10) Иван Алек. Ансеров (моск. сем.), магистр моск. акад. (1842 г.), назначен на 2-й класс словесности, но в сент. 1843 г., по прошению, перемещен в московскую семинарию. Впоследствии был в Москве священником. 11) Василий Гр. Чубинский (ворон. сем.), магистр спб. акад. (1843 г.), назначен на 1-й кл. словесности и свящ. писания. В 1847 г., по прошению, уволен из дух. звания. В феврале 1848 г. перешел в чиновники департамента военных поселений. Ныне состоит управляющим архива морского министерства, в чине тайного советника. 12) Иван Ив. Базаров (тул. сем.), магистр спб. акад. 1843 г., в ноябре поступил на 2-й класс словесности, но в апреле 1844 г. уволен, по случаю назначения во священники к вновь учрежденной правосл. церкви в Вис-Бадене. Ныне протоиерей посольской церкви в Штутгардте. 13) Фома Густ. Фриман, из финляндских уроженцев, бывший учитель чистописания в морском кадетском корпусе. По свидетельству о знании финского языка от Гельсингфорсского университета, в сент. 1844 г. определен учителем финского языка в семинарии. С янв. 1847 г. ему поручено еще преподавание вновь введенного эстского языка. С 1845 г. стал заниматься и переводом церковно-богослужебных книг на финский язык. Вышел из семинарии в 1870 г. в инспекторы училища при финской церкви. 14) Герман Фед. Шмальц, из иностранцев, преподаватель энциклопедии камеральных наук, системы кадастра и агрономии в лесном и межевом институте; член ученого комитета министерства государственных имуществ; магистр философии. По определению св. Синода, в сент. 1843 г. поступил в семинарию, на класс сельского хозяйства. Удостоен бронзовой медали от Императ. вольного экономического общества, за его картофель на выставке в Спб. 1850 г. В апреле 1852 г. по домашним обстоятельствам уволился из преподавателей семинарии. 15) Камилл Генр. Рюо, французский подданный, выдержавший экзамен при спб. университете на учителя франц. языка и преподававший его в сиротском институт спб. Воспитательного дома. По определению св. Синода в сент. 1843 г., согласно Высочайшей воле о преподавании франц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

безусловных успехов. Так «Путешествие ко святым местам в 1830 году» (СПб., 1832) А.Н. Муравьева сразу же было переиздано в 1833 и 1835 гг., а затем в 1840 и 1848 гг. Муравьева неслучайно называли «русским Шатобрианом» по имени автора прославленного «Itinéraire de Paris à Jérusalem...» (Paris, 1811) или в русском переводе И. Грацианского «Путешествии из Парижа в Иерусалим и обратно из Иерусалима в Париж» (СПб.,1817). Но, конечно, русский романтический паломник ориентировался не только на западноевропейские образцы. И хотя третьему изданию «Путешествия ко святым местам» он предпослал обстоятельный обзор «Русских путешествий в Святую землю», где рассказал о полутора десятке памятников паломнической литературы, начиная с XII века, его собственные литературные вкусы и симпатии лежали отнюдь не в отечественном Средневековье. Русская литература путешествий после «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина (1801) стала бурно и, так сказать, экстенсивно развиваться и наряду с западноевропейскими, осваивать и древнерусские паломнические маршруты. Одно за другим выходят «Путешествие по Святой земле в 1835 году» (СПб., 1838) и «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» (СПб., 1847) А.С. Норова, прежнюю столицу Византии описывает в своих «Очерках Константинополя» (СПб., 1835) К.М. Базили, в 1849-1850 гг. по Ближнему Востоку путешествует П.А. Вяземский и т. д. и т. п. вплоть до XX века, когда туда же в поисках новых впечатлений отправился И.А. Бунин, а на Афон - Б.К. Зайцев. Между тем появление книги о. Парфения было замечено критикой. Одним из первых на нее откликнулся в краткой рецензии Н. Г. Чернышевский. «Язык этих многотомных записок, - писал он , - прежде всего поражает читателя, представляя оригинальную смесь церковнославянского с старинным книжным русским и простонародным русским». «Сказание...» представляет собой собрание разнохарактерных и по языку, и по содержанию рассказов. Его автор «равно подробно излагает свои путешествия по святым местам, свои беседы, сначала с православными, которые обращали его, потом с раскольниками, которых обращал он, и, наконец, различные интересные анекдоты, слышанные в путешествиях».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

СПб., 1814//Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. Т. I. СПб., 1885. С. 123–151. 13 . Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. 14 . Сухова Н. Ю. Православные духовные академии в 1850–60-х гг. и реформа 1869 г.//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2009. 4. С. 23–28. 15 . Высочайше утвержденные 30 мая 1869 г. Устав и штаты православных духовных академий//ПСЗ II. Т. XLIV. Отд. 1. СПб., 1873. 47154. С. 545–556. 16 . Сухова Н. Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870–1918 гг.). М., 2012. 17 . Глубоковский Н. Н. [Вафинский Н.] К вопросу о нуждах духовно-­академического образования//Странник. 1897. 8. С. 519–540. 18 . Высочайше утвержденные 20 апреля 1884 г. Устав и штаты православных духовных академий//ПСЗ III. Т. IV. СПб., 1887. 2160. С. 232–243 19 . Simon G. Konstantin Petrovic Pobedonoscev und die Kirchenpolitik bes Heiligen Sinjd. Gцmmingen, 1969. 20 . Сухова Н. Ю. Практическое богословие в российских духовных академиях – проблема понимания и сложности развития (XVIII – начало XX в.)//Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX – начала XX века. М., 2007. С. 244–274. 21 . Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1888/89 учебный год. Казань, 1889. 22 . Дамаскин (Цедрик), сщмч., еп. бывш. Глуховский//Православная энциклопедия. Т XIII. М., 2007. С. 684–687. 23 . Вернувшиеся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) : В 2 т. Т. I. М., 2005.. 24 . Пятидесятилетие Казанской духовной академии 21 сентября 1892 года/Под ред. А. Царевского и А. Попова //Православный собеседник. 1892. Т. III. 12. 25 . Огрызков С. Г. Пастырство схиархимандрита Гавриила (Зырянова) . Дисс. ... канд. богосл. Сергиев Посад: МДА, 2000. 26 . Краля А., диак. Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в должности ректора Духовных академий. Дисс. … канд. богосл. Сергиев Посад: МДА, 2003. 27 . Кострюков М. А., Хабибуллин М. З. Казанское востоковедение XIX – первой половины XX в. Казань, 2012. 28 . Погасий А. К. Изучение проблем раннего христианства в Казанском университете и Казанской духовной академии. Дисс. …канд. ист. наук. Казань, 1995. 29 . Мнение Конференции Казанской духовной академии о желательных изменениях в духовных академиях//Христианское чтение. 1867. Ч. II. С. 610–648, 817–848. 30 . Свод мнений о недостатках действующего Устава духовных академий и соображений о способах устранения этих недостатков. СПб., 1881. 31 . Две справки по вопросу о преобразовании духовных академий в России в XIX веке (1869–1884)/Публ. прот. Ф. И. Титова//Христианское чтение. 1907. Ч. I. 1. С. 31–53; 2. С. 190–204; 4. С. 492–509.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изд.: Плутарховы сравнительные жизнеописания славных мужей: Пер. с греч. СПб., 1813-1821. Ч. 1-13; Перевод «Ручной книги законов», или так называемого Шестикнижия, собранного отовсюду и сокращенного достопочтенным номофилактом и судьею в Фессалонике Константином Арменопулом. СПб., 1831. 2 т.; Римское посольство к Аттиле: Отрывок из соч. Приска, писателя V в.//ЖМНП. 1842. Ч. 33. 1. Отд. 2. С. 65-116; Византийские историки: Дексипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец: Пер. с греч. СПб., 1860. Рязань, 20032; Сказания Приска Панийского: Пер. с греч.//УЗ 2-го отд. ИАН. 1861. Т. 7. Вып. 1. Отд. 2. С. 1-112; Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готфами: Пер. с греч. СПб., 1862, 1876-18802. T. 1 в 2 ч.; 1891. Т. 2. Лит.: [Некролог: Дестунис С. Ю.: 1782-1848]//ЖМНП. 1848. Ч. 60. 11. Отд. 7. С. 53-54; Палеолог М. Г. [Дестунис Г. С. , псевд. ] Некролог С. Ю. Дестуниса//Зап. Одесского ОИДР. 1850. Т. 2. Отд. 3. С. 798-804; Дестунис Г. С. Из ученой деятельности С. Ю. Дестуниса: Его перевод «Сравнительных жизнеописаний Плутарха»//СбОРЯС. 1886. Т. 40. 5; Papastathis Ch. K. Zur Verbreitung der «Hexabiblos» des Harmenopoulos im slawischen Raum//Balkan Studies. 1976. Vol. 17. 1. P. 67-78 [греч. библиогр. о Д.]; Медведев И. П. Пушкин-переводчик Коллегии иностранных дел//Временник Пушкинской комиссии, 1978. Л., 1981. С. 105-109; Белоброва О. А. С. Ю. и Г. С. Дестунисы: Рукописное наследие//Архивы рус. византинистов в С.-Петербурге. СПб., 1995. С. 22-33; Шукурова А. Э. О С. Дестунисе как переводчике «Шестикнижия» Арменопула//Там же. С. 34-35. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи

http://pravenc.ru/text/171759.html

…псалтирщик четко и протяжно прочел над покойным: «Несть человек, иже не согрешит». — См.: 3 Книга Царств, гл. 8, ст. 46; 2 Книга Паралипоменон, гл. 6, ст. 36. 630 …взял все три тома Некрасова… — Достоевский имеет в виду издание: Некрасов. Н. Стихотворения. 6-е изд. СПб., 1873–1874. Т. 1–3. Оно было в библиотеке Достоевского. А. Г. Достоевская вспоминает: «Всю ту ночь (когда Достоевский узнал о кончине Некрасова. — В. В.) он читал вслух стихотворения усопшего поэта, искренно восхищаясь многими из них и признавая их настоящими перлами русской поэзии. Видя его крайнее возбуждение и опасаясь приступа эпилепсии, я до утра просидела у мужа в кабинете и из его рассказов узнала несколько неизвестных для меня эпизодов их юношеской жизни» ( Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1971. С. 316). 631 Эти первые четыре стихотворения, которыми начинается первый том его стихов, появились в «Петербургском сборнике», в котором явилась, « моя первая повесть. — Первый том «Стихотворений» Н. Некрасова, о котором говорит Достоевский, начинается произведениями: «В дороге» (1846), «Современная ода» (1845), «Пьяница» (1845), «Отрадно видеть, что находит…» (1845). См.: Некрасов Н. Стихотворения. СПб., 1873. Т. 1. С. 7–16. В «Петербургском сборнике» (СПб., 1846), открывавшемся романом Достоевского «Бедные люди», были напечатаны «Четыре стихотворения Н. А. Некрасова»: «В дороге», «Пьяница», «Отрадно видеть, что находит…» (первые четырнадцать стихов) и «Колыбельная песня» (1846). 632 …те из стихов, которые первыми прочел в Сибири… — Большинство стихотворений Некрасова 1850-х годов печаталось в журнале «Современник». Достоевский читал в Сибири этот журнал. См., например, его письмо Е. И. Якушкину от 15 апреля 1855 г. Лучшие из своих стихотворений 1840-1850-х годов Некрасов объединил в сборник («Стихотворения Н. Некрасова». М., 1856), имевший большой успех. Сюда вошли и те стихотворения, к которым сочувственно или полемически позднее обращался Достоевский. 633 …как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет, занимал места в моей жизни! — Поэзия Некрасова всегда была близка Достоевскому. Он нередко цитировал стихотворения поэта в своих произведениях. 21 ноября 1880 г. на публичных чтениях в пользу Литературного фонда Достоевский прочел стихотворение Некрасова «Когда из мрака заблужденья…» (1845). (см.: Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1971 С. 352) На других таких же чтениях весной 1880 г. он читал некрасовского «Власа» 634

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

... есть ли у тебя экземпляр... — подразумевается первое издание сочинений Гоголя в четырех томах, СПб. 1842. 200. С. Т. АКСАКОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Первоначально напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 516; полностью — в «Русском Архиве» 1890, 8, стр. 190. Датируется 1850 годом по содержанию и месту написания, а также на основании пометы С. Т. Аксакова: «1850 года». Было приложено к письму 199. Казначеев, Александр Иванович (1788-1880) — одесский градоначальник, впоследствии сенатор, старый друг С. Т. Аксакова. ... записки... — подразумеваются «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». 201. А. М. ТРАХИМОВСКОМУ. Печатается по копии из архива «Русской Старины» ( ПД). Напечатано как письмо к неустановленному лицу в «Русской Старине» 1882, 6, стр. 681. У Шенрока пропущено. Датируется по содержанию. Трахимовский, Алексей Михайлович — помещик Миргородского уезда Полтавской губ., жил в местечке Сорочинцах. В его доме, принадлежавшем тогда его деду, известному в то время на Украине врачу Михаилу Яковлевичу Трахимовскому, родился Н. В. Гоголь, причем крестным отцом новорожденного был отец адресата, Михаил Михайлович. С этого времени между семьями Гоголей и Трахимовских установились самые дружественные отношения, и Гоголь в каждый свой приезд запросто посещал Трахимовских (см. Н. А. Трахимовский. «Мария Ивановна Гоголь». — «Русская Старина» 1888, 7, стр. 25-26). В 1850 г. Д. А. Трощинский окончил Ришельевский лицей в Одессе, и возник вопрос об определении его на службу. Гоголь обращается с рекомендацией своего молодого родственника к пользовавшемуся уважением миргородского дворянства А. М. Трахимовскому. Письмо было написано в официальном тоне с тем, чтобы Трахимовский мог показать его другим лицам, от которых зависело избрание Трощинского на какую-либо выборную должность. Ходатайство Гоголя, повидимому, успехом не увенчалось, так как Д. А. Трощинский устроился на службу в Одессе. Лукьянович, Александр Андреевич, майор — миргородский уездный предводитель дворянства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Триодь 1656 – Триодь постная. М., 1656. Тромонин 1844 – Тромонин К. Изъяснения знаков, видимых в писчей бумаге... М., 1844. Трубецкой 1995 – Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках//Трубецкой Е. Н. Избранное. М., 1995. С. 324 – 353. Указатель 1853 – Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах, хранящихся в 1-м отделении московского архива Министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния в занимаемых должностях. М., 1853. Ундольский 1848 – Ундольский Д. В. Опись книгам, в степенных монастырях находящимся, составленная в XVII в. М., 1848. Ундольский 1850 – Ундольский В. Библиотека Павла, митрополита Сарского и Подонского (опись)//Временник Мо- сковского общества истории. М., 1850. Кн. 5. Отд. 3. С. 65 – 75. Ундольский 1850а – Ундольский В. Книги Епифания Славинецкого (опись)//Временник Московского общества истории. М„ 1850. Кн. 5. Отд. 3. С. 79. Ундольский 1859 – Ундольский В. М. Об ученых трудах Епифания Славинецкого//Временник ОИДР. М., 1859. Кн. 5. Ундольский 1870 – Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского, описанные самим составителем и бывшим вла- дельцем собрания, с 1-го по 579-й. М., 1870. Ундольский 1886 – Ундольский В. М. Отзыв патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича. Новые ма- териалы для истории законодательства в России//РА. 1886. Кн. 2. 8. С. 605 – 620. Ундольский 1975 – Опись фонда 310. Собрание В. М. Ундольского. М., 1975. Т. 2 (машинопись). Успенский 1 – 3 – Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996 – 1997. Т. 1 – 3. Успенский 1903– Успенский Н. Несколько новых данных о заточении патриарха Никона //ХЧ. СПб., 1903. Кн. 1 1 – 6). С. 362 – 388. Успенский 1917 – Успенский А. И. Словарь патриарших иконописцев//Записки Московского Археологического ин- ститута, изданные под ред. А. И. Успенского . М., 1917. Т. 30. С. 1 – 176. Успенский 1992 – Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века//Сб. ст. к 70-летию проф. Ю. М. Лот- мана. Тарту, 1992. С. 90 – 129. Успенский 1996 – Успенский Б. А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва – третий Рим»//«Русское подвижничество». Сб. ст. к 90-летию Д. С. Лихачева. М., 1996. С. 464 – 501.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

62 Вероятно, Смоленский упоминает книгу П.Я. Ефремова «Наглядное преподавание предварительных сведений из геометрии», вышедшую в Казани в 1859 году. 63 Имеются в виду книги: Делакруа И.И. Капитолий, или Собрание жизнеописаний великих мужей с их портретами. СПб., 1841; Норов А.С. Путешествие по Святой Земле. Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг. СПб., 1840. 65 А.А. Камкову принадлежит работа «Начертания этимологии церковнославянского языка» (Казань, 1856), а также ряд статей в «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Русском педагогическом вестнике» и других изданиях. 68 В пятом-седьмом классах Второй гимназии читались отрывки из памятников славянского и древнерусского языка по «Исторической хрестоматии» А.Д. Галахова, употребление которой было рекомендовано Министерством народного просвещения с 1859 года. 72 Учебники истории В.Я. Шульгина, в частности «Курс истории средних веков» (1858), отличались тем, что автор стремился дать «как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей». 73 Работа А. Гано была известна в России в переводе под названием «Практический курс физики. Для средних учебных заведений, женских институтов и вообще для людей, не имеющих предварительных сведений в математике» (Одесса, 1862). 74 «Новая французская грамматика. По системе лучших авторов: Ноэля и Шапсаля… и прочих с прибавлением замечаний о языке французском, сравнительно с русским, составлена И. Трико, наставником-наблюдателем по преподаванию французского языка в Павловском и Морском кадетских корпусах и проч ». Ч. 1–2. СПб., 1840. 1 Финдейзен Н.Ф. Памяти С.В. Смоленского//Русская музыкальная газета, 1909, 32–33, об. 689–694. 1 Финдейзен Н.Ф. Памяти С.В. Смоленского//Русская музыкальная газета, 1909, 32–33, об. 689–694. 1 Финдейзен Н.Ф. Памяти С.В. Смоленского//Русская музыкальная газета, 1909, 32–33, об. 689–694. 78 Симашко Ю. Русская фауна, или Описание и изображение животных, водящихся в Империи Российской. Ч. 1–2. СПб., 1850–1851. 79 Шведский естествоиспытатель Карл Линней создал систематику растительного и животного мира, которая стала завершением огромного труда ботаников и зоологов первой половины XVIII века. В своей книге «Система природы» (1735) он ввел в употребление бинарную номенклатуру (обозначение каждого вида двумя латинскими названиями – родовым и видовым). Впоследствии естественную систему развил французский ботаник Антуан Жюсье: расположил растения в виде восходящей лестницы, начиная с водорослей и грибов и кончая цветковыми; ввел понятие семейства. Огюсту Декандолю также принадлежит одна из первых естественных систем растений. Начатое им издание обозрения всех известных видов покрытосеменных («Введение в естественную систему царства растений», т. 1–7, 1824–1839) было завершено его сыном А. Декандолем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иннокентия в Черкизове (Москва), где находилась загородная резиденция владыки. Сохранением наследия И. и памятных мест, связанных с его именем в Москве и др. городах России, занимались, в частности, историко-просветительное об-во «Русская Америка», Центр североамер. исследований ИВИ РАН, а также архим. Иннокентий (Просвирнин) . Соч.: Алеутский букварь. М., 1836; Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на сев.-зап. берегу Америки//Сын Отечества. 1839. Т. 11. Отд. 3. С. 40-82; Население рус. владений в Америке и разделение его//ЖМВД. 1839. Ч. 34. 12. Смесь. С. 86-89; Способности и браки алеутов//Там же. 1840. Ч. 36. 5. Смесь. С. 57-66; Евангелие от Матфея: На алеутско-лисьевском и рус. языках. М., 1840; Зап. об об-вах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. 3 ч.; Указание пути в Царствие Небесное. М., 1840; Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-амер., с присовокуплением российско-колошенского словаря. СПб., 1846; Опыт грамматики алеутско-лисьевского яз. СПб., 1846; Слово при вступлении в управление Московской паствой 26.05.1868 г.//ПО. 1868. 5. С. 153-154; Творения Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 1886-1888. 3 т.; Письма Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 1897-1901. 3 т.; Административные док-ты и письма Высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Камчатского, по управлению Камчатской епархией и местными духовно-учебными заведениями за 1846-1868 гг./Сост.: В. Крылов. Каз., 1908; Путевые журналы... за 1850-1851, 1861, 1862, 1863, 1864, 1865, 1867 гг.// Крылов В., публ. Мат-лы для истории Камчатских церквей. Каз., 1909. С. 1-84 (2-я паг.); Journals of the Priest Ioann Veniaminov in Alaska, 1823 to 1836. Fairbanks, 1993; Письмо И. Вениаминова К. Т. Хлебникову: 21 дек. 1824 г.//Рус. Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и др. очевидцев. М., 1994. С. 151-189; Путевой журнал... 1827 г.//Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб., 1995. Вып. 2/3. С. 327-335; Избранные труды свт. Иннокентия, митр. Московского, апостола Сибири и Америки. М.; Новосиб., 1997; Письмо свт. Иннокентия (Вениаминова) министру народного просвещения Российской империи А. С. Норову//ЖМП. 1999. 9. С. 76-77; Матханова Н. П. Письма св. Иннокентия (Вениаминова) к М. С. Корсакову: 1851-1879 гг.//Общественное сознание и лит-ра XVI-XX вв.: Сб. науч. тр. Новосиб., 2001. С. 246-274; Быть полезным Отечеству: Сб. писем. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/389619.html

И. Пономарева. Сборн. II. Отдел. Акад. II. т. VIII. Спб. 1872. Здесь помещены: 1) хронологический список всех отдельных сочинений и переводов Ломоносова и собраний его сочинений; 2) Список напечатанных сочинений его, разбросанных в разных периодических изданиях и невошедших в издание Смирдина в 1847–1850 г.; 4) список сочинений его, переведенных на иностранные языки; 5) Указание портретов его и снимков с почерка; 6) Указатель статей о жизни его и материалов для его биографии; 7) указание статей о его сочинениях; 8) псевдонимы его и псевдонимы, под которыми выводили его другие писатели; 9) поэтические произведения, говорящие о нем, и эпиграмы на него; 10) ученые труды, посвященные его памяти; 11) столетний юбилей его (1765–1865). V) Очерк академической деятельности Ломоносова. Я. К. Грота. Зап. Ак. Н. 1865 г. т. VII VI) О Ломоносове по новым материалам. Н. Лавровского. Харьков 1865 г. VII) К столетней памяти Ломоносова. Н. Н. Булича 1865 г. Ломоносов и реформа Петра В. О. Ф. Миллера. Вести. Евр. 1866 . I (По поводу сочинений Билярского, Куника, Лавровского и Ламанского). IX) Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова. Я. Будиловича. Сборн. II. Отд. Акад. Н. т. VIII. Здесь помещены: 1) указатель хронологической последовательности учено – литературных работ Ломоносова; 2) особенности его языка и стиля; 3) размер и характер его научных средств; 4) отрывки неизданных сочинений Ломоносова X) Самое полное жизнеописание Ломоносова, составленное на основании всех указанных материалов и исследований, напечатано Пекарским в Истор. Акад. Наук ч. 11, стр. 259–892. Приложения к нему, стр 893–963. Издания сочинений Ломоносова: 1-е издание в Спб. 1751 г. в одной книге: 2 е издание (по распоряжению Шувалова) в двух книгах. Москва. 1757–59 г и Спб. 1768 г.; Издание Дамаскина Руднева в 3-х частях М. 1778; Издание Н. Новикова в пользу юношества М. 1787. Три академических издания в б ч. в Спб. 1784–87; 1795–97; 1803–1804. Издание Смирдина в Поли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010