704 Св. Василий Великий . Творения. Ч. 1. М., 1891. С. 242. Беседа на псалом 33. См. также: его же. Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 217. Беседа 13, побудительная к принятию св. крещения [подробное раскрытие сей мысли]. 709 Подробно об этом см.: его же. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 226. Но «главные» здесь указываются не для новоначальных, а в общем строю добродетелей, и поэтому я их, как не имеющих ближайшей практической ценности, здесь и не называю. В своей же книге я выбрал другой порядок: у меня «главные» добродетели те, с которых необходимо начинать всякому желающему спастись. 714 Мф. 5, 44, 46–47 . В этом месте Господом Иисусом Христом резко отделены друг от друга добродетели естественные и сверхъестественные. Те, которые мы сами можем своею силою исполнять, и те, которые могут быть совершены только при Его помощи и благодати и никак иначе. 719 Какое прекрасное объяснение наличия инстинкта у животных, вместо тех слабых потуг на этот счет, которые мы видим у Дарвина, Вундта, Спенсера и других. 720 Примеры, подобные этому и другим, приводимым св. Василием Великим в доказательство привязанности, геройского самопожертвования и великой смышлености собак, в многочисленном количестве собраны в книге: Деркачев И. Знаменитые собаки. М., 1880. С политипажами в тексте. 721 Ср.: «Основы» Отдел III. Гл. 12. § 1. Необходимость молитвы. О созерцании Сократа, подвижничестве его см.: св. Василий Великий . Творения. Ч. 4. Сергиев Посад, 1892. С. 322 и след. К юношам, о том, как извлекать пользу из языческих сочинений. 722 «Основы» Отдел III. Гл. 3. § 5. Тщеславие. Разговор Платона с Диогеном. Здесь же приводятся свидетельства отцов о тщеславии. 723 Благотворительности у язычников не было (такой, какая раскрывается нам в житиях христиан); во время чумы христиане удивляли язычников . 725  То, что страсти, если их подавлять и не давать им проявляться наружу, в жестах и языке, ослабляются и уменьшаются, заметил и Ницше (Собрание сочинений. Т. 7. СПб.: Изд. М. Клюкина, 1911. С. 157. Веселая наука), который вообще отрицал нравственную ценность любой добродетели. Необходимость подавления страстей он признавал только потому, что видел в них нечто вульгарное, грубое, мещанское.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Обсуждение этого вопроса, а также разбор возражений и противных Библии учений естествознания о происхождении мира можно находить отчасти в вышеуказанных (примеч. к § 18) сочинениях прот. Сергиевского, Меньяна, Властова, Вигуру, Банкальского, а также в курсах Апологетики проф. Рождественского, Геттингера, Эбрарда, прот. Петропавловского И. (В защиту христ. веры). Кроме этих можно указать еще на следующие: Попова В. Современное естествознательное учение о происхождении вселенной. Спб. 1872 г. – Успенского Е. Христ. умозрение и челов. разум, гл. III. Платонова И. проф. Опыт соглашения Моисеева сказания о сотворении мира с новейшими данными науки (Вера и Раз. 1886 г. I т. I ч.). – Библ. уч. о творении мира и естеств.-научная теории мировой эволюции по Дютоа-Галлеру (там же, 1897 г., 6 и 7). – Глаголева С. А. проф. Гадания ученых о происхождении мира (там же, 1897 г. 19 и 23 кн.). – Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему XX столетию – в Бог. В. за 1899–1900 г. и в отд. изд. Голубинского Д. Ф. проф. По поводу вопросов о творении мира (там же, 1895 г. III т.). Замечания на уч. Геккеля о происхождении мира (Пр. Об. 1879 г. III т.) – Попеля Е. Современная наука и догмат творения (Чт. люб. дух. проев. 1880 г. II т.) – Матвеева Ф. Опыт приложения научных знаний к библейскому сказанию о миротворении. Москва. 1888 г. – Мозолевского Георг. свящ. Обсуждение современных научных гипотез о происхождении мира на основании библейского повествования о сотворении его (Вера и Раз. 1901 г. 15 и 16 кн.). Глориантова Н. проф. Взгляд на учение современной теологии о происхождении мира и будущей его судьбе, при свете божеств. откровения (Хр. Чт. 1861 г. I и II т.; 1892 г. II т.). – Шестоднев и потоп (там же, 1883 г., II т). Ловягина Е. Разбор суждений новейших естествоиспытателей о земном шаре сравнительно с учением слова Божия о видимом мире (там же, 1859 г. II т.). – Лебедева А. проф. Выводы материализма в вопросе о происхождении мира пред судом строго-научного естествознания (Приб. к твор. св. отц. 1872 г. XXV т.). – Тимаева Н. Сотворение мира и первобытные времена человечества. 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

VII. Каталоги личных б-к архиереев. Личные б-ки российских архиереев традиционно выделялись своим объемом и качеством подбора изданий. Фонды нек-рых из них были отражены в печатных списках или каталогах: Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. [Каталог личной б-ки]//ОДДС. СПб., 1903. Т. 11. Стб. 832-842, 844-852 - б-ка была передана в МДА; еп. Лаврентий (Горка; 1671-1737; выпускник и преподаватель Киево-Могилянской академии) составил каталог своей б-ки (355 ед.; реконструкция и изд.: Мосин А. Г. Библиотека Лаврентия Горки. Екатеринбург, 1997); описанное А. А. Титовым «Собрание преосв. Амфилохия [Сергиевского], еп. Угличского» (М., 1892); одним из наиболее значительных является каталог б-ки митр. Киевского Флавиана (Городецкого) ( Михаил, игум. Систематический каталог книг библиотеки Высокопреосв. Флавиана, митр. Киевского и Галицкого. К., 1910), в к-ром почти 8300 ед. описания, в основном отражена лит-ра по богословским и церковно-историческим дисциплинам, изданная в сер. XIX - нач. XX в.; а также упомянутые выше б-ки архиеп. Саввы (Тихомирова), архиеп. Арсения (Брянцева), еп. Никандра (Молчанова), вошедшие в состав б-ки МДА и отраженные в ее каталогах. Отраслевая ретроспективная библиография Попытка составить общий указатель духовных книг была предпринята в кон. XIX в., однако «Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам» (М., 1891. Вып. 1: Указатель… по богословию основному, догматическому, нравственному, сравнительному, истории и обличению раскола и сект в России, вышедших с 1801 по 1888 г. включительно/Сост. С. Н.; Вып. 2: Указатель… по церковной истории/Сост. Н. П.), хотя и имел продолжение ( Лебедев А. А. Русская богословская литература 1888-1892: Библиогр. указ. книг, отд. оттисков и брошюр. Саратов, 1908), остался незаконченным и далеко не полным. В национальном репертуаре книжных изданий всегда особняком стояли богослужебные книги, описание к-рых имело свои особенности и выделялось в отдельные разделы либо указатели, напр.: Издания церковной печати времени Имп. Елизаветы Петровны, 1741-1761/Описали В. И. Срезневский, А. Л. Бем. Пг., 1914 (содерж.: Подробное библиогр. описание 463 кн., иногда аннотация содержания; в предисл.: обзор и систематизация; вспом. указ.: хронол., алф., именной, геогр., иллюстр.). Биобиблиография

http://pravenc.ru/text/149151.html

2 Кроме известных из прежнего времени и опубликованных в разное время по смерти митрополита Филарета отзывов Г. П. Павского, Ф. А. Терновского и других, см. и за последнее время во 2 томе Словаря гравированных портретов Ровинского (Спб, 1889), в 9 Русской Старины за 1892 г. стр. 710 и дал. и др. 4 Обстоятельнее мы ответили на неблагоприятные отзывы о м. Филарете отзывы в речах, произнесенных в собрании Общества любителей духовного просвещения 19 ноября и в Московской Духовной Академии 26 ноября 1892 года. 5 См. такие отзывы напр. у Ровинского и у Толмачева в упомянутых изданиях Словаря и Русской Старины. 6 Эти акты можно видеть собранными под 29 дел архива учрежденного Собора Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год, где об этом просто сказано, что Дроздову наречено, при пострижении, имя Филарета. 10 Там же, стр. 40. Разумеем отказ от вступления на должность приходского священника, с которой необходимо сопряжено вступление в брак. 12 29 дел архива Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год. Известно, что и митрополит Платон, на вопрос Императрицы Екатерины II о причинах, побудивших его вступить в монашество, отвечал, что он вступил в это звание „по особой любви к просвещению“. См. его автобиографию, стр. 19. Москва, 1887 г. 13 Самый двухлетний промежуток этот последовал единственно по молодости лет Дроздова, почему даже и в 1808 году митроп. Платон, в своем ходатайстве пред св. Синодом о дозволении постричь его в монашество, счел нужным прибавить ему лет. 16 Письмо это, нигде доселе не напечатанное, впервые нами обнародовано по подлиннику, снятием точной копии с которого мы обязаны владельцу оного, редактору Тульских Епархиальных Ведомостей, протоиерея А. Н. Иванову . 20 Там же. В 1807 и 1808 годах В. М. Дроздов исполнял при митр. Платоне должность иподиакона. См. Письма м. Филар. к родн. стр. 87–89. 23 См. Сушкова, Записки о жизни и времени м. Моск. Филарета, стр. 62. Срав. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 103 и 147. Тверь, 1888. 25 См. там же, ч. IV, стр. 479. Москва, 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

700 Учение Господа Иисуса Христа о субботе, с большею или меньшею подробностью, излагается почти во всех указанных выше немецких сочинениях о воскресном дне. В русской литературе оно весьма обстоятельно представлено в сочинении г. Смирнова, „Празднование воскресного дня“. См. Труды Киев. Академии, 1892 г. 2 стр. 199 и дал.. 702 Известный Гейгер по поводу этих слов Господа Иисуса Христа делает такое замечание: „таким образом, почва, на которой стоял Иисус был фарисеизм: Он боролся против его половинчатости, но боролся его же собственным оружием. Решительнее всего это выражается в применении Им выражения, которое употребляли также и фарисеи: „суббота рада человека, а не человек ради субботы“. Geiger, Sadducäer und Pharisäer. S. 31. Это замечание нельзя не признать тенденциозным. Правда, в Гемаре есть выражения, имеющие некоторую аналогию с указанными выше словами Иисуса Христа. Таково, например, изречение р. Ионафана: „суббота должна быть подчинена вам, а не вы субботе“; таково же изречение р. Иуды: „законы даны для того, чтобы человек был жив чрез них (Wünsche, Neuc Beiträge zur Erklärung der Evangelien aus Talmud und Midrasch. Göttingen. 1882. S. 149). Но эти изречения единичны; в массе других, противоположных им, они совершенно незаметны и потому ни в каком случае не могут служить выражением общефарисейского взгляда на субботу. 703 В древней рукописи, известной под именем кодекса Вези, содержатся одно изречение Иисуса Христа о субботе, не сохранившееся в канонических евангелиях. После Лyk. VI, 5 в этой рукописи читается: „в тот же самый день, увидев человека, работающего в субботу, (Иисус Христос) сказал ему: „о человек, если знаешь, что делаешь, то ты блажен: если не знаешь, – то проклят и нарушитель закона. Фаррар, Жизнь Иисуса Христа. Изд. 1885 г. СПБ. Стр. 206. Справедливое замечание относительно этого добавления см. в Трудах Академии 1892 г. 2 стр. 210–211. 705 Эти выражения некоторым исследователям дают основание утверждать, что будто-бы 4-я заповедь, по мысли апостола, потеряла всякое значение для членов Церкви (Zahn, Geschichte des Sonntags.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Обладатель диска сможет найти интересующие его материалы по имени автора, по названию статьи, также он может просматривать подряд все материалы журнала «Богословский Вестник», выстроенные по хронологическому принципу. Тематический рубрикатор позволяет находить статьи и публикации однородной тематики. Следует иметь в виду и то, что в печатных указателях содержания журнала некоторые публикации не были отмечены, «реальное» содержание, созданное на основе базы данных, восполняет этот пробел. Настоящий диск со всеми номерами «Богословского Вестника», представленными в виде изображений, появился в результате реализации задач, поставленных на первом этапе. В дальнейшем предполагается выпустить диск с распознанными материалами «Богословского вестника». Он будет снабжен подробным тематическим указателем и многоуровневым поиском с использованием ключевых слов. Диск с электронной версией «Богословского Вестника» предоставляет уникальную возможность познакомиться с работой ученого сообщества Московской Духовной Академии во всем ее объеме и многообразии, приобщиться лучшим традициям дореволюционной русской богословской науки, вдохновиться на дальнейшие подвиги и труды во славу Божию на бесконечном поприще любомудрия . 4). Библиография 1. Указатели: 1. Указатель к журналу «Богословский вестник»: 1-е десятилетие, 1892-1901 гг. СП., 1903. 2. Указатель к журналу «Богословский вестник»: 2-е десятилетие, 1902-1911 гг. СП., 1912. 3. Русские писатели-богословы. Вып. 2. Исследователи и толкователи Священного Писания. Библиографический указатель. М., 1999. 4. Философское содержание русских журналов начала XX в. Вып. 2. Статьи, заметки и рецензии в изданиях духовных и светских учебных заведений, общенаучных, критико-библиографических, общественно-политических и иных журналах: Библиографический указатель/Составитель А. А. Ермичев. СПб., 2006. С. 7-79 (Богословский вестник). 2. Исследования: 5. Августов 1913 -- Отношение митрополита Московского Филарета к Московской Духовной Академии (Из истории Московской Духовной Академии). Курсовая работа студента IV курса МДА Димитрия Августова (1913) (Фонд 172 МДА, картон 164, единица хранения 2).

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

музыки (как и в последующих стихотворениях) исправлена под редакцией г. Малашкина. Томск, Паров. Типо-Литогр. П. И. Макушина. 1896 года 4 стр.). – 11) Песнь о Лазаре убогом. (Томск, 1896 г., 4 стр.). – 12) Песнь о последнем суде Христовом. (Томск. 1896 г., 4 стр.). – 18) Песнь об Алексие, Человеке Божием. (Томск, 1896 г., 4 стр.). – 14) Урал (Томск, 1896 г., 4 стр.). XXXIV Из перечисленных здесь книг, брошюр и листов в книжке об о. Макарии, изданной в 1892 г. СПБ. Епархиальным Комитетом Православного Миссионер. Общества 1) приложен весьма полный библиографический перечень напечатанных до 1892 г. (включительно) „Трудов Архимандрита Макария» и „статей и заметок других лиц об о. Архимандрите Макарии» (всего 89 под заглавием: „Литература об Архимандрите Макарии» (стр. 106–110), каковой перечень весьма полезен для каждого, желающего возможно обстоятельнее изучить замечательную личность приснопамятного о. Макария и познакомить с нею других, во исполнение завета Апостола языков: „Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» ( Ebp. XIII , ч.). XXXV В сборнике: „Хоровые духовно-нравственныя песнопения» 9-й) внимание читателя невольно останавливают следующие строки предисловия: „Предлагаемая книжка содержит 31 избранных духовно-нравственных песнопений 2 ). Большая часть этих песнопепий принадлежит основателю миссии, приснопамятному Архимандриту Макарию. Выход в свет первого из названных сборников отмечен был в нашей духовной печати сочувственными отзывами. „Песнопения эти исполнены глубоких мыслей и творчества и носят на себе отпечаток таланта и высокой духовной мощи, какою отличался их приснопамятный автор» (Библиогр. лист, при „Руков. для сел. паст.» 1890 г.). Одни из собранных Алтайской Миссией песнопений переделаны Архимандритом Макарием из народных псальм с сохранением отчасти и самых напевов, другие – принадлежат творчеству самого автора; в приискании мелодий к этим последним потрудились вместе с ним и лица, знающие музыку, из служивших в Миссии, при чем о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Его смерть была огромной утратой для Московской Духовной академии. На одном из множества венков, возложенных на гроб В. Д. Кудрявцева-Платонова, была написана фраза, которая являлась для него философским девизом его творчества: «Как растение без корня, так знание без веры невозможно». 11 Автор книг: О единстве рода человеческого (М., 1854); О религиозном индифферентизме (СПб., 1861); Об источнике идеи Божества (М., 1864); О Промысле (М., 1868); Критический обзор учения О. Конта о трех методах философского познания (М., 1874); Самостоятельность начала органической жизни (М., 1881); О происхождении органических существ. Теория трансформации (М., 1883); Состав философии (Харьков, 1884); Метафизический анализ эмпирического познания (Харьков, 1886); Метафизический анализ рационального познания (Харьков, 1888); Религия, её сущность и происхождение (Сергиев Посад, 1871); Пространство и время (Харьков, 1887); Метафизический анализ идеального познания (Харьков, 1889); Введение в философию (М., 1889); Начальные основания философии (М., 1892), Сочинения. Т. I–III (Сергиев Посад, 1892–1893). Бессмертие души 12 Едва ли в области философии есть какой-либо вопрос, решение которого находилось бы в такой тесной и существенной связи с решением других важнейших философских проблем, как вопрос о бессмертии души человека. Не по простому обычаю и не вследствие известной только систематики философских учений этот вопрос большею частью ставится в конце метафизики как её завершение. Есть тому и другая, более важная причина. Истина бессмертия души есть результат цельного философского миросозерцания и научное обоснование её возможно только тогда, когда будет принято такое миросозерцание, когда будут выяснены и прочно установлены понятия о существе мира физического и духовного и об абсолютном начале того и другого. Вопрос о бессмертии души поэтому для своего решения необходимо требует некоторых предположений, некоторых истин, уже прежде дознанных и доказанных, из которых такое решение является естественным выводом. Эти предположения даются всеми частями метафизики и суть следующие: достоверность познания не только эмпирического, но и рационального, бытие личного Бога, разумность или целесообразность мира, субстанциональное различие души и тела и, наконец, понятие о нравственности, как стремлении к абсолютному совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург (РГИА)   Центральный государственный исторический архив, Санкт-Петербург (ЦГИА СПб)   Эстонский Государственный архив, Таллин (Eesti Riigiarhiiv — ERA)   Эстонский Государственный архив (ERA). Исторический архив Эстонии, Тарту (Eesti Ajalooarhiiv — Tartu (ЕАА))   Латвийский государственный исторический архив, Рига (Latvijas Valsts Vstures arhvs — LVVA)   Источники   Литература     Галкин-Враской Михаил Николаевич (17 сентября 1832 — 8 апреля 1916) ранее кратковременно занимал также должность эстляндского губернатора (11 октября 1868 — 25 сентября 1870 г.), получив характеристику «пионера русского государственного дела в Эстляндской губернии». 24 февраля 1871 г. получил благословение Синода «за попечительность по устройству и исправлению православных церквей в Эстляндской губернии», за управление губернией удостоен ордена Св. Станислава 1 ст. С 20 марта 1872 г. — почетный член Рижского Петропавловского братства. Почетный братчик Иеввенского отделения Прибалтийского православного братства. Реформатор тюремного дела в России, организатор благотворительной деятельности, ученый. Действительный тайный советник, член Государственного совета. О нем см.: [ Шилов, Кузьмин, 171–178; Зубов ].  Княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская, урожденная графиня Милютина (28 марта 1844 — 16 июня 1939) — дочь военного министра и реформатора, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии графа Дмитрия Алексеевича Милютина, фрейлина императрицы. В 1892 г. благодаря ее усилиям был зарегистрирован устав Общества милосердия и Ревельское благотворительное общество, состоящее под покровительством государыни императрицы Марии Феодоровны. При обществе работал приют для малюток, школа для бедных и работный дом. Эстляндский попечительный о сестрах милосердия комитет Российского Красного Креста был образован 17 апреля 1892 г. под ее председательством. На рубеже веков в общине трудилось 18 сестер-милосердия, на содержание ее учреждений ежегодно тратилось до 6000 руб.

http://bogoslov.ru/article/6191776

Сап 25: placuit, ut subdiaconi, qui sacra mysteria contrectant, et diaconi, et Presbyteri, sed et episcopi secundum priora statuta etiam ab uxoribus se contineant. 37 «Угодно, чтобы иподиаконы, касающиеся святых тайн, и диаконы, и пресвитеры, а также и епископы, согласно прежним постановлениям, воздерживались от жен» (лат.). — 153. 38 «Ты, двубрачный, крестишь, ты, двубрачный, приносишь евхаристическую жертву? И сколько же среди вас двубрачных начальствуют, насмехаясь над самим апостолом?» 157. 39 Ср. В. В. Болотов, «Параволаны» ли? (Орфографический вопрос). «Христ. Чт.» 1892, II, 18—37 (=Из церковной истории Египта. Вып. III. Архимандрит та–веннисиотов Виктор при дворе константинопольском в 431 г. Спб. 1892, 235—254). Стр. 26—27: в древних памятниках παραβαλανες, parabalani, paraba–lanin=παραβαλανεν=οι παρ βαλανε[ο]ν, «параваланинцы», те, «которые у бани, при бане, близ (подле) бани». 34: «Религиозное братство параваланинцев первоначально состояло, по всей вероятности, из так называемых «трудников», т. е. — в главной массе — из благочестивых простолюдинов, посвятивших свой физический труд на служение церкви. По указанию церковных властей они исполняли разные черные работы. Епископы александрийские, по–видимому, брали себе домашнюю прислугу из параваланинцев. Как показывает самое название, эти трудники поселены «у [церковной] бани»; отопление ее, присмотр за ней, прислуживание моющимся, и составляли обычную обязанность параваланинцев, из которой естественным путем развилась и благороднейшая цель этого братства, уход за больными». 35: «Историческое существование александрийских параваланинцев от 416 по 534 г. засвидетельствовано документально. Вне всякого сомнения, они явились ранее 416 г., но когда именно, неизвестно. Невероятно, однако, чтобы это братство появилось ранее Константина Великого; раз они поселены были у «бани», значит церковным имуществам государство уже усвоило известные привилегии. Невероятно также, чтобы это учреждение пережило разгром, которому подвергалась Александрия от арабских завоевателей». «Орфография имени οι παραβαλανεν устанавливается на твердых документальных данных. Напротив, излюбленное всеми parabolani выдумано позднейшими учеными без всякого серьезного основания» (А. Б.) — 164. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010