Макшеева Н. Настоящее положение религиозной психологии//Христианское обозрение. 1914, 4, с.361–370. Манеров В. Х. Духовность человека как ценность и предмет психологии//Человек и его ценности в XXI веке. Материалы международного семинара. СПб., 2002. Манеров В. Х. Ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентации современных студентов//Духовные и социальные проблемы современной России в свете Православия. СПб., 2002, с.150–155. Мантегацца П. Экстазы человека. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1890. Мареева Е. В. Споры о душе в свете истории аристотелизма//Психология и философия: возвращение души. Сборник статей. – М., 2003, с.14–59. Марков Б. В. Забота о душе в контексте философских и религиозных наставлений//Философия религии и религиозная философия. Сборник. СПб., 1995, с.50–52. Марьясова Н. В. Психология духовности: Учебное пособие по психологии. Хабаровск, 2002. Меламед С. М. Психология еврейского духа. М.: Современные проблемы, 1914. Мень Александр прот. Парапсихология и неразрушимость духа//Его же. Магия. Оккультизм. Христианство. М., 1996, с.110–117. Мень Александр прот. Перевоплощение и оккультизм//Его же. Магия. Оккультизм. Христианство. М., 1996, с.118–128. Митюшкина О. Т. Медитативные практики йоги в психокоррекции//Журнал практического психолога. 2000, 1–2. Митюшкина О. Т. Методы, ориентированные на йогу, в комплексном лечении больных с невротической реакцией//Журнал практического психолога. 1999, 5–6. Мусхелишвили Н. Л. Через семиотику и герменевтику молитвы к психологии молитвенных состояний//Московский психотерапевтический журнал. 1994, 1. Мусхелишвили Н. Л., Шабуров Н. В., Шрейдер Ю. А. О символичности проповеди //Человек. 1991, 4, с.144–153. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Иов-ситуация: искушение абсурдом//Философская и социологическая мысль. 1991, 8, с.41–53. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Некоторые замечания к психологии молитвы: когнитивный аспект//Московский психотерапевтический журнал. 1998, 1. Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. Подг. текстов, вступ. ст. Т. В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

9. Возведением войсковых соборов продолжило заниматься Инженерное ведомство. 10. РГИА. Ф. 806. Оп. 4. Д. 2550. Л. 6, 7; 100-летие военного министерства. 1802-1902. XIII. Сост. протопресвитер А.А. Желобовский. СПб., 1902. С. 62; Цитович Г. А., свящ. Храмы армии и флота (состоящие в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства). Пятигорск, 1913. С. 12–14. 11. 100-летие военного министерства. 1802-1902. XIII. Сост. протопресвитер А.А. Желобовский. СПб., 1902. С. 63. 12. Федор Михайлович Вержбицкий (19 мая 1846 — 6 марта 1919, Петроград) из дворян Царства Польского, окончил Нежинскую гимназию и С.-Петербургское строительное училище (1867-1871 гг.), преобразованное позднее в Институт гражданских инженеров, и занял должность техника в Виленском церковно-строительном присутствии и младшего инженера Виленского губернского правления (до 1875 г.). Им были составлены проекты и сметы на постройку Никольской церкви в Рудамине (1874-1877 гг., Литва, после 1944 г. в руинах) и храма на 300 человек в Черневичах (ныне Беларусь), утверждённый 27 мая 1874 г. Основой для него послужил самый распространенный образцовый проект К.А. Тона: трёхчастного одноглавого храма с шатровой колокольней над притвором из альбома 1838 г. – церкви в имении Сенявина. Работал в Полтаве (1882-1886), Чернигове (1886–1890), преподавал в Школе десятников по строительному делу (1900-е). В Петербурге был избран членом правления Общества гражданских инженеров, построил здание Городского архива (1914–1915; Большой Сампсониевский пр., 88). Вержбицкий получил известность как специалист по железнодорожному и казарменному строительству. См. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института. Вып. 1, СПб., 1892; 100-летие военного министерства. 1802-1902. III. Отд. V. Сост. Н. М. Затворницкий. СПб., 1909. С. 677; Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века. Справочник под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996; Bertash A. Verbickij, Fedor Michajlovi//Allgemeines Künstlerlexikon (AKL). Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker. Band 115. Berlin; Boston, 2022. S. 496-497.

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884–1917), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым). Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857–1867), «Духовная беседа» (в 1858–1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860–1917), «Духовный дневник» (Х., 1864–1866). В 60-х гг. XIX в. появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860–1917) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858–1877) В. И. Аскоченского, «Душеполезное чтение» (М., 1860–1917), «Дух христианина» (СПб., 1861–1865) свящ. А. Гумилевского, «Духовный вестник» (Х., 1862–1867), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863–1917). Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих Ж. д. публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60–70-х гг. было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати. Офиц. церковные издания сначала появились на епархиальном уровне. Епархиальные ведомости выходили в 1860–1922 гг. и охватывали почти все епархии. Как правило, они состояли из офиц. и неофиц. отделов. С 1875 г. ж. «Церковный вестник» (СПбДА) был «в официальной части официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нем центральных учреждений». В 1888 г. появился отдельный печатный орган Святейшего Синода – ж. «Церковные ведомости», состоявший из офиц. части и прибавлений и выходивший до 1918 г. К центральным офиц. церковным журналам относились также «Вестник военного духовенства» (СПб., 1890–1917; с 1911 «Вестник военного и морского духовенства»); «Церковно-общественная мысль» (К., 1917–1918), «прогрессивный орган военного и морского духовенства»; «Народное образование» (СПб., 1896–1917), ж. Училищного совета при Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

951 Ср.: Византийская книга Эпарха. – С. 208; Голофаст A.A., Рыжов С. Г. Раскопки квартала Х ...–С. 198. 952 Юргевич В. Исторический очерк пятидесятилетия имп. ООИД 1839–1889. – Одесса, 1889. – С. 63 (раскопки 1876–1884 гг. в северо-восточном районе); Производство археологических раскопок в Херсонесе//ОАК за 1890 год. – СПб., 1893. – С. 34 (подсвечник из вырубной могилы на южном участке некрополя); Раскопки в Таврической губернии 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – СПб., 1893. – С. 4 (находка на агоре железного церковного ставня 1,05 м высоты, состоящего из двойного круга 20,3 см в диаметре, четырехгранного прута толщиной 2,5 см и трех ножек); Стееен А.Х. Раскопки в Херсонесе в 1889 г.//ИТУАК. – 1889. – – С. 101 (железные подсвечники из раскопок «базилики в базилике»); Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К.К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 год. – СПб., 1898. – С. 167, рис. 535 (бронзовый фигурный подсвечник высотой 21,5 см с заостренным стержнем на трех ножках, найденный в районе Склада древностей); Отчет за 1900 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 27; Таврическая губерния. Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1900 год. – СПб., 1902. – С. 24, рис. 59 (в периболе около 19 куртины – бронзовый подсвечник «обычного типа, для накалывания свечей», на трех ножках, 9 см высоты); Отчет за 1901 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 13–14 (часть большого бронзового точеного подсвечника из раскопок внутри Западной базилики); Извлечение из отчета К.К. Косцюшко-Валюжинича о раскопках в Херсонесе в 1902 году//ИАК. – 1904. – Вып. 9. – С. 59 («верхняя заостренная часть подсвечника» из раскопок на акрополе); Отчет за 1902 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 21 (верхняя заостренная часть бронзового подсвечника из раскопок некрополя); Отчет за 1903 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 44 (обломки бронзовых подсвечников натрех ножках, два бронзовых заостренных стержня от них, обнаружены при раскопках около южных ворот и «здания Г»); Косцюшко-Валюжинич К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 г.//ИАК. – 1902. – Вып. 4. – С. 70 (часть большого точеного бронзового подсвечника найдена прираскопках раннесредневековой Западной базилики); Отчет за 1904 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 18 (небольшой бронзовый подсвечник на трех ножках-лапах, найденный в восточном углу портового района); Отчет за 1905 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 7; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году//ИАК. – 1907. – Вып. 25. – С. 140 (кружок бронзовый массивный диаметром 6 см, от подсвечника, из раскопок в юго-западном углу городища, около «здания Г» и на поперечной главной улице); Таврическая губерния а) Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1905 год. – СПб., 1908. – С. 42 (подсвечники из раскопок около Южных ворот и «здания Г»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: CPL, N 85-92; собрания: Divinae Institutiones, De ira Dei, De opificio Dei/Ed. C. Sweynheim, A. Pannartz. Subiaco, [editio princeps]; Opera/Ed. J. P. Valerianus. Venetiis, 1502; Opera omnia/Ed. J.-B. Le Brun, N. Lenglet Dufresnoy. P., 1748 (переизд.: Bibliotheca Veterum Patrum/Ed. A. Gallandi. Venetiis, 1768. Vol. 4; PL. 6–7); Opera omnia/Hrsg. S. Brandt, G. Laubmann. W., 1890, 1893, 1897. 3 vol. in 2. (CSEL; 19, 27. 1–2); отдельные произведения: De ave phoinice/Ed. M. C. FitzPatrick. Phil., 1933; De mortibus persecutorum liber/Ed. G. Pesenti. Torino, 1934. (CSL Paravianum; 40); Le Divine istituzioni/Ed. G. Mazzoni. Siena, 1936–1937. 2 vol.; Institutiones divinae: Lib. 6: De vero cultu/Hrsg. C. Iordchescu, T. Simenschy. Ci_inu, 1938; Epitome divinarum institutionum/Ed. E. H. Blakeney. L., 1950; De la mort des persécuteurs/Ed. J. Moreau. P., 1954. (SC; 39); De ira Dei/Hrsg. H. Kraft, A. Wlosok. Darmstadt, 1957; Divinae Institutiones: Buch 5/Hrsg. H. Hross. Münch., 1963; De mortibus persecutorum/Ed. F. Corsaro. Catania, 1970; Divinae institutiones; De opificio Dei; De ira Dei/Ed. U. Boella. Firenze, 1973; Institutiones divines: Lib. I, II, IV, V, VI/Ed. P. Monat, Chr. Ingremeau. P., 1973, 1986, 1987, 1992, 2007. 6 vol. (SC; 204, 205, 326, 337, 377, 509); L’ouvrage du Dieu Createur/Ed. M. Perrin. P., 1974. 2 vol. (SC; 213, 214); La colère de Dieu/Ed. Chr. Ingremeau. P., 1982. (SC; 289); De mortibus persecutorum/Ed. J. L. Creed. Oxf., 1984; Épitomé des Institutions divines/Ed. M. Perrin. P., 1987. (SC; 335); Divinarum institutionum libri septem/Ed. E. Heck, A. Wlosok. Monachii, 2005–2011. Fasc. 1–4; Divinae institutiones. Buch 7: De vita beata/Einl., Text, Übers. und Komment. S. Freund. B., 2009; De ira Dei (=Vom Zorne Gottes). Aadorf, 2010; рус. переводы: Луция Цецилия Лактанция Фирмиана… Божественных наставлений седмь книг… С присовокуплением др. творений: О гневе Божием, О удивительном и чудном строении человека и О кончине гонителей христианства/Пер.: И. Н. Тредиаковский. М., 1783. Ч. 1–2; Творения/Пер.: Е. В. Карнеев. СПб., 1848. Ч. 1–2; О смертях преследователей/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 1998; Божественные установления: Кн. I–V, VII (фрагм.)// Тюленев В. М. Лактанций: Христ. историк на перекрестке эпох. СПб., 2000. C. 205–317; О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 2007, 20142; Божественные установления: Кн. I–VII/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. М. Тюленев. СПб., 2007.

http://pravenc.ru/text/2462563.html

394 Для ознакомления с персидской религией и нравственностью см.: Шпигеля «Avesta», 1858; проф. С.Глаголева «Авеста» в «Православно-Богослов. Энциклопедии». Т. I; Поля-Жанэ указанное сочинение. С. 20–25. 395 Платон определяет σωφροσνη «как добродетель, состоящую в господствовании известного человека над своими аффектами, страстями, в подчинении желаний, бурных чувствований удовольствия и печали как принадлежащих сравнительно низшей, худшей части души, разуму как части души сравнительно лучшей» (См. проф. А.А. Бронзова «Аристотель и Фома Аквинат в отно­шении к их учению о нравственности». СПб., 1884. С. 218). Точно так же определяет эту добродетель и Аристотель (Там же. С. 219). 396 «Великодушный, – по словам Аристотеля, – тот, кто законно претендует на оказывание ему со стороны уважаемых людей того, что мы воздаем богам..., в то же время оставаясь совершенно холодным к почестям, оказываемым ему или за маловажные поступки, или не пользующимися общим уважением людей» (Там же. С. 154–155). 397 О мистериях см. Dr. К.Н.Е. de long. «Die antike Mysterienwesen in religionsgeschichtlicher, ethnologischer und psychologischer Beleuchtung». Leiden, 1909. 398 По исследованию греко-римской религии и этики см.: Буасье. «Римская религия». Рус. перев. 1878; А. Деревицкого «Из истории греческой этики». Вера и разум, 1886. 1–2, 4, 17 и 19; Ф. Садова «Нравственные понятия и нравственная философия образованного общества в древнем Риме». Вера и разум, 1890. 13. С. 21–40; М.А. Олесницкого «Нравственность древнего греческого народа». «Труды Киевской дух. Академии», 1904. Июнь; проф. П.К. Линицкого «Нравственные и религиозные понятия у древних греческих философов». «Труды Киевской дух. Академии», 1870. 10–12; 1871, 3; 1872 г. 4. В целях более детального ознакомления с нравственными воззрениями в древних религиях назовем главнейшие труды по общей истории религий: проф. Новицкого «Постепенное развитие философских учений в связи с развитием языческих верований», 1860; еп. Хрисанфа «Религии древнего мира в их отношении к христианству». СПб., 1873–1878; проф. А. Мензиса «История религии» (перевод). СПб., 1899; Бетани и Дугласа «Великие религии востока». М., 1899 г.; Шантепи де ля Соссэя «Иллюстрированная история религий» (перевод). М., 1899; В.А. Тимирязева «Религиозные верования с древнейших времен до наших дней». Перев. с англ. СПб., 1900; проф. А. Введенского «Религиозное сознание язычества». Т. I: Религии Индии. М., 1902; проф. Ф. Зелинского «Соперники христианства. Статьи по истории античных религий. СПб., 1907; проф. прот. А. Смирнова «Курс истории религий». Казань. 1908; проф. прот. А.М. Клитина «История религий». Т. I. Одесса, 1910 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Имеется в виду книга «Сказка о сильном и славном могучем богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике» (СПб., 1816), несколько раз переиздававшаяся (5е изд. — М., 1838). Имеется в виду книга «Сказка о сильном и славном могучем богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике» (СПб., 1816), несколько раз переиздававшаяся (5е изд. — М., 1838). Немазаных — то есть некрещеных, которые, по поверью, не могут жить благополучно. Ср. выражение «такой-сякой немазаный». Немазаных — то есть некрещеных, которые, по поверью, не могут жить благополучно. Ср. выражение «такой-сякой немазаный». Имеется в виду одно из многочисленных лубочных изданий книги Матвея Комарова «Повесть о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фредерике Луизе» (1782). Имеется в виду одно из многочисленных лубочных изданий книги Матвея Комарова «Повесть о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фредерике Луизе» (1782). На оборотной стороне монеты обычно изображался государственный герб — двуглавый орел. В эпоху Hukoлaя I, к которой относится начало повествования, иногда вместо герба на оборотной стороне монеты изображались профиль анные с годовщинами важных исторических событий. В 1834 г. был выпущен в обращение рубль с изображением Александровской колонны (на Дворцовой площади в Петербурге), увенчанной ангелом с крестом. По периметру монеты подпись: «Александру Первому благодарная Россия». Мемуарист имеет в виду монету достоинством в 1 рубль, выпущенную в 1839 г. с изображением стелы на Бородинском поле, увенчанной крестом. По периметру монеты надпись: «Бородино 26 авгус[та] 1812 г. — 26 авгус[та] 1839 г.» (см.: Георгий Михайлович, великий князь. Русские монеты царствования императора Hukoлaя I. СПб., 1890. Табл. IX, XVIII). На оборотной стороне монеты обычно изображался государственный герб — двуглавый орел. В эпоху Hukoлaя I, к которой относится начало повествования, иногда вместо герба на оборотной стороне монеты изображались профиль анные с годовщинами важных исторических событий. В 1834 г. был выпущен в обращение рубль с изображением Александровской колонны (на Дворцовой площади в Петербурге), увенчанной ангелом с крестом. По периметру монеты подпись: «Александру Первому благодарная Россия». Мемуарист имеет в виду монету достоинством в 1 рубль, выпущенную в 1839 г. с изображением стелы на Бородинском поле, увенчанной крестом. По периметру монеты надпись: «Бородино 26 авгус[та] 1812 г. — 26 авгус[та] 1839 г.» (см.: Георгий Михайлович, великий князь. Русские монеты царствования императора Hukoлaя I. СПб., 1890. Табл. IX, XVIII).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В 1884 г. на VI Археологическом Съезде („Бюллетени“, 4 и 7) Н.П. Кондаковым сделаны доклады: „Какая возможна в современной науке археологии постановка вопроса о влиянии в области искусства вообще и византийского искусства в частности?“ и „Константинопольские церкви“. В журнале „Новь“ за 1885 г. 16 и 17) помещена статья Н. П-ча „Древности Константинополя“, а в 1887 г. в „Трудах VI Археол. Съезда“ в Одессе (т. III) явилось подготовленное им к этому Съезду большое исследование: „Византийские церкви и памятники Константинополя“. Труд этот, заключая в себе историю, топографию и полное, детальное описание константинопольских церквей и памятников византийского искусства, представляет собою полную энциклопедию византиноведения и дает богатейший материал для истории византийской архитектуры, скульптуры и иконографии, затрагивая в то же время и другие вопросы истории, религии, быта и политической жизни Византии. В 1890 г. вышла „Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии, составленная по Высочайшему повелению» (Спб. 1890), представляющая драгоценные материалы для истории не только византийского искусства во всех его отраслях (миниатюры, мозаики, эмали и т. п.), но и для истории искусства грузинского, для иконографии вообще и для истории местного края. В 1891 и 1892 гг. напечатаны доклады Н. П-ча Палестинскому Обществу относительно путешествия его в Святую Землю („Седьмой Отчет Имп. Палестин. Общ. за 1888–1890 гг., прилож. 16, стр. 63–77, Спб. 1891; „Сообщения Имп. Правосл. Палестин. Общ.“, апрель 1892 г., стр. 144–146). В 1892 г. вышло в свет особенно важное исследование Н.П. Кондакова о византийской эмали: „Византийские эмали. Собрание А.В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали“. Изданная с небывалой роскошью, книга эта заключает в себе снимки с богатейшего собрания византийских эмалей покойного А. В. Звенигородского и исследование Н.П. Кондакова по истории эмали. В нем автор рассматривает технику эмали не только византийской, но и многих других народов и стран, начиная с Древнего Египта и кончая средневековой Европой, Персией и Средней Азией; описывает и анализирует множество памятников этого искусства, разделяя их на группы и датируя; исследует памятники византийской эмали коллекции А.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

2. В.В. Зверинского. «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем». T. I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764–1795 по 1-е июля 1890 г. (594 монастыря). Спб., 1890. T. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов, Спб. 1892. Труд г. Зверинского рассчитан на три тома, из которых доселе вышло два. Исходным пунктом для этого исследования послужил знаменитый указ Императрицы Екатерины II 26 февраля 1764 г., известный под названием «Духовных Штатов» – указ об отобрании от монастырей недвижимых имуществ. Первый том содержит в себе материал для описания 27 тех монастырей (а также скитов, пустыней и монастырских общин), которые или были учреждены после издания Духовных Штатов, или были потом восстановлены после упразднения их этими Штатами, или были учреждены на месте прежде существовавших монастырей, напр. католических, униатских, раскольнических или приписанных по Штатам к архиерейским домам и другим монастырям. Этот том обнимает собою и все распоряжения Правительства относительно монастырей с 1765 по 1890 г. В него вошло описание 594 монастырей. Во второй том вошли все те монастыри, которые были в России во время издания Духовных Штатов и которые этими Штатами были осуждены на различную участь, т.-е. одни из них были внесены в Штаты и стали пользоваться постоянным денежным пособием от казны, другие были оставлены на собственном содержании и стали «заштатными», а третьи были совсем упразднены. В этот том вошло описание 769 монастырей 595–1363). К каждому тому присоединены: перечень монастырей по губерниям и областям и алфавитный указатель монастырей. Наконец, в третий том должно войти описание тех монастырей, которые прекратили свое существование еще до издания Духовных Штатов. По словам автора в предисловии (стр. I), ему удалось привести в известность до 2300 отдельных монастырей. Таким образом, в исследовании г. Зверинского должен заключаться (библиографический) материал для описания почти всех монастырей, как существующих теперь в России, так и существовавших в ней когда-либо со времени введения в ней христианства остается незаменимым библиографическим указателем литературы о монастырях, хотя в описании монастырей не может вполне заменить собою «Истории российской иерархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

—120— Бычкова, по званию академика, изданы следующие труды: «Словарь Белорусского наречия, составленный И.И. Носовичем. СПБ. 1870)»; «Библиологический словарь и черновые к нему материалы, П.М. Строева» (в Сборнике Отд. рус. яз. и слов. т. XXIX, 4:1882); «Древние памятники русского письма и языка». И.И. Срезневского . Второе издание, с значительными дополнениями А.Ф. Бычкова, СПБ. 1882; «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном, тома первого части 1 и 2. СПБ. 1887 и 1890», и «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. И.И. Срезневского ». Томы первый и второй. СПБ. 1890–1898 г. (Работы по изданию этого громадного труда разделяла с А.Ф. Бычковым О.И. Срезневская). А.Ф. Бычков был одним из членов-основателей Русского, впоследствии Императорского, Исторического Общества, учрежденного в 1866 г., членом совета общества и помощником председателя (с 1882 г.). Под его редакцией вышли тома 1, 11 и 34 «Сборника Русского исторического общества» (1867, 1873 и 1881 гг.), представляющие весьма важные материалы для истории Петра I и Екатерины II. Немало потрудился А.Ф. и для Императорского Географического общества в качестве члена Совета и члена комиссий ревизионных и по присуждение медалей. Его перу принадлежит рецензия на труд гр. А.С. Уварова: «Меряне и их быт по курганным раскопкам» (в отчете Имп. Русск. Географ. общества за 1873 г.). Состоя еще с 1846 г. членом Русского, впоследствии Императорского, Археологического общества, А.Ф. с 1874 г. заведовал Отделением славяно-русской археологии, а с 1885 г. состоял помощником председателя общества. Плодотворные труды А.Ф. по оживлению деятельности общества, редактированию его ученых изданий и т.д. были достойно оценены еще в 1880 г. единодушным присуждением ему от общества золотой медали. В виду такой обширной, разносторонней и плодотворной ученой деятельности А.Ф. Бычкова неудивительно, что почти все русские университеты, исторические, литературные и археологические общества избрали его своим почетным

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010