318 За исключением так называемых сплошных седмиц (недель) и святок, когда посты в среду и пятницу отменяются по причине, например, празднования трёх величайших праздников христианства – Пасхи, Рождества и Троицы. На следующей за этими днями неделе (а после Рождества – 12 дней, до Крещения, с 7-го до 18-го января) пост отменяется, по причине радости праздника. 319 В толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина это место толкуется так: « " пост уже прошел...» – разумеется, без сомнения, важнейший пост дня очищения – 10 дня месяца тифи (во II половине октября)». Если же Лука в Деян.27:9 имел в виду пост христианский, как некоторые полагают, то в таком случае это ещё одно подтверждение того, что у христиан с первых времён были общие посты (другие подтверждения приведены в абз. 29–35). 321 Так заведено в Православной Церкви до сего дня: в субботу не постятся, кроме Великой Субботы перед Пасхой, именно тогда, когда Христос лежал во гробе. В длительные же посты – Великий и три других – в субботу и воскресенье пост послабляется. 322 Или «Учение Двенадцати» – ценнейший памятник апостольской Церкви, который нередко признают и уважают и протестанты. Данная книга была написана в I веке со слов Апостолов. Уже св. Климент Римский (Ι в.) хорошо знал и высоко ценил эту книгу. 323 Пост пасхальный – Страстная седмица (неделя) перед Пасхой. В Православии всё так в точности и происходит доныне: 40 дней Великого Поста предваряет Страстную седмицу, то есть предпасхальный пост. 325 Выражение, взятое из вечерних молитв, которое обозначает сон без телесной пользы и надобности, сон ради неги и удовольствия. 326 Согласно слову ап. Павла: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе...» ( 1Кор.7:5 ). Потому в посты Церковь не благословляет венчаться и начинать супружескую жизнь. Кроме того, хотя есть, пить и радоваться Церковь в принципе не запрещает, но свадебное веселие по духу и настроению не соответствует воздержанному, молитвенному и внутренне-аналитическому настроению поста.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

27. Понедельник сырный. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Служба прп. Прокопия Декаполита не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»). На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко молитву неусыпающую...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона преподобного, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-11/

( Пс.33:19 ); а примером старшего сына внушает не превозноситься своими делами. Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы (ничего нестоящие) есмы: яко, еже должни бехом сотворите, сотворихом ( Лк.17:10 ). Итак, кто согрешил, да не умедлит покаяться и исправиться; а кому Бог помог сохранить себя от греха, да не превозносится. Указуя же на причины гибельного удаления от Бога и предохраняя нас от такого заблуждения, Церковь словами Ап. Павла, читаемыми в неделю о блудном, внушает, что вся ми леть (позволено) суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз, обладан буду от чего. Итак блудный сын был рабом своих страстей, – в рабской зависимости от своих чувственных порочных наклонностей, вместо того, чтобы сии наклонности иметь во власти своего разума и веры. Будучи рабом своих страстей, он соделал члены тела своего членами блужения ( 1Кор.6:12–20 ). Седмица Мясопустная Егда судяй земли, судие всех, сядеши: Приидите, онаго гласа достойна и мене усуди 217 . Третия приготовительная к св. Четыредесятнице неделя называется Мясопустною, потому что ею оканчивается мясоястие пред Четыредесятницею; а по двум дням поста – в среду и пятницу ее, чем она отличается от предыдущей сплошной недели и от последующей Сырной, по просторечию называется пестрою. Начиная св. Четыредесятницу воспоминанием о грехопадении прародителей, невоздержавшихся от снедай запрещенного древа, и сим воспоминанием приблизившись к началу мира, Православная Церковь в неделю Мясопустную, как бы при конце дней и мира, напоминает нам литургийным Евангелием этой недели о будущем страшном всеобщем суде живых и мертвых ( Мф.25:31–46 ). Об этом Церковь преднапоминает верующим в Мясопустную неделю с древних времен. В IV веке св. Иоанн Златоуст говорил в эту неделю поучение. Беседуя о втором пришествии Христове, святитель объяснял слушателям своим, что об этом он беседует потому, что было читано сегодня Евангелие о втором пришествии Христове 218 . В VIII веке Феодор Студит написал канон на неделю Мясопустную, ныне поемый в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Седален – тропарь, во время которого церковным уставом дозволяется сидеть. Седальны поются на утрене после чтения кафизм, полиелея и 3-й песни канона, а также на вседневном малом повечерии после 6-й песни канона Богородице. См. также Кафизма. Седмица сырная, масленица – см. Недели, приготовительные к Великому посту. Седмицы сплошные – см. Пост. Символ веры – краткое и в то же время исчерпывающе полное изложение основных догматов Христианской Церкви. Православный Символ веры в его окончательном виде был утвержден в IV веке на Никейском (325) и Константинопольском (381) Вселенских Соборах и потому называется Никео-Константинопольским Символом веры . Православный Символ веры разделен на двенадцать частей, или членов, каждый из которых содержит особый догмат православного вероучения. Исповедание Символа веры обязательно для каждого приобщающегося ко Святой Церкви в таинстве крещения; во время Божественной литургии Символ веры поется всеми верующими; Символ веры – составная часть утренних молитв в православных молитвословах. Синаксарь, или синаксарий (в греч. «сведение», «собрание»; в более узком значении: «собрание в воспоминание Святой вечери и самое воспоминание Святой вечери»). В богослужебных книгах (Триоди Постной и Цветной) синаксарий – собрание исторических сведений о празднике или о празднуемом святом. Обычно синаксарий читается после 6-й песни праздничного канона. Синаксарии напечатаны в Триодях и Минеях. Свод синаксариев составляет церковную книгу, называемую «Пролог». Славите – так в богослужебных книгах иногда называется стихира, которая поется на вечерне (в период пения Цветной Триоди) после пения «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и передает содержание воскресного Евангелия, читаемого на утрене. Славословие великое – песнопение «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…», которое поется на утрене и оканчивается Трисвятым: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас». Если же славословие не поется, но читается, оно оканчивается молением: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». В основе великого славословия лежит песнь, воспетая ангелами при Рождестве Христовом ( Лк. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

сост. Т. Никитина Скачать epub pdf Молитвословия из Триоди постной В неделю мытаря и фарисея Постная Триодь и недели приготовительные к Великому посту начинаются Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее. Во время литургии в этот день читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее ( Лк. 18:10–14 ) с целью показать верующим, что первое условие для добродетели – это покаяние и смирение, а гордость ведёт к погибели. Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту, хвалящуюся знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, был дан пророку Моисею вместе с писанным; они отличались тщательным исполнением внешних обрядов и «вся дела своя творили, да видими будут человеки» ( Мф. 23:5 ), почему многими почитались праведными и добродетельными. Мытари же, сборщики царских податей, часто творили много притеснений и неправд и нечестным путём приобретали богатство, а потому многие порицали их и считали грешниками. Церковь , предлагая эту притчу для назидания готовящимся к подвигу поста, молитвы и покаяния, показывает, что не должно надмеваться и хвалиться своей праведностью; исполнение закона и различные добродетели святы и спасительны, но превозносящийся ими не приобретает оправдания, и только слёзная молитва и сознание своего недостоинства пред Господом, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у гордого законника фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. «Не хваляй бо себе сей искусен [достоин], но его же Бог восхваляет» ( 2Кор. 10:18 ). Седмица сплошная, т. е. поста в среду и пятницу нет. Стихиры на Господи воззвах Не помолимся фарисейски братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя. [«Братья, не будем молиться, подобно фарисею, ибо возносящий сам себя будет унижен. Смирим себя пред Богом; подобно мытарю в посте воззовём; «Боже, очисти нас грешных».] Стихира на стиховне Слава: Отягченныма очима моима от беззаконий моих, не могу воззрети и видети высоту небесную: но приими мя, яко мытаря кающася, Спасе, и помилуй мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— Для меня декабрь — месяц мучений! Идёт пост, а кругом всё гудит и зазывает гулять и веселиться, чай Новый год… Даже Рождественская ель перестала быть таковой, а стала «новогодней» и её благоукрашение, символизирующее благие дела, затерялось в бессмыслице подготовки к Новому году. Так получается, что праздник Рождества второстепенный, как бы довесок к Новому году. Как известно, дата Рождества Иисуса Христа неизвестна. Почему бы не перенести это празднование на 25 декабря, как у братьев болгар? Тогда бы всё встало бы на свои места. Рождество — главный зимний праздник, а Новый год к нему — приятный довесок! Сергей — Сергей, хорошо, что Вы подходите к вопросу изменения церковного календаря с позиций благочестия. Вас мучает предновогодняя суета, но представьте, что Рождество будет приходиться именно на ее период. Для многих сегодня Новый год — центральный праздник, подготовку к которому не отменит даже Рождество Христово. А для тех, кому дорого пришествие в мир Спасителя, встреча Нового года в кругу семьи не помешает в оставшиеся дни подготовиться к духовному торжеству подобающим образом. Изменение церковного календаря не так просто, как кажется. Пасхалия — свод подвижных церковных дат, которые отсчитываются от Воскресения Христова, связана с лунным циклом, а годовой богослужебный круг — с солнечным, как и светский календарь. Механический перенос всех дат месяцеслова на даты григорианского календаря приведет к ряду коллизий. Так, в некоторые годы Петров пост должен будет начинаться не до, а после памяти святых апостолов Петра и Павла. Когда случается самая поздняя Пасха, то праздник Троицы бывает 26 июня, затем по уставу сплошная седмица и начинается Петров пост, а праздник апостолов будет приходиться на 29 июня, то есть на среду после дня Пятидесятницы. А это, как Вы понимаете, абсурдная ситуация. Кроме того, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в отдельные года будет приходиться на пятницу Первой седмицы Великого поста, когда по Типикону полной Литургии не положено (см. Типикон Маркову главу «аще случится праздник Сретения Господня в понедельник Первой недели поста»). Значит, в этот день будет совершаться Литургия Преждеосвященных даров, а накануне будет не праздничное всенощное бдение, а Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского. Из церковной жизни исчезнет Кириопасха. По этим и многим другим причинам трудно совместить церковный календарь с действующим ныне гражданским календарем.

http://pravoslavie.ru/112918.html

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные Недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дня после Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше...» и чтения 50-го псалма – поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо «Молитвами Апостолов...»). На «И ныне» – «На спасения стези...» (вместо «Молитвами Богородицы...»). Затем: «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...». В основу первого тропаря – «Покаяния отверзи ми двери...» – положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря – «На спасения стези...» – положена притча о блудном сыне, а в основу третьего – «Множество содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди – вместо евангельской стихиры 73 . На литургии: прокимен гласа, Апостол – Тим., зач. 296, Евангелие – от Лк., зач. 89. Таким образом, в Неделю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности: Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. Отменение поста в среду и пятницу – «сплошная», или «всеядная» седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно – воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и б-й Недели), т.е. в эти Недели поются кондаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

далее... 24.02.02 - Дай мне зрети моя прегрешения Св. Сергей Ганьковский, проповедь в неделю о мытаре и фарисее Вот я тут открыл одну из тех (газет), что считают себя православными и прочитал на свою беду от доски до доски. А прочитавши, впал в тяжёлое уныние и тоску. Да и было от чего! Из восьмидесяти пяти малых и больших заметок и статей в этой газете семьдесят повествуют о негативных фактах: о врагах православной веры, о сектантах и раскольниках, о царящем вокруг разврате, о разгуле страстей человеческих. И вот прочитает человек такую " православную " газету, почувствует себя со всех сторон окружённым врагами, единственным праведником на всей нашей земле. Нет, пожалуй, не единственным, а ещё и в компании с журналистами этой газеты. Ну как тут не впасть в отчаяние, как тут не унывать, а самое главное, как тут не возопить словами фарисейскими: " Благодарю Тебя, Боже мой, что я не как прочие грешники, или как вон тот мытарь... " далее... 23.02.02 - «Не помолимся фарисейски, братие» Прт. Димитрий Смирнов, проповедь в неделю мытаря и фарисея Со вчерашнего вечера святая Церковь начинает нас приуготавливать и телесно, и духовно к святой Четыредесятнице, Великому посту — начинает издалече, с недели мытаря и фарисея. Это воскресенье называется так потому, что на литургии читается Евангелие от Луки, притча о фарисее и мытаре. А грядущая седмица будет сплошная, поскольку ради посрамления фарисеев пост в среду и пятницу отлагается. И начнут совершаться покаянные песнопения из Триоди постной, которая открывается словами: «Не помолимся фарисейски, братие». далее... 20.02.02 - ENCYCLICA Стихотворение Ф.И.Тютчева, написанное 21 декабря 1864 В связи с новыми инициативами Ватикана 15.02.02 - Найти слова для него Владимир Гурболиков, фрагменты миссионерского дневника Одного слова, только одного слова иногда достаточно, чтобы человек сделал свой выбор! Вот он впервые вошел в церковь. Он ощущает себя страшно непривычно, будто вышел перед людьми раздетый. Ему кажется, что все здесь уже давно " спелись " , и ощущение того, что он натолкнулся на замкнутый мир " опытных " верующих отталкивает его, заставляет держаться ближе к дверям.

http://zavet.ru/book/hrn/0201.htm

В Троицын день, от первохристианских времен, а вернее, даже ветхозаветных ( Лев.23:11–16 ), сохранился обычай украшать храмы зеленью и стоять вечерню с цветами . На символическом языке первых христиан цветы означали многообразные дары Святого Духа 417 . День Святаго Духа. Всенощного бдения, по Уставу, нет. Утреня без полиелея, с великим славословием. На литургии «входное», как в день Пятидесятницы. Отпуст (особый) тоже для Пятидесятницы. Все седмица эта сплошная. Неделя всех святых (1-я по Пятидесятнице). Этим праздником заканчивается пение Цветной Триоди. Службою этого дня восполняются чествования всех тех святых, бесчисленных ( Откр.5:11 ) и неизвестных, которым не установлены нарочитые отдельные празднества. На следующий день начинается Петров пост и пение Октоиха. По уставу в этот пост, так же как и в прочие (Рождественский, Великий), «аще несть празднуемаго святаго памяти, поем Аллилуиа на глас Октоиха, и троичны гласа, творяще и поклоны по чину святыя 40-цы», то есть с молитвою Ефрема Сирина и проч. 418 Неделя всех русских святых (2-я по Пятидесятнице). 269 Индиктом у римлян называлась, собственно, подать, известная мера которой распределялась на 15-летний период. Собиралась же она по пятилетиям. В память св. равноапостольного Константина, введшего подобное исчисление (по индиктам) в Византии и даровавшего Церкви свободу, Церковь удержала это наименование для обозначения своих годов. 276 Впоследствии к сему присоединилось воспоминание возвращения в этот день Животворящего Древа Креста из персидского плена (628 г.), после 14-летнего отсутствия в иерусалимском храме. 278 «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», под 14 сентября. Цит. по: Марковин Н. Богомольные выходы древних царей по сравнению с такими же выходами византийских императоров. СПб., 1872. С. 63–64. 279 ορτοδρμιον, ητοι ρμηνεα ες τος σματικος καννας κ.τ.λ. Νικοδμου το Αγιορετου. 6.55, Venet., 1836. 282 Книжица, содержащая величания, певаемая по полиелеах праздниках. Почаевская Лавра, 1763; Часослов. Киево-Печерская Лавра, 1742. Есть и дугие величания. Прекрасный акафист Покрову принадлежит Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому, другу знаменитого нижегородского подвижника-архиерея, Иеремии-отшельника.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Необоснованно обращали внимание только на пост телесный. Поэтому акцентируется важность поста духовного, посещение богослужений, особенно накануне Причастия. В этом документе также прописаны возможные послабления для больных, военнослужащих, беременных. Для них икономия была и до этого, но разные священники поступали в соответствии со своими практиками или традициями, местными преданиями. Теперь же все закреплено в документе. Отмечается, что евхаристический пост должен длиться не менее 6 часов - это минимальное время, на которое могут ориентироваться люди, причащающиеся в дни Пасхи и Рождества Христова. Практика некоторых приходов, где запрещалось причащаться на Пасху, Рождество, была вызвана тем, что священник не мог исповедовать всех в связи с огромным количеством людей, ведь на праздники приходят даже те, которые в другие дни и не бывают в храме, и выстраиваются в общую очередь для совершения Таинства Причастия совершенно не подготовленными. Также акцентируется внимание на том, что в подготовке к Причастию, кроме отказа от скоромной пищи, важны молитвенное правило, которое заключается в чтении трех канонов и канона к Святому Причастию, и посещение вечернего богослужения накануне Причастия. Правила подготовки к Причастию могут быть изменены по благословению духовника, который знает человека и обстоятельства его жизни. В документе указано, что мирянам в радостные праздники Святой Пасхи, Рождества надо стараться участвовать в Евхаристии. Учитывая, что Светлая седмица сплошная и нет поста, люди, которые живут жизнью Церкви, накануне придерживались Великого поста, молились, ограничивали себя длительное время, могут именно в этот период причащаться, ограничивая себя только постом после полуночи и до Причастия. Также было отмечено, что родителям, регулярно приводящим детей к Святой Чаше, необходимо стремиться причащаться вместе с ними. Таким образом, приводится в порядок практика подготовки к Святому Причастию - молитвенное правило, пост. Все прописано, и духовник может ссылаться на документ, принятый на Архиерейском соборе, а не на практику тех или иных священнослужителей, обычаев прихода или местности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010