11 Eusebius’ Werke. Harausgegeben im Auftrage der Kirchenväter-Commission der königl. preuss. Akademie d. Wiesenschaften. I. Über das Leben Constautins. – Constantin " s Rede an die Heilige Versammlung – Tricennatsrede an Constantin. Hrsg. von J. A. Heikel. 358 S.) 1901.=Euseb. V. C. II. Die Kirchengeschichte. Bearbeitet von E. Schwartz. Die lateinische Übersetzung des Rufinus. Bearbeitet von Th. Mommsen.=Euseb. h. e. III. 1. Hälfte Das Onomastikon der biblischen Ortsnamen. Hrsg. von E. Klostermann. (XXXVI, 207 S. m. 1 Karte.) 1904. 2. Hälfte. Die Theophanie. Die griechischen Bruchstücke u. Ubersetzung der syrischen Uberlieferungen. Hrsg. von H. Gressmann. (XXIX, 272 S.) 1904. IV. Gegen Marcell. – Über die kirchliche Theologie. -Die Fragmente Marcells. Hrsg. von E. Klostermann. (XXXII, 256 S.) 1906. 14 Seeck, Die Urkunden ZKG, XVIII, 1898 S. 322 ff. Seeck. Untersuch. z. Gesch. d. Nic. Konc. ZKG XVII, 1896 S. 52 ff. 15 Gelasii Cyziceni commentarius actorum concilii nicaeni II, 36 см. y Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Florentiae. 1759=Mansi t. 2 p. 920. 20 Ammiani Marcellini. Орр. ed. Gardthausen Leipz. 1874 (особенно Lib. XXI) Eutropii. Opp. ed. Ruehl. (особ. Lib. X) 1890. Ζσιμος, στορα να ed. Mendelsohn, Leipz. 1889. (особ. Lib. II). 22 V. Schultze Geschichte des Unterganges des griechisch – römischen Heidentums Jena, 1887 Bd. 1 S. 39 ff. Seech a. a. O . S. 58 Буасье Паден. языч. стр. 15. 26 Lactantius, de mortibus persecutorum 48 Migne, Patrologiae cursus completns sive bibliotheca omnium ss. patrum Series latina=MSL t.t. VI, VII, a также лучшее издание Corpus scriptorum lationorum editum consilio et impensis academiae litterarum Caesarae Vindobonensis=CSEL 19. 27, 1. 2. Vindob. 1890, 1893, 1896 pycc. пер. Лактанция Фирмиана. Μ. 1783 (изд. Новикова) т. II стр. 497 Eesebii Historiae ecllesiasticae X, 5 русск. пер. С.-Петербургской духовной академии. СПБ. 1848 т. 1 стр. 526. 27 Herm. Hülle Die Toleranzerlasse römischer Kaiser für das Christentum bis zum Jahre 313 Berl. 1895 S. 80 ff. Seeck Das sogenannte Edikt von Mailand ZKG XII, 1891 S. 381 ff. Schultze art. Konstantin. d. Gr. в RE. Bd. 10 S. 763 p. Görres ZwTh. XXXV, 1892 S. 282 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Пальм (от 1783 г.; угасли в 1847 г.), Вид (Wied, от 1784 г.). Крыжалкович (от 1784 г.; угасли в 1841 г.). Бреценгейм (от 1790 г.). Розенберг (от 1790 г.). Сальм-Райц (от 1790 г.). Шёнбург (от 1790 г.). Вид-Рункель (от 1791 г.; угасли в 1824 г.). Сольмс-Лих (от 1792 г.). Сайн-Витгенштейн-Берлебург (от 1792 г.). Зубов (от 1796 г.; умер в 1823 г.). Сайн-Витгенштейн-Гогенштейн (от 1801 г.). Лооз-Корсварем (в Бельгии, от 1803 г.). Вальдбург-Вольфегг (от 1803 г.). Вальдбург-Цейль (от 1803 г.). Вальдбург-Вурцах (от 1803 г.). Меттерних (от 1803 г.). Фуггер (от 1803 г.). Занцендорф (от 1803 г.; ум. в 1822 г.). Сальм-Рейфершейд (от 1804 года). Виндишгрец (от 1804 г.). Траутманчсдорф (от 1805 г.). Рейс (от 1806 г.; младшая линия). «Российская родословная книга», составл. князем Петром Долгоруковым, ч. 3, СПб. 1856 г., стр. 43–44. (Курсивом напечатаны имена тех фамилий, в коих княжеское достоинство принадлежит одному – старшему в роде, а не сообщается прочим членам фамилии. Годы означают время получения княжеского достоинства). 405 Польский Сенат до 1795 года состоял из 2 римско-католических архиепископов; 15 римско-католических епископов; 16 коронных сановников koronna); кастелянов Круковского и Виленского; 35 воевод (woyewoda, sénateur palatin); 33 кастелянов (kasztelan) старших и 54 кастелянов младших – всего 157 сенаторов. Архиепископы: Гнезненский и Львовский; Епископы: Краковский, Куявский, Познанский, Виленский, Плоцкий, Вармирский, Луцкий (он же и Брестский), Перемышльский, Самогитский, Кульмский, Хельмский, Киевский, Каменец-Подольский, Лифаляндский и Смоленский. Воеводы: Краковский, Познанский, Сендомирский, Виленский, Калишский, Троцкий, Серадский, Ленчицкий, Самогитский, Брест-Куявский, Киевский, Иноврацлавский, Чермнорусский, Волынский, Подольский, Смоленский, Люблинский, Полоцкий, Бельзский, Новогрудский, Илоцкий, Витебский, Мазовецкий, Подлясский, Равский, Брест-Литовский, Кульмский, Мстиславский, Мариенбургский, Брацлавский, Поморский, Минский, Литовский, Черниговский и Гнезненский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

С. 49. …Запольского гораздо лучше… — «Новая учебная книга для французского языка, издал В. Запольский» (М., 1817; 2-е изд. — М., 1824). 13 С. 62. …полное собрание сочинений Пушкина, в последнем издании… — Имеется в виду первое посмертное издание «Сочинений» Пушкина, вышедшее в С.-Петербурге в 1838–1841 гг. в одиннадцати томах. 14 С. 71. Кабалу стряпал… — Возводил напраслину. 15 С. 79. …контесса-дюшесса… — Контесса (франц. comtesse) — графиня; дюшесса (франц. duchesse) — герцогиня. 16 С. 79. …пустили в ход такой романеи… — Романея (устар.) — сладкое виноградное вино. 17 С. 79. …Поль де Кока одно сочинение… — Поль де Кок (Paul de Kock, 1793–1871) — французский романист, произведения которого русская реакционная критика 1840-х годов считала фривольными и «грязными». 18 С. 81. Федора мне достала книжку — «Повести Белкина»… — «Повести Белкина» до 1846 г. издавались трижды — в 1831, 1834 (в составе «Повестей» Пушкина) и в 1838 (в томе viii посмертного издания его «Сочинений») гг. 19 С. 85. …«Картину человека»… — Имеется в виду философско-поучительная книга «Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А. Галичем» (СПб., 1834). А. И. Галич (1783–1848) — лицейский преподаватель Пушкина, психолог и философ-идеалист. Отрывки из «Картины человека» — изложения психологической системы Галича — читались, вероятно, отцом писателя на «семейных чтениях» в годы детства Достоевского. В 1840-х годах книга эта, как и два другие произведения, перечисляемые Макаром Алексеевичем, воспринималась как символ отошедших в прошлое литературных вкусов. 20 С. 85. …«Мальчика, наигрывающего разные штучки на колокольчиках»… — В романе французского писателя Ф. Г. Дюкре-Дюмениля (1761–1819) «Маленький звонарь» (1809; русский перевод: М., 1810 и 1820) изображена несчастная судьба мальчика, выросшего в нищете. В конце концов герой находит родных и из бродячего музыканта превращается в знатного графа. 21 С. 85. …«Ивиковы журавли» … — Баллада Ф. Шиллера (1797) в переводе В. А. Жуковского (1813). 22

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

121 Имеется в виду естественнонаучная сторона деятельности Н. Я. Данилевского (он автор книги «Дарвинизм. Критическое исследование». В 2 т. СПб., 1885–1889) и медицинское образование К. Н. Леонтьева (за год до окончания медицинского факультета Московского университета он поступил на военно-медицинскую службу и отправился на Крымскую войну военным врачом). 122 Ср. I, 81. «Идея византизма крайне ясна и понятна... Ничего подобного мы не видим во всеславянстве. Представляя себе мысленно всеславизм, мы получаем только какое-то аморфическое, стихийное, неорганизованное представление, нечто подобное виду дальних и обширных облаков, из которых по мере приближения их могут образовываться самые разнообразные фигуры». 126 «Вопрос в том, как ослабить демократизм, либерализм, европеизм... как заглушить их, а не в том, как подбавить им еще чего-то архилиберального и архиевропейского... Если бы нужно было проиграть два сражения немцам, чтобы обстоятельства заставили нас с радостью отдать им чехов, то я, с моей стороны, желаю от души, чтобы мы эти два сражения проиграли!» (I, 301). Ср. 109: «На кой нам прах эти чехи!» 128 На с. 284 мы находим следующее наивное признание: «Под словом «своеобразная мировая культура» я разумею целую свою собственную систему отвлеченных идей: религиозных, политических, юридических, философских, бытовых, художественных и экономических». 132 Филарет, митрополит (в миру – Василий Михайлович Дроздов; 1783–1867) – крупный церковный и общественный деятель; составлял манифест 1861 г. об освобождении крестьян, автор ряда трудов по церковной истории и церковному управлению. 133 Гартман Эдуард фон (1842–1906)– немецкий философ, последователь А. Шопенгауэра, приверженец философии пессимизма; считал, что Вселенная идет к своему уничтожению путем осознания ее неразумия и нецелесообразности. Леонтьев неоднократно ссылается на фон Гартмана: см., например, ссылку на книгу «История и основание пессимизма» (СС VII, 236–243). На разборе взглядов фон Гартмана останавливался и Вл. С. Соловьев в своей магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Именно таким образом был выпущен печально известный перевод Псалтыри профессора-протоиерея Герасима Павского, арестованный и изъятый из обращения в 1842 г. (см.: прим.10 в первой части). Менее предусмотрительны оказались редакторы " самоподлинной " Вульгаты. К примеру в знаменитом антверпенском издании 1569-72 гг. Библии Полиглотты читаем тот же нонсенс: Quadraginta duorum annorum erat Ochozias cum regnare c?pisset… (те же погрешности искусственно вносились " задним числом " и в издания греческой Библии, выходившие в Западной Европе). В Острожской Библии 1581 года книга Паралипоменон, будучи переведённой с Вульгаты, также отразила соответствующую ошибку: 42 лет бысть Охозия егда царствовати нача. Вышеприведённые критерии выбора оригинального текста и процедуры перевода Ветхого Завета нами изложены здесь лишь тезисно, в обобщённом варианте и не в аутентичной последовательности (в интересах краткости и большей простоты изложения). Однако сам митрополит Филарет называет вышеприведённые правила-критерии согласно порядку их изложения в его докладе (всего их 7), как он был издан в 1858 году. Потому желающих отсылаем к изданиям его Докладной записки: Приложение 2, Вульгата – см. Приложение 1. в Синодальном переводе: Не думайте [о себе] более, нежели должно думать и Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. Приложение 2 ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ФИЛАРЕТА,МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО (1783-1867) 1. Беседа о благодарности к Богу. – СПб.: Типография Бородина, 1842. – 17 с. 2. Беседа о трудолюбии. – Москва, 1847. – 10 С.– Оттиск из: Прибавления к изданию Творений святых Отцев в русском переводе. – 1847. 3. Беседа о милосердии к бедным. – Москва: Типография Готье, 1848. – 12 с.– Оттиск из: Прибавления к изданию Творений святых Отцев в русском переводе. – 1848. 4. Беседы к глаголемому старообрядцу. – Москва: Синодальная типография, 1835. – 126 с. 5. Введение в чтение Нового Завета. – Москва: Типография Снегирёвой, 1892. – 30 с. – Оттиск из: Радость христианина. – 1891.

http://pravoslavie.ru/1623.html

«Ученый рассматривал Священную книгу мусульман как важнейший первоисточник по истории ислама , как основной сборник догматов мусульманского вероучения и как древнейший памятник арабской литературы, написанный рифмованной прозой. Такой подход представлял примечательное явление в отечественной историографии» 12 . Гордий Семенович Саблуков умер в Казани 29 января (10 февраля) 1880 г. 13 1) Исследование о месте Сарая – столицы Кипчакской Орды/Уч. зап. Каз. ун-та. 1842, II, с. 55–75; перепечатано в «Саратовских губернских ведомостях» (1843, 48–49). 2) Монеты Золотой Орды/Саратовские губернские ведомости. 1844, 2–4. 3) Очерк внутреннего состояния Кипчакского царства/Саратовские губернские ведомости. 26–36; 2-е изд. (испр. и доп.). – Казань, 1895. Отзыв о 1-м изд. см. в статье В.В. Григорьева «О местоположении столицы Золотой Орды – Сарая» (СПб., 1845, с. 40, 86, 87). 4) О магометанском пении при богослужении/Саратовские губернские ведомости. 1845. 5) Черты из жизни русских татар/Саратовские губернские ведомости. 1846, 25, 27–29. 6) Очерк генеалогии, географии и образа жизни половецкого народа/Саратовские губернские ведомости. 1848, 12. 7) Родословная тюркского племени. Перевод сочинения Абу-ль-Гази с джагатайского наречия. Издано И.Н. Березиным в серии «Библиотека восточных историков» (Т. III. Казань, 1854). 8) Путевые записки двух ходжиев (1751 и 1783 гг.). Казань, 1862. 9) Сличение мохаммеданского учения о именах Божиих с христианским о них учением. Казань, 1873. См. рецензию Е.А. Малова в «Православном собеседнике» (1874, январь). 10) Коран, законодательная книга мохаммеданского вероучения. Перевод с арабского. Казань, 1877. (С параллельным арабским текстом. В последствии неоднократно переиздан). 11) Приложения к переводу Корана. Казань, 1879; 1898. 12) Сведения о Коране, законодательной книге мохаммеданского вероучения. Казань, 1884. 13) Рассказы мухаммедан о Кыбле. Казань, 1889. 2 Березин, Илья Николаевич (1818–1896) – отечественный иранист и тюрколог. Окончил Казанский университет (1837). Профессор Казанского университета (1846). Автор многочисленных трудов по истории, филологии и археологии стран Ближнего и Среднего Востока. Составил первое в России руководство по фарси – «Грамматика персидского языка» (1853).

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. [Вып. 1]. С. 193-226; Канунова Ф. З. Из истории рус. повести: (Ист.-лит. значение повестей Н. М. Карамзина). Томск, 1967; Верховская Н. П. Карамзин в Москве и Подмосковье. М., 1968; Rothe Н. N. M. Karamzins europäische Reise: Der Beginn des russischen Romans. Bad Homburg; B.; Zürich, 1968: Державин и Карамзин в лит. движении XVIII - нач. XIX вв.: [Сб. ст. и мат-лов]. Л., 1969. (XVIII век; 8); Cross A. G. N. M. Karamzin: A Study of his Literary Career. 1783-1803. L., 1971; Essays on Karamzin: Russian Man-of-Letters, Political Thinker, Historian, 1766-1826/Ed. J. L. Black. The Hague, 1975; Kochemkova N. D. Nikolay Karamzin. Boston, 1975; она же (Кочеткова Н. Д.). Лит-ра рус. сентиментализма: (Эстетические и худож. искания). СПб., 1994; она же. Н. М. Карамзин и древнее благочестие//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 238-244; Кислягина Л. Г. Формирование общественно-полит. взглядов Н. М. Карамзина (1785-1802 гг.). М., 1976; Проблемы историзма в рус. лит-ре: Кон. XVIII - нач. XIX вв.: [Сб. ст.]. Л., 1981. (XVIII век; 13); Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983; Осетров Е. И. Три жизни Карамзина. М., 1985; Успенский Б. А. Из истории рус. лит. языка XVIII - нач. XIX в.: Языковая программа Карамзина и ее ист. корни. М., 1985; Kowalczyk W. Proza Micoaja Karamzina: Problemy poetuki. Lublin, 1985; Вацуро В. Э. Подвиг честного человека// Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». М., 1986 2. С. 25-86; он же. К истории эпиграмм Пушкина на Карамзина//Новое лит. обозр. 1997. 27 С. 112-131; он же. Готический роман в России. М., 2002. С. 246-275; Шмидт С. О. «История государства Российского» в культуре дорев. России// Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988. Кн. 4. С. 28-43; он же. «История государства Российского» Н. М. Карамзина в контексте истории мировой культуры//Всемирная история и Восток: Сб. ст. М., 1989. С. 187-202; он же. Н. М. Карамзин и его «История государства Российского»// Он же. Обществ. самосознание рос.

http://pravenc.ru/text/1680981.html

В 1833 г. в Киевской духовной академии по инициативе её ректора, еп. Иннокентия, было определено для преподавания психологии назначить особого (третьего) наставника на философскую кафедру при академии. Крайне интересны причины и обстоятельства, побудившие его к такому решению. Он заметил довольно сильное и крепкое в то время развитие в уме студентов академии чисто рациональных, логических и метафизических элементов знания, не уравновешиваемое соответственно сильным развитием жизненных и подвижных элементов знания, почерпаемых из живого внутреннего опыта (Сборник из лекций… 1869, с. II). А это «грозило опасностию наложить на их ум суровую печать сухости, жесткости и неподвижной затверделости, словом – отвлеченного, схоластического формализма» (там же). Вот для борьбы со всем этим и была призвана психология. Целым событием в научной и культурной жизни России стал выход труда Александра Ивановича Галича (1783–1848), профессора Санкт-Петербургского Университета «Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий» (СПб., 1834). Автор окончил Духовную семинарию, для философского образования был отправлен за границу. По возвращении стал профессором в Педагогическом институте, а потом в Университете. Галич не был шеллингианцем, кем его иногда считают. Ни один шеллингианец никогда не написал бы такого: «Как в Боге почитают и движутся все вещи, а в Религии все идеи, для Наук, искусств и для жизни направительные, так точно и все прочия духовные, высшие ощущения – умственного, нравственного и эстетического рода теряются в перечневом ощущении – набожном или религиозном» (с. 408). Он вообще не примыкал ни к какой из распространившихся в то время в России западных философских систем (Зеньковский, 1991, т. 1, ч. 1, с. 133), которые хорошо знал и излагал в своей «Истории философских систем, составленной по иностранным руководствам» (1819). Тем не менее, Галич был одним из первых, кто пострадал от начавшейся в то время борьбы официальных кругов против влияния немецкого идеализма: ему было вменено в вину, что он ограничивался изложением философских систем без их опровержения. Он был уволен из Университета, оставлен без содержания и в конце жизни очень бедствовал.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

1021 Сб. РИО. Т. 41, С. 435–436; С. 456; С. 489; СПб., 1892. Т. 35, С. 432; С. 464. Иоасафовская летопись. С. 145. 1022 Сб. РИО. Т. 41, 94–95, 97–98, 100–101. С. 459–460, 462, 467, 471, 474, 477–478, 482, 486, 489–490, 492–493, 503, 509–510, 516, 521–523, 527–528, 532–539, 556–557; Т. 35. С. 463–464; Базилевич К.В. Указ. соч. С. 505–508, 532–533. 1023 Неясно, на чем основано утверждение В.В. Трепавлова, что «до начала XVI в. сохранялась практика выдачи ханских ярлыков на великое княжение» (Трепавлов В.В. Россия и кочевые степи: проблема восточных заимствований в российской государственности//Восток. 1994. С. 55). Последним ярлыком был тот, по которому Иван III вступил на княжение в 1462 году. 1024 В то же время традиционная трактовка «послеахматовой эпохи» в истории Орды как ее агонии требует корректировки: такой взгляд исходит из знания последующих событий, для современников же Орда вплоть до ее гибели продолжала оставаться достаточно серьезным политическим фактором (ведь и прежде бывало, что она ослабевала, существовала в условиях междоусобной борьбы, но затем вновь усиливалась). 1025 Например, в США годом обретения независимости считается 1776, хотя война за освобождение продолжалась после этого еще семь лет и Англия признала независимость североамериканских колоний только в 1783 г. 1026 На это обратил внимание Ч.Дж. Гальперин (Halperin Ch.J. Russia and the Golden Horde. P. 70–73). 1027 См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вторая половина XIV-XVI вв. Л., 1989. Ч. 2. С. 325–326. 1028 Голохвастов Д.П., Леонид. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания//Чтения ОИДР. М., 1874. Кн. 1. С. 71. 1031 Предположение, что в летописях не сказано о походе Нурдовлата и Василия Ноздреватого из-за того, что они подверглись редактированию врагами Ивана III, стремившимися принизить его роль в событиях 1480 г. (Шенников А.А. Червленый Яр: исследование по истории и географии Среднего Подонья в XIV-XVI вв. Л., 1987. С. 45–49), фантастично: каким это образом враги великого князя могли вымарать данное известие при его жизни, скажем, в великокняжеских сводах 90-х гг. (отразившихся в Московском своде по Уваровскому списку, Сокращенных сводах, Вологодско-Пермской, Симеоновской, Прилуцкой, Типографской летописях)? Кстати, митрополит Геронтий, которого «подозревает» А.А. Шенников, умер в 1489 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и что не дело собора установлять границы патриархатов» (Профес. А. Лебедев . История разделения церквей. Москва, 1900 г., стр. 252). Но ограничивать власть митрополита над оставшимися в его ведении епископами, или подчинять древнего, истинного митрополита новому, цари даже и «по власти, данной им свыше», не могли. Как на исключение из сего правила, можно было бы сослаться на возвышение до патриаршей чести византийской епископии (и некоторых других), подчинявшейся раньше гераклийскому митрополиту, но это событие произошло с ведома и согласия вселенских соборов, почему в данном случае приводимый факт значения не имеет (См. Правила вселенских соборов с толкованиями – толкование на 12 и 17 Правила IV собора и на 38-ое Правило VI собора. Ср. еписк. Никодим. Православное церковное право. Спб. 1897 г., стр. 302–336, 674–690; профес. А. Павлов . Курс церковного права. Сергиева лавра 1902 г., стр. 234–238, 467–474; профес. М. Красножен . Краткий очерк церковного права. Юрьев 1900 г., стр. 44, 79–82; профес. И. Бердников . Краткий курс церковного права. Казань 1903 г., стр. 149–152; профес. А. Лебедев. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV в. Москва, 1902 г., стр. 106–167; проф. Н. Заозерский . Основные начала учреждения патриаршества. Богословский вестник, 1905 г., т. III, стр. 632–633 и далее). Таков истинный смысл 17 Правила IV и 38-го Правила VI Соборов, и право не понятно, каким это образом архимандрит Никандр и анонимный автор умудряются толковать их иначе. В самом деле, что, по их мнению, надо разуметь под «новым градом» – Мцхет, или Петербург? Если Мцхет, то это будет прямым попранием истории, а если Петербург, то новому митрополиту государь объединенных государств российского и грузинского, в силу указанных канонов, не мог подчинить «истинного» митрополита: он мог только сократить территорию мцхетского католикоса в пользу св. синода... Впрочем, подчинение первого второму сначала царями вовсе и не предполагалось. Как архимандрит Никандр, так и анонимный автор должны знать, что хотя 8-ой артикул трактата, заключенного в 1783 году императрицей Екатериной II и царем Ираклием II и заканчивается словами: «О управлении же грузинские церкви и отношении, каковое долженствует быть к синоду российскому, о том составить особый артикул», но по первоначальному проекту, писанному рукой самого российского канцлера, гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010