110 Тертуллиан. «De baptismo», Cap. II. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. 1 col 1201; в русск. пер. Корнеева. ч. II, Спб. 1847 г. стр, 4. 111 Тертуллиан «De Baplismo». Cap, II. Curs, Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. 1, col 1201: в русск. пер. Корнеева, ч. II, СПб. 1847 г., стр. 4. 112 Кирилл Иерусалимсский. «Praefat. Catech.», n. 12. Curs, Complet. Patrolog. Ser. Grace. Tom. XXXIII, col. 353. Ср. Твор. Кирилла Иерусалимсск.» в русск. пер. М. 1855 г. стр. 15. 113 Тертуллиан. «De paenitent.», cap. VI. Curs Complet. Patrolog. Ser. Latin, Tom. 1, col. 1236 Здесь он говорит о новокрещенных, что они «quippo catuli infantiae adhuc recentis nee perfeclis luminibus incerta reptanl.» Ср. в русск. пер. Карнеева, ч. II, СПб. 1847 г., стр. 89. 114 Златоуст. «Hom, IV in Corinth. I.» Curs. Complet. Patrolog, Ser. Сгаес. Tom. LXI, col. 38. Ср: в русск. пер. ч, I, СПб. 1858 г. стр. 67. 115 Кирилл. Иерусалимсск. «Praefat». n. 12. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 353, Ср. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 г. стр. 14–15. 117 Василий Вел. «De saneto Spiritu». Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXII, col. 189; Cp. Твор. Василия Вел. в русск. пер. ч. III. М. 1846 г., стр. 333. 118 Августин. «Homil. in psalm. CIX», n. 17. Curs. Complct. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XXXV, col. 1460. «Iudei... non agnoscunt sacerdolium secundum ordinem Melchiseder... fidelibus loqnor, si quid non intclligunt calechumeni, auferant pigritiam, fostinent ad notiliam. Другие свидетельства см. у Бингама . " Antiqiut. Eccles.». Tom. IV, lib. X, cap. V, § 12. Edit. Hal. Magdeb., pag: 137. 119 Августин, «De calochizandis rudibus». cap. IX. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XL, col. 318–319; ср. Христ., чт. 1844 г., ч. III, стр. 25. 120 Августин. Ibid. Cap. IX, n. 13. Curs Complet. Patrolog. Ibid, col. 320; в русск. пер. Христ., чт. Ibid., стр. 28–29. 121 Августин. Ibid, cap. V, Curs. Complet. Patrolog. Ibid., col. 316. Христ., чт. Ibid., стр. 17–18. 122 Августин. Ibid., cap. VI-VII. Curs. Complet. Palrolog Ibid., col. 317–318; Христ., чт. Ibid. стр. 20–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Неточно цитируется популярный романс на стихи М. Л. Яковлева (1839). Неточно цитируется популярный романс на стихи М. Л. Яковлева (1839). Серафим (в миру Стефан Васильевич Глаголевский; 1763–1843) — митрополит Петербургский с 1821 г. Серафим (в миру Стефан Васильевич Глаголевский; 1763–1843) — митрополит Петербургский с 1821 г. Тихвинка — большое речное судно, поднимающее до 180 тонн груза. Тихвинка — большое речное судно, поднимающее до 180 тонн груза. Борок — низаное ожерелье; убрус — низаный начельник над венцом на образах угодниц. Борок — низаное ожерелье; убрус — низаный начельник над венцом на образах угодниц. Имеется в виду 1812 год — год нашествия на Россию французов. Имеется в виду 1812 год — год нашествия на Россию французов. Имеется в виду дипломатическая деятельность канцлера Пруссии и Германии Огго фон Бисмарка (1815–1898). Имеется в виду дипломатическая деятельность канцлера Пруссии и Германии Огго фон Бисмарка (1815–1898). Городовые магистраты — городские учреждения, введенные Петром 1 при преобразовании центрального и областного управления в 1718 г.; в их компетенцию входили дела торгово-промышленных сословий (граждан). Магистрат был судебно-административным учреждением, суду которого были подведомственны все уголовные и гражданские дела между гражданами. Городовые магистраты — городские учреждения, введенные Петром 1 при преобразовании центрального и областного управления в 1718 г.; в их компетенцию входили дела торгово-промышленных сословий (граждан). Магистрат был судебно-административным учреждением, суду которого были подведомственны все уголовные и гражданские дела между гражданами. Авраам (в миру Алексей Федорович Шумилин; 1761–1844) — архиепископ Ярославский и Ростовский в 1824–1836 гг. Авраам (в миру Алексей Федорович Шумилин; 1761–1844) — архиепископ Ярославский и Ростовский в 1824–1836 гг. Слепушкин Ф. Н. (1783–1848) — крестьянский поэт-самоучка, родом из Ярославской губернии. Книга, которую упоминает мемуарист, — сборник стихов «Досуги сельского жителя» (СПб., 1828).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В карнавальные дни 1497 и 1498 гг. были устроены сожжения «суеты» – шутовских нарядов, масок, игральных костей, непристойных книг и рисунков и всего того, что некогда было атрибутом веселых празднеств и забав. САМАРИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1819–1876) – философ, публицист, историк-славяновед и общественный деятель; один из идеологов славянофильства, а также один из инициаторов реформ по упразднению крепостного права в России. Много писал о социально-политических и национальных отношениях в Прибалтике. Первоначально увлекался Гегелем и пытался примирить с ним православие; затем, под влиянием Хомякова, стал одним из талантливейших представителей славянофильства. Всецело воспринял богословские воззрения Хомякова и опирался на них в диссертации о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче , которую в 1844 г. защищал в Московском университете. В Яворском и Прокоповиче С. усматривал представителей двух начал – антипротестантского (момент единства) и антикатолического (момент свободы), которые соединены в Православной церкви. Поскольку первые части диссертации содержали резкие нападки на церковные преобразования XVIII в., в печати смогла появиться лишь третья, наименее значительная часть, под заглавием « Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники» (М., 1844). С. был, по выражению А.Д. Градовского, «человеком реформы». Требуя для России самобытного развития, он боялся ломки народного быта, преждевременного искажения его коренных начал, но в то же время всеми силами защищал те нововведения, которые вносили свет в русское общество, хотя бы основная их мысль и была заимствована из-за границы. Он называл себя «неисправимым славянофилом», но высоко ценил западную цивилизацию. В земском самоуправлении, в зачатках свободного печатного слова, в новом суде он видел условия, способные поднять наш народный дух, сообщить нашей государственной и общественной жизни более национальный характер. Поэтому С. восставал против «охранителей», поставивших себе целью запугать правительство и подвигнуть его на ломку всего, созданного в эпоху великих реформ. С уничтожающей иронией осмеял он этих «охранителей» в своем ответе (изд. за границей в 1875 г.) генералу Фадееву, автору книги «Чем нам быть», доказывая, что мнимое «охранение» желает идти путем чисто революционной ломки во имя отвлеченного принципа. Полемистом проявил себя С. и в письмах об иезуитах, появившихся в 1865 г. сначала в «Дне», потом отдельной книгой и выдержавших два издания («Иезуиты и их отношения к России», 2-е изд. СПб., 1868). Книгу можно сравнить с «Письмами провинциалу» Паскаля. С. разбирает систему авторитетного иезуита-казуиста Бузенбаума, сравнительно умеренного в своих выводах, и на частных правилах этой системы демонстрирует ее безнравственность.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПИТАР Титульный лист кн.: Jernej Kopitar. Glagolita Clozianus. Cacolum Gerold, 1836 Титульный лист кн.: Jernej Kopitar. Glagolita Clozianus. Cacolum Gerold, 1836 [Kopitar] Варфоломей (Ерней) Бартол (21(23?).08.1780, Репне, совр. Словения - 11.08.1844, Вена), словенский филолог-славист, один из основоположников славистики. Род. в крестьянской семье, начальное образование получил в деревенской школе. В 1790-1800 гг. учился в гимназии в Любляне. В 1799 г. поступил в дом барона З. Цойса как домашний учитель, позже был личным секретарем, библиотекарем и хранителем минералогического кабинета. За 8 лет работы в доме Цойса, к-рый являлся центром интеллектуальной жизни Любляны, К. изучал естественные науки, философию, античную культуру, языки (итальянский, французский, английский, древне- и новогреческий), историю слав. народов, научился читать кириллические и глаголические рукописи. В 1808 г. при поддержке Цойса переехал в Вену для изучения юриспруденции, но через 2 года посвятил себя филологической деятельности. Был редактором научно-лит. изданий «Летопись австрийской литературы и искусства» (Annalen der österreichischen Literatur und Kunst), «Отечественный журнал» (Vaterländische Blätter), «Венская литературная газета» (Wiener allgemeine Literaturzeitung), «Ежегодник по литературе» (Jahrbuch der Literatur) и др., в которых публиковал статьи по проблемам славистики, палеославистики, германистики и классической филологии. В 1810 г. был назначен цензором слав. и греч. книг, оставался им до смерти. В том же году стал скриптором Венской придворной б-ки, в 1821 г.- 4-м хранителем б-ки, в 1827 г.- 2-м, а в 1844 г.- 1-м и получил чин придворного советника. Первой работой К. в области славистики стала «Грамматика славянского языка Крайны, Каринтии и Штирии» (Grammatik der slavischen Sprachen in Krain, Kärnten und Steyermark. Laibach, 1808) с описанием норм словен. лит. языка и критическим обзором словен. лит-ры. В 1808 г. К. направил письмо слависту Й. Добровскому, к-рое стало началом плодотворной переписки, продолжавшейся более 20 лет (опубл. И. В. Ягичем). В 1820-1821 гг. К. участвовал в создании Добровским грамматики старослав. языка «Грамматика языка славянского по древнему наречию» (Institutiones linguae slavicae dialecti veteris. W., 1822 (рус. пер.: СПб., 1833-1834. 3 ч.)).

http://pravenc.ru/text/2057192.html

Митроп. Вениамин». Окончил Петроградский Богословский институт (1923). См.: Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 524. 248, 284 Григорьев Григорий Григорьевич; (около 1823 – 5 марта 1899). Окончил С.-Петербургскую Медико-хирургическую академию (1844). С 20 января 1844 ординатор Мариинской больницы для бедных в Санкт-Петербурге. В 1847 перемещен в канцелярию военного министерства, а 2 мая 1850 – в хозяйственный департамент МВД, где с 1851 был редактором центрального статистического комитета; с 1861 – чиновник особых поручений при министре. В 1857 за научные труды избран членом имп. Русского географического общества. С 1863 – Пензенский, а с 1866 – Владимирский вице-губернатор. С 23 мая 1879 – Олонецкий губернатор; 3 мая 1890 назначен членом совета министра внутренних дел и 29 мая покинул Петрозаводск. Деятельно заботился об улучшении здравоохранения, образования, путей сообщения в Олонецкой губернии. При нем в Петрозаводске построен театр (1872), открыт естественно-промышленный и историко-этнографический музей (1873). По его ходатайству проведены изыскания с целью устройства водного пути между Белым морем и Онежским озером. Состоял председателем Олонецкого губернского статистического комитета. Почетный гражданин Петрозаводска (1875). Член-учредитель Петрозаводского общества любителей музыкального и драматического искусств (устав утвержден 27 января 1877). В мае 1890 Петрозаводская городская дума постановила учредить стипендию его имени в трехклассном городском училище и «на вечные времена поставить портрет его в зале собраний думы». В 1894, когда праздновалось 50-летие службы Г.Г. Григорьева, при Олонецком губернском статистическом комитете был образован капитал его имени в 1000 руб. для выдачи процентов «в премию за лучшее сочинение об Олонецком крае». Скончался во Флоренции. См.: О деятельности тайного советника Григорьева в его управление Олонецкой губернией (1870–1887). Петрозаводск. 1887; 50-летие службы тайного советника Г. Г. Григорьева.//Правительственный вестник. 1894. 15. С. 2; Благовещенский И. Тайный советник Григорий Григорьевич Григорьев. (Некролог).//ОГВ. 1899. 20. С. 1–2, 21. С. 1–2; Некролог. Г. Г. Григорьев.//Правительственный вестник. 1899. 55. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это монументальное издание заключает в себе все бывшие известными во время его печатания произведения Латинских Церковных писателей от Тертуллиана до Иннокентия III и Греческих (с Латинским переводом) – от мужей Апостольских до Виссариона Никейского. Patrologia latina, или Латинская серия, заключает в себе 221 том (из которых последние четыре содержат indices) и разделяются на две части: от Тертуллиана до Григория Великого 79 томов, и от Григория Великого до Иннокентия III – остальные (изданы в 1844–1855 гг.). Patrologia graeca, или Греческая серия, в 162 томах, тоже делится на две части: от Варнавы до Фотия – 104 тома, и от Фотия до Виссариона Никейского – остальные. Минь не был ученым издателем и научных целей не преследовал: он не ставил задачей издавать неизданных авторов и не устанавливает критически текста – он перепечатывает только старинные авторитетные издания, обычно полагая в основу лучшее Бенедиктинское издание, более полное и авторитетное сравнительно с другими, и присоединяя, где было нужно, недостающие в нем творения из позднейших изданий. Таким образом Минь повторил недостатки прежних изданий, увеличив только погрешности. Кроме того, и это издание не представляет совершенно полного собрания Церковных писателей. Достоинство его заключается в удобстве формата, делающего его более пригодным для пользования, чем прежние фолианты. Но при необходимости установить точный текст всегда следует обращаться и к древнейшим изданиям. С конца XVIII века появилось много учебников и руководств, в которых давалось сжатое и более или менее обоснованное изложение добытых результатов в области Патристической письменности. Между Католическими можно назвать руководство Joh. Adolf Möhlera. Patrologie oder christliche Litterärgeschichte (СПб. 1840), обнимающее три первые века; M. Permanedera. Bibliotheca patristica (1841–1844) в двух томах; J. Fessler. Institutiones Patrologiae (1850–1851) в двух томах (новое издание 1890–1896); J. Alzog. Grundriss der Patrologie oder der älteren christlichen Literärgeschichte (Freiburg, 1866; 4-е изд. 1888); J. Nirschl. Lehrbuchder Patrologieund Patristik (Mainz, 1881–1885) в трех томах. Между Протестантскими руководствами прежнего времени должно назвать M. I. Pestalozzi. Grundlinien der Geschichte der Kirchlichen Litteratur der ersten sechs Jahrhunderten zum Gebrauch bei Vorlesungen gezogen. (Göttingen, 1811 r.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ист.: ПВЛ; НПЛ; ПСРЛ. Т. 1, 2; Патерик Киевского Печерского мон-ря/Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 12, 76; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 326, 378. Изд.: Памятники духовной лит-ры времен вел. кн. Ярослава I. Слова митр. Илариона. 1. О законе Моисеевом... и похвала кагану нашему Владимиру; 2. «Потщимся, братие и сестры...»/Пер.: А. В. Горский//ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 223-292, 293-299; Славяно-рус. сочинения в пергаменном сб. И. Н. Царского//ЧОИДР. 1848. Кн. 7. 11. С. 21-41; Памятники древнерус. лит-ры, посвященные Владимиру Святому//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 45-58; Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач. XIX в./Изд.: Вс. Срезневский. СПб., 1893. С. 32-68; Покровский Ф. И. Отрывок Слова митр. Илариона «О законе и благодати» в списке XII-XIII вв.//ИОРЯС. 1906. Т. 11. Кн. 3. С. 412-417; Исповедание веры митр. Киевского Илариона с записью о его поставлении//ПДРКП. 1920. Ч. 2. Вып. 1. С. 102-103; M ü ller L. Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis. Wiesbaden, 1962; Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона - рус. писателя XI в.//Slavia. Praha. 1963. Ro. 31. Seš. 2. S. 141-175; Die Werke des Metropoliten Ilarion/Hrsg. L. Müller. Münch., (Forum slavicum; 37); Из творческого наследия рус. писателя XI в. Илариона//Dissertationes slavicae. Szeged, 1975. T. 9/10. P. 115-155; Elbe H. Die Handschrift С der Werke des Metropoliten Ilarion//RM. 1975. T. 2. S. 120-161; Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. К., 1984; Идейно-философское наследие Илариона Киевского/Пер.: Т. А. Сумникова; отв. ред.: А. А. Баженова. М., 1986. 2 ч.; БЛДР. 1997. Т. 1. С. 26-61. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 215-217; Калугин Ф. Г. Иларион, митр. Киевский, и его церк.-учительные произведения//Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1894. Вып. 1. С. 47-85; Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 297-300, 841-846; Жданов И. Н. «Слово о законе и благодати» Илариона и «Похвала кагану Владимиру»//Соч.

http://pravenc.ru/text/389115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕДНИКОВ Яков Иванович (7.10.1793, С.-Петербург - 28.09.1854), историк, археограф. Сын купца. Учился в Тихвинском ДУ, в 1811 г., не закончив гимназии в С.-Петербурге по состоянию здоровья, вернулся в Тихвин. В 1813-1815 гг. слушал курс лекций (в основном по рус. истории) в Казанском ун-те, в 1815-1819 гг.- в Московском ун-те. В 1820-1827 гг. служил чиновником в новгородской Казенной палате, с 1825 г.- в инспекторском департаменте в С.-Петербурге, затем - в канцелярии новороссийского генерал-губернатора, снова - в новгородской Казенной палате. В 1827 г. вышел в отставку, поселился в Тихвине и занялся разбором монастырского архива. В 1830 г. определен в комитет правления АН и прикомандирован к археографической экспедиции П. М. Строева . После возвращения из экспедиции назначен членом Археографической комиссии, с 1838 г.- ее главным редактором. В 1835 г. был определен библиотекарем в Департамент народного просвещения, в 1841 г. избран адъюнктом, в 1847 г.- ординарным академиком АН. В 1835 г. Б. поручен осмотр Публичной б-ки, Румянцевского музея, б-к АН и Эрмитажа с целью пополнения актов, собранных археографической экспедицией. В 1836 г. под редакцией Б. издан 1-й т. «Актов археографической экспедиции» (период 1294-1598), через 2 года - «Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства». В 1840 г. Б. издал соч. Г. К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Б. занимался подготовкой к изданию «Актов исторических» (1841-1842), «Дополнений к Актам историческим» (1848-1853. Т. 1-5) и первых 6 томов ПСРЛ, помогал Строеву в подготовке дополнения каталога монастырских настоятелей и архиереев XIV-XVIII вв., принимал участие в редактировании академического издания «Российского словаря». В последние годы жизни собирал материалы для областного великорусского словаря. Соч.: Описание рукописей Румянцевского музеума//ЖМНП. 1837. 6. С. 1-12; Записка об открытиях в Московском Кремле древностей, представленная 2-му отд-нию имп. Академии наук. СПб., 1844; О славянских рукописях, хранящихся в германских и французских б-ках//ЖМНП. 1844. 5. С. 73-91; Описание 4-х рукописей, хранящихся в б-ке Тихвинского Успенского мон-ря//Там же. 1847. 9. С. 201-226; О некоторых рукописях, хранящихся в мон-рях и других б-ках//Там же. 1853. 6; Путеводитель по античному отделению Эрмитажа. М., 1856; Историко-статистическое описание первоклассного тихвинского Богородицкого большого муж. мон-ря. СПб., 1859, 18882. Лит.: Плетнёв П. А. Я. И. Бередников и ученые его труды. СПб., 1854. Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78128.html

   нтонин (Капустин), архимандрит. Поездка в Румелию. С. 281—282. СПб., 1879.    Там же. С. 299.    Там же. С. 348.    Maurer. Op. cit. S. 9, 23; Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 97.    Mendelssohn-Bartholdy. Geschiechte Griechenlands von der Eroberung Konstantinopel durch die Türken bis auf unsere Tage. Theil. I. S. 6—7.    Ibid.    Hammer. Geschichte des Osmanisch. Reiches. Pesth., 1834. Bd. II. S. 468—469.; Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 98; Zinkeisen. Op. cit. Bd. III. S. 367—368.    Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 69.    Ibid. S. 91—92.    Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 99.    Ibid. S. 195—196.    Maurer. Op. cit. S. 93.    Ibid. S. 22, 24.    Mendelssohn-Bartholdy. Op. cit. S. 5.    Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 196—197; Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 23.    Голубинский Ε. Ε. Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и Молдаво-Валашской. С. 337—338. У автора приложен и список господарей (С. 342 и далее), уясняющий преемство фанариотов на молдаво-валашском столе.    Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 198.    Голубинский Ε. Е. Указ. соч. С. 337—339.    Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 199. Впрочем, считаем долгом справедливости указать одного автора, представляющего правление фанариотов в более мягкой форме. Имеем в виду: Heimbach. Griechisch-römisch. Recht im Mittelalter und in der Neuzeit//Ersch und Gruber. Encyklopädie. Bd. 87. S. 56—57.    Полный список Святогробских монастырей с угодьями (но без всяких подробностей об этих имуществах) напечатан у Silbernagl " я: «Verfassung der Kirchen des Oriens». S. 148—150. Неполный список их, но с некоторыми подробностями см. у А. Н. Муравьева: «История св. града Иерусалима». Ч. II. С. 275, 297—298, 390 (СПб., 1844), а также у Δοσιθου: «История Иерусалимских патриархов». Σ. 1168, 1174.    Полный список монастырей с угодьями, принадлежавших горе Афонской, напечатан (но без всяких подробностей) у Silbernagl " я (Op. cit. S. 149—151). Подобный же список этих имуществ, с подробностями, но далеко не всеми, какие были бы нужны для историка, напечатан у преосв. Порфирия (Успенского): «История Афона». Ч. III. Отд. 2-е. С. 339—354 (СПб., 1892).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Но не долго он прослужил в Киеве, который уже успел было горячо полюбить, в котором было для него так много дорогого, родного и к которому он после также всегда тяготел душой 101 . В декабре 1842 года иеромонах Феофан перемещен был на должность инспектора и профессора логики и психологии в Новгородскую духовную семинарию, – и опять ненадолго. Ибо не более как чрез два года последовало новое перемещение его на должность бакалавра С.-Петербургской духовной академии по кафедре нравственного и пастырского богословия. Назначение это состоялось 13 декабря 1844 года и не без участия и рекомендации со стороны товарища его по академии Киевской о. Макария (Булгакова) , уже состоявшего бакалавром (с 1842 г.) в С.-Петербургской академии, а с 13 декабря означенного 1844 г. определенного и инспектором той же академии и вообще имевшего даже за то раннее время значительный вес и влияние 102 . В Петербурге о. Феофан пробыл сравнительно дольше, нежели на предшествующих местах служения, именно почти до конца 1847 года, да и то, без сомнения, потому, что на бакалаврской должности было менее ответственности и хлопот хозяйственных и начальственных, административных, которые сопряжены были неизбежно с его преж- —90— ними должностями и к которым он никогда не чувствовал себя способным и склонным, более вращаясь душой в области возвышенного, идеального, нежели грубо-вещественного, низменного, реального. В Петербурге же о. Феофан, с одной стороны, укрепил прежние и установил новые духовные связи с разными, достойными всякого уважения, лицами, в числе которых были между прочим – известный аскет, в то время архимандрит Сергиевской (близ С.-Петербурга) пустыни, а после епископ Игнатий Брянчанинов († 1867) и издатель «Маяка» Степан Онисимович Бурачек 103 († 1876), а с другой, – основательно изучил и научно обработал все те отделы высшей науки духовной жизни, которые вели ко спасению и которые изданы были им гораздо позже в печати. Именно здесь он составил и свое сочинение: Путь ко спасению (Спб. 1868–1869 гг.) и труд: Начертание христианского нравоучения, составившийся в 1890–1891 году из раньше (1858 и дальн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010