Кадр из фильма " Страсти Христовы " ЦВ 10 (287) май 2004 /  5 мая 2004 г. Страсти Христовы: богословие образа Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» претендует на звание серьезного свидетельства о вере средствами современного массового искусства. Для многих он будет наиболее близкой и, возможно, единственной встречей с Личностью Спасителя, что ставило перед автором миссионерскую задачу явить «целое во фрагменте»: выразить, ограничившись фактически единственной темой, полноту церковной веры в Сына Божьего. Гибсон пошел путем достижения предельной эмоциональной напряженности и исторической достоверности с основным акцентом на детально натурализованных иллюстрациях истязаний Господа Иисуса. Но оправдались ли эти средства в созидании образа евангельского Христа и совершенного Им на Кресте человеческого спасения? Видение Христа вне и изнутри Священного Предания различно. Память Церкви — не человеческая, не историческая в обычном понимании. Память Церкви от Духа: " Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Ин. 14, 26). Православие зрит Страсти Христовы в лучах Его светлого Воскресения, в опыте общения со Святым Духом, ибо " Сын — образ Отца, а образ Сына — Святой Дух " (св. Иоанн Дамаскин). Поэтому церковному восприятию Спасителя и Его Страстей абсолютно чужд натурализм. Боговдохновенные апостолы-евангелисты не включили в свой миссионерский арсенал скрупулезное описание страстных подробностей. ВИдение и свидетельство Церкви носит не описательный, но священно-исторический характер в Духе и Истине. Евангелисты отлагают свои человеческие переживания казни Учителя, исходя из опыта уже исполненной дарами Пятидесятницы Церкви и следуя переданному Самим воскресшим Господом смыслу (Лк. 24, 27). Так тайна Христовых страданий входит в Предание через победный свет пасхальной Радости. Евангелия ясно говорят о Христе как о долгожданном Спасителе, Боге Слове, бывшем от начала. В них нет фабульных загадок и трагедийных коллизий. До Страстей есть чудо Рождества и явлен Свет Преображения, открыты признаки могущества  Вседержителя. Богословское осмысление причастия на Тайной Вечери показывает, что Воскресение Христа в сакральном измерении реально предшествует Страстям и Крестной смерти: «Сие есть [воскресшее] Тело Мое». Страсти потому именно становятся спасительными, что их смысловым метаисторическим корнем является восстание Христа из мертвых и обожение человеческой природы. Так о них свидетельствует литургический опыт Церкви: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, воздвигл еси из мертвых Лазаря, Христе Боже».

http://e-vestnik.ru/reviews/strasti_hris...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 48. О действенности страстей Христовых Теперь мы рассмотрим страсти Христовы со стороны их следствия: во-первых, тот способ, каким оно было обусловлено, и, во-вторых, следствие само по себе. Под первым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) причинили ли страсти Христовы наше спасение посредством заслуги; 2) или же посредством воздаяния; 3) или же посредством жертвы; 4) или же посредством искупления; 5) присуще ли Христу быть Искупителем; 6) насколько действенно [страсти Христовы] обеспечили человеческое спасение. Раздел 1. Причинили ли страсти Христовы наше спасение посредством заслуги? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что страсти Христовы не причинили наше спасение посредством заслуги. В самом деле, источники наших страданий находятся вне нас. Но никто не заслуживает награды иначе, как только если начало [заслуги] находится в нем самом. Следовательно, страсти Христовы ничего не произвели посредством заслуги. Возражение 2. Далее, как было показано выше (34, 3), Христос в первый же миг Своего зачатия обрел заслугу для Себя и для нас. Но излишне снова заслуживать то, что уже было заслужено. Следовательно, Христос не заслужил наше спасение посредством Своих страстей. Возражение 3. Далее, источником заслуги является любовь. Но любовь Христова не возросла по причине Его страстей. Следовательно, Он не заслужил наше спасение посредством того, что претерпел больше, нежели терпел прежде. Этому противоречит следующее: Августин, комментируя слова [апостола]: «Посему Бог превознес Его» и т. д. ( Филип. 2, 9 ), говорит: «Смирением была заслужена слава, ставшая наградой за смирение». Но, как Он говорит Сам ( Ин. 17, 10 ), Он прославился не только в Себе, но и в Своих верных. Следовательно, похоже, что Он заслужил спасение верных. Отвечаю: как уже было сказано (7, 1, 9; 8, 1, 5), благодать была дарована Христу не только как индивиду, но и как Главе Церкви, так что она могла перетекать в Его члены, и потому дела Христовы усваиваются как Ему Самому, так и Его членам подобно тому, как дела любого другого человека в состоянии благодати усваиваются ему самому Но очевидно, что тот, кто страдает за правду, пребывая при этом в состоянии благодати, заслуживает свое спасение, согласно сказанному [в Писании]: «Блаженны изгнанные за правду» ( Мф. 5, 10 ). Следовательно, Христос посредством Своих страстей заслужил спасение не только для Себя, но и для всех Своих членов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Слово на Святое Воскресение Христово. Святого Димитрия, митрополита Ростовского Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь ( Пс. 11:6 ). Это – слова Бога Духа Святого, древле пронареченные Давидом, а ныне исполненные Самим Богом Сыном. Ныне – всемирнорадостный день, день радости для небесных, земных и преисподних. Три места – небо, земля и преисподняя желают слышать превозжеленное – «Христос воскресе»; посему-то трижды к трем местам Церковь возглашает: «Христос воскресе». Когда же я слышу слова Христовы, прежде изреченные Давидом: страсти ради нищих, то думаю, что не вся земля или жители земли радуются о Воскресшем. Эти слова показывают, что надлежит радоваться одному тому, для кого Христос воскрес: страсти ради нищих. Давид не воспоминает царей, обходит молчанием князей, ни слова не говорит о богатых, хотя и все они желали видеть воскресение Его. Цари восклицали: воскресни, воскресни Господи, яко Ты царствуеши во веки; однако же, нисколько не успели, ибо не сказано: «воскресну ради царей». Люди славные взывали оным гласом: востани, славо моя, однако не было гласа: «востану ради славных земли». Молился не один судия земной: «возстани, Господи, суди земли», но Бог не хочет быть другом судии земному. Желали люди богатые, имеющие много покоев, разных, благоугодных палат и молились: востани, Господи, в покой Твой ( Пс. 131:8 ); Бог же не помышляет востать из твердого каменного гроба. А когда нищие, странные, убогие, всякий с воздыханием смиренным, воззвали: воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца ( Пс. 9:33 ), – то в то же время они услыхали слова Христовы: ныне воскресну страсти ради нищих и воздыхания убогих. Итак, для чего Христос, презревши богатых и сановных, воскресает ради одних нищих, – об этом я, скудоумный, хотел бы хотя малое слово предложить слушателю моему. Тебя же, ныне воскресший Слове Божий, премудрости Наставниче и смысла Подателю, молю: даруй мне слово! Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

БРАНЬ (См. также ДЕЛАНИЕ) В невидимой брани невсегда и нескоро соделываемся победителями: победа – дар Божий, даруемый подвижнику Богом в свое время, известное единому Богу. I, 161. Борьба с живущею в сердце смертию, совершаемая при посредстве молитвы, под водительством слова Божия, есть распятие, есть погубление души для спасения души. I, 163. Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтобы отвергать грех при самом появлении его. I, 290–291. Когда же мы противимся греховным помыслам, мечтам и ощущениям: тогда самая борьба с ними доставит нам преуспеяние и обогатит нас деятельным разумом. I, 291. Сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление о исцелении и обновлении естества Творцом его, есть сильнейшее, действительнейшее оружие в борьбе с естеством. I, 344. Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтобы возникли, и таким образом обнаружились наши страсти. Когда страсти обнаружатся в подвижнике: тогда он вступает в борьбу с ними. I, 345. Воздымающиеся брани в нас самих содействуют нашему духовному преуспеянию, если мы боремся мужественно, а не поддаемся малодушно побеждению. I, 346. Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради закона Христова. I, 381. Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстию усиливает ее, постоянное увлечение страстию порабощает страсти увлекающегося ею. I, 525. Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. I, 526. Борьба со страстями и страдания, прозябающие из этой борьбы, несравненно тягостнее всех искушений извне. Томление и подвиг, в которые возводится христианин невидимою, внутреннею борьбою, восходит знанием своим к подвигу мучеников. I, 532 Исполнение этих заповедей, или, правильнее, усилие к исполнению заповедей, по необходимости обличает живущий в нас грех , и возбуждает жестокую внутреннюю борьбу, в которой принимают сильнейшее участие духи злобы. II, 369–370.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Г.И. Вениаминова Четвероевангелие. II семестр Почасовой план семинарских занятий курс, семестр) Окончание Галилейского периода общественного служения Господа Иисуса Христа. Начало пути на Страсти. Учение Господа по пути на Страсти: притча о добром самарянине, учение о покаянии, учение о молитве. Учение Господа по пути на Страсти: о богатстве, о рассудительности, о Царствии Божием. Беседы на празднике Кущей. Исцеление слепорожденного. Беседа на празднике Обновления ( Ин 7–10 ). Резервный семинар. (По усмотрению преподавателя возможна контрольная работа по периоду служения Господа «Путь на Страсти»). Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Изгнание торгующих из Храма и проклятие смоковницы. Обличительные притчи и ответы на искусительные вопросы на Страстной седмице. Страстная седмица. Обличительная речь Господа против книжников и фарисеев. Эсхатологические беседы и притчи. Тайная Вечеря. Установление Таинства Евхаристии. История предательства Иуды. Основные темы Прощальной беседы Господа. Первосвященническая молитва. Гефсиманское моление, взятие Господа под стражу. Допрос у Анны. Суд у первосвященника, приговор Синедриона. Отречение ап. Петра. Суд Пилата. Суд Ирода. Голгофа. Смерть и погребение Господа Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явления воскресшего Господа. Вознесение. II – 1 (13). Окончание Галилейского периода общественного служения Господа Иисуса Христа. Начало Пути на Страсти Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 64–72, 76–77; 2, с. 158–159, 170–174, 196–198, 199; 3, т. 2, с. 1–4, 66, 87,165; 4; 5; 6, с. 489; 15; 16] 5 План семинара I . Исповедание ап. Петра как завершение Галилейского периода Повествование синоптических Евангелий о переломном моменте евангельской истории; Плоды воспитания учеников: от окамененного сердца ( Мк. 6:52; 8:17 ) до исповедания ап. Петра; Слова исповедания ап. Петра ( Мф. 16:16 ). Почему это исповедание в точном смысле слова мессианское, а слова ап. Андрея ( Ин. 1:41 ), ап. Нафанаила ( Ин 1:49 ) и в Мф. 14:33 не принято так называть?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Поучение второе на день памяти святого великомученика Димитрия ...Одно – страсти плотские, другое – страсти душевные. Плотские страсти содержатся в видимых плотских чувствах, каковы: сластолюбие, похоть, леность и прочее, угодное и желанное чувствам. Душевные же страсти заключаются в невидимом и недоведомом сердце. Это гнев, ярость, злоба, злопамятство, ненависть к брату и прочие подобные им страсти, содержащиеся в сердце злыми помыслами и иногда выходящие наружу. Об этих плотских и душевных страстях отчасти упоминает святой апостол Павел, говоря колоссянам: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, – за которые гнев Божий грядет на сынов противления» ( Кол. 3:5–6 ). Это о плотских страстях, о душевных же говорит: «Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу», – и прочее ( Кол. 3:8–9 ). Вспоминая в пятничный день святой Крест, уместно сказать, что от крестного лука, от протяженных на Кресте жил Христовых, испускаются три духовные стрелы, производящие три язвы в сердцах наших, и каждая из них действует в нас своей особой силой, или, лучше сказать, единый Христос, распятый на Кресте, трояким образом уязвляет нас Своей любовью: первой язвой творит нас мертвыми, второй оживляет, а третьей услаждает. Не буду распространяться в истолковании этих духовных стрел и язв, чтобы не отяготить слушателей, и изъясню сие вкратце. Взирающий мысленными очами на мертвость Господа Иисуса, висящего на Кресте мертвым и преклонившим главу, пусть помыслит: не ради ли меня умер Господь мой? Когда же он помыслит об этом, не скажет ли ему внутренний его человек – совесть: «Если Господь твой умер за тебя, почему ты живешь для греха? Почему истощаешь в грехах жизнь свою? Почему не умертвишь своих греховных вожделений? Не пора ли остановиться тебе, пожившему в прошедшее время в нечистоте и похотях? Не достаточно ли для тебя твоих прошедших злых дел, которыми ты прогневлял и тяжко опечаливал Владыку твоего, Создателя твоего, Возлюбившего тебя, Благодетеля твоего?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

259–260 О честолюбии и властолюбии Доброе слово некоторым инокам и пастырям Церкви Кто хочет поглубже заглянуть в свое сердце, в свою душу, кто не хочет быть только по имени христианином, для того нет лучшего времени в году, как Великий пост . Для лечения телесных недугов люди отправляются в больницы, или, по совету врачей – куда-нибудь на лечебные воды и там, в известное время года, проходят курс лечения под руководством опытных врачей. Наша духовная лечебница – наша святая Церковь , наш лечебный сезон – преимущественно Великий пост, и если сим святым временем спешит воспользоваться каждый православный христианин, то тем паче должен это сделать служитель Церкви, пастырь Церкви, а равно и тот, кто ушел от мира в святую обитель, принял там звание инока, обязывающее его и жить иначе, чем мирянин, не только в посты, но и во всю свою жизнь. Мы живем в тревожное, можно сказать – грозное время: не напрасно некоторые вдумчивые и внимательные к себе люди вопрошают, не настали ли уже последние времена, не близок ли последний суд?.. Но времена и лета положил Господь в Своей власти и никто не знает – даже Ангелы Божии – последнего дня и часа суда Божия, а вот готовиться к сему суду необходимо, если кто не хочет пойти в муку вечную с диаволом и ангелами его. Вот почему мне хотелось бы сказать доброе слово наипаче своим собратьям по монашеству и сослужителям во Христе – пастырям Христовой Церкви, – сказать то, что наболело на душе при виде наших духовных немощей, иногда уж слишком ярко выступающих и показывающих, что некоторые из нас забыли обеты свои и пошли путем мира сего лукавого – пусть сами в совести своей решат: куда ведет и заведет их этот путь!.. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов указывает три ветви, исходящие из основного корня греха: похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую. Все наши грехи суть разветвления и плоды этих главных ветвей греха; враг зорко следит: к чему более склонна душа человека, на какой, так сказать, ветви греха чаще останавливается ее мысленный взор, и соответственно сему искушает человека. Для того чтобы птица попала в руки ловца, довольно, чтоб она хотя одним коготком запуталась в его сетях: так и для погибели души довольно одной какой-либо страсти овладеть душою всецело. И мы замечаем, что у каждого грешника есть свой излюбленный им идол, которому он служит, своя страсть, которая господствует в его сердце. Само собою разумеется, что это не исключает служения и другим страстям, но сии страсти обычно уступают первенство господствующей страсти и нередко прикрывают ее от духовного взора даже самого пленника сей страсти. Так постыдная страсть плотская иногда прикрывается страстью якобы благородной гордости, страсть скупости – лицемерным человеколюбием и тщеславием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

     Радостными словами начинается сегодняшнее апостольское чтение. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе», – обещает христианам апостол Павел (Кол. 3:4). Но тут же он озвучивает и условия исполнения этого обещания: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5–6). Павел говорит, братья и сестры, о двух основных двигателях мировой истории. Это блуд и любостяжание. Кто-то возмутится: что ты говоришь? Бог правит миром! Аминь! – ответим мы. Воистину Бог правит миром, но сатана правит бал. И все самые постыдные дела мировой истории, которые Бог попускает совершать грешникам, совершались и совершаются во имя этих двух страстей – блуда и любостяжания. Каково самое позорное деяние мира людей? Богоубийство. Из-за чего Иуда предает Христа в руки убийц? Из-за сребролюбия. А это ведь то же любостяжание. В казни Иоанна Предтечи какая страсть была повинна? Иродово прелюбодеяние. Войны, революции, государственные перевороты во имя каких страстей совершаются? Все то же любостяжание, или по-церковнославянски лихоимание – приобретение той или иной выгоды за счет страдания других людей, страсть к наживе любой ценой. И, как правило, в этих процессах также фигурируют какие-то любовные треугольники, страстная влюбленность, измены и прочие характерные составляющие блудного ослепления грешника. Блуд и любостяжание – это страсти, которые всегда идут рука об руку. Обратите внимание, что Павел говорит: «Умертвите земные члены ваши», а потом перечисляет вовсе не члены нашего тела как таковые, а страсти. «Блуд, нечистота, страсть», злая «похоть» – они все входят в область блуда. И плюс любостяжание. Т. е. апостол показывает, что страсти могут настолько срастись с нами, что станут как бы членами нашего тела, как бы нашей природой. Например, вначале человек гордо заявляет: я свободен и живу как хочу. Скажем, хочу – выпью, не хочу – не выпью... А много позже, когда страсти в буквальном смысле уже владеют его членами, со страхом признается: я ничего не могу с собой поделать. И исполняются слова апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).

http://pravoslavie.ru/118311.html

Где наша слава, там и наше сердце Что говорит о страсти тщеславия Евангелие. – Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. – Что значит молиться втайне. – Тщеславие приводит к фарисейскому лицемерию. – Ища опору в человеческом одобрении, можно отпасть от Бога. – О ложном стыде. – Примеры нетщеславного поведения и смирения в Священном Писании. – Как, приобретая духовные плоды, не впасть в прелесть? Мы продолжаем наши беседы о борьбе со страстями, беря за основу Евангелие. Такой подход несколько сужает тему, но он дает и некоторые преимущества: мы начинаем понимать, как применять Евангелие к жизни, начинаем осознавать его актуальность. Очень часто по разным причинам Евангелие остается для нас просто книгой – то ли исторической, то ли, в общем смысле слова, вероучительной, то есть основанием нашей веры, но не является жизненным руководством. Мы – сами по себе, Евангелие – само по себе. Некоторые христиане и вовсе руководствуются житейским здравым смыслом и едва-едва придерживаются основных ветхозаветных заповедей, таких как «не убий», «не прелюбодействуй» и им подобных. А некоторые следуют, что само по себе, конечно, неплохо, святоотеческому учению, но не умеют отождествить его с учением евангельским. И наша задача состоит в том, чтобы показать, что святоотеческое учение проистекает из Евангелия и основано на нем. Одна из восьми главных страстей – тщеславие. Обычно о тщеславии упоминают после того или перед тем, как рассуждать о гордости. Эти две страсти связывают между собой, и справедливо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что никто не станет гордым, если прежде не поддастся тщеславию. В то же время нужно понимать, что эти страсти несколько различаются. Можно, конечно, говорить о тщеславии как о некоторой разновидности гордости, но, я думаю, удобнее рассмотреть эту страсть как нечто отдельное. И Спаситель также говорит о ней особо. В Нагорной проповеди Он довольно много рассуждает о тщеславии и приводит примеры стремления к суетной, тщетной славе. Итак, что говорит об этой страсти Господь наш Иисус Христос? Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

митрополит Иоанн (Снычёв) ГНЕВ 1. Что является отцом гнева? Жестокосердие – отец гнева. ( Авва Исаия ). Стр. 201 (390) 2. По каким четырем причинам возбуждается гнев в человеке; в каких четырех случаях им омрачается ум; какими четырьмя образами выражается страсть гнева и каких трех устроений бывают люди по отношению к страсти гнева? Гнев возбуждается по четырем причинам: по причине скупости, выражающейся в даянии и принимании и похищении чужого; и если кто любит защищать собственное мнение; и если кто хочет удостоиться почестей; и если кто хочет быть учителем, думая о себе, что он разумнее всех. Гневом омрачается ум человека в следующих четырех случаях: если человек имеет ненависть к ближнему своему, если ставит его за ничто, или если завидует ему, или если худо говорит о нем. В доказательство этого привожу изречение святого евангелиста Иоанна Богослова: ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему. Страсть гнева выражается четырьмя образами: во-первых, в сердце; во-вторых, на лице; в-третьих, языком; в-четвертых, делом. Если кто возможет перенести зло настолько, чтоб оно не вошло в сердце, то страсть гнева не изобразится и на лице. Если ж она у кого выразится на лице, тот да сохранится, чтоб не выразить ее языком. Кто выразит ее языком, тот, по крайней мере, да удержится, чтоб не выразить ее на деле, да потщится немедленно извергнуть из сердца. Человеки бывают трех устроений по отношению к страсти гнева. Кто произвольно не делает вреда никому, не поносит противников своих и щадит ближнего своего, тот действует по естеству, обновленному Христом. Кто другим не вредит, но вместе не хочет, чтоб и ему делали зло, тот подобен Адаму. Кто же вредит другим, кто бесчестит ближних, кто вводит их в напасти или кто требует лихвы, тот подобен диаволу. Стр. 400 (154) 3. Может ли имеющий страсть гнева быть близким к Богу, если и совершает какие-либо чудеса? Он сказал: если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти. (Авва Агафон).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010