Наличие Общецерковной аспирантуры при этом не означает и никогда не означало, что в других учебных заведениях не могут открываться аспирантуры. Своя аспирантура есть и у Московской духовной академии, и у Санкт-Петербургской духовной академии, и у Свято-Тихоновского университета. Не сомневаюсь, что будут открываться новые аспирантуры. При этом значение нашего учебного заведения именно в качестве общецерковного научно-образовательного центра не будет умаляться. — И все-таки возникает вопрос: зачем в одном городе столько церковных учебных заведений? Свято-Тихоновский университет, Российский православный университет, Общецерковная аспирантура и докторантура, Московская духовная академия, Сретенская, Николо-Угрешская, Николо-Перервинская и Коломенская семинарии… — Многообразие учебных заведений соответствует величию нашей Церкви и многообразию тех задач, которые перед нами стоят. Было бы странно, если бы в Москве с ее многомиллионным православным населением было только одно высшее учебное заведение Русской Церкви. Посмотрите, сколько в Риме Папских университетов и институтов: Григорианский, Августинианум, Библикум, Восточный институт и многие-многие другие. И никому не приходит в голову поглощать один университет другим, совмещать один с другим. Ведь у каждого из них своя специфика. И когда мы посылаем студента на обучение в Рим, мы всегда учитываем специфику научных интересов студента и научную специализацию конкретного Папского института. Соответственно, для изучения библеистики мы направляем студентов в Библикум, а для изучения патристики — в Августинианум. Каждое из перечисленных вами учебных заведений Русской Церкви имеет свою специфику, свое лицо, выполняет свои задачи. У каждого свой штат преподавателей, своя база, свои студенты. — В чем специфика Общецерковной аспирантуры? — Общецерковная аспирантура и докторантура — это не только учебное заведение, но еще и научный центр. Многие профессора аспирантуры — выдающиеся ученые, ведущие специалисты в своих областях, авторы монографий, вносящие существенный вклад в развитие конкретных направлений богословской науки.

http://patriarchia.ru/db/text/5478051.ht...

«Всероссийское православное молодежное движение» www.sretenie.ru — общероссийская общественная молодежная организация — создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II. Центральным мероприятием Движения стал летний слет православной молодежи в Подмосковье – молодежный лагерь «Феодоровский городок». В продолжении четырех лет «Федоровский городок» стал традиционным центром общения православной молодежи со всей станы, местом возникновения многих молодежных проектов, идей, разработок, уникальной образовательной площадкой. Организацией лагерей для детей и молодежи занимается и межрегиональная общественная организация «Общее Дело» www.o-d.ru. Среди мероприятий, которые были реализованы организацией «Общее Дело» стоит отметить ежегодный Международный молодежный сбор в Крыму; ежегодные международные лагеря во Франции, лагерь труда и отдыха, организуемый с 2002 в поселке Богучарово в Тульской области, посвященный памяти известного русского философа и богослова А.С. Хомякова. Регулярно в дни школьных каникул организация “Общее Дело” проводит военно-патриотический лагерь “Ратная застава” в Подмосковье и оздоровительные лагеря в России и в Крыму. Сретенские схолии — записки потерпевшего. Александра Волкова Как всегда опаздываю. Наконец-то Юго-Западная. Заснеженный автобус с табличкой “Протвино”. Ко мне подсаживается девушка моих лет, знакомимся. Все 3 часа езды – беспрерывно болтаем, смеемся. Каким-то чудесным образом два человека, познакомившихся 5 минут назад, раскрывают друг другу душу. Теперь Ленка — моя лучшая подруга. В то время я имела смутное представление об “Общем деле”, организовавшем эти схолии, и о том, что ждет меня впереди. Но такое приятное знакомство показалось мне добрым знаком. Санаторий “Протва”…Еле-еле выползаем из автобуса. Так вот ты какой, белый олень…т.е. наукоград Протвино. Слово “Протва” быстро трансформировалось в “Братва”: сказывается влияние современного кинематографа. Входим: тепло, уютно, а значит жить можно. С гордой неприступностью сами дотаскиваем чемоданы до номера. Распаковываемся: Ленка саркастически смотрит на вещевую свалку у меня на кровати, пафосно названную “художественным” беспорядком. А я снова удивляюсь, как за несколько часов общения можно сродниться с человеком.

http://pravmir.ru/den-pravoslavnoj-molod...

— Сейчас в Сретенской академии действуют три программы магистратуры: история древней Церкви, пастырское душепопечение и миссия в современном мире, церковнославянский язык: история и современность. Планируется ли открытие других программ? — В ближайшей перспективе (год-два) не планируем; если посмотреть чуть дальше, то замыслы есть, но обсуждать их в публичном пространстве пока преждевременно. — Сегодня духовные школы Московского региона сохраняют административную независимость друг от друга, но при этом работают в тесной координации. Как Вы оцениваете эту работу? Что, на Ваш взгляд, стоило бы изменить, улучшить? — Прежде всего хочу поддержать эту стратегическую линию Учебного комитета по взаимодействию духовных школ. Пока еще делаются первые шаги, но даже на этом этапе ощущается взаимопомощь при подготовке конференций, поиске рецензентов, согласовании магистерских программ и в иных вопросах, которые мы ранее решали самостоятельно, совершая типичные ошибки в разных местах. Если говорить о дальнейших перспективах, то, мне кажется, надо совместно развиваться одновременно в двух направлениях: универсализация и специализация. Универсализация — выработка общих типичных учебных программ, стандартов качества богословского образования, критериев защиты выпускных квалификационных работ, подходов к воспитательной работе, взаимодействия с государственными органами и т.д. Специализация — формирование своего «лица» каждой духовной школой, развитие своего специфического направления в сфере образования и научно-богословской деятельности с учетом имеющихся уникальных ресурсов, сложившихся приоритетов и традиций. Имея общую учебно-методическую базу, мы не должны становиться клонами друг друга. — После того как теология стала входить в российское научное пространство, усилились требования к ученым-теологам относительно количества и места публикации научных статей. Как лично Вы относитесь к наукометрии? Она больше помогает или вредит гуманитарным наукам, в частности теологии? — Войдя в систему государственного образования и научных специальностей, теология должна следовать и соответствующим нормам, и здесь возможности для маневра у нас небольшие. Понятно, что всякая деятельность, включая научную и образовательную, должна соответствовать определенным нормам, проверяться в соответствии с заданными критериями, которые зачастую не вполне приспособлены к специфике богословского знания. Наукометрия — это исследование на основе количественных статистических характеристик, которые несложно раздуть искусственно, что практикуется в светской среде и отчасти стало проявляться и в церковной. Мне кажется, что в дополнение к имеющемуся есть смысл задуматься о создании теологической квалификационной системы, которая брала бы в расчет не только внешние статистические параметры, но и мнение квалифицированного богословского сообщества о данной личности. Здесь есть свои сложности, но они, на мой взгляд, решаемые.

http://patriarchia.ru/db/text/5916883.ht...

Анатолий Степанов: А какие в целом кадровые изменения произошли с Вашим приходом? Протоиерей Максим Козлов: Кадровые изменения пока предложены Святейшему Патриарху, они нуждаются в утверждении. У нас была вакантной должность проректора по науке. Выше мы обозначили, кого хотели бы видеть на этой должности. Далее. Полагаю, что сегодня нам не нужен человек на должность первого проректора. Должность есть в штатном расписании, но я буду предлагать оставить её вакантной. И ещё – мы надеемся привлечь к сотрудничеству высококвалифицированного специалиста из Учебного комитета и Московской духовной академии Наталью Валерьяновну Леонтьеву, которая в МДА занималась подготовкой к лицензированию и аккредитации. Священноначалие поставило задачу – Сретенская духовная семинария должна стать значимым научно-образовательным центром Русской Православной Церкви, чтобы мы действительно начали формировать научную школу Сретенской духовной семинарии. Анатолий Степанов: Выходит, протоиерей Павел Великанов вернётся в Московскую духовную академию? Протоиерей Максим Козлов: Отец Павел Великанов в случае утверждения Патриархом нашего прошения продолжит трудиться на кафедре пастырского душепопечения. Поскольку эта тема меня интересует, то я весьма тщательно буду следить за процессами, которые будут идти на кафедре. И я думаю, что мы найдём и кадровые, и методологические решения, которые позволят сделать кафедру полезной для Семинарии и для Церкви. Священный Синод в начале августа утвердил в Сретенской семинарии два новых профиля магистратуры. На одном из профилей, магистратура по истории Древней Церкви, остановлюсь более подробно. У нас явно не хватает специалистов в этой области, в особенности воспроизводства квалифицированных кадров внутри Церкви. Данный магистерский профиль возглавит известный серьёзный учёный, историк Древнего мира Андрей Юрьевич Виноградов. Главная задача этой кафедры – начать выпускать специалистов, которые потом могли бы пойти преподавать в Духовные школы, восполняя образовавшуюся лакуну. Ныне, особенно в провинции, приходится привлекать внешних людей для преподавания Древней Церкви. Если по истории Русской Церкви ещё можно привлечь своих преподавателей, то по Древней Церкви – нет.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/18/...

Справка: Учебный комитет проводит регулярное плановое инспектирование высших духовных учебных заведений (академий и семинарий), расположенных на территории Российской Федерации. По итогам инспекционных проверок производится анализ полученных результатов и составляется рейтинг, в рамках которого учебные заведения поделены на четыре группы: В четвертую рейтинговую группу в настоящее время входят Владимирская, Воронежская, Костромская и Томская духовные семинарии. Владимирская и Костромская духовные семинарии входили в четвертую группу и ранее. В 2013 году Священный Синод, рассматривая рейтинг высших духовных учебных заведений, в частности определил: «Высшим духовным учебным заведениям, относящимся к четвертой рейтинговой группе по результатам инспектирования Учебным комитетом, предоставить трехлетний срок для исправления ситуации, предупредив, что в отсутствии исправления может быть поставлен вопрос о лишении их статуса самостоятельных высших духовных учебных заведений» (журнал 79). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить благодарность ректорам и администрации следующих духовных учебных заведений, относящихся к первой рейтинговой группе: Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Саратовской, Коломенской, Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Казанской, Сретенской и Кузбасской духовных семинарий. 2. Особо отметить усилия руководства следующих духовных семинарий, приведшие к существенному улучшению их образовательной деятельности в последних и повышению их рейтинга: Оренбургской, Кузбасской, Ставропольской, Барнаульской, Екатеринодарской и Перервинской духовных семинарий. 3. Приостановить набор студентов на заочную форму обучения сроком на два года во Владимирской и Костромской духовных семинариях, о чем направить их администрациям соответствующие уведомления в сопровождении перечня предписаний Учебного комитета. 4. Указать администрации духовных учебных заведений на необходимость при рассмотрении вопроса о зачислении студента, отчисленного ранее из какого-либо духовного учебного заведения, учитывать мнение того духовного учебного заведения, в которой этот студент ранее обучался, а при разногласии — обращаться в Учебный комитет, за которым закрепляется право окончательного решения относительно возможности дальнейшего обучения такого студента в духовных учебных заведениях.

http://patriarchia.ru/db/text/4829826.ht...

С 2002 года развивается и издательская деятельность Учебного комитета. За истекшее время был издан ряд учебников и учебных пособий, в том числе по Литургике, Патрологии и Истории Русской Церкви. Вышел в свет сборник докладов конференции по тюремному служению, который фактически также может быть использован в качестве учебного пособия по курсу Пастырского богословия. Переизданы труды выдающихся богословов дореволюционного периода – профессоров Московской духовной академии М.Д. Муретова и И.В. Попова. Издательский отдел Учебного комитета планирует в дальнейшем значительно расширить свой издательский план за счет включения в него трудов не только профессоров и преподавателей Московской духовной академии, но и лучших учебных пособий и научных работ, написанных в других учебных заведениях нашей Церкви. 8. Дистанционное обучение. Последние годы были ознаменованы для Русской Православной Церкви освоением новейших средств коммуникации и информации. Значение этого явления трудно переоценить, поскольку оно открывает для нашей Церкви множество перспективных направлений научно-образовательной, катехизаторской, проповеднической, информационной, общественной и других видов деятельности в современном мире. 20 октября 2003 года Учебный комитет совместно с московским Сретенским монастырем, при активной поддержке Международного центра финансово-экономического развития, приступил к реализации программы дистанционного обучения студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Трансляции в 2003/04 учебном году осуществлялись из студии Сретенской духовной семинарии. Лекции транслировались через выделенную спутниковую связь в режиме реального времени и передавались на экраны, установленные в аудиториях семинарий-участников проекта. С начала 2004 года Учебный комитет вел интенсивную работу по оптимизации материально-технической составляющей проекта. В настоящее время при улучшении качества и расширении технических возможностей вещания стоимость проекта существенно снизилась.

http://sedmitza.ru/lib/text/429565/

И, наконец, самое главное преимущество: семинария – учебное заведение духовное. Люди, поступившие сюда, осознают всю ответственность своего решения и готовы служить до конца Богу, Родине и народу. Семинарист уже не может желать для себя каких-то денег, славы или карьеры. Его душа должна быть обращена к Богу. Его жизнь становится частью служения своему народу. И к этому делу ему следует относиться с огромной и серьезной ответственностью. Каждый человек имеет от рожденья свои таланты. По мере своего взросления он находит и ставит перед собой различные цели. В этот период становления взрослым очень важно дать ему все возможные условия для его саморазвития, чтобы в будущем он мог сделать как можно больше не только для себя, но и для окружающих людей. Сретенская духовная семинария предоставляет человеку эти возможности. Огромная библиотека, возможность работать с интернетом, прекрасный преподавательский состав, доброжелательный коллектив и многие другие положительные стороны делают нашу семинарию лучшей. Для меня она и есть та школа, которая позволит мне найти себя и развить возможные дарования для служения Богу, Отечеству и своему народу. Иван Букарев, студент I курса   Наша семинария Расскажу вам о нашей семинарии. Это духовное учебное заведение предназначено, чтобы воспитывать высокообразованных священников и научать человека жизни в Господе, поэтому образовательный процесс состоит из двух направлений: духовного и светского. Большинство преподавателей имеют ученые степени и звания, что ведет к высокому качеству преподавания. Из духовных предметов мы изучаем: догматическое, нравственное, сравнительное богословие, Священное Писание, литургику, патрологию, церковную историю и другие религиозные предметы, знакомство с которыми позволяет нам лучше понимать в целом православную веру. Студент при хорошей подготовке способен ответить на различные вопросы, касающиеся основ православной веры и христианского образа жизни, как, например, на такие: в чем суть христианской веры, каково предназначение человека, какие проблемы волнуют живущего в современном мире, как приобретать любовь, а также на многие другие вопросы, затрагивающие духовную жизнь человека.

http://pravoslavie.ru/5903.html

Наконец, выездная комиссия пристально присматривается к самому учебному процессу: посещаемость; сохранение вузовской специфики образования с лекциями, семинарами и практическими занятиями; участие студентов в богослужениях; прохождение ими педагогической, миссионерской и иных практик. Очень важна также проверка так называемых остаточных знаний в рамках дисциплин, которые студенты уже прошли и сдали. Во время каждой инспекции мы тестируем учащихся выпускного курса по этому показателю, и должен признаться, что результаты неутешительные: средний балл на наших проверочных работах — только «тройка». — Знакомая каждому студенту ситуация: получил оценку в зачетке, облегченно вздохнул, вышел за ворота — и тут же «освободил» мозг от моментально ставшего ненужным курса, чтобы получше подготовиться к следующему экзамену... — Для исправления этой, в определенном смысле порочной, практики, ориентированной на учебу в основном во время сессии, мы предлагаем ввести регулярные контрольные работы в течение одного-двух семестров после экзамена. Кроме того с нынешнего учебного года вводятся единые параметры для всех семинарий по проверке квалификационных работ на программно-аппаратном комплексе «Антиплагиат». Соответствующая процедура отныне осуществляется лишь на главном веб-портале этой системы, а результаты проверок обязательно направляются нам. Проверка вне плана — Насколько часто случаются внеплановые инспекции семинарий и академий? — Регулярно. Несколько подобных мероприятий было и в прошлом году. В основном они устраиваются по горячим следам каких-либо связанных с грубым нарушением дисциплины ЧП. Причем не стоит думать, будто это формальная процедура, итоги которой священноначалие потом долгими месяцами еще будет рассматривать. Были случаи, когда представителей администрации приходилось экстренно менять прямо в ходе инспекции. — А сама семинария или академия внеплановую инспекцию заказать может? — Конечно. Иногда учебные заведения этим правом пользуются — как правило, накануне комплексных проверок Рособрнадзора, чтобы понять, что именно не в порядке и какие моменты можно быстро подтянуть. Кстати, не в последнюю очередь благодаря такому постоянно поддерживаемому тонусу внутреннего и внешнего контроля наши передовые вузы активно включились в систему государственной аккредитации. Обе академии, а также Оренбургская, Саратовская, Смоленская и Пензенская семинарии получили государственную аккредитацию по программам бакалавриата, а последняя из названных — еще и по программам магистратуры. Продолжается подготовка к получению государственной аккредитации Казанской и Сретенской семинариями.

http://pravoslavie.ru/106789.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010