Звенигородский храм - не копия владимирских церквей, хотя традиции владимиро-суздальской храмовой архитектуры и оказали на него существенное влияние. Как писал Б. А. Огнев, автор диссертации, посвящённой раннемосковскому зодчеству, посвятил в конце 1940-х - начале 1950-х годов несколько лет именно Успенскому собору: " Умелое сочетание внешних и внутренних форм, хорошо продуманная связь их между собою и подчинение общему замыслу говорят о мастерстве и опытности строителей, свободно ориентировавшихся в сложных вопросах композиции " . И далее: " Звенигородский Успенский собор в первоначальном своём виде представлял собою замечачательно цельное по замыслу и выполнению произведение талантливых русских зодчих, вполне овладевших архитектурной формой и приёмами композиции " . Успенский собор принадлежит к наименее " зареставрированным " памятникам раннемосковского зодчества, а его исторические искажения (утрата закомар и растёска окон) типичны и не представляют непреодолимой преграды для взгляда исследователя. Южный, западный и северный фасады " обвернуты " трёхъярусным орнаментальным поясом, причём резьба выполнялась, как предполагал Б. Огнев, " уже после укладки камней на место " . " Резьба орнамента, - писал он, - уверенная, грани четки и остры, изгибы ветвей и цветов красиво очерчены, изобличая опытную руку мастера-резчика, прекрасно знавшего растительный орнамент и умело видоизменявшего его сообразно своему замыслу " . Лопатки на фасадах собора оформлены полуколонками. Капитель каждой из них, как пишет Б. А. Огнев, " представляет собой связку из призматических брусков, веерообразно расходящихся кверху, перевязанную по низу двумя кручёными жгутами, а сверху покрытую невысокой прямоугольной плитой... Импост имеет вид высокой массивной плиты... боковая его поверхность украшена резным орнаментом из овальных, заострённых кверху листьев, расположенных " в перебежку " , в три ряда друг над другом... " Большой пояс (имеется в виду орнаментальный пояс на южном, западном и северном фасадах, неоднократно подвергался побелке. Побелка совершенно забила рисунок пояса и местами сделала его почти неразличимым. Как и фасады, барабан украшен орнаментальным поясом, хотя и более узким. Форма главы и венчающий крест - поздние; изначально глава имела, по всей видимости, шлемовидную форму и была покрыта лемехом. Входы в собор расположены с трёх сторон и оформлены перспективными порталами, составленными из трёх полуколонок (две внутренние - с дыньками) и завершёнными килевидными архивольтами. Как отмечает Б. А. Огнев, порталы " целиком должны быть отнесены к первоначальной постройке " .

http://sobory.ru/article/?object=00389

В четверток вечера на стиховне Крестобогородичен: Не рыдай Мене, Мати,/зрящи на Древе повешена Твоего Сына и Бога,/на водах Повесившаго всю землю неодержимо/и всю тварь Создавшаго;/ибо воскресну и прославлюся,/и адова царствия сокрушу крепостию,/и погублю того силу,/и связанныя избавлю от злодейства его, яко Благоутробен,/и Отцу Моему приведу, яко Человеколюбец. В пяток утра на стиховне Крестобогородичен: На Кресте Тя яко узре пригвождена, Господи,/Агница и Мати Твоя дивляшеся,/и что видение сие взываше, Сыне вожделенне?/Сия Ти неверный собор воздаде беззаконный,/иже многих Твоих чудес насладивыйся?/Но слава неизглаголанному сошествию Твоему, Владыко. В пяток вечера Богородичен: Свеще неугасимая, престоле праведный,/Пречистая Владычице,/моли спастися душам нашим. В субботу утра Богородичен: Едина Чистая и Пречистая Дево,/Яже Бога безсеменно рождшая,/моли спастися душам нашим. Глас 5 В неделю вечера Богородичен: Страшно, и преславно, и велие таинство,/Невместимый во чреве вместися/и Мати по Рождестве паки пребысть Дева:/Бога бо роди, из Нея воплощенна./Тому возопиим, Тому песнь рцем,/со Ангелы воспевающе:/Свят еси, Христе Боже,/Иже нас ради вочеловечивыйся, слава Тебе. В понедельник утра Богородичен: Обрадованная, ходатайствуй Твоими молитвами/и испроси душам нашим множество щедрот/и очищение многих прегрешений, молимся. В понедельник вечера Богородичен: Утоли болезни/многовоздыхающия души моея,/утолившая всяку слезу от лица земли:/Ты бо человеков болезни отгониши/и грешных скорби разрушаеши./Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,/Пресвятая Мати Дево. Во вторник утра Богородичен: Обрадованная, ходатайствуй Твоими молитвами/и испроси душам нашим множество щедрот/и очищение многих прегрешений, молимся. Во вторник вечера на Господи воззвах: Крестобогородичен: Избавление нас ради и цену великую,/Пречистую Кровь Твою изволил еси дати,/Безгрешне Христе мой,/всем хотя спасение получити./Темже Тя зрящи пригвождена Мати Твоя,/рыдающи, власы терзаше Своя, глаголющи:/Чадо, Агнче Всенепорочный,/мир хотя избавити Честною Твоею Кровию,/от очию Моею како зашел еси, Спасе,/Незаходимое Солнце,/Иже всем подаяй просвещение,/и мир, и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

доносил в Москву, что здание вчерне уже окончено, но построено совсем не по имевшимся чертежам. «Над алтарем сводинадонным лантерник совсем вчерне окончен токмо надлежало оному лантернику быть по фасаду и профилю осмерником а оной нерадением подрядчика сделан квадратной» и т.д. (Ibid., л. 39) . От подлинного Растреллиевского проекта, таким образом, мало что осталось в возведенной постройке. При ближайшем изучении этой постройки открываются следы несомненного извращения первоначального плана в смысле приспособления ко вкусам местного зодчества. Так, расположение трех глав по продольной линии – совершенно чуждо Растреллиевского стилю и составляет упорную особенность украинского зодчества. Малые главы в количестве четырех назначались ближе к центральной – по углам усеченной серединой квадратуры. При переделке основных столбов очевидно и была изменена первобытная конструкция храма с отнесением двух меньших глав по продольной линии на значительное расстояние от середины. Теперь это сооружение по внешней своей архитектуре явно ничего общего с этим большим мастером не имеет. Но зато внутреннее украшение храма во многих своих деталях носит следы подлинного мастерства де-Растрелли. Это особливо надобно сказать о бесподобном киоте для чудотворного образа: колонны, волнистые карнизы, вазы, кронштейны на верху, поддерживающие подушку с Императорской короной, испещренные всею роскошью барочной резьбы, – все это соединяется в блестящую, величественную и царственную сень над чудотворным образом и с первого же взгляда напоминает стол своеобразный и типичный стиль Растреллиевских работ. Как бы то ни было, Ахтырский собор стал в нашем крае первым опытом насаждения блестящего церковного стиля елисаветинских времен. Этот опыт был во многих отношениях неудачен: но при всем этом он был толчком к дальнейшему у нас распространению и развитию этого стиля в духе вышеуказанной нами Растреллиевской школы. П. Фомин «Церковные древности Харьковского края» Покровский собор (1753 г., архитекторы Д.В.

http://sobory.ru/article/?object=04966

Фланкированный высокими башнями с ярко выдержанной ярусностью, он доминирует в ансамбле площади. Особое изящество ему придаёт уступчатый фронтон, роднящий его с фасадами, характерными для виленского барокко. Фронтон выполнен безусловно гениальным архитектором. Также украшением собора являются тяжёлые входные двери, оформленные искусной резьбой. Они остались ещё с того времени, когда православный собор был костёлом. Ярусные башни главного фасада, убранные колонками, пилястрами, нишами, широкими профилированными карнизами, увенчаны ныне небольшими псевдовизантийскими главками с восьмиконечными крестами. С тыла собор производит совсем иное впечатление. Что-то архаичное, замковое видится в нём. И могучая, " осязаемая глазом " толщина стен подавляет всякое воспоминание об ажурном, невесомом фасаде. Сразу видно, что здание строилось в эпоху, когда в этом европейском углу было ещё не до рокайльных сантиметров. Разительный контраст лицевым башням составляют тыльные, с их монотонным оформлением, лишь подчёркивающую суровую, " неразбавленную " четырёхгранность. Легко представить себе, какое впечатление мог произвести на простого обывателя интерьер Успенского костёла в его " кармелитские " времена. Дивные росписи, о которых очевидцы вспоминают как об " акварельных " (надо думать, что это было нечто в духе Тьеполо), сияние золочёных элементов, высокие, как бы парящие в небесах своды, - всё это непременно оказывало своё влияние на душу простолюдина. " Если это здание, - пишет автор заметки в " Литовских епархиальных ведомостях, - рассматривать в соединении с бывшим богатством и самым изысканным украшением его внутри, то нисколько не удивительно, что обаяние его на религиозное чувство и мысль народа было громадно и по последствиям для православия этой местности крайне соблазнительно " . На православную переориентацию костёла ушло 27 000 рублей серебром казённых денег. Увы, многое было выполнено без оглядки на художественную ценность убранства, однако и в теперешнем своём виде интерьер Богородице-Рождественского собора способен действовать " обаятельно " .

http://sobory.ru/article/?object=07250

В 1969 г. были разработаны два эскизных проекта: реставрации и реконструкции. Последний предполагал разборку трапезной и восстановление галерей с западным крыльцом. Обоими проектами предусматривалось восстановление килевидных завершений порталов и некилевидных обрамлений закомар и кокошников постамента. Также было предложено воссоздание малых глав и завершение их и центрального барабана шлемовидным покрытием. Автор проекта Е. Н. Подъяпольская в пояснительной записке и при защите проекта отмечала большую ценность памятника и его тяжелое техническое состояние, требующее экстренных работ по инженерному укреплению конструкций. Тем не менее реставрационные работы начались только в 1972 г., но и они вскоре были прерваны обрушением значительной части храма. После случившегося от него остались и дошли до нашего времени три стены четверика, один из четырех столпов и менее половины сводов подклета и погребов. Остатки сводов и по сей день находятся в аварийном состоянии. Что же касается сохранившихся стен, то надо сказать, что каждая из них разделена на отдельные блоки сквозными вертикальными трещинами, которые хорошо прослеживаются от земли до карниза. В 1990-1992 гг. по заданию Калужского Управления культуры сотрудниками института «Спецпроектреставрация» были проведены новые исследования, а также разработаны эскизный проект реставрации и рабочая документация по усилению и консервации конструкций памятника. К сожалению, из-за отсутствия финансирования восстановительные работы так и не были начаты. Приводимое ниже описание памятника основано на обмерах и фотографиях конца 1960-х гг., запечатлевших храм до катастрофы, а также на исследованиях и обмерах 1990-1991 гг., содержащих подробную фиксацию существующего состояния храма. Памятник состоит из трех частей: собственно храм (XVI в.), трапезная (1871) и колокольня (1784). Первоначально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую структуру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного. По высоте собор был разделен на три уровня: верхний храм, высокий подклет и погреба. Верхний храм был четырехстолпным, трехапсидным, пятиглавым, с центральной главой, поставленной на прямоугольный постамент. Внутристенная лестница вела на обширные хоры с двумя княжескими молитвенными палатками, отгороженными от основного пространства кирпичными стенками. Западные части сводов апсид были заведены внутрь четверика до восточных столпов, а пространство над ними отгородили тонкой стеной, опиравшейся, как и восточная стена четверика, на этих сводах. Между двумя восточными стенами над центральной апсидой был устроен тайник, а над боковыми - высокие световые колодцы под угловые главы. Можно сказать, что решение интерьера было весьма своеобразным. Невысокое трехчастное пространство под хорами, перекрытое коробовыми сводами, резко контрастировало с основным пространством, вытянувшимся по поперечной оси храма.

http://sobory.ru/article/?object=01462

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Пятиярусная колокольня и трапезная с двумя приделами Благовещенского собора гармонично сочетаются с пятиглавым четвериком ранней постройки. Доминируя над всеми строениями Боровска, собор изяществом своих архитектурных форм украшает тихий уездный городок. Белые объёмы зданий Благовещенского собора, выделяющиеся пятиярусной колокольней, шпиль которой тонкой струной устремлён в небо, доминируют над преимущественно двухэтажным Боровском и играют ведущую роль в городском ансамбле. После всех перестроек собор приобрёл свой торжественный облик, и ему по праву принадлежит статус кафедрального. Построенный на возвышении и являясь памятником архитектуры федерального значения XVIII-XIX веков, он не только красив, но и имеет оригинальную архитектуру, состоящую из двух объёмов. Двусветный четверик ранней постройки с низкой алтарной полуциркульной апсидой на востоке, бесстолпный, с высокими узкими окнами, увенчан пятью луковичными главками с крестами на тонких барабанах. Они украшены рустовкой, создающей при помощи штукатурки имитацию разбивки поверхности барабанов на прямоугольники. Четыре боковые барабаны глухие, центральный имеет стрельчатые окна. Низкая алтарная часть четверика в восточной части с полуциркульной апсидой имеет три окна, через которые проникает много света в помещение алтаря. Пятиярусная колокольня начала XIX века построена в стиле русского классицизма с некоторыми элементами барокко (с колоннами, изящными арками, большими окнами). Три первых яруса колокольни представляют собой четверик, украшенный на третьем ярусе маленькими фронтонами, которые зрительно гармонируют с фронтонами крыши трапезной. Над фронтонами третьего яруса оборудованы окна иллюминаторного типа в половину окружности, забранные стрельчатыми решётками. Четвёртый ярус является ярусом звона. Здесь размещено 15 колоколов (6 старых и 9 - вновь изготовленных). На пятом ярусе колокольни через 150 лет после пожара 1857 года вновь начали действовать часы-куранты, место которых полтора столетия занимали муляжи циферблатов. Куранты через сложную систему подключены к колоколам, и каждые четверть часа они мелодичным звоном информируют боровчан о точном времени.

http://sobory.ru/article/?object=00911

По своей структуре собор на подклете и погребах принадлежал к типу так называемых «домовых церквей», о чем дополнительно свидетельствуют такие довольно архаичные его части, как хоры и молитвенные княжеские палатки на них. Фасады храма имели довольно скромное декоративное убранство. Плоские лопатки, не совпадающие с осями подкупольных столбов, делили северный и южный фасады не на три, а на четыре прясла, как бы имитируя шестистолпную структуру интерьера. Стены, окруженные ранее галереей, были разбиты на три яруса сводчатыми перекрытиями гульбища. К интересным особенностям фасадов относится то, что лопатки каждого яруса имеют самостоятельный шаг, не совпадающий с шагом соседнего яруса, что, как ни странно, не режет глаз. Живость лепки фасадов, свободный ритм лопаток создают весьма своеобразный, почти скульптурный облик сооружения. Лопатки второго яруса завершены двумя валиками, являвшимися импостами под пятами сводов галерей. Этот ярус по низу был также украшен широким поясом (большой и малый валик со скоцией между ними), опоясывающим весь собор по периметру. Лопатки третьего яруса были образованы фасадными впадинами и завершены раскреповками пояска из двух валиков, отделявшими стены от закомар. Обрамления и верхние части полей закомар утрачены в XIX в. в ходе устройства четырехскатной кровли основного объема. Трехчастные апсиды снаружи были поделены на два уровня широким поясом, таким же, как на четверике, но расположенным несколько ниже. Карниз, венчавший алтарную часть, имел продолжение на всю ширину восточных прясел боковых фасадов, как бы обозначая пяты сводов боковых апсид, заведенных внутрь четверика. Средняя апсида отделялась от боковых сильно выступающими узкими лопатками прямоугольного сечения. Пластику фасадов дополняли многочисленные проемы, за исключением порталов, не имевших декоративного обрамления. Узкие оконные проемы с откосами в обе стороны первоначально были забраны металлическими решетками простого прямоугольного рисунка. Окна располагались в четыре яруса и освещали погреба, подклет и двусветный основной объем. Окна погребов были оснащены приямками. Приямками с кирпичными стенками и лестницами были оборудованы и входы в подвальные помещения. Они располагались у северного и южного фасадов и у южной апсиды. Дверные проемы имели перемычки в виде ступенчатых арочек. Наиболее примечательными элементами декора являются обрамления перспективных порталов (вал, уступ, четвертной вал), перехваченные тонким валиком-импостом. Низкие дуги архивольтов, по данным исследований 1969 г., имели килевидные очертания.

http://sobory.ru/article/?object=01462

Файл : Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Kuomo)1.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 539 × 650 (75 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 6D Время экспозиции 1/1600 с (0,000625) Число диафрагмы f/20 Светочувствительность ISO 800 Оригинальные дата и время 15:11, 6 сентября 2016 Фокусное расстояние 17 мм Название изображения Ширина 3648 пикс. Высота 5472 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CC 2015.5 (Windows) Дата и время изменения файла 21:09, 19 сентября 2016 Цветность белой точки Цветность основных цветов Коэффициенты преобразования цветовой модели Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 15:11, 6 сентября 2016 Конфигурация цветовых компонентов Выдержка в APEX 10,625 Диафрагма в APEX 8,625 Компенсация экспозиции −0,33333333333333 Режим замера экспозиции Точечный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 00 Доли секунд оригинального времени 00 Доли секунд времени оцифровки 00 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство Некалиброванное Разрешение по X в фокальной плоскости 3810,5849582173 Разрешение по Y в фокальной плоскости 3815,89958159 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.3.0.0 Серийный номер камеры 021023006490 Использованный объектив EF17-35mm f/2.8L USM Оценка (из 5) Дата последнего изменения метаданных 06:09, 20 сентября 2016 Уникальный идентификатор исходного документа 5D342E2312D3989FBA7B3D75192EAEFE Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Собор_Бла...

Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском,/все творение просветилось, познав своего Создателя;/удивились хоры Ангелов,/видя Владыку на земле, образ раба принявшим/и пребывающим неразлучным от Отца./Слава воплотившемуся Богу!/Слава Рожденному на земле!/Слава Благоволившему спасти род наш! Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. И чтем слово Епифания Кипрскаго, похвалу Пресвятыя Богородицы, на три части. И читаем слово Епифания Кипрского, похвалу Пресвятой Богородицы, разделив его на три части. По 2й стихологии седален, глас 4 Подобен: Удивися Иосиф: По 2 стихословии седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Что чудишися, Мариам?/Что ужасает еже в Тебе?/Яко безлетна Сына в лета родих, рече:/рожденнаго зачатия не навыкши, безмужна есмь/и како рожду Сына?/Безсеменно рождение кто виде?/Идеже бо Бог хощет, побеждается естества чин, якоже пишет:/Христос родися прежде падший возставити образ. Что дивишься Мариам?/Что изумляешься Тому, Кто в Тебе?/“Потому что”, – говорит Она,/– “вечного во времени Сына родила,/не узнав, как зачат Рождающийся./Мужа Я не имею, и как смогу Сына родить?/Кто рождение без семени видел?”/Но там где хочет Бог,/отступает закон природы, как написано./Христос родился от Девы в Вифлееме Иудейском. Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. По 3й песни, кондак праздника, глас 3. Самоподобен: После 3й песни, кондак праздника, глас 3, самоподобен Дева днесь Пресущественнаго раждает,/и земля вертеп Неприступному приносит./Ангели с пастырьми славословят,/волсви же со звездою путешествуют:/нас бо ради родися/Отроча Младо, Превечный Бог. Дева в сей день Сверхсущественного рождает,/и земля пещеру Неприступному приносит;/Ангелы с пастухами славословят,/волхвы же за звездою путешествуют,/ибо ради нас родилось/Дитя младое, предвечный Бог! Икос: Едем Вифлеем отверзе,/приидите, видим, пищу в тайне обретохом;/приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа:/тамо явися корень ненапоен,/прозябая отпущение,/тамо обретеся кладезь неископан,/из негоже Давид пити древле возжадася./Тамо Дева рождши Младенца,/жажду устави абие Адамову и Давидову./Сего ради к Нему идем,/где родися Отроча Младо, Превечный Бог.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sobor-pre...

Слава, и ныне, Богородичен: Вся, паче смысла: НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святаго, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-м стихословии седален, глас 1: Божественное желание возлюбив/и жилище быв Святому Духу,/пречестными чудесы сияя, благочестиве Артемие,/со Ангелы веселяся и с мученики пребывая,/молися Христу Богу, мир мирови испроси/ и душам нашим велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: Упование христианом, Пресвятая Дево,/Егоже родила еси, Бога, паче ума и слова,/непрестанно моли с Вышними силами и с преподобным Артемием/дати оставление грехом нашим. По 2-м стихословии седален, глас 3: Память твою всесветлую возвеличим днесь/ и песньми Божественными ликование составим, всечестне Артемие:/ты бо Небесныя дары приемлеши,/имиже подаеши недуг исцеления приходящим к тебе с верою,/ и молишися к Богу, да подаст мирови велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: Чистоте Твоей, Богорадованная,/Архангел Гавриил предстоя дивляшеся и вопияше:/о Невесто Неискусобрачная, Отроковице Неблазненная,/како Ти изреку прежде век сокровенную тайну?/Ты бо еси Небесным и земным соединение./Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. По Хвалите Имя Господне: величание: Величаем тя,/страстотерпче Христов, Артемие,/ и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Псалом избранный: Бог нам прибежище и сила: По полиелеи седален, глас 8: Явился еси чуден и предобр угодник Небеснаго Царя,/просвещая на земли живущия чудесы твоими, Богомудре Артемие;/сего ради приходящии к тебе облобызают честно мощи твоя/ и верою почерпают исцеление от неисчерпаемаго источника./Темже, преславне Артемие,/моли Христа Бога спасти души наша. Слава, и ныне, Богородичен: Яко Деву и едину в женах, Тя без семене рождшую Бога плотию,/вси ублажаем, роди человечестии:/Огнь бо вселися в Тя Божества,/ и яко Младенца питаеши Зиждителя и Господа./Темже, ангельский и человеческий род, достойно славим пресвятое рождество Твое/и согласно вопием Ти:/моли Христа Бога грехов оставление даровати/покланяющимся верою пресвятому рождеству Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010