В разные Посты устав о трапезе различается, поэтому скажем о каждом Посте особо. Великий Пост Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмицасплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу. В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9й час» (глава 35), т.е. около 15.00. В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823) Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. Первый чин предполагает следующий порядок трапезы: В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп 9 (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом». Второй чин Афонский предполагает следующее: В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

Сграффито – техника, в которой были выполнены изображения, прочерченные по белому ангобу. Такими гравированными изображениями украшали столовую керамику XII в., покрытую цветной глазурью. Себеос – епископ, армянский историк VII в., описавший правление императора Ираклия (610–641 гг.). См.: историк Византии. Севаст – дословно с греч. «священный, высокий, почтенный». Греч. слово севастос представляет кальку лат. слова август (эпитет римских императоров). Этот высокий византийский титул, как и протосеваст, получил распространение со второй половины XI до XIII в., но до правления Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) им пользовались только василевсы. Севаста – высокий женский титул XI-XIII вв. Севастия – 1) главный город Второй Армении; 2) клисура на юге Малой Азии, созданная перед 908 г.; фема – с 911 г. Севастократисса – знатная дама, как правило, царского рода, носившая титул севастократора; супруга севастократора. Севастократор (от греч. севастос – «священный», «достойный поклонения» и кратор – «правитель», «власть») – один из высших титулов, введенный в конце XI в. василевсом Алексеем I Комнином (1081–1118 гг.) и до правления Мануила Комнина (1143–1180 гг.) следовавший сразу после царского. Его обладатель носил венец – стефанию. См: кесарь, корона. Севастополь – приморский город на юго-западе Крыма. Основан в 1783 г. на месте татарской деревушки Ахтиар как российский военно-морской порт и крепость. Здесь же, между Карантинной и Песочной бухтами, находятся руины Херсонеса. Севастофор – глашатай и личный посланник василевса, носивший его знамя. Эта чиновная должность появилась между 963 и 975 гг. и замещалась евнухами. В XI в. превратилась в почетный сан. Север Антиохийский (465–538 гг.) – видный византийский богослов. См.: теология. Седмица – церковнославянское название недели. Седмицы сплошные (по юлианскому календарю): Святки (с 25 декабря по 4 января); Мытаря и фарисея (с 31 января по 5 февраля); Сырная (Масленица – «Мясоед», у ромеев – Криофаг) (с 14 по 20 февраля); Пасхальная (Светлая) (первая неделя после Пасхи); Троицкая (первая седмица – неделя после великого праздника Пятидесятницы). Ее первый день назывался Духов День.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Пятидесятница Фоторепортаж 17.06.2016 516 Время на чтение 3 минуты Время от дня Святой Пасхи до дня сошествия Святого Духа называется Пятидесятницей. Это дни Рая на земле. Для меня, как и многих, это лучшее время года. Это самые светлые и радостные дни. Так и хочется сказать - «Остановись, время! Не торопись так быстро проходить, Святая Пятидесятница. Ты прекрасна!» Светлая же седмица началась с бурного цветения яблоней. Я живу в столице уже пятый десяток, но не помню, чтобы здесь в Московском регионе так цвели плодовые деревья, как в этом году. Расцвели одуванчики - радость для детишек. Необычайно жаркие дни сменялись прохладными и дождливыми, но кто не любит грозу в начале мая. Это время года богато праздниками великих святых. Святой великомученик Георгий Победоносец, Иоанн Богослов, Святитель Николай-чудотворец. 19 мая родился святой страстотерпец царь Николай и в Подмосковье есть чудный деревянный храм в честь этого святого. Как некогда народы со всего мира стремились в Рим, в Константинополь, и цели их часто были немирными, так нынче кто только не стремится в Москву - в Третий Рим. Москва - центр самой большой в мире православной конфессии. Святое же место, как и во все времена, не может не быть притягательным для злых сил. Эти силы - сатанинская рок-культура, нелегальная миграция - рвутся в наш Богоспасаемый Первопрестольный град. Но Третий Рим всегда был и будет православным! Ближе к празднику Святой Троице отцвели сады и на яблонях появились нежные зеленые плоды. Но а лучший цветок Святой Пятидесятницы - жасмин. Ему мое незатейливое четверостишие. Приветствую тебя, цветок неприхотливый! Ты пахнешь лучше роз и лилий. Ты возвещаешь приход лета, Четыре лепестка Божественного цвета! С наступающим праздником Святой Троицы! А после Троицы на другой день - день Святого Духа. И впереди еще сплошная светлая Троицкая седмица! Как прекрасен этот Божий мир! Русский мир! Священник Николай Аксенов, сотрудник Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами РПЦ

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/18/...

Изначально беседы были записаны на аудиопленку, а потом переложены на бумагу и отредактированы. Этим обусловлен их разговорный характер. Сам автор вряд ли мог предположить, что его беседы могут быть опубликованы. Но после смерти отца Георгия у его духовных чад и единомышленников явилось желание донести слово пастыря до как можно большего числа христиан. При редакции беседы были снабжены ссылками на цитаты и пояснениями. Цель этого была двоякая: во-первых, показать, что слова отца Георгия находятся в контексте евангельского и святоотеческого учения, а во-вторых, переадресовать наиболее ревностных читателей к первоисточникам. Эпиграфом для этой книги могут служить слова отца Георгия: «Наша цель – не абстрактное знание, а победа над грехом». В христианском мире все чаще приходится слышать завуалированные рассуждения или даже прямые слова о том, что современному человеку невозможно исполнять евангельские заповеди, по крайней мере некоторые из них. Беседы отца Георгия с необыкновенной ясностью и силой доказывают, что исполнение заповедей Христовых не только возможно, но более того – это единственно правильный путь для христианина любой эпохи. Иерей Вадим Ружицкий О ПОКАЯНИИ Покаяние есть дверь милости; сею дверию входим в Божию милость, и кроме этого входа не обретешь милости. Преподобный Исаак Сирин Сегодня у нас тема – покаяние. Промыслом Божьим, все получилось очень своевременно: наступают дни подготовки к Великому посту, а потом и сам пост, так что тема самая что ни на есть актуальная. Сегодня Неделя мытаря и фарисея. Церковнославянское слово «неделя» означает воскресный день, а то, что у нас называется неделя, – это седмица. Итак, сегодня Неделя мытаря и фарисея, и наступает сплошная седмица (кто не знает – в среду и пятницу поста нет). Вчера на всенощном бдении в первый раз звучали специальные покаянные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Теперь они будут звучать весь Великий пост до Страстной седмицы. А сегодня читалось Евангелие о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18, 10–14 ). Кто был в храме, тот его слышал. Кто не был в храме, это плохо; тем не менее я повторю его содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Неделя о Страшном Суде (мясопустная). Чтобы грешники, понадеясь лукаво и неразумно на милосердие Божие (ср. смысл предыдущей недели), не впали в беспечность и нерадение, св. Церковь напоминает им теперь о Страшном Суде, ожидающем в конце времен все человечество, и о правосудии Божием. Бог милосерд, это правда, но и правосуден. На утрене продолжается пение «На реках вавилонских...». Неделя эта называется «мясопустом», потому что после нее дни пустыми от мяса бывают, то есть вкушение мяса прекращается. Среда и пяток сырные. Служба постная, приближающаяся к великопостной. На вечерне, великом повечерии (на нем отпуст малый), полунощнице, утрене, часах и так далее  –  великие поклоны. Литургии в эти дни нет. По подобию сплошной недели, в противовес некоторым еретикам, св. Церковь разрешила в эти два постных дня вкушать сыр и яйца, откуда и вся седмица получила наименование сырной.  Суббота сырная. Память всех преподобных отцов и матерей, в подвиге поста просиявших. Утреня с великим славословием. Обратить внимание на канон и особенно на 7-ю его песнь. Неделя сыропустная (Прощеное воскресение). Строгость службы и поста до сих пор все время постепенно усиливалась. В предшествующую седмицу служба совершалась чуть ли не окончательно великопостная и мясо уже отсутствовало. Теперь приготовление Церковью своих чад к воздержанию достигает предела. Ее стихиры и другие песнопения на этот день  –  сплошной гимн воздержанию и посту. Внимание молящихся все время поддерживается на значении и ценности последних и на пагубных следствиях противоположных страстей. Всего этого Церковь достигает как нельзя лучше тем, что берет поразительнейший и плачевнейший пример, грехопадение Адама, и живописует этот поступок (акт) величайшего невоздержания самыми яркими красками. (Ср. особенно славник стихир на Господи, воззвах: «Седе Адам прямо рая».) В неделю сыропустную  –  заговение на сыр и яйца. В этот день, после малого повечерия (с великими поклонами и молитвою «Владыко Многомилостиве...»), бывает древний обряд взаимного прощения. (Ср. начало нынешнего литургийного Евангелия: Мф.6:14–21 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Прихожанка. Значит, освящение происходит только при условии нашего стремления к Богу? Пресвитер. Запомните, автоматически ничего духовного в Церкви не может совершиться. Благодать, подаваемая от Бога через те же святые предметы, имеет силу лишь для тех, кто ее достоин. И как солнечный свет не может проникнуть под толстый слой грязи, так и благодать не действует там, где много нечестия или мнимого благочестия. Тринадесятый праздник (Неделя Мясопустная) Прихожанка. Поздравляю вас с наступающей Масленицей! Пресвитер. А это что еще за тринадесятый праздник? Прихожанка. Ну как же, заговенье перед Великим постом… или опять что-то не так? Пресвитер. Не знаю, может, и так. Прихожанка. Но ведь эта неделя вся сплошная, очень напоминает Рождественские святки или Пасхальную седмицу. Пресвитер. А неделю мытаря и фарисея не напоминает? Она тоже сплошная, только повод у нее, кажется, другой. Не так ли? Прихожанка. Батюшка, можно мне опять записаться в ученики и узнать, что такое Масленица? Пресвитер. Если желаете, то давайте пройдем к библиотеке. Прихожанка. Конечно, желаю. Пресвитер. А пока мы идем, я начну вам отвечать на ваш вопрос. Название «масленица» простонародное и обозначает, если говорить языком церковным, «сырную седмицу». Святая Церковь , запрещая на этой седмице вкушать мясо, разрешает вкушать сыр и яйца. Эта седмица – непосредственная подготовка к Великому посту, как бы постепенный переход к нему, и именуется в богослужебных песнопениях «преддверием Божественного покаяния» и «светлым предпразднством воздержания». Прихожанка. Ну вот же, видите, Масленица называется «светлым предпразднством»! Пресвитер (улыбаясь). Предпразднством «воздержания», а не праздника! Прихожанка. А мне так хочется верить, что это, праздник… Пресвитер. Вот то-то и оно. До сих пор верят в это, несмотря на то, что Святая Церковь и через песнопения служб сырной седмицы, и через проповедников говорит об обратном. Еще преподобный Феодор Студит , живший в VIII веке, констатировал, что «наступающие дни масленицы обыкновенно считаются у людей какими-то праздничными, по причине бывающих тут пиров и гуляний, не разумея, что дни сии чрез воздержание от мясоястия возвещают об общем воздержании, а не о пресыщении и пьянстве» и что все это «принадлежность еллинского празднества» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Пост или нарушение поста – один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако, теории без практики недостаточно. Для того, чтобы кого-то чему-то научить, его нужно отучить от тех обычаев, которые дополнительным образом удерживают его в круге собственных представлений. Примером установления поста вопреки языческим постам может послужить Успенский пост, введенный по указу патриарха Николая Мистика в начале X в. Примером упразднения поста или, если сказать точнее, действия внешне противоположного практике поста являются Седмицы сплошная и сырная. А сам пост и абсолютен, и относителен – в особом хорошем смысле этого слова, ведь ради любви к братии по речениям древних апофтегм его можно нарушить. В апофтегмах читаем: «Пришли некогда два брата к некоему старцу, а обыкновение старца было не есть каждый день, и, когда он увидел двух братьев, обрадовался и сказал: пост имеет награду, и ядущий по любви снова исполняет две заповеди, ибо он оставил свою волю, и исполнил заповедь, и упокоил братьев» 33 . По аналогии с преодолеваемой опасностью в виде особых постов, которые соблюдали уклонившиеся от истинной веры, сплошная седмица была более значима, чем масляная, по-гречески сырная. В большинстве исторических описаний и древних типиконах акцент делается на возникновении практики сплошной седмицы – в противовес древнему трехдневному Ниневийскому посту, который совершался в третью неделю перед Великим постом в память событий во времена пророка Ионы ( Иона 3, 5–9 ) (он заканчивался в пятницу третьей недели до Пасхи символично в день памяти пророка Ионы – но не как праздник пророка, а как воспоминание о примере покаяния) 34 , или пятидневному армянскому Арцивуру. В «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула 35 содержится одно из поздних описаний-пересказов традиционных для византийцев представлений о происхождении Арцивурова поста 36 . Здесь приведены четыре версии. Арцивуров пост установлен:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В среду и пятницу Сырной седмицы не положено совершать Литургию. Кроме того, Сырная седмица является сплошной – пост среды и пятницы отменяется. Но церковный Устав предписывает во все эти дни воздерживаться от мясной пищи. Уставные указания о воздержании в дни Великого поста Чинопоследования Великого поста существенным образом отличаются от состава богослужений во все остальные дни церковного года. Службы становятся очень продолжительными, поскольку обычный состав утренних и вечерних служб дополняется специальными постовыми чинопоследованиями. Все великопостные чинопоследования содержатся в богослужебной книге, называемой Триодь 9 . Святая Четыредесятница состоит из шести седмиц. Лазарева суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица стоят особо и в ее состав не входят. По строгости воздержания седмицы Великого поста отличаются друг от друга. Самыми строгими являются первая и Страстная, в некоторые дни которых положено полное воздержание от пищи. Уставные указания о воздержании в пище Великим постом («о велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити») содержатся в 32-й главе Типикона. 1 . В понедельник и вторник первой седмицы Великого поста вкушение пищи не положено. Первый прием пищи (хлеб «тепл», вареные овощи, теплая вода с медом, т. е. вареная растительная пища без масла) полагается в среду после совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Для тех, кто не в состоянии выдержать такие предписания, и для престарелых Устав разрешает перенести первый прием пищи (хлеб и квас) на вторник, после вечерни. 2 . В остальные седмицы Святой Четыредесятницы с понедельника по пятницу положен однократный прием растительной пищи без масла: вечером. 3 . В субботы и воскресенья Великого поста положен двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. 4 . Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет прежде Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино. 5 . В сам день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное Воскресенье полагается рыба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Таким образом, Церковь являет в Неделю о Мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию Божию возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в виду приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. «Отеческия славы Твоея уцалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго (сына) глас приношу: согреших перед Тобою Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» 350 . «Богатство, еже ми дал еси, благодати, окаянный отшед, непотребно зле иждих. Спасе, блудно пожив, демоном льстивно (обманув Отца) расточих», «и повинухся (им) окаянный», «и обнищав, студа исполнихся : Темже обращься вопию Ти щедрому Отцу: согреших на небо и перед Тобою» 351 . БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ На утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите Имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красною». После этого поются воскресные тропари «Ангельский собор». Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся. На утрене (после 50 псалма) поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери». На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как указывалось уже нами, является сплошной седмицей (разрешение поста в среду и пятницу). СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также «мясопуст» (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие ( Мф. 25, 31–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Князь и вождь тамо вкупе, богатый и бесславный, великий купно и малый исправится равно: горе комуждо прочее неуготовленному» 501 . «Тамо вкупе князь и вождь, нищий и богатый, душе, ни отец возможет, ни мати помогающи, ни избавляй брат осуждения» 502 . Таким образом, мы видим, что ни власть, ни богатство, ни родные не смогут нам помочь на Страшном Суде Христовом, но только наши дела способны оправдать нас и сподобить десной участи 503 . Так какие же это дела? Те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия. «Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия к ближним, – пишет архиепископ Аверкий (Таушев) . О вере здесь не упоминается, ибо она уже предполагается самими делами любви, которые суть плоды веры (см.: Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 ). Равно и молитва и все прочие подвиги веры не упоминаются, потому что без них невозможна истинная любовь к ближнему и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия потому, что они доказывают истинную веру и благочестие христианина» 504 . Итак, когда мы приблизились вплотную к Великому посту, ибо после Недели мясопустной уже не вкушается мясо, Церковь в своих молитвословиях указывает нам на то, какие плоды должен принести истинный пост – это дела любви и милосердия. Для того чтобы стяжать любовь и сделать сердце отзывчивым и деятельно сострадательным, мы и совершаем все наши духовные труды. Общий идейный смысл богослужения Сырной седмицы Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры ( Мф.6:16 ). Последняя подготовительная к Святой Четыредесятнице седмица называется сырной (в просторечии – Масленицей), так как церковный Устав разрешает во все дни этой седмицы (в том числе в среду и пятницу, то есть эта седмица сплошная) употреблять сырную пищу (сыр, масло и яйца и др., то есть любую скоромную пищу, кроме мяса). По этой же причине венчающая эту седмицу неделя называется сыропустной, так как в этот день перед началом Великого поста завершается вкушение сырной пищи. «О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий, – а раньше она была мясоястной, – ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, – что и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010