а) Посмотри на терпение Спасителя! Он претерпевал невыразимые мучения — « взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня » (Плач. Иер. 1:12). Он все перенес с терпением. Его терпение должно и тебя побуждать к терпению в страданиях и преданности воле Божьей. С какой радостью страдали христианские мученики? Как многие уже христиане молили Бога об усилении своих страданий? Как облегчает молитва: «Отче, не Моя воля, но Твоя да будет!» б) Посмотри на оскорбления, наносимые Спасителю! Он терпел их незаслуженно и не воздавал ничем своим врагам. Оскорбления еще более усиливают страдания. Не спрашивай, когда тебя оскорбляют и преследуют: «что я сделал худого?» спроси: «что сделал Тот, которого распяли на кресте?» в) Посмотри на невинность Спасителя! Мы всегда страдаем по нашей вине и достойно несем заслуженную нами кару. Если мы серьезно подумаем об этом, то наши страдания значительно утратят силу своей остроты. г) Посмотри на славный конец страданий Спасителя! За страстной пятницей последовала пасха и вознесение на небо; к тому же ведут и нас наши страдания, a это — величайшее утешение. О Спасителе по истине можно сказать: « Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни » (Ис. 53:4). Взирайте « на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление » (Евр. 12:2). При всех своих страданиях будем думать о конце, о свидании с Христом, о мире — по отношению к себе! 2. Все страсти. Под крестом, когда Спаситель истекал от крови, умолкли страсти Его врагов. Если христианин действительно представляет себя под голгофским крестом, то и его страсти побеждаются и умолкают. а) Умолкает гнев. Как Спаситель был спокоен на кресте? Не должны ли мы побеждать гневные движения?! б) Умолкает ненависть. Должны ли люди ради мелких недоразумений и ничтожных вещей, дышать ненавистью друг к другу, когда Спаситель молился за Своих распинателей? Кто таит в себе ненависть, пусть не взирает на Христов крест, не приближается к Христову гробу!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

А что он ценил узы высоко, послушай, как он везде в посланиях ставит их выше всего прочего. Так он говорит: " я, Павел, сделался узником Иисуса Христа " (Еф.3:1); и еще: " обложен я этими узами, но для слова Божия нет уз " (Деян.28:20; 2Тим.2:9); и еще: " даже до уз, как злодей " (2Тим. 2:9). Смотри: не только " до уз " , говорит, но и прибавляет: " как злодей " , возвышая этим славу уз. Сугубое страдание, и оттого, что был связан, и оттого, что – как злодей! Если бы он был связан за доброе дело, то это доставляло бы некоторое утеше­ние; а теперь связан, как злодей и как уличенный в тяж­ких преступлениях; но, не смотря на то, он нисколько не за­ботился об этом. Такова душа, окрыленная небесною любовью! Если питающие в себе постыдную любовь не считают ничего важным и ценным, но у них признается славным и цен­ным только то, что служит к удовлетворению их страсти, и предмет их любви составляет для них все, то тем более объятые этою любовью ничего не считают ценнее. Не удиви­тельно, если мы не понимаем этих слов: мы так еще не­опытны в любомудрии! Подлинно, кто объят огнем Христо­вым, тот делается таким, каким был бы человек, если бы он жил один только на земле: так мало он заботится о славе и бесславии! Как человек, живущий один только на земле, не заботился бы ни о чем, так и он не заботится ни о чем. Искушения, наказания, узы он презирает так, как бы претерпевал их в чужом теле, или как бы имел тело адамантовое; а удовольствиям жизни посмевается и бывает так к ним нечувствителен, как мы к телам мертвых, или сами будучи мертвыми. Он так далек от того, чтобы предаться какой-нибудь страсти, как очищенное огнем золото бывает непричастно грязи: как мухи отлетают от огня, что­бы не попасть в него, так и к нему страсти не смеют даже и приблизиться. Хотел бы я привести на это примеры из среды нас самих; но так как мы не в состоянии предста­вить их, то необходимо обратиться к тому же Павлу. Смотри, каков он был в отношении ко всему миру. " Для меня мир распят " , говорит он, " и я для мира " (Гал.6:14), т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Вещество страстей, будучи изнуряемо божественным огнем, потребляется; а по мере того, как вещество искореняется, и душа очищается, отходят и страсти.» «Вот значение бесстрастия, по указанию «Лествицы» в слове 29-м.» «Бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела.» «Воскресением души должно называть изшествие из ветхости, именно когда произойдет новый человек, в котором нет ничего от ветхого человека, по сказанному: и дам вам сердце ново и дух нов (Иезек. 36:26).» «Это полное и между тем всегда возрастающее совершенство совершившихся о Господе так освящает ум и восхищает его от вещества, что часто от жизни в теле исступлением возносит на небо к видению.» «Бесстрастие показал апостол, написав: ум Господень имамы ( 1Кор. 2:16 ). Бесстрастие показал и тот сирианин-подвижник, который взывал: «ослаби ми волны благодати Твоея!» «Бесстрастный ко всем предметам, возбуждающим и питающим страсти, стал нечувствителен так, что они никакого действия на него не производят, хотя находятся пред очами его. Это оттого, что он весь соединен с Богом. Приходит он в бдудилище – и не только не чувствует движений страсти, но и блудницу приводит к чистому и подвижническому житию.» «Кто сподобился быть в сем устроении, тот еще здесь, обложенный бренною плотию, бывает храмом живого Бога, Который руководствует и наставляет его во всех словах, делах и помышлениях; и он, по причине внутреннего просвещения, познает волю Господню, как бы слышал некоторый глас, и, будучи выше всякого человеческого учения, говорит: когда прииду и явлюся лицу Божию, – ибо не могу более сносить действий Его вожделения, но ищу той бессмертной доброты, которую Ты даровал мне прежде, нежели я впал в тление. Но что много говорить!! Бесстрастный не к тому живет себе, но живет в нем Христос ( Галат. 2:20 ), как сказал подвигом добрым подвизавшийся, течение скончавший и веру православную соблюдший.» «Бесстрастие есть небесная палата небесного Царя.» «И вот, наконец, богообщение и боговселение – последняя цель искания духа человеческого, когда он бывает в Боге, и Бог в нем. Исполняется, наконец, благоволение Господа и молитва Его, чтобы как Он в Отце и Отец в нем, так и всякий верующий едино был с Ним ( Иоан. 17:21 ). Исполняется утешительное уверение Его: кто слово Его соблюдает, того возлюбит Отец Его, и Они к тому приидут и обитель у него сотворят ( Иоан. 14:23 ). Исполняется апостольское определение умерших бесстрастием, что живот их сокровен есть со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Таковые суть храм Божий ( 1Кор. 3:16 ), и дух Божий живет в них ( Рим. 8:9 ).»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Глава 4 1Сол.4:1.   За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали. «Темже убо, братие, просим вы и молим о Господе Иисусе» . Водясь сим намерением, предлагаем вам наставление. Ибо Апостол сказал: темже, вместо: «достаточно для вас нашего увещания». Какого же именно? «Якоже приясте от нас, како подобает вам ходити и угождати Богови,… да избыточествуете паче» . Показали мы вам, какая жизнь благоугодна Богу всяческих. Посему старайтесь хранить данные вам правила. 1Сол.4:2.   Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. «Весте бо, какова повеления дахом вам Господем Иисусом» . И выше сказал: о «Господе Иисусе» , и здесь говорит: «Господем Иисусом» , упоминанием о Владыке наставление свое делая достойным веры. Достаточно же сего к обличению Ариевой и Евномиевой хулы. Ибо если предлог δια означает прислужника, то значит, что Господь Иисус — прислужник Павлов? потому что повеление дал он Господом Иисусом ( δια του Κυρου Ιησου ) и увещание делал о Господе Иисусе. А если и они избегают сей хулы и признают Павла рабом, а Господа Господом, то явно, что божественный Апостол безразлично употребляет предлоги. Но возвратимся к последовательности толкования. 1Сол.4:3.   Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; «Сия бо есть воля Божия, святость ваша» . Потом Апостол дает знать, какую добродетель назвал святостию. «Хранити себе самех от всякого блуда» . Много видов непотребства. Поэтому не сказал: «от блуда» , но: «от всякого блуда» . 1Сол.4:4.   Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. «Ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести» . Слова свой сосуд иные толковали так: свою супругу. Но думаю, что Апостол сосудом назвал тело каждого, потому что дает закон не одним живущим в супружестве. 1Сол.4:5.   А не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; « А не в страсти похотней, якоже и языцы не ведящии Бога» . Освободитесь от заблуждения, говорит Апостол; вы познали сущего Бога, посему не подражайте живущим во тьме неведения и не порабощайтесь страсти похотения. Потом излагает закон яснее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2900...

«И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (ст. 31). Пребывая на земле, демоны испытывают некоторое утешение и не желают возвращаться в бездну — место их безраздельного господства, — потому что, истязая души грешников в преисподней, они и сами нестерпимо терзаются. Мы можем судить об этом даже по себе: любая страсть, доставляя нам минутное наслаждение, в конечном счете бесконечно нас мучит, потому что мы никогда не можем ее насытить. Собственно, так называемое наслаждение — это просто минутное удовлетворение страсти, прекращение мучений на миг, который мы называем счастьем. И если даже демоны боятся идти в бездну, т.о как должны страшиться этого мы; как должны опасаться, чтобы в будущей жизни мы не были осуждены и посланы в то место, где и демоны, являясь господами, все же страдают, а мы, не имея там никакой власти, будем полностью подвержены сатанинской тирании! Если даже в этой жизни мы страдаем от бесов, то в будущей эти мучения станут почти что безграничными, а по времени и в самом полном смысле — бесконечными. «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (ст. 32). По-славянски говорится несколько иначе. Господь не то чтобы позволил, не то чтобы разрешил им, потому что демоны не имеют возможности делать все что захотят, тем более в таком особенном случае, но повелел им, то есть приказал: «И моляху его, да повелит им в ты внити. И повеле им». «Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (ст. 33). Этим чудом изгнания бесов Господь Иисус Христос показал, во-первых, что этот бесноватый был храним Промыслом Божиим, раз он мог на протяжении долгого времени переносить такие страшные терзания и невыносимые страдания, которых свиньи не смогли терпеть и несколько мгновений. Во-вторых, Спаситель показал, чего достойны наши страсти: в сущности, они хуже, чем такие низменные животные, как свиньи, потому что и свиньи не выдержали этого, для них это оказалось невыносимо и привело их к гибели, а мы терпим свои страсти, услаждаемся ими. И, поступая так, бываем действительно хуже самих свиней.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

И сказал Господь...: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками...; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» ( Быт. 6, 1–4 ). После того как род человеческий распространился до великого множества, «сыны Божии, – сказано, – впали в неразумнейшую похотливость к женщинам и и брали их себе в жены, какую кто избрал». Мы знаем, что некоторые из списков Библии ясно имеют такое чтение: " видевше... же ангелы Божий дщери человечи» ( Быт. 6, 2 ). Затем некоторые отклоняют обвинение в плотолюбии (от ангелов) и вину в столь гнусной похоти возлагают на падших ангелов, «не соблюдших своего начальства», как написано ( Иуд. 1, 6 ). Я же утверждаю и соглашаюсь с тем, что им приличествует всякий недуг духовный; но мне кажется, было бы безрассуднее всего и вполне несообразно с здравым разумом придавать этому веру в отношении к самому делу. Наша цель – усматривать истину во всем написанном, но во всяком случае не уразумевать недуги скопища демонов. Мы видим, что похоти всегда и всего более следуют существующим в нас самих и врожденным нам побуждениям: ибо мы или плотские страсти любим, или имеем обыкновение считать за весьма важное то, посредством чего совершаются дела плоти. И удовольствия не отдаляют нас от законов естественных, как мне самому кажется хорошим и истинным. Как, например, ястие и питие, а также и естественное общение с женщинами суть дела и страсти плотские. А желания богатства и славы служат удовольствием плоти, и почти все страсти в мире происходят чрез это, согласно сказанному мудрым учеником Христовым: «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин. 2, 16 ). Такого рода горестные и опасные похоти легко уловляют нас к тому, чтобы думать и делать дела плоти. А любить то, что вне тела и не естественно, никакое слово не убедит нас. Затем не было ли бы почти безумием говорить, что духи, которые превыше плоти и свободны от нее, любят плотское? Какое бы имели они естественное побуждение к тому, или какой закон побуждал бы их, подобно как нас самих побуждает к тому, чтобы жаждать таких и других подобных страстей? Мы, конечно, не освобождаем демонское скопище от вины в этом: ибо оно нечестиво и скверно, и удобопреклонно ко всему гнусному.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Итак, глупость, большая глупость быть скупым и собирать земные богатства только для себя. Старец Паисий говорил, что скупые люди – это «денежные копилки», содержанием которых воспользуются после их смерти другие люди. А сами они по своему неразумию теряют возможность получить вечную награду за милостыню, оказанную какому-нибудь несчастному. В Евангелии Христос говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» В этих словах малым, неправедным и чужим названо земное материальное богатство, в той или иной мере данное Богом каждому человеку. Человек должен оказаться верным арендатором – то есть распорядиться земным богатством по воле Божией. Если в этом малом он окажется верным, то можно будет дать ему и великое – то есть небесное богатство, потому что и в нем он тоже будет верным. А если он оказался неверным в малом земном богатстве, то как ввести его в Рай и дать ему неиссчетное богатство небес? Ведь он и в нем окажется неверным, и его захочет присвоить лишь себе одному, будет и им пользоваться по своей порочной воле, а не по воле Божией. Научимся же, братия и сестры, по мере сил делать добро людям, помогать нуждающимся и творить дела милосердия. Ведь все это, как уже было сказано, мы делаем лично Самому Христу. И потому если мы обогатим себя добрыми делами, то даже на Страшный Суд Христов нам будет идти не страшно, ибо Христос встретит нас как Своих верных друзей и, если можно смело выразиться, будет даже вынужден помиловать нас, простить грехи и ввести в Рай, – чтобы исполнились слова Писания: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». Аминь. 52. Что такое страсти Часто в творениях святых отцов встречается выражение «страсти». Там, например, говорится, что мы должны бороться со страстями и достигать бесстрастия. Что же следует нам разуметь под словом «страсти»? В этом вопросе непременно нужно разобраться, иначе мы не сможем правильно понимать святоотеческие творения, а без их понимания не сможем и проводить правильную христианскую жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Каковы же пути освобождения от этой пагубной страсти? Прежде всего пьянице необходимо осознать всю тяжесть своего греха, все его безумие, бессмысленность и его колоссальный вред как для тела, так и для души. Нужно представить себе страшный суд Божий и полную невозможность для согрешившего оправдать себя перед Богом. Страшны слова апостольского Послания: " …пьяницы… Царства Божия не наследуют " (1 Кор. 6, 10). Следующий шаг — решимость. Нужно решиться твердо и бесповоротно: оставить навсегда свое порочное пристрастие. За решимостью должно следовать выполнение данного себе слова. Нужно не только оставить свое увлечение спиртным, но избегать всякого повода к его возобновлению. Наконец, при всех этих мерах необходима постоянная горячая молитва к Богу с просьбой о помощи. Господь, видящий решимость грешника и его желание порвать с кошмарным прошлым, несомненно, окажет благодатную Свою помощь, укрепит волю человека и поможет ему возродиться к духовному и телесному трезвлению. Итак, дорогие братья и сестры, задумайтесь над всем тем, о чем мы с вами только что беседовали. И те из вас, кто свободен от страсти винопития, пусть не думает, что он может, выслушав нынешнее поучение, жить прежней " тихой " жизнью. Каждый из нас обязан приложить все старания к тому, чтобы оказывать всемерное воздействие на ваших близких, родных, знакомых, подверженных греху пьянства. Вы должны всемерно убеждать их, удерживать от пагубной страсти. Этим вы сделаете и великое доброе дело в очах Божиих. В Священном Писании сказано: " …обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов " (Иак. 5, 20). Аминь. Дела Божии " …Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии… " (Ин. 9, 3). Всем известно замечательное евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного. Ученики Христовы, указывая на слепого, спросили: " …Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии… " . И далее Господь сказал: " Доколе Я в мире, Я — свет миру… " (Ин. 9, 2, 3, 5). Затем Христос исцелил слепорожденного, чем привел в радостное изумление и самого исцеленного, и его родителей, и присутствующих при этом учеников Христовых. Стояли здесь и некоторые из фарисеев. Эти люди, ослепленные своей гордыней и не видящие и не понимающие, Кто стоит перед ними, начали укорять Христа в нарушении субботы и называть Его грешным человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Когда в нас возмущаются те или иные страсти, в частности страсть гнева, тогда наша связь со Христом ослабевает или, может быть, даже вовсе пресекается. Благодать прекращает поступать в нашу душу подобно тому, как кровь прекращает поступать в отсеченный от тела член: он больше не питается живительными соками и не подчиняется мозгу. Этот отсеченный член погибает так же, как и мы, если сами невидимо отсекаем себя от Тела Христова грехами и лишаем себя благодати. Если мы ощутили в душе такое опустошение, значит, мы теми или иными грехами отдалили и, можно даже сказать, отделили себя от Христа. Мы, конечно же, можем восстановить это единение покаянием. Однако не нужно себя извинять и говорить себе: ничего страшного, я согрешу, а потом покаюсь. Никто не знает, до какой силы может дойти действие страсти. Если мы не будем противиться страсти гнева, восставать на нее, не будем вновь и вновь подниматься после своих падений, то она может развиться в нас до такой степени, что мы дойдем до ее крайнего проявления – убийства. Если не всегда и не все совершают убийства, то это бывает и по каким-то внешним причинам: например, нет возможности убить или человек просто боится наказания. А если бы он не боялся, то совершил бы этот самый страшный грех. Поэтому не нужно себя оправдывать: мы, мол, таких грехов не совершаем. Если мы в душе имеем желание убить, но нас удерживает только страх, причем не страх наказания Божия, а страх ответственности перед государственным законом, – то в душе мы уже убийцы. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 266 . Во времена Спасителя, когда еще были действительны жертвы, учрежденные Моисеем (это были не только животные, но и хлебные колосья, или елей, или вино – жертва должна была быть предметной), иудеи в своей слепоте думали, что они, аккуратно исполняя закон и принося положенные жертвы, обязательно получают оправдание. У нас, к сожалению, тоже такое бывает. Может быть, наши жертвы более символичны, чем жертвы ветхозаветных верующих, но и они бывают предметными. Мы приносим свечи, заказываем молебны или литургии, приходим в храм, отстаиваем службы, соблюдаем посты – все это вещественная, видимая жертва. Но если при этом мы пренебрегаем своим внутренним долгом – борьбой со страстями, то даже самая правильная и внешне богоугодная жертва не принесет нам пользы, пока мы не искореним в своей душе страсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Мощи –  нетленные останки (тела) святых, обладающие особыми благодатными свойствами. Понятие о первородном грехе Первородный грех – это нарушение заповеди Божией первыми людьми Адамом и Евой, в результате чего произошло отпадение человека от Бога, в корне изменились духовные, психические и физические свойства людей, возникла наследственная предрасположенность человека ко греху. Поскольку все мы являемся продолжением своих родителей,  кость от костей их и плоть от плоти их,  то и предрасположенность ко греху, а вместе с ней и открытость для воздействия мира падших духов, стала свойственна для каждого вновь рождающегося человека. Первородный грех, подобно наследственной генетической болезни, стал передаваться от поколения к поколению. У разных людей в процессе жизни стали развиваться и закрепляться разные греховные наклонности и навыки, предрасположенность к которым в той или иной степени также передается вновь рождающемуся поколению. Так у людей стали появляться страсти – те греховные навыки и привычки, которые настолько глубоко вошли в душу человека, что стали его второй природой. Человек, обладаемый страстью, уже не может ей противостоять, он делает уже не то, что ему подсказывает совесть, а то, что ему велит страсть. Например, пьяница часто умом понимает, что пить плохо, но не может остановиться, желание пережить алкогольное опьянение бывает сильнее, чем голос разума и совести. Сребролюбец, жадина, часто понимает, что его страсть к накопительству вредит его собственному здоровью и счастью близких, но не может преодолеть страсть к собиранию богатств. Вопросы на понимание Понятие о страстях Страсть – это пагубный навык, образующийся при многократном удовлетворении порочных влечений. Страсти со временем становятся неотъемлемой частью человеческой души, входят в привычку, влияют на весь образ жизни человека и даже властвуют над ним. О гибельности порабощения страстями говорил еще Господь наш Иисус Христос:  И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную  ( Мф. 18, 9 ). Это означает, что страсти становятся такой же неотъемлемой частью человеческого существа, как и его рука или глаз. И если мы от страстей в земной жизни не избавимся, то они увлекут нас в ад.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dobrotoljubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010