Георгий (Ярошевский), митрополит Варшавский Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии. В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же Академии. В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. 24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха. В 1901 году за свой труд «Соборное послание Св. Ап. Иакова» получил степень магистра богословия и определен смотрителем Калужского духовного училища. 1902 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. 1903 г. – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита. I июля 1906 г. хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. С I февр.1908 г. – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии. С 19 ноября 1910 года – епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии. С 22 ноября – ректор СПБ духовной академии. С 13 мая 1913 г. – епископ Калужский и Боровский. С 1914 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 6 июля 1916 г. – епископ Минский и Туровский. С 1916–1918 г. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий. Выступал против учреждения патриаршества. 12 дек.1917 г. утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии. 12/25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 году эмигрировал за границу в Италию. В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше. Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архп. Георгия своим временным экзархом в Польше. Но архп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон. В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Русская Церковь, лояльный спутник русского государства, естественно, была потрясена катастрофой русской революции 1917 г. Но как это ни покажется неожиданным, она оказалась сравнительно более подготовленной к этой катастрофе, чем само государство. Повелительным толчком к этой подготовке была первая, предупреждающая революция 1905 г. Сам К. П. Победоносцев вынужден был тогда запросить всех епархиальных епископов высказаться о желательных реформах в Русской церкви. Ответы были готовы к концу 1905 г., и из них составилось пять больших томов, официально изданных Св. Синодом. Подавляющее большинство епископов резко критиковало существующий строй управления церкви и требовало широких и разнообразных реформ. Царский манифест 17 октября 1905 г. даровал России конституционный строй с народным представительством. И Церкви ее покровителем-императором был обещан тоже своего рода конституционный строй с представительным органом в виде Собора, и указано было — готовиться к Собору (17.XII.1905). Для этой подготовки в январе 1906 г. Св. Синод созвал особую совещательную коллегию под именем “Предсоборного присутствия”. В состав ее приглашался обширный круг компетентных лиц (до 50 человек): епископов, ученых протоиереев, светских профессоров духовных академий и университетов, общественных деятелей и публицистов. “Предсоборное присутствие” работало с энтузиазмом в течение всего 1906 г. в атмосфере сочувствия церковно-общественного мнения. Шесть огромных томов трудов “Предсоборного присутствия” (СПб., 1906–1907) — блестящее свидетельство глубокой и поистине ученой подготовки русской Церкви к своему Собору. В 1912 г. было для той же цели открыто при Св. Синоде “Предсоборное совещание”, которое прибавило к сделанному ранее еще 5 томов своих работ (СПб., 1912–1916). Когда разразилась революция 1917 года и поставила на очередь дня созыв Собора, русская Церковь и принципиально и технически знала, что и как ей нужно делать на этом Соборе. Неясен был лишь конечный результат: какое из двух борющихся течений — консервативное или либеральное — одержит верх?

http://pravmir.ru/revolyuciya-i-sobor-19...

Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич), митр.Крутицкий и Коломенский Родился 31 декабря 1891 года (по н/ст.13 января 1892 года) в г.Ковне, в семье протоиерея, настоятеля Ковенского Александро-Невского собора. Окончил Петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в СПБ университете и поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия. 23 октября этого же года пострижен в монашество, 34 октября рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – в сан иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт, сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндскогополка. С 1915 года в СПБ духовной семинарии преподавал Литургику, Гомилетику, Практическое руководство для пастырей, Церковную археологию и немецкий язык. В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.» (Этот труд был его кандидатским сочинением). В 1916 году – настоятель Петергофского собора. Веспой 1919 года возведен в сан архимандрита. В том же году наместник Александро-Невской Лавры. 25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, вик. Ленинградской епархии. С 17 сент.1927 г. по февраль 1928 г. временно управлял Ленинградской епархией. В 1935 году возведен в сан архиепископа и назначен архп. Петергофским с предоставленными правами епархиального архиерея. После известной декларации митрополита Сергия, вызвавшей большое волнение умов, был полностью согласен с декларацией. С 1936 по 1940 г., оставаясь архиепископом Петергофским, управлял Новгородской и Псковской епархиями по поручению митрополита Алексия. В 1940 г. – архиепископ Волынский и Луцкий, Экзарх Украины и Белоруссии. 9 марта 1941 года возведен в сан митрополита. С 19 июля 1941 года – митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, с правом ношения двух панагий и предношением креста при богослужении. С февраля 1942 года по сентябрь 1943 года – заместитель митрополита Сергия Патр.Местоблюстителя по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митр.Сергия в Ульяновск. В короткое время заслужил горячую любовь верующих Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. Ю.П. Зуев Список источников и использованной литературы I. Собрания документов Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000. – 190 с. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XVI вв. Т. 2. М., 1958. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XVI в.: в 3 т./отв. ред. Л.В. Черепнин. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958–1964. Архивы Кремля: в 2 кн./подг. Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. Новосибирск: Науч.-изд. центр «Сиб. Хронограф»; М.: РОССПЭН, 1997. [Кн. 1]: Политбюро и Церковь , 1922–1925 гг.; 1997. – 597 с. [Кн. 2]: Политбюро и Церковь, 1922–1925 гг.; 1998. – 647 с. Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства: Полный сборник декретов РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т.д. с разъяснениями V отдела НКЮста РСФСР/под ред. П.А. Красикова. 2-е. изд. М.: Юридическое издательство НКЮста РСФСР, 1924. – 404 с. Государственная Дума. Созыв I. Сессия 1. Полный стенографический отчет. Т. I–II. СПб., 1906. Государственная Дума: Созыв второй. Сессия 1: Стенографические отчеты. СПб., 1907. Государственная Дума: Четвертый созыв. Сессия 4: Стенографические отчеты. СПб., 1916. Декреты Советской власти/ред. комисс. Г.Д. Обичкин и др. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. – 626 с. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Комментарии/авт. коммент. Ю.Г. Алексеев и др.; под ред. Н.Е. Носова, В.М. Панеяха. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1987. – 260 с. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты/под. ред. Н.Е. Носова. Л.: Наука. Ленингр. отд-е. 1986. – 264 с. Законодательство о религиозных культах. М.: Юридическая литература, 1969. – 304 с. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповеданиях и религиозных объединениях/сост. А.И. Кудрявцев, А.О. Протопопов. М.: Изд-во «Феникс», 1994. – 110 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.6 из  5) Литература о жизни и творчестве А. С. Грина Алиев Э. О некоторых малоизвестных произведениях А. С. Грина//Литературный Азербайджан. 1970. Антонов С. А. Грин. «Возвращенный ад»// Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах. М., 1973. Ашукин Н. С. Рец. на кн.: Грин А. С. Алые паруса. М., 1923//Россия. 1923. Басинский П. В., Федякин С. Р. Русская литература конца xix – начала xx века и первой эмиграции. М., 1998. Блок А. А. Записные книжки 1901–1920. М., 1965. Блок Г. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Бегущая по волнам. М.; Л., 1928//Книга и профсоюзы. 1928. Бобров С. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Алые паруса. М.; Пг., 1923//Печать и революция. 1923. Бондаренко Г. В. Феерия навсегда! К 120-летию со дня рождения Александра Грина//Православный интернет-журнал «Соборность». Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть. Л., 1972. Будницкий О. В. Предисловие к книге «Женщины-террористки. Бескорыстные убийцы». Ростов н/Д., 1996. Важдаев В. М. Проповедник космополитизма: Нечистый смысл «чистого искусства» Александра Грина//Новый мир. 1950. Валентинов Н. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1//Киевская мысль. 1910. 16 марта. Вдовин А. Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения)//Урал. 2000. Вихров В. Рыцарь мечты// Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965. Т. 1. Воспоминания об Александре Грине/Сост., вступ., примеч. Вл. Сандлера. Л., 1972. Войтоловский Л. Н. Литературные силуэты: А. С. Грин//Киевская мысль. 1910. 24 июня. Войтоловский Л. Н. Летучие наброски: Александр Грин//Киевская мысль. 1914. 3 мая. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1//Русское богатство. 1910. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Искатель приключений: Рассказы. М., 1916//Русское богатство. 1917. 6–7. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. Симферополь, 2000. Зелинский К. Грин//Красная новь. 1934. Каверин В. Грин и его «Крысолов»// Каверин В. Счастье таланта. М., 1989.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

Закрыть Правда и мифы об участии Российской империи в Первой мировой войне Доклад на конференции «Научный православный взгляд на ложные исторические учения» 18.11.2010 478 Время на чтение 10 минут Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения» . Вторая Отечественная война 1914 - 1917 года Русского народа с германо-австро-венгерскими захватчиками, 95-летие начала и продолжения которой приходятся именно на 2009 - 2012 годы, есть, пожалуй, самый «замолчанный» и неизвестный большинству наших современников вооруженный конфликт России с врагами Православия и Самодержавия. Несмотря на то, что в ее ходе в ряды Русской Императорской Армии было мобилизовано 16 млн. чел. всех сословий и национальностей, 1,5 млн. из которых к ноябрю 1916 года были награждены почетнейшей солдатской наградой - Георгиевскими Крестами, а еще примерно столько же рядовых бойцов армий Царя Николая Второго получили медали «За храбрость», в нынешней РФ «нет ни одного памятника павшим за Отечество в Первой Мировой! Если не считать таковыми несколько крестов, воздвигнутых частными лицами на свои средства, в частности, возле храма Всех Святых во Всехсвятском, что на Соколе. Возле этого храма в годы I Мировой было огромное кладбище, где хоронили воинов, умерших от ран в московских госпиталях. Но эти могилы советская власть безжалостно уничтожила, выкинув кости павших на помойку. А вместо надгробий на могилах воздвигли дома для советской партийных чинуш» (см.: Монархист. - N68 - 69. - СПб., 2009. - С.1). Но подобного рода кощунственное отношение к праху отдавших жизни за Отечество героев усугубляется тем, что за весь период господства в стране РКП (б) - ВКП (б) - КПСС о Русском участке Первой Мировой войны (то есть, - о Северном, Западном, Юго-Западном, Румынском и Кавказском фронтах) было сказано очень мало правды! Наоборот, преследуя собственные, узкопартийные и корыстные, цели, большевики и коммунисты, стремясь, через лозунг о загнивании Самодержавной России доказать неизбежность и закономерность октябрьского переворота 1917 г., изображали дело так, будто бы «именно в той войне клика Романовых» своей, прежде всего, - военной бездарностью, довела страну до положения, единственным выходом из которой стали пролетарская революция и марксистская республика. Оставляя детальный разбор этой клеветы, и переходя непосредственно к содержанию самого доклада, позволю себе лишь пунктирно обозначить главнейшие вехи «красного мифотворчества» в данном направлении:

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/19/...

Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Сергии (Лавров он же Петров Алексей), б. еп. Семиреченский, вик. Туркестанской епархии Родился 2 февраля 1878 года в Орловской епархии. В 1898 году поступил в СПБ духовную академию. В начале 1902 года пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен членом Урмийской миссии. В 1903 году возведен в сан игумена. В 1904 году – начальник той же миссии в сане архимандрита. I декабря 1913 года – хиротонисан во епископа Салмасского в Урмии ибыл начальником Урмийской миссии. С I июля 1916 года – епископ Соликамский, вик. Пермской епархии. С 21 янв.1917 по 1918 г. и с 1923 по 6.II.1927 г. был епископом Семиреченским, вик. Туркестанской епархии. С 1923 по 1926 г. временно управл. Ташкентской епархией. В начале обновленческого движения боролся против него. В 1925 году даже выпустил послание к «уклонившимся в обновленческий раскол, где заявлял, что обновленческие епископы и священники лишены благодати священства и не имеют власти передавать другим благодать. Но этой его активности хватило не надолго: 6 февраля 1927 года он перешел в обновленчество, женился и специальным письмом аннулировал свои послания 1925 года. Не имея в руках этих посланий, мы не можем подробнее сказать о их содержании. Сам б. епископ Сергий в «покаянном» письме отмечает, что «в них содержится неподобающая смелость и категоричность суждений», вызывающая у него теперь «болезненное чувство досады и раскаяния», – а в речи своей он указал о своем активном участии в церковной жизни Туркестанской епархии в период 1923–1926 гг. Теперь он оправдывается в этом, утверждая, что «по своим церковным воззрениям давно был обновленцем, т.е.человеком, который имел в себе и лелеял мечту о церковной реформе в самом широком смысле слова; что невозможность примкнуть к обновленчеству при его возникновении вызывалась «причинами случайными и непринципиальными». И все-таки он объясняет свои активные выступления против обновленчества «искренним стремлением быть верным канонам, охраняющим единство Церкви», боязнью, «что отступление от известных канонов угрожает поставить человека вне Церкви (Спасительного Ковчега)».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2: (12 дек. 1825 - 1 марта 1881). СПб., 1830-1884. 55 т. 3 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3: (1 марта 1881-1913). СПб.; Пг., 1885-1916. 33 т. Абрамович. Софийская б-ка Абрамович Д. А. Софийская библиотека. СПб., 1905-1910. 3 вып. Абуладзе. Сир. подвижники Абуладзе И., сост. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.) АВАК Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне. Вильна, 1865-1915. Т. 1-39. Загл. т. 3-19: Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею Аверинцев. Антология Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневост. литры I тысячелетия н. э. М., 1994 Агиогр. лит. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.) АГР Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России. К., 1860-1863. Т. 1-2; Указ. 1884 Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов Адарюков В. Я., Обольянинов Н. А. Словарь русских литографированных портретов/Сост., ред.: С. П. Виноградов. М., 1916. Т. 1: А-Д АДСВ Античная древность и средние века. Свердловск, 1960-. АЕ Археографический ежегодник [за 1957-2005]. М., Азбучник Р. Азбучник Српске Православне Цркве/Приред.: С. Београд, 1993 АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846-1853. 5 т. АИ Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. 5 т. АиО Альфа и омега: УЗ. Общества для распространения Свящ. Писания в России. М., 1994-. АиФ Аргументы и факты: Газ. М., 1985-. АИЮС Архив историко-юридических и практических сведений, относящихся до России. М., 1850-1861. 4 кн. АКавАК Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссиею/Ред.: А. Берже. Тифлис, 1866-1896. 12 т. Акты свт. Тихона Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост.: М.

http://pravenc.ru/abbreviations/

Питирим (Окнов Павел Васильевич), митр. Петроградский и Ладожский Родился 28 июня 1858 года в семье протоиерея мыса Коженгузен, Лифляндской губ., Рижского уезда. В 1879 году окончил Рижскую гимназию и поступил в Киевскую духовную академию. 3 июня 1883 г. пострижен в монашество, 12 июня рукоположен во иеродиакона, а 15 июня – во иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. С 26 нюня 1887 г. – инспектор Ставропольской духовной семинарии. 24 марта 1890года назначен ректором той же семинарии, а 8 апреля возведен в сан архимандрита. С II янв.1891 г. – ректор СПБ духовной семинарии. 17 июня 1904года хиротонисан во епископа Новгород-Северского. С 2 ноября 1896 г. – епископ Тульский и Белевский. С 17 нюня 1904г. – епископ Курский иБелгородский. 25 февр.1905 г. – епископ Курский и Обоянский. 6 мая 1909года возведен в сан архиепископа. С 4 окт.1911 г. – архиепископ Владикавказский и Моздокский. С 22 дек.1913 г. – архиепископ Самарский и Ставропольский. С 26 июня 1914 г. – архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода и Экзарх Грузии. В 1915 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. 23 ноября 1915 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским с правом ношения креста на митре. 4 дек.1916 года утвержден почетным членом СПБ духовной академии. 6 дек.1916 года, награжден крестом для предношения за богослужением. 6 марта 1917 года уволен на покой, согласно прошению. Скончался 25 марта 1919 года в Новочеркасске. Был деятельным администратором и опытным архипастырем. Под его руководством в Белгороде состоялось открытие мощей Святит. Иоасфа Белгородского. Доступный и ласковый, с врожденной деликатностью, он был любим своей паствой во всех епархиях, где он служил. Наряду с положительными о нем отзывами в светской литературе существуют и отрицательные. Его близкое отношение и связь с Распутиным давало некоторым подозревать его в нарушении нравственной жизни. Однако, знавшие близко митрополита глубоко убеждены в его чистой жизни и опровергают отрицательные замечания о нем светской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010