Венгрия, Австрия, Румыния, Палестина, (Александрия), Греция, Бизерта) и «самостоятельные области, имеющие епархиальные управления» (Америка, Япония, Китай, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша). 23 Одним из оплотов Русской Зарубежной Церкви была русская паства в Китае, исчислявшаяся по окончании Гражданской войны в России сотнями тысяч. В 1922 году в связи с наплывом в Китай русских православных беженцев Определением Российского Заграничного Синода была образована новая Пекинская и Китайская епархия и при ней два викариатства: в Шанхае и в Тяньцзине, перенесенное позднее в Ханькоу. Европейская паства РПЦЗ проживала преимущественно в Юго-Восточной Европе: в Болгарии, Румынии, Греции, Венгрии, Чехословакии, а в основном – в Югославии. На территории этого государства в начале 1920-х гг. поселилось около 85 тыс. русских эмигрантов (правда, затем их число существенно сократилось). Они построили шесть церквей и часовен, образовали более 10 приходов, духовные братства – святого Серафима Саровского , отца Иоанна Кронштадтского , императора Николая II, святого князя Владимира, Святой Руси и др. Монахи из России проживали во многих сербских монастырях и, кроме того, образовали еще два самостоятельных – мужской в Мильково и женский в Хопово. На богословском факультете Белградского университета преподавали пять русских профессоров и обучались десятки русских студентов. Как уже отмечалось, в городе Сремски Карловцы находился руководящий орган РПЦЗ – Архиерейский Синод во главе с его председателем митрополитом Антонием (Храповицким) , которого в 1936 г. сменил митрополит Анастасий (Грибановский) . 24 Заметной осталась роль РПЦЗ в церковной жизни на Балканах даже в годы Второй мировой войны. Общин Московского Патриархата в Юго-Восточной Европе к началу Второй мировой войны практически не осталось, немного было и евлогианских приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Тверской, занимавший Владимирский стол, принял Петра враждебно и даже через своего Тверского епископа завел против Петра судебное дело с привлечением епископа представителя патриарха Вселенского. Судебный Собор оправдал Петра, но после этого, ясно, Петру не сиделось в земле Михаила. Он постоянно обходит все свои земли, в том числе Волынь и Галичину, что, по-видимому, и мирит Галицкого князя с тем, что у него нет своего митрополита. Однако Петр в Галицко-Волынском княжестве не задерживается, поскольку к тому времени Галичина уже входит в сферу влияния католической польской короны. Сближается он с Московским князем Юрием Даниловичем, защищавшим его на суде. В маленькой Москве он проживает подолгу, там же и умирает уже при Иване Калите в 1326 г., за два года до получения Иваном великокняжеского ярлыка, и при этом завещает похоронить себя в Москве. Так, став через два года держателем Владимирского великого княжения, Москва обеспечила себе символическое право стать и юридической великокняжеской столицей мощами и завещанием законного и выдающегося Митрополита всея Руси. Тем временем германские тевтонские рыцари, захватив литовско-язычную Пруссию и частично уничтожив коренных жителей, частично крестив насильно и германизировав, начали продвигаться в юго-западную Литву Жмудь. Это заставило остальных литовцев объединиться вокруг талантливого национального вождя князя Гедимина, образовав единое воинственно-агрессивное княжество, компенсировавшее свои западные потери территориальным распространением в земли бывшей Киевской Руси. В 30-х гг. XIV века Литва захватила всю Белоруссию, Киевщину и большую часть Волыни и Подолии, а Польша Галичину, западную Волынь и западную часть Подолии. В течение XIV века Литва оставалась языческой, но ее княжеский род и часть аристократии постепенно крестились в православие. Официальным языком был русско-славянский и оставался таковым почти до конца XVI века. Более 80 процентов ее населения было западнорусским по национальности и православным по вероисповеданию до самой Брестской унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   15 марта депутация Собора во главе с А. Д. Самариным вручила в Кремле наркому юстиции Курскому декларацию Собора по поводу декрета об отделении Церкви от государства, в которой говорилось, что «религиозное успокоение ста миллионов православного русского населения, без сомнения, необходимое для государственного блага, может быть достигнуто не иначе, как отменой всех распоряжений, посягающих на жизнь и свободу народной веры». Представитель Совнаркома Елизаров признал, что в декрете есть неточные и ошибочные формулировки, которые можно исправить или устранить. Бонч-Бруевич обещал, что зарегистрированные церковные общины получат право владеть имуществом. Но уверение в том, что гражданская власть относится к православной Церкви благожетально, обнадежило лишь профессоров Кузнецова и Малыгина, участвовавших в переговорах с церковной стороны.    В феврале под председательством Патриарха Тихона состоялось соединенное Присутствие Синода и Высшего церковного совета, в котором участвовали все находившиеся тогда в Москве члены высших органов церковной власти: митрополиты Агафангел, Арсений, Сергий, архиепископ Гродненский Михаил, протопресвитер Н. Любимов, протоиерей А. Станиславский, профессора С. Н. Булгаков и И. М. Громогласов, князь Е. Н. Трубецкой, А. Г. Кулешов, управляющий канцелярией Священного Синода П. В. Гурьев и его помощник С. Г. Рункевич. Соединенное Присутствие вынесло специальное постановление о действиях пастырей и мирян в защиту Православной Церкви.    Святейший Патриарх Тихон издал два новых послания, в которых, как и в прежних своих первосвятительских обращениях к всероссийской пастве, выразил скорбь о бедствиях родной страны, предостерег о грозящей ей смертельной опасности. В первом послании Патриарх Тихон призвал православный народ к прекращению междоусобной брани, и осудил замыслы новых правителей капитулировать перед Германией. 3 марта в Брест-Литовске советская делегация подписала мирный договор с Германией, согласившись принять все условия ультиматума: от России отторгались Польша, Финляндия, Балтийский край, Литва, часть Белоруссии, Украина, Крым, Грузия; города Батум, Карс, Ардаган передавались Турции, Россия теряла свои промышленные и культурные центры, лишалась обороноспособных рубежей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Традиционный подход, являющийся в тоже время и более демократичным, используется в таких странах, как Бельгия, Германия, Греция, Великобритания, Ирландия, Испания, Италия, Польша, Румыния, Литва, Эстония. Например, в Германии обязательность религиозного образования и воспитания закреплена Основным законом страны, а в Конституции Баварии высшими целями образования объявляются «почитание Бога, уважение религиозных убеждений и человеческого достоинства, воспитание сдержанности, чувства ответственности». В Германии существуют государственные конфессиональные школы, где обучаются дети католического либо лютеранского вероисповедования и преподавание в которых ведется в соответствии с принципами каждой из религиозных общин, и неконфессиональные, где учатся дети различных конфессий и религий. Даже в последних дети могут по выбору изучать основы знаний о религиях, к которым они принадлежат. При этом отказ от посещения религиозного курса в школах второго типа производится путем подачи соответствующего письменного заявления от родителей. Следует отметить, что немецкое законодательство в понятие «религиозное образование» включает как преподавание культурологических дисциплин, так и катехизических курсов. Вопрос обучения религии в школе в большинстве европейских стран решен положительно. Приобщение к религиозному наследию происходит как с культурологических позиций, так и с катехизических. Думаю, что опыт европейских стран мог бы послужить хорошим примером и для России, где дискуссия о формах присутствия религиозных знаний в школе еще далека от завершения. Наши требования намного скромнее тех прав, коими обладают религиозные общины Европы в области образования. Русская Церковь не ставит вопроса о введении катехизических курсов в школах. Но мы также не можем согласиться с идеей введения обязательного общего религиоведческого предмета, предлагающего изложение сведений обо всех основных религиях России и мира с позиции равноудаленности и отстраненности. Иногда высказываются опасения, что дифференцированное преподавание духовно-нравственных предметов может привести к разделению учеников по религиозному признаку. Я не согласен с этой точкой зрения. Напротив, именно углубленное изучение собственной духовной традиции является условием успешного формирования целостной личности, способной полноценно участвовать в межкультурном диалоге, столь востребованном сегодня. Углубленное опытно-эмоциональное, а не отстраненно индифферентное постижение своей религиозной традиции позволит молодому поколению намного легче понимать чувства людей, исповедующих другую религию или придерживающихся иных убеждений. Кроме того, опыт России показывает, что активная роль религии в жизни страны помогла нашим предкам преодолеть исторические трудности, построить государство, объединившее множество мирно уживающихся народов и религий, создать всемирно признанную великую русскую культуру.

http://patriarchia.ru/db/text/358320.htm...

Первые действия иезуитов были блестящими. В Литве первыми жертвами их сделались знатнейшие фамилии Ходкевичей, Радзивилов, Сапег. Ходкевичи были знатной и уважаемой фамилией в Литве. Военное поприще, поле сражения, было, можно сказать, их призванием. Они не заискивали в королях и великих князьях и не блистали при дворе. Какая-то величавость и даже суровость отличает членов этой фамилии. Они оставались верными православию, когда все вокруг них изменяло старой вере отцов. Александр Иванович Ходкевич, маршалок великого княжества Литовского, основывает в Блудовских лесах Супрасльский монастырь и сносится с константинопольским патриархом. Сыновья его Иероним, Юрий воевода троцкий и Григорий, великий гетман литовский, шли по следам своего отца. Григорий Александрович Ходкевич завел типографию в Заблудове для печатания книг духовного содержания. Но сын Иеронима, знаменитый Ян Иеронимович, маршалок великий литовский, староста жмудский, увлекшись нововерием, совратился в кальвинство и был покровителем последователей этого исповедания. Иезуит Варшевицкий направил на него свои ковы и возвратил его к правоверию. Другим значительным приобретением иезуитов был совращенный из православия воевода виленский, канцлер и великий гетман литовский, Лев Сапега. Печальный пример перехода в латинство дал уже Иван Сапега († 1519), воевода витебский и канцлер литовский, отправленный потом в Рим и принявший там около 1514 г. на 84 году жизни католичество. 159 Из четырех сыновей его, последовал за ним только младший Павел, воевода новогрудский († 1580); прочие остались верными православию. Но с изменой Льва Сапеги, пользовавшегося чрезвычайным влиянием в Польше и Литве, и увлекаемые честолюбием, члены этой фамилии один за другим начали переходить в латинство. Впрочем, сделавшись католиком, Лев Сапега еще сохранил ясный взгляд своего прежнего исповедания и всегда честно относился к разноверцам. – Сын Льва, Станислав, великий маршал литовский, возведен в княжеское достоинство Германской империи, а двоюродный брат, Николай, воевода минский и витебский, получил графский титул.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Но самой важной и дорогой победой иезуитов было приобретение семейства покровителя кальвинистов, Николая Радзивила Черного. Все четыре сына его, Николай, Юрий, Альберт и Станислав, были воспитаны в реформатском исповедании. Старший, Николай Сиротка, после виленской академии послан был отцом в лейпцигскую, к самому источнику протестантства, откуда и возвратился реформатом. Но увлечение его продолжалось недолго. Иезуиты напомнили ему, что он родился в католической вере и крещен по ее обряду (отец его совратился в кальвинство вскоре после рождения Николая). Небольшого труда стоила этим борцам победа над впечатлительным юношей. Вскоре по возвращении на родину, он был уже католиком. Сирота после отца, любимец при дворе, где он напоминал королю его минувшее счастье с любимой супругой Варварой Радзивилянкой, он очень быстро поднялся по иерархической лестнице: при жизни короля – дяди, имея не более 22-х лет от роду, он был уже маршалом надворным литовским, а по смерти короля он, вместе с дядей, Николаем Радзивилом Рыжим, воеводой виленским, и Яном Ходкевичем, был на сеймах представителем и защитником интересов Литвы, которую любил с горячностью самого искреннего патриота. При избрании Генриха Валуа на польский престол, он был послом во Франции. В 1582–1584 гг. он совершил путешествие в Иерусалим к Гробу Господню и сам описал это путешествие (в письмах). Братья его, один за другим, также перешли в латинство. – Князь Юрий был, после Протасевича, виленским епископом, потом краковским и кардиналом, и фанатически преследовал диссидентов; в 1590 г. был послом к германскому императору Рудольфу II-мy; присутствовал на конклавах при избрании пап Иннокентия IX и Климента VIII; умер в 1600 г. – Князь Альберт, великий маршалок великого княжества Литовского, был в 1581 г. послом в Москву и содействовал возведению Сигизмунда III на польский престол; умер 1592 г. – Князь Станислав, также великий маршал литовский, покровитель виленской академии, умер в 1599 году. Станислав Карнковский, куявский епископ, впоследствии примас королевства, говорил, что фамилия Радзивилов нанесла католицизму жесточайшую рану, но доставила ему и самое действительное лекарство. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Со смертью Казимира Великого († 1370 г.) пресеклась династия Пястов. Только патриархальными взглядами и обычаями времени можно объяснить то, что польскую великокняжескую корону получил племянник его, сын сестры Казимира, Елизаветы, венгерский король Лудовик 51 по предварительному соглашению с ним Казимира. Лудовик жил в Венгрии, а Польшей управлял посредством наместников, приласкивая за это шляхту разными привиллегиями. Галицкую землю он отдал во владение племяннику своему онемечившемуся силезско-польскому князю из рода Пястов, Владиславу Опольскому. 52 В Галицкой Руси пошло большое движение, направленное против нового князя и заводимых им новых порядков. Владислав был чужестранцем и латинской веры, и важнейшие должности отдавал иностранцам католикам. Литовские князья поддерживали галицких русских в их стремлениях. Владислав в 1372 г. торжественно въехал во Львов, назвав его своей столицей; но убедившись, что, по причине литовских набегов, невозможно удержать спокойно шаткое русское владычество (mobile regnum Russiae), отдал оное в 1379 г. обратно королю венгерскому и польскому Лудовику, а взамен его получил княжества Добрыньское, Гневковское или Иновроцлавское и Бидгощское (в Великой Польше), причем Лудовик наименовал его своим наместником в Польше и поручил ему управление оной. 53 Лудовик († 1382 г.), также, как и Казимир Великий, не имел сыновей. Но польская шляхта, получившая от него много привилегий, согласилась признать наследницей престола одну из двух его дочерей. Старшая дочь его, Мария, вышла замуж за курфюрста бранденбургского, сына императора Карла VI, Сигизмунда, того самого, который потом (1411–1437 г.) был германским императором и созвал констанцский собор, осудивший на сожжение Гусса и возжегший страшные гусситские войны. Но Сигизмунд не полюбился полякам. Отклонив его, они избрали на польский престол другую дочь Лудовика, тринадцатилетнюю Ядвигу. Но это избрание было причиной многих междоусобий, так как Венгры не хотели потерять Польши и, кроме того, на польский престол заявлял право Земовит, князь мазовецкий из дома Пястов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Польша, Литва… В определенные исторические моменты Коложская церковь в буквальном смысле слова становилась православным рубежом… Недаром сегодня рядом с храмом стоят два памятника: белорусам – участникам Грюнвальдской битвы 1410 года, в которой был разбит Тевтонский орден и защитнику города от крестоносцев Давиду Гродненскому. Памятник защитнику города от крестоносцев воеводе Давиду Гродненскому от благодарных потомков. Фото: Сергей Милов Однако сильнее всего Коложская церковь пострадала гораздо позже – в XIX веке. И совсем не от войн. В ночь на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены вместе с потолочными перекрытиями обрушились в Неман. Позже, в 1864 и 1889 годах, оползни повторились. Фото: Сергей Милов И, тем не менее, храм сохранился, в т.ч. и благодаря укреплению берега. А вместо рухнувшей в Неман каменной части церкви возвели легкий деревянный каркас. В таком виде храм сохранился и до наших дней. Фото: Сергей Милов Ну, а со стороны обрыва, с которого храм несколько раз сползал в Неман, теперь обустроена небольшая смотровая площадка. Вид со смотровой площадки у церкви. Фото: Сергей Милов Советские годы Коложская церковь пережила более-менее спокойно, т.к. с 1948 года входила в состав историко-археологического музея, а с 1967-го – в состав аналогичного заповедника. При этом службы в ней не совершались. Фото: Сергей Милов Отчасти музейное пространство в церкви есть и сегодня, т.к. в ней представлены фрагменты исторической мозаики и прочего наследия. Фото: Сергей Милов Однако сегодня Коложская церковь не просто уникальный памятник, музей, но и полноценный действующий храм – с богослужениями, Таинствами, своей воскресной школой и домовым храмом. Фото: Сергей Милов Главной святыней церкви является единственный исторический список чудотворной Коложской иконы Божией Матери. Оригинал, к сожалению, храм утратил в годы Первой мировой войны. А вот уникальный список для церкви удалось выкупить на антикварном аукционе в Германии. Сегодня икона расположена в специальном резном киоте у северной стены храма.

http://foma.ru/kolozhskij-rubezh-chto-pe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010