«Кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней». ( 1Кор.11:27 ). Итак, не предадим врагам тайны Христовой, не прострем Спасителю лобзания как Иуда, но, как разбойник, исповедуем: «помяни нас, Господи, во Царствии твоем». Разбойник, терпя на кресте казнь, уразумел невинные страдания Спасителя и искренно признал Его Господом. Нам ли не уразуметь и не исповедать от полноты сердца, что Иисус Христос есть Господь, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешных спасти, из которых мы первые, – когда наше исповедание торжествует века и тысячелетия, когда истины Евангелия просвещают и питают всю вселенную? Нам ли не верить, что мы приступаем к истинному телу и истинной крови Христовой, сокрытым под видом хлеба и вина, когда мы знаем, что никто из верующих не посрамился от своей веры. «Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его и был оставлен?» ( Сир.2:10 ). Напротив, очень многие обратились от неверия к Евангелию, как от заблуждения и болезни к спасению своей души. «Где комната, в которой бы Мне, есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте». ( Лк.22:11–12 ). Так говорил Господь Своим ученикам, посылая их приготовить достойное мсто для совершения пасхи. То же самое говорит он и теперь причастникам Своей плоти и крови, внушая, что большими, постланными, т. е. убранными горницами для совершения Его вечери должны быть они сами – собственное их сердце; ибо все приступающие к сему таинству суть ученики Господа и готовые обители для совершения в них вечней, спасительной пасхи; все они предстоят божественной трапезе и желают ее причаститься; все они произносят: верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси во истину Христос, Сын Бога живаго; еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое, и сия есть самая честная кровь твоя, Итак, участники в Христовой вечери должны отринуть пустые помыслы страстного и своекорыстного разума, делающие нас не обителями чистоты и святости, а жилищами скверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Литургия Великой Субботы, конечно, запоминается торжественными входами, малым и великим, вокруг Плащаницы свидетельством реальности происходящего здесь и сейчас. Еще памятны многочисленные (всего их 15) чтения паремий живые образы Божиих побед, совершившихся схождением к смерти и воскресением к жизни 5 . Апостол дня свидетельствует о соединении со Христом крестившихся приобщением Его смерти и воскресению. По окончании апостольского чтения по пении «Воскресни, Боже, суди земли» переоблачение храма и священнослужителей «в светлейший чин». Князь мира судом Христовым изгоняется вон, а мы узнаем из Святого Евангелия, как бы первые и как бы в первый раз о воскресении, о вечной жизни, открывшейся миру Великой Жертвой. В благоговейном трепете слушаем песнь Величайшего Дня в году: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…» Причащаемся священной Снеди Тела Преломленного и Крови Излиянной за жизнь мира… И в Субботу умолкаем по заповеди… Примечания: 1  Эти слова из письма детям заключенной в тюрьме исповедницы Хионии Архангельской (см. книгу игумена Дамаскина (Орловского) о новомучениках Российских, том 5). 2 В. Н. Ильин так толкует поступок кающейся женщины: «Грешница покрывает лобзанием те ноги, которые будут пронзены гвоздями, жестокими и беспощадными, как ее грехи. Прощает Тот, Кто острие вечных последствий греха, готовых пасть на виновного, заслоняет Своим собственным безгрешным и не знающим скверны телом. Чистоту Свою отдает грешнику, а взамен берет его страдания. Вот что значит текст пророка: «наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 )». 3 Пророческий дар, не отошедший от Ветхозаветной Церкви до того, как разодралась завеса храма, проявится и при Распятии, когда священники будут в злобе кричать (как свидетельство и молитву Яхве): «Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:43 ). По этим словам (!) и совершится воскресение Христово.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica-shap...

Любовь человеческая Все наши чувства поглощены одним благоговейным изумлением перед этим превышающим наше понимание делом Божиим, в котором так ярко и очевидно явлена превосходящая разумение любовь Христова. Но любовь человеческая нам видна слишком хорошо, и она тоже достойна изумления. 13 апреля, 2012 Все наши чувства поглощены одним благоговейным изумлением перед этим превышающим наше понимание делом Божиим, в котором так ярко и очевидно явлена превосходящая разумение любовь Христова. Но любовь человеческая нам видна слишком хорошо, и она тоже достойна изумления. Страстная седмица . Единственное время в году, когда мы забываем себя, свои долги и свои просьбы. В церковных песнопениях Страстных служб с четверга по субботу вы не встретите никакого упоминания о нас грешных, о наших покалеченных душах, о наших прошениях. Всё поглощено созерцанием Христа. На Нём одном сосредоточено наше зрение. Поэтому для внимательного христианина опыт этих дней есть школа жизни во Христе и жизни Христом, что является единственно правильным и нормальным состоянием христианина. Два скорбных и ужасающих действия — путь на Голгофу и шествие в пещеру погребения — были предметом нашего созерцания в эти дни. Таково свойство богослужения: оно делает нас участниками тех далеких и страшных событий. В Гефсиманском саду глаза слепли от факелов, юноша в покрывале скрывался между деревьями, Пётр грелся у костра и вздрагивал от петушиного крика. Мы заглядывали в окна к Пилату, удивлялись многоголосому рёву толпы, жёны Иерусалима рыдали над избитым Страдальцем, разбойник получил прощение за последнюю любовь, доверенную Святому… Два старика и убитые горем женщины нашли последний приют Бездомному. Роспись стен Храма Гроба Господня Как ярко видны лица современников Христа, но как-то таинственно скрывается Он Сам, остаётся недоступным этому созерцанию. Не это ли предрекал святой Исаия: как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали (Ис 52:14–15).

http://pravmir.ru/lyubov-chelovecheskaya...

Мы должны увидеть событие сердцем, потому что если человек не воспринял что-то сердцем, не прочувствовал, значит, он в это и не верит. Если человек сердцем не принимает каких-то слов, значит, он не согласен с ними. Если человек не чувствует любви к другому человеку сердцем, значит, он и вовсе ее не чувствует. Воззрим сердцем на чудо воскрешения праведного Лазаря и с сердечным ликованием встретим Господа Иисуса Христа, как будто присутствуя при Его входе в Иерусалим: Осанна в Вышних, благословен грядый во имя Господне! Аминь. Страстная седмица О духовном и телесном служении Богу (Великая среда) Незадолго перед Своими страданиями Господь возлежал за трапезой в Вифании, в доме Симона прокаженного ( Мф.26:6 ).  В древности за трапезой не сидели, а лежали: ложа были расположены вокруг стола, изголовьями к нему, человек полулежал на левом боку, левой рукой облокачивался на подушку, а правой ел. Именно так Спаситель возлежал в Вифании в доме Симона, который, как можно предположить, был одним из исцеленных Господом больных проказой. Эта болезнь и в наше время практически неизлечима, а тогда была совершенно неисцелима, и только чудесным образом человек мог быть избавлен от нее. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову ( Мф.26:7 ). Миро – это благоухающая жидкость, приготовляемая из елея и вкладываемых в него более двадцати благовонных трав. Оно варится чрезвычайно медленно, и благоухание от него очень стойкое. Церковь употребляет миро для Таинства Миропомазания, которое и получило от него свое название, и для его варения мы берем древние рецепты (правда, в церковном Таинстве миро становится действенным не само по себе, но низводит благодать, будучи освященным особыми молитвами и священнодействиями). И вот женщина взяла это благовоние, приступила к Спасителю и начала возливать Ему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим ( Мф.26:8–9 ). Наученные Господом милосердию, апостолы не желали никакой роскоши, избегали ее, поскольку видели, что Спаситель был прост в поведении, а также соблюдал простоту в одежде, в пище и вообще в быту. Хотя, казалось бы, как царь – а они верили, что Господь является царем, – Он должен был требовать Себе царских почестей от людей, особой одежды и пищи, но Господь вел Себя чрезвычайно просто, смиренно и был, как Сам Он о Себе сказал, для всех слугой и рабом (см. Мк.10:45 ; Лк.22:27 ). Привыкнув к этому, ученики подумали по-человечески: такая трата денег напрасна, это миро можно было бы продать, а деньги раздать нищим. Однако в данном случае их мысль была совершенно неуместной.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Мы шли к этому празднику сорокадневным постом. Зима прошла — весеннее ликование, Божия весна, ветер Пасхи дует нам в лица. «Пришел час, — говорит Господь, — прославиться Сыну Человеческому», но прославление Его будет через смерть. Так написано, и так подобает пострадать Христу и войти в славу Свою. Крест становится скипетром царским силы Христовой, оружием победы, знамением спасения, поклонением всех царств, славою всех народов. Мы стоим в храме с цветущими вербами и горящими свечами, и все человечество стоит во Святом Граде, приветствуя торжественно входящего в Иерусалим Царя Славы, постилая перед Ним свои одежды. Для иудейских властей, которые ненавидят Его, Он — вне закона, и ничто не может поколебать их решимости убить Его. Все это знают, неужели этого не знает Господь? Он, Который всею жизнью Своей, начиная с рождения, с бегства в Египет, учит нас рассудительности и осторожности, идет сегодня в самую середину опасности, чтобы быть увиденным всеми, ибо пришел час Его. И это есть восхождение всепревозмогающей любви, и это есть призыв любви ко всем, кто видит Его, прежде конца. И для всех нас сегодня пришел этот час. «Царство Мое не от мира сего, — говорит Господь, — если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» ( Ин. 18, 36). Не идея, не символ, не славное прошлое, не земное великое будущее — а Тот, Кто живой, Кто живет в твоем сердце. И от избытка сердца говорят уста: «Осанна в вышних! Господи, спаси же! Мы погибаем! Благословен Грядый во имя Господне!» Даже тех, кто ждет от Него только земной победы, не оставляет Господь. Он Кровь Свою любовью прольет за этот народ, прежде чем отделить Себя от этого народа. Среди всех этих рук, поднятых в приветствии, какая рука поднимется, чтобы ударить Его? Среди рук, которые бросают цветы, какая из них бросит в Него камень? Среди этих криков радости, какие из них станут криками, требующими Его смерти? Как на Тайной Вечери молится, восходя к смерти, Господь: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» ( Ин. 17, 24). Свидетели славы Его сегодня, будут ли они мучениками завтра? Как следовать за Агнцем всюду, говорит святой Димитрий Ростовский, не будучи самому агнцем? Скоро у Церкви будет своя Страстная Седмица, и не избежать из нас никому страстных своих дней.

http://pravoslavie.ru/61123.html

На вершине горы Елеонской Господь, разъясняя свв. апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии, и даже до края земли». Сказавши это, Спаситель поднял Свои Божественные руки и благословил Своих учеников. «И бысть егда благословляше их 418 , отступи от них, и возношашеся на небо». Апостолы благоговейно поклонились благословлявшему их Господу, и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако скрыло Его от взоров их. Но Господь не умедлил утешить учеников Своих в столь неожиданном и прискорбном для них разлучении. Тотчас явились апостолам два мужа в белых одеждах. Это были Ангелы, которых вознесшийся Спаситель, как Господь и Владыка ангелов, послал на землю к апостолам. Ангелы сказали им: «мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо». Услышав от ангелов столь утешительную весть, апостолы, преисполненные глубочайшей радости, оставили Елеон и возвратились в Иерусалим. Столь славно было видимое вознесение Иисуса Христа на небо, о котором повествуют нам Божественные ученики Его, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его к Отцу Своему, в вечное Божественное царство, как это и изображается в церковных песнопениях настоящего дня, сообразно с предсказанием ветхозаветных пророков. – Возносившегося Господа ангелы с трубным гласом сретали и сопровождали ( Пс.46:6 ). Дух Святой повелевав небесным Силам отверзть Искупителю врата вечного царства славы: «возмите врата, князи (верхи) ваша, возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 ). И Спаситель наш, «восшед на небеса, отонудуже и сошел», как Сын Божий, Единосущный Богу Отцу, восприял ту Божественную славу, которую имел у Отца прежде бытия мира; восшед на небеса, как Сын человеческий, превознесши в лице Своем человечество «превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства» ( Еф.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Надо знать и то, что если говорится, что Отец научает кого-либо тайне о Христе, то Он будет —28— действовать в этом не один, но совершит это чрез Сына как чрез собственную Премудрость, ибо следует разуметь так, что откровение разумения в ком-либо будет от Отца не без Премудрости, а Премудрость Отца есть Сын. Итак, чрез собственного Сына, как чрез премудрость, Отец будет совершать откровение в достойных. И вообще сказать и совершенно истинно, не погрешит тот, кто будет говорить, что все действия Бога и Отца или желания суть – и всей Святой Троицы, одинаково и Самого Сына и Святого Духа. Вот по сей-то, как думаю, причине, когда говорится, что Бог и Отец открывает Своего Сына и призывает к Нему способнейших веровать, то и Сам Сын оказывается совершающим это и равно и Святой Дух. Так блаженному Петру, благодерзновенно исповедовавшему веру в Спасителя, Он говорит: «блажен ты, Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе, но Отец Мой (сущий) на небесах» ( Мф.16:17 ). В других случаях Он оказывается совершающим это Сам. Так Павел с великим торжеством говорит о себе, возвещая тайну Христову: «ибо не от человека принял его (благовестие) или научился, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:12 ). Так и премудрый Иоанн пишет в послании: «и вы помазание, что приняли от Него, пребывает в вас, и нужды не имеете, чтобы кто учил вас, но как Его помазание учит вас о всем» ( 1Ин.2:27 ). И сам Спаситель говорит в одном месте как об Утешителе, то есть Духе: «еще многое имею говорить вам, но не можете вмещать (сносить) теперь: когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас в истине всякой, ибо говорить будет не от Себя, но что слышит, (то) —29— говорить будет и грядущее (будущее) возвестит вам» ( Ин.16:12–14 ). Будучи Духом истины, Он будет световодствовать тех, в ком будет находиться, и руководствовать к восприятию истины. И это говорим мы, не желая разделять друг от друга и совершенно отдельно представлять Отца от Сына или Сына от Отца, равно и Духа Святого от Отца и Сына: но, если действительно одно есть божество и проповедуется как созерцаемое во святой и единосущной Троице, то усвояемое Каждому (лицу божества) и считающееся особо Ему принадлежащим мы определяем как намерения и действия всего Божества. Это потому, что божественная и нераздельная Природа должна действовать нераздельно чрез саму себя, поскольку это касается единства божества, хотя и существует самоипостасно каждое из Лиц, ибо Отец есть то, что Он есть, и Сын так же, и Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настал день тот, когда сыновья Иова и дочери его [ели] и пили (вино) в доме брата своего старшего. И вот, вестник пришел к Иову и сказал ему: пары волов пахали, и ослицы паслись возле них; и, придя, грабители захватили их, и отроков убили острием меча; а я один, спасшись, пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: “Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: “Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: “Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе. Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей, (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал: “Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!” Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов, даже устами своими, и не произнес безрассудного о Боге.    Иов 1:13–22 И абие, Да исправится молитва моя: И тотчас, Да направится молитва моя: Евангелие от Матфея зачало 102 Рече Господь Своим учеником: о дни и часе пришествия Сына Человеческаго никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един. Якоже бо бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода, и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Неблагодарные иудеи сначала восхваляли Тебя, Христа Бога, с ветвями в руках, а потом с оружием в руках схватили... Иудеи ждали мессию, могущественного монарха, самодержца, перед которым они могли бы рабски склониться. Ему – Создателю вселенной – ничего не стоило, если бы Он захотел, не только стать властителем Иудеи, но и подчинить Себе всю Римскую империю. Но то, что велико в глазах людей, ничтожно перед Богом. Иисус отверг искушение земного владычества в самом начале Своего пути, когда диавол искушал Его в пустыне, предлагая Ему все царства мира (см.: Мф. 4:8–10 ). Вместо земных царств Иисус взыскал одного – сердца человеческого, которое Он покорил не силой и могуществом, но кротостью и смирением. Иисусу нужны не рабы, но свободные сыны, которые избрали Его своим Царем потому, что полюбили Его, а не потому, что Он сумел подчинить их Своей власти. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими – свободными и богоподобными. И в этом усыновлении людей Богу, в этом призвании к богоуподоблению и обожению – величайшая тайна Боговоплощения. Иудеи не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном Престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:20–21 ). Царство Божие приходит не «приметным образом», но таинственно и тихо и наполняет собою сердце человека. Христос приходит к каждому христианину с той же кротостью и смирением, с какими Он вошел в Иерусалим. Он покоряет людей не силой и могуществом, но смирением и любовью, и люди выходят навстречу Ему с зажженными свечами и ветвями вербы, символизирующими пальмовые ветви. И в этой встрече людей с Господом – величайшая победа, которая когда-либо была одержана. Страстная седмица

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но вот настал день, когда вся слава, все восхищение, вся благодарность собрались воедино, и как бы хлынули из берегов. Это – вход Господень в Иерусалим. В этот день «весь город пришел в движение, и говорили: кто Сей»? Господь въезжал в город, сидя на молодом осле. А множество «народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Другие же «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»! Мало того: даже «из уст младенцев и грудных детей» раздавалась хвала. В этот день и Святым Духом, и людьми торжественно провозглашалась справедливая оценка земных трудов Господа Иисуса Христа. Его земная жизнь достигла вершины славы, вершины успеха. Завтра она уже перевалит за этот пик, и будет стремительно падать, пока не достигнет страстной пятницы. То, что накапливалось три года, расточится за несколько дней. А пока – с какой надеждой переживают ученики славу своего Учителя! Какие планы строят на будущее! Но вскоре и они в страхе разбегутся и оставят Его одного и перед судом, и на кресте. Но именно эти последние, скорбные и бесславные дни окажутся несравненно более великими. Вглядываясь в эти дни, Господь говорит: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ). Так, и в жизни каждого человека время заката несравненно важнее. Все, что мы в расцвете творческих сил даем людям, – все это Господь мог бы дать и через кого-то другого. Он даже и из камней мог бы создать детей Аврааму ( Мф.3:9 ). Но вот нести крест своего одиночества, бессилия и болезней может только сам человек, и никто за него этого сделать не может. Поэтому пик своего торжества мы должны переживать с величайшим смирением, с ощущением непрочности, зыбкости человеческой славы. А вот начала своего страстного времени мы должны ждать с надеждой истинного блага, истинного торжества и победы, которых уже никто не разрушит и не отнимет. Когда приближается страстная седмица нашей жизни, мы должны смотреть вперед, как смотришь вперед в юности: с радостным замиранием сердца. Все – впереди. Вся жизнь, еще неизведанная, но такая заманчивая и полная счастья! Ведь сколько уже лет мы в церкви, сколько уже мы пережили Великих постов, и должны же мы, наконец, убедиться, что за страстной седмицей всегда и неизбежно следует Пасха, Светлое Христово Воскресение!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010