Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Николаевич Алексеев (3.11.1873, с. Пироговское Камышловского у. Пермской губ.- 1918, ст. Антрацит Северо-Восточной Уральской железной дороги (ныне Алтынай Свердловской железной дороги)), сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых), свящ. Из семьи псаломщика. В 1884 г. поступил в Далматовское ДУ. В 1888 г. уч-ще было переведено из Далматова в г. Камышлов той же губернии. В 1891 г., по окончании Камышловского ДУ по 2-му разряду, К. был переведен в 1-й класс Пермской ДС, однако проучился там только год. 22 июня 1893 г. Екатеринбургским и Ирбитским еп. Афанасием (Пархомовичем ; впосл. архиепископ) он был назначен на должность псаломщика к Покровскому храму с. Песчано-Колединского Шадринского у. Вскоре женился, в его семье родилось 11 детей. 22 авг. 1896 г. К. был перемещен на должность псаломщика к Преображенской ц. Верхне-Уфалейского завода Екатеринбургского у. Пермской губ., 6 дек. посвящен в стихарь. 23 нояб. 1897 г. Екатеринбургским и Ирбитским еп. Христофором (Смирновым) был рукоположен во диакона и назначен к Цареконстантиновскому храму с. Галкинское Шадринского у. 20 февр. 1901 г. К. был переведен на должность диакона в храм в поселке при Верх-Нейвинском заводе Екатеринбургского у. Пермской губ., но вскоре был возвращен в Галкинское и служил там до кон. 1907 г. 4 сент. 1899 г. был назначен членом-делопроизводителем Комитета по постройке каменного храма в дер. Убиенной Шадринского у. 26 авг. 1901 г. там был заложен храм во имя архистратига Божия Михаила. 30 апр. 1905 г. К. был утвержден членом Галкинского церковноприходского попечительства. Одновременно в 1897-1901 гг. К. также занимал должность учителя церковноприходской школы в дер. Убиенной, в 1901-1903 гг.- в дер. Карасевой Шадринского у., после чего был вновь назначен учителем в дер. Убиенную, где преподавал до 1907 г. 17 дек. 1907 г. К. был переведен на должность диакона Казанско-Богородицкой ц. поселка при Нижнеисетском заводе Екатеринбургского у. 14 марта 1910 г. Екатеринбургским и Ирбитским еп. Владимиром (Соколовским-Автономовым ; впосл. архиепископ) был рукоположен во иерея и назначен на должность священника в ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в поселке при Кыштымском заводе Екатеринбургского у. В 1910-1912 гг. состоял законоучителем в Кыштымском одноклассном земском уч-ще. 13 дек. 1912 г. переведен священником к Свято-Троицкой ц. с. Троицкого Камышловского у. В 1915 г. награжден набедренником.

http://pravenc.ru/text/1841988.html

Помимо моральной поддержки репрессированным священнослужителям П. стремился оказывать им и материальную помощь, что впосл. было вменено ему в вину. Не вмешиваясь без нужды в дела др. архиереев, в Московской епархии П. как мог старался поддерживать церковное благочиние. 14 сент. 1925 г. он обратился к благочинным и настоятелям храмов г. Москвы и Московской епархии с указанием о недопустимости «введения различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступления от церковного устава вообще». Речь шла в основном либо об излишней помпезности, допускаемой в богослужении отдельными священниками, либо, наоборот, о его непозволительных упрощениях. Недопустимым П. считал и введение в богослужебную практику рус. языка (Кифа. 2012. С. 784-785). Ближайшим помощником П. по управлению Московской епархией в сент. 1925 г. стал вернувшийся из ссылки Дмитровский еп. сщмч. Серафим (Звездинский) . П. не сочувствовал идеям обособления отдельных частей РПЦ. Так, по вопросу об автономии Белорусской Православной Церкви он написал: «В настоящее время при натиске католичества на православие и общих тяжелых условиях церковной жизни требуется наибольшая сплоченность и теснейшее единение между епархиями. Раздробление же церковного тела Русской Православной Церкви на мелкие автономные части может повести к нежелательным последствиям в интересах Православной Церкви» (Док-ты Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 61). В июне 1925 г. на Украине оформился новый, т. н. Лубенский, раскол, главными организаторами которого стали запрещенные в священнослужении патриархом Тихоном архиеп. Иоанникий (Соколовский) , бывш. управляющий Харьковской епархией, и еп. бывш. Лубенский Феофил (см. Булдовский Ф. И.). В ответ П. предал главарей раскола церковному суду (состоялся уже после ареста П.). На ходатайство Полтавского архиеп. Григория (Лисовского) о канонической автокефалии УПЦ П. ответил: «Тут не автокефалия нужна» ( Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943).

http://pravenc.ru/text/2580122.html

В итоге большинство проповедников согласились принять обеспечение из средств миссии (см.: Otis. 1909. Vol. 1. P. 408-410). В ходе Собора 1879 г. Н. высоко оценил труд сендайских миссионеров: «Сендайская община - мать всей Японской Церкви. Из нее выходит много хороших проповедников, которые окормляют другие общины» ( Николай (Оно). 2017. С. 103). Несмотря на бедность большинства правосл. японцев, они усвоили от Н. и катехизаторов заповедь милосердия. Еще в 1873 г. христианки Хакодате создали об-во, одной из целей к-рого была помощь нуждающимся, затем их поддержали и мужчины. Амер. миссионер К. Отис упоминал в своей книге о деятельности этого об-ва: «Среди подарков в этом году были и суммы, посланные в помощь голодающим в России. В Сендае и в других местах были общества, дающие членам Церкви деньги взаймы, иногда с процентами, иногда без. Некоторые суммы были отданы безвозмездно тем, кто не мог платить. В 1875 г., когда разлив реки принес огромные несчастья беднякам Санумы, христиане этого города приняли меры к оказанию помощи. Был куплен рис, и ночью члены Церкви, покрыв свои лица, чтобы не быть узнанными, разнесли его по сотне семей бедняков, не давая понять, откуда он» ( Otis. 1909. Vol. 1. P. 411-412). Семилетняя программа обучения в Токийской семинарии, работавшей с 1875 г. в полном объеме, была аналогична курсу российских семинарий, но без преподавания классических языков. Набор семинаристов проходил раз в 2-4 года, по мере того как собиралось достаточное количество желающих учиться. Возраст поступавших был от 14 до 60 лет, однако позже, чтобы семинаристов, к-рым исполнился 21 год, не привлекали к военной службе в период учебы, в семинарию принимали с 13 лет. Первым ректором был Н., преподавателями - рус. члены миссии: свящ. Гавриил (Чаев; 1870-1873), иером. Владимир (Соколовский-Автономов ; 1879-1886), иером. Гедеон (Покровский ; 1885), прот. Сергий Глебов (1888-1904), иером. Сергий (Страгородский; 1890-1893 и 1897-1899). Совет преподавателей семинарии, ведавший ее делами, представлял все вопросы на рассмотрение и утверждение Н., ректор ежедневно приходил к нему с докладом. Н. уделял значительное внимание не только воспитанию и образованию учеников, но и их здоровью, на каникулах отправлял их отдыхать к морю или на дачу в мест. Тоносава недалеко от Хаконе, в программу обучения входили регулярные занятия гимнастикой и дзюдо.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Иоанн (Илья Алексеев) – выпускник Санкт-Петербургской ДС. Студент СПбДА в 1883–1887 гт. Пострижен в монашество в 1885 г. ректором Академии епископом Арсением (Брянцевым) . По окончании Академии – смотритель Александровского Ардонского Осетинского училища (1887), инспектор Псковской ДС (1889). – Ред. 706 «Казанский ректор» – Владимирский Александр Поликарпович (1821–1906), протоиерей. Сын священника, выпускник Нижегородской ДС (1842) и Казанской ДА (1846). В 1847 г. рукоположен во иерея. Профессор основного богословия и ректор Казанской ДА (1871–1895). Вопреки предположению епископа Михаила протоиерей Александр монашество не принял и архиереем не стал. – Ред. 707 Поликарп (Гонорский Петр; 1813–1891). Окончил Тамбовскую ДС (1834), МДА (1838). В 1837 г. пострижен в монашество. В 1850–1858 гг. – ректор Псковской ДС (с 1856 г. архимандрит). В 1868 г. рукоположен во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. На покое с 1886 г. – Ред. 708 Никанор (Надёжин/Надеждин Николай Алексеевич; 1859–1916). Уроженец Ярославской губернии. Пострижен в монашество 4 апреля 1884 г., 8 мая того же года рукоположен во иеродиакона. Выпускник СПбДА (1885), писал кандидатское сочинение « Фотий, патриарх Константинопольский , и его «Библиотека» как первоисточник для истории христианской литературы и проповеди» (см.: Отчет о состоянии СПбДА за 1885 г.//Христианское чтение, 1886. Ч. 1. С. 535). Был преподавателем Литовской ДС, а затем инспектором Тифлисской и ректором Томской ДС. Впоследствии (с 1897 г.) епископ Киренский, затем Якутский и Вилюйский (с 1898 г.), Пермский и Соликамский (с 1905 г.), Олонецкий и Петрозаводский (с 1908 г.). – Ред. 710 Соборный иеромонах – наградная степень монашествующего духовенства, между иеромонахом и игуменом. – Ред. 712 Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852–1931) – выпускник Полтавской ДС (1874) и Казанской ДА (1878). В 1878 г. пострижен в монашество и определен членом российской духовной миссии в Японии. В 1886 г., по возвращении из Японии, назначен преподавателем в Холмскую ДС. В 1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского, с 1921 г. – архиепископ. Знакомство отца Михаила с игуменом Владимиром состоялось через А. П. Храповицкого, в доме которого Владимир бывал с 1880 г., когда приехал в Петербург из Японии с архимандритом Николаем (Касаткиным), рукоположенным в том же году во епископа. Отец Владимир много рассказывал друзьям из Петербургской академии о работе в Японии (см., напр.: Николай-До. Святитель Николай Японский : Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников/Сост., расшифровка текста и коммент. А. Чеха. СПб., 2001). В одном из писем (см. ниже, с. 580) епископ Михаил просит навести у него справки о сотруднице японской миссии М. А. Черкасовой. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Учреждено игуменство в монастыре. В 1571 г. при нашествии крымского хана Девлет Гирея монастырь был сожжен, в 1611 г. разорен поляками, каждый раз восстанавливался. В начале XVIII в. была возведена монастырская стена, вновь перестроен собор, построена колокольня. В 1812 г. монастырь разграблен войсками Наполеона, но от пожара не пострадал; в 1813 г. восстановлен. Время с середины XVIII в. до октября 1917 г. было периодом процветания монастыря. В 1918 г. монастырь был закрыт официально, службы в храмах продолжались до 1928 г. В феврале 1928 г. монастырь был передан обновленцам (кроме надвратной церкви и колокольни). В 1929 г. были закрыты три монастырские церкви. Обновленческая община продолжала пользоваться оставшимися в их распоряжении собором и часовней до лета 1931 г. В 1933 г. были уничтожены здания монастыря. В 1934 г. на месте монастыря были возведены жилые дома для сотрудников ОШУ–НКВД. К концу XX в. сохранились участок стены и двухэтажный корпус по Малому Златоустинскому переулку, д. 5. 913 В октябре 1918 г. аналогичные постановления имелись во всех районных юридических отделах Москвы. Так, например, в постановлении о сдаче описей церковного имущества и метрических книг Замоскворецкого районного совдепа от 17 октября 1918 г. предписывалось предъявить «1) подробную опись денежных сумм в кредитных знаках и капиталов в процентных бумагах, принадлежащих как церкви, так и причту; 2) церковного недвижимого имущества, как-то: дома, земли, угодья, фабрики и пр.; 3) движимого имущества, специально предназначенного для богослужебных и обрядовых целей...; 4) все без исключения метрические книги и бланки должны быть сданы по описи, представленной в двух экземплярах, с точным указанием, куда они делись, если их за некоторые годы не хватает» (Известия. 1918. 17 октября). 920 Испанский грипп, или «испанка», – пандемия гриппа 1918–1921 гг. В России к 1920 г. от этого гриппа погибло 2 млн человек. 922 С 1910 г. настоятелем Московского Спасо-Андроникова монастыря стал находившийся на покое епископ Владимир (Соколовский-Автономов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 644-645 ВЛАДИМИР (Пищулин Владимир Федорович; 1889 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 645-646 ВЛАДИМИР Анатольевич Правдолюбов (1888 - 1937), мч. (пам. 21 сент., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 646-647 ВЛАДИМИР Егорович Ушков (1885-1942), псаломщик, мч. (пам. 8 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 647-648 648-649 649-650 650-651 651-652 652-653 653-654 ВЛАДИМИР (Мороз Виорел Лазаревич; род. 1959), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры 654-655 ВЛАДИМИР (Нагосский Василий Павлович; 1922 - 1997), Архиепископ Токийский и Митрополит всея Японии (Японская Автономная Православная Церковь) 655-656 656-568 658-659 ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) 659-662 ВЛАДИМИР (Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845 - 1917), архиеп. Донской и Новочеркасский 662-663 ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский 663-665 ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата 665-667 667-668 668-669 669-671 671-676 676-678 678-681 ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Миссионерское служение Русской Православной Церкви АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде АЛЕКСИЙ Александрович Порфирьев (1855 - 1918), прот., сщмч. (пам. 24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Данилович Зверев († 1918), миссионер, мч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ АРКАДИЙ Николаевич Гаряев (1877 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 1 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (1863 – 1922?), прот., принадлежал к плеяде " григорьевцев " - пастырей-миссионеров ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский

http://pravenc.ru/rubrics/121700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЕНБУРГСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Храм во имя Димитрия Солунского. 1890 г. Фотография. 1995 г. Храм во имя Димитрия Солунского. 1890 г. Фотография. 1995 г. (Оренбургской и Саракташской епархии Оренбургской митрополии), находится в г. Оренбурге. Основан решением Синода от 21 окт. 2016 г. при храме вмч. Димитрия Солунского (1887-1890), возведенном на средства купцов Д. П. и Ф. П. Дегтярёвых по проекту инженера В. П. Сахарова. 30 сент. 1890 г. еп. Оренбургский и Уральский Макарий (Троицкий) освятил каменную 5-главую ц. во имя вмч. Димитрия Солунского с трапезной, рассчитанную на 700 чел. Одновременно возводилась колокольня, на к-рую 27 июня 1893 г. был поднят крест. В 1897 г. по ходатайству прихожан и благотворителей и по благословению еп. Оренбургского и Уральского Владимира (Соколовского-Автономова) на средства купца М. М. Макеева, впосл. служившего в О. Д. м. церковным старостой, и генерал-майора И. В. Чернова (1825-1902) храм был перестроен, в т. ч. расширен. 1 авг. 1899 г. освящен правый придел во имя Св. Троицы, в 1900 г.- левый придел в честь Успения Пресв. Богородицы. 13 авг. 1900 г., при настоятеле (1896-1909) прот. Александре Словохотове, обновленный храм был освящен; в 1903-1904 гг. на месте старой возведена 2-ярусная 8-гранная колокольня. При Димитриевской ц. имелись 2 дома, пожертвованные оренбургской мещанкой М. Ерыгиной и крестьянином Воронежской губ. И. А. Толмачёвым. Известно, что в храме в 1904-1908 гг. служил прот. Павел Васильевич Марсов (1863 - после 1926), затем священники Иоанн Петрович Ронгинский (с 1918 настоятель), Андрей Михайлович Вознесенский (1864-1937), Николай Константинович Крамаренко (1879 - после 1932), диаконы И. Ф. Думенко, С. Л. Остапенко, В. И. Комаров, псаломщик Г. М. Сударин. К 1918 г. в храме насчитывалось более 2 тыс. прихожан. Ок. 1935 г. правосл. общине принадлежал только левый, Успенский придел Димитриевского храма; центральный и правый приделы захватили обновленцы. Среди прихожан были и проживавшие в частных домах Оренбурга сестры из закрытой общины оренбургского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря , на клиросе пел монашеский хор. В храме служили протоиереи Георгий Николаевич Пинегин (1876-1937) и Сергий Федорович Целовальников (1904-1937), арестованные в ночь на 3 авг. 1937 г. вместе с еп. Оренбургским и Тургайским Варлаамом (Козулей) и др. 25 мая 1937 г. правосл. община направила ходатайство в Комиссию по культам при Президиуме ВЦИК о передаче им в пользование всей Димитриевской ц. ввиду того, что немногочисленная община обновленцев не может содержать храм и осуществлять его необходимый ремонт. 22 сент. 1938 г. по постановлению президиума облисполкома храм был закрыт и передан обл. кинотресту для размещения кинотеатра и клуба, снесены колокольня и завершения церкви. Утварь, в т. ч. и иконы, была передана в Оренбургский краеведческий музей.

http://pravenc.ru/text/2581509.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) июня Священномученик Петр Беляев Священномученик Петр – Петр Васильевич Беляев – родился в 1874 году. Окончив Владимирскую Духовную семинарию, он был в 1895 году назначен псаломщиком в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Карачарово Владимирского уезда , а в 1897 году рукоположен во священника. В 1904 году отец Петр служил в Казанском храме Казанской женской общины в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии . 17   августа 1905 года он был перемещен в Успенскую церковь в Каслинском заводе . Среди прихожан он вскоре стал известен как труженик, который с терпением и любовью несет пастырский крест. В сентябре 1905 года отец Петр был назначен заведующим Каслинским башкирским приютом. Приют для детей башкир был открыт в 1891 году, но в 1901 году за неимением учеников закрыт. В 1904 году по инициативе епископа Екатеринбургского и Ирбитского Владимира (Соколовского-Автономова) приют был вновь открыт. Епархиальное руководство поставило перед учителями задачу обучить детей башкир-мусульман русской грамоте, чтобы приобщить их к русской культуре и русской гражданственности и расположить тем самым к принятию православия. Но эта задача уже тогда была трудно исполнима: к этому времени русская культура сама была в значительной степени обмирщена, имея невоцерковленных делателей и испытывая на себе сильнейшее иностранное влияние, а русская государственность давно находилась под немецким влиянием; и, таким образом, приобщение инородцев к «русской культуре» выводило их не на узкий путь к православию, а на широкую дорогу европейского безбожия. Однако некоторых успехов отцу Петру и его единственному помощнику учителю-миссионеру все же удалось достичь, и в 1907 году священник был награжден «за успехи по церковно-школьному делу» . Одновременно отец Петр преподавал Закон Божий в Каслинской церковно-приходской женской школе. В 1905 году за ревностное отношение к церковно-школьному делу и аккуратное и плодотворное исполнение своих обязанностей он был отмечен в епархиальном отчете . В 1915 году отец Петр состоял членом Миссионерского комитета по Каслинскому заводу .

http://fond.ru/kalendar/463/petr/

Что касается епископа Дамаскина (Цедрика), то его, как видно из показаний архиепископа Пахомия и епископа Парфения, действительно в одно время «прочили» на место Экзарха Украины. Но кому могла бы придти в голову идея отправить в Киев епископа Бориса (Рукина) – непонятно. Едва ли православные украинские епископы могли бы пожелать себе такого Предстоятеля. Разве только чтобы, пожертвовав собой, избавить от него митрополита Петра в Москве, где деятельность Можайского епископа становилась все более одиозной (об этом подробно в следующем разделе). Возвращаясь же к письму епископа Георгия, можно заметить, что его попытка сыграть на недоразумении вокруг митрополита Михаила была предпринята тогда, когда это недоразумение в основном уже улеглось. К середине ноября 1925 г. ситуация с Экзархом Украины нормализовалась. Интрига, замышленная властью, сорвалась. Тогда в Москве начались аресты так или иначе причастных к «киевскому» делу лиц. Уже из приведенных выдержек из протоколов допросов видно, что вопрос о Киевской кафедре чрезвычайно волновал следственные органы. На первом же допросе самого митрополита Петра следователь более всего допытывался, почему митрополит Петр не уволил митрополита Антония, хотя смещение архиепископа Иоанникия (Соколовского) подтвердил. Простое объяснение, что их статус был совершенно разным (один был избранным и соборно утвержденным предстоятелем автономной Украинской Церкви, другой – всего лишь временным представителем Московской церковной власти, которая в любой момент его могла отозвать), следователя не удовлетворяло. В конце концов он сам «подсказал» Местоблюстителю нужный ответ: «Я запретил Ионикию (так в протоколе – свящ. А. М.) за то, что тот нарушил каноны, в той степени, в какой я мог запретить. Антоний же Храповицкий канонов не нарушил, и, с точки зрения церковных дел, за ним преступлений нет» 711 . Митрополит Петр согласился с таким объяснением, поскольку оно тоже было в определенной мере правильным. В обвинительном заключении по делу митрополита Петра уполномоченный 6-го отделения А. В. Казанский попытался на свой лад раскрыть проблему замещения Киевской кафедры: «Постановка вопроса о двух претендентах на Киевскую митрополию (Антоний – эмигрант и Михаил, находящийся в СССР) была такова: по всем церковным законам, в силу длительного отсутствия, Антоний утерял все свои права, и нужно было лишь формально освободить его от занимаемой должности. Митрополит Петр такого акта не давал, оправдываясь тем, что он без постановления хотя бы нескольких епископов на этот счет не властен удалить Антония. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010