Ясно, что когда еретики проклинают нас, мы благословляемся от Бога. Господь наш Иисус Христос говорил своим ученикам и апостолам: «Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Ведь иудеи и эллины, убивая святых апостолов, думали, что служат Богу, но за такую службу были осуждены с диаволом в огонь вечный, а святые апостолы сподобились Царствия Небесного с Христом Богом. Так и еретики, проклинающие христиан, были осуждены и будут осуждены с диаволом в огонь вечный, а христиане, из-за этого проклятия, сподобятся от Христа Бога Небесного Царствия, ибо Господь наш Иисус Христос сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас... и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).    И еще сказал Господь: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее... И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34—35, 36). Враги — это значит, что если отец, мать, или сын, или дочь отпадет от правой веры, подобает ненавидеть их и отвергать и избегать их, чтобы не погибнуть вместе с ними.    Ошибка в тексте «Просветителя»: Диоскор был патриархом Александрии. — Ред.    Имеется в виду собор в Эфесе в 449 г.    В славянской Библии: «проклинающих тебя прокляну». — Ред.    15-е правило Константинопольского собора Двукратного.    Ср. 6-е правило Лаодикийского собора.    1-е правило Шестого Вселенского Собора. Слово тринадцатое Против ереси новгородских еретиков, говорящих, что нельзя осуждать ни еретика, ни отступника. Здесь же собраны свидетельства из святых книг о том, что еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням.   Новоявленные новгородские еретики, Алексей протопоп, Денис поп, Федор Курицын и многие другие их единомышленники соделали ныне много зла, и зло это нельзя ни языком изречь, ни словами высказать, ни умом охватить — такую хулу произнесли они на Святую Животворящую Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на всех святых и так осквернили святые Божии Церкви, честные и животворящие кресты и всечестные иконы. И сотворив столько зла, они убоялись ревности православных о благочестии — убоялись того, что, узнав о всех их злых делах, соборне осудят их по божественным правилам на окончательную погибель в нынешнем веке и в будущем. Поэтому они всячески старались утаиться от православных и говорили, желая своими словами испугать истинно верующих, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника. Они приводили в свидетельство слова Господа, Который сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), — и слова святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого нельзя ненавидеть или осуждать, ни неверного, ни еретика, и не следует убивать еретика; если же нужно судить еретика или отступника, то пусть он будет осужден по царским и гражданским законам, а не иноками и даже не мирскими людьми, если они не заседают в судах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Причастие и общение – одно и то же; первое получило свое название от выражения: иметь что-нибудь вместе, а второе от того, что имеющие что-нибудь вместе поступают сообща. И святой апостол говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:16–17 ). Вот и здесь «свет мира» ( Мф.5:14 ) показывает, что причастие есть общение; и никто из здравомыслящих не скажет, что причастие не есть общение. Как Божественный Хлеб, которого причащаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу; и пустословящий напрасно пустословит. Если же он скажет, что, когда он причащался, ум его не был расположен к этому действию, то это еще более предосудительно: ибо, хотя он сознавал, что поступает недостойно, однако с сознанием грешил, не страшась Бога, Который «может и душу, и тело ввергнуть» на погибель «в геенну» ( Мф.10:28 ), но боясь временно истязающего тело. К чему неразумные оправдания? Как может он считать своими защитниками святых, которые говорят против него? Ибо, по их мнению, одно только подтверждение или отрицание в деле исповедания или отречения есть уже полное действие; и лицемерия даже только в прикосновении к жертве, не только идольской, но и частным образом закланной, они не допускали, чему есть бесчисленное множество примеров. Не то же ли было и в предшествовавшее гонение? Священный Патриарх взят, изгнан, заключен в потаенное место; на престоле его христоборец; собор нечестивых; проклятие святого Никейского Собора; возобновление борьбы против Христа; ссылки святых епископов и игуменов, монахов и монахинь; пролитие крови, безвременные смерти, заключение в темницах, умерщвление голодом, разграбления; а что еще страшнее видеть и слышать, – оскорбление и попрание досточтимой иконы Христа, Богородицы, всех святых, разрушение храмов и жертвенников, осквернение и сожжение святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Одинаковы ли они меж собой? – Они родственны, поэтому и называются Церквами-сестрами. Кроме того, Русская и балканские Церкви называют Константинопольскую Церковь Матерью, потому что приняли христианство от Царьграда. Кто управляет Восточной Православной Церковью ? – Вселенский Собор, который состоит из представителей всех самостоятельных Церквей-сестер. Кто возглавляет поместные Церкви? – Патриарх, Митрополит или Архиепископ с Собором епископов. Может ли человек спастись без Церкви? – Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела. Почему Церковь называют святой? – Потому, что она освящена святостью ее Основателя, Иисуса Христа, Его святым Словом, делами, жертвой и страданиями с единственной целью – спасти людей и привести их к святости. Кроме того, Церковь дала и постоянно дает множество новых святых и еще больше мучеников. Как в Библии говорится о святости Церкви? – Вот один пример: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Порочат ли Церковь грешники, принадлежащие к Ней? – Грешники порочат себя, а не всю Церковь , как дым из трубы не может загрязнить весь воздух земли. Помогает ли Церковь грешникам исправиться? – Очень помогает. Это и есть весьма важная задача Церкви – очищение грешников от их грехов, чтобы сделать их праведными членами святой семьи Божией. Что делает Церковь с грешниками, упорно отказывающимися прийти на покаяние? – Нераскаянных грешников Церковь отсекает от своего тела, как мертвые члены. Господь говорил так: если согрешивший «церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник» ( Мф.18:17 ). Почему Церковь зовется Вселенской? – Потому, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Воскресший Господь направил Своих апостолов учить все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Понятие о св. иконах Слово „икона» есть слово греческое ( εκν), по-рус. – образ, изображение. 17 Св. иконы суть изображения тех образов, в которых Бог являлся людям, Божией Матери, св. ангелов и св. угодников Божиих. Учение православной Церкви о св. иконах «Определяем, чтобы святыя и честныя иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как изображение честнаго животворящаго креста, будут ли оне написаны красками, или сделаны из мозаики или какого-либо другого вещества, и будут ли находиться в св. церквах Божиих на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли эти иконы Господа Иисуса Христа или Владычицы Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон делаются они предметами нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждения воздавать им лобзание и почитание, и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует только Божественному естеству. Все мы так веруем, все такт думаем, все мы в этом согласны. С любовию принимаем честныя иконы. Поступающие иначе да будут анафема! Кто не допускает евангельских повествований, представленных живописью, тому анафема! Кто не лобзает икон, как сделанных во имя Господа и святых Его, тому анафема!» ( Дeяh. VII Всел. Собор.) 18 . Почитание священных изображений Бог особой заповедью внушил людям благоговейное почитание рукотворенной святыни: «они (левиты) не должны подходить, смотреть святыню (Святое Святых с ковчегом откровения), когда покрывают ее, чтобы не умереть» ( Чис. 4:20 ); и повелел совершать перед священными изображениями: а) каждение: «Сделай жертвенник для приношения курений... и поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения... где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением... И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ... и сделай из них искусством составляющаго масти курительный состав, стертый, чистый, святый... это будет святыня великая» ( Исх. 30:1, 6–7, 34–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Личность, расцветшая в Духе Святом, – это святость. А личность оттого и личность, что другой такой в мире нет и не будет. Не надо при этом ждать чудес и для всех очевидного величия. Именно этого нам привычно от святости ждать, лишь подтверждая лишний раз, что мы, как теперь говорят, «не в теме». Больший из всех рожденных женами – Иоанн Креститель – ни одного чуда не сотворил. Моисей и Илия меньше его, а он и не воскрешал, и не исцелял. И были подлинно чудные люди вроде Онуфрия Великого, проведшие в пустынях по полувеку и более, общавшиеся только с ангелами и ни с кем из людей. У них не было славы. О них просто не знали. Так что ни чудеса, ни громкое признание святости сопутствовать не обязаны. Человек должен быть полон Богом. Не абстрактной добротой, не мягкостью и пушистостью, а Богом. Причем в меру своей глубины. Внутренняя мера человека может быть мала, как наперсток. Но если наперсток полон, это будет маленькая подлинная святость. Если же человек похож на чашу и тоже полон, это будет б о льшая святость. А есть еще ведра, кувшины, водоносы и прочие емкости по возрастающей их объема. И хорошо бы, чтобы каждая была полна. Тогда все будут святы, и все по-разному. Так и на видимом небе: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15:41). Святость доказывает существование иного мира и правду Евангелия. Благодаря святым Евангелие из книги, из «просто» текста превращается в плоть и кровь, в дыхание и молитву конкретного человека. Святые – это и есть «воплощенное Евангелие». Каждый в отдельности воплощает одну или несколько цитат. Все вместе, собор всех святых воплощают Евангелие целиком. Можно просить у них: у Пантелеимона – здоровья, у Николая – помощи в путешествии, у Спиридона – решения жилищных проблем. Почему же не просить? Это открытые и чистые источники. Стыдно и глупо жаждущему из них не пить. Но любить святых нужно не только за благое участие в нашей суетной жизни. Их стоит любить за то, что они есть; за то, что они – радостное откровение о том, каким может быть человек.

http://pravoslavie.ru/113580.html

протоиерей Михаил Браверман Образ и Первообраз Все святые приносят молитву за мир. Но святые не посредники между нами и Богом, «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления Всех» [ 1Тим. 2:5–6 ]. Соединив Себя нам, Господь и нас соединяет Себе; Он есть Путь – Им и в Нем мы приходим к Небесному Отцу. От Христа Спасителя получаем мы духовное исцеление и оставление грехов. Через Него сотворен мир – и к Нему этот мир устремлен. Он есть Логос – смысл всего существующего, и смыслы (логосы) всех вещей сокрыты в Нем. От Господа Иисуса Христа рождаются святые и к Нему они устремлены. И как в Церкви человек призван найти свои, личные отношения с Богом, потому что Он – наш Отец, Он – наш Спаситель, Он – наше Освящение, так и личные отношения должны быть у нас со святыми, и прежде всего с Той, Которая возглавляет лик всех святых – Богородицей и Приснодевой Марией. Личное отношение и чувсгво возникает, когда мы о Ней думаем, к Ней обращаемся в молитве, созерцаем Ее образ – икону, на которой Она и от Нее родившийся младенцем Бог . Икону, на которой Дева Мария на Своих руках носит невместимого во всей Вселенной Бога. Икона есть свидетельство о Воплощении – Невидимый Бог, «Которого никто из человеков не видел и видеть не может» [ 1Тим. 6:16 ], становится человеком, становится видимым, а значит – изобразимым. В Господе Иисусе Христе всегда неслиянно, но и нераздельно присутствует невидимая Божественная и видимая человеческая природа, но икона являет нам не природу, а Личность Богочеловека. Поклоняясь образу, мы поклоняемся Первообразу – Господу Иисусу Христу. Прославляя святых, мы прославляем Бога, свет Которого может сиять в человеке. Икона выражает догматическое учение Церкви. VII Вселенский собор, осудивший ересь иконоборчества, мы воспринимаем как окончание великих богословских и христологических споров. А восстановление иконопочитания, которое празднуется в первый воскресный день Великого поста, Церковь называет Торжеством православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Смотреть очами веры " февраля 2024 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Всех петербургских святых B Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник  Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской , 4 февраля,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию  в храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовской пустоши . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный  Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель  протоиерей Роман Ковальский с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.  Среди молящихся были директор ГМП " Исаак­иевский собор " Юрий Мудров, руководитель центра " Возвращенные имена " при РНБ, составитель 17 томов " Ленинградского мартиролога " Анатолий Разумов. Пел молодежный хор Исаакиевского собора под управлением рег­ента Ларисы Христич.  Чтец  храма Рождества Пресвятой Богороди­цы в Рыбацком  Павел Молчанов был рукопол­ожен во диакона. Было совершено слав­ление новомученикам. " Мы слышали сегодня в Евангелии, как Господь проходил через Иерихон с учениками и множеством народа, - сказал владыка в проповеди. - Слепой нищий, который сидел у дороги, спросил, что это за шум. Ему ответили, что это Иисус идет из Назарета в Иерусалим. Нищий стал кричать: " Иисус, сын Давидов, помилуй меня! " Он еще не знал, что Иисус Христос - Сын Божий, и называл его сыном Давидовым. Этот слепец не мог читать, но имел веру. Он кричал все больше и больше. Его просили прекратить и не шуметь. Господь обратил на него внимание и попросил подвести его. " Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге " (Мк. 10:46). Вот как Господь исцеляет! У нас врачи подолгу готовят больного к операции, чтобы, например, удалить катаракту, а тут слепой без наркоза и больниц мгновенно вылечился. Спаситель совершал чудеса, когда видел веру в людях, и радовался, если слышал благодарность за это Отцу Небесному. И слепец стал благодарить Отца Небесного, а народ стал хвалить Бога за то, что произошло такое чудо и они стали его свидетелями " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Таким образом, всё то великое множество святых угодников Божьих, кои по роду своего служения являются верными заступниками и хранителями «всех сущих в море далече», — со времен 1917 года моряков Российского флота больше не охраняют. Это была величайшая победа князя тьмы, и до сегодняшнего дня российские моряки «твердо стоят на страже этих завоеваний». Поэтому так неуютно человеческой душе внутри современного корабельного пространства наполненного грязным словом, там все «нечисто», там живет зло, которое в любое время может вырваться на свободу и разгуляться в полную силу, разрушая и калеча всех и вся. Человек добровольно отдал свою жизнь во власть дьяволу, забыв Божье предупреждение: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места Диаволу. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно давало благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4,29). Не искоренив матерщину ситуацию на флоте не изменить. Время, в течение которого Господь жестоко наказывал Россию, дав неограниченную власть над ней силам зла, в лице безбожного режима, наконец, истекло. Мат теперь не будет прощен от Господа, как это было во времена советского флота. Теперь от самих людей зависит, когда они расстанутся с этой «отрыжкой» мрачных времен. Господь ясно говорит: «не может из тех же уст исходить благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3, 5). Прославление Когда, вспахав морское дно, подводный ракетный крейсер проложил кровавый рубеж, обозначив предел духовной деградации русского народа, вслед за этим, 13 августа 2000 года в Москве была подведена черта под Российской историей XX века. Юбилейный Освященный Архиерейский Собор РПЦ принял решение вселенского масштаба. Были прославлены в лике святых мученики и исповедники России ХХ века. Церковь от лица всего народа прославила тех, кто своей мученической кончиной встал на пути безбожных властей и испросил всем нам прощение греха отступления от веры отцов.

http://pravmir.ru/neugasimaya-lampada-ku...

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.  39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,  40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.  1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще ,  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Милоть — одежда из овчины мехом наружу, т. е. довольно грубая. Милоть носил пророк Илия, и здесь явно намек на него, скрывающегося в пещере от жрецов Ваала. На иконах в милоти обычно изображают Иоанна Предтечу, пророка Илию и некоторых других святых. Древнегреческое слово Dγκος может переводиться и как «бремя, ноша, тяжесть», и как «гордость». Свт. Иоанн Златоуст и блж. Феодорит Кирский, для которых греческий был родным языком, понимают это слово как «бремя». « Выражение «свергнем с себя всякое бремя» может относиться к сбрасыванию лишнего веса на тренировках, но не на дистанции. Вероятнее всего, речь идет о греческом обычае избавления от лишней одежды, которая сковывала движения спортсмена в процессе бега. Этот образ указывает на то, что читателям необходимо избавиться от всего, что мешает им победить в соревнованиях (древние писатели иногда под «бременем» имели в виду пороки); эти ободрение и призыв чрезвычайно важны, потому что, подобно древнему Израилю в пустыне, христиане могли поддаться искушению и повернуть назад, к прошлому». Крейг Кинер, Культурно-исторический комментарий Дословный перевод: «легко обступающий, опутывающий». « Образ, представленный в 12:1–3 и, возможно, в 12:12–13, указывает на спортсменов-атлетов, которые прилагают все усилия, устремляясь к финишу. Атлетические соревнования были излюбленным образом в греко-римской литературе, который использовался как метафора нравственной баталии, которую ведет мудрец в этом мире; в эллинистическом произведении 4 Мак это иногда соотносится с мучениками. Данный отрывок (Евр 12:1–3) является кульминацией повествования о героях веры прошлых эпох (гл. 11) ».

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-p...

А за что еще Он прогневался на царя Охозию, как не за то, что тот послал своих людей к прорицательнице Аккаронской, о чем уже упоминалось выше? Почему я говорю только о нескольких случаях? Ведь огромные толпы народа и великие города подверглись голоду, мечу, рабству и уничтожению за магию. Так, Господь голодом и смертью наказал лжепророков и чародеев в Иерусалиме, а также всех, кто верил их лжепророчествам: «Пророки пророчествуют ложное именем Моим... они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего. Поэтому: так говорит Господь мечом и голодом будут истреблены эти пророки, и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусстима от голода и меча, и некому будет хоронить их» ( Иер.14:14–16 ). Так Иерусалим, этот царский город, возлюбленный Богом, был уничтожен за всякие волхвования и чародейства, которыми занимались его жители. Поэтому и сказал Соломон: «Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхований и нечестивые жертвоприношения» ( Прем.12:3–4 ). Так, царствующий город Ниневия тоже был уничтожен со всеми его жителями за магию, которой там занимались жители. Как говорит пророк Наум, горе «городу кровей!., развратницы... искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими – племена» ( Наум.3:1,4 ). Великий город Вавилон внезапно подвергся бесплодию, вдовству и разрушению за насаждение магии и колдовства, как предупреждает нас Исаия, дочь Вавилона... внезапно, в один день, придет к тебе и то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих... и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь ( Ис. 47:1,9,11 ). Какую епитимью налагают каноны на магов Таковы наказания, которым Бог подвергает магов и их поклонников. Каноны Святых Соборов и отцов Церкви тоже предписывают различные епитимии за магию. Шестой святой Вселенский Собор в 61-м правиле назначает в течение шести лет не допускать до Святых Таин тех, кто ходит к гадателям, чтобы узнать нечто тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010