Коротояк. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1809. Год утраты:1943 (разрушен в ходе боёв) Адрес: Воронежская область, Острогожский район, Коротояк, ул. Свободы. Координаты: 50.992036, 39.182301 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Существовавший собор Покрова Пресвятой Богородицы в городе Коротояке В Христорождественском соборе г. Коротояка придел на правой стороне прежде был главным престол в честь Покрова Божией Матери, вследствие чего собор называется Покровским, так как в Коротояке некогда главный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что отчасти можно видеть из наименования в официальных бумагах Коротоякского собора Покровским. Так в отношении из Воронежской консистории о приводе к присяге вновь избираемых по городам градских голов, бургомистров, ратманов, старост и проч. чиновников, Коротоякский собор назван Покровским. Для г. Коротояка праздник Покрова Божией Матери имеет особенно важное историческое значение как день основания города. По историческим документам известно, что основание этому городу было положено в 1642 г. в царствование Алексея Михайловича на татарских еще бывших там сакмах, а с 1648 г. положено уже быть и городу, и написаны были «строельные книги». По государеву указу стольник и воевода Данила Семенович Яковлев с государевыми служилыми людьми с разных городов приехал на реку Дон и рассматривал с коротояцкими служилыми где пристойно устроить новый город Коротояк… По государеву указу стольник и воевода Д.С. Яковлев велел коротояцким служилым людям на городовое дело и всякие городовые крепости лес дубовый сечь на отхожих лесах и дубравах… и везти на то место, где ставить новый город Коротояк, и «октября в 1-й день на Покров Пресвятой Богородицы, пев молебны и освятив воду, по государеву цареву Алексея Михайловича указу воевода и стольник Д. С. Яковлев обложил новый город Коротояк рубленным дубовым лесом, да 8 башен четверостенных, с 1 октября по 18 ноября тот новый город Коротояк устроен со всеми крепостьми, да в том же городе 30 октября обложил государево царево и великого князя Алексея Михайловича всея Руссии богомолье соборную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе – великого чудотворца Николы. Церковь с трапезою обложена осьми сажень; …устроена съзжая изба на глухом подклете с сеньми, а сени срублены бревенные, да на железную и свинцовую казну построен погреб. В новом городе Коротояке устроен воеводский дом, осадные дворы для прибежища в осадное время от приходу каких воинских людей; служилых людей, разных городов переведенцев, детей боярских и казаков, стрельцов и пушкарей – все 500 человек…»

http://sobory.ru/article/?object=38565

Ярославль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Успенский собор Карта и ближайшие объекты В 1918 году при обстреле города Успенский собор сильно пострадал, но его быстро отремонтировали, после чего передали под " биржу труда " , а в 1937 году... взорвали вместе с колокольней. До начала 2000-х гг. здесь был клочок парка сто на сто метров. А в 2004 году на месте старого храма торжественно заложили новый собор. Всё бы хорошо, однако новый собор оказался совсем не похожим на старый. Как выяснилось, воссоздание в прежних формах вообще не входило в задачу архитектора. Видно, что автор пытался взять за пример для подражания старинное зодчество - например, Софийский собор в Вологде. Но то ли выйти за рамки стереотипа не удалось, то ли подвели современные " евроматериалы " - нитрит титана вместо золота в качестве покрытия куполов, белейшая штукатурка, кровельная медь смотрятся слишком бутафорски, с первого взгляда выдавая " новодел " . Получился типовой храм в модном ныне " квазирусском " стиле - при полном отсутствии каких бы то ни было художественных особенностей. Помимо всего прочего, Успенский собор ещё и очень большой - больше храма-предшественника. Специалисты предупреждали, что такая гигантомания исказит вид старинной части города и " раздавит " Стрелку, но к этим доводам не прислушались. В сухом остатке: хорошо, что у Ярославля снова есть кафедральный собор на историческом месте. Жаль, что к его возведению подошли столь потребительски, без уважения к истории и архитектурным традициям города. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Кафедральный собор во имя Успения Богоматери, освящённый в сентябре 2010 г., находится на волжской Стрелке. Стоявший на этом месте Успенский собор XVII в. был взорван в августе 1937 г. Идея восстановить Успенский собор на прежнем месте впервые была высказана ярославским писателем Юрием Бородкиным на страницах газеты «Северный край» в середине 1990-х г.г. В конце 2003 г. в интервью газете «Северный край» мысль о необходимости восстановления собора высказал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, годом ранее назначенный на ярославскую кафедру. Именно после его приезда в Ярославль в 2003 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы в городе состоялся первый крестный ход от церкви Спаса на Городу к месту на Стрелке, где стоял когда-то Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=12099

Указатель к житиям святых за все месяцы Праздники господни Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 14 сент. Вознесение Господне, переходящ. (в конце мая месяца). Воскресение Христово, переход. – (в конце апреля месяца). Воскрешение Лазаря, переходящ. – (в конце марта месяца). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, переходящ. – (в конце марта месяца). Знамение креста Господня – 7 мая. Крещение Господне – 6 января. Обновление храма Воскресения – 13 сентября. Обрезание Господне – 1 января. Перенесение нерукотворенного Образа – 16 августа. Перенесение ризы Господней в Москву – 10 июля. Перенесение части креста в Гатчину – 12 октября. Праздник Всемилостивому Спасу – 1 августа. Преображение Господне – 6 августа. Рождество Христово – 25 декабря. Сретение Господне – 2 февраля. Сошествие Святого Духа – в неделю Пятидесятницы, переходящ. – (в конце мая месяца). День Пресвятой Троицы, переходящ. – (в конце мая месяца). Происхождение древа Честного и Животворящего Креста Господня – 1 августа. Праздники богородичные Зачатие Пресвятой Богородицы – 9 декабря. Рождество Богородицы – 8 сентября. Введение во храм – 21 ноября. Благовещение Пресвятой Девы – 25 марта. Успение Пресвятой Девы – 15 авг. Собор Пресвятой Богородицы – 26 декабря. Покров Пресвятой Богородицы – 1 октября. Положение ризы Пресвятой Богородицы – 2 июля. Положение пояса Пресвятой Богородицы – 31 августа. Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы Абалацкой, близ Тобольска – 27-го ноября. Ахтырской – 2 июля. Боголюбской – 18 июня. Братской в Киеве – 10 мая и 6 сентября. Ватопедской – 21 января. Виленской – 14 апреля. Владимирской – 26 августа, 23 июня и 21 мая. Влахернской – 7 июля. Волоколамской – 3 марта. Всех Скорбящих Радости – 24 окт. Всех Скорбящих радость – 24 окт. Галицкой – 20 июля. Гребневской – 28 июля. Грузинской – 22 августа. Далматской – 15 февраля. Донской – 19 августа. Елецкой – 11 января. Елецкой Черниговской – 5 февраля. Ефесской или Корсунской – 9 октября. Жировицкой – 7 мая. Знамения Новгородской – 27 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Нижний Новгород. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1696 и 1697. В 1866 позакомарная кровля заменена четырёхскатной. Год утраты:1930 (снесена) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, восточнее памятника К. Минину Координаты: 56.32717, 44.00729 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На территории современного сквера раньше стояла церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая и дала название главной площади Нижнего. В 1378 году на месте современного памятника Минину перед Дмитровской башней по велению великого князя Дмитрия Константиновича была построена церковь во имя его ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Церковь многократно страдала во время набегов неприятеля и от пожаров, но всегда восстанавливалась. Церковь была небогатая: сотная грамота Нижнего Новгорода 1621 года насчитывала в ней всего пять икон. К концу XVII века она была близка к разрушению. В приходе Димитровской церкви родился в 1659 году будущий митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Воинов), возле церкви были похоронены его родители, умершие в 1660 году от морового поветрия. Став архимандритом, Тихон осуществил свою мечту построить новую церковь на могиле родителей. 8 октября 1697 года, будучи уже в сане митрополита Сарского и Подонского, он освятил новую каменную церковь и дал ей название Благовещенского собора в память Нижегородского Благовещенского монастыря, где он в юности принял монашество. Главный престол был во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, предельные — Димитрия Солунского (южный) и трех вселенских святителей (северный). Митрополит до самой смерти помогал собору: в 1723 году собор владел четырьмя лавками, амбаром и пятью пожнями за Волгой, полученными от него, не считая колокола в 100 пудов и прочей церковной утвари. Благодаря этому собор приобрёл значительность, стал называться Благовещенским сороком и имел в заведывании 8 церквей. Со временем собор лишился земель и угодий и утратил былое величие.

http://sobory.ru/article/?object=28326

Кромы. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Одновременно с основанием в 1594 г. города Кромы в Кромском кремле – рубленом возвели и деревянный Успенский собор. Во время осады в 1605 г. Кром войсками царя Бориса Годунова собор сгорел вместе с кремлем. Переживший в годы Смутного времени (1604–1612) две тяжелые осады и ряд татарских и литовских набегов городок сильно обезлюдел, и кромляне по бедности своей долго не могли возобновить соборную церковь. В 1673–1674 гг. собор, наконец, срубили, но не в кремле, вероятно, по причине тесноты последнего, а на соседнем холме в остроге Завитай, на месте, где ранее стояла Покровская церковь (сейчас здесь находится районный Дом культуры. – В.Н.). Собор строился на средства попа Герасима, который собрал деньги, «испродавжи пожитки свои и всякую рухледишку». В сметном списке 1682–1683 гг. содержится его краткое описание: «... соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы деревянноя с приделам и папертью. Олтари круглые, главы на осьмереках побиты чешуею, кресты опаены белым железом, церковь крыта тесом». Судя по описи, храм был двухшатровым – второй шатер венчал придел. В 1759 г. вместо деревянного выстроили кирпичный «изрядной работы» Успенский собор. Он был небольшим и представлял собой четверик, увенчанный четырехскатной крышей с небольшой главкой, к главному объему с западной стороны примыкала небольшая трапезная. В начале XIX в. согласно новому регулярному плану, утвержденному в 1780 г., собор перенесли во второй раз на новое место. Новый храм заложили на месте разобранной кирпичной Пятницкой церкви, построенной в 1775 г., вокруг которой ранее разбили обширную площадь, где располагались дом городничего и присутственные места. Собор строился на средства прихожан, среди которых особенно выделялся кромской купец Петр Иванович Горбунов, ходивший для сбора пожертвований по домам с чудотворной иконой Страстной Божией Матери. Крестообразный в плане, храм внутри имел три престола: Успения Божией Матери (центральный), теплый – Покрова Богородицы (южный), освященный епископом Никодимом в 1837 г., и Св.

http://sobory.ru/article/?object=44930

Николаев. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Старокупеческая церковь Карта и ближайшие объекты В 1799 году была заложена, а в 1800 году была построена однопрестольная каменная церковь во имя Рождества Богородицы за счет пожертвований российских купцов, поэтому ее еще называли «Старокупеческая». Строителем церкви был протоиерей Карп Павловский (1771-1832). Общая высота храма 38 метров. Храм имеет мощные стены из тесаного камня-ракушняка. Колонны изначально были позолочены. В 1828 году к главному в честь Рождества Пресвятой Богородицы приделу были достроены еще два придела. Левый был освящен в честь святых царей Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. В этом же году церковь получила статус Собора. В 1835 году, когда возник вопрос о названии улицы, на которой находится Собор, Г.Г. Автономов предоставил на утверждение адмиралу М.П. Лазареву проект, в котором эта улица получила название Рождественской в честь Собора Рождественско-Богородичного. При соборе было учреждено в 1874году церковно-приходское попечительство, почетным членом которого в начале 20века состоял настоятель Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев (ныне – прославленный святой праведный Иоанн Кронштадтский). Расположен храм в исторической части Николаева, т.н. «Городовой», на перекрестке ул. Рождественской (Лягина) и Купеческой (Потемкинской). Когда в 1922 г. происходило изъятие церковных ценностей в фонд помощи голодающим община собора сдала 172 кг. серебра. 31 января 1930 года власти сняли колокола весом 10,2 тонн цветного металла, а 8 ноября 1936 года собор был закрыт. В довоенное время здание собора использовали как гарнизонный Дом Красной Армии и Флота, после войны оно получило название «Дом офицеров». В начале 90-х гг. собор передан Украинской Православной Церкви МП и с тех пор полюбился многим горожанам. В нем находятся мощи священномученика Сергия пострадавшего за веру, а также частица мощей св. прав. Феодора Ушакова. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (ранее называемая «Старокупеческая Рождества Пресвятой Богородицы» церковь) - одно из старинных сооружений г. Николаева. Он расположен в центре исторической части города (тогда «Городовой») на перекрестке улиц Лягина (Рождественской) и Потемкинской(Купеческой). В XIX веке это был купеческий район, где размещались склады и магазины, а также купеческие особняки. Церковь была построена по желанию и с помощью николаевского купечества.

http://sobory.ru/article/?object=09919

Москва. Симонов мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенский собор Симонова монастыря строился с 1379 г. Освящен 1 октября 1405 года. Взован 21 января 1930 года, на его месте построен ДК ЗиЛ. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Успенский собор был заложен в 1379 г., когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 г. В 1476 г. в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти. Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа. В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 г. храм обновляли.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Москва. Кремль. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Собор Московского Кремля Карта и ближайшие объекты Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на " Государевом дворе " , " на сенях " , то есть при входе во дворец. Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по ст.ст.) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II. По материалам www.kremlin.ru Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов. Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества. В конце XIII-haчaлe XIV века, когда Москва была еще небольшим княжеством, только-только обретшим самостоятельность, на месте Благовещенского собора стояла, видимо, деревянная церковь на каменном основании. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом, где, вероятно, хранилась государева казна. (Благовещенский собор - старейший из известных нам храмов на подклете, получивших впоследствии довольно широкое распространение.) Великий князь Иван III, принявший титул " государя всея Руси " , перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный двор.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Томск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Старо-Кафедральный собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1790 и 1806. Год утраты:1930 Адрес: г. Томск, переулок Батенькова (ранее переулок Благовещенских) Координаты: 56.484228, 84.952167 Проезд:Томск, площадь Батенькова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В самом начале XIX века на современной площади Батенькова был построен один из красивейших соборов Томска — Благовещенский. Здесь хранилась главная городская святыня — икона Троица Ветхозаветная. Согласно легенде, именно этой иконой Борис Годунов благословил основателей Томской крепости. Икона хранилась в городе с момента его основания и бесследно исчезла после Революции. Давно нет и собора. Сохранилось лишь небольшое здание в самом начале улицы Советской, которое продолжает служить городу. Благовещенский собор был построен в 1806 году в центральном районе Томска, получившем название «Уржатка». Ранее на этом месте размещался деревянный храм, первые упоминания о котором датированы еще 1639-м годом. В 1864 здесь разместили кафедру архиерея, и в течение более чем 30 лет Благовещенский собор был главным собором города. В его честь даже был назван проходящий неподалеку переулок. В 1900 году архиерейская кафедра переехала в новый Троицкий кафедральный собор, который был построен в центре современной площади Новособорной. После установления советской власти в Томске, как и по всей стране, развернулась активная борьба с «пережитками царизма». Со временем очередь дошла и до Благовещенского собора. В 1926 году Благовещенский переулок получает новое имя — в честь декабриста Гавриила Батенькова. А еще через четыре года исчезает и сам собор. Единственное, что от него осталось, это здание церковного склада. http://obzor.westsib.ru/article/403464 Деревянный собор на Уржатке был построен в 1649 году. К 1790 году собор обветшал, и на его месте начали возводить кирпичную церковь того же названия в стиле русского барокко. Работы завершились в 1804 году. Переулок, ведущий к храму, и площадь, где он стоял, получили название Благовещенских (теперь Батенькова). Достопримечательностью " старого " собора являлся резной деревянный иконостас середины XVIII века, в котором помещалась томская реликвия-икона Святой Троицы, врученная царем Борисом Годуновым основателям Томска. В 1930-м году храм снесли. Иконостас с реликвией бесследно исчезли.

http://sobory.ru/article/?object=34854

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010