Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 7.11.1761, Гжатская пристань Верейского у. Смоленской губ. (ныне г. Гагарин) - 2.02.1815, Псков), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог. Род. в семье священника Троицко-Георгиевской ц. г. Вереи Алексея Сергеевича Смирнова. Каменный храм, построенный на месте старого в 1789 г., был разрушен в 50-х гг. XX в. Свящ. Алексей был командирован в «Комиссию для увещания» в Гжатскую пристань, где он служил в Богоявленской (Казанской) ц. (1734-1737), затем - в Александровском у. Владимирской епархии: в Николаевском храме с. Дерюзино и в Николаевской ц. с. М. Алексино (бывш. вотчины Троице-Сергиевой лавры ). В последнем храме (не сохр.) впосл. служил и брат М. свящ. Никита Смирнов, именем которого подписано соч. «История о достопамятном Флорентинском соборе, по части унии, каковая предпринята была для соединения Восточной церкви с Западною… из достоверных писателей, а особливо из Сильвестра Сиропула, собранная» (СПб., 1805). Митр. Евгений (Болховитинов) писал, что М. издал эту книгу «под именем родного брата» ( Евгений. Словарь. С. 71). По желанию своего отца, выпускника Троице-Сергиевской семинарии, М. учился в ней в 1774-1782 гг. По указанию Московского митр. Платона (Левшина) поступил в МДА и поселился в московском Греческом во имя святителя Николая Чудотворца монастыре для изучения греческого языка. Митр. Платон стал покровителем М. 25 дек. 1782 г. митр. Платоном пострижен в монашество и рукоположен во диакона. 10 февр. 1783 г. назначен префектом и библиотекарем семинарии, 25 дек. 1783 г. рукоположен во иерея и определен ректором, «богословия учителем» и соборным иеромонахом лавры. По окончании курса 22 авг. 1786 г. определен учителем греч. и евр. языков в лаврской семинарии. Истолковательное, догматическое и деятельное богословие преподавал на лат. языке. В лаврской церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов М. служил на греч. языке.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

Ключевые слова: св. Тихон Задонский , митр. Евгений (Болховитинов) митр. Гавриил (Петров), И.Д.Бердников, Иван Ефимов, текстология, рукописи, письма, проповеди , жизнеописание, Усманский Софийский монастырь, Румянцевский музей, РГБ, РГАДА.     Иеромонах Гавриил (Мельников Денис Валериевич) – кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия, клирик Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, старший преподаватель Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского (gavriil48@gmail.com). Святой Тихон Задонский (1724 – 13.08.1783) задолго до своей канонизации (1861г.) стал одним из самых почитаемых праведников и самых читаемых духовных писателей России. Полное собрание сочинений (ПСС) св. Тихона выдержало за 125 лет после кончины святого (17831908) 1 восемь изданий. 1-е издание ПСС (СПб., 1801г., в 15 томах) упускается всеми исследователями творчества св. Тихона 2 , вероятно, потому, что оно создавалось в основном из еще не распроданных вторых изданий его произведений путем замены титульных листов, однако это издание было известно советским библиографам 3 . 2-е издание ПСС (СПб., 1825–25гг., в 15 томах) было подготовлено митр. Евгением Болховитиновым , выдающимся ученым, составителем первого подробного (хотя и не первого по времени 4 ) жизнеописания святителя Тихона (1-я редакция – 1796г.) 5 . На титульных листах это издание ПСС совершенно точно названо вторым, хотя В.В.Литвинов, составитель библиографического списка творений св. Тихона, ошибочно поправляет эту «неточность» 6 , а за ним ошибаются и все специалисты по творчеству св. Тихона. 3-е (М., 18341837гг. 7 ) и 4-е (М., 1860г.) издания повторяли 2-е издание митрополита Евгения. 5-е издание (М., 1875г., в 5 томах, подготовлено И.Д.Бердниковым) было принципиально новым, о нем вскоре и пойдет речь. Это издание повторено, как 6-е (М., 1889г. 8 ) и как 7-е (М., 18981899гг.) издания (текст последнего издания очищен от некоторых неточностей, разбит на абзацы 9 и более удобен для чтения). Издание 1875г., повторенное в 1889г., впредь будем называть просто " Творения».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович) (1783, с. Богдановка Коломенского у. Московской губ.- 13.07.1834, Тифлис), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834). Род. в семье дьячка Михаила Антипова, рано осиротел. Мать, не имея возможности прокормить семью, просила еп. Коломенского и Тульского Афанасия (Иванова) оставить причетническое место отца за малолетним Матвеем. Епископ побеседовал с мальчиком, велел ему учиться и предрек, что он станет архиереем. Матвей был определен на казенный кошт в Коломенскую ДС, где по месту рождения ему присвоили фамилию Богданов. Он проявил незаурядные способности и окончил семинарию в числе первых учеников. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1801 г. перешел в класс поэзии Троицкой лаврской семинарии, был причислен к т. н. платоникам, т. е. находился на полном содержании ректора ДС митр. Московского Платона (Левшина) и являлся его непосредственным воспитанником. Как и все платоники, Матвей получил еще одну фамилию - Платонов ( Новиков, Барзилов. 2000. С. 299-300). В 1808 г. принял постриг с именем Моисей и окончил семинарию. Согласно предписанию Комиссии духовных училищ, в числе 7 лучших воспитанников семинарии продолжил образование в только что открытой СПбДА (1809), к-рую окончил в 1814 г. со степенью магистра 5-м по общему списку. Преподавал в СПбДА курс церковной словесности (1814-1817). Вместе с коллегами ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым) , преподавателем свящ. Г. П. Павским и ректором СПбДС архим. Поликарпом (Гайтанниковым) участвовал в работе Российского библейского об-ва по переводу с древнегреч. языка и изданию книг Свящ. Писания (1816-1818). М. выполнил перевод Евангелия от Луки. Четвероевангелие было издано в 1819 г. (Шестой отчет Российского библейского об-ва. СПб., 1819. С. 32). Позже под рук. М. в КДА осуществлялся перевод кн. Левит.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРСУНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новокаховской и Генической епархии УПЦ), находится в с. Корсунка Новокаховского городского совета Херсонской обл. (Украина). Кон. XVIII - нач. XX в. Основан в 1787 г. близ с. Б. Знаменка Мелитопольского у. Таврической обл. как муж., старообрядческий; с 1803 г.- единоверческий монастырь во Фроловом (Флоровом) урочище, близ с. Казачьи-Лагери Днепровского у. Таврической губ. Основание К. м. связано с образованием Новороссии и расселением в новоучрежденной губернии старообрядцев. В июле 1780 г. архиеп. Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки) освятил в слободе Знаменке на правобережье Днепра церковь для старообрядцев и дозволил совершать богослужения по старопечатным книгам (ГА Кировоградской обл. 1906; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 200. Оп. 3. Д. 345. С. 4-4 об.). Так было положено начало единоверческому движению, в которое в кон. XVIII - нач. XIX в. была вовлечена значительная часть старообрядцев-поповцев. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVIII в. представители старообрядческого дьяконова согласия из Стародубья священноинок Михаил Калмык и инок Никодим († 1784), к-рые искали пути выхода из кризиса, постигшего поповцев после «Перемазанского собора» в Москве, получили сведения о единоверческом движении в Елисаветградской пров. Новороссии. В 1783 г. инок Никодим от имени 1500 старообрядцев направил в Синод прошение, указывая в нем условия, на к-рых они готовы соединиться с РПЦ ( Бельский. 1999. С. 77-78). Указом 11 марта 1784 г. старообрядцам разрешалось строить каменные церкви и совершать богослужения по старому обряду (ГА Респ. Крым. Ф. 26. Оп. 4. Д. 307. С. 2). В кон. того же года из Стародубья в С.-Петербург во главе делегации старообрядцев с заверениями верности Православию и просьбой о назначении для старообрядцев особого епископа прибыл архим. Иоасаф, преемник инока Никодима. Он обратился к митр. С.-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову) с просьбой о назначении его, согласно завещанию инока Никодима, строителем Никодимовой пуст. Вскоре он был утвержден настоятелем Успенского мон-ря (бывш. Никодимовой пуст.). В авг. 1785 г. кн. Г. А. Потёмкин объявил, что Российская империя заинтересована в заселении причерноморских степей и нижнего течения Днепра, в то же время призываемые на новые места жительства старообрядцы из внутренних губерний России и из-за границы приглашались к союзу с РПЦ, обозначенному в кон. XVIII в. понятием «единоверие».

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Угодичи. Церковь Богоявления Господня. Колокольня Богоявленской церкви Сохранившаяся колокольня - прямой отклик на колокольню церкви иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (1783-1791) на Большой Ордынке в Москве, которая уверенно включается в круг построек В.И. Баженова. Подробнее см.: Чекмарёв А.В. Цилиндрическая колокольня Баженова и ее место в русской архитектуре//Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 26 (42). СПб. - Издательский дом " Коло " , 2020. С. 70 - 101 Карта и ближайшие объекты Церковь Богояления Господня. Пятипрестольная кирпичная церковь. Основной объём выстроен в 1620-1627, трапезная и колокольня поздние. В холодной части главный Богоявленский престол и приделы св. Иоанна Предотечи (правый) и свв. мчч. Кирика и Иулитты (левый). В тёплой части - правый Трёхсвятительский и левый Петропавловский приделы. Закрыта в кон. 1920-х - нач. 1930-х, сохранилась лишь колокольня. Село Угодичи лежит близ озера Неро на расстоянии от него не более версты, на его живописном берегу. Местоположение села довольно живописное: с одной стороны открывается превосходный вид на огромное Ростовское озеро и красивый город, а с другой - на многочисленные прибрежные селения, расположенные по вершине и скатам возвышенности, составляющей восточную окраину озера. Середину села занимает торговая площадь, на которой помещается древняя Богоявленская церковь, а самая площадь обставлена каменными домами. Лучшее украшение Угодич составляет Богоявленский храм. Согласно преданию, этот храм был построен первоначально деревянным, по благословению св. Исаии, на том самом месте, где препод. Авраамий, возвращаясь из Владимира, водрузил свой посох и предсказал о построении Богоявленской церкви. Настоящая каменная 5-главая, с шатровою колокольнею, церковь была построена в промежуток времени между 1620 - 1627 гг. на иждивение владельца с. Угодич Томилы Луговского, присланным им из Москвы мастером Вторушкою Васильевым, а его правнук Илья Луговской, с благословения Ростовского митрополита Ионы, в 1670 г. распространил церковь, пристроив к ней три придела: Казанской Богородицы, Иоанна Предтечи и св. муч. Кирика и Иулитты. Затем в 1678 г. новая владелица Угодич И. М. Мусина – Пушкина устроила при церкви каменную трапезу с двумя престолами: во имя ап. Петра и Павла и во имя Трех Святителей. Ею была впервые построена шатровая колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=09729

Школа классическая Князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов , в монашестве Аникита (1783–1837), последователь Шишкова и член Российской Академии, написал поэму в трех песнях: «Пожарский, Минин и Гермоген, или спасенная Россия» (Спб. 1807) и лирическое песнопение в 8 – ми песнях – «Петр Великий» (Спб. 1810), – в подражание Юнгу: «Ночь на гробах» (Спб. 1812), «Ночь на размышления» (Спб. 1814) и др. стихотворения. Батюшков о поэме «Петр Великий» сказал: Какое хочешь имя дай Твоей поэме полудикой: Петр длинный, Петр большой, но только «Петр Великий» Ея не называй 93 Семен Сергеевич Бобров (1760–1810), воспитанник духовной семинарии, а потом Московского университета, был ученик и последователь Хераскова, усвоивший от него мистико-масонское направление. При императоре Павле, будучи на службе в Черноморских портах, Бобров посетил Крым и написал поэму: «Таврида, или мой летний день в Таврическом Херсонисе» 94 и другую мистико-аллегорическую поэму: «Древняя ночь вселенной, или Странствующий Слепец» (Спб. 1807–1809), в которой он подражал поэме Хераскова: «Владимир». Известна эпиграмма на эти поэмы князя Вяземского: Нет спора, что Бибрис богов языком пел: Из смертных бо никто его не разумел! 95 Александр Петрович Беницкий (1780–1809) был воспитанник пансиона Шадена, где изучил немецкий и французский языки. Батюшков в письмах к Гнедичу вспоминает о нем, как о человеке с пылкою, благородною душею, с большим умом и литературным талантом. Действительно, он обладал несомненными дарованиями, как показывают его сказки и восточные повести: «Ибрагим или Великодушный», «Параллели: женщина и дама; умный и дурак»; «Бедуин»; они отличаются живым, интересным рассказом, остроумием и хорошим языком. Вместе с А. Е. Измайловым в 1809 г. он издавал ежемесячный журнал «Цветник», в котором сотрудниками были главным образом писатели Карамзинского направления. В журнале он помещал переводы, писал рецензии на разные сочинения и разные стихотворения 96 . Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) воспитывался в Горном Кадетском Корпусе. Получив еще в корпусе расположение к литературе, он постоянно занимался ею и в то время, когда состоял на службе в разных местах. Им был основан журнал «Благонамеренный», который продолжался 10 лет (с 1818 по 1827). Журнал этот имел сатирический характер; он отличался веселостью и остроумием, довольно грубоватым и не всегда скромным и приличным. Специальностью, вполне соответствующею таланту Измайлова, были басни и сказки, которых он написал очень много. Они не заключают в себе ничего особенного, но очень нравились современникам своим сатирическим элементом. Первым объемистым произведением Измайлова была повесть: «Евгений или пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (Спб. 1799) 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Федор Петрович (20.06. 1766, Тверь (?) - 14.12.1836, С.-Петербург), рус. муз. деятель, поэт, литератор. Происходил из древнего дворянского (некняжеского) рода. Принадлежал к родственному кругу Н. А. Львова (двоюродный брат), Г. Р. Державина , В. В. Капниста. В доме его отца П. П. Львова воспитывался И. А. Крылов. Военную карьеру (лейб-гвардии Преображенский полк, 1778-1783) еще в юности сменил на гражданскую: с 1783 г. служил в Коллегии иностранных дел, с 1794 г.- в таможне (в т. ч. с 1797 таможенный инспектор в Эстляндской губ.), с 1801 г.- в аппарате реформируемого государственного управления. Был директором в департаменте Мин-ва коммерции (1803-1810), членом комиссии по составлению законов при Гос. совете (1810-1816), секретарем М. М. Сперанского (1810-1812). Автор проекта таможенного устава. В ходе реорганизации комиссии уволен. В 1824 г. по ходатайству А. А. Аракчеева получил должность помощника статс-секретаря Гос. совета и переведен в Департамент военных дел. В 1826-1836 гг. директор Придворной певческой капеллы . В 1827-1833 гг. исполнял обязанности статс-секретаря по Гос. совету в Департаменте гос. экономии. Тайный советник (1829). После смерти Л. в его записной книжке обнаружен проект конституции России. Л. был увлечен муз. и лит. просветительством. Участвовал в фольклорной работе литературно-муз. кружка Н. А. Львова, был членом об-ва «Беседа любителей русского слова». Свои поэтические и лит. сочинения публиковал под псевд. Скимнин (объединены в сб.: Часы свободы в молодости. СПб., 1831. 2 ч.). Л. владел большой нотной б-кой и великолепной коллекцией муз. инструментов. Петербургский дом Л., отца большой, музыкально одаренной семьи (от 2 браков имел 16 детей), был известен литературно-муз. вечерами, спектаклями, в к-рых Л. играл на скрипке в составе струнного квартета и выступал как певец (здесь читал свои басни Крылов, исполнялись сочинения молодого М. И. Глинки ). В 1827 г. вместе с сыном А. Ф. Львовым основал в С.-Петербурге салон «Музыкальная академия».

http://pravenc.ru/text/2110957.html

Переводы 1) История о Епаминонде, фивском полководце, соч. Серана де ла Тур. Переведена с французского Петром Пономаревыми. М. 1774 248 . 2) Светония Транквилла жизни первых 12 цезарей римских перевел с латинского Михайло Ильинский. 2 ч. Спб. 1776. 3) Речь, которую говорил оклеветанный Велизарий пред Юстинианом, государем своим, перевел из Прокопия старец Аполлос. М. 1778. 4) Песни духовные Геллерта. Переложил стихами старец Аполлос. М. 1778. 5) Возвращенный рай, соч. Мильтона; перев. с французского Иван Грешищев. М. 1778. 6) Неподражаемое витийство священного Писания, объясненное по некоторым местам рассуждением Роллена; перевел с французского Александр Никольский. М. 1780. 7) Краткое понятие о сенате древних римлян. Соч. Павла Мануция. Пер. с латинского Ив. Рижский М. 1782. 8) Руководство к богопочитанию по лествице сотворенных вещей. Соч. кардинала Беллармина; перев. с латинского префект, иеромонах Мелхиседек (Заболотский). М. 1783. 9) Единобеседование души с Богом. Соч. бл. Августина. Перев. с латинского иерод. Агапита (Скворцева) М. 1783. 10) Христоматия, или выбранныя места из св. мученика и философа Иустина, служащие полезным нравоучением. Перевод с греческого иеромонаха Мефодия. М. 1783. 11) Филон иудеанин о субботе и прочнх ветхозаветных праздниках. Перевел с эллинского иеромонах Гедеон (Замыцкий). М. 1783. 12) Сокращение могометанской религии. Перев. с латинского Ив. Рижский. М.1784. 13) Историческое сокращение жизни Иисуса Христа, Его учения, Его чудес и восстановления Его церкви. Сочинение, определенное на утверждение верных во уповании своем, и на предохранение их от заразы неверия. Переведено с французского Иваном Сокольским. М. 1785 249 . 14) Глас разума, соч. Каракчиоли. Перевел с французского Гаврило Смирнов. М. 1786. 15) Описание святой и богошественной горы Синайской. Соч. на греческом языке александрийским патриархом Герасимом. Перев. с греческого Гаврило Смирнов. М. 1788. 16) Загадочный мир, соч. Каракчиоли. Перевел с французского Гаврило Смирнов. М. 1788.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Арсений I, епископ Воронежский и Черкасский (Москвин Василий) Родился в селе Петровском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника. С 1760 года обучался в Тверской духовной семинарии, а с 1768 года – в Троицкой лаврской семинарии. В 1744 году по окончании курса обучения определен учителем в Тверскую духовную семинарию. 15 января 1777 года пострижен в монашество. В 1778 году рукоположен во иеромонаха и определен экономом архиерейского дома и строителем Николаевского Малицкого монастыря. С 1783 года – игумен Успенского Старицкого монастыря и префект Тверской духовной семинарии. С 1784 года – игумен Успенского Желтикова монастыря. С 1786 года – ректор Тверской духовной семинарии. 11 февраля 1789 года возведен в сан архимандрита Троицкого Макариева Калязинского монастыря. С 31 января 1798 года – член Святейшего Синода. 7 ноября 1798 года хиротонисан во епископа Старорусского. 1 октября 1799 года перемещен в Воронеж. С 16 октября того же года – епископ Пермский, а 26 ноября вторично назначен епископом Воронежским. В 1805 году епископ Арсений по благословению Святейшего Синода освящал на Дону место закладки нового города Новочеркасска. Скончался 6 мая 1810 года. Погребен в Благовещенском соборе. Труды: Слово, произнесенное им при высшем присутствии императрицы Ekamepuhы II, в бытность на чреде священнослужения в Санкт-Петербурге. – 1793. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1408. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 178. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 769. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 450, 458, 461, 472, 839. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 339. Православный собеседник. – Казань, 1905, май. – С. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иннокентий, епископ Воронежский (Полянский Иван) Родился 13 апреля 1751 года в семье священника села Поляны близ Рязани. Окончил курс Рязанской духовной семинарии. 26 августа 1773 года пострижен в монашество и в том же году определен префектом Рязанской духовной семинарии. 25 января 1774 года рукоположен во иеромонаха и назначен вице-префектом семинарии. В 1778 году перемещен на ту же должность в Александро-Невскую семинарию. С 14 сентября 1782 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. Возведен в сан игумена Московского Знаменского монастыря. С 1783 года – архимандрит Санкт-Петербургского Зеленецкого Троицкого монастыря, ректор Александро-Невской семинарии и учитель богословия. 13 ноября 1785 года перемещен архимандритом Новгородского Николаевского Вяжищского монастыря. 27 мая 1787 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом. 29 июля 1788 года хиротонисан во епископа Воронежского. Скончался 15 апреля 1794 года. Погребен в Благовещенском Воронежском соборе. Был известен как хороший проповедник. Труды: Избранные поучения. – Воронеж, 1799. Литература: Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 233–237. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, т. 1. – С. 292. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Слово надгробное преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому. – Воронеж. 1799. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 36. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 363. Сергий (Спасский) , архимандрит. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. – М., 1866. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 155. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010