Tübingen, 1900, s. XXI-XXIII. Herzog. 193       Е. Schürer, Geschichte des Jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Leipzig, 1898, B. II, s. 72–169. Hamburger, Real-Encyklopädie des Judenthums. Abthedung II. Strelitz, 1896, Heft. 2, Griechenthum, s. 308. Лопухин, Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет . СПБ, 1890, т. II, стр. 896 и д. 194       Herzog, Real-Encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. Leipzig, 1884, t. XIII, s. 217–218. 195       Kurtz, Geschichte des Alten Bundes. B. I. Berlin, 1853, s. 100; drit. aufl. 1864, s. 44–45. 196       Langen, Das Judenthum in Palästina zur Zeit Christi. Freiburg, 1866, s. 9–22. Kurtz, Geschichte des Alten Bundes. B. I. Berlin, 1853, s. 101–102. 198       См. Hamburger, Real-Encyklopädie des Judenthums. Abt. II. Heft. 2, s. 308–309. Ewald, Geschichte des Volkes Israel. Göttingen, 1864, B. IV, s. 361 См. очень интересную брошюрку „О классицизме» Д. Х. (вероятно, Хомякова). Харьков, 1904 г. Значение эллинизма для христианства выяснено здесь весьма глубоко, см. особ. 12, 13. „Христианство, – по автору, – засветилось миру на свечнице эллинизма». 205       Иосиф Флавий, Иудейские древности. Перевод И. Генкеля. СПБ, 1900, т. I, кн. XII, 4, 2–7. 209       Что, именно, под Симеоном Праведным нужно разуметь Симеона II, об этом мы уже говорили выше. См. Hamburger, Real-Encyklopädie, Abth. II, Heft. 7. s. 1115–1118, особ. 1117; Darenbourg, Essai sur et la Geographie de la Palestine. Paris, 1867, p. 47–52.       Hamburger говорит, что Симеон II принадлежал к партии „праведных», которая стояла в середине между эллинистами и ассидеями и по своему основному принципу не хотела следовать ни эллинистам, которые стремились к подавлению всего иудейски-национального и уничтожению всех религиозных постановлений, ни к ассидеям, которые накопляли религиозные коллизии (соб. Erschwerungen – трудности, тягости) и не хотели поступиться йотой одной применительно к потребностям времени» (II, Heft. 7, s.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

По мнению одних ученых (Г. Ахелис и др.), древнейший памятник – «Canones Hippolyti», а по мнению других (Ф. Функ) он – самый позднейший и образовался чрез постепенное сокращение и видоизменение VIII-oй кн. «Постановлений». Отсюда вытекают и два разные взгляда на Климентову литургию. Ученые, держащиеся перваго взгляда, полагают, что она – произведение составителя «Постановлений» (Brightman, напр., думает, что она составлена по рубрикам антиохийской литургии, тексты ектений – прямо антиохийские, ибо они, как это издавна уже отмечалось, сходны с текстами и изложением антиохийских ектений, приводимых в его творениях Иоанном Златоустом , – схема анафоры – сирийская, молитвы – в значительной степени – собственное сочинение составителя). Следующие же второму мнению полагают, что составитель «Постановлений» интерполировал уже готовую литургию, употреблявшуюся в антиохийском церковном округе и что Климентова литургия составлена не в одно какое-либо время: в ней есть новые элементы, IV-ro века, но есть и части, идущия еще от II-ro века. Второй взгляд правильнее. Составитель «Постановлений» во II-oй кн. сборника дает еще и собственное изложение литургии: порядок ея сильно отличается от Климентовой литургии. Литература. Текст литургии см. в изданиях «Апостольских Постановлений». F. Turriani (1563), Comelier’a (1672), Clericus’a (1724), Gallandi (Bibloteca vet. patr. III, 1767, Migne’a (gr. I), W. Uelmzen’a (1853), de-Lagarde’a (1862) и в новейшем F. X. Funk’a (t. 1, 1905). Отдельныя издания Климентовой литургии – Chr. Bunsen, Hippolytus II, Lpzg. 1853; Daniel, Codex liturgiens IV, Lips. 1853, Hammond, Liturgies Eastern and Western, Oxford 1878, и переработка этого издания у Brightman (тоже заглавие), vol. I, Oxford 1896. Русские переводы: – «Постановлений» – Казань 1864, отсюда перевод Климентовой литургии перепечатан у Ф. Смирнова [еп. Христофора], Богослужение Христианское со времени Апостолов до четвертаго века, Киев 1876 (оттиски из «Тр. Киевск. Дух. Академии» 1874–1876 г.), другой перевод – в «Собр. древн. литург. восточн. и западных», вып. I, Спб. 1874 г. Выдержки из Климентовой литургии см. у И. Ветринскаго, Памятники древн. христ. Церкви, т. III, 5, Спб. 1844. Взгляды и мнения указаны у Brighmman’a в введении. См. также F. Probst. Liturgie d. drei erst. Cliristlich. Jahrhundert, Tu1870, и его же, Liturgie d. viert. Jahrhunderts und der. Reform, Mu1893. P. Drews, Studien zur Geschichte d. Gottesdienstes u. d. gottesdienstlich en Leben, II u. III – Untersuchung. ud. sog. Clementinische Liturgie im 8 B. d. apostol. Konstitutionen Die Clementinische Liturgie im Rom, Tu1906. (Ср. «Theologieche Revue» 1908, 8, Sp. 182–184; «Theologische Literaturzeitung» 1908, 11, Sp. 333–335.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

2466       Ваксель Л. Изображения разных памятников древностей, найденных на берегах Черного моря, принадлежащих Российской империи, снятые с подлинников и 1797-м и 1798-м годах, с приложением географической карты тех мест, где оные памятники обретены, с древними наименованиями. СПб., 1801; нем. и франц. переводы: Waxel L. Sammlung einiger Altertümer an den Küsten des Schwarzen Meeres, innerhalb der Grenzen des Russischen Reichs endeckt in den Jahren 1797 und 1798 nach den Originalen gezeichnet. B., 1803; Idem. Recueil de quelques antiquités, trouvées sur les bords de la Mer Noire, appartenant à de Russie, dessinées d’après les originaux en 1797 et 1798. B., 1803; Kiezeritskiy G., Watzinger C. Griechische Grabreliefs aus Südrussland. B., 1909; Murzakewicz N. Descriptio musei publici Odessani. Pars I, continens numophylacium Odessanum. Odessae, 1841. 2467       Raoul-Rochette D. Antiquités grecques du Bosphore-Cimmérien publiées et expliquées. P., 1822. 2469       Бороздин К. Рисунки и чертежи к путешествию по России по высочайшему повелению в 1809 г.//РНБ. Русский отдел. F. IV. Ч. I. Л. 4–6, 9; Вздорнов Г.И. История открытия… С. 21; см. также: Описание бороздинского собрания рисунков к его археологическому путешествию по России/Сост. Д. Поленов//Тр. I археологич. съезда в Москве. Т. 1. M., 1871. 2470       Кеппен П. Список русским памятникам, служащим к составлению истории художественной и отечественной палеографии. M., 1822. 2472       Ильинский Н.С. Историческое описание города Пскова и его древнейших пригородов. СПб., 1795. 2474       Древности Российского государства. Т. 1–6. Отд. I: Св. иконы, кресты, утварь храмовая, облачения сана духовного. M., 1849–1853. 2475       Федор Григорьевич Солнцев – художник-археолог/Сост. Я.Д. Верховец. СПб., 1899; Вздорнов Г.И. История открытия… С. 29–35. 2482       Сахаров И. Исследования о русском иконописании. Т. 1–2. СПб., 1849; см. также: Для биографии И.П. Сахарова, сообщено П.И. Савваитовым //Рус. архив. 1. M., 1873. С. 897–1017; Вздорнов Г.И. История открытия… С. 55–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2439       Knöpfler D. F. Dubois de Montperreux(1798–1850)//Histoire de l’Université de Neuchâtel. 1: La première Académie. 1838–1848. Hauterive, 1988. P. 257–304; Brosset M.F. Notice nécrologique sur M.F. Dubois de Моптрéгеих † le (7 mai) 25 avril 1850//Journal de St.-Pétersburg (20 mai/1 juin 1850). C. 111; Он же. Ф. Дюбоа де Монпере. Некролог//Журнал М-ва нар. просвещения. 1850. Т. 67, 7. С. 48–50. 2440       Dubois de Montpéreux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhazes, en Colchide, en Géorgie, en en T. 1–6. Atlas. P.; Neuchâtel, 1839–1843. 2441       Dubois de Montpéreux F. Reise um den Kaukasus zu den Tscherkessen und Abchasen, nach Kolchis, Georgien, Armenien und in die Krim. 3 Bde. Darmstadt, 1842–1846 (Sammlung der vorzüglichsten neueren Reisebeschreibungen/Hrsg. H. Külb). 2442       Путешествие вокруг Кавказа Фредерика Дюбуа де Монпере. Сухуми, 1935. (Тр. Ин-таабхазской культуры им. акад. Н.Я. Марра, 6). 2443       Дюбуа de Монпере Ф. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазам, в Грузию, Армению и Крым. Т. 5, 6. Симферополь, 2009. 2444       Главные труды: Köppen P. Alterthümer am Nordgestade des Pontus. Wien, 1823; pyc. пер.: Кеппен П.И. Древности северного берега Понта. M., 1828; Он же. Крымский сборник: О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. СПб., 1837. О Кёппене: Кеппен Ф.П. Биография П.И. Кеппена. СПб., 1911 (Сб. Отделения русского языка и словесности. LXXXIX, 5); Маркевич А.И. К биографии академика П.И. Кеппена//ИТУАК. 1914. Вып. 51. С. 223–240. 2445       Köhler Н.К.Е. Dissertation sur le monument de la reine Comosarye. SPb., 1805; Idem. Zwei Aufschriften der Stadt Olbia. SPb., 1822; Köhler’s gesammelte Schriften. SPb., 1853. O Кёлере: Уткина Л.М. Академик E.E. Кёлер и Эрмитаж//Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1999. С. 99–118; Тункина И.В. Русская наука… С. 64–83. 2447       Стемпковский И.А. Мысли относительно изыскания древностей в Новороссийском крае Отечественные записки. 1827. Т. 29. 81. С. 72. Отд. оттиск: СПб., 1827.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2003. 2. С. 58. 33 Мнение от 7 мая 1860 г. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 123. 34 Петр (в миру Платон Алексеевич Троицкий, 1811–1873). Выпускник (1835 г.) и преподаватель, затем ректор (с 1857 г.) Киевской Духовной академии. В 1852 г. принял монашество, с 1853 г. архимандрит. 15 июля 1858 г. назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе, с 23 августа 1860 г. настоятель посольской церкви в Афинах. В 1869 г. рукоположен в епископа Аккерманского. 35 Лилуашвили К. С. Национально-освободительная борьба болгарского народа против фанариотского ига и Россия. Тбилиси, 1878. С. 62–64. 36 П[етров]Н. Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. Август. Т 7. С. 274–286. 37 П[етров]Н. Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. Август. Т 7.С. 283. 38 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 189. 39 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 183–195. 40 Е. П. Новиков – Е. П. Ковалевскому. 17/29 мая 1860 г. РГИА. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Д. 426. Ч. 2. Л. 168об.–169. 44 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по делам православной церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 72. 45 Депеша А. Б. Лобанова от 19/31 июля 1860 г. РГИА. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Д. 426. Ч. 2. Л. 268–269. 46 StamatopoulosD. The Bulgarian Schism Revised//Modern Greek Studies Yearbook. 2008–2009. Vol. 24/25. P 109–112. 50 Бонева В. Българското църковнонациона лно движение 1856–1870. Велико Търново, 2010. С. 309–311. 51 Депеши А. Б. Лобанова-Ростовского 7/19 февраля 1861 г. РГИА. Ф. 797. Оп. 27. 2 отд. 2 ст. Д. 426. Ч. 3. Л. 179–180об.; 14–16 марта 1861. Там же. Л. 273276об. Обращение болгар к протестантам было критически воспринято митрополитом московским Филаретом, который видел в этом еще один повод к тому, «что Илариона должно оставить его судьбе» (записка от 11 апреля 1861 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

188) Домашняя и кочевая жизнь на Востоке, путевые воспоминания княгини Бельджойзо, Моск. Ведом. 1855, 40, 51, 53, 86–91, 100. 189) Путевые заметки от Корнгилля до Каира чрез Лиссабон, Афины, Константинополь и Иерусалим, Титмарша (Теккерея), Библ. для Чт. 1857, т. 144 и 145, 8 и 9, отд. VII, стр. 33–80, 157–195, 1–58 (о Палестине собственно в 9 190) Путешествие Тишендорфа по св. местам в 1859 г., Иллюстр. Газета, 1863, 14, 17–19, 22–25. (О книге Тишендорфа «Reise in den Orient», см. Журн. Мин. Нар. Просв. 1849, ч. 49, VI, 155). 191) Берег Палестины. Бейрут. Из путешествия доктора Л. А. Франкля в Иерусалим, Рассвет, орган русских евреев, 1860, и 28, стр. 435 и 453. 192) Св. Земля, В. Диксона, перев. с англ. под ред. Н. Кутейникова, с приложением плана Иерусалима. Спб. 1869, 8 , 337 стр. (рец. Отеч. Зап. 1869, и 5, стр. 305, 65–70; Руков. для сельск. пастырей 1869, Церк. Летоп. 1869, т. I, стр. 405, ст. Н. Барсова ; Сын Отеч. 1869, ст. А. Х.; Ваза 1870, стр. 81–86, ст. Н. С. П. 193) Из путешествия во св. землю, в 1860 годах, Феликса Бове, перев. с франц., Душеп. чт. 1874, и 7. 194) Записки второго поклоннического путешествия из Рима в Иерусалим и по иншим месцам Востока, совершенного попом св. слов. кафтедральныя Церкве, врачества и св. Богословия доктором Иполл. А. Терлецким. Львов 1861, 8 2 тома (реценз. в Отеч. Записк. 1867, 4, «Униатский агитатор»; Е. Дылевского, Странн. 1870, т. III, библиография, стр. 311–330). Книга написана на червоно-русском языке. 195) От Яффы до Иерусалима. (Из записок английского путешественника). Записки для чт. 1867, стр. 16–20. 196) Путешествие по Египту, Аравии, Малой Азии и Персии, соч. В. Перрифогга, перев. с англ. под ред. В. Ранцева. Спб. 1876. 16 , 195 стр. (о Палестине – стр. 57–84). 197) Путешествие ко св. местам до Крестовых походов, Журн. для детей, 1861, и 7, стр. 88–108. 198) Пилигримы средних веков, Жив. Обозр. т. IV, ст. 5; т. VIII, 217. 199) Иностранные путешественники ко св. земле в XIV и XV веках, С. Пахмана, Журн. Мин. Нар. Просв. 1853, ч. 80, отд. 2, стр. 101–121. Это – извлечение из неизданной географ. истории Сирии и Палестины, помещенной в Nouvelles annals des voyages et des sciences géographiques, redigées par M. Vivien de Saint-Martin. Paris 1853. Здесь идет речь о Бальдензеле (Больденслевен), Мандевиле, Гильбере де Ланнуа, Бертрандоне де-ла-Брокьере, Гистеле, Бернгарде Брейтенбахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

142 Тогда был обычай переводить бакалавров с одного предмета на другой, в видах, между прочим, повышения людей даровитых по службе. К одним кафедрам были приурочены ординатуры, к другим нет, или же вакансия орд. профессора была занята. По языкам ординатуры не полагалось. Между тем, по физико-математическим предметам она была; ее до 1852 г. занимал известный профессор-публицист Д. И. Ростиславов (3-й маг. X к. 1833 г. СПб. акад.). В 1852 г. он оставил службу при академии, и вот мы видим, что в 1853 г. переводят Е. И. Ловягина на математику. Нет никакого сомнения, что его перевод состоялся в целях предоставить ему вакансию орд. профессора, которым он и был сделан через 4 года, в 1857 г. 144 Моисей Александрович Голубев , Петерб. сем., 2-й маг. XVII к. СПб. акад. (1847), в 1853 г. – экстраорд., в 1857 г. – орд. проф. Весьма интересные сведения о нем сообщаются у А. С. Родосского (в его «Биографическом словаре.»), прежде нам, студентам, неизвестные. Да и теперь встречаешься с ними как с новостью. Оказывается, что М.А., сын диакона Петерб. стороны, родился в С.-Петербурге в сильное ноябрьское наводнение 1824 г., в продолжение нескольких дней по рождении хранился на воде в деревянной люльке, почему и назван Моисеем. Он был племянником знаменитого Юрьевского архим. Фотия, который помогал ему при воспитании. 145 Теперь для меня довольно понятен и психологически объясним древний аллегоризм, как результат (кроме многих других причин, – философской школы и пр.) деятельности крайне возбужденной религиозной мысли и весьма повышенного религиозного чувства. При таком состоянии естественно искать сближений настоящего с давно минувшим, намеков, предуказаний в последнем на первое, как это бывает нередко и в обыкновенной нашей жизни, когда мы бываем чем-либо сильно поражены, потрясены. Тогда нам припоминается многое такое (часто мелочи, приметы), на что при другом, обычном своем состоянии мы не обращали никакого внимания, но что теперь представляется очень знаменательным. 149 Между прочим, в особенности часто меня. Замеченную его симпатию ко мне товарищи объясняли каким-то находимым ими сходством между нами. Наружностью, однако, мы были непохожи; может быть, характером, некоторыми чертами духовного склада?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Мишин естественно считал неприличным курить при воспитанниках, или принимать их в накуренной комнате, также как напр. есть при них, быть в халате, а не в виц-мундире и т. п. и тем подавал им пример не двоедушия, а благоприличия и воздержания от распущенности. 321 «Наша светская и духовная печать о духовенстве». Воспоминания бьвшего альта-солиста А. Б–а, Спб. 1884 г. стр. 8. 322 Исправлявший в то время должность смотрителя дома Т. должен был, по инструкции, донести о таком случае директору Дух. учебы, управления. Карасевский, выслушав донесение, изъявил сожаление по поводу случившегося и особенно потому, что ни классов все таки не было, ни церковной службы, но при этом прибавил строго: «если ректор велел, обязаны были его слушаться, даже если он прикажет, чтобы уроки были в первый день Пасхи, и то все должны идти в класс». (Заметим кстати, что в 1853 г., по поводу нового расписания праздничных дней для некоторых учебных заведений, помещенного в академическом месяцеслов, последовал циркуляр из Дух. уч. управления, чтобы в дух. уч. заведениях «соблюдали теже праздничные дни, кои на основании существующих положений были ими доселе соблюдаемы и в отношении дух. уч. заведений остались неотмененными». Духовная власть и раньше всегда старалась поддерживать установившиеся праздники в учебных заведениях. См. Пис. Моск. м. Филар. к Ант. ч. Ш, стр. 367, 372). 325 В газете Суфлер 1880 г. 3 – 45) помещен был рассказ одного из бывших петербургских семинаристов, под заглавием «Театр в П–ской бурсе», где изображается внутренний товарищеский быт спб. семинарии переходной эпохи. Означенные неофициальные занятия воспитанников и отношения их взаимные и с начальством передаются в рассказе, с обозначением действительных лиц, мест и событий, конечно, отчасти с прикрасами, но в сущности верно, как удостоверяют петербургские семинаристы той эпохи. 326 «Памятная книжка воспит. спб. семин. вып. 1863 г.» стр. 48–50. Спб. 1883. Все стремления его, говорит тот же автор о Никольском, состояли в том, чтобы пробудить в наших молодых умах стремления к лучшим сторонам человеческой жизни. В этом отношении он пользовался каждым удобным случаем и во время лекции, и вне классных занятий, у себя в скромной квартире, которая была всегда открыта для каждого из нас. Эти беседы учеников с учителем, в которых он делился своими взглядами и понятиями на жизнь и ее запросы, сплотили нас с ним и нас друг с другом. Направляя молодой ум и волю, (он) прежде всего заботился развить в наших умах понятие о нравственном достоинстве человека. На эту тему он часто говорил». Ср. Памятн. листок изд. 1881 г. стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К архимандриту Антонину были адресованы (и напечатаны в Трудах Киевской духовной Академии, 1867, 10:11) письма архимандрита Порфирия (Успенского) о пресловутом живописце Пан Селине. Статьи о нем Автобиографические воспоминания его рассеяны в его сочинениях: «Заметки поклонника Св. Горы» (1864), «Из записок Синайского богомольца» (1871–1873), «Поездка по Румелии» (1886) и в книге С. А. Венгерова: «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых» (СПб., 1889. Т. l. с. 627–628). В указании сторонних статей о нем мы прежде всего сгруппируем отзывы Митрополита Московского Филарета, рассеянные в издании Преосвященного Саввы: Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1885–1887; и в письмах Митрополита к разным лицам. 1) 1853. По поводу письма иеромонаха Антонина о переводе катехизиса на греческий язык, с намеренным опущением. Т. 3. с. 489–492. 2) 1858. Отзыв митрополита Филарета в письмах его, изданных архиепископом Саввою: Тверь, 1888. Ч. 2. с. 67. 3) 1859. Замечания митрополита Филарета на письмо архимандрита Антонина: а) о разностях между Греческой и Русской Церквами: Собрание мнений и отзывов. СПб, 1887. Т. 4. с. 397–409, 419, 436, 482, 490; б) о сложении сана: Там же. с. 569–570. 4) Предложение митрополита Филарета перевести архимандрита Антонина (из Афин) в Константинополь: Там же. с. 490–491; Собрание мнений и отзывов Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, по делам Церкви на Востоке. СПб., 1886. с. 72. 5) 1860. Предложение митрополита Филарета поручить архимандриту Антонину посредничество по греко-болгарскому делу: Там же. с. 207, 255, 274, 282, 316, 354. 6) 1861. Об особенностях письма архимандрита Антонина из Константинополя от 6 марта по болгарскому делу: Там же. с. 261–265, 300–303. 7) О сведениях из Константинополя, по письму архимандрита Антонина, где он сообщил отзыв Вселенского Патриарха Иоакима II о некоторых богослужебных порядках Русской Церкви: Там же. с. 307–309. Поручение архимандриту Антонину переговорить с Вселенским Патриархом по делам болгаро-униатского архиепископа Иосифа: Там же. с. 311, 327–331, 395. Он командируется в Иерусалим для обследования причин, вызвавших неустройство в тамошней нашей Духовной Миссии: Там же. с. 440–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Словесные формы Жуковского согласны с внутренним содержанием его произведений. В романтических произведениях, выражающих разные чувствования и ощущения, как бы в соответствие их романтическому строю, стих его отличается легкостью и музыкальностью; по меткому выражению Гоголя, он «безтелесен, как видение»; «порхает как неясный звук Эоловой арфы». Жуковский любил писать белыми стихами, или стихами без рифм. Пушкин вначале был недоволен и посмеивался над такими стихами, но впоследствии вполне оценил их и даже сам писал такими стихами. О Жуковском еще в 1825 году Пушкин говорил: «я не следствие, а только ученик его, и только тем и беру, что не смею сунуться на дорогу его, а бреду проселочной. Никто не имел и не будет иметь слога, равнаго в могуществе и разнообразии слогу его.... Переводы избаловали его, изленили; он не хочет сам созидать». Когда на Жуковского нападали, говоря, что его песенка уже спета, Пушкин защищал его: «Зачем кусать нам грудь своей кормилицы, потому что зубки прорезались», спрашивал он. «Что ни говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности и к тому же переводный слог его останется навсегда образцовым». 120 О романтизме смотр. Истор. XVIII стол. Шлоссера, том VII; «Искусства в связи с развитием культуры и идеалы человечества» Морица Каррьера,, том V; История французской литературы Юлиана Шмидта (о французском романтизме); сочинения Белинского, том VIII. О романтизме в средние века во «Всеобщей истории литературы» Корша и Кирпичникова, выпуски XI, XII, XIII, XI и XV: Средневековые литературы западной Европы и Византии А. И. Кирпичникова. 124 Первое изд. стихотворений Жуковского вышло в 1815–1816 г. в Спб. (2 части 4°). Все прежние шесть изданий сочинений Жуковского перечислены в последнем седьмом издании – под редакцией П. А. Ефремова, Спб. 1878 г. Бумаги Жуковского, поступившие в И. Публичную Библиотеку в 1884 г., разобраны и описаны И. А. Бычковым. Спб. 1887 г. – Исследования о жизни и сочинениях Жуковского: П. А. Плетнева: Жизнь и сочинения В. А. Жуковского, 1854 г., С. П. Шевырева: О значении Жуковского в русской жизни и поэзии, М. 1853 г.; Знакомство Жуковского со взглядами романтической школы. Летописи русской литературы и древности 1859 г. т. II. Сочинения Белинского, том VIII; доктора Зейдлица: Очерк развития поэтической деятельности Жуковского. Журн. Мин. Нар. Просв. 1869 г., 4, 5, 6; новое издание, дополненное в столетнему юбилею; отдельное издание; Жизнь и поэзия В. А. Жуковского по неизданным источниках и личным воспоминаниям Н. К. Зейдлица Спб. 1883. Жуковский и его произведения, сочин. П. Загарина. Издание 2-е, дополненное. 1883. Москва. Издание Льва Поливанова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010