Однако окаянный грешник об этом небрежет. Человеколюбивый Бог столь чудный о нем показал Промысл, дабы покаялся и так спасся, но грешник оставляет это без внимания. Христос Сын Божий представляет в Евангелии Своем пришествие в мир ради него, представляет ему Свое вольное уничижение, Свою вольную нищету, Свое вольное и глубокое смирение, Свои труды, болезни, скорби, печали, страдания и смерть, смерть же крестную, и говорит ему: «Человек! Все это Я ради тебя и твоего спасения принял и претерпел, ты же небрежешь о своем спасении. Небрежешь, ибо не хочешь каяться и, перестав грешить, Кровью Моей воспользоваться и оживиться». Но грешник, хотя и слышит в Евангелии этот прежалостный и пресладкий глас Иисусов, однако нерадит об этом. Христос обещает ему не поминать грехов и беззаконий его, если обратится к Нему, но грешник этим пренебрегает. Христос призывает его к Себе и обещает ему покой, но грешник этому не внимает. Пребывает неисправным, как и был, беззаконно живет, как и жил, творит злые дела, как и творил, любит тьму, как и любил, ненавидит свет, как и ненавидел, и потому не приходит к свету, и остается с дьяволом, князем тьмы. О, бедный грешник! Пробудись и очувствуйся. Если же не сделаешь этого, то сама Кровь Христова, ради тебя пролитая, возопиет об отмщении на тебя. Послушай, что пророк Божий от лица Божия говорит тебе: Обличу тебя, и представляю пред лицом твоим грехи твои (Пс 49:21). То есть все твои злые дела, слова, мысли, замыслы, и начинания в след за тобой пойдут на тот век и на всемирном суде Христовом явятся, и получишь за них достойную свою мзду. Если не хочешь ныне с пользой для себя покаяться и так благодатью Христовой спастись, то тогда будешь каяться, но поздно и бесполезно. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14), владычествующий над всеми Бог, благословенный во веки веков. Аминь. Слово десятое. О смерти   Человекам положено однажды умереть. (Евр 9:27)   Смерть сильна подвигнуть к покаянию. Смерть нам известна и неизвестна. Известна, так как все умрем, а неизвестна, потому что не знаем, когда, как и где умрем. Чем больше живем, тем больше сокращается наша жизнь, и уменьшаются дни наши, и мы приближаемся к смерти, и уже сегодня ближе к ней, нежели вчера были, и в этот час, нежели час назад. Смерть за каждым невидимо ходит, и восхищает его тогда, когда он не ждет. Почти все люди, а особенно здоровые и крепкие, мечтают так, помышляя в себе: я еще поживу, невидна еще кончина моя, соберу и буду насыщаться собранными благами. Но тут неожиданно нападает на него смерть, и тогда погибают все мечтания и помышления его (Пс 145:5). Скоро умирает тот, который обещал себе долгую жизнь. Кто хотел собирать и богатеть, оставляет и мир и в мире тело свое. Так неизвестна нам кончина, христиане. Человеколюбивый Бог, имея о нас попечение, сделал для нас неизвестной кончину нашу, чтобы мы всегда к ней были готовы и пребывали в истинном покаянии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Скачать epub pdf Такие категории, как Промысл Божий, всеведение, провидение, предопределение, судьба и рок, являются для меня формулами, определяющими некое динамическое состояние человеческой души, которая, выбирая для себя в качестве приоритета то или иное понятие, дрейфует либо в сторону абсолютного принятия христианского мировоззрения, связанного с Божиим Промыслом, либо в сторону язычества. Понятие рока несовместимо с христианским мироощущением, и поэтому ясно, что в Священном Писании ему не могло быть посвящено ни единого слова. И оно попало в поле моего зрения исключительно потому, что и Промысл Божий, и Его всеведение, и провидение, и предопределение так или иначе могут вызывать ассоциации с пониманием, свойственным роковому восприятию жизни. Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. ( Втор.30:19 ) Поводом к написанию данной статьи стали истории, рассказанные мне одним высокопоставленным лицом; человек этот, будучи православным, тем не менее укоренил в своих убеждениях мысль о предопределении. В какой-то момент своей деятельности он точно знал, что его дальнейший карьерный рост уже невозможен, но в начале 1990-х годов он ненароком получает предсказание, что станет генералом, получит продвижение по службе, второй раз женится и родит ребенка. Справедливости ради надо сказать, что первая его жена к тому времени уже была смертельно больна, но человек устроен так, что не теряет надежды и борется за жизнь изо всех своих сил. И я сам как врач и как священник являюсь свидетелем того, какие усилия он предпринимал для излечения своей супруги. Так что все эти слова, исполнившиеся в точности, в тот момент казались ему абсолютно нереальными. Столь же серьезно он говорил и о предсказаниях Ванги (опять-таки сам он ее не посещал) о том, что Курск окажется под водой и будет море слез. Гибель подводной лодки «Курск» является с его точки зрения актуализацией этого вангиного утверждения. Следует при этом учитывать и то, что в языческом мире существовали предсказатели, слова которых сбывались, но иногда носили поистине издевательский характер. Чего стоит, например, известное пророчество царю Крёзу: «Если Крёз пойдет войной на персов, то разрушит великое царство». Тот, как мы знаем, пошел и погубил… свое 1 . Задача, которую я ставлю перед собой – это найти ответ на вопрос о соотношении категорий, с которых, собственно говоря, и началась данная статья, то есть до какой степени христианин может принимать предопределение, не скатываясь при этом к грубому язычеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Надобно и то сказать, что скорби праведников неприятно поражают только нас, свидетелей их терпения, и поражают единственно по нашей неопытности в духовной жизни. Сами же праведники с внутренним удовольствием встречают скорби, как благих вестников милости Божией. Благоволю в досаждениях, бедах, в теснотах по Христе, писал Апостол Павел к Коринфянам ( 2Кор. 12:10 ). Во всем скорбяще, гоними, присно живии в смерть предаемся Христа ради; но нестужаем си. Аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. Аще земная наша храмина тела разорится, имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесех, говорил тот же Апостол в другом месте ( 2Кор. 4:8–16; 5:1 ). Промысл Божий попускаемые искушения всегда соразмеряет с силами искушаемых, во еже возмощи им понести ( 1Кор. 10:13 ); а между тем болезни внешних страданий с избытком вознаграждает внутренними, благодатными утешениями. Эти утешения бывают так сильны и полны, что, случается, праведники и не чувствуют страданий, страждут как бы в чужом теле. Бесчисленный сонм мучеников непререкаемо подтверждает эту истину. Возблагодарим, братия, Промысл Божий за те скорби и гонения, которыми он посещает некоторых из нас. Это знак Его милости, отеческой заботливости о нас. Гонения составляют истинное несчастье только для гонителей; но для гонимых это – приобретение. Для совершенных в благочестии – это пробный камень, которым Господь показывает им степень их преуспевания в добре, и, следовательно, вместе с тем есть случай к приобретению высшего венца. Для менее совершенных – это приличное очищение от грехов неведения, слабости или предотвращение от греха угрожающего. Для начинающих же, которые, подобно нам, только еще хотят благочестно жити – это необходимое вразумление, спасительное врачевство против усилившегося зла. Будем благодушны и готовы на все за благочестие; если Господу угодно будет посетить нас скорбию, примем ее с покорностию, непрестанно молясь ко Господу не о том, чтоб скорее миновалась эта скорбь, но чтоб Он помог нам перенести ее угодным Ему образом: вмале наказаны бывшие, великими облагодетельствованы будем. Будем твердо помнить слово Господа: внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу ( Матф. 6:13 ). Претерпевый до конца, той спасен будет. Аминь. Слово в неделю двадцать четвертую (Лук. 8:40–56)

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Почему наименование дерева, через которое совершился печальный опыт, древом познания добра и зла, вполне приличиствует самому предмету». (Кат.) Здесь есть один оттенок. Мы говорили о том, что грех есть беззаконие, нарушение закона Божьего, преступление закона. Но вы встречали, наверно, такие слова, что это было положительным явлением, потому что тем самым человек обретает некоторый опыт жизни. Скажем так: он знал о том, что смертью умрет, а здесь он понял на собственном опыте, что такое смерть. Он знал, что могут быть болезни, а здесь он их испытал. Но опыт зла, пожалуй, опыт достаточно печальный. Здоровый человек может сделать гораздо больше, чем больной. И вовсе не надо человеку испытывать все горести, которые он испытывает. Есть такая теория: не будь зла, мы не чувствовали бы так любви и Промысла Божьего. Подобно тому, как чистый воздух мы ценим тогда, когда его не хватает. Так ли это? Теория – одно. Иное дело – практика святых, которые не находятся в таком греховном и падшем состоянии, как все. Кто же лучше постигает Промысл и чувствует любовь Божию? Опыт святых говорит о том, что именно они. И нельзя строить заключение, что чем глубже пал человек, тем лучше он постиг Промысл Божий в мире, и, стало быть, зло необходимо. Вопрос: Как могли Адам и Ева послушаться диавола вопреки воле Божией? Здесь надо говорить об употреблении во зло свободной воли, дарованной человеку Богом. Лекция 10 От чего именно спасти человека пришел на землю Сын Божий? Надо было спасать человека от греха, проклятия и смерти. Эта задача остается и на сегодняшний день. Грех При рассмотрении вопроса греха надо учесть, что человек создан по образу Божию. Как разумное существо, он может выбирать для себя путь жизни, путь деятельности. Мы знаем, что любое явление имеет причину. А здесь мы имеем как бы начальные причины, т. е. в свободе человека кроется начало того или другого причинно-следственного ряда. Человек может строить дом, может вредить своим близким, может вредить самому себе – он выбирает для себя некоторую жизненную стратегию и реализует ее. Что произошло тогда, когда впервые было грехопадение наших прародителей? Надо вспомнить о назначении человека, которое было при его творении. Человек был предназначен, прежде всего, для познания Бога, для того, чтобы все время приближаться к Нему. Вместе с задачей познания Бога была связанная с этим любовь к Богу» ибо нельзя приближаться к кому-либо не любя. Приближение к Богу должно быть в любви. С этим связано прославление Бога; при правильном отношении к Богу Его слава наполняет того, кто приближается к Нему, и это являет собою прославление Бога. Человек должен был участвовать в том всеблаженстве, в котором пребывает Бог . Иначе и быть не могло. Это приближение к Богу давало душе свет, который озаряет все; вместе с ним обреталась радость и блаженство. Таково должно было быть назначение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

§5о. Тяжесть греха сего явствует из того, что праотцы наши сим 1) восстали против Бога; 2) Ему не поверили и позавидовали; 3) Его похулили, поверив диаволу лучше, нежели Ему; 4) и что как себя, так и потомство свое все повредили и умертвили. Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же (то есть во Адаме) вси согрешиша ( Рим. 5:12 ). Вси согрешиша и лишени суть славы Божия ( Рим. 3:23 ). Рассуждение 4. О всеобщем промысле Божием §1. Преблагой Господь не токмо сперва произведением из небытия в бытие тварям своим доброты, совместные естеству оных сообщил, но и после не перестал благодетельствовать, что называется промыслом Божиим. Глава 1. О сущности и бытии промысла Божия. §2. Промысл Божий есть по создании оказуемая к миру благость Божия, или действие Божие, упражняющееся в содержании и управлении мира. Промысл иначе именуют смотрением, о мире попечением, устроением, хранением, правлением, домодержавством и провидением. §3. О бытии промысла Божия свидетельствуют премногие Св. Писания места. Отец Мой доселе делает, и Аз делаю ( Ин. 5:17 ); Сам дая всем живот и дыхание и вся ( Деян. 17:25 ); В нем же живем, движемся и есмы ( Деян. 17:28 ); Нося всяческая глаголом силы Своея ( Евр. 1:3 ); Учинением Твоим пребывает день ( Пс. 118:91 ); Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих ( Пс. 134:7 ); Не несвидетельствована Себе остави, благотворя, с небесе нам дожди дая и времена плодоносна, исполняя пищею и весельем сердца наша ( Деян. 14:17 ); и Пс. 1о3:14, 135:25, 146:9. §4. Отсюда явствует, что весьма заблуждают те, кои думают, что Бог не печется о нуждах Своих тварей. Ибо хотя они и говорят, что Бог живет в превеликом и глубочайшем спокойствии, весь в пресладком и нечувственном Божестве почивая, но не разумеют, что Бог не со скукою и трудом управляет вселенною, но единым только действием воли Его от Него все совершается и что Он и при промысле Своем может быть спокойнейшим; а потому и нисколько не может убавиться блаженства и увеселения Божеского из того, что Он упражняется во управлении мира. Истинное блаженство не в том состоит, чтоб ничего не делать и быть в праздности, но более в том, чтоб добро делать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

2) В то время познаста прародители нашы, яко добра вещь рай, и еже в нем пребывание, егда того недостойны сотвористася, и оттуду изгнастася. Воистину добро не толь познавается быти добро, егда имать е у себе человек, яко в то время, егда погубит е: познаста и злое, егоже прежде не знаяста. Познаста бо наготу, глад, зиму, труд, болезнь, страсти, немощь, смерть, и ад: все то познаста, егда запведь Божию преступиста 120 . б) Продолжает промышлять и во все последующее время α) сохраняя бытие наше 1) Бог содержит живот всякого человека, верного и неверного, праведного и грешного: вси бо о Нем (якоже глаголет Апостол) живем, и движемся, и есмы ( Деян.17 ) 121 . Что же принесем, что воздадим, или кое благодарение возслем Создателю нашему Господу Иисусу Христу, яко благих не требующих наших, но от своего единого благоутробия не токмо мир сей видимый нас ради созда, но и в нем обогащает и сохраняет ны, дает нам житие и жилищ и питает ны? 122 Да не глаголеши убо: сирота есмь, Бога бои маши храняща тя, и пекущася о тебе: Он тебе отец и матерь, учитель и наставник, покровитель и руководяй ко спасению 123 . 2) Аще Бог и о невозлагающихся, ни уповающих нань промышляет, изливая на всех благодать свою, якоже солнце лучи своя, сияя на благия и злыя, кольми паче промыслит о уповающих нань, и возложивших себе Ему всецело. Помыслим, како бяше промысл Божий о людех Израильских в пустыне, о тех, иже бязу благодеяний Его неблагодарный, много неверие свое к Нему (аще и чудеса того зряху велия) являющих, ко идолопоклонению удобопреклонящихся: обаче и таковых не оствляше Бог, но весь промысл Его о них бяше: не имать ли убо Господь промышляти о работающих Ему усердно, с верою же и любовию, всю надежду свою и упование нань возлагающих? 124 β) Попуская распространение первородного греха 1) Начать Ева, мати всех живущих, в болезни родити чада, к смерти паче, неже к животу: прежде рождения бо умертви я, наведши грехом своим всему человеческому роду смерть сугубу, душевную и телесную. И не первее начинаху родящиися жити, неже умирати душею бо абие мертвы бываху, телом же к смерти течаху, происходяще от утробы матерни в жизнь сию купно с мертвым тлением 125 . Егда Адам бысть прельщен, и прогнева Создателя преступление заповеди Его, и лишися преждния благодати того: тогда познав зло, сотворися к нему зело удобен. И вниде в естество человеческое всякое греховное желание: гордость, лакомство, ярость, гнев, зависть, плотская вожделения 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И в самом деле, братья, если помыслим о том, что мы безвредно прожили столько, сколько прожили: то сердце наше не может не принесть живейшей благодарности промыслу Божию, спасавшему нас доселе, не может не одушевиться верой на спасение в будущем! Сколько смятений и переворотов претерпели в прошедшем чужие страны: мы пребыли безвредны. Смерть у других народов с пламенником в руках истребляла грады и веси: наши села и грады сохранял Промысл. Вне пределов отечества меч брани пожинал целые тысячи: мы наслаждались миром и спокойствием! И только ли? Кто из нас не подвергался бедствиям и злоключениям, кои, по-видимому, низводили нас до ада; и, однако же, десница Вышнего сохранила нас. Многократно, не один из нас не думал уже встать от одра болезни, не одному угрожала смерть, но по милости Божией мы доселе пребываем целы и невредимы. Таковых благодеяний Промысла какое сердце не признает? А сколько еще таких, коих мы не примечаем! He о Господе ли мы живем, движемся и есмы ( Деян. 17:28 )? Без милосердия Божия, без Его святого промысла мы не могли бы существовать ни одного мгновения! И, однако же живем еще, милосердие Божие хранит нас, подает нам хлеб в наслаждение и в пищу нашу, и даже ныне несмотря на общее несчастье, исполняет весельем сердце наше, подвигая к Отеческому соболезнованию о нас Благочестивейшего Государя Императора, столь бодрственно и деятельно пекущегося о нашем спасении! Утвердим себя, слушатели, в уповании на промысл Божий! В Его руках мы безопаснее младенца, покоящегося у груди материнской! Без воли Его и волос главы нашей не погибнет! Но, предавая себя в волю Божию, мы должны с благодарностью пользоваться средствами, ниспосылаемыми промыслом Божиим для спасения нас от угрожающей нам смерти! Правосудие Божие наказывает нас, и Его же милосердие посылает нам спасение! Удалим от себя грехи – причину настоящего бедствия, и не отвергнем средств, предохраняющих от окруживших нас сетей адовых. Отцы наши справедливо говорили: береженаго Бог бережет. Но быть неосторожным посреди всеобщего бедствия, значит прилагать беззаконие к беззаконию. Ибо кроме того, что неосторожный умирает в нераскаянии, а через сие подвергается вечной смерти, – он бывает причиной преждевременной смерти ближнего. И так мудрая осторожность не только необходима в настоящем случае: но даже есть непременный долг истинного Христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

   А в мире, а над нами, как показывает все другое, — владычествует Промысл Божий. Ты сам признаешь это. Если признаешь воистину и имеешь правильное понятие о Боге и Его совершенствах, то суди сам: могла ли смерть произойти от Бога и быть делом рук Его? — Это все равно, как если бы свет произвел из себя тьму, сладость источила горечь. И почему бы так было? Разве у Всемогущего могло недоставать средств, чтобы, создав человека, не отдавать его в жертву смерти? И для чего бы так было? Кто отдается на смерть по суду человеческому? Самые тяжкие преступники. Где же было бы правосудие Божественное, если бы смерть была уделом человека невинного, каковым он вышел из рук творческих?    И пусть бы смерть не сопровождалась по крайней мере страданиями! Но посмотрите на большую часть умирающих: это ли дело природы и рук Божиих? Нет, или смерть неестественна человеку и есть, как учит св. Писание, следствие не природы и Творца, а плод повреждения и греха, — или Творец не благ и не правосуден.    Посему те, кои легкомысленно думают, что смерть есть не что иное, как дань природе, должны вместе с тем уже иначе думать о Боге и Его совершенствах, или, точнее сказать, отвергать большую часть сих совершенств, как, к сожалению, и бывает со многими из них! Мы же возьмем из сего нашего собеседования тот урок, чтобы нс употреблять легкомысленно языческого выражения о смерти, что она есть дань природе; нет, эта дань не природе, а греху, или, пожалуй, и природе, но не первобытной, чистой и невинной, какою вышла она из рук Божиих, а природе падшей, какою сделал ее грех и диавол, как увидим в следующем нашем собеседовании. Аминь. Слово о происхождении смерти    В прошедшем собеседовании нашем мы видели, даже при слабом мерцании слабого ума человеческого, что смерть не есть и не может быть принадлежностью самой природы нашей и произведением нашего Творца и что думать таким образом, как, к сожалению, думают некоторые, значило бы оскорблять величие Божие, и особенно Его несомненную, бесконечную благость, даже Его правосудие. После сего представляется неизбежный вопрос: откуда же смерть и как она взошла к нам, в природу нашу и во весь род человеческий?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако окаянный грешник об этом небрежет. Человеколюбивый Бог столь чудный о нем показал Промысл, дабы покаялся и так спасся, но грешник оставляет это без внимания. Христос Сын Божий представляет в Евангелии Своем пришествие в мир ради него, представляет ему Свое вольное уничижение, Свою вольную нищету, Свое вольное и глубокое смирение, Свои труды, болезни, скорби, печали, страдания и смерть, смерть же крестную, и говорит ему: «Человек! Все это Я ради тебя и твоего спасения принял и претерпел, ты же небрежешь о своем спасении. Небрежешь, ибо не хочешь каяться и, перестав грешить, Кровью Моей воспользоваться и оживиться». Но грешник, хотя и слышит в Евангелии этот прежалостный и пресладкий глас Иисусов, однако нерадит об этом. Христос обещает ему не поминать грехов и беззаконий его, если обратится к Нему, но грешник этим пренебрегает. Христос призывает его к Себе и обещает ему покой, но грешник этому не внимает. Пребывает неисправным, как и был, беззаконно живет, как и жил, творит злые дела, как и творил, любит тьму, как и любил, ненавидит свет, как и ненавидел, и потому не приходит к свету, и остается с дьяволом , князем тьмы. О, бедный грешник! Пробудись и очувствуйся. Если же не сделаешь этого, то сама Кровь Христова, ради тебя пролитая, возопиет об отмщении на тебя. Послушай, что пророк Божий от лица Божия говорит тебе: «Обличу тебя, и представляю пред лицом твоим грехи твои» ( Пс. 49:21 ). То есть все твои злые дела, слова, мысли, замыслы, и начинания вслед за тобой пойдут на тот век и на всемирном суде Христовом явятся, и получишь за них достойную свою мзду. Если не хочешь ныне с пользой для себя покаяться и так благодатью Христовой спастись, то тогда будешь каяться, но поздно и бесполезно. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5:14 ), «владычествующий над всеми Бог», благословенный во веки веков. Аминь. Слово десятое. О смерти «Человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9:27 ). Смерть сильна подвигнуть к покаянию. Смерть нам известна и неизвестна. Известна, так как все умрем, а неизвестна, потому что не знаем, когда, как и где умрем. Чем больше живем, тем больше сокращается наша жизнь, и уменьшаются дни наши, и мы приближаемся к смерти, и уже сегодня ближе к ней, нежели вчера были, и в этот час, нежели час назад. Смерть за каждым невидимо ходит, и восхищает его тогда, когда он не ждет. Почти все люди, а особенно здоровые и крепкие, мечтают так, помышляя в себе: я еще поживу, не видна еще кончина моя, соберу и буду насыщаться собранными благами. Но тут неожиданно нападает на него смерть, и тогда погибают все мечтания и помышления его ( Пс. 145:5 ). Скоро умирает тот, который обещал себе долгую жизнь. Кто хотел собирать и богатеть, оставляет и мир и в мире тело свое. Так неизвестна нам кончина, христиане. Человеколюбивый Бог , имея о нас попечение, сделал для нас неизвестной кончину нашу, чтобы мы всегда к ней были готовы и пребывали в истинном покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Homo subjunctivus. До какой степени христианин может принимать предопределение И может ли человеческая воля вкупе с волей Божьей изменить течение истории 24 октября, 2018 И может ли человеческая воля вкупе с волей Божьей изменить течение истории Такие категории, как Промысл Божий, всеведение, провидение, предопределение, судьба и рок, являются для меня формулами, определяющими некое динамическое состояние человеческой души, которая, выбирая для себя в качестве приоритета то или иное понятие, дрейфует либо в сторону абсолютного принятия христианского мировоззрения, связанного с Божиим Промыслом, либо в сторону язычества. Понятие рока несовместимо с христианским мироощущением, и поэтому ясно, что в Священном Писании ему не могло быть посвящено ни единого слова. И оно попало в поле моего зрения исключительно потому, что и Промысл Божий, и Его всеведение, и провидение, и предопределение так или иначе могут вызывать ассоциации с пониманием, свойственным роковому восприятию жизни. Ж изнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.  (Втор.30:19) Священник Алексий Тимаков. Автор фото: mscwdoc П оводом к написанию данной статьи стали истории, рассказанные мне одним высокопоставленным лицом; человек этот, будучи православным, тем не менее укоренил в своих убеждениях мысль о предопределении. В какой-то момент своей деятельности он точно знал, что его дальнейший карьерный рост уже невозможен, но в начале 1990-х годов он ненароком получает предсказание, что станет генералом, получит продвижение по службе, второй раз женится и родит реб е нка. Справедливости ради надо сказать, что первая его жена к тому времени уже была смертельно больна, но человек устроен так, что не теряет надежды и борется за жизнь изо всех своих сил. И я сам как врач и как священник являюсь свидетелем того, какие усилия он предпринимал для излечения своей супруги. Так что все эти слова, исполнившиеся в точности, в тот момент казались ему абсолютно нереальными.

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010