Как правильно? Вопрос соблюдения поста это проблема соблюдения своего внутреннего человека — день за днем мы должны следить за состоянием своей души, за своими поступками, словами и мыслями. Это должен делать христианин в любое время года — и в пост и на пасху, но пост более удобен хотя бы для того, чтобы начать это духовное упражнение. Пост — святая четыредесятница — святые, отличные от других дни, и мы должны бы отнестись к этому именно так. Это не время, когда Церковь хочет нас загнать в некий духовный концлагерь, лишая пищи, пития (то есть выпивки — в наших российских реалиях) и развлечений. Не раз уже сказано, что пост это весна души, это время творческого пробуждения лучших сил в человеке, период активного сотрудничества Богу. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн. 15:5). По учению Спасителя пост должен быть во всех случаях тайным, внутренним расположением человека в его отношениях к Богу, постом, воздержанием для Бога, а не для человека. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Как древние в знак радости помазывали себя елеем после омовения, так и ты показывай себя радующимся. Но под елеем разумеется и милостыня, а под главой нашей — Христос, которого должно умащать милостынями. «Умывать лице» — значит омывать чувства слезами, разъясняет евангельские слова блаженный Феофилакт Болгарский. Продолжим наше духовное путешествие. Наступает пост . Труден путь первой седмицы, но в конце его радостный праздник — Торжество Православия . Не вдаваясь в подробности, я бы хотел отметить, что это торжество взято нами взаймы у будущего. Мы конечно же вспоминаем 7-й Вселенский Собор, установление церковного празднования Торжества Православия, мы вместе со святыми отцами и известными богословами вправе говорить о торжестве Бога в сердцах любящих Его, прославялть святых мучеников и исповедников, отстоявших Церковь в годы гонений. Но главное торжество впереди, это тайна будущего века. Митрополит Петроградский Вениамин на процессе 1922 года, уже будучи приговоренным к расстрелу, в своем последнем слове сказал примерно такие слова своим судьям-большевикам: «Может быть на данном этапе вы победили, но в конце всех победителей победит Христос!»

http://pravmir.ru/velikij-post-trud-vosx...

Каков процедурный порядок принятия соборного решения? Процедура вотирования - волеизъявления каждого соборянина осуществлялась, по греческому и римскому обычаям, подачей записок, либо черепков с надписями, либо цветными шарами( 11 ). В ходе же или в заключение Собора новые каноны и другие соборные решения подписывали все Епископы - участники Собора. А Соборные грамоты, рассылаемые по Церквям от имени всех участников, подписывал председательствующий Епископ: " Всеми Епископами речено: аще заблагорассуждено будет писати некия грамоты на Соборе: то достойночтимый Епископ, председящий на сем престоле, да благоволит от имени всех, о чем разсуждено, писати и подписывать граматы " ( 12 ). Как поступали соборяне, когда после рассмотрения результатов вотирования не обнаруживалось единодушия? В таком случае вариант решения продолжал обсуждаться с дополнениями или изменениями, выявлялись новые неучтенные доводы несогласных. В другом случае решение откладывалось, особенно если принципиальные разногласия вредили церковному миру и тишине. Но самым главным инструментом согласия в поиске истины было доскональное и всестороннее рассмотрение любой самой острой и полемичной проблемы. Поскольку неоднозначные вопросы обсуждали не просто обыватели или представители политических " партий " , но Святители Церкви, они искали согласия, в первую очередь, не с собственными амбициями и интересами, а в решении конкретного вопроса, они искали согласия с Учением Церкви, Священным Писанием, Священным Преданием, с писаниями Святых Отцов Церкви. Апостол Павел характеризовал достойного Епископа Церкви, а значит и потенциального участника Церковного Собора, следующим образом: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с Учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом Учении, и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста ; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит. 1, 7-11).

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

Мысль выходца из иудеев, протоирея Александра Меня подтвердил и русский идеолог, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: " Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, га­рантированного им самим фактом рождения, на господствующее по­ложение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной " (Мит­рополит Иоанн. Самодержавие духа. СПБ, 1995.) На распятье Спасителя мира завершилась иудейская богоизбранность, а возродится ли в грядущих веках, о том лишь Бог ведает... О какой богоизбранности можно было говорить, ежели иудеи, избравшие шалом, даже храмы Божии обратили в базары: «...и вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (МФ. 21:12-13) Разочарование в Иисусе из Назарета Галилейского породило в иудеях ненависть к Сыну Божию, и чернь, вдохновленная первосвященниками, книжниками и фарисеями, безумно вопила римскому прокуратору Понтию Пилату: «...Да будет распят!.. Кровь Его на нас и на детях наших!..». (Мф.27:23, 25) Иудеи, пославшие Христа на распятье, не пожалели и грядущих потомков, обагрив их кровью Царя Небесного... Увы, иудеи, пронесшие Иегову сквозь долгие и тяжкие века, но распявшие Христа и поныне не сотворившие плод покаяния, уподобились засохшей, бесплодной смоковнице, запечатленной в Благой Вести. Увы, некогда богоизбранные, алча земных благ, пренебрегли Царствием Небесным, а посему святые апостолы обратились к язычникам, ибо в христианстве нет различия меж иудеем и эллином, а утверждается любовь и равенство всех перед Законом Божиим. Апостолы Павел и Варнава иудеям «с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». (Деян.13:46) Вскоре пути иудаизма и христианства враждебно разошлись... Святой Лука, апостол от 70-ти, по преданию написавший иконы Царицы Небесной и первоверховных апостолов Петра и Павла, «...написал также книгу Деяния святых апостолов в 62-63 годах в Риме. (...) В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29)» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

обычая древних христиан и насколько нарушили переданное святыми апостолами. Ни одного из этих заблуждений у католиков не было, пока они находились в единении с св. Православною Церковью и были в братском общении с православными христианами. Тогда католики и о Духе Святом учили правильно и причащались подобно православным, и миропомазывались вслед за крещением, и пап своих не считали владыками всех церквей и непогрешимыми в делах веры. Все католические измышления появились уже впоследствии, а это, братия, яснее всего свидетельствует о том, что начало им дано не Христом, апостолами и первыми христианами, а самыми последующими католиками. Как же должно нам после этого смотреть на католиков? Считать ли их истинными христианами или отвращаться от них как от нарушителей Священного Предания? Ответ даст святой апостол Павел: «Если бы даже мы, или Ангел с неба,– пишет он,– стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». И далее: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ). 3. Православные христиане! Католики обвиняют нас за то, что мы не почитаем их папу и не считаем его своим владыкой. Они говорят, что все христиане обязаны подчиняться папе и признавать его власть. Правильно ли утверждают католики? Нет, не правильно. Во времена святых Вселенских Соборов, когда Церковь Христова сияла чистотой веры и жизни христианской, христиане также не признавали папу верховным владыкой всех Церквей, а считали его одинаковым и равным по власти со всеми патриархами. Так смотрели христиане на пап не самовольно, а потому что следовали святым Вселенским Соборам, поставившим пап наравне с прочими патриархами. Последнее мы и докажем. Первый Вселенский Собор 6-м правилом постановил: «Да хранятся древние обычаи, принятые и в Египте, и в Ливии, и в Пептаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Пастырское слово и пример христианского доброделания должны достичь сердец тех людей, которые именуют себя православными, но не живут церковной жизнью. Ведь и они — часть нашей Церкви, призванная Господом ко спасению. Радуясь возросшему числу храмов и священников, мы должны помнить, что именно состояние душ людей, их участие в Таинствах и богослужении, их нравственный и духовный облик суть критерии успеха усилий Церкви. Мы призваны свидетельствовать о правде Евангелия Христова, о том, что во Христе — жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10). Мы должны говорить о том, что только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе. Церковь несет это свидетельство всему миру, всем людям, особенно детям и молодежи. Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации. Служение Церкви всегда сопряжено с заботой о людях, нуждающихся в помощи и участии. Наш долг — накормить голодного, дать кров бездомному, защитить несправедливо обижаемого, помочь престарелому, поддержать одинокого, облегчить страдания болящего, утешить отчаявшегося. Поместный Собор призывает всех верных чад нашей Церкви укреплять единство во имя Христово под омофором нового Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Общими трудами нам надлежит совершать наше спасение (Флп. 2, 12) и содействовать духовному просвещению ближних и дальних. Молитесь , — сказал апостол, — чтобы слово Господне распространялось и прославлялось (2 Фес. 3, 1). Главное же — пребудем в любви Христовой, которая превыше государственных границ, национальных и иных различий, дабы исполнить заповедь Спасителя, Который молил Отца Небесного о верующих в Него: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 20–21). Во Святей Троице славимый Господь Бог, предстательством Пречистой Богородицы, молитвами новомучеников, исповедников и всех святых, в земле нашей просиявших, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

http://bogoslov.ru/article/378781

С особенной ясностью на этот счёт высказывался папа Римский свт. Григорий Двоеслов в письме к двум Константинопольским клирикам: «после отбытия вашего я узнал..., что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос , сойдя во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он придёт, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как написано: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец ( 1Ин.2:4 ); вера без дел мертва ( Иак.2:26 ). Итак, если ныне верующие без добрых дел не спасаются, а неверующие и осуждённые спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад; то участь тех, которые не видели воплотившегося Господа, гораздо лучше тех, которые родились уже после тайны воплощения. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели ( Лк.10:24 ). Но чтобы долго не занимать мне любви вашей моим рассуждением, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий в книге своей о ересях. Вот его слова: «есть еретики, которые говорят, что Господь, сойдя во ад, проповедовал там о Себе всем, уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам Пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе ( Пс.6:6 ), и словам Апостола: те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут ( Рим.2:12 )». С его словами согласен и блаженный Августин , в своей книге об ересях. Итак, рассудив обо всём этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви» 63 . Это учение было подтверждено на Толедском Соборе 625 г., постановившем: «Он сошёл во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых» 64 . В середине VIII в. папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех – и верующих, и язычников. Римский Собор 745 г., созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

1) Святые иконы повелевалось почитать за идолов. 2) Все поклоняющиеся святым иконам — преданы были анафеме, при чем анафема провозглашена была на святого Германа, бывшего Константинопольским патриархом раньше еретика Анастасия (беззаконные еретики, сами будучи прокляты, прокляли святого и праведного человека, но Бог благословил его, так что сбылось Писание: Псалом 108:28 — «Они проклинают, а Ты благослови». 3) Повелевалось исповедывать, что не только святые, по смерти своей, не могут помочь нам своим ходатайством, но и Сама Матерь Божия. 4) Запрещалось нарицать святыми Апостолов, мучеников, исповедников, преподобных, и всех угодивших Богу. 5) Сей нечестивый собор, сделавший такие определения, причислялся к первым шести вселенским соборам и повелевалось называть его седьмым вселенским собором. Всякий же, непризнающий того собора, подвергался анафеме, подобно Арию, Несторию, Евтихию и Диоскору На соборе этом важнейшими епископами после патриарха были: Феодосий, епископ Ефесский, Константин — Никомидийский, Наколий — Наколийский, а также Сисиний и Василий. Совершив беззаконное дело, епископы подписали составленные определения, так что исполнились на них слова Писания: «беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом» (Дан. 13:5), и еще: «множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью» (Иер. 12:10). По окончании соборных совещаний епископы, участвовавшие на соборе, научили народ с веселием торжественно возглашать: «сегодня спасение миру, так как твоими заботами, царь, мы от идолов избавились». Между тем беззаконный царь, Константин Копроним, услыхал о преподобном Стефане, подвизавшемся на Авксентиевой горе. Царю сделались известными и его благочестие и добродетельная жизнь, и то, что он премудр в Священном Писании, и то, что слава о нем распространилась далеко, так что все ставят его на ряду с древними святыми отцами, — наконец, и то, что он ревностный иконопочитатель, поучающий и других поклоняться святым иконам. Узнав все это, Копроним задумал прельстить блаженного Стефана и привести к единомыслию с собою, надеясь, что если он привлечет его на свою сторону, то этим придаст особенную твердость и силу своему зловерию. И вот он призывает одного из своих приближенных патрициев, именем Каллиста, который был первым лицом в государственном совете. Каллист был искусным и красноречивым оратором, и нечестивый царь понадеялся на силу его искусства. Он повелел ему отправиться к преподобному Стефану и возвестить ему царский приказ о том, чтобы преподобный отвергся от иконопочитания и подписался бы под определениями, составленными на беззаконном иконоборческом соборе. При этом царь послал преподобному чрез Каллиста и различные дары, — однако не золото и не серебро (ибо знал, что преподобный в этом не нуждается), а различные овощи, которыми преподобный обычно питался: финики, мигдалы и смоквы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

32 Мы не можем предполагать в только что родившемся ребенке ни сознательной мысли о потребности питания, ни тех знаний физики, которые нужны для того, чтобы устроить пневматическую машину изо рта. На этом основании мы разделяем действия сознательные от действий инстинктивных (Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1953. С. 349). 33 «Прежде венчания и благословения брачного да наставит иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих. И аще мощно есть приуготовляти себе постом и молитвами и к Святому причащению; и еже к тайне супружества святолепно и благочестно, якоже подобает Христианом, приступити. Да не дерзнет никакоже иерей… никогоже венчати по обеде, ниже вечер, но порану ничтоже ядших, ниже пивших; абие по Божественней Литургии, или поне по часех предуготованных и уже исповеданных сущих да венчает» (Кормчая книга. М., 1810. С. 139–140). IV Карфагенский Собор (398 г., гл. 13) определил: «Жених и невеста… приняв благословение, да пребывают в ту ночь, из уважения к этому благословению, в девстве». Симеон, епископ Солунский, весьма похваляет древний обычай — непременно приобщать Святых Тайн сочетающихся в самый день венчания. «Прекрасно делает Церковь, что приготовляет Божественные Дары в умилостивление и благословение сочетавающихся»; их приобщали преждеосвященными Дарами «для мирного единения и единомыслия» (Писания св. отцов и учителей. Т. 2. С. 359/Цит. по: Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Киев, 1904. Вып. 2. С. 46). 34 «Между любящими разрывается препонка самости, и каждый видит в друге как бы самого себя, интимнейшую сущность свою, свое другое «я», неотличнос, впрочем, от «я» собственного. Друг воспринимается в «я» любящего, — оказывается в глубоком смысле слова приятным ему, то есть приемлемым им, допустимым в организацию любящего и нисколько не чуждым ей, не извергаемым из нее» (Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 433). 35 Урии Хеттянин, вызванный с поля сражения царем Давидом в Иерусалим, отказался идти в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты а дом свой ? И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий], и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить, и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю. …Вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а о свой дом не пошел ( 2Цар. 11:10-11, 13 ).

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

84 Там же. 85 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 5, 132. 86 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI. 5, 132 — 6, 133. С. 134—136. 87 Отпуст часов и вечерни во Святый и Великий пяток. 88 Последование погребения мирских человек, 2-й тропарь на «Благословен еси, Господи». 89 Быт.3:6. 90 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 1, 127. С. 128. 91 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 2, 127—128. С. 128—130. 92 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 3, 128—129. С. 130. 93 «Икона, без сомнений, есть подобие и образец, и оттиск чего-либо, показывающий собой то, что изображается. Но, во всяком случае, изображение не во всех отношениях подобно первообразу, то есть изображаемому лицу или предмету; ибо иное есть изображение и другое — то, что изображается». См.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 3, XVI/Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. [Б.м.:] Свято-Троицкая-Сергиева Лавра, 1993. С. 100. Святые отцы догматически положили, что честные иконы должны полагаться к поклонению — поскольку «чем чаще при помощи икон» Христос, Пречистая Его Матерь и все святые «делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах» (см.: VII Вселенский собор. Деяние 7/Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 590—591), и когда мы, «припав, поклоняемся не веществу, но Тому, Кто изображается ...и честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз» — см.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры, 4, XVI (89)/Иоанн Дамаскин, преподобный. Источник знания. [Б.м.:] Индрик, 2002. С. 313. 94 Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 2, XX. С. 59—60. 95 «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно: 96 «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня»: 97 «Диавол ...был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи»: 98 Отпуст Святых страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

    Величание: «Прославляем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и хвалим всеславное Твое успение».     Стихи из псалмов: «Воскликните Богу, вся земля, пойте славу имени Его» (Пс. 65:1-2). «Торжествуйте перед Царем Господом» (Пс. 97:6). «Славьте Его, благословляйте имя Его» (Пс. 99:4). «В городе Господа сил, в городе Бога нашего» (Пс. 47:9). «Избрал Господь Сион, возжелал Его в жилище Себе» (Пс. 131:13). «Славное возвещается о Тебе, город Божий» (Пс. 86:3). «Бог утвердит его на веки» (Пс. 47:9). «Святое жилище Всевышнего» (Пс. 45:5). «Сила и великолепие во святилище Его» (Пс. 95:6). «Буду петь и воспевать во славе моей» (Пс. 107:2). «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:4). «Спокойно ложусь я и сплю» (Пс. 4:9). «Возвратись, душа моя, в покой Твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7). «Господь правосуден, сокрушает гордость грешников. Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего» (Пс. 128:4, 131:8). «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5). «Сделаю имя Твое памятным в род и род» (Пс. 44:18).     Ирмосы и первый канон, гл.1 .     Песнь 1.     Ирмос: «Красующаяся Божественною славою священная и знаменитая память Твоя, Дева, всех верующих собрала к веселию, и они, вслед за Мариам, поют с хором под звуки тимпанов Твоему Единородному, ибо Он торжественно прославился».     Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас».     Тропари:    1. «Собор невещественных небожителей окружал в Сионе Твое Божественное тело, и множество Апостолов, внезапно стекшись от пределов вселенной, тогда же стали перед Тобою, Богородица. С ними и мы, Чистая Дева, прославляем честную Твою память».    2. «Почести победы над природою приобрела Ты, Чистая, родивши Бога; но, подражая Своему Творцу и Сыну, Ты сверхъестественно подчиняешься законам природы. Поэтому и, умерши, восстаешь, чтобы жить вечно с Сыном».     П. 3. : «Созидающая и сохраняющая мир Божия премудрость и сила, Христе, непоколебимо и неподвижно утверди Церковь, ибо Ты Один Свят, во святых пребывающий».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010